Научная статья на тему 'Сотрудничество Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Европейского Союза в области борьбы с катастрофами'

Сотрудничество Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Европейского Союза в области борьбы с катастрофами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РОССИИ (МЧС РОССИИ) / СТРУКТУРА / СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / EUROPEAN UNION (EU) / STRUCTURE / CIVIL DEFENSE FORCES / COOPERATION / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кувшинов Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества МЧС России c Европейскими силами гражданской защиты в области чрезвычайных ситуаций, а также механизмы принятия решений и пути их совершенствования. Анализируются этапы развития Европейских сил гражданской защиты, их структура и внутреннее взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кувшинов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between EMERCOM of Russia and European Union in the Field of Disaster Prevention

This article is about the EMERCOM of Russia's cooperation with European Civil Defense forces in the field of emergency situation, decision making and improvement process.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Европейского Союза в области борьбы с катастрофами»

ПРОБА ПЕРА

СОТРУДНИЧЕСТВО МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С КАТАСТРОФАМИ

А.В. Кувшинов

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, 117198, Россия

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества МЧС России c Европейскими силами гражданской защиты в области чрезвычайных ситуаций, а также механизмы принятия решений и пути их совершенствования. Анализируются этапы развития Европейских сил гражданской защиты, их структура и внутреннее взаимодействие.

Ключевые слова: Европейский союз (ЕС), Министерство по чрезвычайным ситуациям России (МЧС России), структура, силы гражданской защиты, сотрудничество.

Сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций всех типов становится все более важной частью системы современных международных отношений. Это связано во многом как с изменением характера содержания самих чрезвычайных ситуаций, так и с повышением значимости человеческой жизни в современном государстве. Масштабы чрезвычайных ситуаций все чаще принимают трансграничный характер, что ставит страны перед необходимостью координировать свои усилия в этом направлении. Международное сообщество однозначно пришло к осознанию того, что в одиночку справиться с новыми вызовами и угрозами невозможно. Проблемы международного сотрудничества в области оказания чрезвычайной гуманитарной помощи требуют серьезной международной интеграции и кооперации усилий. Сегодня Российская Федерация поддерживает создание на базе ЕС, а также других международных организаций эффективных структур по взаимодействию при реагировании на чрезвычайные ситуации, а также укрепление систем раннего предупреждения и прогнозирования.

На сегодняшний день Европейский союз обладает самыми продвинутыми технологиями, а также обладает огромным опытом по взаимодействию в области оказания чрезвычайной гуманитарной помощи. Учащающиеся природные катаклизмы в Европе заставляют все серьезнее задумываться над тем, насколько большую угрозу для окружающей среды и экономики континента несут в себе природные и техногенные катастрофы. Как Европейский Союз и Российская Федерация, так и весь мир в целом пришли к однозначному выводу: своевременная, эффективная борьба с новыми вызовами и угрозами возможна только путем консолидации и интеграции сил и средств мирового сообщества. Аномально жаркое лето 2010 г.

в России, спровоцировавшее большое количество пожаров, показало, что, несмотря на то, что Российская Федерация обладает самыми современными технологиями и знаниями в области пожаротушения, справиться только своими силами с катастрофой такого масштаба крайне сложно. Любая чрезвычайная ситуация: природного, техногенного или социально-политического характера грозит дестабилизацией или разрушением социальных и природных систем, материальных и культурных ценностей, а главное, несет опасность для жизни человека, и поэтому требует незамедлительного реагирования со стороны государства, групп государств, специализированных международных организаций.

Еще в начале 90-х годов прошлого века в России началось формирование специализированной спасательной структуры, определение ее полномочий и функциональных обязанностей. Уроки чернобыльской катастрофы (1986 г., Украина) [6] и Спитакского землетрясения (1988 г., Армения) [4] подвели к пониманию необходимости системного подхода в организации предупреждения, реагирования и действий в чрезвычайных ситуациях, решения этих вопросов на государственном уровне. В связи с этим, в целях обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к оперативным и эффективным действиям при возникновении природных и техногенных катастроф, Указом Президента Российской Федерации от 10.01.94 г. № 66 Городская комиссия по предотвращению чрезвычайных ситуаций России была преобразована в МЧС России [3].

