Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НАРКОТИЗМ / НАРКОМАНИЯ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорец Фания Исмагиловна

Одной из актуальных проблем негативного влияния в молодежной среде является наркомания. Профилактическая работа с молодыми людьми относится к программам первичной профилактики. Первичная профилактика наркомании - наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий. Основной задачей профилактики наркомании является, прежде всего, ограждение общества от серьезной угрозы, информирование о всех опасностях, связанных с употреблением и оборотом наркотических средств. В настоящее время существуют различные программы по профилактике наркомании, во многих учебных заведениях разрабатываются планы мероприятий по данной тематике. Профилактическая деятельность - это непрекращающийся сложный процесс, объектом которого выступает как все общество, так и его отдельные социальные группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DRUG ADDICTION SPREAD AMONG THE YOUTH

One of the pressing problems of the negative impact among the youth is drug addiction. The preventive work with young people refers to the programs of primary prophylaxis. The primary prevention of drug addiction is the most mass in effect complex of activities. The main task of drug addiction prevention is first of all a protection of the public from a serious threat, informing about all dangers related with drugs use and traffic. Currently, there are various programs aimed at prevention of drug addiction and in many schools various action plans are developed on this subject. The prevention activity is characterized as an ongoing complicated process the subject of which is both the whole society and its individual social groups.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

УДК 364.272

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

PREVENTION OF DRUG ADDICTION SPREAD AMONG THE YOUTH

Ф. И. Григорец

F. I. Grigorets

Ключевые слова: молодежь; профилактика; противодействие; наркомания; наркотизм; Приморский край Key words: youth; preventive measures; counteraction; drug addiction; narcotism; Primorskiy Krai

Одной из актуальных проблем негативного влияния в молодежной среде является наркомания. Профилактическая работа с молодыми людьми относится к программам первичной профилактики. Первичная профилактика наркомании - наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий. Основной задачей профилактики наркомании является, прежде всего, ограждение общества от серьезной угрозы, информирование о всех опасностях, связанных с употреблением и оборотом наркотических средств. В настоящее время существуют различные программы по профилактике наркомании, во многих учебных заведениях разрабатываются планы мероприятий по данной тематике. Профилактическая деятельность - это непрекращающийся сложный процесс, объектом которого выступает как все общество, так и его отдельные социальные группы.

One of the pressing problems of the negative impact among the youth is drug addiction. The preventive work with young people refers to the programs of primary prophylaxis. The primary prevention of drug addiction is the most mass in effect complex of activities. The main task of drug addiction prevention is first of all a protection of the public from a serious threat, informing about all dangers related with drugs use and traffic. Currently, there are various programs aimed at prevention of drug addiction and in many schools various action plans are developed on this subject. The prevention activity is characterized as an ongoing complicated process the subject of which is both the whole society and its individual social groups.

В настоящее время у современной молодежи существует множество возможностей развивать свои способности как в спортивных, творческих, так и разнообразных научных сферах деятельности. Но, несмотря на развитие различных инновационных технологий, продолжают существовать и «совершенствоваться» различные деструктивные формы зависимости, такие как алкоголизм, наркомания, табакокурение, тоталитарные секты, игромания и др. Деструктивные воздействия имеют много форм существования и выражения, удивительно быстро меняют свое обличие, подстраиваясь под современную динамичную жизнь.

Одной из актуальных проблем негативного влияния в молодежной среде является наркомания. Наркотизацию населения в настоящее время можно сравнить с дестабилизацией государственной политики как внутри страны, так и во всем мире, наркотики - с оружием против населения.

Данная проблема негативно влияет на различные аспекты жизнедеятельности человека и общества в целом.

По результатам мониторинга наркоситуации в Российской Федерации около 18 млн жителей страны (12,5 % от общего числа населения) хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Среди них регулярно или эпизодически употребляют психоактивные вещества 8 млн человек (5,6 % от общего числа населения РФ) [1]. При этом надо учесть, что количество официально зарегистрированных наркопотребителей очень сильно отличается от реальной статистики.

