Научная статья на тему 'Предварительные итоги формирования и перспективы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана'

Предварительные итоги формирования и перспективы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предварительные итоги формирования и перспективы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА

Д.И. УШКАЛОВА,

руководитель сектора политики соседства Института экономики РАН, к.э.н.

Уже больше года прошло с момента, когда Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал свершившимся фактом. С 1 января 2010 года вступил в действие Единый таможенный тариф. С середины 2010 года работает Таможенный кодекс Таможенного союза. В ближайшее время (при создании Единого экономического пространства Таможенного союза) предполагается перестройка работы наднационального органа ТС - Комиссии Таможенного союза. В частности, планируется, что Комиссия Таможенного союза перестанет быть коллегиальным органом на уровне вице-премьеров, а станет постоянно действующим органом. Кроме того, с 1 января будущего года комиссия начнет работать как наднациональный орган Единого экономического пространства.

В настоящее время подписан весь комплект соглашений, составляющих договорно-правовую основу ЕЭП, включая соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, о единых принципах и правилах конкуренции, о государственных закупках, об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики и транспортировке газа, о порядке функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов. Их реализация создаст условия для процесса регулирования общего рынка стран Таможенного союза посредством внутренних экономических регуляторов -унифицированных правил конкуренции, предоставления промышленных субсидий, государственной поддержки сельского хозяйства, осуществления государственных закупок и пр. Изменения экономической среды на объединенном рынке Таможенного союза, положительно влияя на объемы внутреннего производства и взаимной торговли, приведут к вытеснению ввоза из третьих стран товарами из стран Таможенного союза.

Казалось бы, вполне закономерно было бы подвести первые итоги деятельности Таможенного союза, начать анализ последствий его создания для социально-экономического развития трех стран. Тем не менее на практике оценка результатов деятельности Таможенного союза не может быть однозначной. Во-первых, процесс становления Таможенного союза происходит в условиях восстановления мировой экономики, что существенно затрудняет вычленение положительных эффектов создания единой таможенной территории на фоне меняющейся конфигурации внешнеторговых связей стран Таможенного союза. В действительности синергетический эффект таких двух факторов, как создание Таможенного союза и восстановительные процессы в мировой экономике, для социально-экономического развития России, Белоруссии и Казахстана никто в точности не просчитывал. В этих условиях делать однозначные выводы о воздействии фактора Таможенного союза на социально-экономическое развитие трех стран, по всей видимости, преждевременно. Тем не менее определенные эффекты создания Таможенного союза уже можно оценить.

Принято считать, что важнейшим показателем эффективности интеграционной группировки является усиление взаимной внешнеторговой зависимости ее стран-членов в ходе интеграционного строительства, что является индикатором процесса сращивания экономик. Безусловно, значение имеет, конечно, усиление процесса разделения труда, главным образом внутриотраслевого. Тем не менее принято считать, что даже банальный рост товарооборота в определенной степени свидетельствует об эффективности интеграционного процесса.

Очевидно, что в 2010 году наблюдался восстановительный рост и торговли стран Таможенного союза с дальнем зарубежьем, и их взаимной торговли. Между тем темпы роста товарооборота России со странами Таможенного союза уступали темпам роста ее торговли со странами дальнего зарубежья. По данным ФТС России, если товарооборот России со всеми странами (за исключением Белоруссии и Казахстана) в 2010 году возрос на 33,3%, то товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в 2010 году увеличился на 18,9%, между Российской Федерацией и Казахстаном - также на 18,9% (см. табл. 1).

В результате доля Белоруссии и Казахстана в общем товарообороте России снизилась с 7,7% в 2009 году до менее 7% в 2010 году. Следует, однако, отметить, что в январе 2011 года этот показатель возрос до 7,3% за счет повышения доли Казахстана (см. табл. 2).

Таблица 1

Темпы роста показателей внешней торговли России со странами Таможенного союза в 2010 году и январе 2011 года

Темпы роста в 2010 г. по сравнению с 2009 г., % Темпы роста в январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г., %

Экспорт Импорт Товарооборот Экспорт Импорт Товарооборот

Белоруссия 108 146,1 118,9 102,4 145 116,2

Казахстан 118 121,1 118,9 131,4 145,2 136,5

Белоруссия и Казахстан 111,5 137,2 118,9 112,2 145,1 123,4

Справочно: весь мир 131,4 136,8 133,3 109,9 147,3 119,6

Источник: данные ФТС России.

Таблица 2

Удельный вес стран Таможенного союза в географической структуре внешней торговли России

2009 г. 2010 г. Январь 2011 г.

