Власов Михаил Михайлович
Правовые вопросы выявления административных правонарушений в области дорожного движения, являющихся причиной дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки
В статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением сотрудниками ГИБДД административных правонарушений, допущенных водителями транспортных средств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. Предлагается внесение дополнений в нормативно-правовую базу, направленных на совершенствование процесса выявления административных правонарушений и контроля за грузовыми и пассажирскими перевозками.
Ключевые слова: автомобильный тахограф, грузовые и пассажирские перевозки, отстранение от управления транспортным средством, режим труда и отдыха, безопасность дорожного движения.
Legal issues of revealing of administrative offences in the field of traffic, causing traffic accidents involving vehicles engaged in freight and passenger transport
The article considers issues related to the identification by the traffic police of administrative offenses committed by drivers of vehicles engaged in freight and passenger transportation. It is proposed to add to the regulatory framework aimed at improving the process of identifying and controlling cargo and passenger traffic.
Keywords: car tachograph, goods and passenger transport, suspension control vehicle, mode of work and rest, road safety.
Приоритетным направлением деятельности Госавтоинспекции Российской Федерации (далее - ГИБДД) является снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) на дорогах России и тяжести их последствий. В связи с этим на основе анализа состояния дорожной аварийности принимаются следующие меры обеспечения безопасности дорожного движения: выставляются наряды дорожно-патрульной службы (далее -ДПС) ГИБДД в местах наибольшей аварийности и на потенциально опасных участках дорог, которые осуществляют выявление и предупреждение конкретных административных правонарушений, являющихся причиной ДТП; совершенствуются либо приводятся в соответствие с требованиями ГОСТа объекты улично-дорожной сети (устанавливаются светофоры, предупреждающие дорожные
знаки, ограждения и наносится дорожная разметка).
Административные правонарушения в области дорожного движения можно разделить на две группы: аварийно-опасные, т. е. совершение которых является причиной ДТП, и не аварийно-опасные.
К первой группе административных правонарушений относятся следующие: управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ); пересечение сплошной линии дорожной разметки с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ); управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст. 12.7 КоАП РФ); нарушение правил движения через железнодорожные переезды (ст. 12.10 КоАП РФ); проезд на запрещающий сигнал светофора
99
(ст. 12.12 КоАП РФ); превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ) [1].
Вторую группу административных правонарушений составляют: управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ); управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ст. 12.1 КоАП РФ); управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков (ст. 12.2 КоАП РФ); управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом ОСАГО (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
Последствия ДТП зависят и от транспортных средств, участвующих в нем. Так, авария с участием грузовых и пассажирских транспортных средств изначально предполагает тяжкие последствия (человеческие жертвы и травмы различной степени тяжести).
Согласно статистическим данным ГИБДД, в 2019 г. на дорогах Российской Федерации произошло 9 743 ДТП с участием грузовых транспортных средств (-2,7%), в которых 1 597 человек погибли (+2,3%), 12 297 получили ранения различной степени тяжести. С участием транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, произошло 4 992 ДТП (+4,1%), которые унесли жизни 290 человек (+35,5%), пострадало 7 673 человека (+3,9%) [2].
В связи с этим одной из главных задач ГИБДД является выявление административных правонарушений, которые могут повлечь за собой ДТП с участием грузовых и пассажирских транспортных средств.
Одной из причин совершения ДТП является несоблюдение водителями грузовых и пассажирских транспортных средств установленного для них режима труда и отдыха. Ответственность за данное нарушение закреплена в ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ. В соответствии с Техническим регламентом безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, с 23 января 2012 г. на транспортные средства, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и грузов в пределах территории Российской Федерации, в обязательном порядке устанавливаются технические средства контроля соблюдения водителем режима труда и отдыха (тахографы) [3].
