Научная статья на тему 'Предупреждение экономической преступности и борьба с коррупцией в регионе'

Предупреждение экономической преступности и борьба с коррупцией в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1631
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочесокова З. Х., Яхьяев Т. Л.

В статье разработаны методические подходы предупреждения экономической преступности, позволяющие создание информационной системы процесса принятия решений, направленные на борьбу с коррупцией в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предупреждение экономической преступности и борьба с коррупцией в регионе»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

мер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах: для одиноких граждан - 33 кв.м., для семьи 2 человека - 42 кв.м., семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв.м. на каждого.

Бюджетная субсидия предоставляется участнику программы при условии приобретения (строительства) жилья на территории города Ростова-на-Дону, общая площадь которого больше установленной учетной нормы площади жилого помещения на соответствующую семью, то есть более 10 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи. Приобретаемое жилое помещение должно оформляться в собственность участника программы, а в случае, если участником программы является семья - в общую собственность.

Основными источниками финансирования программы являются:

- бюджетные средства;

- средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников программы на цели приобретения (строительства) жилья;

- средства участников программы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.

Предполагаемый общий объем финансирования программы составляет 2102,9 млн.рублей (в том числе 2008-371,9, 2009-589,4, 2010-954,1).

Эффективность реализации программы и использования выделенных бюджетных средств будет обеспечена за счет:

- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;

- прозрачности использования бюджетных средств;

- единого порядка расчета размера и предоставления субсидии;

- адресного предоставления бюджетных средств;

- привлечения участниками программы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова Т.А. Сравнительный анализ реализации основных моделей ипотечного кредитования в России.

2005. № 12. С. 52-57.

2. Балтина А.М., Кравцов, В.И. Создание системы финансирования строительства жилья социального найма за счет бюджетных средств // Финансы и кредит. 2006. № 12. С. 54.

3. Викторов М., Кощеев В., Грахов В. Национальный проект по жилью: факторы реализации // Экономист. 2007. № 1. С. 56.

4. Козориз Т. Особенности ипотечного кредитования в России. // Экономика и жизнь. 2005. № 20 (537) июнь.

5. ЛазароваЛ.Б. Что влияет на развитие ипотечного жилищного рынка // Банковское дело. 2006. № 1. С. 45.

6. Придвижкин С.В. Эволюция территориальных программ жилищного финансрвания // Финансы и кредит.

2006. № 24. С. 65.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В РЕгИОНЕ

КОЧЕСОКОВА З.Х., ЯХЬЯЕВ Т.Л.

Кочесокова З.Х.,Нальчикский филиал Краснодарского университета мВД России, доцент кафедры

экономических дисциплин, г.Нальчик, ул. мальбахова 123; Яхьяев Т.Л., Нальчикский филиал Краснодарского университета мВД России, студент, г.Нальчик, ул.

мальбахова 123.

В статье разработаны методические подходы предупреждения экономической преступности, позволяющие создание информационной системы процесса принятия решений, направленные на борьбу с коррупцией в регионе.

Ключевые слова: коррупция; теневая экономика; регион; предупреждение Коды классификатора JEL: O 17, R 58

Среди множества острейших социально-экономических и политических проблем, стоящих перед современной Россией приоритетное место занимает коррупция, которая в последние годы превратилась в явление, представляющее особую угрозу национальной безопасности государства.

Социально-экономический кризис в России, обусловленный ломкой прежней системы государственного управления и отсутствием адекватной переходному периоду законодательной базы, активизировал такое явление, как коррупция, которая в настоящее время стала реальной угрозой не только экономической, но и национальной безопасности страны.

Для России и, особенно, республик Южного Федерального Округа, коррупциогенность общества является проблемой, которая в последнее время приобретает особую значимость и актуальность. В бывшем СССР (в условиях тотального партийного режима) такой проблемы не существовало, т.к. по идеологическим причинам отрицалось наличие в стране коррупции, разветвленной теневой экономики, что, тем не менее, не могло не наносить огромный экономический и нравственный ущерб.