Экспорт Импорт Това-рообо-рот Экспорт Импорт Това-рообо-рот Экспорт Импорт Това-рообо-рот

Белоруссия 5,5 4 5 4,6 4,3 4,5 3,9 5,6 4,4

Казахстан 3 2,2 2,7 2,7 2 2,4 2,5 3,5 2,9

Источник: данные ФТС России.

Темпы роста импорта России из стран Таможенного союза существенно превышали темпы роста ее экспорта в Казахстан и Белоруссия. В 2010 году. они также превышали темпы роста российского ввоза из стран дальнего зарубежья. В частности, российский экспорт в Белоруссию по итогам января 2011 года возрос всего на 2,4%, в то время как

импорт - на 45%. За счет чего был обеспечен такой прирост? По всей видимости, в данном случае имели значение 2 фактора. С одной стороны, наметилась положительная тенденция интенсификации торгового обмена готовой продукцией, на что, собственно, и было направлено создание Таможенного союза. Так, например, в январе 2011 год по сравнению с январем 2010 года ввоз в Россию из Белоруссии грузовых автомобилей возрос в 2,3 раза, седельных тягачей - в 5,5 раз, тракторов -более чем в 2 раза, лекарственных средств - на 66,5%, черных металлов - более чем в 2 раза1. С другой стороны, имеются все основания предполагать, что имеет место переток поставок из Белоруссии, на что указывает рост импорта Республики из стран дальнего зарубежья в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года более чем в 2 раза.

Таблица 3

Темпы роста показателей внешней торговли Белоруссии со странами Таможенного союза в 2010 года и январе 2011 года

Темпы роста в 2010 г. по сравнению с 2009 г., % Темпы роста в январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г., %

Экспорт Импорт Товарооборот Экспорт Импорт Товарооборот

Россия 146,2 108 118,9 135,8 103,8 114,1

Казахстан 147,9 540 223,4 132,5 306,5 164,6

Россия и Казахстан 146,2 109,9 120,6 135,7 104,6 114,9

Спра-вочно: весь мир 118,4 122 120,5 86,9 136,7 111,9

Источник: данные Национального статистического комитета Республики Беларусь (Внешняя торговля // Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-феврале 2011 г. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011).

1 Внешняя торговля // Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-феврале 2011 г. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011.

Не исключено, что данный переток может быть вызван более дешевой «растаможкой» легковых автомобилей в Белоруссии. В частности, в Белоруссии налог в 20% начисляется только на разницу между закупочной и отпускной ценой автомобиля, тогда как в России на его полную розничную стоимость. В результате стоимость легкового автомобиля в Белоруссии, даже несмотря на более высокий уровень НДС, значительно ниже, чем в России и Казахстане, при этом чем дороже машина, тем заметнее разница.

Аналогичный переток, по всей видимости, имеет место быть и в торговле Казахстана с Белоруссией, только в данном случае речь идет о перетоке из Казахстана. Так, например, по итогам 2010 года импорт Белоруссии из Казахстана возрос в 5,4 раза, в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года - в 3 раза. (Импорт Белоруссии из России в 2010 году возрос всего на 8%) (см. табл. 3). Речь, видимо, идет о товарах из Китая. Переток из Казахстана в Россию осуществлялся в ограниченных объемах, в связи с чем российский импорт из Казахстана возрос всего на 21,1%.

В то же время создание Таможенного союза, очевидно, дало импульс для интенсификации экспорта России и Белоруссии в Казахстан. Белоруссия в 2010 года нарастила поставки в Казахстан почти на 48%. В январе 2011 года прирост экспорта Белоруссии в Казахстан составил 32,5%, России в Казахстан - 31,4% (см. табл. 1 и 3).

Итак, каковы итоги? Во-первых, все же удалось хотя бы частично активизировать торговое сотрудничество в рамках Таможенного союза. В максимальном выигрыше при этом оказались Белоруссия и Казахстан, сумевшие реализовать преимущества свободного допуска на внутренний рынок Таможенного союза. С другой стороны, отчасти оправдались негативные прогнозы относительно возможности перетока товаров из Казахстана и Белоруссии.

Каковы последствия с точки зрения доходов бюджетов стран Таможенного союза? В 2010 году с учетом действующего с сентября порядка перераспределения платежей объем поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин в российский федеральный бюджет по сравнению с 2009 годом увеличился на 25,6%.

По данным российского казначейства, с начала распределения платежей от ввозных пошлин в сентябре до конца 2010 года платежи, перечисленные Россией в бюджет Белоруссии и Казахстана, были ниже объема встречных перечислений из этих стран на 3,9%. В результате в период с сентября по декабрь 2010 года отрицательное для российского бюджета сальдо между суммами, перечисленными в

бюджеты Белоруссии и Казахстана и поступлениями из бюджетов этих стран составило 10 млрд руб., из которых около 70% приходилось на сальдо с Казахстаном.