Один из фактов наркомании, негативно влияющий на общество, — демографическая ситуация. По словам руководителя ФСКН РФ В. П. Иванова, до 70 тыс. молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет ежегодно умирают в России по причине отказа внутренних органов ввиду регулярного употребления наркотиков, что в 8 раз больше, чем в Европе [2]. В этой статистике не учтены данные, когда смерть наступала от заболеваний, приобретенных в процессе употребления наркотических средств, таких как гепатит, ВИЧ, при увечьях, не совместимых с жизнью, которые зачастую получают молодые люди в наркотическом опьянении, а также в результате самоубийства.

Экономическая составляющая проблемы наркомании очень хорошо прослеживается из информации главного нарколога Минздрава Евгения Брюна, который сообщает, что стоимость годового стационарного лечения одного наркобольного составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Но только если наркозависимость не осложнена другими заболеваниями, например ВИЧ или гепатитом [3].

Проблема наркотизации населения вызывает серьезную опасность и требует повышенного внимания со стороны органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации всех уровней, правоохранительных органов, а также широких кругов общественности. Во многом эффективное решение данной задачи возможно благодаря первичной профилактике наркомании и деструктивных воздействий.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 и одобренной решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г., имеются три уровня профилактики (профилактических мероприятий) со своими конкретными объектами и субъектами действия.

Профилактическая работа с молодыми людьми относится к программам первичной профилактики. Первичная профилактика наркомании — наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий (в идеале — охватывающий учащихся всех образовательных учреждений), имеющий целью воспрепятствовать приобщению детей, подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ через формирование у них антинаркотических установок и соответствующей позитивной системы жизненных ценностей, в том числе личной ответственности за свое поведение [4].

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года также уделено особое внимание профилактическим мерам. Впервые звучит емкое понятие — государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков. Данный термин означает совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании.

Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них [5].

Работа в профилактической деятельности должна опираться на принципы:

• непрерывности и преемственности, которые определяют необходимость проводить работу систематически и регулярно;

• комплексного междисциплинарного подхода, основанного на интеграции вопросов здоровья в различные учебные программы;

• использования современных информационных технологий;

• контроля за результатами, основанном на получении обратной связи, благодаря различным видам диагностики и самодиагностики;

• сочетания охранительной и тренирующей стратегий (охранительная стратегия связана с реализацией правила «не навреди», а тренирующая направлена на повышение адаптационных возможностей).

Основная задача профилактики наркомании — ограждение общества от серьезной угрозы, информирование обо всех опасностях, связанных с употреблением и оборотом наркотических средств. Сейчас существуют различные программы по профилактике наркомании, во многих учебных заведениях разрабатываются планы мероприятий по данной тематике. Профилактическая деятельность — это непрекращающийся сложный процесс, объектом которого выступает как все общество, так и его отдельные социальные группы.

По данным опроса молодых людей Приморского края (п = 1000), учащихся школ (27 %) и студентов сузов, вузов (73 %), на вопрос «Какие меры необходимо предпринять для предотвращения распространения наркомании» 76 % ответили, что нужно ужесточить законодательство в отношении как распространителей, так и самих потребителей наркотиков. И 96 % респондентов высказались за необходимость проведения профилактических мероприятий. Мнение молодежи с 2011 г. [6] почти не изменилось, что еще раз доказывает необходимость проведения всесторонней антинаркотической работы в молодежной среде.

Один из популярных способов работы с молодежью — волонтерское движение, которое является эффективным направлением в воспитании у молодых людей активной жизненной позиции и профилактики деструктивных явлений в молодежной среде.

Современное развитие волонтерского движения приобретает особое значение в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации помощь волонтеров незаменима [7].

Особенностью рассматриваемого подхода является то, что работу с молодежью проводят их сверстники на добровольных и безвозмездных началах.

Для результативной работы молодежных волонтерских объединений необходимы согласованность взаимодействия, стратегическое планирование и умелое руководство. Планирование обеспечит стабильное развитие объединений и усилит социальную ответственность и поэтапное решение задач.

