УДК 004.02:004.5:004.9
Саяты В. С. студент
3 курс, направление 40.03.01, группа 217-1 юридический факультет, специальность «Юриспруденция» Научный руководитель: Даштаар-оол В.О.
старший преподаватель кафедра уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
Россия, г. Кызыл
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация: В статье раскрывается сущность предварительного расследования, которое осуществляется в форме предварительного следствия и дознания. Проводится следователями, дознавателями строго в процессуальной форме, закрепленной нормами уголовно-процессуально права. Сроки предварительного следствия и дознания. Обвинительный акт по результатам предварительного следствия и дознания. Общие черты и специфические особенности предварительного следствия и дознания.
Ключевые слова: предварительное расследование, следствие, дознание, сроки, следователь, дознаватель.
Sayaty V.S. student
3rd year, directions 40.03.01, group 217-1 Faculty of Law with a degree in Jurisprudence Academic supervisor: Dashtaar-ool V.O.
senior lecturer
Department of Criminal Law and Procedure FSBEI HE "Tuva State University "
Russia, Kyzyl
PRELIMINARY INVESTIGATION
Annotation: The article reveals the essence of the preliminary investigation, which is carried out in the form of a preliminary investigation and inquiry. It is carried out by investigators, interrogators strictly in a procedural form, enshrined in criminal procedural law. Terms of preliminary investigation and inquiry. The indictment according to the results of the preliminary investigation and inquiry. Common features and specific features of the preliminary investigation and inquiry.
Key words: preliminary investigation, investigation, inquiry, terms, investigator, interrogator.
Предварительное расследование является отдельной стадией уголовного процесса и разновидностью досудебного разбирательства. Оно носит вспомогательный характер по отношению к судебному разбирательству и призвано формировать условия, при которых возможно надлежащее рассмотрение и разрешение дела судом.
В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание.
Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.
Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, органов внутренних дел РФ, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законодательно закреплено в ст. 151 УПК РФ.
Порядок производства предварительном следствия определяется совокупностью норм, которые сосредоточены в ст. 162-170 гл. 22 УПК РФ, названной «Предварительное следствие».
Начинается предварительное следствие с вынесения постановления о возбуждении уголовного дела либо же постановления о принятии следователем уголовного дела к своему производству (если оно было возбуждено органом дознания для производства неотложных следственных действий).
Завершается предварительное следствие постановлением о прекращении уголовного дела, обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня его возбуждения.
Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, он может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12-ти месяцев.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителями.
В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и
не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.
При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях
По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении перечисляются все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, и указывается руководитель следственной группы.
К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно -розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). Состав следственной группы объявляется каждому подозреваемому, обвиняемому в целях реализации их права на отвод следователя в порядке ст. 62 УПК РФ. Должностные лица органов.
В соответствии со ст. 158 УПК РФ окончание предварительного расследования осуществляется одним из двух способов: 1) направлением уголовного дела в суд; 2) прекращением уголовного дела.
Убедившись, что виновность обвиняемого доказана и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела, следователь производит процессуальные действия, указанные в гл. 30 УПК РФ, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору (ч. 6 ст. 220 УПК РФ).
Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, регламентированы гл. 31 УПК РФ.
Прокурор, действуя в порядке, установленном гл. 31 УПК РФ, при согласии с обвинительным заключением утверждает его и направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу.
Данные предварительного расследования (содержание допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, результаты следственных действий, иные доказательства и информация о ходе расследования) не подлежат разглашению, в соответствии со ст. 161 УПК РФ, поскольку это обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, устраняет возможность неправомерного противодействия расследованию путем запугивания, подкупа, расправы с по терпевшими, свидетелями, другими участниками
следственных действий, уничтожения документов, других доказательств. Не разглашение данных предварительного расследования необходимо и в силу ряда других причин, в частности в силу презумпции невиновности.
В необходимых случаях следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования. Об этом у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.
Неразглашение данных предварительного расследования — вынужденная мера, и применяться она должна так, чтобы под предлогом секретности не создавались условия для волокиты, принятия в ходе предварительного расследования незаконных и необоснованных решений, осуществления противоправных действий.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Дознание производится: дознавателями органов внутренних дел РФ, дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности, дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов, дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы следователями Следственного комитета РФ, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателями таможенных органов РФ. Законодательно закреплено в ст. 151 УПК РФ.
С точки зрения законодателя, дознаватель — не единственный субъект дознания, им является еще и следователь. Если в отношении органа дознания и его должностного лица — дознавателя не возникает никаких возражений относительно того, что они упоминаются в законе в качестве такового, то фигурирование следователя в этой группе выглядит весьма сомнительно. Следователь не может руководствоваться в своей деятельности процессуальным режимом дознания: сокращенным сроком расследования, составлением итогового процессуального документа — обвинительного акта, утверждением его у начальника органа дознания и пр.
Традиционной для теории уголовного процесса считается точка зрения, что каждой форме предварительного расследования соответствует свой субъект, наделенный надлежащими полномочиями.