Недопоступления из бюджета Казахстана были обусловлены снижением темпов роста казахского импорта из стран дальнего зарубежья. Так, в январе-июле 2010 года импорт Казахстана сократился на 4% по отношению к аналогичному периоду 2009 года, в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года - на 23%, при этом в основном снизился ввоз из стран дальнего зарубежья. Следует вместе с тем отметить, что отрицательное сальдо с Казахстаном могло бы быть значительно больше, если бы казахстанский ввоз из дальнего зарубежья не включал в себя товарные позиции, предназначенные для последующего перетока поставок из Казахстана в другие страны Таможенного союза.

В январе-феврале 2011 года отрицательное сальдо перераспределения поступлений от ввозных таможенных пошлин между Россией и Казахстаном и Белоруссией составило 3,11 млрд руб., из которых на Казахстан приходилось 78%. В среднемесячном измерении в текущем году по сравнению с четырьмя последними месяцами 2010 снижение потерь российского бюджета составило 70%.

Таким образом, по всей видимости, проблему недопоступления средств в российский бюджет не следует абсолютизировать, она может быть решена в рабочем порядке и, безусловно, не является критичной с точки зрения перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического про-странства2.

2 В частности, страны Таможенного союза уже перераспределили между собой за сентябрь 2010 - февраль 2011 года импортных пошлин на сумму 12,023 млрд долл. По данным Комиссии Таможенного союза, с момента вступления в силу Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) за сентябрь 2010 - февраль 2011 года в бюджеты государств - членов Таможенного союза зачислены следующие суммы ввозных таможенных пошлин в долларовом эквиваленте, рассчитанном из среднемесячного номинального курса доллара по отношению к национальным валютам сторон: Республика Беларусь - 565 млн долл.; Республика Казахстан - 881,6 млн долл.; Российская Федерация - 10576,6 млн долл. В результате отрицательное сальдо по взаиморасчетам по ввозным таможенным пошлинам с государствами - членами Таможенного союза в Российской Федерации в феврале 2011 года снизилось по сравнению с сентябрем 2010 года в 1,6 раза (в сентябре 2010 года оно составляло 115,9 млн долл., в феврале 2011 года - 72,2 млн долл.).

Что же является важнейшим вызовом для Таможенного союза в ближайшей перспективе? По всей видимости, таким вызовом является ожидаемое присоединение России к ВТО. Вопрос о соотношении и взаимовлиянии интеграционного процесса в рамках Таможенного союза и процесса присоединения России к ВТО остается актуальным все последние годы. Основной вопрос состоит в том, какие изменения претерпит ЕТТ после вступления России в ВТО. Казалось бы, этот вопрос должен быть давно уже решен в соответствии с российским офером. Между тем в данном случае имеется целый ряд технических вопросов и ограничений. Во-первых, российский офер датируется серединой 2000-х годов, с того времени поменялась гармонизированная система кодирования и описания товаров, в ЕТТ появились новые тарифные линии. Как все эти изменения увязывать с взятыми Россией перед ВТО обязательствами, пока не вполне ясно. И тем более не ясно, какие последствия данный процесс будет иметь для ЕТТ и перспектив Таможенного союза в целом.

Очевидно, что сценарий присоединения России к ВТО предполагает наличие жестких рамок для проведения тарифной политики. Так, все тарифы будут носить связанный характер; в качестве верхнего предела ставок импортных пошлин, как представляется, будет выступать уровень тарифа Российской Федерации, действовавшего в 2002-2006 годов; пошлины на большую часть промышленных товаров будут подвергнуты постепенной либерализации (исключения составляют товары, на которые действовали ставки в размере 5%, и некоторые точечные чувствительные позиции); по ряду товаров возможно повышение ставок.

В этих условиях, по всей видимости, будет предпринята попытка скорректировать существующий механизм принятия решений в Таможенном союзе с точки зрения минимизации ограничений возможностей для Российской Федерации проводить эффективную тарифную политику с учетом ее обязательств перед ВТО.

Таким образом, представляется, что именно «развилка», связанная с приближающимся присоединением России к ВТО, в ближайшей перспективе является наиболее важной с точки зрения будущего развития Таможенного союза трех государств. От выбора эффективного варианта реализации интеграционных процессов в этих условиях в значительной степени будет зависеть не только эффективность работы Таможенного союза, но и перспективы (и скорость) формирования Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.