Это усугубляется еще и тем, что в отечественной литературе отсутствуют фундаментальные антикоррупционные исследования. Определение содержания понятия «коррупция» имеет сложную внутреннюю структуру и является на сегодня проблемой полемической. В исследования отдельных аспектов данной проблемы отсутствует комплексный подход ко всей совокупности взаимосвязанных элементов понятия «коррупция» [1, 3].

На наш взгляд, наиболее обобщенная и логичная характеристика антикоррупционного механизма включает три важнейших элемента: экономическая независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.

Предметом нашего исследования в данной статье являются основные направления угроз экономической и политической безопасности регионов России, связанные с коррупциогенностью силовых структур.

Производной коррупции в силовых структурах являются сопутствующие ей различные угрозы, среди которых, на наш взгляд, наибольшую опасность представляют: моральное разложение общества, продолжающийся спад производства и его технического уровня, ухудшение структуры регионального производства и его деиндустриализация, кризис инвестиционной сферы, разрушение научно-технического потенциала, уход из республики предпринимателей и высококвалифицированных специалистов, нарастание социальной напряженности, информационная незащищенность. Все это приводит к дальнейшей криминализации экономики [2].

В качестве аргументации выдвигаемых утверждений можно привести десятки примеров. Так, например, с целью восстановления горнолыжной зоны Приэльбрусье из федерального бюджета 2002-2003 гг. были выделены 139 млн. рублей на строительство канатно-кресельной дороги. Эти деньги были перечислены обратно в Москву одной коммерческой московской фирме, и с тех пор ОБЭП республики занимается поиском этих денег («Газета Юга». 2005. 15 сентября. № 37 (602)).

Более 5 лет МВД КБР не может выяснить, куда делись 70 млн. долл., перечисленные в ОАО «Минеральные воды Кабардино-Балкарии» и т.д.

Все это доказывает, что масштабы экономического кризиса нельзя считать только по данным официальной статистики. Более того, ни для кого не секрет, что собранные незаконным бизнесом деньги уходят и в воровской «общак».

Организацией Heritage Foundation в сотрудничестве с газетой Wall Street Journal ежегодно сопоставляется размер теневой экономики, как процент от ВВП, в 58 странах с так называемым "индексом экономической свободы". Индекс основан на пятибалльной шкале, на которой меньшее значение говорит о более высоком уровне экономической свободы. Исследования показывают, что размер теневой экономики тем меньше, чем выше степень экономической свободы. Еще одно явление, связанное с "зарегулированнос-тью", непомерными налогами и сложной системой налогообложения (а значит, и с теневой экономикой),

- это коррупция, которую часто обсуждают, когда речь заходит о России.

Организация Transparency International в 2001 году в г.Нальчике провела семинар «Антикоррупционное исследование, как способ анализа коррупциогенности общества» (в котором автор принимал участие) и составила индекс коррупции, отражающий уровень коррумпированности политиков и государственных служащих. Он основан на десятибалльной шкале, где меньший балл показывает более высокий уровень коррупции. Как и в случае с экономической свободой, уровень коррупции меньше в более развитых странах.

Страна с баллом ниже 1.95 считается "свободной", от 2 до 2.95 "в основном свободной", от 3 до 3.95 "в основном не свободной", а с баллом выше 4 "подавленной" (дополнительную информацию см. "2002 Index of Economic Freedom", Heritage Foundation and Wall Street Journal, 2002).

Множество исследований было посвящено вопросу о вреде избыточного регулирования экономической деятельности, которое порождает коррупцию среди чиновников. Поскольку в странах с сильно зарегулированной экономикой объем теневой экономики обычно больше, а в странах с меньшей экономической свободой уровень коррупции более высок, это говорит о том, что существует также связь между уровнем коррупции и объемом теневой экономики. Данные показатели очень актуальны для республик Южного Федерального Округа, уровень теневой экономики в которых достаточно высок, что подтверждает приведенный анализ доходов-расходов на душу населения по регионам [4].

