Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / МАЛОЛЕТНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИНТЕРНЕТ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / УСЛОВИЯ / ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черемнова Наталья Александровна

В статье исследуются проблемы кибербоулинга в отношении несовершеннолетних. Отмечается отсутствие в настоящее время целостного восприятия существующей в обществе ситуации. Автор рассматривает истинные причины явления, предлагает оптимальные пути изменения сложившегося положения дел, а также анализирует средства профилактики кибербуллинга среди несовершеннолетних и общей профилактики девиантного поведения подростков. В рамках целенаправленной работы с некорректным поведением в Интернете и предупреждения кибербуллинга выделяются два основных направления - совершенствование специальных технических средств защиты, ограничивающих нежелательный контент и обучение пользователей Интернета правилам безопасности и адекватного поведения в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CYBERBULLYING AGAINST MINORS AND MINORS

The article explores the problems of cyberbowling in relation to minors. There is a lack of a holistic perception of the current situation in society. The author examines the true causes of the phenomenon, suggests the best ways to change the current state of affairs, and also analyzes the means of preventing cyberbullying among minors and the general prevention of deviant behavior in adolescents. Within the framework of purposeful work with incorrect behavior on the Internet and prevention of cyberbullying, two main areas are distinguished - the improvement of special technical means of protection that limit unwanted content and the training of Internet users in security rules and adequate behavior on the network.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ»

УДК 343.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-84-87

черемнова н.а.

предупреждение кибербуллинга в отношении малолетних и

несовершеннолетних лиц

Ключевые слова: виктимность, малолетние, несовершеннолетние, Интернет, кибербуллинг, травля, предупреждение, профилактика, условия, личные границы.

В статье исследуются проблемы кибербоулинга в отношении несовершеннолетних. Отмечается отсутствие в настоящее время целостного восприятия существующей в обществе ситуации. Автор рассматривает истинные причины явления, предлагает оптимальные пути изменения сложившегося положения дел, а также анализирует средства профилактики кибербуллинга среди несовершеннолетних и общей профилактики девиантного поведения подростков. В рамках целенаправленной работы с некорректным поведением в Интернете и предупреждения кибербуллинга выделяются два основных направления - совершенствование специальных технических средств защиты, ограничивающих нежелательный контент и обучение пользователей Интернета правилам безопасности и адекватного поведения в сети.

CHEREMNOVA, N.A.

PREVENTION OF CYBERBULLYING AGAINST MINORS AND MINORS

Key words: victimization, minors, minors, Internet, cyberbullying, bullying, prevention, prevention, conditions, personal boundaries.

The article explores the problems of cyberbowling in relation to minors. There is a lack of a holistic perception of the current situation in society. The author examines the true causes of the phenomenon, suggests the best ways to change the current state of affairs, and also analyzes the means of preventing cyberbullying among minors and the general prevention of deviant behavior in adolescents. Within the framework of purposeful work with incorrect behavior on the Internet and prevention of cyberbullying, two main areas are distinguished - the improvement of special technical means of protection that limit unwanted content and the training of Internet users in security rules and adequate behavior on the network.

В современном мире наблюдается тенденция все большего использования детьми и подростками интернет-ресурсов. Зависимость от общения в социальных сетях сочетается у подрастающего поколения с отсутствием навыков безопасных коммуникаций, осознания необходимости соблюдения этики взаимодействия. В связи с этим актуализируется потребность в формировании и соблюдении этических норм поведения в информационном пространстве, а также в формировании умения несовершеннолетних выстраивать грамотную коммуникацию и адекватно отстаивать личностные границы.

Данная статья является продолжением начатого ранее исследования вопросов борьбы с таким распространившимся в последнее время явлением, как кибербуллинг в отношении малолетних и несовершеннолетних лиц. Актуальность его изучения неуклонно растет, в связи с ростом масштабов проблемы. Ведь если раньше психологическое и физическое насилие в подростковой среде было явным и открытым, в связи с чем было более управляемым, то в настоящее время оно переходит в виртуальное пространство.

В предыдущих статьях исследованы факторы, способствующие появлению кибербуллинга, виды и участники этого явления. Также изучены обстоятельства, вызывающие агрессивное поведение одних подростков по отношению к малолетним и несовершеннолетним в Интернете, а также виктимное поведение другой части подростков. Изучены неблагоприятные последствия киберпреследования для участников данной коммуникации [1, 2]. В результате проведенного исследования обоснован вывод о том, что одной из приоритетных задач формирования гармоничного общества является сохранение психологического здоровья молодого поколения. В данной связи необходимо активно противодействовать различным проявлениям угроз в сети, и в этом плане важное значение имеет борьба с кибербуллингом.

