3. Kolmakov V.P. Nekotorye voprosy kriminalisticheskoj profilaktiki prestuplenij // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1961. №2 12. S. 96-108.
4. Sovetskaya kriminalistika: ucheb. posobie po metodike rassledovaniya otdel'nyh vidov prestuplenij / pod red. S.P. Mitricheva, M.P. SHalamova. M., 1962. 114 s.
5. Yablokov N.P. Kriminalisticheskaya metodika rassledovaniya. M., 1985.
6. Yablokov N.P. Kriminalisticheskaya metodika rassledovaniya: istoriya, sovremennoe sostoyanie i problemy: monografiya. M.: Norma: INFRA-M, 2016. 192 s.
7. Zudin V.F. Kriminalisticheskaya profilaktika prestuplenij (koncepciya, principy, sredstva realizacii). Voronezh, 1995. 128 s.
8. Mahtaev M.SH. Osnovy teorii kriminalisticheskogo preduprezhdeniya prestuplenij: monografiya. M., 2001. 270 s.
9. Yablokov N.P. Kriminalisticheskoe preduprezhdenie prestuplenij // Materialy Vserossijskoj nauch.-prakt. konferencii po problemam profilaktiki pravonarushenij. M., 1997. S. 107-108.
10. Aminev F.G. O nekotoryh problemah profilaktiki v sudebno-ekspertnoj deyatel'nosti i putyah ih resheniya // Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke: materialy H Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Ufa, UYUI MVD RF 19-20 aprelya 2018 g.). 2018. №2 1. S. 73-74.
11. Aminev F.G. Sudebno-ekspertnaya deyatel'nost' v Rossijskoj Federacii: sovremennye problemy i puti ih resheniya: dis. ...dokt. yurid. nauk. -Rostov-na-Donu, 2016.
12. Potashnik D.P. Preduprezhdenie prestuplenij po materialam kriminalisticheskoj ekspertizy: dis. ... kand. yurid. nauk. Tomsk, 1964.
13. Fridman I.Ya. Sudebnaya ekspertiza i voprosy preduprezhdeniya prestuplenij: dis. ... dokt. yurid. nauk. Kiev, 1974.
14. Aliev I.A., Aver'yanova T.V. Konceptual'nye osnovy obshchej teorii sudebnoj ekspertizy. Baku: Gyandzhlik, 1992. S. 153-190.
15. Aminev F.G. O nekotoryh problemah integracii nauchno-metodicheskogo i organizacionnogo obespecheniya sudebno-ekspertnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii // Yurist"-Pravoved". 2016. №3. S. 5-12.
16. Aminev F.G., Shahkeldov F.G. Ob usovershenstvovannyh special'nyh metodah kriminalistiki v rassledovanii prestuplenij // Pravo i praktika. 2021. №1. S. 87-91.
17. Homutov S.V. Nauchno-metodicheskie i organizacionnye osnovy kriminalisticheskoj ocenki zaklyuchenij eksperta i specialista: diss. .kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu, 2019. 25 s.
18. Homutov S.V. O problemah ekspertnoj profilaktiki v sudebno-ekspertnyh organizaciyah // Teoriya i praktika fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij v sfere sudebno-ekspertnoj deyatel'nosti i DNK-registracii naseleniya Rossijskoj Federacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 23-24 sentyabrya 2021 g. Ufa: RIC BashGU 2021. S. 195-198.
19. Aminev F.G., Homutov S.V. O pravovom obespechenii professional'noj podgotovki ekspertov negosudarstvennyh sudebno-ekspertnyh organizacij // Vestnik kriminalistiki. 2019. № 2 (70). S. 38-48.
20. Aminev F.G. K voprosu reformirovaniya sudebno-ekspertnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii // Kriminalistika: teoriya i praktika [Elektronnyj resurs]: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2020. S. 57-62.
21. Dokuchaev O.V. Kriminalisticheskaya deyatel'nost' i antikriminal'naya profilaktika // Vklad V.YA. Koldina v otechestvennuyu kriminalistiku: sbornik materialov po rezul'tatam raboty Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma - kruglogo stola, posvyashchennogo pamyati professora kafedry kriminalistiki Koldina Valentina Yakovlevicha, 26 maya 2021 goda. M.: Yurlitinform, 2021. S. 82-94.
ХОМУТОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета ([email protected]).
KHOMUTOV, SERGEY V. - Ph.D. in Law, Lecturer of the Department of Criminalistics, Institute of Law of the Bashkir State University ([email protected]
УДК 343.98 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-117-121
ЧЕРМЕНЁВА С.С., ЧХВИМИАНИ Э.Ж., ЛУНКАШУ Ю.В. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И ЕЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ключевые слова: предварительная проверка, преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, расследование, следственные действия, преодоление противодействия.
В настоящее время количество направленных в суд уголовных дел по делам в сфере жилищно-коммунального хозяйства значительно уменьшилось. Число возбужденных уголовных дел, как и оставшихся материалов проверок, в виду недостаточности в них сведений, достаточных для принятия решения о возбуждении уголовного дела, также снизилось. Так как развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства находится в числе приоритетных направлений, возникает необходимость не допустить ее криминализации, что входит в полномочия правоохранителей, тем самым возлагая на них ответственность о выявлении каждого нарушения законодательства и противоправного факта.
CHERMENYOVA, S.S., CHKHVIMIANI, E.Zh., LUNKASHU, Y.V. PRELIMINARY INSPECTION AND ITS FORENSIC SIGNIFICANCE IN THE ORGANIZATION OF INVESTIGATION AND OVERCOMING COUNTERACTION TO CRIMES IN THE FIELD OF HOUSING-COMMUNAL SERVICES
Key words: preliminary inspection, crimes in the field of housing-communal services, investigation, investigative actions, overcoming counteraction.
Currently, the number of criminal cases sent to the court in cases in the field of housing-communal services has significantly decreased. The number of initiated criminal cases also decreased, and remained the materials of inspections, due to the lack of sufficient information in them to make a decision on initiating a criminal case. Since the development of the housing-communal services sector is among the priority areas, therefore, there is a neсessity to prevent its criminalization, which is within the powers of law enforcement officers, thereby placing on them the responsibility to identify every violation of the law and illegal fact.
Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль экономики, которая в настоящее время находится под пристальным вниманием властей. Данное внимание обосновано, так как количество проблем в данной отрасли порождает необходимость в нахождении путей их преодоления с
направлением большого количества денежных средств, что влечет за собой и большую криминализацию действий лиц, имеющих к ней отношение. Усугубляет ситуацию также тот факт, что отсутствует четкое нормативное регулирование данной сферы, что порождает большое количество скрытых финансовых операций и коррупционных действий лиц, осуществляющих руководящие функции. Следует также учитывать и то, что в данную сферу включена целая система организаций различных направлений - осуществляющих обслуживание и ремонт жилого фонда, ресурсоснабжающих, управляющих, жилищных кооперативов, товариществ собственников и иных многоотраслевых организаций жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, удержание контроля над законным функционированием всей этой сложной системы представляет собой достаточно сложную задачу, которая требует на настоящий момент комплексного подхода, слагаемого из введения новой и корректировки действующей нормативной базы, которая позволит данной сфере функционировать более прозрачно и из разработки методического обеспечения контроля со стороны правоохранителей.
Теоретические основы выявления и расследования преступлений данной сферы уже сформированы учеными-криминалистами, так как невозможно столь значимый сектор экономики оставить без должного внимания. Так, Маринкин Д.Н. [1], Титова К.А. [2], Дорофеев И.Н., Строгалов В.В. [3] и другие уже исследовали вопросы методик расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Следственный департамент МВД России для облегчения и формирования общего алгоритма действий по выявлению и расследованию преступлений рассматриваемой категории, разработал методические рекомендации, для внедрения их в практическую деятельность следственных подразделений [4]. Однако все же типичные проблемы проведения процессуальных проверок и расследования этим устранены не были. Также с течением времени и изменением схем, алгоритмов криминальных действий, требуется усовершенствование и разработка новых пошаговых рекомендаций для организации эффективной деятельности правоохранительных органов.
