Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криминология / криминологическое исследование / предупреждение преступлений / вооруженные нападения / образовательные организации / колумбайн. / criminology / criminological research / crime prevention / armed attacks / educational organizations / Columbine.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Гаглоев Л. С.

В статье представлены социально-политические и теоретические предпосылки криминологического исследования вооруженных нападений на образовательные организации. Определена теоретическая разработанность исследуемой проблемы в криминологической теории. Сформулированы перспективные направления познания криминологических тенденций и закономерностей вооружённых нападений на образовательные организации. Цель: определить актуальность и обосновать социально-политическую значимость криминологического исследования вооруженных нападений на образовательные организации. Методы: диалектический, деятельностный и системный подходы, а также общелогические мыслительные приемы, общенаучные и частнонаучные методы Результаты: обоснована актуальность поднятой проблемы и сделан вывод о необходимости изучения и разработки мер предупреждения вооруженных нападений на образовательные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Гаглоев Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ARMED ATTACKS ON EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: SOCIO-POLITICAL AND THEORETICAL PREREQUISITES FOR CRIMINOLOGICAL RESEARCH

The article presents the socio-political and theoretical prerequisites for the criminological study of armed attacks on educational organizations. The theoretical elaboration of the problem under study in criminological theory is determined. Promising directions of cognition of criminological trends and patterns of armed attacks on educational organizations are formulated. Objective: to determine the relevance and substantiate the socio-political significance of the criminological study of armed attacks on educational organizations. Methods: dialectical, activity-based and systemic approaches, as well as general logical thinking techniques, general scientific and private scientific methods Results: the relevance of the raised problem is substantiated and the conclusion is made about the need to study and develop measures to prevent armed attacks on educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-5 УДК 340

© ®

Attribution

сс by

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Гаглоев Л.С.

Краснодарский университет МВД России

Аннотация. В статье представлены социально-политические и теоретические предпосылки криминологического исследования вооруженных нападений на образовательные организации. Определена теоретическая разработанность исследуемой проблемы в криминологической теории. Сформулированы перспективные направления познания криминологических тенденций и закономерностей вооружённых нападений на образовательные организации.

Цель: определить актуальность и обосновать социально-политическую значимость криминологического исследования вооруженных нападений на образовательные организации.

Методы: диалектический, деятельностный и системный подходы, а также общелогические мыслительные приемы, общенаучные и частнонаучные методы

Результаты: обоснована актуальность поднятой проблемы и сделан вывод о необходимости изучения и разработки мер предупреждения вооруженных нападений на образовательные учреждения.

Ключевые слова: криминология, криминологическое исследование, предупреждение преступлений, вооруженные нападения, образовательные организации, колумбайн.

PREVENTION OF ARMED ATTACKS ON EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: SOCIO-POLITICAL AND THEORETICAL PREREQUISITES FOR CRIMINOLOGICAL RESEARCH

Abstract. The article presents the socio-political and theoretical prerequisites for the criminological study of armed attacks on educational organizations. The theoretical elaboration of the problem under study in criminological theory is determined. Promising directions of cognition of criminological trends and patterns of armed attacks on educational organizations are formulated.

Objective: to determine the relevance and substantiate the socio-political significance of the criminological study of armed attacks on educational organizations.

Methods: dialectical, activity-based and systemic approaches, as well as general logical thinking techniques, general scientific and private scientific methods

Results: the relevance of the raised problem is substantiated and the conclusion is made about the need to study and develop measures to prevent armed attacks on educational institutions.

Keywords: criminology, criminological research, crime prevention, armed attacks, educational organizations, Columbine.

Введение. Вместе с тем, обучающиеся по-прежнему со-

Levan Z. Gagloev

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Защищенность учащихся образовательных организаций от криминальных проявлений неизменно представляет одно из важнейших направлений обеспечения безопасности в обществе [1, а 24]. Для обеспечения защищенности учащихся и педагогического состава регулярно совершенствуется нормативно-правовая основа, внедряются меры повышения технической безопасности, проводится профилактическая работа по предупреждению преступлений в образовательных организациях.

вершают насильственные сексуальные преступления, кражи и грабежи, участвуют в незаконном обороте наркотиков, вовлекаются в экстремистские и террористические организации.

Из широкого спектра криминальных проявлений в образовательных организациях особую опасность несут насильственные нападения учащихся с использованием оружия и взрывчатых устройств.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Результаты.

