Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государство / право / общество / этническая преступность / профилактика / предупреждение / организованная преступность / state / law / society / ethnic crime / prophylaxis / prevention / organized crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Александрович Петров

В статье автором раскрываются основные вопросы профилактики и предупреждения этнической преступности. Проведен анализ терминологических определений раскрываемого элемента противодействия преступности. В заключительной части научной статьи автором рассмотрены система предупреждения и меры превентивного воздействия относительно этнической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of the ethnic crime

The author is revealed the main issues of prophylaxis and prevention of ethnic crime in the article. There is the analysis of terminological definitions of the disclosing element of crime-fighting carried out. In the final part of the scientific article, the author is considered the system of prevention and preventive measures regarding ethnic crime.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

УДК 343.85 ББК 67.408

DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-100-105

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Андрей Александрович ПЕТРОВ, прикрепитель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России (начальник Управления анализа, планирования и контроля ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу

и Ленинградской области) apetrov39@mvd.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье автором раскрываются основные вопросы профилактики и предупреждения этнической преступности. Проведен анализ терминологических определений раскрываемого элемента противодействия преступности.

В заключительной части научной статьи автором рассмотрены система предупреждения и меры превентивного воздействия относительно этнической преступности.

Ключевые слова: государство, право, общество, этническая преступность, профилактика, предупреждение, организованная преступность.

Annotation. The author is revealed the main issues of prophylaxis and prevention of ethnic crime in the article. There is the analysis of terminological definitions of the disclosing element of crime-fighting carried out.

In the final part of the scientific article, the author is considered the system of prevention and preventive measures regarding ethnic crime.

Keywords: state, law, society, ethnic crime, prophylaxis, prevention, organized crime.

Научный руководитель: В.С. Харламов, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России

Гистема противодействия преступности в целом характеризуется совокупностью элементов, ее образующих, в связи с чем, наряду с выявлением и пресечением противоправных преступных деяний, немаловажным значением наделяется их предупреждение.

Спорным в научных кругах выступает терминологическое определение рассматриваемого элемента противодействия преступности, так как единого подхода к его пониманию в настоящее время не выработано.

С точки зрения русского языка, дефиниции «предупреждение», «пресечение» и «профилактика» представляются тождественными, в праве же отдельные авторы наделяют их различным значением.

Так, A.B. Крючков полагает, что «профилактику» и «предупреждение» следует рассматривать как отдельные категории:

■ предупреждение имеет место быть на стадиях покушения на совершение преступления и оконченного состава преступления;

■ профилактика подлежит применению в случае возникновения оснований, предполагающих возможность и формирование намерения на совершение преступления [4].

А.И. Алексеев находит, что предупреждение преступности является категорией, свойственной науке криминологии, и представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний, обеспечение защиты от них человека, общества и государства, а также, что рассматриваемая дефиниция является родовой по отношению к «профилактике» и «пресечению» [2].

А.Г. Лекарь, в свою очередь, считает, что общим определением выступает «предотвращение

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

преступности», тогда как «профилактика», «предупреждение» и «пресечение» выступают по отношению к нему как частные; при этом:

■ дефиниция «предупреждение преступления» включает меры, направленные на определение круга лиц, которым свойственны намерения на совершение преступлений, а также на пресечение действий по совершению таких преступлений;

■ дефиниция «профилактика преступлений» наделяется более широком превентивным значением, ее задача состоит в раскрытии мотивов, причин и условий совершения преступлений, а также их устранении [6].

Ю.М. Антонян, обращая внимание на то, что такое разделение понятий сугубо теоретическое, заключает, что на практике оно не играет особого значения, так как все три дефиниции характеризуют последовательный процесс, направленный на предотвращение преступлений в следующей последовательности:

1) профилактика;

2) предупреждение;

3) пресечение [3]

Наиболее корректной представляется точка зрения Г.А. Аванесова, который рассматриваемые дефиниции определяет как взаимосвязанные, отмечая, что понятие «предупреждение» предполагает включение в его состав понятий и «пресечение», и «профилактика» [1].

Таким образом, предупреждение преступлений представляет собой:

■ элемент, образующий систему противодействия преступности;

■ категорию, свойственную науке криминология;

■ комплекс мер, направленных на преодоление и устранение предпосылок совершения преступлений;

■ деятельность правоохранительных органов, в частности, и государства в целом, направленную на нивелирование и исключение существующих на текущий момент факторов, обусловливающих развитие и распространение преступности.

