Александр КУВШИНОВ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В статье рассматривается опыт Европейского союза по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них, изучаются механизмы принятия решений.
The article deals with the experience of European Union in prevention of emergency situation and adequate response to it. The author considers mechanisms of decision making in this sphere.
Ключевые слова:
Европейский союз (ЕС), Центр мониторинга и информации, структура, силы гражданской защиты, сотрудничество; European Union (EU), Monitoring and Information Centre, structure, civil defense forces, cooperation.
Проблема защиты населения и территории государства при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера всегда была чрезвычайно важной для всего человечества. В современных условиях эта проблема приобрела особую актуальность.
В этой связи наиболее интересным нам представляется опыт Европейского союза, обладающего на сегодняшний день наиболее продвинутыми технологиями в этой области. Кроме того, ЕС также накопил значительный опыт борьбы с катастрофами, поэтому сотрудничество России и ЕС в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций видится весьма перспективным. Сотрудничество России и ЕС в области борьбы с катастрофами осуществляется через МЧС России. Начиная с 1990-х гг., между Россией и отдельными странами Европейского союза подписан ряд договоров о взаимном сотрудничестве в области борьбы с катастрофами. На сегодняшний день Россия и ЕС активно обмениваются опытом и технологиями в этой области: проводятся совместные учения, организованы курсы повышения квалификации спасателей, конференции для обмена опытом. Например, для тушения пожаров в Греции использовались российские пожарные самолеты БЕ-200 и Ил-76, которые по своим характеристикам не имеют аналогов во всем мире.
Говоря о борьбе с катастрофами, специалисты, как правило, имеют в виду разработку научных методик анализа предупреждения катастроф в различных сферах, разработку комплекса мер по эффективному реагированию, восстановление объектов, необходимых для жизнедеятельности человека, а также оказание чрезвычайной гуманитарной помощи.
Международный авторитет ЕС в области гражданской защиты постоянно возрастает. Эффективность его деятельности в этой области можно проиллюстрировать на примере участия соответствующих структур ЕС в борьбе с последствиями цунами в странах Юго-Восточной Азии в 2004 г., оказания помощи США после урагана «Катрина» в 2005 г., мероприятий по борьбе с лесными пожарами на юге Европы в 2007 г., а также проводимой в настоящее время операции в Японии.
11 марта 2011 г. неподалеку от побережья Японии произошло сильное землетрясение с магнитудой в 9 баллов, которое мгновенно вызвало разрушительное цунами с высотой волн до 10 метров. Удар стихии был настолько мощным, что уже после первых часов стало ясно, что самостоятельно справиться с последствиями этой катаст-
КУВШИНОВ
Александр Владимирович — аспирант кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов [email protected]
рофы Япония не сможет. В связи с этим 15 марта Япония официально обратилась за помощью к Европейскосу союзу.
Европейский союз с самого первого дня отслеживал ситуацию в Японии, были приведены в действие все механизмы чрезвычайного реагирования.
Через Центр мониторинга и информации Комиссии Европейских сообществ (КЕС) в оперативном порядке были проведены мероприятия по установлению связи с гражданами ЕС, которые находились на тот момент в Японии. Была также сформирована команда из 10 чел. для координации мер по чрезвычайной гуманитарной помощи непосредственно на месте событий. В оперативном порядке 18 странами — членами ЕС была подготовлена финансовая и гуманитарная помощь, которая включала в себя все вещи первой необходимости, такие как спальные принадлежности, медикаменты, питьевая вода, очистительные системы. Первый груз с гуманитарной помощью достиг берегов Японии уже 25 марта1.
Надо отметить, что ЕС уделяет пристальное внимание работе комиссий по оказанию чрезвычайной помощи, обращая внимание, в частности, на то, чтобы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера гражданам ЕС была оказана своевременная и действенная помощь.
Эта деятельность направлена на повышение эффективности и качества совместных мероприятий ЕС, которые позволяют объединять силы гражданской защиты стран Евросоюза и максимально сосредоточивать коллективные усилия Сообщества при реагировании на катастрофы.
Важнейшей задачей гражданской защиты ЕС является организация управления катастрофами природного и техногенного характера. На уровне ЕС она осуществляется Центром мониторинга и информации КЕС, когда действия отдельных стран ЕС по борьбе с чрезвычайными ситуациями недостаточны и требуют применения коллективных усилий Сообщества для оказания помощи запрашивающей стране.
Европейский союз создал эффективный механизм чрезвычайного реагирования. Одно из главных мест в нем занимает работа Отдела гражданской защиты
1 Solidarity with Japan // http://ec.europa.eu/com-mission_2010-2014/georgieva/themes/solidarity_ with_japan_en.htm
КЕС с информацией, которая является ключевым элементом успешного сотрудничества в области гражданской защиты. Точной и своевременной информацией пользуются не только специализированные службы гражданской защиты, но к ней имеют доступ все граждане Евросоюза через огромную развитую сеть интернет-ресурсов. Эта информация абсолютно открыта для каждого члена ЕС. Кроме того, существует связь не только между департаментами, но и между департаментами и населением, и в результате любой гражданин ЕС в случае необходимости может обратиться к ним за помощью.
