ПРОБА ПЕРА
СОТРУДНИЧЕСТВО МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С КАТАСТРОФАМИ
А.В. Кувшинов
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, 117198, Россия
В статье рассматриваются вопросы сотрудничества МЧС России c Европейскими силами гражданской защиты в области чрезвычайных ситуаций, а также механизмы принятия решений и пути их совершенствования. Анализируются этапы развития Европейских сил гражданской защиты, их структура и внутреннее взаимодействие.
Ключевые слова: Европейский союз (ЕС), Министерство по чрезвычайным ситуациям России (МЧС России), структура, силы гражданской защиты, сотрудничество.
Сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций всех типов становится все более важной частью системы современных международных отношений. Это связано во многом как с изменением характера содержания самих чрезвычайных ситуаций, так и с повышением значимости человеческой жизни в современном государстве. Масштабы чрезвычайных ситуаций все чаще принимают трансграничный характер, что ставит страны перед необходимостью координировать свои усилия в этом направлении. Международное сообщество однозначно пришло к осознанию того, что в одиночку справиться с новыми вызовами и угрозами невозможно. Проблемы международного сотрудничества в области оказания чрезвычайной гуманитарной помощи требуют серьезной международной интеграции и кооперации усилий. Сегодня Российская Федерация поддерживает создание на базе ЕС, а также других международных организаций эффективных структур по взаимодействию при реагировании на чрезвычайные ситуации, а также укрепление систем раннего предупреждения и прогнозирования.
На сегодняшний день Европейский союз обладает самыми продвинутыми технологиями, а также обладает огромным опытом по взаимодействию в области оказания чрезвычайной гуманитарной помощи. Учащающиеся природные катаклизмы в Европе заставляют все серьезнее задумываться над тем, насколько большую угрозу для окружающей среды и экономики континента несут в себе природные и техногенные катастрофы. Как Европейский Союз и Российская Федерация, так и весь мир в целом пришли к однозначному выводу: своевременная, эффективная борьба с новыми вызовами и угрозами возможна только путем консолидации и интеграции сил и средств мирового сообщества. Аномально жаркое лето 2010 г.
в России, спровоцировавшее большое количество пожаров, показало, что, несмотря на то, что Российская Федерация обладает самыми современными технологиями и знаниями в области пожаротушения, справиться только своими силами с катастрофой такого масштаба крайне сложно. Любая чрезвычайная ситуация: природного, техногенного или социально-политического характера грозит дестабилизацией или разрушением социальных и природных систем, материальных и культурных ценностей, а главное, несет опасность для жизни человека, и поэтому требует незамедлительного реагирования со стороны государства, групп государств, специализированных международных организаций.
Еще в начале 90-х годов прошлого века в России началось формирование специализированной спасательной структуры, определение ее полномочий и функциональных обязанностей. Уроки чернобыльской катастрофы (1986 г., Украина) [6] и Спитакского землетрясения (1988 г., Армения) [4] подвели к пониманию необходимости системного подхода в организации предупреждения, реагирования и действий в чрезвычайных ситуациях, решения этих вопросов на государственном уровне. В связи с этим, в целях обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к оперативным и эффективным действиям при возникновении природных и техногенных катастроф, Указом Президента Российской Федерации от 10.01.94 г. № 66 Городская комиссия по предотвращению чрезвычайных ситуаций России была преобразована в МЧС России [3].
С первых шагов своей деятельности МЧС России начало активно устанавливать первые контакты с чрезвычайными службами стран ЕС с целью изучения их опыта по созданию национальных структур. Трансграничный характера чрезвычайных ситуаций показал, что для эффективного взаимодействия необходимо срочно создавать международно-правовую базу по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации катастроф между Россией и странами ЕС. В результате этой совместной деятельности можно сказать, что это сотрудничество развивается позитивно. МЧС России имеет двусторонние межправительственные соглашения по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации катастроф с 15-ю странами ЕС, которые способствуют развитию всей международной системы гражданской защиты и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи.
Оценка основных направлений сотрудничества МЧС России со странами и структурами ЕС в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф, а также оказания международной гуманитарной помощи наглядно подтверждает, что она отвечает внешнеполитическим интересам и стратегии национальной безопасности Российской Федерации по развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами и структурами ЕС.
На сегодняшний день основными направлениями МЧС России по сотрудничеству со странами и структурами ЕС в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации природных и техногенных катастроф, оказания чрезвычайной гуманитарной помощи являются:
1. Осуществление, в части компетенции МЧС России, во взаимодействии с МИД России, другими российскими министерствами и ведомствами планомер-
ных действий по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС от 01.12.97 г. [7] и «Дорожной карты» от 10.05.05 г. [1], а также двусторонних международных договоренностей для формирования общеевропейского пространства внешней безопасности.
2. Установление взаимодействия в целях обмена опытом в вопросах подготовки борьбы с катастрофами.
3. Осуществление поиска и содействия в реализации взаимовыгодных и перспективных проектов и программ в целях эксперимента, демонстрации и практической работы российских технологий борьбы с катастрофами отдельно и в комплексе с технологиями стран ЕС.
4. Представление интересов МЧС России в деятельности Генерального секретариата Совета ЕС и КЕС, мероприятиях структур гражданской защиты и пожарных служб стран ЕС, государственных органах, учреждениях, предприятиях и организациях стран ЕС.