Автомобильный тахограф - контрольное устройство, предназначенное для постоянной фиксации рабочего времени и периода отдыха водителя, скорости передвижения транспортного средства и пройденного пути. Существуют два вида тахографов: электронно-механический и цифровой. Удобство использования цифрового тахографа заключается в том, что все записываемые данные хранятся непосредственно в памяти самого прибора и на чип-карте водителя. Тахографы со встроенными системами GPS, ГЛОНАСС передают информацию в пункты контроля (диспетчерские центры) в онлайн режиме. Переход на цифровые тахографы обусловлен тем, что вручную с них невозможно удалить информацию, в отличие от электронно-механического. Так, если на автомобиле установлен электронно-механический тахограф, то водитель имеет возможность самостоятельно изъять тахограмму до приезда сотрудников полиции и уничтожить ее.
Полагаем, что своевременная проверка сотрудником ГИБДД автомобильного тахографа на предмет соблюдения водителем установленного режима труда и отдыха может предупредить ДТП.
Однако следует отметить, что для осуществления проверки автомобильного тахографа у сотрудника ГИБДД должно быть законное основание для остановки транспорта.
Так, в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 [4], в качестве одной из причин остановки транспортных средств указывалась проверка наличия и исправности технических средств контроля соблюдения водителем установленного режима труда и отдыха. Однако в Административном регламенте исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения, утвержденном приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (далее - Административный регламент 2017 г.) [5], данная норма отсутствует. Таким образом, осуществление надзора за состоянием технических средств контроля за соблюдением водителем грузового и пассажирского транспортного средства установленного режима труда и отдыха возложено на ГИБДД, но на правовом уровне данная функция не закреплена, что часто при-
100
водит к спорам с водителями при осуществлении административных процедур.
В связи с этим предлагаем дополнить п. 84 Административного регламента 2017 г. п.п. 84.15, изложив его в следующей редакции: «остановка транспортного средства для осуществления проверки наличия и исправности технических средств контроля соблюдения водителем установленного режима труда и отдыха», что позволит сотруднику ГИБДД действовать в рамках законодательства.
Однако в соответствии с ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ при выявлении сотрудником ГИБДД данного правонарушения водителю транспортного средства назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей [1]. Иных административных наказаний и мер административного воздействия в отношении правонарушителя данная статья не предусматривает. Так, например, при выявлении указанного правонарушения сотрудник ГИБДД не имеет права задерживать водителя транспортного средства, т. к. данная мера административного воздействия в этом случае не предусмотрена КоАП РФ, потому что является трудно выполнимой и предполагает наличие специализированных стоянок для грузовых и пассажирских транспортных средств, которые, как правило, отсутствуют из-за дефицита финансирования у муниципальных властей. При этом отстранение водителя от управления транспортным средством, осуществляющим пассажирские перевозки, порождает новую проблему - невозможность дальнейшего перемещения людей к месту назначения.
Тем не менее ввиду имеющейся угрозы общественной безопасности для иных участников дорожного движения, которую создает водитель, нарушивший установленный режим труда и отдыха, необходимо обязать компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, назначать водителю сменщика. Медицинские организации, осуществляющие предрейсовый осмотр водителей, не должны допускать выпуск на линии транспортных средств без двух водителей.
Для полного и объективного расследования ДТП важно установить объективные достоверные данные о его механизме, которые можно получить с помощью автомобильных тахографов. Однако установить вышеуказанные параметры на месте ДТП не всегда представляется возможным, т. к. зачастую свидетели происшествия отсутствуют, а его
участники могут быть травмированы и поэтому не способны пояснить обстоятельства случившегося. Независимо от конструктивных особенностей тахографы фиксируют и сохраняют следующую информацию: пройденный путь, скорость движения, число оборотов двигателя в любой момент времени, превышение максимально допустимой скорости, время нахождения водителя в пути и периоды отдыха.
В связи с этим при установлении причин и условий, способствовавших совершению ДТП с участием грузового или пассажирского транспорта, сотрудник ГИБДД в обязательном порядке должен определить наличие в автомобиле навигационно-регистрационно-го оборудования. В схеме ДТП необходимо отразить тип, марку тахографа, его техническое состояние, наличие пломб. Если есть техническая возможность - в присутствии понятых произвести выгрузку информации, зафиксированной тахографом, и заверить ее подписями. Сведения, записанные в памяти тахографа, могут быть выгружены на съемный носитель. Некоторые современные тахографы имеют функцию копирования информации на флеш-накопитель через порт USB, в связи с чем можно получить необходимые данные и в случае повреждения прибора. При невозможности изъятия информации с тахографа на месте ДТП ее можно будет получить в диспетчерском центре, в котором хранятся передаваемые сведения.