Проанализирую важные, на мой взгляд, условия, способствующие успешной превенции кибербуллинга в отношении малолетних и несовершеннолетних лиц.

Для положительных результатов в противостоянии кибербуллингу важно своевременно обнаружить и грамотно отреагировать на него. В силу специфики воздействия злоумышленника на жертву, родителям и учителям не всегда получается распознать проявления травли посредством Интернета на этапе ее возникновения. Чаще всего близкие узнают о фактах воздействия достаточно поздно, когда конфликт проявляется активно. Меры же профилактики конфликта, которые удается предпринять вовремя, способствуют его смягчению и препятствуют дальнейшему развитию.

Для предотвращения кибербуллинга необходимо осознавать механизм воздействия на жертву. Достаточно распространенными являются случаи создания специальных страниц, где

жертву называют обидными кличками, оскорбляют, размещают злобные карикатуры на нее, публикуют провокационные фото или видео (часто сексуального характера, с предложением соответствующих услуг), распространяют ложную, либо же дискредитирующую жертву истинную информацию (вопреки воле жертвы), осуществляют иного рода издевательства. Распространены и опасны случаи, когда подростков буквально закидывают в чате, на их страничке или в личных сообщениях комментариями с оскорблениями, угрозами, домогательствами, от которых жертва не может скрыться и найти для себя безопасное пространство. Также преследователи могут писать сообщения от лица жертвы ее близким и знакомым с различными угрозами, оскорблениями, просьбами перечислить деньги и пр. Распространенным способом издевательства над подростком является исключение его из чатов, групп в Интернете в связи с любым поводом для этого (рост, телосложение, недостаточная сообразительность либо, наоборот, хорошие знания).

Успешной профилактике данного явления, прежде всего, должно способствовать осознание обществом существенных последствий кибербуллинга как для жертвы, так и для преследователей и свидетелей этого процесса. В отличие от травли, происходящей в реальности, воздействие на жертву посредством телекоммуникационной связи нередко несет гораздо больший урон ее психическому здоровью и репутации, поскольку создает опасность распространения ложных порочащих ее сведений, происходит чаще всего анонимно, получает широкую огласку, проводится порой 24 часа в сутки. При этом необходимо осознавать сложность выявления подобных случаев, которая заключается в том, что жертвы зачастую боятся поделиться своими переживаниями о ситуации со взрослыми по разным причинам: отсутствие доверительных отношений в семье, страх осуждения и даже наказания со стороны близких, а также лишения доступа к Интернету. Именно это существенно затрудняет обнаружение и устранение травли в отношении подростков.

Знание симптомов и признаков психологического воздействия, оказываемого на ребенка, также способствует выявлению и профилактике подобных случаев на ранних стадиях возникновения.

Признаками эмоционального неблагополучия подростка в связи с травлей в Интернете чаще всего являются:

- ухудшение здоровья (появление головных болей, болей в животе, расстройство сна, частая смена настроения);

- изменение поведение (закрытость в себе, подросток много внимания уделяет играм, соцсетям, у него снижается успеваемость);

- пропажа вещей и денег из дома [3, с. 8].

Важнейшим условием превенции кибербуллинга является целенаправленная работа с некорректным поведением в Интернете. В данной работе выделяются два основных направления.

Первое направление по предупреждению кибербуллинга в отношении малолетних и несовершеннолетних детей обеспечивается специальными техническими средствами защиты, ограничивающими нежелательный контент. Так, для предупреждения виктимности малолетних и несовершеннолетних существуют различные фильтры для цензурирования контента; предусмотрена двухфакторная аутентификация при входе в аккаунты, когда от пользователя дополнительно требуется код подтверждения. Также разработаны различные встроенные средства родительского контроля и специализированные приложения: Google Family Link, Kaspersky SafeKids, Norton Family Parental Control, Mobile Fence Parental Control, Teen Time, Где мои дети [4].

