Научная статья на тему 'Предупреждение синдрома профессионального выгорания у преподавателей высшей школы'

Предупреждение синдрома профессионального выгорания у преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РЕСУРСЫ / СТРЕСС / СУБЪЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / TEACHING PROFESSION / PROFESSIONAL BURNOUT / RESOURCES / STRESS / SUBJECT / EMOTIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Знаменская Илона Александровна, Елисеева Екатерина Валерьевна

В статье проведен анализ феноменов проблемного поля исследования, связанных с синдромом эмоционального выгорания в профессии. Показано, что выгорание обусловлено особенностями педагогической профессии и индивидуально-типологическими особенностями личности. В зависимости от стадии проявления синдрома выгорания его преодоление может осуществляться за счет собственных ресурсов или посредством помощи специалистов. Но наиболее важной является работа по предупреждению синдрома выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плугина Мария Ивановна, Знаменская Илона Александровна, Елисеева Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of burnout syndrome in teachers of higher education

The article analyzes the phenomena of the problem field of research related to the syndrome of emotional burnout in the profession. It is shown that burnout is due to the peculiarities of the teaching profession and individual typological characteristics of the individual. Depending on the stage of manifestation of the burnout syndrome, its overcoming can be carried out at the expense of own resources or through the help of specialists. But the most important is the work to prevent burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «Предупреждение синдрома профессионального выгорания у преподавателей высшей школы»



UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

62

Менее агрессивным, также, становится поведение подростков в условиях так называемой декомпрессионной образовательной модели, цель которой смягчить такое поведение. Это осуществляется за счет наблюдения за детьми в течение дня, что дает возможность не упустить случай увидеть положительное, сочувственное, человечное проявление по отношению к другим людям с целью подкрепить его. Чем больше подкрепляется положительное поведение, тем больше вероятности его повторения (речь идет об оперантном обусловливании). В данном случае, трудно решить возникшую проблему, если сохранять тот же подход, то же мышление, которое привело к этой проблеме. Это очень важный вывод, который мы можем сделать, полагаясь на изменения в системе образования, где за нарушение дисциплины и проявление агрессии следует наказание.

Возникновение агрессивных действий строится на теории подкрепления, социального научения, внутренней мотивации и особенностей семейной модели взаимоотношений. Поэтому особенностью работы педагога с агрессивным поведением детей может стать открытое обсуждение проблем, возможность говорить о своих чувствах, совершать как можно больше альтруистических поступков.

Таким образом, основными направлениями работы педагога с отклоняющимся поведением подростков является:

- своевременное выявление причин агрессивного поведения;

- создание безопасного пространства для обсуждения проблемных ситуаций, деструктивных эмоций и чувств, перенесение акцента с поиска виноватого на рефлексию происходящего;

- выстраивание воспитательно-образовательной стратегии ребенка с учетом его адаптационных механизмов;

- создание декомпрессионной образовательной модели, построенной на теориях подкрепления, социального научения и внутренней мотивации.

Литература:

1. Бобренко О.С. Методические рекомендации по содержанию деятельности педагога-психолога. -Ставрополь, 2013. - 88 с.

2. Косов Г.В., Бобренко О.С. Педагогическая антропология: социокультурный и психологический абрис. - Ставрополь, 2008. - 100 с.

3. Коэн Ш. Как жить с аутизмом. - М., 2017. - 204 с.

4. Никабадзе О.С. Помощь детям и подросткам в ситуации критического инцидента. - Ставрополь, 2016.-105 с.

5. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 2017. -

432 с.

