Научная статья на тему 'КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиев Я.Л., Корсикова Н.А., Стебенева Е.В.

Статья посвящена криминологическому анализу преступлений, связанных с незаконной миграцией в Российской Федерации, с определением основных подходов к противодействию миграционной преступности. Рассмотрены криминологические особенности миграционной преступности с учетом современных реалий развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS CRIMES RELATED TO ILLEGAL MIGRATION TO THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article is devoted to the criminological analysis of crimes related to illegal migration in the Russian Federation with the definition of the main approaches to combating migration crime. The article considers the criminological features of migration crime, taking into account modern realities of the development of society.

Текст научной работы на тему «КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

Вестник Ниже; городе ко го университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 4, с. 69-73

69

П Р А В О

УДК 343.9

DOI 10.52452/19931778_2022_4_69

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

© 2022 г. Я.Л. Алиев, Н.А. Корсикова, Е.В. Стебенева

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург

yakub_aliyev@bk.ru

Поступила в редакцию 29.05.2022

Статья посвящена криминологическому анализу преступлений, связанных с незаконной миграцией в Российской Федерации, с определением основных подходов к противодействию миграционной преступности.

Рассмотрены криминологические особенности миграционной преступности с учетом современных реалий развития общества.

Ключевые слова: миграция, миграционная преступность, противодействие миграционной преступности.

Всеобщая глобализация и расширение международных связей способствуют тенденциям высокой интенсивности миграционных процессов в современном мире. В свою очередь, это обусловило необходимость регулирования миграционных потоков и снятия их остроты и бесконтрольности с учётом социальной, политической, экономической обстановки как в отдельных странах, так и в мире в целом.

Поэтому одним из приоритетных векторов политики России остаётся последовательное и эффективное регулирование миграционных процессов.

Ежегодно в нашу страну прибывает около 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), постоянно или временно проживает в России 1 млн иностранных граждан [1].

Причины миграции разнообразны: неблагоприятные социально-экономические, экологические условия в стране проживания (военные конфликты, экологические катастрофы, стихийные бедствия природного и техногенного характера, экономические кризисы, безработица и др.); создание, поддержание, восстановление родственных, семейных связей; обучение, туризм и т.п., но отдельно выделяются криминогенные факторы, детерминирующие негативное социальное явление в виде миграционной преступности.

Общественно опасные деяния мигрантов вызывают повсеместную озабоченность как правоохранительных органов, так и населения. Пре-

ступность мигрантов связана с личностно-субъективной характеристикой человека и определяется статусом лиц в зависимости от их перемещения, пересечения территориальных границ стран, регионов, городов. В связи с этим сущность миграционной преступности необходимо рассматривать во взаимосвязи с геополитическими, социально-экономическими, культурными, нравственно-ценностными и иными факторами как системно-структурное явление общества.

Рассматривая содержание понятия «миграция», его можно определить как переселение, перемещение (от латинского migration).

Миграция является одним из индикаторов социально-экономического благосостояния и политического благополучия в той или иной стране. Наиболее преобладающим фактором, способствующим миграции, является трудовая занятость, так как миграционные потоки чаще направлены от менее развитых в более развитые страны, регионы с высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями.

Ежегодно в мире в различные формы миграции вовлечено порядка 2-3% всего населения. При этом интенсивность миграционных потоков возросла, и за последние 25 лет доля мигрантов удвоилась, достигнув почти 200 млн человек [2, с. 18]. В Россию каждый год официально прибывают порядка полумиллиона человек [3, с. 198-230].

Миграция как социальное явление выполняет определённые функции, имеющие влияние на жизнедеятельность человека:

- функция взаимного обмена информацией, опытом, знаниями, культурой, традициями, обычаями, что обеспечивается оперативностью и интенсивностью пространственного перемещения населения;

- демографическая функция влияет на численность и структуру населения регионов и стран;

- формирование характера рынка труда и занятости и др.

