Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / СЕРВИСНАЯ ПОЛИЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабич Александра Анатольевна

Рассматриваются вопросы, связанные с предупреждением преступлений, обусловленных миграционными процессами, на государственном и национальном уровне в Республике Казахстан. Международное сотрудничество в сфере противодействия миграционной преступности является флагманом в построении эффективной миграционной политики Казахстана. В соответствии с Конституцией международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами. Автоматизация государственных услуг в миграционной сфере является одним из эффективных направлений в борьбе с нелегальной миграцией. Планомерный переход казахстанской полиции на «сервисную модель» предполагает тесное взаимодействие деятельности полиции и гражданского общества в реальном социальном пространстве. Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своем выступлении на заседании Совета безопасности Республики Казахстан 18 июня 1993 года прагматично отмечал: «нужно... поднять на борьбу с преступностью трудовые коллективы, широкую общественность, весь народ, средства массовой информации. Такой опыт у нас накоплен» (Газета «Советы Казахстана», 1993 г. 19 июня. Статья «Против преступности - всем обществом») [1, с. 9]. Указанное направление в предупреждении преступлений, в том числе, связанных с миграционными процессами, актуально и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMES RELATED TO MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The issues related to the prevention of crimes caused by migration processes at the state and national level in the Republic of Kazakhstan are considered. International cooperation in the field of combating migration crime is the flagship in building an effective migration policy in Kazakhstan. In accordance with the Constitution, international treaties ratified by the Republic of Kazakhstan have priority over its laws. Automation of public services in the migration sphere is one of the most effective areas in the fight against illegal migration. The systematic transition of the Kazakh police to the «service model» implies close interaction between the activities of the police and civil society in the real social space. The first President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev in his speech at a meeting of the Security Council of the Republic of Kazakhstan on June 18, 1993 pragmatically noted: «it is necessary ... to raise labor collectives, the general public, the whole people, the media to fight crime. We have accumulated such experience» (Newspaper «Soviets of Kazakhstan», June 19, 1993. Article «Against crime - by the whole society») [1, p. 9]. The indicated direction in the prevention of crimes, including those related to migration processes, is still relevant at the present time.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-30-32

2015-0066-6/22-525 MOSURED: 77/27-011-2022-06-724

Предупреждение преступлений, связанных с миграционными процессами в Республике Казахстан

Александра Анатольевна Бабич

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

aleksa.babich@inbox.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с предупреждением преступлений, обусловленных миграционными процессами, на государственном и национальном уровне в Республике Казахстан. Международное сотрудничество в сфере противодействия миграционной преступности является флагманом в построении эффективной миграционной политики Казахстана. В соответствии с Конституцией международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами. Автоматизация государственных услуг в миграционной сфере является одним из эффективных направлений в борьбе с нелегальной миграцией. Планомерный переход казахстанской полиции на «сервисную модель» предполагает тесное взаимодействие деятельности полиции и гражданского общества в реальном социальном пространстве. Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своем выступлении на заседании Совета безопасности Республики Казахстан 18 июня 1993 года прагматично отмечал: «нужно... поднять на борьбу с преступностью трудовые коллективы, широкую общественность, весь народ, средства массовой информации. Такой опыт у нас накоплен» (Газета «Советы Казахстана», 1993 г. 19 июня. Статья «Против преступности - всем обществом») [1, с. 9]. Указанное направление в предупреждении преступлений, в том числе, связанных с миграционными процессами, актуально и в настоящее время.

Ключевые слова: миграционные процессы, миграция, торговля людьми, сервисная полиция, миграционная политика, гражданское общество

Для цитирования: Бабич А. А. Предупреждение преступлений, связанных с миграционными процессами в Республике Казахстан // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 30-32. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-30-32.

Alexandra A. Babich

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, aleksa.babich@inbox.ru

Abstract. The issues related to the prevention of crimes caused by migration processes at the state and national level in the Republic of Kazakhstan are considered. International cooperation in the field of combating migration crime is the flagship in building an effective migration policy in Kazakhstan. In accordance with the Constitution, international treaties ratified by the Republic of Kazakhstan have priority over its laws. Automation of public services in the migration sphere is one of the most effective areas in the fight against illegal migration. The systematic transition of the Kazakh police to the «service model» implies close interaction between the activities of the police and civil society in the real social space. The first President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev in his speech at a meeting of the Security Council of the Republic of Kazakhstan on June 18, 1993 pragmatically noted: «it is necessary ... to raise labor collectives, the general public, the whole people, the media to fight crime. We have accumulated such experience» (Newspaper «Soviets of Kazakhstan», June 19, 1993. Article «Against crime - by the whole society») [1, p. 9]. The indicated direction in the prevention of crimes, including those related to migration processes, is still relevant at the present time.

