Научная статья на тему 'Предупреждение и раскрытие террористических актов с помощью информационных систем'

Предупреждение и раскрытие террористических актов с помощью информационных систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / TERRORISM-RELATED CRIMES / TERRORISM / TERROR / AN ACT OF TERROR / INFORMATIONAL SYS-TEMS / TRANSPORT OBJECTS / PREVENTING AND DETECTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистильников А. Б., Валяев А. В.

В статье говорится о проблемах и путях решения предупреждения и раскрытия террористических актов с помощью информационных систем на транспортных объектах (аэропорты, метрополитен и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистильников А. Б., Валяев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventing and detection of terrorist acts by means of informational systems

The article tells about the problems and the ways of solution of preventing and de-tection of terrorist acts by means of informational systems on the transport objects (airports, underground railways and others).

Текст научной работы на тему «Предупреждение и раскрытие террористических актов с помощью информационных систем»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

PREVENTING AND DETECTION OF TERRORIST ACTS BY MEANS OF INFORMATIONAL SYSTEMS

УДК 343.326

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции в отставке (Белгородский юридический институт МВД России)

A.B. SVISTILNIKOV,

candidate of the legal sciences, docent (Higher Professional Education «Belgorod Police Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»)

А.В. ВАЛЯЕВ,

адвокат (г. Москва)

A.V. VALYAEV,

attorney

Аннотация: В статье говорится о проблемах и путях решения предупреждения и раскрытия террористических актов с помощью информационных систем на транспортных объектах (аэропорты, метрополитен и др.).

Ключевые слова: преступления террористического характера, терроризм, террористические акты, информационные системы, транспортные объекты, предупреждение и раскрытие преступлений.

Abstract: The article tells about the problems and the ways of solution of preventing and de-tection of terrorist acts by means of informational systems on the transport objects (airports, underground railways and others).

Key words: terrorism-related crimes, terrorism, terror, an act of terror, informational systems, transport objects, preventing and detection of crimes.

Современный терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одно из самых опасных и сложных социально-политических и криминальных явлений, ставших глобальной угрозой безопасности общества. Политические убийства, захват заложников, похищение людей, угоны

самолетов, взрывы зданий, транспортных средств и тому подобные формы терроризма известны всему миру достаточно давно.

Террор является относительно дешевым и эффектным средством достижения всевозможных целей, поэтому он взят на вооружение отдельными политическими

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'11

142

силами, представителями организованной преступности, националистами, сепаратистами, религиозными экстремистами.

Результатами террористических актов являются массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, воссоздание которых порой невозможно. Анализ совершенных террористических актов показал, что характерной особенностью современного терроризма является разнообразие форм и методов ведения противоправной деятельности. Если раньше он в основном сводился к запугиванию или устранению государственных и политических деятелей, то в настоящее время террористы для достижения своих преступных замыслов используют захват заложников, угон либо уничтожение воздушных судов, повреждение или вывод из строя средств связи, хищение оружия и боеприпасов, нападения на школы, помещения правоохранительных органов, осуществляют взрывы в аэропортах, метро, электропоездах, автобусах и т.д.

Таким образом, набирающий силу терроризм в сочетании с организованной преступностью и коррупцией, уже утвердившейся в качестве неотъемлемого компонента социальной и политической жизни, серьезно угрожает российским институтам государственной власти, негативно влияет на все сферы жизнедеятельности общества, подрывает веру граждан в способность государства обеспечить охрану их прав и защиту от преступных посягательств.

Для нейтрализации этого негативного социального явления Президентом Российской Федерации Д.Ф. Медведевым 5 октября 2009 г. принята Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, а также наметила цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия.

Следует отметить, что принятие вышеуказанного нормативного документа значительно активизировало работу в противодействии терроризму. Вместе с тем нужно признать, что большинство предложений по усилению мер безопасности, особенно направленных на недопущение совершения террористических актов на вокзалах, в аэропортах, в метро и на объектах транспорта сводится к направлению «усилить, улучшить, углубить». Проведенный нами мониторинг принимаемых после совершения террористических

актов управленческих решений показал их низкую эффективность и недостаточность конкретных и прогрессивных предложений. Главные идеи управленческого аппарата в основном сводились к увеличению численности личного состава органов внутренних и внутренних войск, осуществляющих несение службы на потенциально опасных объектах (в аэропортах, в метрополитене, местах проведения массовых мероприятий и досуга), а также улучшения технического оснащения милиции и иных правоохранительных органов.

