УДК 343.9
doi: 10.25724/VAMVD.A015 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Григорий Михайлович Семененко*, Анна Анатольевна Базулина**, Алексей Николаевич Четвероус***, Елена Валерьевна Кокарева****
* Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, [email protected]
** Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected] *** Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия, [email protected]
**** Международный юридический институт, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В последние годы благодаря принимаемым мерам на территории Российской Федерации наблюдается уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий, однако авторы статьи обращают внимание на факт роста числа дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач, на решение которой неоднократно обращалось внимание Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Авторами статьи с целью выработки превентивных мер, направленных на уменьшение дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, было проведено исследование детерминантов, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий с участием водителей транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки. На основании проведенного исследования авторами статьи сформулирована классификация дорожно-транспортных происшествий, разбитая по группам детерминантов их совершения, к каждой из которых был предложен комплекс мер предупреждения совершения дорожно-транспортных правонарушений водителями, осуществляющими грузовые перевозки.
Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, водители, грузовые перевозки, детерминанты Для цитирования: Предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки: проблемы и пути противодействия / Г. М. Семененко, А. А. Базулина, А. Н. Четвероус, Е. В. Кокарева // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 3 (62). С. 29—36. doi: 10.25724/VAMVD.A015
PREVENTION OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS INVOLVING VEHICLES FOR FREIGHT TRANSPORTATION: PROBLEMS AND WAYS TO COUNTERACT
Grigory Mikhailovich Semenenko*, Anna Anatolievna Bazulina**, Alexey Nikolaevich Chetverous***, Elena Valerievna Kokareva****
* Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, [email protected]
** Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow, Russia, [email protected]
*** Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia, [email protected]
**** International Law Institute, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In recent years, due to the measures taken in the Russian Federation, the number of road traffic accidents has been decreasing. However, the authors of the article draw attention to the fact that the number of road traffic accidents involving vehicles for freight transportation is growing.
© Семененко Г. М., Базулина А. А., Четвероус А. Н., Кокарева Е. В., 2022
29
Ensuring road safety is one of the most critical problems. The President of the Russian Federation V. V. Putin repeatedly drew attention to the need to solve this problem. The authors of the article, in order to develop preventive measures aimed at reducing road traffic accidents involving vehicles for freight transportation, conducted a study of the determinants that contribute to the commission of road accidents involving drivers of vehicles for freight transportation. Based on the conducted study, the authors of the article proposed a classification of road traffic accidents divided into groups of determinants of road traffic accidents. For each of these groups a set of preventive measures was proposed in order to prevent the commission of road traffic offenses by drivers engaged in freight transportation.
Keywords: road traffic accidents, drivers, freight transportation, determinants
For citation: Semenenko G. M., Bazulina A. A., Chetverous A. N., Kokareva E. V. Prevention of road traffic accidents involving vehicles for freight transportation: problems and ways to counteract. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 29—36, 2022. doi: 10.25724/VAMVD.A015
Проблема предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) на территории Российской Федерации в последние годы стала одной из насущных. В первую очередь это связано со стремительным ростом числа автомобилей, выходом на рынок мощных и скоростных транспортных средств. В 2021 г. в нашей стране для перевозки грузов использовались 3,8 млн автомашин с полной массой более 3,5 т1.
Несмотря на весь комплекс мер, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов, учеными и государственными структурами, достигнуть значимых показателей в предупреждении ДТП пока не удалось. Об этом свидетельствуют данные официальной статистики за 2020 г.: всего на улицах и дорогах России зарегистрировано 145 073 (-11,7 %) ДТП, в которых погибли 16 152 (-4,9 %) человека и получили ранения 183 040 (-13,2 %) человек [1]. Невзирая на определенные позитивные изменения, уровень дорожно-транспортной аварийности остается достаточно высоким: каждое одиннадцатое (9,6 %) ДТП приводит к смертельному исходу (13 903, -3,8 %). Одним из факторов сокращения числа ДТП в 2020 г. стали ограничительные меры, введенные в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Установленные в соответствии с указами Президента Российской Федерации в апреле и мае нерабочие дни, а также особый порядок передвижения лиц и транспортных средств в этот период привели к значительному сокращению доли населения, вовлеченного в дорожное движение, вследствие чего отмечено снижение основных показателей аварийности.