Keywords: migration processes, migration, human trafficking, service police, migration policy, civil society For citation: Babich A. A. Prevention of crimes related to migration processes in the Republic of Kazakhstan. Bulletin of economic security. 2022;(6):30-2. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-30-32.

Original article

© Бабич А. А., 2022 30 -

Вестник экономической безопасности

№ 6/2022

JURISPRUDENCE

Усиление конкуренции между государствами приводит к усилению геополитической напряженности, что, в свою очередь, порождает пространственную мобильность населения, обусловленную, с одной стороны, стремлением в обеспечении безопасности личности, семьи, стабилизации экономического благосостояния, с другой, является катализатором экстремистских и террористических угроз, триггером которых выступает глобальная миграция. Предупреждение преступности, связанной с миграционными процессами, является одной из главных задач государства и мирового сообщества, цели которого должны быть направлены на достижение управляемой, безопасной и упорядоченной миграции на этапе идентификации миграционных рисков. Универсального механизма и единого учета регулирования миграционных процессов в мире не существует. Данный факт продиктован различным национальным симбиозом, уровнем социально-экономического развития и культурного колорита, исходя из которого каждое государство реализует собственную миграционную политику.

В Республике Казахстан одним из приоритетных направлений в противодействии нелегальной миграции является заключение международных соглашений в области миграции. По состоянию на 1 января 2022 года Казахстан является участником практически всех правозащитных пактов и конвенций ООН. В соответствии с подписанными конвенциями, Казахстан провел огромную работу по совершенствованию национального законодательства, отвечающего требованиям современных реалий и международным стандартам. Для граждан 73 государств в Казахстане действует безвизовый режим. Граждане 54 стран освобождены от визовых обязательств в одностороннем порядке. Двусторонние и многосторонние соглашения об освобождении от визовых требований распространяются на владельцев общегражданских паспортов.

В рамках Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы принятой решением Совета Глав государств СНГ [2], в Республике Казахстан в период 2018-2020 годы был реализован План мероприятий по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми [3]. В указанный период были локализованы 6 организованных преступных групп, деятельность которых заключалась в торговле людьми; пресечены 2 канала незаконного ввоза граждан из Кыргызстана и Узбекистана в целях трудовой эксплуатации и 7 каналов вывоза граждан Казахстана с целью сексуальной эксплуатации в Бахрейн, Катар, Турцию, Индонезию, Объединенные Арабские Эмираты и Республику Корея [4].

Понимание предпосылок, создающих условия для реализации столь многогранной преступной деятельности, связанной с торговлей людьми, имеет определяющее значение в разработке результативных мер борьбы на местном и государственном уровнях. Общепризнанными причинами вовлечения жертв в организованные криминальные синдикаты остаются бедность, дискри-

минация, вынужденная миграция, расизм и многие другие, требующие специальные знания и ресурсы в сфере противодействия торговле людьми.

По итогам реализации Концепции миграционной политики на 2017-2021 годы, в Республике Казахстан разработан комплекс мероприятий по предоставлению миграционных услуг в понятной и прозрачной для использования автоматизированной форме. Необходимая информация по вопросам миграции, размещается на официальном сайте Комитета миграционной службы Республики Казахстан. В целях противодействия коррупции в миграционной сфере, для обеспечения прозрачности процедур получения разрешений на работу с 2020 года подача документов работодателем на получение или продление разрешений на привлечение иностранной рабочей силы проводится в удаленном режиме, через веб-портал «Электронного правительства».

При содействии Комитета национальной безопасности и Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерством Культуры и Спорта, в рамках программы развития туризма внедрена единая информационная система учета туристов - «eQomq» (е-конак). Работа системы направлена на осуществление миграционного контроля, а также сбор и анализ информации принимающими лицами о туристическом потоке. Система «е-конак», создана для учета иностранных граждан, временно прибывающих в отелях, хостелах, гостиницах, санаториях и других местах общественного назначения. Информационная система «е-конак» обрабатывается правоохранительными органами, и содержит данные о месте размещения иностранного гражданина и сроках его пребывания.

Основное внимание в работе правоохранительных органов Республики Казахстан сосредоточено на предупреждении правонарушений, выявлении потенциальных угроз, связанных с высокой степенью латентности преступных формирований. Следует отметить, что преступления, связанные с миграционными процессами, обладают индивидуальными чертами, такими как: национальная идентичность, массовость, латентность, которые в совокупности своей представляют угрозу национальной безопасности страны, что подтверждается январскими событиями 2022 года, прошедшими в Казахстане.

