Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРЕСТУПНИКА / ДЕТЕРМИНАНТА / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабаль Владимир Сергеевич

В статье обозначены основные подходы в сфере предупреждения профессиональной преступности в исправительных учреждениях Республики Беларусь. Проведен анализ позиций авторов по данной проблеме на различных этапах исторического развития. Установлено, что развитие профессиональной преступности влияет на нормальное существование общества в целом, так как способствует увеличению количества преступников, их обучению и совершенствованию навыков, разложению социальных институтов. Особое внимание обращено на детерминанты, обуславливающие развитие личности профессионального преступника, которые являются ядром всей преступности. Автором сформулирована система мер по предупреждению формирования и криминализации личности профессионального преступника в исправительных учреждениях Республики Беларусь, которая будет способствовать снижению данного негативного явления в целях благополучного и устойчивого развития общества и государства. На основе анализа детерминант сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PROFESSIONAL CRIME IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article outlines the main approaches to the prevention of professional crime in correctional institutions of the Republic of Belarus. The analysis of the authors' positions on this problem at various stages of historical development is carried out. It has been established that the development of professional crime affects the normal existence of society as a whole, as it contributes both to an increase in the number of criminals, their training and skills improvement, and the decomposition of social institutions. Particular attention is paid to the determinants that determine the development of the personality of a professional criminal, which are the "core" of all crime. The author has formulated a system of measures to prevent the formation and criminalization of the personality of a professional criminal in correctional institutions of the Republic of Belarus, which will help to reduce this negative phenomenon in order to ensure the safe and sustainable development of society and the state. Based on the analysis of the determinants, proposals were formulated for amending the legislation of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 343.9

В. С. Шабаль

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье обозначены основные подходы в сфере предупреждения профессиональной преступности в исправительных учреждениях Республики Беларусь. Проведен анализ позиций авторов по данной проблеме на различных этапах исторического развития. Установлено, что развитие профессиональной преступности влияет на нормальное существование общества в целом, так как способствует увеличению количества преступников, их обучению и совершенствованию навыков, разложению социальных институтов. Особое внимание обращено на детерминанты, обуславливающие развитие личности профессионального преступника, которые являются ядром всей преступности. Автором сформулирована система мер по предупреждению формирования и криминализации личности профессионального преступника в исправительных учреждениях Республики Беларусь, которая будет способствовать снижению данного негативного явления в целях благополучного и устойчивого развития общества и государства. На основе анализа детерминант сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство Республики Беларусь.

Ключевые слова: преступность; личность профессионального преступника; детерминанта; криминализация; ресоциализация; предупреждение; исправительные учреждения.

V. S. Shabal

PREVENTION OF PROFESSIONAL CRIME IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article outlines the main approaches to the prevention of professional crime in correctional institutions of the Republic of Belarus. The analysis of the authors' positions on this problem at various stages of historical development is carried out. It has been established that the development of professional crime affects the normal existence of society as a whole, as it contributes both to an increase in the number of criminals, their training and skills improvement, and the decomposition of social institutions. Particular attention is paid to the determinants that determine the development of the personality of a professional criminal, which are the "core" of all crime. The author has formulated a system of measures to prevent the formation and criminalization of the personality of a professional criminal in correctional institutions of the Republic of Belarus, which will help to reduce this negative phenomenon in order to ensure the safe and sustainable development of society and the state.

© Шабаль В. С., 2021 © Shabal V. S., 2021

Based on the analysis of the determinants, proposals were formulated for amending the legislation of the Republic of Belarus.

Keywords: crime; personality of a professional criminal; determinant; criminali-zation; resocialization; prevention; correctional facilities.

Предупреждение формирования и криминализации личности профессионального преступника в целом является наиболее важным в системе мер противодействия данному виду преступности. Это обусловлено тем, что в случае невозможности «рекрутирования» новых «кадров» для преступной деятельности данное негативное явление снизит свое влияние на общество. Все это предопределяет необходимость определения системы мер, направленных на профилактику и предупреждение профессиональной преступности государственными органами и общественными организациями, в случае реализации которой уровень данной преступности будет снижаться. Одним из важнейших направлений является и предупреждение профессиональной преступности в исправительных учреждениях Республики Беларусь и Российской Федерации.