Анализ количества выявленных и направленных в суд с обвинительным заключением уголовных дел показал, что в Волгоградской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 2018 год в производстве следственных подразделений области было возбуждено 35 уголовных дел, направлено в суд -10, а уже в 2020 году возбуждено 19 уголовных дел, направлено в суд 14, то есть налицо уменьшение количества выявленных фактов и возбужденных по ним уголовных дел, и увеличение количества направленных в суд с обвинительным заключением. Исходя из аналитических справок о результатах расследования, и в 2018, и в 2020 году основным недостатком при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере жилищно-коммунального комплекса, является продолжительный срок расследования. На сроки предварительного следствия влияет не только необходимость проведения большого объема следственных и процессуальных действий, но и качественное и полное проведение процессуальных (доследственных) проверок [5].
Анализ судебно-следственной практики по уголовным делам о хищениях в ЖКХ позволяет констатировать, что действия виновных лиц квалифицируются как мошенничество (ст. 159 УК РФ, 159.4 УК РФ), присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) и кража (ст. 158 УК РФ). В отдельных случаях возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за такие преступления, как злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и другие [6]. Перечисленные составы преступлений относятся к категории экономических и коррупционных, следовательно, выявление и осуществление предварительной процессуальной проверки по ним находится в компетенции правоохранителей по линии экономической безопасности. От качества взаимодействия сотрудников УЭБ и ПК со следственными органами не только на этапе расследовании, но и на этапах проведения доследственных процессуальных проверок, напрямую зависит насколько своевременным и законным будет принято решение по выявленному факту действий криминального характера в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Сроки проверки по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства не отличаются от сроков, которые определяет уголовно-процессуальный кодекс для иных категорий преступлений. Однако комплекс мероприятий и объем информации, которую
необходимо получить и проанализировать зачастую не позволяет получить объективные данные, достаточные для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Материал проверки в следственные подразделения зачастую поступает в последний день срока, тем самым сокращает время на полноценное ознакомление с материалами проверки, и в большинстве случаев без достаточных данных, указывающих на наличие состава преступления в действиях лиц, в отношении которых проводилась проверка. Наиболее часто в материалах проверки отсутствуют следующие сведения:
- сведения о сумме ущерба (т.е. не назначаются экспертные исследования для ее выявления, либо данные исследования назначены, но их результаты не приобщены к материалам проверки);
- точные сведения о периоде деятельности организации сферы, в который осуществлялись криминальные действия;
- в материалах по сомнительным сделкам зачастую не отработаны контрагенты и финансовые операции, совершаемые при возможном хищении денежных средств;
- полный комплект документации, которым сопровождается оформление контрактов с подрядными организациями, поставщиками ресурсов и т.д.
- материалами проверок не подтверждается корыстная мотивация и индивидуальная заинтересованность лиц, в отношении которых проводится проверка;
- в материалах проверок содержатся факты о действиях, которые были совершены организациями, деятельность которых прекращена на момент начала или окончания процессуальной проверки; как следствие - отсутствие правоустанавливающих документов и невозможность проведения экспертных исследований.
Перечисленное, далеко не полный перечень данных, отсутствие которых не позволяет следственным органам принять законное решение о наличии признаков состава преступления для возбуждения уголовного дела. Руководители следственных подразделений в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом, вправе вернуть для устранения недостатков материал проверки с вынесением мотивированного рапорта о том, чего именно недостаточно для принятия решения. Так как зачастую срок проверки уже подошел к концу, то далее недостатки устраняются вне законного срока, либо выносятся так же необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии подлежат отмене сотрудниками прокуратуры как незаконные. Движение материала для проверок принятых решений, его отмена, установление нового срока проверки в общей сложности занимает достаточно продолжительный временной промежуток. За этот период времени лица, в отношении которых проводится проверка на наличие криминальных признаков, имеют возможность в различных формах применить противодействие расследованию. Это оказание давления на возможных свидетелей их криминальных действий; полное или частичное устранение доказательственной базы, в том числе, уничтожение документооборота, так и внесение в документальное сопровождение их деятельности изменений, которые могли свидетельствовать о криминальном характере их действий; подготовка фиктивных документов и очевидцев, которые станут свидетельствовать об отсутствии незаконных действий лиц; скрыться с места жительства и препятствовать установлению истины.
Таким образом, ненадлежащее проведенная процессуальная проверка порождает за собой целый комплекс действий по противодействию расследованию, устранить последствия которых далее в ходе расследования не представится возможным, так как реакция на действия по противодействию должна быть незамедлительной. Либо вообще следует «играть на опережение». Таким образом, ненадлежащее проведение процессуальной проверки и нарушение сроков ее проведения будет ничем иным, как проявлением формы внешнего противодействия и требует целого ряда действий со стороны следственных органов, для ее преодоления.