PREVENTION OF BURNOUT SYNDROME IN TEA CHERS OF HIGHER EDUCA T/ON Plugina Maria Ivanovna, DSc of Psychology, Professor

Znamenskaya Попа Aleksandrovna, PhD of Medical sciences, Associate Professor Elisseeva Ekaterina Valerievna, PhD of Medical sciences, Associate Professor Department of Normal Physiology, Stavropol State Medical University, Stavropol

The article analyzes the phenomena of the problem field of research related to the syndrome of emotional burnout in the profession. It is shown that burnout is due to the peculiarities of the teaching profession and individual typological characteristics of the individual. Depending on the stage of manifestation of the burnout syndrome, its overcoming can be carried out at the expense of own resources or through the help of specialists. But the most important is the work to prevent burnout syndrome.

Keywords: teaching profession; professional burnout; resources; stress; subject; emotional burnout.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье проведен анализ феноменов проблемного поля исследования, связанных с синдромом эмоционального выгорания в профессии. Показано, что выгорание обусловлено особенностями педагогической профессии и индивидуально-типологическими особенностями личности. В зависимости от стадии проявления синдрома выгорания его преодоление может осуществляться за счет собственных ресурсов или посредством помощи специалистов. Но наиболее важной является работа по предупреждению синдрома выгорания. Ключевые слова: педагогическая профессия; профессиональное выгорание; ресурсы; стресс; субъект; эмоциональное выгорание.

УДК 378.12 ВАК РФ 13.00.08

Ф Плугина М.Е., 2018 © Знаменская И.А., 2018 © Елисеева Е.В., 2018

Педагогическая профессия относится к наиболее сложным, многофункциональным и многогранным видам деятельности из всех существующих профессий. Следует учитывать и тот факт, что именно в этой сфере деятельности наблюдается постоянный рост требований к личности и деятельности педагога как субъекта общения и познания. А это не может не сказываться на психоэмоциональном состоянии тех, кто "должен" постоянно "соответствовать" всевозрастающим требованиям и профессии, и общества, и представителей профессионального сообщества. Наиболее ярко эта проблема проявилась сегодня в связи с реализацией в большинстве сфер профессиональной деятельности компетентностного подхода. И, как показывает практика, чтобы реализовать все идеи компетентностного подхода в образовательном процессе высшей школы, преподаватели вуза сами должны обладать высоким уровнем профессиональной компетентности.

И это обусловлено тем, что педагогическая деятельность, как уже было сказано выше, связана с решением множества задач, выполнением целого ряда сложных функций, разрешением ситуаций, возникающих в образовательном процессе. А сам процесс обучения является достаточно сложным и ответственным, в котором, как утверждал в свое время Конфуций, педагог должен дать новые знания своим ученикам.

С тех пор требования к профессии преподавателя не только не изменились, но значительно возросли. Кроме академических знаний педагоги должны обладать достаточно высоким уровнем знаний в области педагогики, возрастной и педагогической психологии, нормативных документов, определяющих деятельность образовательного учреждения, в котором они работают. К этому следует добавить, что современные преподаватели занимаются еще научно-исследовательской работой, разработкой и подготовкой лекций, практических и семинарских занятий, новых программ в соответствии с образовательными стандартами, проводят воспитательную работу со студентами, выполняют методическую работу на своих кафедрах, которая обеспечивает повышение компетентности и профессиональное мастерство преподавателей [6].

Как видно, это не только тяжёлый умственный труд, но и высокий уровень эмоционального, нравственного, физического напряжения, что, как правило, сопровождается факторами риска для психоэмоционального состояния педагогов.

Действительно, ситуация "тирании должествования", когда преподаватель постоянно испытывает ощущение, что он "должен" соответствовать определенным требованиям, знать, владеть и пр., приводит к эмоциональному напряжению, последующему истощению психоэмоциональных ресурсов и профессиональному выгоранию. Это подтверждается исследованиями М. Грабе, который отмечал, что педагоги в сравнении с общим числом людей, страдающих от выгорания, составляют 30%, т.е. являются лидерами по профессиональному выгоранию [2]. С этим сложно не согласиться, т.к. преподаватели в процессе своей деятельности столько "отдают энергии", что в последующем не всегда могут в полной мере восполнить этот ресурс. В известной книге Стива Макклетчи "От срочного к важному" приводятся исследования, согласно которым 88% людей тяжело сделать выбор между работой и личной жизнью; 64% заявляют о том, что после работы чувствуют себя физически истощёнными и им трудно восстановиться; 57% опрошенных считают это серьёзной проблемой, требующей своего решения.