Указанными приложениями обеспечиваются следующие функции:

- защита настроек родительского контроля паролем;

- ограничение времени пользования гаджетом (например, ребенок получает доступ к Интернету только в то время, когда родители будут дома, также есть возможность удаленной блокировки);

- ограничение использования определенных контента и приложений (игры, фильмы, музыка, установка нежелательных программ);

- веб-фильтрация (блокировка нежелательных для детей ресурсов);

- мониторинг местоположения (местоположение в конкретный момент и за месяц, выход за пределы оговоренной территории);

- контроль общения (статистика использования устройства и другие настройки конфиденциальности персональных аккаунтов. Родители могут увидеть список звонков, читать СМС-сообщения, смотреть содержание социальных сетей);

- SOS (ребёнок может подать сигнал тревоги, и родители узнают его местонахождение и звуки, которые слышны рядом).

Также существует обратная связь с разработчиками социальных сетей. В случае подозрения на неправомерные действия со стороны тех или иных сообществ или людей всегда можно сообщить об этом в службу поддержки напрямую или «пожаловаться на сообщество» в настройках.

Вторым направлением по предупреждению кибербуллинга в отношении малолетних и несовершеннолетних детей является обучение пользователей Интернета правилам безопасности и адекватного поведения в сети. Данные правила безопасности, на наш взгляд, следует разделить на две группы:

- обучение пользователей (как подростков и родителей, так и педагогов, психологов и других представителей помогающих профессий) техническим инструментам и алгоритму противодействия некорректному поведению со стороны других пользователей (какие фильтры и как настраивать, как написать в техподдержку и т.п.);

- обучение общим правилам безопасности в сети (рекомендации о неразмещении личной информации в открытом доступе; запрет переписки с незнакомыми лицами, предлагающими какие-либо сомнительные услуги, встречи и т.п., алгоритм поведения в случае, когда родители обнаруживают травлю в отношении их ребенка, и т.д.).

Информационные сайты, направленные на улучшение интернет-грамотности и обучение корректному поведению в сети Интернете, существуют в разных странах. Программы и социальные проекты, посвященные безопасному поведению в сети, получают все большее распространение. Эти программы разрабатываются с учётом особенностей пользователей. Программы, направленные на повышение уровня квалификации педагогов, врачей, психологов в сфере разрешения проблемных ситуаций, связанных с интернет-агрессией, целенаправленно внедряются во все сферы жизни. Проводятся различного рода игры, тренинги, максимально приближенно создающие ситуацию кибертравли и предлагающие выбор поведения [5].

Также особую значимость в профилактике кибервоздействия на малолетних и несовершеннолетних лиц играют мероприятия, направленные на выстраивание доверительных коммуникаций подростков со значимыми взрослыми. Например, проект «Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий» [6] содержит перечень детских безопасных сайтов, направленных на всестороннее развитие детей и подростков, общение, получение актуальной информации по интересующим темам и сферам жизни, знакомства, творческое развитие.

Многие программы обращают внимание на важность контроля родителей за поведением подростков в Интернете. Однако эта тема является достаточно дискуссионной, так как детям необходимо учиться быть самостоятельными в принятии решений, понимании особенностей построения адекватных взаимоотношений с людьми как в реальной жизни, так и в Интернете. При этом благоприятные отношения родителей и ребенка всегда способствуют наиболее оптимальной социализации последних как в сети, так и в обычной жизни. Для безопасного же взаимодействия подростков с другими людьми и снижения риска вовлечения в ситуацию киберпреследования важно формировать у них навыки осознанного поведения в Интернете и применения системы мер предосторожности [3, с. 11].

Одним из значимых условий профилактики кибербуллинга в отношении малолетних и несовершеннолетних лиц является изучение внутреннего состояния и поведения жертвы, агрессора, свидетелей, а также изучение возможности решения проблем, возникающих в связи с киберпреследованием. Подобные исследования в последнее время проводятся все чаще, и их авторами даются различные рекомендации по поведению в той или иной ситуации.

На мой взгляд, в настоящий момент основной задачей профилактики кибербуллинга является психологическая работа с подростками, родителями и представителями помогающих профессий, в результате которой должны формироваться навыки адекватного поведения и умения гармонично выстраивать межличностную коммуникацию. Одним из ключевых аспектов здесь

выступает приобретение потенциальной жертвой навыков выстраивания личных границ и обеспечения их оптимальной устойчивости в разных ситуациях. Вместе с тем такие навыки возможно сформировать только на базе четкого восприятия себя как отдельного индивида с набором уникальных качеств и сторон личности, при этом имеющего понимание, какое воздействие со стороны является существенным вторжением в мир ценностей, превращая концепцию «Я» уже в «Не Я», опирающуюся, по моему мнению, на пирамиду ценностей А. Маслоу [7].