Еще в советский период такие исследователи, как Б. С. Утевский, М. Н. Гернет, И. Н. Якимов отмечали, что профессиональная преступность составляет «костяк» всей преступности, является высоколатентной и, часто, нераскрываемой. Поэтому они считали, что если эффективно бороться с данной преступностью, это существенно снизит общий ее уровень в стране. В качестве мер предупреждения профессиональной преступности они называли следующее: отмена для данных преступников кратких сроков лишения свободы; добавление в общую часть Уголовного кодекса (далее — УК) статьи, в которой бы раскрывались признаки профессионального преступника с целью установления повышенной уголовной ответственности.

А. И. Гуров выделяет следующие направления совершенствования преду-

преждения профессиональной преступности на социально-криминологическом уровне [1, с. 249]:

дифференцированный подход к назначению наказания профессиональным преступникам;

совершенствование уголовного законодательства;

усиление борьбы с организованной и профессиональной преступностью

(управленческие, организационные и организационно-тактические меры);

совершенствование процесса исполнения наказания;

совершенствование уголовно-

процессуального и гражданского законодательства в части надежного возмещения вреда, причиненного преступлением, и т. д.

А. В. Шеслер отмечает, что «криминологическая профилактика профессиональной преступности представляет собой осуществляемую государственными и негосударственными органами, должностными и недолжностными лицами деятельность с помощью принуждения, воспитания, защиты прав и законных интересов личности, оказания социальной и правовой помощи с целью устранения или нейтрализации детерминант профессиональной преступности, возможностей социальной среды по их воспроизводству, общественной опасности профессиональных преступников и их объединений» [2, с. 60].

К вышеперечисленному Ф. Р. Хиса-мутдинов и А. Е. Шалагин добавляют еще «укрепление взаимовыгодного сотрудничества правоохранительных органов и институтов гражданского общества, повышение социального контроля; упрощение процедуры легализации оперативно-розыскной информации в дока-

зательственную базу по уголовным делам; подготовка специалистов оперативных подразделений по узким специализациям» [3, с. 54.].

В сфере наказаний предлагается гуманизация их исполнения и улучшение условий содержания, совершенствование институтов пробации как при исполнении наказаний и иных мер уголовной ответственности, так и после освобождения. Это направлено как на устранение негативного отношения осужденного к правоохранительным органам, совершенствование контроля за поведением, стимулирование правопослушного поведения и оказания помощи в ресоци-ализации в обществе.

Немаловажной является профилактика алкоголизма, наркомании и иных форм девиантного поведения, так как у большинства преступников, в том числе профессиональных, присутствует алкогольная либо иная зависимость.

Все вышеназванные меры в той или иной мере актуальны для Республики Беларусь и в настоящее время, так как несмотря на развитие преступности (форм и методов совершения преступлений), способы борьбы остаются теми же, со спецификой, обусловленной социально-экономическим развитием общества.

Важность именно общесоциального направления предупреждения профессиональной преступности отмечается многими авторами, в том числе и Н. А. Бе-риналиевым, который обозначил, что это имеет «важный криминологический аспект», решающий проблемы развития как общества в целом, так и государства [4, с. 199].

К мерам предупреждения профессиональной преступности в Республике Беларусь на общесоциальном уровне следует отнести:

1. Улучшение экономического положения государства (улучшение материального благосостояния и жилищных условий граждан, предоставление воз-

можности каждому человеку иметь достойный заработок). Это способствует нивелированию потребности совершать корыстные преступления в связи с возможностью обеспечения своей жизнедеятельности трудом.

В случае улучшения экономического состояния общества возможны разработка и реализация программ по ресоциали-зации осужденных в период и после отбывания наказания, создание службы пробации. Данные программы требуют существенных человеческих и материальных ресурсов, которые в настоящее время невозможно выделить в связи с наличием определенных экономических трудностей.

2. Совершенствование идеологии и воспитания (формирование взглядов и убеждений, ценностных ориентаций о превалировании духовного над материальным, коллективизме, патриотизме, бескорыстии, уважении к правам других людей, закону и т. д.). При этом в данном направлении должны работать все институты, с которыми сталкивается человек в своей жизни: семья, учреждения образования, государственные учреждения, трудовые коллективы, СМИ и проч. В учреждениях образования должно уделяться внимание профилактике совершения правонарушений, в том числе посредством демонстрации как позитивного (когда гражданин исходя из своего труда получает существенные блага), так и негативного (осужденного, который не устроился в обществе, утратил связи с семьей) примера.

Особо важным является развитие института семьи. В случае каких-либо проблем в воспитании детей, наличия у родителей и опекунов девиантных проявлений должны приниматься незамедлительно меры по обеспечению нормального становления личности ребенка (вплоть до изъятия его из семьи). В детских домах необходимо создавать семейные условия воспитания детей, мак-

симально увеличивать долю опекунства и возврата в родные семьи после устранения девиаций у родителей.