Под этнической преступностью Т.Н. Тими-на предлагает понимать «обладающую высокой степенью общественной опасности форму социальной патологии, выражающуюся в воспроизводстве запрещенных уголовным законом деяний, совершенных в составе этнического (национального) формирования» [7].

Этническая преступность, выступающая в качестве одного из специфических направлений

преступности организованной, не имеет законодательного закрепления, так же, как и широкого рассмотрения в научных трудах ученых-правоведов.

Представляется, что под этнической преступностью следует понимать противоправную деятельность специфических криминальных объединений, формирующихся по национальному (этническому) признаку, т.е. объединяющих в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Проявлением такой преступности следует считать совершение преступлений и их национальные либо межнациональные причины.

На основании ранее изложенного представляется возможным сформулировать следующее определение предупреждения этнической преступности.

Предупреждение этнической преступности — это комплекс мер, принимаемых ее субъектами, к числу которых можно отнести правоохранительные органы, а также иные государственные и муниципальные органы и общественные институты, направленных на нивелирование и исключение существующих факторов, обусловливающих развитие и распространение преступности и преступлений, совершаемых в составе определенного этнического формирования.

К.В. Кузнецов под системой предупреждения этнической преступности понимает многокомпонентный механизм, включающий следующие элементы:

1) превентивные принципы;

2) объекты превентивного воздействия;

3) субъекты превентивного воздействия;

4) превентивные меры [5].

1. Превентивными принципами в рассматриваемой сфере являются основополагающие идеи и принципы, обусловливающие проводимую в государстве правовую политику в целом и уголовно-правовую политику, в частности, направленные на противодействие этнической преступности, которые непосредственно в своей деятельности реализуют ее субъекты.

В рамках настоящего исследования представляется целесообразным подразделить принципы предупреждения этнической преступности на три вида:

■ конституционные;

■ организационные;

■ специальные.

К числу конституционных принципов относятся принципы права, установленные в Консти-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

туции РФ и характеризующиеся их применением во всех областях отечественного права, это:

■ принцип законности;

■ принцип демократизма;

■ принцип равенства всех граждан перед законом и судом;

■ принцип социальной справедливости;

■ принцип гуманизма и проч.

Организационными превентивными принципами выступают принципы, направленные на регламентацию возникновения, развития и действия проводимой в Российской Федерации правовой и входящей в ее состав уголовно-право-вой политики в части предупреждения преступности, к числу которых отечественный криминолог Н.В. Щедрин относит:

■ « принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступлений взаимодействия субъекта и объекта, а меры предупреждения преступлений — в качестве отношений управления;

■ принцип объективности применительно к предупреждению преступности означает, что данная деятельность невозможна без познания и учета закономерностей функционирования объекта и социума, что призвано исключить бессистемность и эпизодичность в противодействии преступности;

■ принцип целеполагания позволяет соотносить субъекты, объекты и меры воздействия с превентивной деятельностью, поскольку цель находится в центре внимания субъекта, и ее достижение является мерилом качества и эффективности предупредительной работы;

■ принцип основного звена позволяет определить основное направление и цель деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько основных проблем и сфокусировать на их решении имеющиеся ресурсы;

■ принцип оптимальности и эффективности предполагает достижение наилучшего результата за возможно короткий срок при наименьшей затрате сил и средств, материальных и финансовых ресурсов. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности» [8].

Специальные принципы предупреждения этнической преступности представляется возможным сформулировать с учетом специфики

рассматриваемого направления организованной преступности:

■ принцип учета национальных особенностей этнических формирований;

■ принцип профессионализма субъектов превентивного воздействия, а также их обладание специальными знаниями и навыками.

2. Объекты превентивного воздействия.

Под объектом предупреждения преступности следует понимать совокупность общественных отношений и установившихся социальных связей, на которые оказывается превентивное воздействие специально уполномоченными субъектами в целях нивелирования и исключения факторов, обусловливающих развитие и распространение преступности.