В последние годы динамика вооруженных нападений на образовательные организации существенно повысилась. Увеличивается количество жертв таких преступлений, многие вооруженные нападения получили серьезный общественный резонанс и освещение в средствах массовой коммуникации, сформировались молодежные движения оправдывающие и поддерживающие вооруженные нападения в образовательных организациях [2, а 27].

Указанные криминальные процессы вызывают обеспокоенность в обществе, формируя в социуме атмосферу общественного беспокойства, внушая гражданам страх, панику, неуверенность в собственном будущем, что обращает на себя внимание руководства страны, стимулируя разработку и внедрение мер антикриминальной практики.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным не единожды определялась необходимость совершенствования террористической защищенности образовательных организаций, предлагались комплексные меры обеспечения безопасности, указывалась важность разработки системы своевременного выявления лиц, склонных к совершению вооруженных нападений, принимались управленческие решения по блокировке сетевых сообществ, популяризирующих данные преступления [3].

Отдельные угрозы, обозначенные Президентом Российской Федерации, нашли свое отражение в документах стратегического планирования и решениях Верховного Суда Российской Федерации.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 указано, что в целях дестабилизации общественно-политической ситуации в Российской Федерации, распространяется недостоверная информация, в том числе заведомо ложные сообщения об угрозе совершения террористических актов. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению самоубийства, осуществляется пропаганда криминального образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ, размещается иная противоправная информация, объектом воздействия которой является молодежь [4].

Решением Верховного Суда Российской Федерации движение «Колумбайн», основанное на идеологии насилия и преследующее цели массовой гибели людей, устрашения населения и дестабилизации обстановки в стране путем реа-

лизации масштабных насильственных акций в образовательных организациях, признано террористической организацией.

Вместе с тем, несмотря на поставленные руководством государства задачи по противодействию вооруженным нападениям на образовательные организации, успехи антикриминальной практики в данной области туманны. Неопределенными остаются вопросы своевременного выявления лиц, от которых можно ожидать совершения вооруженного нападения, не ясны направления организации и осуществления профилактики указанных преступлений, недейственны формы профилактического воздействия на лиц, проявляющих антиобщественное поведение.

Результативность правоохранительной практики в данной области зависит от наличия комплексной криминологической информации, отталкиваясь от которой следует разрабатывать антикриминальные меры и планомерно внедрять их в правоохранительную деятельность [4, c. 125].

Представленные социально-политические предпосылки наглядно отражают высокую степень значимости поднятой проблемы и подтверждают необходимость её криминологического осмысления. Возникает серьезная потребность в определении криминологических показателей вооруженных нападений на образовательные учреждения и их детерминант, установлении особенностей криминализации и виктимизации личности в данной области, осмыслении положительного опыта зарубежных государств в противодействии вооруженным нападениям на образовательные учреждения.

Отталкиваясь от полученной информации, следует разрабатывать меры предупреждения рассматриваемого криминального явления, отвечающие современным реалиям. Вместе с тем, в современной криминологической науке такой информации практически не представлено.

Обсуждение.

Отдельные криминологические аспекты убийств представлены в работах С.Н. Абель-цева, Ю.М. Антоняна, P.A. Базарова, Г.Н. Бор-зенкова, М.М. Гродзинского, Н.И. Загородникова,

A.A. Жижиленко, А.Н. Игнатова, Э.В. Кабурнеева, Т.В. Кондрашовой, Д.А. Корецкий, В.Н. Кудрявцева, И.М. Мацкевич, В.В. Меркурьева, A.B. Наумова, Т.А. Плаксиной, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, Е.С. Стешич, Н.С. Таганцева, М.Д. Шаргородского.

Криминологические закономерности вооруженных нападений и вооруженной преступности отражены в трудах советских и российских криминологов. Среди них: В.В. Башилов, В.В. Волчен-ков, С.С. Галахов, И.В. Голованев А.И. Гуров, Т.Н. Джелали, В.А. Казакова, B.C. Комиссаров,

B.В. Лунеев, А.М. Никитин, B.C. Овчинский, Ю.П. Тимашев, Г.И. Фильченков, А.Н. Хоботов, Е.Д. Шелковникова и др.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Отдельные аспекты вооруженных нападений и массовых убийств в образовательных организациях, а также особенности распространения субкультуры, призывающей к совершению данных преступлений в сети Интернет, раскрываются эпизодически в научных публикациях Л.В. Бае-вой, А.С. Ильницкого, В.О. Карпова, В.В. Красин-ского, А.Г. Куликова, Д.Ю. Михеева, В.Д. Никишина, М.Ю. Пучниной и других.