Отметим, что распространение миграционных процессов и переход их в криминальную сферу способствует трансграничной и транснациональной преступности, что позволило определить в отдельный вид миграционную преступность и актуализировало необходимость определения категорийно-понятийного аппарата, связанного с данным негативным явлением. В российском законодательстве отсутствует понятие миграционной преступности. При этом в юридической литературе используются различные термины: «преступность мигрантов» и «преступления, совершаемые иностранцами» и др.

При всём разнообразии имеющихся видов миграции отдельно остановимся на таком виде, как нелегальная миграция, которая представляет собой незаконное пересечение территориальных границ государства, региона и проживание, пребывание в нём; незаконный транзитный проезд территории страны. Для обоих видов миграции - будь она внутренняя или внешняя -существуют правила регистрации и учёта граждан. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ...» [4], регламентирован порядок и сроки регистрации при перемещении граждан по территории России. Правила пересечения границ РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства предусмотрены Федеральным законом от 18.06.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [5]. Нарушение установленных правил влечёт административную ответственность [6].

Нелегальная миграция очень тесно связана с миграционной преступностью, так как, во-первых, незаконное пересечение и пребывание (проживание) влечёт за собой отдельные виды уголовно наказуемых деяний (например, статья 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции»), а во-вторых, нелегальная миграция способствует совершению различного вида преступлений как самими мигрантами, так и в отношении них. Учитывая незаконность пребывания (проживания) мигрантов, латентность ми-

грационных преступлений повышается и способствует повторяющимся общественно опасным деяниям в данной сфере.

Отметим также такой вид миграции, который взаимосвязан с миграционной преступностью, как криминальная миграция, где основной причиной пересечения территориальных границ выступают преступные мотивы и цели переезда. К криминальным мигрантам относятся преступники-гастролеры, участники организованных транснациональных преступных групп; экстремисты, террористы, целью которых является совершение общественно опасных деяний на территории государства, региона, чьи территориальные границы пересечены для совершения преступлений.

При исследовании миграционной преступности просматривается определенная совокупность (система) преступлений, совершаемых мигрантами, объединенными общностью криминальной сферы и интересов на территории того или иного государства, региона, что представляет угрозу для его правопорядка, государственной безопасности. Не случайно в Стратегии национальной безопасности РФ [7] одним из приоритетных направлений государственной политики предусмотрено противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками, в том числе с целью обеспечения общественной безопасности и порядка.

Проведенный анализ позволяет нам определить содержание понятия миграционной преступности как негативного социального явления, состоящего из совокупности общественно опасных деяний, совершаемых лицами, постоянно или временно пересекающими территориальные границы страны, региона с целью совершения преступлений.

Криминологическая характеристика преступлений, связанных с нелегальной миграцией в России, объективно требует анализа соответствующих статистических данных, позволяющих оценить рассматриваемый вид преступности. Однако было бы неверно рассматривать миграционную преступность в отрыве от анализа миграционных процессов в целом, происходящих в России.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [8] за последние годы в России в миграционных потоках было задействовано свыше 4 миллионов человек, причем преобладающее большинство перемещалось внутри страны и только порядка 10-12% составляют лица, прибывшие из зарубежных стран (в 2019 году в РФ прибыло 4749769 мигрантов, убыло - 4464666 мигрантов; в 2020 году -4120743 и 4014269 соответственно).

Приведенные данные явно указывают на преобладание внутренней миграции населения в

Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконной миграцией

71

стране. Ежегодно наибольшее количество прибывших граждан отмечается в Центральном, Северо-Западном, Сибирском и Приволжском федеральных округах. Наибольшее количество населения (около 80%) прибывает в населённые пункты городского типа. По количеству выбывающих лиц указанные округа также в лидерах, что может указывать на временную миграцию, связанную с обучением, трудоустройством и т.п.

При анализе тенденций внешней миграции обнаруживается, что большинство лиц в страну прибывает из таких зарубежных стран, как Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Абхазия, Вьетнам, Германия, Грузия, Китай и др.