Упоминаемый ранее ученый Н.В. Щедрин выделяет следующие объекты превентивного воздействия:

■ непосредственно лицо, в отношении которого применяются меры предупреждения преступного поведения;

■ физические лица, склонные к совершению преступлений или их рецидивному совершению, а также юридические лица, являющиеся объектом уголовно-правового контроля;

■ преступные группы / сообщества организованного характера;

■ определенные территории, которым присуща концентрация на них криминогенных элементов;

■ происходящие в обществе отрицательные процессы [8].

Таким образом, на основании приведенной характеристики объектов превентивного воздействия в целом представляется возможным выявить объекты предупреждения этнической преступности:

■ лица, входящие в состав различных этнических преступных формирований;

■ непосредственно этнические преступные группы / сообщества;

■ территории, на которых концентрируются различные национальные сообщества / диаспоры, обладающие криминальным потенциалом;

■ физические и юридические лица, подозреваемые во вступлении в коррупционные отношения с представителями государственной и муниципальной власти в целях лоббирования преступных интересов разных национальных групп;

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

■ органы государственной и муниципальной власти в целях недопущения образования коррупционных связей с представителями этнических преступных формирований.

3. Субъекты превентивного воздействия — государственные и общественные институты, реализующие правовую и уголовно-правовую политику, направленную на предупреждение преступности, в частности этнической, посредством применения комплекса мер, преследую -щих цели выявления, нивелирования и устранения факторов, обусловливающих совершение противоправных преступных деяний исследуемой направленности.

В научных кругах выделяют различные виды классификации субъектов превентивного воздействия по различным основаниям:

1) по способу реализации предупреждающих полномочий:

1.1) в индивидуальном порядке (участковые уполномоченные полиции, инспектора по делам несовершеннолетних и проч.);

1.2) в рамках реализации правоохранительных функций (МВД России, ФСБ России, ФСИН России, различные комиссии муниципальных органов, например, по делам несовершеннолетних и проч.);

1.3) в рамках общей координации превентив -ной деятельности (государственные и муниципальные органы, общественные организации и проч.) [5];

2) в зависимости от характера используемых мер воздействия:

2.1) субъекты социальной профилактики (трудовые коллективы, спортивные секции, творческие объединения, группы психологической поддержки и проч.);

2.2) субъекты мер юридической ответственности (должностные лица, обладающие правом привлечения к мерам юридической ответственности, например, судебные органы и проч.);

2.3) субъекты мер безопасности (органы государственной и муниципальной власти, наделенные Федеральным законом РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ полномочиями по обеспечению безопасности в Российской Федерации);

2.4) субъекты координации (различные межведомственные комиссии, призванные координировать деятельность различных ведомств по противодействию преступности) [8];

3) в зависимости от нормативно-правового статуса:

3.1) международные организации (ООН, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, Совещание министров внутренних дел и общественной безопасности Шанхайской организации сотрудничества, Координационный совет руководителей компетентных органов государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам борьбы с незаконной миграцией, Международная организация уголовной полиции и проч.), деятельность которых направлена на координацию мер, принимаемых государствами-участниками, в целях предупреждения организованной преступности, а также принятия единообразных законодательных норм, регулирующих общественные отношение в рассматриваемой сфере.

Необходимо отметить, что непосредственно проблема противодействия этнической преступности не нашла отражения ни в одном из основополагающих документов, регулирующих полномочия названных международных организаций, в связи с чем их деятельность по направлению противодействия этнической преступности следует рассматривать через организованную преступность, одним из подвидов (направлений, специализаций) которой такая преступность является;

3.2) органы государственной власти:

3.2.1) законодательные (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы уровня субъектов РФ), деятельность которых в рассматриваемой сфере направлена на создание законодательных норм и отдельных норм, регулирующих вопросы противодействия организованной и этнической преступности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2.2) организационно-исполнительные (Правительство РФ и проч.), реализующие координационные функции, заключающиеся в определении деятельности и обеспечении взаимодействия между другими субъектами превентивного воздействия;

3.2.3) правоохранительные (МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура РФ, СК РФ, ФСИН России, ФССП России, ФТС России и проч.; в рамках настоящего исследования представляется целесообразным отнести в насто-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