Необходимо развитие институтов гражданского общества, которые могут возложить на себя обязанности, в том числе по оказанию помощи как в социализации граждан, склонных к совершению преступлений, так и ресоциализа-ции после освобождения, а также воспитании детей, находящихся в социально опасном положении.

Одним из направлений предупреждения развития профессиональных преступников является религиозное воспитание, которое также способно воздействовать на их личность в целях отказа от совершения преступлений. Одним из примеров можно назвать Василия Карабашева (Питерского). Родился он в 1960 г. в г. Петропавловске в Казахстане в неблагополучной семье. С детства промышлял карманными кражами, за что и имел первую судимость. В период отбывания наказания являлся злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В последующем неоднократно был судим также за карманные кражи. В 1993 г. стал «вором в законе», начал употреблять наркотики. После одной из передозировок его нашли и спасли монахи, после чего он остается в монастыре. В 2016 г. Василий Карабашев стал настоятелем Храма Ки-приана Стороженского в дер. Сторожно.

3. Укрепление доверия к власти и ее государственным институтам. В случае достижения данной цели возможно устранить такой фактор формирования личности профессионального преступника, когда преступления совершаются по причине отчужденности человека от государства, возникновении чувства несправедливости в отношении себя в области материального обеспечения.

К специально-криминологическим мерам предупреждения формирования и криминализации личности профессио-

нального преступника в Республике Беларусь следует отнести:

1. Совершенствование процесса профилактики, выявления и раскрытия профессиональных преступлений. Необходимо улучшение качества контроля и надзора за гражданами, склонными к совершению профессиональных преступлений, технического оснащения как правоохранительных органов, так и всех сфер жизнедеятельности общества (камеры видеонаблюдения, чипование и номерование продукции и проч.).

Одним из приоритетных направлений является предупреждение хищений с использованием компьютерных технологий, доля которых в последние годы весомо растет как в Республике Беларусь, так и других странах. В этих целях необходимо как оснащать современными технологиями правоохранительные органы для выявления и раскрытия преступлений, а также улучшать международное сотрудничество в области выдачи преступников, которые чаще всего находятся не на территории того государства, где находятся потерпевшие. Как отмечает Н. Л. Коликов, правовой вакуум в регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере экономики и информационной безопасности» способствует развитию данного вида преступности [5, с. 64].

В данном направлении также следует особое внимание уделять исправительному процессу в процессе исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности. Во взаимодействии с субъектами, осуществляющими ресоци-ализацию осужденных, необходимо обеспечивать реализацию программ по возвращению преступников в общество законопослушными гражданами. Так, в период отбывания наказания осужденным необходимо обеспечить получение образования, которое им позволит гарантированно устроиться на работу. Важным является процесс восстановления социально полезных связей с семь-

ей, трудовыми коллективами. Приоритетность данного процесса отмечается А. А. Титом, который определил, что «это обусловлено десоциализацией осужденного в период нахождения последнего в местах лишения свободы» [6, с. 114], что влечет проблемы в последующей социализации.

2. Совершенствование уголовной ответственности в виде дифференциации и индивидуализации в отношении профессиональных преступников. Необходимо на законодательном уровне обеспечить назначение наказания преступнику исходя из наличия или отсутствия «профессионализма». Т. е. если выясняется, что осуждается профессиональный преступник (для чего в уголовном законодательстве необходимо закрепить критерии исходя из признаков профессиональных преступников, к которым следует отнести устойчивость преступной деятельности, квалификация, доход от совершения деяний, связь с девиант-ной средой), для него должна быть предусмотрена более строгая уголовная ответственность. Этого возможно добиться с помощью выделения отдельного квалифицирующего признака в ряд статей УК, например, в ч. 3 ст. 205, ч. 3 ст. 206 и т. д. Как нам представляется, целесообразно добавить в ст. 64 УК в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, совершения преступления личностью профессионального преступника и установить правила назначения наказания по аналогии с особо опасным рецидивом. Назначение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, данной категории преступников должно быть минимизировано.

В качестве положительного примера отказа от преступной деятельности в случае повышения уголовной ответственности стоит отметить факт отказа от статуса «вора в законе» Олега Муха-метшина, который в 2019 г. пришел к начальнику московской полиции с вы-

шеупомянутым заявлением. Данные действия были вызваны опасением быть привлеченным к ответственности по так называемому «антиворовскому» закону (ст. 2101 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии до 15 лет лишения свободы). Сам Мухаметшин был неоднократно судим за подделку документов, разбой, хранение оружия, побег из-под стражи.