Любая ошибка в управлении государственных органов в сфере экономики или нормотворческой деятельности, явные отрицательные изменения в окружающем нас экономическом пространстве приводят к всплеску одного-двух явлений: «теневая экономика», «коррупция», «организованная экономическая преступность». При увеличении одного из них наблюдается резкий всплеск остальных, т. к. они взаимоувязаны и взаимообусловлены.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

В условиях нестабильности экономики, отсутствия надежного механизма зашиты собственности, предупреждение является одним из важнейших средств воздействия на экономическую преступность. Между ним, как видом общественной практики, и экономикой, как совокупностью определенных общественных отношений, имеется тесная, существенная связь. Можно сказать, что диспропорции и деформации в системе экономики, будучи детерминантами экономической преступности, порождают не только причины преступлений, но одновременно предопределяют формы и методы их предупреждения. Формы связаны с самой сердцевиной - рыночными отношениями, методы - с системой контроля и управления в целом.

Не случайно Президент КБР Каноков А.Б. прямо заявил, что коррупция, клановость и системный кризис в регионе стали причиной того, что мы столкнулись с тотальным социально-экономическим кризисом в регионе, с кризисом системы управления регионом, который крайне сложно преодолеть: Кабардино-Балкарская республика практически по всем экономическим показателям занимает последние места из 85 регионов России. Все Министерства республики 2005 год завершили с убытками. В ближайшие годы регион может просто целиком потерять целые отрасли народного хозяйства (цветная металлургия, животноводство, коневодство, туризм) [4].

Между тем, в регионе применяются и получают все более значительный размах всевозможные способы получения теневых доходов: криминальный контроль в финансово-кредитной сфере, рэкет в производственном, коммерческом, торговом бизнесе, прямые хищения, фальсификация товаров, заказные убийства на экономической почве, похищения людей, проституция и другие виды незаконной деятельности.

Возникла целая система коррупционных отношений, основанная на взятках, подкупе государственных чиновников, силовых структур, побуждающая осуществлять действия, направленные на: а) предоставление прав лицам, имеющим с этими чиновниками родственные, клановые, корпоративные, национальные, религиозные и т.п. связи, распоряжаться по своему усмотрению определенной частью государственной собственностью; б) незаконное (полное или частичное) освобождение определенных физических или юридических лиц от финансовых или иных материальных обязательств перед государством в предоставлении необоснованных или незаконных материальных и иных льгот; в) лоббирование выгодных определенным лицам решений; г) вымогательство материальных благ за различные услуги, решения и т.д.

Сегодня формирующемуся в республике гражданскому обществу принадлежит решающая базисная роль в обеспечении прозрачности государственных, в том числе, силовых структур, т.к. уровень коррумпированности определяется, в первую очередь, уровнем вмешательства силовых структур в экономику.

В настоящее время в исследуемом регионе - Кабардино-Балкарской республике существует объективная необходимость к пересмотру подходов к обеспечению экономической, физической и политической безопасности региона. Требуется разработка стратегической программы - концепции антикоррупционной деятельности, опирающейся на долговременные национально-государственные интересы.

Сущность и стратегия национальной безопасности не исчерпывается проблемами экономического роста на основе новой структурной политики, расширение потребительского и инвестиционного спроса, создание конкурентной среды, оптимизация отношений собственности, создание эластичной системы государственного регулирования рыночного типа. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы приоритетные задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах и, прежде всего, в силовых структурах, составляющих базис любого государства.

По нашему мнению, основой государственной стратегии экономической, политической и в целом национальной безопасности должна быть идеология развития, которая учитывает национальные интересы, стратегические приоритеты с целью сведения угроз безопасности к минимуму. Без идеологии развития, без культивирования антикоррупционного мировоззрения не возможны ни промышленный, ни научнотехнический, ни культурный подъемы общества, т.к. даже если придут в регион миллионы долларов, то чтобы экономика КБР набрала скорость и взяла верный курс, нужны не только крепкие паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования, в первую очередь, с политической волей, не допускающей коррупционную деятельность.

Необходима новая модель экономического роста региона, стратегической целью которой будет преодоление коррупциогенности общества, позорного уровня бедности, социального расслоения.

