ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 37.08
О ПРОХОЖДЕНИИ ОБУЧЕНИЯ КРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ НА БАЗЕ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (CERAH) ЖЕНЕВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Д.В. Картавцев, А.В. Калач, А.Н. Шуткин
В процессе обучения были подробно рассмотрены европейские подходы к организации кризисного управления, в том числе к процессу принятия решений в кризисных ситуациях, европейская классификация кризисов, механизм гражданской защиты ЕС.
Ключевые слова: кризисное управление, механизм гражданской защиты ЕС.
В период с 14 по 19 декабря 2014 года сотрудники Воронежского института ГПС МЧС России находились в командировке в г. Женева (Швейцария), где приняли участие в обучающем курсе по ликвидации последствий стихийных бедствий и кризисному управлению.
Учебный курс, разработанный сотрудниками Центра образования и исследований в области гуманитарных действий (CERAH) Женевского университета, состоял из 12 сессий (занятий), 10 из которых носили теоретический характер, а 2 имели практическую направленность с выездом в ЦЕРН (CERN) на территорию учебного центра специалистов пожарно-спасательной службы и в расположение пожарной бригады, а также в учебно-тренировочный центр гражданской защиты кантона Женева.
Картавцев Дмитрий Владимирович, канд.тех.наук, Воронежский институт ГПС МЧС России; Россия, г. Воронеж.
Калач Андрей Владимирович, доктор химических наук, доцент; Воронежский институт ГПС МЧС России; Россия, г. Воронеж, e-mail: [email protected]
Шуткин Александр Николаевич, канд. физ.-мат. наук, Воронежский институт ГПС МЧС России; Россия, г. Воронеж,
© Картавцев Д.В., Калач А.В., Шуткин А.Н., 2015
В ходе проведения теоретических занятий достаточно подробно были рассмотрены европейские подходы к организации кризисного управления, в том числе к процессу принятия решений в кризисных ситуациях. Следует отметить, что европейская классификация кризисов существенно отличается от используемой в РСЧС и предусматривает разграничение понятий ЧС/ аварии (emergency) и катастрофы/бедствия (disaster). В первом случае речь идет о событиях, угрожающих жизни людей и требующих значительного и скоординированного реагирования, при этом подразумевается, что для реагирования достаточно штатных сил и средств.
Катастрофа подразумевает серьезное нарушение функционирования общины, сопровождаемое гибелью людей, при этом община не способна справиться с последствиями катастрофы самостоятельно.
Такой подход делает особый акцент на участии европейских спасательных формирований в международных миссиях по ликвидации последствий катастроф в третьих странах. Многие выступающие приводили примеры личного участия в ликвидации последствий землетрясения и цунами в Японии в 2011 году, землетрясения на Гаити в 2010 г.
Отдельное внимание было уделено анализу механизма гражданской защиты ЕС, который был создан в 2001 г. как система координации ресурсов
для защиты гражданского населения и оказания помощи государствам, пострадавшим от природных или техногенных катастроф. Механизм охватывает все страны Европейской экономической зоны, а также Хорватию и Македонию. Присоединиться к Механизму могут все страны-кандидаты на вступление в ЕС.
Этот механизм отвечает за реагирование, подготовку (например, международные тренировочные курсы для оперативного персонала и отработка совместного финансирования), а также превентивные меры по предотвращению ЧС (управление рисками и финансирование совместных международных исследований и проектов). Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в ЕС используется отдельный инструмент - Фонд солидарности, обеспечивающий финансирование восстановления пострадавших объектов.
Помощь со стороны государств-членов ЕС и Европейской комиссии предоставляется только по запросу пострадавшей страны. Это касается, в первую очередь, отправки спасательных команд и натуральной помощи и зачастую сопровождается формированием международной команды экспертов (ЕиСРТ), чьей задачей является оценка ситуации на местах, определение потребностей и координация помощи для эффективного взаимодействия между спасателями и властями пострадавшей страны.