Превентивная политика Казахстана, направлена на аккумулирование усилий государственных органов с институтами гражданского общества, в сфере предупреждения преступлений, связанных с миграционными процессами. Постепенный переход на «сервисную модель полиции», требует участия всех заинтересованных сторон общества и государственных органов. В целях реализации поручений Главы государства К.-Ж. Токаева в контексте успешной реализации Концепции «Слышащего государства», на улицах городов устанавливаются тревожные кнопки экстренного вызова полиции, в случае совершения противоправных действий или возникновения чрезвычайных происшествий, повышая тем самым эффективность защиты граждан от преступных посягательств. Участковые инспекторы полиции тес-

№ 6/2022

Bulletin of economic security

31

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

но взаимодействуют с объединениями собственников имущества и простыми товариществами, по вопросам обеспечения общественного порядка и безопасности. Подобная работа характеризуется положительными результатами, по выявлению незаконных хостелов, притонов и других правонарушений.

На постоянной основе проводятся целевые оперативно-профилактические мероприятия (ОПМ) «Мигрант», «Нелегал Трафик» и «Нелегал-Кордон» [5] по выявлению лиц, нарушающих миграционное законодательство. По данным информационного медиа-портала Polisia.kz, в течении трех дней проведения ОПМ «Мигрант» установлено и привлечено к ответственности 183 работодателя за нарушение режима и использования иностранной рабочей силы. В Едином реестре досудебного расследования, зарегистрировано 5 фактов организации незаконной миграции. В г. Шымкент выявлены иностранные граждане, в количестве 30 человек, осуществляющие работы по строительству школы, без соответствующих документов. Кроме того, в ходе ОПМ «Мигрант», были выявлены и задержаны 30 лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений. В их числе 27 граждан Республики Казахстан, 3 граждане СНГ, находившиеся в международном розыске за совершение насильственных действий сексуального характера [6].

Таким образом, предупреждение преступлений, связанных с миграционными процессами, в Республике Казахстан, осуществляется на межгосударственном и местном уровнях. Приоритетными направлениями в предупреждении преступлений, обусловленных миграционными процессами, в Казахстане являются меры по совершенствованию государственной миграционной политики, с учетом положительного международного опыта. Автоматизация государственных миграционных услуг, является одним из эффективных инструментариев по обеспечению защиты прав мигрантов и противодействию незаконной миграции. Эффективное взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества, является эффективным механизмом, обеспечивающим охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности страны.

Список источников

1. Алауханов Е. О. Криминология / Е. О. Алауха-нов. ООО «Юридический центр», 2013.

2. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 28 сентября 2018 года «О Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы (город

Душанбе)» [Электронный ресурс] // URL: https://clck. ru/3263y6.

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 октября 2018 года № 609 «О Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, на 2018-2020 годы» [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/32643Y.

4. Проект Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы и Плана мероприятий по реализации Концепции миграционной политики». Портал электронного правительства. Открытые НПА [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/326g7S.

5. Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Противодействие незаконной миграции [Электронный ресурс] // URL: https://clck. ru/326iwc.

6. Информационный медиа-портал Polisia.kz : МВД начало операцию «Мигрант» [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/326QSb.

References

1. Alaukhanov E. O. Criminology / E. O. Alaukhanov. LLC «Legal Center», 2013.

2. Decision of the Council of Heads of State of the Commonwealth of Independent States of September 28, 2018 «On the Interstate program of joint measures to combat crime for 2019-2023 (Dushanbe city)» [Electronic resource] // URL: https://clck.ru/3263y6.

3. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated October 1, 2018 № 609 «On the Action Plan of the Government of the Republic of Kazakhstan on prevention, prevention and combating crimes related to human trafficking for 2018-2020» [Electronic resource] // URL: https://clck.ru/32643Y.

4. Draft Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan «On approval of the Concept of Migration Policy of the Republic of Kazakhstan for 2022-2026 and the Action Plan for the implementation of the Concept of Migration Policy». E-government portal. Open NPAs [Electronic resource] // URL: https://clck.ru/326g7S.

5. Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. Countering illegal migration [Electronic resource] // URL: https://clck.ru/326iwc.

6. Information media portal Polisia.kz : The Ministry of Internal Affairs launched operation «Migrant» [Electronic resource] // URL: https://clck.ru/326QSb.

Информация об авторе А. А. Бабич - адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

A. A. Babich - Adjunct of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 30.11.2022; принята к публикации 15.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 30.11.2022; accepted for publication 15.12.2022.

32

Вестник экономической безопасности

№ 6/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.