Таким образом, использование в процессе доказывания по делам о ДТП информации, зафиксированной контрольно-регистрационными устройствами, находящимися в транспортном средстве, позволяет более полно и точно установить достоверные сведения о причинах и условиях, способствовавших совершению ДТП, действиях водителя на момент аварии, т. е. при разборе ДТП будет дана объективная правовая оценка действиям всех его участников.
Однако следует отметить, что все действия нарядов ДПС осуществляются строго в соответствии с действующим Административным регламентом 2017 г. (например, п. 269 данного нормативного акта определяет действия сотрудника ДПС по прибытию на место ДТП, п. 270 - действия сотрудника на месте ДТП с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы).
С целью выработки алгоритма действий сотрудников ДПС по установлению причин и условий ДТП с участием транспортных средств,
101
осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, необходимо внести изменения в Административный регламент 2017 г., дополнив его п.п. 270.1: «действия сотрудника ДПС по прибытию на место ДТП с участием транспортного средства, осуществляющего грузовые или пассажирские перевозки». В данном пункте необходимо будет отразить все вышеперечисленные действия по установлению причин ДТП с грузовыми и пассажирскими транспортными средствами. Указанное дополнение, с одной стороны, позволит определить порядок действий сотрудника ДПС при рассмотрении ДТП с участием вышеуказанных категорий транспортных средств, направленных на установление причин и условий, способствующих совершению ДТП, а с другой - оценить действия сотрудника ДПС при оформлении ДТП, а также правильной оценке собранных доказательств по делу при
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Статистические данные ГИБДД МВД России. URL: http://www.1gai.ru/519807-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-noyabr-2019-goda.html (дата обращения: 14.04.2020).
3. Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств: постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 // Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (ред. от 22.12.2014) // Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской
несогласии одного из участников ДТП с принятым процессуальным решением.
В заключение следует отметить, что процесс выявления административных правонарушений, допускаемых водителями транспортных средств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, тесно связан с предупреждением ДТП с участием вышеуказанных транспортных средств. Однако для достижения положительного результата, направленного на уменьшение количества аварий, необходимо ужесточение административного законодательства в области грузовых и пассажирских перевозок, нормативное закрепление алгоритма действий сотрудников ДПС при выявлении административных правонарушений, допущенных водителями вышеуказанных транспортных средств, а также действий при рассмотрении ДТП с их участием.
1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: fed. lawd.d. Dec. 30,2001 № 195-FL (with amendments and additional) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (pt. 1). Art. 1.
2. Statistics of the traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http:// www.1gai.ru/519807-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-noyabr-2019-goda.html (date of access: 14.04.2020).
3. On approval of the Technical Regulations on the safety of wheeled vehicles: decree of the Government of the Russian Federation d.d. Sept. 10, 2009 № 720. Access from reference legal system «ConsultantPlus».
4. On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the performance of the state function for monitoring and supervision of compliance by road users with road safety requirements: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. March 2, 2009 № 185 (ed. 22.12.2014). Access from reference legal system «ConsultantPlus».
5. On approval of the Administrative Regulations for the performance by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state function to carry out federal state supervision over compliance by road users with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of road safety: order of the Ministry of Internal
102
Федерации в области безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 23 авг. 2017 г. № 664. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
Affairs of Russia d.d. Aug. 23, 2017 № 664. Access from reference legal system «ConsultantPlus».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Власов Михаил Михайлович, адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; тел.: +79180810310.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
M.M. Vlasov, Adjunct of the Chair of Administrative Activities of internal affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79180810310.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России [Электронный ресурс] : материалы Все-рос. науч.-практ. конф., 17 февр. 2020 г. / редкол.: Д. В. Карабаш, Е. Е. Витютнев, А. В. Водолазский, В. А. Михайлюк, Ю. А. Напалков, Р. С. Ахметов. - Электрон. дан. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2020. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Содержатся материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященные вопросам совершенствования методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России.
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
103