Для обеспечения большей гибкости могут организоваться дополнительные формы поддержки со стороны Европейской комиссии (например, упрощение доступа к средствам транспортировки или софинансирование со стороны Европейской комиссии в вопросах логистики). Кроме того, странам, участвующим в операции, обычно предоставляется доклад о ситуации, в котором собрана информация о деятельности всех оказывающих помощь стран и организаций. Это помогает избежать дублирования действий и лучше координировать работу организаций (например, ЕС, ООН) в пострадавшей стране. ЕС признает ведущую роль Управления ООН по координации гуманитарных вопросов при проведении операций в третьих странах.
Пострадавшие государства-члены ЕС направляют запрос о помощи через специальную информационную платформу. Если катастрофа случается в государстве, не являющимся членом ЕС, то эта страна связывается с Европейской комиссией по дипломатическим каналам. Спасательные операции в третьих странах могут проводиться как в автономном режиме, так и в качестве компонента операций, осуществляемых другими международными организациями. Каждый раз при запросе Европейская комиссия ожидает от пострадавшей страны уточнений относительно вида и объема необходимой помощи. Группа экспертов ЕС по гражданской защите также может быть использована для оказания помощи пострадавшим странам в оценке ситуации и определении потребностей. Ко-
гда предложения о помощи поступают от государств-членов ЕС, то пострадавшее государство самостоятельно принимает решение о том, помощь какой страны оно принимает. Это решение является основополагающим для запуска транспортных схем и использования имеющихся ресурсов. Механизм не гарантирует, что помощь со стороны государств-членов ЕС должна быть предоставлена бесплатно, однако в подавляющем большинстве случаев страны, предлагающие помощь, сами несут затраты на ее оказание.
Для эффективной координации действий между странами, предоставляющими помощь и получающими ее, при Европейской комиссии был создан Центр мониторинга и информации (ЦМИ — MIC). Он выполняет функцию командного пункта, который отслеживает риски по всему миру, собирает заявки и предложения о помощи, а также всячески содействует проведению операций под эгидой механизма.
Для улучшения обмена информацией между государствами-членами ЕС, пунктами связи в них и Центром мониторинга ответственные за гражданскую защиту ведомства были соединены друг с другом посредством Общей системы передачи информации в чрезвычайных ситуациях (ОСПИЧС -CECIS). Эта информационная платформа помимо размещения запроса, предложения помощи и, например, объединения транспортных ресурсов, содержит базу данных о возможностях государств-членов (так называемые «модули», т.е. информацию о минимальной численности персонала, оборудовании, самообеспеченности и требования к развертыванию в рамках механизма), а также резюме экспертов, которые могут участвовать в международных операциях. Помимо ОСПИЧС Центр мониторинга и информации также использует системы раннего предупреждения и оповещения, предназначенные для определенных видов бедствий. Так, например, Глобальная система оповещения и координации действий в чрезвычайных ситуациях (GDACS) является совместной инициативой ООН и Евросоюза на случай таких стихийных бедствий, как землетрясения, цунами, тропические циклоны, наводнения и извержения вулканов. Эта система оповещения, предупреждая о катастрофе, сразу же сообщает о возможных гуманитарных последствиях и разрушениях инфраструктуры в результате чрезвычайной ситуации, учитывая уязвимость региона (и его населения) перед лицом стихийных бедствий.
Другое преимущество ЦМИ заключается в возможности получения спутниковых снимков, которые могут применяться, например, для контроля за перемещением нефтяных пятен после аварии на море или, как это было при наводнении в Польше в 2010 г., для определения уровня подъема воды и выработке рекомендаций по осушению территорий.
Состав и задачи международной группы экспертов по гражданской защите (ЕиСРТ) могут меняться в зависимости от характера стихийных бедствий и могут не ограничиваться только оценкой потребностей и координацией поступающей помощи. Почти все эксперты проходили обучение в рамках тренировочной программы по применению механизма. Программа была создана в 2004 г. и в настоящее время состоит из 12 курсов, которые преподают в нескольких учебных центрах Евросоюза. Хотя большинство из этих курсов предназначено для специалистов, занимающихся оценкой ситуации и осуществляющих координацию действий, один из них рассчитан на технических экспертов, обладающих специальными знаниями в таких областях, как загрязнение окружающей среды или инженерная инфраструктура. Один из курсов читается ключевым сотрудникам модулей. Каждый курс имеет теоретическую и практическую части, к которым применяются стандартные операционные процедуры и международные рекомендации.