Согласно статистическим данным, наибольшее количество приезжих в Россию - из бывших республик СССР, что объяснимо длительными сложившимися социально-экономическими, политическими, культурными отношениями стран и тесными близкими, родственными связями между гражданами разных государств. Миграционные процессы тем самым обусловливают некоторые показатели социально-демографической характеристики миграционной преступности. Большинство преступников-мигрантов, совершающих преступления в России, являются приезжими (гражданами, лицами без гражданства) из названных выше стран.

Анализируя динамику преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, и количество преступлений, совершенных в отношении лиц указанной категории за 2015-2020 гг., отметим, что наблюдается нисходящая тенденция выявленных данных видов деяний [9]. Так, за 2019 год выявлено 34917 преступлений, совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства; в 2020 году - 34400. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в 2019 году совершено 16810 преступлений; в 2020 году -15981.

Преобладающее большинство иностранных граждан, совершивших преступления в России, являются гражданами государств-участников СНГ (2013 год - 40295; 2014 год - 39438; 2015 год - 42070; 2016 год - 38501; 2017 год -36233; 2018 год - 34323; 2019 - 31010; 2020 -30835).

Таким образом, за последние шесть лет (2015-2020 гг.) количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по России не превышало 2%, что, однако, не снижает общественной опасности данного вида преступности.

Количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении мигрантов, почти в 2 раза меньше, чем совершенных самими мигрантами, что, во-первых, определяется латентно-

стью данного вида преступности, а во-вторых, повышенной криминализацией мигрантов.

Также, рассматривая миграционную преступность, следует упомянуть, что не только мигранты совершают преступления, но и в отношении них совершаются общественно опасные деяния. Среди них наиболее распространённые корыстные преступления (кражи, мошенничества), убийства, причинение различного вида вреда здоровью. Данные преступления обладают повышенной латентностью, так как зачастую мигрант-потерпевший не обращается в правоохранительные органы, так как сам находится нелегально на территории страны, региона, либо из-за страха лишиться места проживания, работы.

Криминологическая характеристика личности преступника-мигранта актуализируется требуемой эффективностью профилактики миграционной преступности.

Мигрантом является лицо, которое пересекает территориальные границы региона, страны. Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [10].

Личность преступника-мигранта обладает определенными особенностями.

Согласно проведённым исследованиям, преобладающее большинство преступников-мигрантов мужчины, у которых наиболее активный криминальный возраст - 30-50 лет; большинство имеющие неполное среднее и общее среднее образование; семейное положение более чем у половины - холост, но более 50% имевших детей на иждивении; свыше 50% не имеющие постоянного места занятости, что обусловливает наиболее распространённый вид преступлений у лиц данной категории - корыстный. На момент совершения преступления большинство мигрантов-преступников находились на территории России нелегально. Из числа преступников - иностранных граждан, лиц без гражданства на территории России каждый седьмой преступник-мигрант ранее совершал преступление. В преобладающем большинстве преступник-мигрант является представителем страны, входящей в СНГ [11, 12].

Таким образом, существование как внутренней, так и внешней миграции в России пред-

определяет разработку ряда мер, направленных на предупреждение преступности мигрантов, среди которых выделим: международное сотрудничество, регулирование миграционных процессов путем создания благоприятных условий проживания и труда в стране, регионе прежнего пребывания мигранта; эффективное взаимодействие правоохранительных органов по выявлению, раскрытию преступлений мигрантов, пресечение нелегальной миграции, обмен информацией; оказание помощи в социальной адаптации мигрантов; обеспечение психологической помощи; осуществление жесткого контроля за прибытием, пребыванием и осуществлением трудовой деятельности мигрантами; устранение коррупции в сфере миграционного контроля и учета; совершенствование миграционного законодательства; повышение толерантности населения к мигрантам.

Список литературы

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы (утв. Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2022).

2. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование: Монография. М.: Формула права, 2007. 576 с.