По нашему мнению, для устранения нарушений уполномоченными на проведение процессуальных проверок деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходима выработка целого комплекса мероприятий, касающихся не только организационных аспектов, выражающихся в улучшении качества взаимодействия подразделений УЭБ и ПК и следственных органов, но и предотвращения возможного внешнего противодействия с их стороны, проявляющегося в нарушении сроков проверки и ненадлежащем ее качестве.
Нами предлагаются следующие меры по эффективной организации процессуальной проверки и расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые, при грамотной реализации, не допустят того, чтобы действия оперативных сотрудников, осуществляющих предварительную проверку, стали противодействием расследованию, что, в принципе, противоречит всей деятельности правоохранительной системы.
Первой мерой, считаем, должны стать организационные мероприятия и ряд управленческих решений руководителей оперативных подразделений УЭБ и ПК и следственных органов, касающиеся повышения уровня взаимодействия не только на этапе расследования возбужденного уголовного дела, но и на этапе осуществления процессуальной проверки. Управления оперативных подразделений зачастую имеют такую структуру, при которой существуют специализированные подразделения, чья деятельность направлена только лишь на выявление и раскрытие преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такое структурирование эффективно, так как формирует у сотрудников данной линии практический опыт и повышает профессиональный уровень знаний в этой области. Дополнением к этому действенным будет такое организационное взаимодействие, где по каждому материалу проверки будет закреплен сотрудник следственного подразделения, который оказывает не только консультативную помощь, но и практическую. Такая помощь может выражаться в предварительном ознакомлении с материалами проверки, с вынесением рапорта рекомендательного характера с перечислением тех сведений, материалов или документов, которые необходимы для принятия решения. Это повлечет за собой сокращение сроков проверки, а также устранит возможные недоработки по материалу проверки, без необходимости вынесения незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Мера по выработке четкого алгоритма действий и необходимого минимума документов, которые должны содержаться в материале проверки по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет лишь действенным дополнением к вышеуказанному.
Также, по нашему мнению, требуется изменение законодательства, касающегося установления сроков проверки преступлений и правонарушений по линии экономики, так как объем информации, требующей установления и проверки здесь несоизмеримо больше, нежели по другим категориям преступлений. Конечно же, контроль за проведением проверки и обоснованностью продления ее срока необходимо оставить за руководителем органа дознания. Однако целесообразно данные сроки увеличить соизмеримо со сроками получения сведений, необходимых для принятия законного решения по материалу. Например, если по материалу проверки необходимо проведение бухгалтерской экспертизы (исследования), то срок исполнения исследования и истребования заключения должен быть признан законным по данному материалу проверки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность и содержание деятельности сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих процессуальную проверку по преступлениям, совершенным в сфере жилищно-коммунального хозяйства должны заключаться в полном и всестороннем ее проведении, без затягивания сроков и недопущении недостатков содержания в ней сведений, что позволит не допускать возникновения внешнего противодействия расследованию, а также приведет к эффективному и всестороннему расследованию преступлений в рассматриваемой сфере. Перечисленные нами мере в полной мере могут способствовать эффективной организации процессуальной проверки и расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Литература и источники
1. Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса. Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. 218 с.
2. Титова К.А. Методика расследования хищений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2009. 232 с.
3. Дорофеев И.Н., Строгалов В.В. Организация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учебно-методическое пособие. М.: Академия управления МВД России, 2013. 132 с.
4. Пособие следователю о проведении проверки и расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства. М.: Следственный департамент МВД России, 2015. 21 с.
5. Обзор о расследовании преступлений, совершенных в сфере жилищно-коммунального хозяйства за 12 месяцев 2018 года ГУ МВД России по Волгоградской области. Аналитическая справка о результатах расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере ЖКХ за 2020 год.
6. Лебедева А.А. Способы совершения преступлений в сфере ЖКХ, проблемы их расследования // Безопасность бизнеса. 2015. N 1. С. 27 - 30. СПС «Консультант плюс».
References and Sources
1. Marinkin D.N. Rassledovanie prestuplenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa. Dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2009. 218 s.