Предупредительный потенциал плановой экономики и административно-командной системы управления действовал на детерминанты преступлений, затрагивающих в основном интересы государства. Соответственно формировалась и вся уголовно-правовая политика. Вполне естественно, что формы и методы превенции основывались на использовании механизмов централизованного управления. И это позволяло определенным образом влиять на экономическую преступность. Особенно важное значение это имело в тех случаях, когда приходилось сталкиваться с организованной преступностью.

Деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных и контролирующих органов, направленная на предупреждение экономических преступлений в регионах, будет успешной только в том случае, если она учитывает факторы социального, экономического, политического характера на местах. Причем, как отмечалось, меры общесоциального предупреждения играют решающую роль в нормализации криминологической обстановки в сфере экономики.

Предупреждение преступлений на уровне регионов должно являться одним из приоритетных направлений деятельности в борьбе с преступностью. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это деятельность по выявлению причин и условий преступлений, принятию мер к их устранению, позитивному корректирующему воздействию на лиц с противоправным поведением (профилактика), а также

по предотвращению замышляемых и подготавливаемых или пресечению начатых и длящихся преступных деяний.

Успешное осуществление мер по предупреждению экономических преступлений возможно только при наличии надежной нормативно-правовой базы, являющейся гарантией законности и обоснованности их действий.

Несмотря на принимаемые меры, в условиях становления рынка в экономике региона сложилась весьма непростая ситуация. В настоящее время чрезвычайно малы возможности противодействия преступным формам накопления капитала. Под видом рыночных операций зачастую идет «перекачка» государственных средств на счета предпринимательских структур. Деятельность органов внутренних дел до сих пор затруднена из-за отсутствия механизма проверки законности образования первоначального капитала негосударственных предприятий.

Исходя из сложившихся реалий ситуация и дальше будет способствовать усилению тенденции современной преступности, связанной со стремлением криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике. Они будут стремиться «отмыть» незаконно нажитые денежные средства путем их пропуска через предприятия, совершенно очевидно занимающиеся законной предпринимательской деятельностью, что обосновывалось в теории «криминального денежного обращения». Конечной целью этой операции является возвращение денег обратно в сферу денежного обращения при помощи «законных способов».

Из-за отсутствия системы контроля со стороны государства за происхождением и движением капиталов работа в этом направлении становится малоэффективной. По нашему мнению, четким контролем на разных стадиях оборота денежных средств в регионах должны быть охвачены доходы, как юридических лиц, так и отдельных граждан.

Во вновь принятых законодательных актах предусмотрено, что налоговые, антимонопольные и другие государственные органы на которые законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Основными субъектами осуществления деятельности по предупреждению экономических преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, а также другие подразделения, обеспечивающие в соответствии со своей компетенцией деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений [6].

Чтобы влиять на криминологическую ситуацию в регионе в негосударственном секторе экономики, необходима комплексная отработка конкретных объектов путем проведения, прежде всего, экономико-правового анализа с использованием в процессе получения исходной информации специальных сил, средств и методов.

В литературе справедливо отмечается, что в результате применения экономико-правового анализа можно получить ценную информацию для:

• выявления на основе изучения и оценки различных экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, факторов, оказывающих отрицательное влияние на сохранность материальных ценностей и денежных средств, уровень хищений, должностных и хозяйственных преступлений;

• выявления причин и условий преступлений на основе изучения состояния финансово-хозяйственной и производственной деятельности конкретных объектов народного хозяйства;

• риминологического прогнозирования и установления тенденций в развитии преступности, определения главных направлении предупредительной работы;

• разработки экономически обоснованных рекомендаций, предложений по устранению причин и условий преступлений, по ликвидации возможных каналов хищений материальных ценностей и денежных средств.