Следует также дифференцированно распределять профессиональных преступников по исправительным учреждениям, для чего необходимо установить отдельный классификационный критерий в уголовно-исполнительном законодательстве. Это будет способствовать предупреждению и криминализации формирования профессиональных преступников, так как устранится возможность обучения преступным навыкам и умениям других осужденных, а также обеспечит индивидуальный подход к осуществлению исправительного процесса с наиболее криминально пораженными личностями.

3. Создание системы пробации и совершенствование ресоциализации осужденных как в период отбытия наказания, так и после освобождения. В период отбывания наказания следует осуществлять усиленный исправительный процесс, направленный на устранение криминальной направленности личности профессиональных преступников. После освобождения необходимо проводить ресоциализационные и контрольные мероприятия, объем и содержание которых должен быть более обширным по сравнению с обычными преступниками. Для реализации данного направления предупреждения и криминализации личности профессионального преступника следует обеспечить установление превентивного надзора за каждым освобождаемым из исправительных учреждений, для чего

внести соответствующие изменения в уголовное законодательство.

Помимо контроля, на государственном уровне следует принять программу ресоциализации осужденных после освобождения, в рамках которой обеспечить реализацию мероприятий по бытовому и трудовому устройству отбывших наказание граждан. Для этого следует гарантированно предоставлять рабочее место с достойным заработком, осуществлять переобучение и повышение квалификации. Немаловажным направлением является и предоставление постоянного либо временного места жительства. Все это потребует существенных финансовых вложений, в том числе посредством дотаций, налоговых льгот и человеческих ресурсов. Для снижения нагрузки на республиканские и местные бюджеты возможно привлечение к реализации данной программы общественных объединений, иных представителей общественности.

Одним из примеров важности ресо-циализации осужденных может стать личность Николая Кульбы. Родился он в поселке Юрга Кемеровской области в многодетной семье (6 детей) у матери-одиночки. В 1920-е — 1930-е гг. в поселке появилось лагерное отделение Сиблага, что повлияло в том числе и на Николая, так как он начал общаться с преступниками. Отучился в школе, после чего стал комбайнером. В 17 лет был осужден за хранение оружия, в 1941 г. — за грабеж на 10 лет лишения свободы. В 1942 г. написал заявление с просьбой отправить его на фронт, где за заслуги получил множество наград, в том числе и звезду Героя Советского Союза в 1943 г., однако награду так и не получил из-за технических ошибок и ранения, по причине которого лежал в госпитале. После войны его следы затерялись, а когда он нашелся, то оказалось, что он не смог устроиться в свободной жизни и вновь начал совершать преступления (кражи, хулиганство, изнасилование), за

что был лишен наград. Данный пример свидетельствует, что помимо идеологии необходимо оказывать помощь в ресо-циализации, так как даже героические личности в случае неустройства в жизни вновь начинают совершать преступления.

Если рассматривать деятельность служб пробации, следует изучить опыт зарубежных стран в данном направлении. Так, по законодательству Франции, пробацией занимаются специальные комитеты, сотрудники которых назначаются Министерством юстиции «из числа воспитателей, имеющих пятилетний стаж работы в пенитенциарном учреждении» [7, с. 233]. Сам режим во время исполнения пробации напоминает контроль и надзор за условно-досрочно освобожденными от наказания. В случае каких-либо нарушений по мотивированному постановлению инспектора службы пробации суд может как установить дополнительные обязанности, так и направить в арестный дом. Деятельность службы пробации положительно влияет как на динамику преступности в целом, так и недопущение криминализации личность преступника (в том числе профессионального).

Служба пробации Норвегии является одной из самых старых в Европе (появилась в 1849 г.). Инспекторы пробации выполняют схожие с отечественными уголовно-исполнительными инспекциями функции, но при этом особое внимание уделяется общению с осужденными, лечению от различных зависимостей, контролю за их поведением, сопровождению их как в период отбывания наказания, связанного с изоляцией от общества, так и после освобождения. В том числе посредством планомерной работы в данном направлении Норвегия добилась снижения преступности и поддержания его на низком уровне (6 преступлений на 100000 населения в Норвегии вместо 49 в Республике Беларусь по данным за десять лет [8]).

Все это обосновывает необходимость того, что совместно с установлением повышенной уголовной ответственности следует осуществлять посредством служб пробации контроль и надзор за поведением отбывших наказание. При этом необходимо предусмотреть подписание контракта осужденного с службой пробации в случае досрочного освобождения, что будет обеспечивать принцип свободного волеизъявления преступника применять данные институты. Если же осужденный нарушает установленные требования, необходим действенный и низкозатратный (с точки зрения как финансовых, так и людских ресурсов) механизм возврата осужден-

ного в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы.