Вся тяжесть работы ложилась на плечи правоохранительных органов, роль же органов власти, управления, иных государственных органов и хозяйствующих субъектов, всего гражданского общества либо оставалась в тени, либо реализовывалась не в полном объеме. Результат не замедлил ждать. 29 марта 2010 г. совершаются террористические акты в московском метро. Взрывы на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» унесли жизни сорока человек, восьмидесяти восьми гражданам причинен вред здоровью различной степени тяжести. 24 января 2011 г. происходит очередной террористический акт. От взрыва в аэропорту Домодедово погибло 37 человек, пострадало 117.

В связи с совершенными преступлениями вопрос о безопасности граждан на объектах транспорта обсуждался на всех уровнях власти и гражданского общества - от Президента России, правительства, парламента до бытовых разговоров, ведущихся в том числе и на объектах транспорта, где были совершены эти теракты.

Реакция власти и правоохранительных органов после террористических актов сводилась в основном к тому, что сразу же после совершения терактов на станциях метро, в аэропорту и прилегающих к ним территориях было выставлено множество дополнительных постов милиции. Сотрудники милиции были вооружены, штатно экипированы, при себе имели средства связи и переносные металлодетекторы. Часть постов была усилена инспекторами-кинологами со служеб-но-розыскными собаками.

Бесспорно, в тот период времени принятые властью меры были правильны и необходимы как в профилактическом аспекте, так и политически. Опыт работы в органах внутренних дел показывает, что кроме конкретных преступников, замышляющих террористические акты, в этот период активизируются и иные категории недовольных режимом граждан

(например: массовые беспорядки на Манежной площади) и лица с признаками психических болезней, которые могут совершать аналогичные преступления. Именно дополнительные силы, как правило, и выявляют эту категорию лиц. Кроме того, жители и гости столицы увидели в местах вероятного совершения терактов усиленные наряды работников правоохранительных органов и это психологически их немного успокоило, что тоже крайне важно в первые дни после совершения террористических актов.

Однако давайте на проблему посмотрим с позиции профессионалов. Могли ли реально дополнительные наряды милиции, несущие патрульно-постовую службу, предотвратить возможные в тот день третий и четвертый теракты в метро? На наш взгляд, нет. И это в тот период времени, когда все прекрасно понимали, что теракт возможен именно в этот день. При этом работники милиции и иных правоохранительных органов более или менее представляли, от какой категории лиц может исходить потенциальная угроза. И это при условии, когда на поддержание мер безопасности были выделены колоссальные силы.

Давайте рассмотрим этот аспект подробнее. Для поимки возможных террористов были привлечены сотрудники милиции из различных служб, которые на профессиональной основе сыскной работой не занимались либо занимались давно и в настоящее время утратили навыки и уже не владеют приемами и методами выявления отдельных категорий преступников из общей массы пассажиропотока, проходящего в подземке.

Пользы от таких работников в выявлении потенциальных террористов немного, поскольку их КПД в этой работе близок к нулю. Выполняя несвойственные ему функции, привлекаемый работник не имеет возможности заниматься исполнением своих обязанностей по занимаемой должности. Таким образом, каждый из привлекаемых к усилению нарядов сотрудников получает денежное содержание, не принося отдачи как по штатно занимаемой должности, так и по временно-откомандированной на охрану общественного порядка работе. Осуществление же подобных мер ежедневно, в штатном режиме, на протяжении нескольких недель или месяцев является неоправданной тратой государственных ресурсов.

Сотрудник органов внутренних дел, способный личным сыском, т.е. «на глаз», выявить в массе людей лицо, пытающееся

совершить преступление, и грамотно задержать его - это высококвалифицированный специалист и очень ценный сотрудник для ОВД. Место такого сотрудника в оперативных подразделениях, а не в патрульно-постовой службе. Для подготовки и становления профессионала такого класса нужны годы. При этом данный вопрос даже не упирается напрямую в финансирование.

Проблему можно проиллюстрировать притчей о британском аристократе, которого спросили о том, как он добился такого прекрасного газона перед замком. Он ответил: «Ничего сложного, просто нужно каждый день поливать и стричь траву... И через 200 лет у Вас будет такой же газон, как и у меня».