Учитывая сложность первичной профилактики деструктивных форм зависимостей, волонтеры, работающие в этой сфере, должны быть грамотно и профессионально подготовлены. Обучение волонтеров

№ 2, 2015. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

эффективнее осуществлять в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения позволяют через знания более глубоко осознать данные проблемы. Необходимость обучающего сопровождения деятельности волонтеров диктуется тем, что область, в которой они будут работать, сложна и многопланова.

Профилактические меры в отношении деструктивных форм зависимости обращены непосредственно к личности молодых людей, к тем базовым потребностям, адекватное удовлетворение которых может предотвратить возникновение разного рода зависимостей. Невозможно осознанно и грамотно проводить такую работу без участия профессионалов. Кроме того, психологическое напряжение в связи с постоянной проработкой одних и тех же эмоционально негативных тем может отрицательно сказываться на личном самочувствии волонтеров.

Деятельность молодежных общественных объединений будет эффективной только в том случае, если она организуется не как совокупность разрозненных участников и разовых мероприятий, а как сплоченная команда, в которой должна учитываться динамика групповых процессов [8].

Также в профилактической деятельности по противодействию наркомании необходимо в полном объеме использовать родительский потенциал. Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие в данной области. Многие родители считают наркоманию сугубо индивидуальной проблемой отдельных людей, которая никогда не коснется ни их лично, ни их детей.

Другая проблема связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у родителей, не позволяющих им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. К сожалению, значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, не обладает высоким уровнем психолого-педагогической и правовой культуры, в результате чего подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными из-за утраты связи со старшим поколением. Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и малоорганизованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно [9].

Поэтому необходимо информировать самих родителей о профилактических мерах по противодействию распространению наркомании. Профилактические программы могут усилить защитные факторы среди детей путем обучения родителей тому, как лучше строить семейные взаимоотношения, поддерживать дисциплину, твердо и уверенно устанавливать определенные правила поведения и другим методам воспитания [10].

Молодое поколение необходимо ориентировать на здоровый образ жизни, направлять на позитивные нравственно-духовные действия. Достижение данной цели возможно при осуществлении эффективной ранней профилактики, которая должна стать приоритетным направлением стратегии государственной политики в области противодействия распространению наркотиков. Параллельно необходима активная борьба с наркопреступностью, и в ней должны участвовать не только те органы исполнительной власти, которым это положено по долгу службы, но и любой гражданин страны не должен остаться равнодушным к данной проблеме.

Список литературы

1. Доклад председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В. П. Иванова, сентябрь 2013 г.

2. «70 тыс. молодых людей ежегодно умирают в России от наркотиков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/351424

3. Правительство одобрило законопроект о наркоманах. «Российская газета». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/02/13/narkomani-site.html

4. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи // Министерство образования РФ. Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России». - М., 2001 - 128 с.

5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации N° 690 от 9 июня 2010 года // «Российская газета». -.№ 5207. - 15.06.2010.

6. Григорец Ф. И. Наркотизация молодежи: характеристика, причины, профилактика (на материалах Приморского края): монография. - Владивосток: Изд-во «48 часов», 2012. - 148 с.

7. Худышева М. К. Роль молодежного волонтерского движения в профилактике аддиктивного поведения студентов / Аддиктив-ное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и рессоциализация в условиях образовательной среды. Материалы Всероссийской конференции. - Москва: Изд-во НИИ Радиоэлектроники и лазерной техники МГУ им. Н. Э. Баумана, 2013.- 188 с.

8. Профилактика девиантного поведения молодежи в условиях Приполярья: Коллективная монография / гл. ред. Г. А. Дзида. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. - 240 с.

9. Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся и студентов по профилактике наркомании в целях предупреждения ее распространения среди подростков и молодежи. - Екатеринбург, 2014 г. - 26 с.

10. Абдрахманов Д. М., Исмагилов, Р. Г. Основы профилактики наркотизма: учебное пособие / Д. М. Абдрахманов, Р. Г. Исмаги-лов. - Уфа: РГСУ, 2010.-250 с.