Помимо учебно-тренировочных программ Европейский союз в настоящее время создал систему обмена специалистами в сфере гражданской защиты. Это дает возможность финансировать краткосрочные визиты (до двух недель) с целью пополнения знаний и сравнения методов, используемых службами гражданской защиты в разных странах. Круг потенциальных участников обмена экспертами довольно широк, он включает оперативных сотрудников, административных работников и научных экспертов из различных организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления рисками, планирования работ по оказанию помощи, обучения, технической экспертизы, ликвидации загрязнения береговой линии, а также сотрудников пунктов экстренной связи общего пользования. В настоящее время приоритет отдается тем экспертам, которые могут участвовать в операциях в рамках действия механизма, сотрудникам операционных центров, специалистам в области химических, биологических, радиологических и ядерных угроз, а также по предотвращению и снижению рисков.
Во время обучения был представлен новый подход в оценке рисков при антикризисном управлении, который был обозначен как «Субъективная теория уязвимостей». Основа данной теории заключается в утверждении, что причиной стихийных бедствий являются не опасные природные явления, а человек. В этом случае риск оценивается как величина пропорциональная угрозе (опасности) - явлению, которое в потенциале может привести к бедствию; уязвимости - условиям, повышающим восприимчивость к угрозе (опасности) и обратно пропорциональная потенциалу - комбинации сильных сторон и ресурсов, возможности немедленно отреагировать. В то же время отечественные подходы к оценке рисков сводятся в основном к мето-
дикам расчета рисков, вызванных объективными факторами.
Европейская система антикризисного управления не предусматривает различные режимы функционирования (пример: режимы функционирования РСЧС - повседневной готовности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации). Базовая концепция антикризисного управления предусматривает комплексный подход, включающий в себя мероприятия по четырем основным направлениям: готовность, предотвращение, реагирование, восстановление (РРКЯ). При этом особое внимание было уделено тому, что мероприятия по всем вышеперечисленным направлениям должны осуществляться непрерывно и одновременно. Модель, в которой данные мероприятия образуют цикл, является устаревшей.
Был рассмотрен международный опыт преодоления психологических проблем при руководстве в случае катастроф. Выступал доктор медицинских наук, профессор Р.А. Штроили, принимавший участие в ликвидации последствий землетрясения на Гаити в 2010 г. Особое внимание при разборе психологии и поведения людей в чрезвычайных ситуациях было уделено факторам, оказывающим негативное воздействие на психическое здоровье и качество принимаемых решений во время бедствия: отсутствие информации, противоречивые сведения, слухи, проблемы со связью, противоречивые приказы, нечетко разграниченная ответственность, страх, переутомление, экологические проблемы и пр. Также были сформулированы основные психологические принципы руководства при катастрофе:
- проявление инициативы;
- всестороннее обсуждение проблем;
- контроль за сотрудниками;
- ранняя диагностика стресса;
- ранняя диагностика перегрузок;
- ранняя диагностика заболеваний;
- мотивация сотрудников.
Отдельное занятие было посвящено взаимодействию со СМИ. Докладчик - профессор университета Женевы В. Горин - осветила европейские принципы информационной работы со СМИ, которые предусматривают так называемый коммуникативный цикл, состоящий из трех фаз.
1. Докризисная фаза, включает в себя работу со СМИ по следующим направлениям:
- план на случай ЧС, цель - дать населению информацию о необходимых действиях в случае ЧС;
- сбор информации по сильным и слабым местам (уязвимостям и потенциалу), оценка потребностей населения в случае ЧС;
- обучающая работа, тренинги для населения;
- формирование партнерских отношений с местными СМИ, которые популярны у населения.
2. Кризисная фаза:
- предупреждение, координация, управление;
- обеспечение населения однозначной и достоверной информацией;
- использование множественных возможностей связи.
3. Посткризисная фаза:
- подведение итогов;
- освещение восстановительных работ;
- обучение на своем опыте.