5. Изучение, оценка состояния и тенденций политики стран и структур ЕС в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации катастроф, а также чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Практическая реализация этих сложных внешнеполитических задач по сотрудничеству со странами и структурами ЕС в области гражданской защиты и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи требовала решения многих сложных задач в международной деятельности министерства, основным из которых являлось создание эффективной двусторонней и многосторонней международно-правой базы. Началом ее создания можно считать 1992 г. — практически сразу после образования МЧС России. В 90-е годы сотрудничество со странами ЕС в области гражданской защиты в основном носило формат двусторонних отношений, так как профильные структуры Евросоюза по сотрудничеству в этой области в многостороннем формате находились в стадии формирования. Во многих государствах Европы проходили реформирования вооруженные силы, в результате чего выделялись самостоятельные структуры гражданской защиты. Основной целью отделения структур гражданской защиты в странах ЕС от военных ведомств была их ориентация на решение задач мирного времени: по борьбе с различными катастрофами, обеспечение стабильной безопасности граждан, окружающей среды и национальной территории от природных и техногенных катастроф. В дальнейшем на их базе в странах ЕС сформировались поисково-спасательные формирования, которые позже стали объединяться с пожарными формированиями. В настоящее время структуры гражданской защиты и поисково-спасательные формирования практически во всех странах ЕС функционируют в составе министерств внутренних дел.
МЧС России совместно со странами и структурами ЕС активно участвует в совместных учениях по обмену опытом в области применения высоких технологий, используемых для прогнозирования, предупреждения и защиты населения и окружающей среды от природных и техногенных катастроф. Юридической основой такого сотрудничества являются двусторонние и многосторонние догово-
ренности МЧС России со странами и структурами ЕС. Примером такого сотрудничества являются совместные международные учения EUROPLEX-2005 (26.06— 01.07.05 г., Польша) [2]. В рамках приграничного сотрудничества спасательная команда МЧС России Калининградской области отработала во взаимодействии со спасательными подразделениями европейских государств технику предотвращения последствий разрушения зданий вследствие мощного взрыва с последующей опасностью химического заражения территории.
Краеугольным направлением сотрудничества Россия—ЕС в области гражданской защиты является оказание помощи странам ЕС при различных природных и техногенных катастрофах. В этих вопросах Россия и ЕС действуют, дополняя друг друга. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.07.04 г. № 868 силы и средства МЧС России, по запросам правительств стран и структур ЕС об оказании помощи по борьбе с катастрофами, привлекаются в следующих случаях: борьба с крупномасштабными лесными пожарами, наводнениями и землетрясениями; оперативный обмен информацией о природных и техногенных катастрофах; оказание чрезвычайной гуманитарной помощи пострадавшему населению в ходе проведения спасательных операций [5].
Привлечение сил и средств МЧС России для оказания помощи иностранным государствам осуществляется в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Запрос иностранного государства об оказании помощи при природных и техногенных катастрофах направляется МЧС России или МИД России. После оперативного рассмотрения запроса в этих министерствах согласованное предложение направляется в Правительство Российской Федерации для выпуска соответствующего поручения или распоряжения/постановления.
Динамичное и конструктивное сотрудничество МЧС России и ЕС в области борьбы с катастрофами — важная составляющая стратегического партнерства стран. Это важное направление сотрудничества для развития всей международной системы реагирования и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи. В целях развития международного сотрудничества в этой области необходима широкая международная кооперация, совместное использование новейших спасательных технологий. В соответствии с административной договоренностью предпринимаются первые шаги в формировании прототипа «евроэскадрильи» (совместных воздушных сил) по совместному реагированию на крупномасштабные лесные пожары. Прилагаются усилия по реализации замысла по созданию единых сил гражданской защиты ЕС, а также специализированных центров борьбы с катастрофами.
В современных условиях, когда мировое сообщество сталкивается с новыми угрозами и вызовами природного и техногенного характера, существенно повышается значение региональных усилий, направленных на решение ключевых проблем безопасности и развития, одним из важных элементов которых является борьба с катастрофами. В рамках этой тенденции МЧС России и структуры ЕС развивают партнерство по формированию стратегии развития международной системы гражданской защиты и экспорта передовых специализированных спасательных технологий в области борьбы с катастрофами.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Встреча на высшем уровне Россия — Европейский союз. URL: http://archive.kremlin.ru/ events/detail/2005/05/87950.shtml
[2] Документы Департамента международной деятельности, МЧС России от 26.06.05 г. Отдел планирования и обеспечения международной деятельности.
[3] От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) / Под общ. ред. С.К. Шойгу. — М.: УРСС, 1998.
[4] Спитакское землетрясение. URL: http://www.kscnet.ru/ivs/publication/whirlwinds/godsikovs.htm
[5] Указ Президента Российской Федерации от 11.07.04 г. № 868. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=109179;dst=0;ts=D20C744F3D4D499FB67AB24A5 258E5E7
[6] Чернобыльская авария. URL: http://n-t.ru/tp/ie/ca.htm
[7] Protocol Agreement to the Partnership and Cooperation establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Russian Federation, of the other part. URL: http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreati-esWorkspace/treatiesGeneralData.do?step=0 &redirect=true&treatyId=203&back=2 01
COOPERATION BETWEEN EMERCOM OF RUSSIA AND EUROPEAN UNION IN THE FIELD OF DISASTER PREVENTION
A.V. Kuvshinov
Theory and History of International Relations Chair Peoples Friendship University of Russia
Miklukho-Maklay Str., 10a, Moscow, Russia, 117198
This article is about the EMERCOM of Russia's cooperation with European Civil Defense forces in the field of emergency situation, decision — making and improvement process.
Key words: European Union (EU), EMERCOM of Russia, structure, Civil Defense forces, cooperation.