Таким образом, реализация государственными органами и общественными организациями представленной системы мер предупреждения формирования и криминализации личности профессионального преступника позволит снизить уровень преступности в Республике Беларусь и обеспечит нивелирование влияния данного негативного явления как на других лиц девиантного поведения, так и общество в целом. Одним из важнейших моментов станет и предупреждение профессиональной преступности в исправительных учреждениях Республики Беларусь.

Литература

1. Гуров, А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. — Москва : Юрид. лит., 1990. — 304 с.

2. Шеслер, А. В. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности : учебное пособие. — Тюмень : Тюменский юрид. ин-т МВД РФ, 2004. — 61 с.

3. Хисамутдинов, Ф. Р., Шалагин, А. Е. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности (история и современность) // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД Росии. — № 4 (18) — 2014. — С. 50-55.

4. Береналиев, Н. А. Общесоциальное предупреждение профессиональной преступности в Кыргызской Республике // Наука и новые технологии. — № 9. — 2012. — С. 199-202.

5. Коликов, Н. Л. Профессиональная компьютерная преступность и мошенничество // Вестник ЮУрГУ. — № 40. — 2011. — С. 61-64.

6. Тит, А. А. Ресоциализация как цель наказания (на примере Республики Беларусь) // Вестн. Кузбас. ин-та. — 2020. — № 4. — С. 21-31.

7. Пертли, В. А. Сущность организации пробации во Франции, Великобритании и Швеции // Проблемы в российском законодательстве. — 2011. — № 2. — С. 233-234.

8. Рейтинг стран по уровню преступности // Все о странах мира. — URL: https://gotoroad.ru/best/rejting-stran-po-urovnyu-prestupnosti (дата обращения: 22.12.2020).

References

1. Berenaliev N. A. Obshchesocial'noe preduprezhdenie professional'noj prestupnosti v Kyrgyzskoj Respublike [General social prevention of professional crime in the Kyrgyz Republic]. Nauka i novye tekhnologii [Science and new technologies], 2012, no. 9, p. 199-202.

2. Shesler, A. V. Kriminologicheskaya harakteristika i profilaktika professional'noj prestupnosti [Criminological characteristics and prevention of professional crime].

Textbook. Tyumen', Tyumen Law Office Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2004. 61 p.

3. Gurov A. I. Professional'naya prestupnost': proshloe i sovremennost' [Professional crime: past and present]. Moscow, Law literature, 1990. 304 p.

4. Hisamutdinov F. R., Shalagin A. E. Osobennosti preduprezhdeniya professional'noj i recidivnoj prestupnosti (istoriya i sovremennost') [Features of prevention of professional and recidivism (history and modernity)]. Vestn. Kazan. yurid. in-taMVD Rosii [Bulletin Kazan. jurid. Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, no. 4 (18), p. 50-55.

5. Kolikov N. L. Professional'naya komp'yuternaya prestupnost' i moshennichestvo [Professional computer crime and fraud]. Vestnik YUUrGU [Bulletin of South Ural State University], 2011, no. 40, p. 61-64.

6. Pertli V. A. Sushchnost' organizacii probacii vo Francii, Velikobritanii i Shvecii [The essence of probation organization in France, UK and Sweden]. Problemy v rossijskom zakonodatel'stve [Problems in Russian legislation], 2011, no. 2, p. 233-234.

7. Rejting stran po urovnyu prestupnosti [Rating of countries by crime rate]. In: Vse o stranah mira [All about the countries of the world]. URL: https://gotoroad.ru/best/rejting-stran-po-urovnyu-prestupnosti. Accessed 12/22/2020.

8. Tit A. A. Resocializaciya kak cel' nakazaniya (na primere Respubliki Belarus') [Reso-cialization as a goal of punishment (on the example of the Republic of Belarus)]. Vestn. Kuzbas. in-ta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2020, no. 4, p. 21-31.

Сведения об авторе

Владимир Сергеевич Шабаль: учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (г. Минск, Республика Беларусь), старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета, кандидат юридических наук. E-mail: shabal-big@mail.ru

Information about the author

Vladimir S. Shabal: educational institution «Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus» (Minsk, Republic of Belarus), senior lecturer of the Chair of Penal Law of the Penal Faculty, candidate of law. E-mail: shabalbig@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.