Особое внимание было уделено принципам выбора СМИ, с учетом того что СМИ могут быть как партнерами, так и препятствиями при выполнении задач. Рассматривалась специфика использования социальных сетей и сети Интернет. Неоднократно в ходе занятия делался акцент на необходимости личных контактов с журналистами (приоритет использования СМИ, с которыми имеются личные контакты, опыт совместной работы и пр.).
Были сформулированы основные правила при взаимодействии со СМИ во время проведения международных гуманитарных операций:
- недопустимость давать СМИ информацию, если нет четкого плана ее выдачи;
- необходимость прохождения минимальной подготовки по работе со СМИ всеми сотрудниками;
- недопустимость ошибочных расчетов на симпатии со стороны СМИ;
- необходимость использования современных телекоммуникационных технологий;
- необходимость отличать объективную и частную информацию;
- необходимость избегать стереотипных подходов при описании ситуации (распространенный стереотипный подход «плохой-хороший-жертва»);
- необходимость знания целевой аудитории;
- необходимость не забывать о конкуренции между СМИ.
В ходе обучения была проведена встреча с Генеральным секретарем Международной Организации Гражданской Обороны (МОГО) Кувшино-вым Владимиром Валентиновичем.
Кроме этого, рассказали о работе своих организаций представители:
- Международного комитета красного креста (ICRC);
- Всемирной продовольственной организации;
- Европейской комиссии по гуманитарной помощи и гражданской защите (ECHO);
- Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (OCHA);
- Управления Швейцарской гуманитарной помощью Swiss Humanitarian Aid (SHA) МИД Швейцарии;
- Национального центра оперативной информации Федерального управления защиты населения Швейцарии (FOCP).
- Проекта «Сфера» (разработка стандартов по гуманитарному реагированию).
В качестве общего вывода можно обратить внимание на декларацию высокого уровня готовности европейских организаций в области гражданской защиты и гуманитарного реагирования оказывать международную помощь. Однако существует ряд проблем, которые, в частности, признают представители Федерального управления защиты населения Швейцарии, по организации реагирования на ЧС внутри страны. В качестве примера можно привести слабо развитые регламенты взаимодействия между различными ведомствами и организациями. По словам представителя FOCP, некоторые договоренности с перевозчиками или поставщиками на случай ЧС сформулированы на уровне «джентльменских соглашений».
Кроме этого, в качестве основных средств связи при оповещении личного состава служб и даже зачастую уже во время реагирования подразумевается использовать связь лишь по GSM каналам, что может повлечь за собой проблемы в оперативном управлении и оповещении при перегрузке этих каналов в случае крупных ЧС.
В ходе обучения состоялось посещение главного корпуса Женевского университета и экскурсия по аудиторному фонду. Был изучен европейский опыт в области используемых образовательных технологий и методик обучения. В качестве основной современной тенденции можно выделить стремление каждого лектора к интерактивному взаимодействию с аудиторией. Проведение мини деловых игр, вовлечение всех слушателей в диалог, использование помимо презентационного экрана нескольких маркерных досок одновременно.
При этом само по себе построение лекции серьезно отличается от классического лекционного занятия в привычном понимании. Лектор не стремится выдать много нового материала, он формирует несколько основных тезисов и большую часть времени затрачивает на обоснования их правильности/важности. Таким образом, основной упор делается не на подачу новой информации, а на формирования мышления, установку приоритетов. Данные методики кажутся интересными и после апробации могут быть использованы в учебном процессе вузов МЧС России.
BfcmycK 1(14), 2015
ON COMPLETING THE COURSE OF CRISIS BASED CONTROL CENTER FOR EDUCATION AND RESEARCH IN HUMANITARIAN ACTION (CERAH) UNIVERSITY OF GENEVA
Kartavtsev D.V.
Candidate of Engineering Sciences,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh Kalach A.V.,
D. Sc. in Chemistry, Assoc. Prof.,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh, e-mail: [email protected] Shutkin A.N.
Candidate of Physico-mathematical Sciences,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russia, Voronezh
In the learning process have been discussed European approaches to crisis management, including in decision-making in crisis situations, the European classification of crises, the EU Civil Protection Mechanism.
Keywords: crisis management, the EU Civil Protection Mechanism.