Справедливости и истины ради заметим, что даже высококвалифицированные сотрудники оперативных подразделений, владеющие формами и методами выявления преступников, в большой массе людей физически и психологически не смогут выполнять свои обязанности в течение смены, т.е. 8-12 часов. Авторы статьи это знают из собственного опыта. Зрением охватываешь огромное количество людей, мозг сотрудника ОВД, получая сигнал от зрительного органа о каждом гражданине, попавшем в поле зрения, производит его отождествление с разыскиваемым как по внешнему виду, так и по мимике и манере поведения и делает вывод о его схожести с разыскиваемым. Метро в течение суток перевозит огромное количество людей. При такой нагрузке среднестатистический работник начинает психологически уставать уже после часа работы. Представляется, что даже тренированным сотрудникам необходимо давать отдых и психологическую разгрузку после 1,5-2 часов поисковой работы. На взгляд авторов статьи, квалифицированный труд личным сыском можно по сложности сравнить разве что с трудом авиадиспетчеров, обслуживающих воздушное движение (осуществляющих управление полетами). Причем, время отдыха должно примерно равняться времени визуальной работы.

Подготовка высококвалифицированных сотрудников - безусловно, важнейшая задача, но надо понимать, что каждый современный сотрудник полиции, заступающий на службу, не может быть профессионалом экстракласса, и в этой связи для выявления преступников целесообразно использовать технические средства, которые усталости подвержены в меньшей степени.

Предложений по вопросу технического

оснащения подземки высказано достаточно много. Значительная категория людей, состоящая из представителей власти, ученых, практиков и просто неравнодушных граждан, в один голос предлагают оснащать вестибюли станций метро техническими средствами по обнаружению взрывчатки, металлодетек-торами для обнаружения оружия и иными поисковыми средствами. Специалисты рассуждают об эффективности подобного рода мероприятий и возможности воплощения данных планов в реальность.

Действительно, в ряде стран (Египет, Израиль и др.) и в России при проведении различных мероприятий в местах массового скопления граждан успешно применяются отдельные из вышеуказанных досмотровых технических средств. В основном это металлодетекторы.

Однако давайте взглянем на проблему шире. Даже если предположить, что эффективность поисковых систем будет равна 100 %, это не исключит наступление вредных последствий, а лишь перенесет проблему на более раннюю стадию.

В настоящее время московское метро перегружено, и любая досмотровая система затруднит и значительно замедлит доступ пассажиров в метро. Образовавшееся скопление людей перед досмотровыми системами - идеальная цель для террористов. Какая разница, где произойдет взрыв - в толпе людей при входе в метро или в толпе людей в поезде метрополитена? Результат одинаково трагичен.

Учитывая, что взрывчатые вещества имеют разные физические свойства и химические составы, представляется, что создать единую универсальную систему их поиска и обнаружения чрезвычайно сложно, если вообще возможно. При этом не исключается появление взрывчатых веществ нового типа, не регистрирующихся более ранней аппаратурой. И потом, а где гарантия, что террористы будут ориентироваться на совершение терактов и уничтожение людей посредством проведения взрывов.

Как быть и что делать, если террористы будут использовать иной принцип воздействия на людей, например, применение отравляющих веществ, как это было в метро Токио?

При указанных обстоятельствах тратить большие деньги на поисковые системы ради создания иллюзии безопасности нам представляется нецелесообразным.

И у читателя закономерно встает вопрос: а что делать и как быть?

По нашему мнению, власть концептуально

должна определить для себя, каких именно целей она желает достичь: создать иллюзию безопасности или добиться реального результата? Вопрос риторический, но лишь на первый взгляд.

В случае, если речь идет о реальном повышении уровня безопасности, необходимо не лукавить и четко представлять, что система безопасности не может быть эффективной на 100 процентов. Именно попытка достижения полной эффективности и является главной ошибкой. Эта цель изначально не достижима и приводит лишь к неэффективной трате ресурсов. Вместе с тем, достижение максимальной эффективности, при умеренном уровне затрат, является весьма реальной целью.

Наши концептуальные предложения на систему безопасности и её цели могут показаться далекими от реальности, но на самом деле именно эти взятые за основу концептуальные идеи станут основополагающим фактором и позволят продолжить разговор о конкретных механизмах.

Итак, концепция максимальной эффективности строится на следующих постулатах:

- система должна работать и давать конкретные положительные результаты;

- силы и средства для обеспечения безопасности ограниченны;

- 100% предотвращение преступлений невозможно.

Руководствуясь вышеизложенным, можно обозначить цель системы безопасности - обеспечение максимального уровня безопасности при умеренном уровне затрат. Для достижения этой цели необходимо сконцентрировать все силы и средства на наиболее опасных проявлениях и применять только высокоэффективные приемы работы, полностью отказавшись от низкоэффективных, которые, собственно, и потребляют большую часть ресурсов.