со

1-Н

О си

-0 О-

ш <

оэ си

V

Ё

63

ПЛУГИНА Мария Ивановна,

доктор психологических наук, профессор

ЗНАМЕНСКАЯ Илона Александровна, кандидат медицинских наук, доцент

ЕЛИСЕЕВА Екатерина Валерьевна, кандидат медицинских наук, доцент

кафедра Нормальной

физиологии,

Ставропольский

государственный

медицинский

университет, Ставрополь

UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

64

В связи с этим возникает закономерный вопрос: можно ли установить баланс между затраченными усилиями и приобретенным ресурсом, между рабочим временем и временем, отведенным на отдых?

Приведенные выше данные и практика показывают, что не каждый человек способен эффективно распределить имеющиеся ресурсы и время между работой и личной жизнью. И эта "неспособность" вызывает стресс, эмоциональные переживания, чувство вины и другие негативные состояния человека. А, как известно, стресс, который накопился за рабочее время, сам по себе не исчезнет. Необходимы специальные меры по его предотвращению и коррекции состояний, вызванных стрессоген-ными факторами.

Безусловно, организовать деятельность по предотвращению развития синдрома профессионального выгорания у субъектов деятельности могут только специалисты-психологи, что не исключает работы самой личности над собой по управлению факторами риска и своим эмоциональным состоянием.

Остановимся более подробно на понятиях "эмоциональное" и "профессиональное" выгорание.

Впервые термин "эмоциональное выгорание" (burnout) был введен в психологию американским психиатром Гербертом Фрейден-бергером. Ученый начинал с изучения группы специалистов, которые работали в психологических клиниках и кризисных центрах. Являясь непосредственным участником этого вида профессиональной деятельности, Г. Фрейден-бергер (1974) систематически наблюдал за поведением своих коллег и изучал проявления признаков синдрома эмоционального выгорания не только у них, но и у себя. По его мнению, все эти признаки явились следствием длительных эмоциональных перегрузок.

Другой исследователь - Джордж Гринберг, являясь последователем идей Г. Фреденберга, также проводил диагностику признаков эмоционального выгорания в результате чего выделил несколько его стадий:

- стадия удовлетворения собой, процессом работы, ее результатами, самореализацией в этой деятельности, но возникающие факторы риска, проблемы, противоречия, стрессы, волнения и эмоциональные переживания постепенно начинают разрушать состояние благополучия, удовлетворенности и уверенности;

- стадия возникновения первых признаков эмоционального истощения, что выражается в форме психосоматических расстройств (час-

тые головные боли, бессонница, тревожность и другие негативные состояния);

- стадия снижения внимания к выполняемым функциям, замедленность реакций, рассеянность, снижение производительности труда, в следствие, человек, не желая отставать от своих прежних показателей, начинает работать сверхурочно, в выходные дни, что ещё больше истощает его ресурсы;

- стадия хронической усталости, проявляющаяся в ощущении постоянного "цейтнота", что мгновенно отражается на состоянии здоровья и проявляется в виде раздражительности, агрессивности, нарушения сна, головных болей и др.;

- стадия проявления хронических заболеваний, сопровождающихся перепадами настроения [8].

При этом исследователи выделяют те факторы риска, которые приводят к СЭВ. Все они условно могут быть представлены двумя группами: объективно и субъективно обусловленные.

Объективно обусловленные факторы риска: социально-экономические, неоправданно высокий уровень требований со стороны общества и профессионального сообщества, высокая степень ответственности, высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства, недостаточное вознаграждение за работу, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе, постоянный риск штрафных санкций, необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям (не "быть", а "казаться"), перегрузки, связанные с отсутствием выходных, отпусков и интересов вне работы и пр.