Высокая степень социально-политической значимости поднятой проблемы и нехватка научной информации в области предупреждения вооруженных нападений на образовательные организации обусловили разработку комплексных научных исследований в данной области - их немного, но они есть.

Так, в 2024 г. Ю.В. Суходольской защищено диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме «Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования» (г. Москва) [6]. В работе автор представил массовое убийство в образовательных организациях как социальный продукт подражания для потенциальных преступников, проанализировал международный опыт определения признаков и распространенности социального феномена массового убийства в образовательных организациях, определил факторы, влияющие на формирование личности преступника, а также представил меры общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения.

Вместе с тем, поднятая автором проблема далеко не исчерпана. Не определено понятие и виды вооруженных нападений на образовательные учреждения, упущены криминологические показатели вооруженных нападений на образовательные организации и практически не установлены их детерминанты, отсутствует информация о механизмах криминализации и виктимизации, вовлечения граждан в совершение данных преступлений, не в полной мере исчерпаны вопросы предупреждения вооруженных нападений на образовательные учреждения, в том числе, реализуемые с использованием современных информационных технологий.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Указанные социально-политические предпосылки и острая теоретическая потребность в криминологическом осмыслении поднятых проблем обуславливает необходимость проведения комплексного криминологического исследования закономерностей и тенденций развития вооруженных нападений на образовательные организации, а также выработку современных мер противодействия этому криминальному явлению.

Находясь лишь в начале изучения представленных вопросов уже сейчас можно наметить наиболее перспективные направления криминологического познания вооруженных нападений на образовательные организации. Среди них:

- понятие и виды вооруженных нападений на образовательные организации;

- криминологические показатели вооруженных нападений на образовательные организации;

- детерминанты вооруженных нападений на образовательные организации;

- механизм криминализации и виктимизации личности в вооружённых нападениях на образовательные организации;

- личность жертвы вооруженных нападений на образовательные организации;

- зарубежный опыт противодействия вооруженным нападениям на образовательные организации;

- общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения вооруженных нападений на образовательные организации.

Заключение.

Решение представленных исследовательских задач в области криминологического познания вооруженных нападений на образовательные организации будет способствовать развитию криминологической науки и появлению нового знания в изучаемой сфере, а также позволит сформировать современные меры противодействия этому криминальному явлению.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Грибанов Е.В. Методика анализа криминальной ситуации в образовательных учреждениях / Е.В. Грибанов // Профилактика преступности несовершеннолетних: проблемы и перспективы: Всероссийский семинар: сборник материалов. Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2013. С. 24-27.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

2. Квашис В.Е. Современные формы проявления криминальной идеологии в сети / В.Е. Квашис, А.С. Ильницкий // Научный портал МВД России. 2021. № 2. С. 26-31.

3. Путин подписал закон о немедленной блокировке «колумбайн-сообществ». URL : https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5c18eb589a794725795b148f (дата обращения 09.12.2023).

4. Путин заявил о неполном выполнении его поручений о безопасности в школах. URL : https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/609d22149a794784c0ca6cab (дата обращения 09.09.2022).

5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Гарант».

6. Симоненко А.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики / А.В. Симоненко, Е.В. Грибанов // Общество и право. 2016. № 1. С. 121-127.

7. Суходольская Ю.В. Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2024. 210 с.

1. Gribanov E.V. Methods of analyzing the criminal situation in educational institutions / E.V. Gribanov // Prevention of juvenile delinquency: problems and prospects: All-Russian seminar: collection of materials. Voronezh : Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. P. 24-27.

2. Kvashis V.E. Modern forms of manifestation of criminal ideology on the web / V.E. Kvashis, A.S. Ilnitsky // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 2. P. 26-31.

3. Putin signed a law on the immediate blocking of Columbine communities. URL : https://www.rbc.ru/rbcfree news/5c18eb589a794725795b148f (accessed 09.12.2023).

4. Putin said that his instructions on safety in schools were not fully fulfilled. URL : https://www.rbc.ru/rbcfree news/609d22149a794784c0ca6cab (date of appeal 09.09.2022).

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 07/02/2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SPS «Garant».

6. Simonenko A.V. Criminological technologies and engineering: place in science and importance for law enforcement practice / A.V. Simonenko, E.V. Gribanov // Society and Law. 2016. № 1. P. 1.

7. Sukhodolskaya Y.V. Mass murder in educational institutions as an object of criminological research: dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2024. 210 p.

References:

Информация об авторе

Гаглоев Леван Зазаевич

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России [email protected]

Levan Z. Gagloev

Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.