Экономический анализ (внешний и внутренний) должен стать одним из приоритетных методов предупреждения экономических преступлений. Исследование различных косвенных экономических показателей (особенно, в новых коммерческих структурах) может дать сотруднику милиции не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия. Все это актуализирует необходимость организации в рамках органов внутренних дел криминологического мониторинга предпринимательства. По форме он должен представлять собой систему постоянного сбора и анализа социологической и экономической информации. По содержанию криминологический мониторинг сводится к экономико-правовому анализу, а по сущности - носит криминологический характер. Информационной базой для проведения криминологического мониторинга помимо результатов опросов экспертов должна служить статистическая и финансовая отчетность по предпринимательству.

Действующее финансовое, хозяйственное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство постепенно устаревает и не обеспечивает эффективную правоприменительную практику в интересах экономических реалий. Имеются многочисленные законодательные пробелы, не учитывающие качественных изменений в характере преступности.

Более эффективному выполнению поставленных перед органами по борьбе с экономической преступностью задач по предупреждению экономических преступлений, по нашему мнению, могло бы способствовать решение таких проблем, как:

• отсутствие практического опыта и необходимых методик по предупреждению не имевших прежде аналогов экономических преступлений;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

• трудности в идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются теми же, что приняты в правомерной практике. Это, с одной стороны, приводит к бездействию при получении информации о готовящемся преступлении, а с другой - к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий;

• слабая профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел и их объективная неготовность работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства;

• трудности в назначении и проведении проверок финансовой деятельности негосударственных предприятий и документальных ревизий.

В отношении борьбы с экономической преступностью в ЮФО стоит отметить сосредоточенные в регионе значительные природные и другие экономические ресурсы, объемы внешнеэкономической деятельности с использованием имеющейся инфраструктуры, широкие возможности предприятий, для реализации государственных программ через государственные заказы, превращают округ в зону интересов преступных группировок. Одновременно, появляются объективные условия для возникновения различных проявлений коррупции и расширения сфер ее влияния.

Опыт работы УФСБ свидетельствует о том, что именно оперативно-розыскные и процессуальные мероприятия по пресечению вышеперечисленных противоправных действий позволяют не только документировать конкретные коррупционные проявления, но и пресекать их. Более того, практика деятельности правоохранительных органов других стран относит большинство вышеперечисленных противоправных действий непосредственно к фактам коррупции.

Сложившееся неблагополучное положение во многом вызвано снижением наступательности, пассивностью в работе оперативных служб, а также просчетами и недостатками в работе следственных подразделений. Объектами уголовного преследования становятся, как правило, чиновники низшего звена, сотрудники правоохранительных органов. Практически не выявляются факты коррупции в органах представительной, исполнительной и судебной власти. Требует усиления ведомственный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и следствием.

Вместе с тем, работу подразделений по пресечению проявлений фактов коррупции нельзя признать адекватной масштабам распространения этого явления. Необходимо также максимально активно наращивать усилия и по привлечению к уголовной ответственности категории коррумпированных чиновников верхних эшелонов власти и управления.

По открытой информации 2003 года разрабатывалось свыше 120 коррупционеров различного уровня, входящих в состав ОПТ, или являющихся ближайшими связями участников этих групп. По материалам подразделений в отношении коррупционеров в отчетном периоде выявлено 48 преступлений, раскрыто 42 преступления, возбуждено 23 уголовных дела, из них 2 дела с квалифицирующим признаком "совершено организованной преступной группой". Окончено расследованием 13 уголовных дел, выявлено 15 организованных преступных групп, пресечена деятельность 10 групп. По имеющейся общей информации в 2002-2004 годах данные цифры не значительно снизились, что, скорее всего, является повышением уровня латентности данного вида преступлении [4].

Особо следует отметить следующие трудности, связанные с выявлением, документированием и пресечением фактов коррупции, изобличением коррумпированных чиновников:

• отсутствие основополагающего Закона «О коррупции»;

• отсутствие у большинства представителей власти четко регламентированных и соответствующим образом документально оформленных функциональных обязанностей (должностных инструкций);

• высочайший уровень корпоративности среди чиновников, наличие связей в высших эшелонах власти, через которые оказывается давление на органы следствия и оперативные службы;

• несовершенство законодательства, в соответствии с которым до вынесения приговора суда невозможно отстранить от должности выборного главу исполнительной власти;

• отсутствие всеобщего декларирования, как доходов, так и расходов, что позволяет коррумпированным чиновникам приобретать дорогостоящую недвижимость и т.д. и т. п. на подставных лиц;

• отсутствие в распоряжении ОВД достаточных валютных средств необходимых для проведения оперативных экспериментов по задержанию взяточников с поличным.