Аналогичная ситуация наблюдается и при совершении ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, большинство
1 См.: Аварии грузовиков в 2021 г. URL: https://igrader.ru/ (дата обращения: 20.03.2022).
из которых, как показывает практика, влечет за собой летальный исход. Так, рост числа погибших в ДТП с участием грузового транспорта за рассматриваемый период зафиксирован в 26 регионах страны. В результате анализа количества автотранспортных средств, осуществляющих грузоперевозки на территории Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что физическим лицам принадлежит 60 % транспортных средств (3 914 444), юридическим лицам — 39 % (2 557 520), индивидуальным предпринимателям — 1 % (73 873). На ДТП с участием грузового транспорта физических лиц приходится 61,5 % от всех ДТП с участием грузового транспорта и 57,2 % от всех погибших. На юридических лиц — 37 %, погибших — 39,2 %. Отдельного внимания заслуживают показатели для грузового транспорта индивидуальных предпринимателей. Здесь доля ДТП составляет 3,8 %, погибших — 7 %. По нашему мнению, увеличение количества ДТП с участием грузового транспорта связано с ростом числа грузоперевозок на территории России. По данным Росстата, автомобильный транспорт обеспечивает порядка 70 % их объема. Ежегодно происходит 16—17 тыс. ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки2. Выразим солидарность с точкой зрения большинства отечественных и зарубежных авторов, согласно которой основной причиной ДТП является человеческий фактор. Ранее мы уже отмечали, что «...причин ДТП много, но, как бы разнообразны они ни были, в большинстве случаев вина лежит именно на человеке. Наибольшую опасность представляет сознательное нарушение Правил дорожного движения, получившее сегодня, к сожалению, широкое распространение» [2, с. 49]. Однако не стоит забывать и об иных факторах.
2 См.: Международный форум «Транспорт России». URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9786 (дата обращения: 12.03.2022).
В целях выработки мер, направленных на сокращение числа ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, нами были изучены данные официальной статистики ГИБДД МВД России, мнения ученых [3], нормативные правовые акты Российской Федерации. На основании этого предлагаем классифицировать ДТП с учетом следующих детерминантов:
— психофизиологические особенности человека;
— погодные условия;
— техническая неисправность транспортных средств;
— несоблюдение Правил дорожного движения.
Считаем, что в целях предупреждения ДТП
с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, необходимо объединить усилия государственных органов и коммерческих организаций. Для этого рассмотрим группы детерминантов совершения анализируемых ДТП, к каждой из которых предложим комплекс превентивных мер.
В соответствии с приведенной ранее классификацией в первую группу детерминантов совершения ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, надлежит включить время нахождения в пути, возраст водителя, отвлечение внимания от дороги (разговоры по мобильному телефону, управление электронными устройствами во время движения), засыпание за рулем.
Время нахождения в пути
Практика показывает, что водители транспортных средств, осуществляющих грузоперевозки на большие расстояния, подвержены утомляемости. Как следствие, время реакции увеличивается, точность восприятия и оценка дорожной обстановки снижаются. Утомление представляет собой закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности, при которой возникают нарушения в работе органов и систем организма1. Вполне естественно, что этот процесс сопровождает деятельность водителей, поскольку часто время их нахождения в пути составляет до десяти суток. При утомлении у водителя возникают апатия, вялость, рассеивается внимание, притупляется чувство ответственности. Характерными признаками утомления могут служить незначительные ошибочные действия, что для водителя недопустимо. Кроме того, на психофизиологические функции водителей, осуществляющих грузовые
1 См.: Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1586 // СЗ РФ. № 41. Ст. 6428.