Предварительное следствие осуществляется следователем, а дознание — органом дознания в лице дознавателя. Этим и рядом других признаком указанные формы предварительного расследования всегда разграничивались между собой.
Порядок производства дознания в самом общем виде дан в ч. 1 и 2 ст. 223 УПК РФ. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24-29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ.
Таким образом, на дознание распространяются все правила, касающиеся общих условий предварительного расследования, производства следственных действий, приостановления и возобновления предварительного следствия, прекращения уголовных дел.
Если же установленные для дознания правила противоречат правилам предварительного следствия, то применяются специальные правила, регламентирующие дознание.
Дознание производится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Кроме того, дознание может производиться по уголовным делам и об иных преступлениях небольшой и средней тяжести, но лишь по письменному указанию прокурора (и. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).
Согласно ст. 223 УПК РФ срок дознания составляет 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости он может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Для тех ситуаций, когда уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, законодатель предусмотрел процессуальный документ уведомление о подозрении в совершении преступления.
В ходе дознания к подозреваемому могут применяться любые меры пресечения из числа тех, что предусмотрены законом. Это следует из содержания п. 13 ст. 5 УПК РФ, где говорится, что избрание меры пресечения — это принятие дознавателем, следователем и судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого, а также ст. 97, 100-108 УПК РФ, где дознаватель перечисляется наряду с другими органами и должностными лицами.
Вместе с тем в законе также определено, что меры пресечения применяются, как правило, к обвиняемому, и лишь в исключительных случаях они могут быть избраны в отношении подозреваемого. При этом по правилам ст. 100 УПК РФ обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а потом заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.
После истечения 10 суток, если обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется. При невозможности составить
обвинительный акт в 10-суточный срок со дня заключения подозреваемого под стражу законодатель предусмотрел возможность предъявления ему обвинения на общих основаниях и в общем порядке, после чего производство дознания продолжается в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения должна быть отменена (ч. 3 ст. 224 УПК РФ).
Приостанавливается дознание в общем порядке, т.е. в соответствии с главой 28 УПК РФ. Основные особенности касаются лишь порядка его возобновления. Так, в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания.
Согласно ст. 223.2 УПК РФ производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей (по аналогии со следственной группой), о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей.
К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.
Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном законом.
Завершается дознание обвинительным актом либо постановлением о прекращении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 158 УПК РФ).
Обвинительный акт является не только итоговым решением проведенного дознания, но и процессуальным документом, на основании которого подозреваемый приобретает процессуальный статус обвиняемого. Это главное его отличие от обвинительного заключения, которым завершается предварительное следствие.
Кроме того, обвинительный акт в соответствии с ч. 4 ст. 225 УПК РФ требует утверждения у начальника органа дознания. После этого уголовное дело направляется прокурору для утверждения обвинительного акта и последующего направления в суд.
По окончании дознания для ознакомления предоставляются не только материалы уголовного дела, но и обвинительный акт. Этим дознание также отличается от другой формы предварительного расследования — предварительного следствия.
Таким образом, характеристика предварительного следствия и дознания показывает, что каждая из этих форм предварительного расследования имеет как общие черты, так и свои специфические особенности.
Дознание рассматривается как самостоятельная форма предварительного расследования наряду с предварительным следствием. Вместе с тем дознание неотделимо от предварительного следствия хотя бы потому, что оба они представляют собой две формы предварительного расследования и имеют единую цель расследовать уголовное дело, собрать доказательства до (для) судебного рассмотрения.
Между тем все это не означает стирание граней различий между дознанием и предварительным следствием, оно ни в коей мере не может подменять предварительное следствие, впрочем, как и обратно.
Установление в законе отчетливых критериев их разделения — залог успеха эффективности производства по уголовному делу.
Требования закона должны соблюдаться не только гражданами, но и структурами, уполномоченными добиваться правосудия и не допускать совершения злостных нарушений уголовного законодательства.
Соблюдение всех регламентированных норм и правил жестко проверяется контролирующими органами. А сотрудники прокуратуры проводят доскональную проверку, поступивших материалов по делу, чтобы не допустить необоснованного обвинения человека.
Использованные источники:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. I). ст. 4921.
2. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 9-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012.
3. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. Москва: Проспект, 2011.
4. Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб., 2002.
5. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности. М.: Юстицинформ, 2009.
6. Зажицкий В.И. О направлениях совершенствования Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 4.
7. Лавдаренко Л.И. Раскрытие преступления как одна из задач органов предварительного расследования // Сибирский юридический вестник. 2013. №1
8. Михайлов В.А. Общие положения о предварительном расследовании // Российская юстиция. 2012. №4.
9. Михайлов В.А. Проблема раскрытия неочевидных преступлений по делам, по которым предварительное следствие обязательно // Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия (к 150-летию образования следственного аппарата в России): материалы Всерос. науч.практ. конф.: в 3 ч. М., 2010. Ч. 1.
10. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Смирнова // СПС КонсультантПлюс. 2012.