С первых шагов своей деятельности МЧС России начало активно устанавливать первые контакты с чрезвычайными службами стран ЕС с целью изучения их опыта по созданию национальных структур. Трансграничный характера чрезвычайных ситуаций показал, что для эффективного взаимодействия необходимо срочно создавать международно-правовую базу по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации катастроф между Россией и странами ЕС. В результате этой совместной деятельности можно сказать, что это сотрудничество развивается позитивно. МЧС России имеет двусторонние межправительственные соглашения по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации катастроф с 15-ю странами ЕС, которые способствуют развитию всей международной системы гражданской защиты и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи.

Оценка основных направлений сотрудничества МЧС России со странами и структурами ЕС в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф, а также оказания международной гуманитарной помощи наглядно подтверждает, что она отвечает внешнеполитическим интересам и стратегии национальной безопасности Российской Федерации по развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами и структурами ЕС.

На сегодняшний день основными направлениями МЧС России по сотрудничеству со странами и структурами ЕС в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф, оказания чрезвычайной гуманитарной помощи являются:

1. Осуществление, в части компетенции МЧС России, во взаимодействии с МИД России, другими российскими министерствами и ведомствами планомер-

ных действий по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС от 01.12.97 г. [7] и «Дорожной карты» от 10.05.05 г. [1], а также двусторонних международных договоренностей для формирования общеевропейского пространства внешней безопасности.

2. Установление взаимодействия в целях обмена опытом в вопросах подготовки борьбы с катастрофами.

3. Осуществление поиска и содействия в реализации взаимовыгодных и перспективных проектов и программ в целях эксперимента, демонстрации и практической работы российских технологий борьбы с катастрофами отдельно и в комплексе с технологиями стран ЕС.

4. Представление интересов МЧС России в деятельности Генерального секретариата Совета ЕС и КЕС, мероприятиях структур гражданской защиты и пожарных служб стран ЕС, государственных органах, учреждениях, предприятиях и организациях стран ЕС.

5. Изучение, оценка состояния и тенденций политики стран и структур ЕС в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации катастроф, а также чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Практическая реализация этих сложных внешнеполитических задач по сотрудничеству со странами и структурами ЕС в области гражданской защиты и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи требовала решения многих сложных задач в международной деятельности министерства, основным из которых являлось создание эффективной двусторонней и многосторонней международно-правой базы. Началом ее создания можно считать 1992 г. — практически сразу после образования МЧС России. В 90-е годы сотрудничество со странами ЕС в области гражданской защиты в основном носило формат двусторонних отношений, так как профильные структуры Евросоюза по сотрудничеству в этой области в многостороннем формате находились в стадии формирования. Во многих государствах Европы проходили реформирования вооруженные силы, в результате чего выделялись самостоятельные структуры гражданской защиты. Основной целью отделения структур гражданской защиты в странах ЕС от военных ведомств была их ориентация на решение задач мирного времени: по борьбе с различными катастрофами, обеспечение стабильной безопасности граждан, окружающей среды и национальной территории от природных и техногенных катастроф. В дальнейшем на их базе в странах ЕС сформировались поисково-спасательные формирования, которые позже стали объединяться с пожарными формированиями. В настоящее время структуры гражданской защиты и поисково-спасательные формирования практически во всех странах ЕС функционируют в составе министерств внутренних дел.

МЧС России совместно со странами и структурами ЕС активно участвует в совместных учениях по обмену опытом в области применения высоких технологий, используемых для прогнозирования, предупреждения и защиты населения и окружающей среды от природных и техногенных катастроф. Юридической основой такого сотрудничества являются двусторонние и многосторонние догово-

ренности МЧС России со странами и структурами ЕС. Примером такого сотрудничества являются совместные международные учения EUROPLEX-2005 (26.06— 01.07.05 г., Польша) [2]. В рамках приграничного сотрудничества спасательная команда МЧС России Калининградской области отработала во взаимодействии со спасательными подразделениями европейских государств технику предотвращения последствий разрушения зданий вследствие мощного взрыва с последующей опасностью химического заражения территории.