ящую группу и органы судебной власти), полномочия которых заключаются в непосредственном выявлении, пресечении, раскрытии, а также предупреждении совершения организованных и этнических противоправных преступных деяний, а также в привлечении лиц, виновных в их совершении, к мерам юридической ответственности и исполнению наказаний;

3.3) органы муниципальной власти, на которые возложены полномочия по проведению профилактической работы относительно террористической, экстремистской деятельности и этнической преступности, а также по предупреждению конфликтов на национальной почве и по поддержке институтов гражданского общества;

4) общественные институты (общественные организации, религиозные организации, добровольные народные дружины, внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, средства массовой информации и проч.). Разнообразие и многогранность указанных субъектов обладает большим превентивным потенциалом, который может быть использован как адресно, так и в отношении значительных групп населения.

4. Меры превентивного воздействия, под которыми следует понимать применяемые как в совокупности, так и отдельно приемы, способы и методы, направленные на выявление, нивелирование и устранение факторов, способствующих формированию, развитию и распространению преступности. Так как этническая преступность соотносится с организованной преступностью как частное с целым, а организованная — с преступностью соответственно аналогично, представляется, что превентивные меры преступности аналогичны и для этнической преступности, с учетом специфики объединения по национальному либо этническому признаку.

К.В. Кузнецов предлагает подразделять меры превентивного воздействия относительно этнической преступности в зависимости от их содержания и направленности [5] на:

■ социально-экономические, суть которых сводится к поддержанию стабильных экономических показателей в стране, выделению дополнительного финансирования субъектов РФ с неблагоприятной экономической ситуацией, борьбе с безработицей, пресечению незаконной миграции и проч.;

■ политические, которые в рамках противодействия этнической преступности должны заключаться в недопустимости установления коррупционных связей между государственными и муниципальными должностными лицами и представителями преступных этнических формирований, исключении возможности лоббирования их интересов и проч.;

■ правовые должны выступать отображением проводимой в государстве правовой и выступающей ее составной частью уголовно-правовой политики, предполагающей совершенствование законодательных актов на предмет борьбы с организованной и этнической преступностью, а также механизма реализации правоохранительными органами своих полномочий в рассматриваемой сфере и проч.;

■ меры воспитательного и духовного характера, направленные на воспитание и становление образованной личности, со сформированными нравственными идеалами и убеждениями, обладающей высоким уровнем правовой культуры и отрицательным отношением к любым проявлениям преступности, в том числе основанном на чувстве национальной идентичности и проч.;

■ организационные меры основаны на обеспечении координации межу различными субъектами превентивного воздействия, а также организации профилактической деятельности среди населения, учете лиц с девиантным поведением, лиц, подверженных националистско-преступной пропаганде и проч.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод, что предупреждение этнической преступности выступает важнейшим компонентом противодействия такому виду организованной преступности и играет немаловажную роль в механизме обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В то же время малое количество научных исследований и отсутствие законодательного определения этнической преступности создает большие проблемы в понимании особенностей ее выявления, предупреждения и противодействия ей, что не может не сказаться негативно на правоприменительной практике.

Этническая преступность, представляя собой сложный, социально, исторически и националь-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

но обусловленный вид организованной преступности, выражающийся в противоправной деятельности специфических криминальных объединений, формирующихся по национальному (этническому) признаку, т.е. объединяющих в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований), должна найти отражение в системе уголовно-правовых норм, что позволит более эффективно проводить уголовно-правовую политику в рассматриваемой сфере.

Библиографический список

1. Аванесов Г.А. Криминология. М.: Изд-во Академии МВД, 1984. 500 с.

2. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Норма, 2001. 496 с.

3. Антонин Ю.М. Личность преступника и профилактика преступлений. М.: Проспект, 2017. 224 с.

4. Крючков A.B. Вопросы правового регулирования деятельности профилактической службы горрайорганов внутренних дел // Профилактика правонарушений: Правовые проблемы. 1977. Вып. 6. С. 52-54.

5. Кузнецов К.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной этнической преступности: Дис. ...канд. юрид. наук. М., 2018. 279 с.

6. Лекаръ А.Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений. М.: Юрид. лит., 1965. 112 с.

7. Тимина Т.Н. О легитимности использования криминологического понятия «этническая преступность» // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 76-82.

8. Щедрин H.B. Основы общей теории предупреждения преступности. Красноярск, 1999. 58 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.