Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ВИДЫ КОНФЛИКТОВ / СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ / МЕТОДИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еникеева А.

В статье рассмотрены основные способы управления конфликтами в зависимости от его вида. Автор уделяет особое внимание эффективным методикам предупреждения конфликтов, профилактике их возникновения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ»

экрана (дата обращения: 23.12.2016).

6. Василенко В.А. Водные ресурсы Новосибирской области: проблемы и пути их решения / В.А. Василенко // Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук. - 2014. - С. 298-310.

7. Угроза природного и техногенного загрязнения (Причины возникновения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biЫюfond.m/view.aspx?id=819762. - Загл. с экрана (дата обращения: 23.12.2016).

8. Уменьшение водоохранных зон (Причины возникновения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipipip.ru/vodniy-kodeks/65. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.12.2016).

9. Искусственное восполнение песчано-гравийного запаса русла рек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^/^йа-lity.org/blog/2015/08/11/gravel. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.12.2016).

10. Климатические факторы. Потепление климата [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lib.ieie.su/docs/2014/AktualProblRazvNovosib2014. -Загл. с экрана (дата обращения: 24.12.2016).

11. Научные направления, обеспечивающие опережающее инновационное развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hsib.msu.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 24.12.2016).

УДК 316.7

Еникеева А. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ

КОНФЛИКТАМИ Аннотация: в статье рассмотрены основные способы управления конфликтами в зависимости от его вида. Автор уделяет особое внимание эффективным методикам

предупреждения конфликтов, профилактике их возникновения и развития.

Ключевые слова: конфликт, виды конфликтов, способы управления конфликтом, методики предупреждения конфликтов.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых

обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной [1; 3].

Предупреждение конфликтов - деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.

Предупреждением конфликтов могут заниматься:

- субъекты, желающие обезопасить себя от роли противоборствующей стороны или пособника конфликта;

- субъекты, желающие оказать помощь другим, предотвращая возникновение конфликта и заранее зная, что им не придется исполнять роль противоборствующей стороны.

Эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера.

Субъективные препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков. Например, есть люди, которые имеют привычку избавлять себя от скуки и унылого однообразия жизни за счет сознательного или несознательного провоцирования конфликтов с окружающими. Существует также тип людей, которые испытывают дискомфорт в нормальной ситуации и тяготеют к стрессовым ситуациям, также провоцируя их возникновение. Такие качества, как стремление к проявлению превосходства, хамство, хвастовство, неуважение к людям и другие в обязательном порядке создадут массу проблем для личности и сведут к минимуму возможности предупреждения конфликтов [2; 4].

Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием.

Во-первых, эти препятствия имеют социально-психологический характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие.

Во-вторых, существуют нравственные препятствия. Нередко, и не без основания, конфликт рассматривается как частное дело сторон. С позиций гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично.

В-третьих, существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения (даже из лучших побуждений) могут противоречить законодательству, быть противоправными.

Вмешательство в конфликт возможно лишь в случае, если он перерастает рамки личных или групповых отношений и становится социально опасным (значимым) [5].

Управление конфликтом - способность руководителя увидеть конфликтную ситуации, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.

Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие стадии:

^ восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;

^ исследование конфликта и поиск его причин;

^ поиск путей разрешения конфликта;

^ осуществление организационных мер.

Конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные внутренние и внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др.

Следует учитывать то, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:

• псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);

• переоценка или недооценка значимости конфликта;

• невосприятие, игнорирование существующего конфликта.

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже

возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций [6].

Эффективное управление конфликтами - это воздействие, направленное на устранение причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Методы управления конфликтами можно представить в виде нескольких групп:

- внутриличностные т.е. методы воздействия на отдельную личность;

- структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

- межличностные методы; переговоры; ответные агрессивные действия.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Межличностные методы. Руководитель может использовать несколько стилей преодоления межличностного конфликта: разрешение конфликта силой, уход от конфликта, разрешение конфликта через сотрудничество, на основе стремления кооперироваться с другими, но без внесения в кооперацию своего сильного интереса. Структурные методы используют такие приемы, как разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения. Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. В сфере управления конфликтами большое значение имеет их предупреждение [7; 8].

Использованные источники:

1. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Москва, Наука, 1996. - 326с.

2. Бородкин Ф.Н. «Внимание, конфликт!», Новосибирск, 2012. - 679с.

3. Игебаева Ф.А. Руководитель и его роль в предупреждении конфликтов в организациях // Развитие современного общества России в условиях новой экономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2012. - С. 39 - 42.

4.Игебаева Ф.А. Межличностный конфликт в организации и его последствия. // Язык и литература в условиях билингвизма и полилингвизма. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 249 - 252.

5. Игебаева Ф.А. Социальные конфликты и способы их решения. Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2007. - С.33 - 35.

6. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal'. 2015. с. 1073 - 1079.

7. Игебаева Ф.А. Предупреждение конфликтов - одна из основных функций руководителя // Наука и цивилизация Международная конференция. 07-15 марта 2016 г. - Volume 10. Psychologia i socjologia/ Politologija. Przemysl. Nauka i studia. - С.96 - 97.

8. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как условие интеграционных процессов в среде представителей малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1 (16). с. 348-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.