УДК339.543
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ О ТОВАРАХ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕАЭС ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Ю. В. Назаренко Научный руководитель - И. В. Полухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрена схема предварительного информирования о товарах, ввозимых авиационным транспортом. Данная технология разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций.
Ключевые слова: предварительное информирование, воздушный транспорт, таможенная служба, ЕАЭС.
PRELIMINARY INFORMATION ON THE GOODS IMPORTED TO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE EAEUBY AIR TRANSPORT
Yu. V. Nazarenko Scientific supervisor - I. V. Polukhin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article considers the scheme of preliminary information on goods imported by air transport. This technology is designed to ensure a uniform approach to the formation, transmission of information about goods and vehicles before crossing the customs border and its use by customs authorities in the conduct of customs operations.
Keywords: preliminary information, air transport, customs service, EAEU.
С тех пор как 7-8 лет назад Россия вступила на путь инновационного развития экономики и страны Содружества независимых государств стали активно участвовать в создании интеграционных экономических союзов, формирующиеся новые формы и характер внешнеторговой деятельности стали причиной реформирования таможенного законодательства и его совершенствования.
Утвержденная Распоряжением Правительством РФ от 28.12.2012 № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия) определила следующие приоритетные направления совершенствования деятельности таможенных органов:
1) повышение качества таможенного администрирования;
2) расширение видов государственных услуг;
3) исполнение государственных функций в электронном виде;
4) совершенствование транспортной и таможенной инфраструктуры, логистических операций и др. [1].
Одним из мероприятий Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации является введение обязательного представления предварительной информации о товарах, пере-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
мещаемых воздушным транспортом. Сущность технологии предварительного информирования заключается в заблаговременном представлении информации о транспортном средстве международной перевозки и перемещаемых им товарных партиях в целях выбора таможенным органом форм таможенного контроля.
В 2011 г. предварительное информирование было внедрено для автомобильного транспорта и в 2014 г. - для железнодорожного. С 1 апреля 2017 года вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2015 г. № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».
Предварительное информирование таможенного органа выполняет следующие задачи:
1) усовершенствовать систему таможенного администрирования, минимизировав время выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через таможенную границу евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);
2) повысить оперативность принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;
3) создать эффективный механизм обеспечения безопасности Российской Федерации [2].
Предварительное информирование о товарах предоставляется таможенному органу прибытия перевозчиком, который осуществляет ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или лицом, действующим по поручению этого перевозчика.
Для работы с предварительной информацией о товарах, ввозимых авиатранспортом, разработан комплекс программных средств - «Таможенный контроль в воздушном пункте пропуска», который осуществляет сбор и систематизацию полученной предварительной информации, на основе которой должностными лицами таможенного органа принимаются решения о проведении таможенного контроля до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Предварительное информирование высокоэффективно в решении задач по минимизации времени совершений таможенных операций, а также выборе объектов для фактического таможенного контроля.
Схема предварительного информирования о товарах, ввозимых на территорию ЕАЭС воздушным транспортом, представлена на рисунке.
На 1 этапе перевозчик, осуществляющий ввоз товаров воздушным транспортом на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не менее чем за 2 часа до прибытия в первый воздушный пункт пропуска или международный аэропорт на территории Российской Федерации представляет консолидированную предварительную информацию (посредством портала электронного представления сведений ФТС России) в базу данных на сервер Центрального информационно-технического таможенного управления Федеральной таможенной службы России (далее - ЦИТТУ). Далее предварительная информация в автоматическом режиме проходит проверку ее соответствия структуре и форматам, установленным требованиями технической документации, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме - форматно-логический контроль (далее - ФЛК).
После успешной проверки, на 2 этапе, присваивается уникальный идентификационный номер перевозки (далее - УИНП), который сообщается перевозчику посредством электронного сообщения, автоматически сформированного в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС).
На 3-м этапе пограничный таможенный пост запрашивает в базе данных ЦИТТУ предварительную информацию о ввозимых товарах. Получив предварительную информацию из базы (этап 4), осуществляет в процессе проводимого таможенного контроля сверку этих сведений (этап 5), сопоставляя их со сведениями, содержащимися в транспортных, коммерческих и иных документах. Несоответствие предварительной информации сведениям в документах, представленных перевозчиком, и степень их расхождения учитывается таможенным органом при выборе применения форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками [3].
Схема процесса предварительного информирования для товаров, ввозимых воздушным транспортом
Данная технология позволяет увеличить скорость совершения таможенных операций в отношении товаров через ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и, соответственно, снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, возрастает эффективность таможенного контроля за счет предварительной возможности более подробно и детально изучить сведения о ввозимых товарах. В соответствии с системой управления рисками применить более эффективную форму таможенного контроля, основанную на принципе выборочности и ограничится только теми её формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства России в области таможенного дела. В связи с этим целесообразно также внедрить технологию обязательного предварительного информирования и для морского и речного транспорта.
Библиографические ссылки
1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс
2. Предварительное информирование [Электронный ресурс]. URL: http://stu.customs.ru/ index.php?id=4249&Itemid=289&option=com_content&view=article (дата обращения - 01.04.2017).
3. Распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.05.2016 № 141-р «Об утверждении Временного порядка совершения таможенныхопераций и проведения таможенного контроля в отношениивоздушных судов, осуществляющих международные пере-возкитоваров, почтовых отправлений, бортовых припасов, пассажирови багажа, в местах прибытия, убытия, а также в местах совершенияпромежуточной, вынужденной посадки на таможенную территориюЕвразийского экономического союза, при таможенномдекларировании воздушного судна в электронной форме». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ 16а00141/(дата обращения - 01.04.2017).
© Назаренко Ю. В., 2017