Важным направлением деятельности Отдела гражданской защиты КЕС является сбор, анализ и распространение информации о природных и техногенных катастрофах. Кроме этого, он уделяет значительное внимание пропагандистской, просветительской работе с населением, и эту работу он проводит в тесном контакте со СМИ.
Отдел гражданской защиты КЕС также проводит работы по анализу и дальнейшему обмену информацией и опытом со странами ЕС уже после завершения мероприятий по ликвидации катастрофы. Обмен информацией и опытом между многонациональными силами гражданской защиты ЕС способствуют постоянному улучшению координации их деятельности.
Сотрудничество в области гражданской защиты ЕС требует от национальных сил гражданской защиты как квалифицированных подготовленных кадров — технических экспертов, так и специализированных технических средств высокой мобилизации, готовых реагировать на катастрофы в кратчайшие сроки. Поэтому в Отделе гражданской защиты КЕС отслеживается техническое обеспечение стран ЕС и оказывается техническая помощь странам в этой области, а также проводятся мероприятия по обеспечению необходимой оперативности на уровне ЕС, включая получение космических снимков, оказание транспортной и финансовой поддержки и др.
В ходе восстановительных мероприятий по ликвидации природных или техногенных катастроф Отдел гражданской защиты КЕС совместно с другими структурами ЕС, включая Фонд солидарности ЕС, проводят мероприятия по оказанию финансовой помощи пострадавшим странам Евросоюза.
1Б0
ВЛАСТЬ
2011'0Б
Имеющаяся законодательная база в области гражданской защиты ЕС дает возможность Отделу гражданской защиты КЕС организовывать эффективное и оперативное сотрудничество Европейского союза с национальными службами гражданской защиты.
Можно отметить, что основными инструментами Отдела гражданской защиты КЕС в области гражданской защиты являются:
— программа действий Сообщества, которая поддерживает основные проекты, рабочие встречи и подготовку специалистов в области предупреждения катастроф и реагирования на них;
— механизм гражданской защиты Сообщества, в котором участвует 31 страна Европы.
На международном уровне КЕС проводит политику, нацеленную на расширение сотрудничества в области гражданской защиты со странами — кандидатами в ЕС, странами Средиземноморья и другими странами, в список которых входит и Россия.
Важным направлением деятельности КЕС является борьба с химическими авариями и морскими загрязнениями.
Аварии на предприятиях, производящих химическую продукцию, происходят во всем мире. Они наносят огромный экологический ущерб и являются причиной гибели большого количества людей. Такая серьезная авария произошла в Европе на химическом предприятии по производству пестицидов и гербицидов в г. Севезо (Италия) в 1976 г. Однако оперативные меры по ликвидации аварии производителем и структурами гражданской защиты сразу не были приняты.
В июле 1982 г. была принята первая директива Совета ЕС «Об опасных авариях при некоторых видах производства» 82/501/ЕЕС — так называемая Директива Севезо1. Эта директива стала первым руководящим документом ЕС по организации работ на некоторых потенциально опасных предприятиях и объектах.
9 декабря 1996 г. Директива Севезо была заменена директивой Совета ЕС «О контроле за авариями с опасными веществами»
1 Директива Совета ЕС «Об опасных авариях при некоторых видах производства» 82/501/ЕЕС // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:31982L0501:EN:HTML
96/82/ЕС — так называемой Директивой Севезо II 2.
В рамках ЕС постоянно проводятся исследования, направленные на обеспечение стран — членов ЕС ключевой информацией о новейших технологиях предупреждения химических аварий, развитии систем безопасности производства и внутренних планах оказания чрезвычайной помощи на период техногенных аварий.
В настоящее время такой комплексный подход к борьбе с химическими авариями позволяет ЕС своевременно, эффективно и качественно проводить мониторинг деятельности предприятий, работающих с потенциально опасными веществами и производящих их, а также оперативно реагировать возникновение техногенных аварий. Вместе с тем проблеме борьбы с техногенными авариями на потенциально опасных производствах в ЕС будут продолжать уделять самое серьезное внимание. Это связано с ростом промышленного производства, в результате чего вероятность возникновения техногенных аварий на территории ЕС не уменьшается, а увеличивается. С другой стороны, при такой большой плотности населения Европы их последствия пока остаются мало предсказуемыми, а нанесенный экономический и экологический ущерб может быть катастрофическим. Кроме этих основных направлений деятельности в области гражданской защиты, Отдел гражданской защиты КЕС оказывает содействие различным структурам Европейского союза по вопросам гражданской защиты. Данные направления являются составной частью политики ЕС в таких важнейших областях, как борьба с климатическими изменениями, защита водных ресурсов, земли и лесов, мониторинг ядерных отходов, здравоохранение, образование и телекоммуникации. КЕС проводит огромную работу по борьбе с катастрофами. Мероприятия, проводимые отделом как отдельной частью целого механизма Европейского союза по борьбе с катастрофами, позволяют констатировать тот факт, что Европейский союз обладает уникальным опытом в этой области и входит в тройку лидеров, наряду с такими странами, как Россия и США.
2 Директива Совета ЕС «О контроле за авариями с опасными веществами» 96/82/EC // http:// eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C 0NSLEG:1996L0082:20081211:EN:PDF