перевозки, могут влиять и такие факторы, как болезни, употребление алкогольных напитков, наркотиков, лекарств, нездоровый психологический климат на работе или в семье и т. д. [3] Данные выводы подтверждаются и анализом причин ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки в Европе: так, из 624 ДТП в 6 % случаев основной причиной аварии была усталость водителя, при этом 37 % таких аварий завершились летальным исходом. В 68 % случаев, когда причиной совершения ДТП была усталость, в аварию попадали грузовик и другие транспортные средства, в 29 % случаев — только грузовик2. Выходом из сложившейся ситуации может стать ужесточение контроля со стороны инспекторов ДПС ГИБДД МВД России за соблюдением требований использования тахографов во всех автомобилях, осуществляющих грузовые перевозки, предусмотренных ст. 26.1 Правил дорожного движения на территории Российской Федерации (ПДД)3. Согласно этим правилам беспрерывность управления транспортным средством не должна превышать 4 ч 30 мин, после чего водитель обязан сделать остановку на 45 мин. Кроме того, в соответствии со ст. 26.2 Правил дорожного движения время управления транспортным средством не должно превышать 9 ч в течение периода, не превышающего 24 ч с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 ч, но не более двух раз в течение календарной недели. Тахографом называется устройство, предназначенное для считывания и фиксации всей информации о транспорте во время движения: скорости, времени в пути, маршрута движения. Эти данные позволяют установить время отдыха водителя. Исходя из сказанного, отметим, что контролирующим органам необходимо тщательно следить за тем, чтобы водители не осуществляли грузоперевозки при приведенных далее обстоятел ьствах:
— с неисправным или неработающим (например, вследствие манипуляции) тахографом;
— использованием тахографа, у которого закончился срок эксплуатации блока СКЗИ;
2 См.: Научное исследование причин дорожно-транспортных происшествий в Европе. URL: www.iru.org (дата обращения: 12.03.2022).
3 См.: Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства: приказ Минтранса России от 28 октября 2020 г. № 440. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
— использованием тахографа, не соответствующего установленным требованиям;
— при манипуляциях с регистрируемой тахографом информацией (блокирование, корректирование, модифицирование, фальсифицирование);
— уничтожении данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток с тахографа.
Особого внимания заслуживают места отдыха водителей, где они могут принять пищу, душ, осуществить ремонт транспортного средства. Важно отметить, что большинство водителей предпочитают спать в кабине автомобиля. Причиной данной ситуации является финансовый вопрос: человек не желает тратить денежные средства на ночлег, кроме того, многие так делают по привычке. Довольно часто для отдыха водители выбирают места возле постов ДПС, рядом с заправочными станциями и т. д. Естественно, полноценным такой отдых признать нельзя. Он не способствует повышению работоспособности и часто приводит к ДТП. Нередко водители, осуществляющие грузоперевозки, особенно в темное время суток, останавливаются на обочине дороги, при этом не выставляют аварийных знаков, не обозначают полуприцеп включенными габаритными огнями, что в том числе может служить причиной ДТП. Так, в Прибайкальском районе 12 марта 2022 г. 54-летний водитель автомобиля «Ниссан Караван» следовал по трассе Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян. В 4 км от села Кика он врезался в стоящий на обочине автомобиль ГАЗ-66 с прицепом с последующим столкновением с автомобилем «Тойота Лит Ас Ноа». В результате ДТП водитель «Ниссана» от полученных травм скончался на месте, его пассажир — 61-летний мужчина — был доставлен в больницу1.
Во избежание подобных ситуаций предлагаем оборудовать на трассах охраняемые автостоянки для водителей, осуществляющих грузоперевозки, на расстоянии 30—50 км. На дорогах с большим движением автотуристов потребность в таких стоянках значительно выше. Практика показывает, что здесь нужны небольшие площадки (на 5—10 автомобилей) через каждые 10 км. Стоянки для отдыха желательно располагать вблизи водоемов и лесных массивов, а также около достопримечательностей [5]. Сделаем акцент и на том, что водителю, осуществляющему грузоперевозки, необхо-
1 См.: В Бурятии водитель «Ниссана» погиб, врезавшись в стоящий на обочине грузовик. URL: https://arigus.tv/news/ incidents (дата обращения: 27.03.2022).
димо распланировать схему и план поездки, включая время в пути, маршруты проезда, место и продолжительность отдыха; находиться на связи с диспетчером круглосуточно; заключать контракт на перевозку груза с компаниями, страхующими грузы и имеющими хорошую репутацию; никогда ни с кем в рейсе не обсуждать, какой груз и по какому маршруту перевозится.
Возраст водителя
Согласно данным МВД России значительное количество ДТП совершают водители 30—40 лет, с наиболее тяжкими последствиями — 50—60 лет. Одна из причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, состоит в том, что водители 30—40 лет имеют весьма солидный опыт управления грузовыми транспортными средствами, чувствуют себя уверенно, а часто и самоуверенно, особенно когда пересаживаются за руль машины с высокими техническими и скоростными характеристиками.