Краеугольным направлением сотрудничества Россия—ЕС в области гражданской защиты является оказание помощи странам ЕС при различных природных и техногенных катастрофах. В этих вопросах Россия и ЕС действуют, дополняя друг друга. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.07.04 г. № 868 силы и средства МЧС России, по запросам правительств стран и структур ЕС об оказании помощи по борьбе с катастрофами, привлекаются в следующих случаях: борьба с крупномасштабными лесными пожарами, наводнениями и землетрясениями; оперативный обмен информацией о природных и техногенных катастрофах; оказание чрезвычайной гуманитарной помощи пострадавшему населению в ходе проведения спасательных операций [5].

Привлечение сил и средств МЧС России для оказания помощи иностранным государствам осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Запрос иностранного государства об оказании помощи при природных и техногенных катастрофах направляется МЧС России или МИД России. После оперативного рассмотрения запроса в этих министерствах согласованное предложение направляется в Правительство Российской Федерации для выпуска соответствующего поручения или распоряжения/постановления.

Динамичное и конструктивное сотрудничество МЧС России и ЕС в области борьбы с катастрофами — важная составляющая стратегического партнерства стран. Это важное направление сотрудничества для развития всей международной системы реагирования и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи. В целях развития международного сотрудничества в этой области необходима широкая международная кооперация, совместное использование новейших спасательных технологий. В соответствии с административной договоренностью предпринимаются первые шаги в формировании прототипа «евроэскадрильи» (совместных воздушных сил) по совместному реагированию на крупномасштабные лесные пожары. Прилагаются усилия по реализации замысла по созданию единых сил гражданской защиты ЕС, а также специализированных центров борьбы с катастрофами.

В современных условиях, когда мировое сообщество сталкивается с новыми угрозами и вызовами природного и техногенного характера, существенно повышается значение региональных усилий, направленных на решение ключевых проблем безопасности и развития, одним из важных элементов которых является борьба с катастрофами. В рамках этой тенденции МЧС России и структуры ЕС развивают партнерство по формированию стратегии развития международной системы гражданской защиты и экспорта передовых специализированных спасательных технологий в области борьбы с катастрофами.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Встреча на высшем уровне Россия — Европейский союз. URL: http://archive.kremlin.ru/ events/detail/2005/05/87950.shtml

[2] Документы Департамента международной деятельности, МЧС России от 26.06.05 г. Отдел планирования и обеспечения международной деятельности.

[3] От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) / Под общ. ред. С.К. Шойгу. — М.: УРСС, 1998.

[4] Спитакское землетрясение. URL: http://www.kscnet.ru/ivs/publication/whirlwinds/godsikovs.htm

[5] Указ Президента Российской Федерации от 11.07.04 г. № 868. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=109179;dst=0;ts=D20C744F3D4D499FB67AB24A5 258E5E7

[6] Чернобыльская авария. URL: http://n-t.ru/tp/ie/ca.htm

[7] Protocol Agreement to the Partnership and Cooperation establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Russian Federation, of the other part. URL: http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreati-esWorkspace/treatiesGeneralData.do?step=0 &redirect=true&treatyId=203&back=2 01

COOPERATION BETWEEN EMERCOM OF RUSSIA AND EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF DISASTER PREVENTION

A.V. Kuvshinov

Theory and History of International Relations Chair Peoples Friendship University of Russia

Miklukho-Maklay Str., 10a, Moscow, Russia, 117198

This article is about the EMERCOM of Russia's cooperation with European Civil Defense forces in the field of emergency situation, decision — making and improvement process.

Key words: European Union (EU), EMERCOM of Russia, structure, Civil Defense forces, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.