Сведения об авторе

Григорец Фания Исмагиловна, к. с. н., заместитель руководителя центра ДВФУ по профилактике наркомании и деструктивных воздействий, тел. 8(4232)207307, prevention@dvfu.ru

Grigorets F. I., Candidate of Science in Sociology, deputy head of the Far East Federal Center for drug addiction and destructive impacts prevention, phone: 8(4232)207307, prevention@dvfu.ru

УДК 316.776

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕКЛАМНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

INNOVATIVE APPROACHES IN ADVERTISING AND COMMUNICATION ACTIVITIES

Т. А. Доронина

T. A. Doronina

Ключевые слова: инновации; реклама; управление; социальная направленность; социальная восприимчивость;

инновационные технологии Key words: innovation; advertising; management; social orientation; social perceptiveness; innovative technologies

Рассматриваются инновации, усиливающие социальную направленность в рекламно-коммуникационной деятельности. Автор анализирует инновационные методы стимулирования социальной среды к восприятию рекламной информации. Также рассматриваются инновационные подходы к управлению рекламно-коммуникационной деятельностью, технологии и инструменты социально-психологического влияния на потребителей рекламно-коммуникационной деятельности.

The article discusses the innovations enhancing the social orientation in advertising and communication activities. The author analyzes some innovative methods of stimulating the social environment for perceiving the publicity information. There also are examined the innovative approaches towards management of advertising and communication activities, technologies and tools of social-psychological influence on consumers of advertising and communications activity.

Социальная система российского общества не стоит на месте, а из года в год претерпевает изменения, трансформируется и стремится следовать современным тенденциям мирового сообщества.

Одним из неотъемлемых атрибутов влияния на формирование ценностных ориентиров и образа жизни социума является реклама. По своей природе реклама изначально является инновационной и заключается в непрекращающемся поиске синтеза инновационного и консервативного начал. Регламентация новых ценностей и стереотипов является важной частью рекламно-коммуникационной деятельности, создающей социальную реальность.

Методами стимулирования социальной среды к восприятию рекламной информации выступают различные подходы, предопределяющие особенности общественного потребления. Процесс формирования стратегии и тактики рекламы на основании верно выбранных средств и технологий обеспечивает эффективность влияния рекламы на общество. Совершенствуя рекламно-коммуникационные технологии донесения информации до населения, реклама все больше завоевывает информационное пространство, трансформируя механизмы влияния на социум [1].

Воздействующий характер рекламы можно определить как влияние посредством символов и знаков, выражающих определенный жизненный опыт той или иной социальной группы. Основная направленность заключается в том, чтобы внушить потребителям соответствие символов рекламируемого товара или услуг их концептуальному образу. Успех рекламного воздействия зависит от максимальной реальности передаваемой информации и ее социального реализма в условиях динамично меняющихся общественных потребностей. Таким образом, посредством тех или иных инноваций в рекламной сфере в общество внедряется социальный образ человека, отвечающий его ожиданиям [2].

Стоит отметить, что человек по своей природе всегда был главным источником инноваций. Процесс совершенствования жизнедеятельности и обновления окружающей среды исторически присущ людям, поэтому инновационная деятельность имеет место во всех областях социальной действительности. Рекламная деятельность не является исключением и в силу своей социальной направленности имеет возможность совершенствовать механизмы построения образа социальной действительности в процессе восприятия населением рекламируемой информации.

Инновации в рекламной деятельности представляют собой синтез инновационных технологий и социально-психологических показателей ее субъектов. Одной из основных функций рекламы является коммуникативная функция, обусловливающая рекламу неким средством общения между рекламодателем и аудиторией. Понять, каким образом осуществляется это общение, можно из формулы, предложенной Г. Ласвеллом, которая звучит следующим образом: «Кто говорит, что говорит, по какому каналу, с какой целью». Под термином «коммуникативный акт» в рекламе, согласно Р. Якобсону, принято понимать пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.