Наиболее опасным проявлением является террористический акт. Террористический акт - это преступление, совершаемое, как правило, группой. Террорист-одиночка менее опасен, встречаются они гораздо реже. Предотвратить террористический акт со стороны террориста-одиночки практически невозможно. Имеющиеся факты - это смесь высочайшего профессионального мастерства, героизма сотрудников правоохранительных органов и откровенного везения.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что основной целью системы безопасности является предотвращение групповых преступлений. Как их лучше предотвращать?

На наш взгляд, акцент предотвращения преступлений необходимо сместить со стадии покушения на стадию возникновения умысла. Как это сделать в реальной действительности? Необходимо не искать взрывчатку у пассажиров, а создать систему, при которой все участники преступной группы изначально понимали бы, что преступление, как бы оно хитроумно не планировалось, будет раскрыто и все его участники понесут заслуженное наказание. Таким образом, эффективный механизм раскрытия преступления преобразуется в сдерживающий фактор, в фактор его предотвращения. Неотвратимость наступления наказания для виновного - вот главный сдерживающий фактор для лица, его замышляющего.

У создаваемой системы должно быть две составляющих - человеческий фактор и технический фактор.

Человеческий фактор - необходимо сделать ставку на рост профессионального мастерства, дисциплины и материального обеспечения сотрудников при сокращении их общей численности.

Технический фактор - необходимо создать систему технических средств, обеспечивающую высокую эффективность раскрытия преступлений.

В качестве последней можно предложить интеллектуальную систему визуального контроля и видеофиксации.

Чем она должна отличаться от существующей системы видеонаблюдения?

Каждый входящий в метро человек должен фиксироваться системой видеонаблюдения с разных ракурсов и с высокой степенью разрешения. Задача решаема, в случае установки нескольких миниатюрных видеокамер на каждый турникет. Аналогичные видеокамеры устанавливаются при входе-выходе на эскалаторы, на платформах в зале и в местах посадки-высадки в вагоны электропоезда. Таким образом, при любом положении головы входящего человека возможно осуществить съемку его лица с разных ракурсов. Далее снимки обрабатываются компьютером, на их основе создается математическая модель лица человека, после чего компьютер оптимизирует все снимки, оставляя только самые необходимые, качественные и информативные. Вошедший получает свой индивидуальный номер. Далее система видеонаблюдения «ведет» каждого человека до посадки в поезд и в дальнейшем до момента выхода из метро. При этом очень уж большого количества ви-

деокамер не потребуется. Компьютер будет передавать данного человека от камеры к камере, по схеме: «вход, эскалатор, зал, вход в вагон, выход из вагона, переходы, выход из метро».

Естественно, вся система должна представлять из себя единое целое. Во время нахождения человека в метро компьютер может в автоматическом режиме идентифицировать (проводить отождествление) полученные фотографии с фотографиями разыскиваемых лиц, или лиц, подозреваемых в совершении терактов и иных тяжких и особо тяжких преступлений.

При выявлении признаков сходства с разыскиваемым система будет сообщать оператору о совпадении тождества с дальнейшим «сопровождением» подозрительного лица по пути его следования.

Естественно, сотрудники полиции, получив точное «целеуказание» от оператора, смогут работать гораздо эффективнее.

Создающийся и определенное время хранящийся в памяти сервера архив пассажиров позволит выяснять, когда и по какому маршруту ездил тот или иной человек, с кем и как долго он встречался.

Возможно создание алгоритмов, позволяющих ЭВМ определить «подозрительного» человека по его поведению, маршруту движения на платформе и т.д.

Безусловно, это огромный массив информации и для этих целей потребуется система очень мощных компьютеров, суперкомпьютеров, о внедрении которых говорил Президент России около 2-х лет назад.

У читателя наверняка возник вопрос о том, насколько возможна техническая реализация данного проекта, в том числе создание необходимого программного обеспечения? Не вдаваясь в полемику по данному направлению деятельности, предлагаем ознакомится с возможностями последних (фактически домашних!) компьютеров Apple iMac и с поставляемыми вместе с ним редактором фотографий. Безусловно, точности и быстродействия для работы в метро недостаточно, но...

Полагаем, при наличии чётко поставленных целей, необходимого финансирования и проработанного технического задания создание программного обеспечения возможно даже отечественными программистами.

В заключение целесообразно отметить, что данная интеллектуальная информационная система будет обладать огромным резервом для модернизации, в отличие от тех же досмотровых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.