Но коррупция как вода, она не может исчезнуть - лишь перетечет из одной сферы в другую, причем ту, где контроль поменьше. В данной, сложившейся ситуации все правомерно - налоговая система новая, не сложившаяся, далекая от совершенства, налоговое законодательство функционирует слабо, - широкое поле для трактовок и разночтений, а система контроля над налоговой службой при всей своей громоздкости и неуклюжести может только вызвать улыбку и слезы своей неэффективностью.

Складывающееся общественное мнение о коррумпированности государственных организаций, вносит дополнительные сложности, в том числе, и в подбор кадров. В 2001-2003 годах в ЮФО почти в полтора раза выросло число кандидатов на службу, отведенных по негативным основаниям. Если ранее чаще отмечались попытки проникновения со стороны лиц, связанных с криминальными структурами, то в настоящее

время растет поток кандидатов, основным мотивом которых для поступления на службу являются корыстные побуждения.

Следует отметить, что из-за неудовлетворительного финансирования из федерального бюджета налоговые органы и органы налоговой полиции на местах попадают в определенную зависимость от местных властных структур, оказывающих дополнительную поддержку, следовательно, получающих возможность оказывать влияние на служебную деятельность.

Таблица 1.

Аппаратный рейтинг привлекательности государственных органов для коррупции

1 2 3 4 5 Итоговый рейтинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Госналогслужба 0 5 5 4 2 26

Минфин 8 5 5 4 3 25

Аппарат Правительства 9 4 4 4 1 22

Центральный банк 9 5 1 5 0 20

Госкомимущество 7 4 2 4 2 19

МВЭС 7 3 2 3 3 18

Антимонопольный комитет 6 3 3 3 3 18

Федеральный фонд имущества 6 3 3 2 3 17

Минэкономики 6 2 2 2 2 16

МВД 4 4 2 4 2 16

Администрация Президента 5 5 0 5 0 15

Минтопэнерго 5 2 1 3 3 14

Минюст 3 3 2 1 4 13

МПС 4 1 1 2 4 12

Минобороны 8 1 1 1 0 11

ФСБ 2 4 0 3 1 10

МИД 1 0 0 0 5 6

По-прежнему дестабилизирующим фактором, способствующим коррупции, является отсутствие реального механизма, определяющего правомерность и обоснованность принимаемых должностными лицами решений.

Проблема криминализации экономики волнует все страны, осуществляющие реформы, направленные на создание полноценных рыночных отношений. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся в криминализации экономической системы государства. Организация борьбы с коррупцией требует не столько изобличения взяточников, сколько развития государственной системы, направленной на предотвращение злоупотребления полномочиями должностных лиц.

Решение вышеперечисленных проблем на правительственном и ведомственных уровнях приведет к решению вопроса о снижении показателей экономической преступности и коррупции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунич А.П., Гуров А.И., Корягина Т.И. и др. Теневая экономика. М., 1991.

2. Глинкина С. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения // Восток. 2000. № 1.

3. Коррупция в России может стать самой серьезной проблемой в международных отношениях // Чистые руки. 1999. № 1.

4. Мисаков В.С. Силовые структуры и теневая экономика // Материалы Междунар. науч. конф. «Коррупция в странах СНГ». Гамбург: Университет, 2005.

5. Мисаков В.С. Теневая экономика и влияние криминального мира Сб. науч. тр. «Актуальные проблемы региональной науки», Нальчик: ЗАО «Насып», 2001.

6. Мисаков В.С. Экономический анализ организованной преступности . Владикавказ: ГГАУ, 2003.

7. Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения). / Под ред. С.В. Максимова и др. М.: Спарк, 2000.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.