Конечно же, ключевым условием профилактики исследуемого явления является политика государства, направленная на реализацию в обществе профилактических мер, которые заключаются в формировании духовных, нравственных, культурных, семейных ценностей и традиций; воспитание целостной, психически здоровой личности, умеющей адекватно реализовывать свои задачи в обществе, грамотно выстраивать коммуникацию; развитие в людях милосердия и сочувствия, добра и взаимопомощи, уважения к старшему поколению. Важным этапом формирования зрелой личности станет пропаганда уважительного отношения к детям как к самостоятельным, талантливым личностям и направленность на развитие положительных качеств. Поддержка и укрепление профессий, формирующих нравственный и духовный потенциал общества, позволят обеспечить практическую реализацию указанных выше задач. В связи с этим важное значение приобретает выстраивание фокуса внимания на целостное восприятие всех протекающих процессов, происходящих в обществе, и исследование глубинных причин происходящих событий и явлений на всех уровнях, возрождение принципов преемственности поколений на уровне семьи, общества и государства.

Литература и источники

1. Бабурин В.В., Черемнова Н.А. Травля в информационном пространстве (кибербуллинг) и виктимность малолетних и несовершеннолетних лиц // Алтайский юридический вестник. 2022. № 3. С. 54-59.

2. Черемнова Н.А. Причины виктимности малолетних и несовершеннолетних лиц в информационном пространстве // Проблемы и перспективы совершенствования законодательства и правоприменительной практики органов внутренних дел»: мат-лы междунар. дистанционной науч.-практ. конф., посвященной 30-летию казахстанской полиции. Караганда: Карагандинская академия МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, 2022. С. 232-236.

3. Носова Н.В., Калинкина Е.М., Камракова Н.Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации: учебное пособие. Вологда: Вологодский институт развития образования, 2019. 52 с.

4. ТОП-11 бесплатных программ родительского контроля // URL: https://sdelai-comp.ru/obzori/programmi-roditelskogo-kontrolya.html (дата обращения: 05.06.2023).

5. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Вестник ГУУ. 2018. № 2.

6. Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий // URL: https://nncdo.ru/detskie-bezopasnye-sajty-2/ (дата обращения: 05.06.2023).

7. Шэрон М. Невидимый часовой: как определить и укрепить личные границы // URL: https://www.psychologies.ru/standpoint/nevidimyiy-chasovoy-kak-opredelit-i-ukrepit-lichnyie-granitsyi/ (дата обращения: 05.06.2023).

References and Sources

1. Baburin V.V., Cheremnova N.A. Travlya v informacionnom prostranstve (kiberbulling) i viktimnost' maloletnih i nesovershennoletnih lic // Altajskij yuridicheskij vestnik. 2022. № 3. S. 54-59.

2. Cheremnova N.A. Prichiny viktimnosti maloletnih i nesovershennoletnih lic v informacionnom prostranstve // Problemy i perspektivy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj praktiki organov vnutrennih del»: mat-ly mezhdunar. distancionnoj nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 30-letiyu kazahstanskoj policii. Karaganda: Karagandinskaya akademiya MVD Respubliki Kazahstan im. B. Bejsenova, 2022. S. 232236.

3. Nosova N.V., Kalinkina E.M., Kamrakova N.Yu. Profilaktika kiberbullinga sredi obuchayushchihsya obrazovatel'noj organizacii: uchebnoe posobie. Vologda: Vologodskij institut razvitiya obrazovaniya, 2019. 52 s.

4. TOP-11 besplatnyh programm roditel'skogo kontrolya // URL: https://sdelai-comp.ru/obzori/programmi-roditelskogo-kontrolya.html (data obrashcheniya: 05.06.2023).

5. Bengina E.A., Grishaeva S.A. Kiberbulling kak novaya forma ugrozy psihologicheskomu zdorov'yu lichnosti podrostka // Vestnik GUU. 2018. № 2.

6. Resursnyj centr obucheniya detej s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij // URL: https://nncdo.ru/detskie-bezopasnye-sajty-2/ (data obrashcheniya: 05.06.2023).

7. Sheron M. Nevidimyj chasovoj : kak opredelit' i ukrepit' lichnye granicy // URL: https://www.psychologies.ru/standpoint/nevidimyiy-chasovoy-kak-opredelit-i-ukrepit-lichnyie-granitsyi/ (data obrashcheniya: 05.06.2023).

ЧЕРЕМНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Омская академия МВД России (zeremnowa@list.ru).

CHEREMNOVA, NATALIA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.