3. Миграция. Демографический ежегодник России: Статистический сборник / Ред. колл. И.Н. Шаповал, С.Ю. Никитина. М.: Росстат, 2019. 252 с.

4. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граж-

дан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.01.2022).

5. Федеральный закон от 18.06.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul tant.ru (дата обращения: 15.01.2022).

6. Ст. 19.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consul tant.ru (дата обращения: 15.01.2022).

7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2022).

8. Численность и миграция населения РФ в 2020 году: статистический бюллетень. М., 2021 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://rosstat. gov.ru/compendium/document/13283?print=1 (дата обращения: 06.02.2022).

9. По данным ГИАЦ МВД России. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015-2020 гг. // Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 15.01.2022).

10. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2022).

11. Военкова В.А. Криминологическая характеристика преступника-мигранта // Диалог. 2017. № 1 (6). С. 11-15.

12. Седова А.А. Особенности личности иностранного мигранта, совершившего преступление на территории РФ // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 3А. С. 229-234.

CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS CRIMES RELATED TO ILLEGAL MIGRATION TO THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY

Ya.L. Aliev, N.A. Korsikova, E. V. Stebeneva

The article is devoted to the criminological analysis of crimes related to illegal migration in the Russian Federation with the definition of the main approaches to combating migration crime. The article considers the criminological features of migration crime, taking into account modern realities of the development of society.

Keywords: migration, migration crime, counteraction to migration crime.

References

1. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025 (approved by Decree of the President of the Russian Federation № 622 dated 31.10.2018) [Electronic resource]. Access from the LRS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 12.01.2022).

2. Ryazantsev S.V. Labor migration in the CIS and Baltic countries: trends, consequences, regulation: Monograph. M.: Formula of Law, 2007. 576 p.

3. Migration. Demographic Yearbook of Russia: Statistical collection / Ed. coll. I.N. Shapoval, S.Y. Nikitina. M.: Rosstat, 2019. 252 p.

4. Decree of the Government of the Russian Federation № 713 dated 17.07.1995 «On Approval of the Rules

KpuMUHonoannecKan xapaKmepucmuKa npecmymemu, cen3aHHUx c He3aKOHHOu M^paqueu

73

for Registration and De-Registration of Citizens of the Russian Federation at the Place of Stay and Place of Residence within the Russian Federation and the List of Persons Responsible for Receiving and Transferring to the Registration Authorities Documents for Re-Registration and De-Registration of Citizens of the Russian Federation at the Place of Residencevisits and at the place of residence within the Russian Federation» [Electronic resource]. Access from the LRS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (Date of access: 15.01.2022).

5. Federal Law № 109-FL of 18.06.2006 «On migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» [Electronic resource]. Access from the LRS «ConsultantPlus». URL: http://www.con sultant.ru (Date of access: 15.01.2022).

6. Article 19.15.2 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation [Electronic resource]. Access from the LRS «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru (Date of access: 15.01.2022).

7. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» [Electronic resource]. Access from the LRS «ConsultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 10.01.2022).

8. The number and migration of the population of the Russian Federation in 2020: statistical bulletin. Moscow, 2021 // Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: http://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13283?print=1 (Date of access: 06.02.2022).

9. According to the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The state of crime in Russia in January-December 2015-2020 // The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Electronic resource]. URL: https://MBg.p^/reports/item/22678184/ (Date of access: 15.01.2022).

10. Federal Law № 115-FL of 25.07.2002 «On the Legal Status of foreign citizens in the Russian Federation» [Electronic resource]. Access from the LRS «Con-sultantPlus». URL: http://www.consultant.ru (Date of access: 10.01.2022).

11. Voenkova V.A. Criminological characteristics of a migrant criminal // Dialog. 2017. № 1 (6). P. 11-15.

12. Sedova A.A. Personality features of a foreign migrant who committed a crime on the territory of the Russian Federation // Issues of Russian and international law. 2018. Vol. 8. № 3A. P. 229-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.