К субъективным факторам риска, способствующим возникновению СЭВ правомерно отнести следующее: индивидуально-типологические особенности, высокий уровень эмоциональной лабильности, низкий уровень профессиональной и социально-психологической компетентностей, высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций, низкий уровень саморегуляции и самоконтроля, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "идеала" и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура, плохое здоровье и др.

При наличии множества таких проявлений, состояний возникает профессиональная деза-

даптация, что ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. И, если у отдельного члена профессионального сообщества проявляется СЭВ, то это отрицательно сказывается не только на его психофизическом самочувствии, но и на эмоциональном благополучии всей организации.

Существующие исследования и практика показывают, что, если человек (или группа людей) сам или с помощью других не выйдет из этого негативного эмоционального состояния, то дальше наступит стадия более тяжелого состояния, которое может оказать существенное влияние на изменение личности в целом, а следовательно, повлияет на состояние всего коллектива.

Соде ржа ниеперечисленных стад и й, объе к-тивных и субъективных факторов риска, способствующих возникновению СЭВ, позволяет в общем виде представить этот синдром как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Такой стереотип эмоционального поведения чаще всего проявляется в профессиональной деятельности. Поэтому появился еще один термин "профессиональное выгорание", который достаточно подробно анализировали К. Маслах, С. Джексон, Т. Кокс, А. Гриффите и др. [4; 5; 7;8].

К. Маслах определила профессиональное выгорание как "синдром физического и эмоционального истощения". В качестве главных признаков профессионального выгорания она называла отрицательную самооценку, отрицательное отношение к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам (пациентам), обучаемым и пр. [3].

Чаще всего, по мнению психологов, "профессиональное выгорание" или "эмоциональное выгорание в профессии" наблюдается у представителей социальных или коммуникативных профессий, а именно у представителей профессий системы "человек-человек": врачи, воспитатели, преподаватели, психологи, социальные работники, спасатели и др.

Не менее важное значение в контексте вопросов, связанных с СЭВ, СПВ, имеет поиск действенных путей их предотвращения и преодоления. На это обращали внимание К. Маслах, С. Джексон, Т. Кокс, А. Гриффите, М. Грабе и другие. Эти и другие исследователи акцентировали внимание на обязательном выявлении, установлении признаков или симптомов синдрома "выгорание", знание которых позволяет четко определить пути, способы, методы

работы. Но начинать эту работу необходимо с диагностики [1]. В связи с этим нами была проведена диагностика 136 преподавателей высшей школы с целью выявления у них уровня профессионального выгорания.

По итогам тестирования получены следующие результаты: 94% отметили, что стресс сказывается на их способности заниматься преподаванием; 88% респондентов отметили, что выполняемая работа негативно сказывается на их эмоциональном благополучии, вызывая у них стресс и беспокойство; 40% опрошенных испытывают напряжение, неудовлетворённость результатами своей работы; 23% отметили частую нестабильность настроения; у 20% испытуемых наблюдалось психоэмоциональное истощение.

Последние данные говорят о необходимости организации помощи преподавателям в преодолении этих состояний, в создании ус-; ловий, позволяющих минимизировать эмоциональные переживания и восполнить истощенные ресурсы. Необходимо отметить, что в практической психологии уже накоплен определенный опыт работы с клиентами в этом направлении. Но при этом, безусловно, важно учитывать специфику той деятельности, которой занимается клиент. Если говорить о преподавателях высшей школы, то здесь в качестве традиционных можно использовать ряд способов для минимизации факторов риска и предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии.

1. Проводить мероприятия, направленные на оздоровление педагогического персонала: создание комнат отдыха, психологической разгрузки, формирование групп здоровья.

2. Улучшать навыки борьбы со стрессом посредством формирования знаний и отработки практических навыков в области аутогенных тренировок, медитации, техник релаксации, саморегуляции и самоконтроля.