В целях снижения показателей аварийности мы предлагаем компаниям, частным лицам, осуществляющим грузоперевозки регулярно, в соответствии с разработанным и утвержденным на год тематическим планом, проводить еженедельные занятия с водителями о соблюдении правил дорожного движения, информировать их об изменениях ПДД, демонстрировать им видеоролики о ДТП с обсуждением действий водителей, лучше, если на подобные занятия будут приглашены сотрудники ДПС ГИБДД МВД России. Кроме того, на наш взгляд, руководителям компаний нужно отслеживать нарушения водителями грузовых транспортных средств ПДД, с теми, кто постоянно пренебрегает правилами, проводить дополнительные занятия, злостных нарушителей вовсе отстранять от управления транспортным средством, водителей, которые не имеют штрафов, поощрять за безопасную езду [6].
Отвлечение внимания от дороги
Данная проблема оказывает все более негативное влияние на безопасность дорожного движения. В числе факторов риска: мобильные телефоны, громкая музыка, наружная реклама, наушники и т. д., — использование которых при управлении транспортным средством водители недооценивают. По информации экспертного центра «Движение без опасности», отвлечение внимания от дороги даже на секунду может привести к ДТП. При разрешенной скорости в 60 км/ч автомобиль проезжает за секунду порядка 17 м. Ситуация на дороге меняется моментально, и у водителя может не остаться времени, чтобы среагировать. Если в какой-то момент он отвлекается от происходящего на трассе, его автомобиль фактически
1
становится неуправляемым . Данный тезис подтверждают исследования, проведенные страховой компанией Allianz: отвлечение внимания от дороги является причиной одного из десяти ДТП2. Согласно информации Всемирной организации здравоохранения разговоры по мобильному телефону во время вождения повышают риск попадания в ДТП в четыре раза, при этом не имеет значения, используется беспроводная гарнитура или нет3. В целях искоренения анализируемых причин и условий совершения ДТП рекомендуем следующее:
— в случае если необходимо срочно ответить на звонок, смс, голосовое сообщение и т. д., прекратить движение и лишь затем начинать разговор или набор текста;
— установить в салоне автомобиля, осуществляющего грузовые перевозки, средства видеофиксации, с помощью которых компания может контролировать соблюдение водителем правил дорожного движения, определять эффективность принятых им решений, в том числе в аварийных ситуациях.
Засыпание за рулем автомобиля
По данным Минтранса России, одной из самых частых причин совершения ДТП является засыпание за рулем (порядка 20 % от всех ДТП4). Во избежание подобных ситуаций компаниям и частным лицам, осуществляющим грузовые перевозки, необходимо приобрести устройства, контролирующие состояние водителя во время движения: наушники, регистрирующие наклон головы (они издают звуковой сигнал, когда водитель характерно «кивает»), камеры, следящие за частотой моргания и движением глазных яблок, по которому можно выявить засыпающего человека.
Во-вторую группу детерминантов ДТП мы включили погодные условия, оказывающие значительное влияние на вероятность возникновения аварийности на дорогах и служащие причиной ДТП в 10—14 % случаев. Наиболее часто это атмосферные осадки: выпадающие из облаков (дождь, изморось, ледяной дождь, снег, мокрый снег, снежная крупа, ледяная крупа, снежные зерна, ледяные иглы, град) и наземные гидрометеоры, выделяющиеся на поверхностях
1 См.: Управление России по городу Екатеринбургу. URL: https://екб.66.мвд.рф/news/item/21901373 (дата обращения: 16.03.2022).
См.: Официальный сайт страховой компании Альянс. URL: https://www.allianz.com/en.html (дата обращения: 16.03.2022).
3 См.: Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 16.03.2022).
4 См.: Системы помощи водителю и безопасность
автомобиля. URL: https://www.tadviser.ru (дата обраще-
ния: 16.03.2022).
земли и предметов (жидкий налет, иней, твердый налет, изморозь, гололед)5. Наличие таких факторов, как выпадение осадков в виде снега, обледенение дорожного покрытия, негативно сказывается на управлении грузовым транспортным средством, увеличивает тормозной путь.