2. Titova K.A. Metodika rassledovaniya hishchenij v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva. Dis. ... kand. yurid. nauk. Barnaul, 2009. 232 s.
3. Dorofeev I.N., Strogalov V.V. Organizaciya operativno-rozysknoj deyatel'nosti territorial'nyh organov vnutrennih del po bor'be s ekonomicheskimi i korrupcionnymi prestupleniyami v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2013. 132 s.
4. Posobie sledovatelyu o provedenii proverki i rassledovanii ugolovnyh del o prestupleniyah v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva. M.: Sledstvennyj departament MVD Rossii, 2015. 21 s.
5. Obzor o rassledovanii prestuplenij, sovershennyh v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva za 12 mesyacev 2018 goda GU MVD Rossii po Volgogradskoj oblasti. Analiticheskaya spravka o rezul'tatah rassledovaniya ugolovnyh del o prestupleniyah, sovershennyh v sfere ZHKKH za 2020 god.
6. Lebedeva A.A. Sposoby soversheniya prestuplenij v sfere ZHKKH, problemy ih rassledovaniya // Bezopasnost' biznesa. 2015. N 1. S. 27 - 30. SPS «Konsul'tant plyus».
ЧЕРМЕНЁВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры организации следственной работы Волгоградской академии МВД РФ ([email protected]).
ЧХВИМИАНИ ЭДУАРД ЖЮЛЬЕНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Eduard- [email protected]).
ЛУНКАШУ ЮРИЙ ВИОРЕЛОВИЧ - доцент, начальник кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России.
CHERMENEVA, SVETLANA S. - Senior Lecturer of the Department of Organization of Investigative Work of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ([email protected]).
CHKHVIMIANI, EDUARD Zh. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
LUNKASHU, YURI V. - Associate Professor, Head of the Department of Special Disciplines of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
УДК 343.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-121-125
КУЛИК Н.В., ТАРАСОВА Ю.И. К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ И ПРАВЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ
Ключевые слова: предварительное слушание, права человека, защита чести и достоинства, право на информацию, Европейский суд по правам человека, прекращение уголовного дела.
В статье рассмотрена проблема защиты чести и достоинства граждан на стадии проведения предварительного слушания. Показано, что для обеспечения прав граждан, а также авторитета и беспристрастности правосудия, в российском законодательстве предусмотрены механизмы, позволяющие гражданам получать информацию о правосудии, а также защищающие их в случае привлечения к уголовной ответственности от излишнего внимания СМИ и иных представителей общественности. Отмечается, что проведение предварительного слушания в закрытом судебном заседании, предотвращает преждевременное распространение информации о лице, уголовное дело в отношении которого передается на судебные стадии уголовного процесса, гарантирует защиту личности от своеобразного информирования общества о том, что данное лицо находилось в суде, на скамье подсудимых. Обращаясь к практике Европейского суда по правам человека, авторы подчеркивают существенное значение обеспечения баланса конкурирующих интересов - свободы слова и права на тайну частной жизни.
KULIK, N.V., TARASOVA, YU.I.
TO THE QUESTION OF PROTECTING THE HONOR AND DIGNITY OF THE PERSON AND THE PUBLIC'S RIGHT TO INFORMATION DURING THE PRELIMINARY HEARING
Key words: preliminary hearing, human rights, protection of honor and dignity, right to information, European Court of Human Rights, termination of a criminal case.
The article considers problem of protecting the honor and dignity of citizens at the stage of the preliminary hearing. It is shown that in order to ensure the rights of citizens, as well as the authority and impartiality of justice, the Russian legislation provides for mechanisms that allow citizens to receive information about justice, as well as protect them in the event of criminal prosecution from excessive attention of the media and other members of the public. It is noted that holding a preliminary hearing in a closed court session prevents the premature dissemination of information about the person whose criminal case is being transferred to the judicial stages of the criminal process, guarantees the protection of the individual from a kind of informing society that this person was in court, in the dock. Referring to the practice of the European Court of Human Rights, the authors emphasize the essential importance of balancing competing interests - freedom of speech and the right to privacy.
В статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашено право граждан свободно выражать свое мнение, включающее свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ [1]. Ограничение данного права возможно, согласно этой же статье, для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. В целях соблюдения указанных приоритетов в законодательстве России предусмотрены механизмы, позволяющие гражданам