3. Проектирование психологически комфортной, безопасной среды для всех субъектов образовательного процесса.

4. Гуманизация межличностных отношений, основанных на принципах партнерства, адекватной обратной связи, уважения и доверия.

5. Обучение способам конструктивного разрешения конфликтов, их профилактика в педагогической среде.

6. Проведение дебрифингов после критических событий.

7. Ситуативная разгрузка, сучётом конкретных условий конкретного учреждения.

со

1-Н

О си

-0 О-

ш <

оэ си

сдмт Г Ё

65

8. Организация наставничества.

9. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Проведение групповых методов работы - тренингов, антистрессовых программ и др.

Проведенный теоретический анализ, а также результаты тестирования преподавателей позволяют сделать вывод о том, что вопросы, связанные сэмоциональным выгоранием преподавателей высшей школы, требуют своей дальнейшей проработки. Необходимо создавать условия, использовать всевозможные способы, приемы, пути, обеспечивающие возможность минимизации факторов риска в педагогической профессии. При этом не стоит забывать о том, что человек, являясь "саморегулируемой системой", может актуализировать весь свой потенциал на предотвращение и преодоление симптомов синдрома "выгорание". А при наличии профессиональной поддержки эти факторы риска будут минимальной угрозой для психоэмоционального

состояния каждого субъекта педагогической среды.

Литература:

1. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - 2-е издание - СПб.: Питер, 2008. - 338 с.

2. Грабе М., Синдром выгорания - болезнь нашего времени. - СПб.: Речь, 2008. - 96 с

3. Маслах К. Выгораниехоциально-психологичес-кий анализ. О синдроме выгорания. - Лондон,! 982. -С. 30-53.

4. Маслах К. А. Многомерная теория выгорания // Теории организационного стресса. - Оксфорд, 1994.

5. Маслах К., Лейтер М. Правда о выгорании. -Сан-Франциско, 1997.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами : учебное пособие / В.П. Симонов. - М.: Роспе-дагенство, 1997.

7. Maslach С. Professional burnout: Recent developments in the theory and research. -Washington: D. CTaylor&Trancis, 1993. - P. 19-32.

8. Гринберг Дж. On language: selected writings of Joseph H. Greenberg. Ed. by Keith Denning and Suzanne Kemmer. - Stanford: Stanford University Press, 1990.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF SERVICEMEN Reutova Lyudmila Petrovna, DSc of Pedagogical science, Professor ShidovAlbert Zalimovich, Postgraduate student

Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice, Armavir State Pedagogical University, Armavir

The article reveals the educational potential, the structural composition of the historical and pedagogical heritage, taking into account the trends of spiritual and moral development of soldiers; identifies effective methods of education of soldiers; formulates theoretical conclusions that can be used in the development of the concept of spiritual and moral development of soldiers in the army environment.

Keywords: historical and pedagogical heritage; structure of historical and pedagogical heritage; spiritual and moral development; contract servicemen; effective means of spiritual and moral development.

УДК 37.035.7 ВАК РФ 13.00.05

© Реутова Л.П., 2018 © ШидовА.З., 2018

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В статье раскрывается воспитательный потенциал, структурный состав исто-рико-педагогического наследия с учетом тенденций духовно-нравственного развития военнослужащих; выявляются эффективные методы воспитания военнослужащих; формулируются теоретические выводы, которые могут быть использованы при разработке концепции духовно-нравственного развития военнослужащих в армейской среде.

Ключевые слова: историко-педагогического наследие; структура историко-педагогического наследия; духовно-нравственное развитие; военнослужащие-контрактники; эффективные средства духовно-нравственного развития.

I

Духовно-нравственное развитие современного поколения является социально значимой проблемой, решение которой регламентировано Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1 ].

В настоящее время к военнослужащим Российской Армии предъявляются повышенные требования, основанные не только на их военно-физической подготовке, но и на морали, духовности, нравственности, воспитание которых продолжается и в армейской сре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.