В рамках предупреждения ДТП, связанных с погодными условиями, предлагаем регулярно проводить сезонные инструктажи со всеми водителями грузового транспорта. В тематику включать вопросы об особенностях эксплуатации транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также в сложных погодных условиях. Для поездок по дорогам, покрытым снегом и льдом, на автотранспортном средстве с разрешенной общей массой более 3 500 кг необходимо иметь цепи противоскольжения. При ухудшении погодных условий может быть введено движение в колоннах.
К третьей группе детерминантов относится техническая неисправность транспортных средств. Как показывает исследование, проведенное Научным центром безопасности дорожного движения, в 2020 г. наиболее распространенными техническими неисправностями либо условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, были: наличие конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах, — 587 (43,2 %)6; установка на одну ось шин различных размеров, конструкций, моделей, с различными рисунками протектора — 289 (21,3 %); неисправность внешних световых приборов — 126 (9,3 %); износ рисунка протектора — 112 (8,2 %); разрыв колеса - 101 (7,4 %); коэффициент свето-пропускания стекол менее нормативного — 64 (4,7 %); неисправность рабочей тормозной системы — 39 (2,9 %); отсоединение колеса — 35 (2,6 %). Для устранения данной проблемы считаем необходимым установление в автотранспортных средствах, осуществляющих грузоперевозки, интеллектуальных систем. Они способны предотвратить столкновение с другим автомобилем, сообщить водителю о неисправностях, позволяют проводить диагностику электронных систем автомобиля вне автотранспортного предприятия, определить вид
5 См.: Гидрометцентр России: классификация осадков. URL: https://meteoinfo.ru (дата обращения: 16.03.2022).
6 Необходимо отметить, что наличие конструктивных изменений по сравнению с серийным транспортным средством, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах, на грузовом транспорте регистрируется в два раза чаще, чем в целом на всех транспортных средствах.
и местонахождение возникшей неисправности в случае ее появления в рейсе без дополнительной аппаратуры.
В четвертую группу причин совершения ДТП водителями грузового транспорта входит несоблюдение ими ПДД, в частности несоблюдение скоростного режима, нарушение правил проезда перекрестков, неправильные маневры при смене полосы движения.
Несоблюдение скоростного режима
Как известно, скорость движения оказывает значительное влияние на тяжесть ДТП: чем она выше, тем большее количество механической (кинетической) энергии должно быть поглощено ударом. Согласно статистике ГИБДД МВД России превышение скорости является самым частым нарушением ПДД: штрафы за нарушение скоростного режима составляют 85 % от общего количества штрафов в среднем по России. При этом динамика неутешительная: в 2020 г. количество штрафов составило 124 млн, что на 23 % больше, чем в 2019 г.
Считаем, что увеличение штрафных санкций и ужесточение ответственности за превышение скоростного режима не приведут к положительному результату, здесь нужен комплекс следующих мер:
В более чем 30 % случаев (независимо от того, виновен в ДТП водитель грузовика или другого транспортного средства) основным фактором, при-
— оснащение автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью, которая с учетом знаков дорожного движения, в том числе ограничивающих скоростной режим, должна сообщать водителю о нарушении ПДД, а в случае необходимости ограничивать мощность двигателя;
— снижение скоростного режима в городах до 40 км/ч, что позволит сократить число ДТП;
— организация одностороннего движения на узких участках дороги;
— увеличение и расширение участков дороги;
— выведение транзитного приграничного движения за пределы городов;
— освещение дорог и подсветка пешеходных переходов в течение всей ночи;
— дифференциация полос для легковых и грузовых автомобилей на дорогах с многорядным движением, выделение отдельных полос для маршрутного пассажирского транспорта.
Нарушение правил проезда перекрестков
Наиболее часто водители автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, совершали ДТП из-за нарушения правил проезда перекрестков (25 943 ДТП, или 17,9 %) (рис. 1).
водящим к аварии, является нарушение правил проезда перекрестков (несоблюдение знаков дорожного движения — 20,1 %, ограниченная видимость
Рис. 1. Конфигурация ДТП с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на перекрестках
при проезде перекрестков — 4,5 %, неверный маневр при повороте — 7,8 %). Полагаем, что в решении данной проблемы может помочь установка сверхзвуковых систем предупреждения столкновения; систем связи между транспортными средствами для оповещения об опасности на местах; зеркал, уменьшающих «мертвую зону» обзора.
Неправильный маневр при смене полосы движения Основными причинами ДТП из-за нарушения маневра при обгоне, являются: несоблюдение скоростного режима — 22 %, недостаточный опыт вождения — 10 %, выезд за полосу (например на крутом повороте) — 6,2 %, потеря транспортным средством сцепления с дорожным покрытием — 2,4 %, ошибка при торможении — 1,3 % (рис. 2).
Рис. 2. Конфигурация ДТП из-за нарушения маневра при смене полосы движения при обгоне
В числе мер, направленных на снижение числа ДТП, совершаемых при осуществлении маневра при смене полосы движения, нужно указать следующие:
— сосредоточение внимания на состоянии дорожного покрытия (часто причиной неправильного маневра при смене полосы движения является потеря транспортным средством сцепления с дорогой);
— поддержание состояния дорожной инфраструктуры в соответствии с существующими и ожидаемыми транспортными потоками;
— совершенствование опыта вождения посредством регулярного прохождения переподготовки.
Приведенный нами перечень детерминантов совершения ДТП водителями транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, не является исчерпывающим. Однако полагаем, что, если сосредоточить внимание даже на этих причинах и условиях и устранить их, количество ДТП с участием такого транспорта существенно снизится.
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информ.-аналит. обзор. Москва: НЦ БДД МВД России, 2021. 79 с.
1. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2020. Information-analytical review. Moscow: Scientific Centre for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 2021: 79. (In Russ.).
2. Стрилец О. В., Семененко Г. М., Пшеничкин А. А. Дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 2 (49). С. 48—56.
3. Семененко Г. М., Чхвимиани Э. Ж. Применение инновационных технологий в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий на территории Российской Федерации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. № 4 (47). С. 62—69.
4. Пугачев И. Н. Организация и безопасность движения: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. тех. ун-та, 2004. 232 с.
5. Крапивина Е. А., Попова С. Ю., Качин-ский Ю. Р. Безопасность транспортного процесса: учеб. пособие. Челябинск: Южно-Уральский тех-нол. ун-т, 2021. 78 с.
6. Зелинский Я. Факторы, обусловливающие существование безопасного для граждан государства // Вестник Московского областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 3. С. 110—115.
Семененко Григорий Михайлович,
заместитель начальника кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; [email protected]
Базулина Анна Анатольевна,
доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук; [email protected]
Четвероус Алексей Николаевич,
старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России; [email protected]
Кокарева Елена Валерьевна,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент; [email protected]
2. Striletz O. V., Semenenko G. M., Pshenich-kin A. A. Road traffic accidents involving pedestrians: criminal law and criminological aspects. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 48—56, 2019. (In Russ.).
3. Semenenko G. M., Chkhvimiani E. J. Application of innovative technologies in order to prevent road traffic accidents in the territory of the Russian Federation. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 62—69, 2018. (In Russ.).
4. Pugachev I. N. Organization and traffic safety. Study guide. Khabarovsk: Publishing house of Khabarovsk State Technical University; 2004: 232. (In Russ.).
5. Krapivina E. A., Popova S. Yu., Kachinsky Yu. R. Security of the transport process. Study guide. Chelyabinsk: South Ural University of Technology; 2021: 78. (In Russ.).
6. Zielinsky J. Factors causing the existence of a safe state. Bulletin of the Moscow region state university. Series: Jurisprudence, 110—115, 2019. (In Russ.).
Semenenko Grigory Mikhailovich,
deputy head of the department of criminalistics of the training and scientific complex of preliminary investigation in law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences, docent; [email protected]
Bazulina Anna Anatolievna,
associate professor at the department
of the training and scientific complex
of the psychology of official activity
of the Kikot Moscow University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
candidate of pedagogical sciences;
Chetverous Alexey Nikolaevich,
senior lecturer at the department
of fire and physical training
of Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia;
Kokareva Elena Valerievna,
associate professor at the criminal law disciplines of the International Law Institute, candidate of juridical sciences, docent; [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2022; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 08.09.2022.
The article was submitted 22.06.2022; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 08.09.2022.
AAA