Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОТКАЗОМ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОТКАЗОМ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мандарханова Л. М.

В статье дается определение криминалистическому понятию содержания предупреждения преступности, рассматриваются основные аспекты криминалистического предупреждения ДТП, перечисляются государственные органы, организации и лица, которые могут осуществлять эту деятельность, рассмотрены возможные итоги профилактической деятельности предупреждения ДТП. Также раскрываются причины совершения дорожно- транспортных преступлений, в которых виновное лицо отрицает факт управления автомобилем, какие последствия наступают в данной ситуации. Следователь, осуществляющий предварительное расследование, данной категории преступлений, раскрывает все причины и обстоятельства, способствующие совершению преступлений, в связи с этим, на нем лежит огромная ответственность по доведению данной информации до всех, кто может в дальнейшем повлиять на предупреждение совершения дорожно- транспортных преступлений. Именно от профессионализма следователя будет зависеть масштаб профилактической деятельности, осуществляемой разными субъектами. Затем автор озвучивает значимость и способы общественного влияния на количество совершаемых ДТП, каким образом каждый может повлиять и предупредить ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мандарханова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DRIVER RELATED ROAD CRIMES BY VEHICLE

The article defines the forensic concept of the content of crime prevention, discusses the main aspects of forensic prevention of road accidents, lists state bodies, organizations and persons that can carry out this activity, considers the possible outcomes of preventive activities to prevent road accidents. It also reveals the reasons for committing road traffic crimes, in which the perpetrator denies the fact of driving a car, what consequences occur in this situation. The investigator conducting the preliminary investigation of this category of crimes reveals all the causes and circumstances that contribute to the commission of crimes, in this regard, he has a huge responsibility to bring this information to everyone who can further influence the prevention of road traffic crimes. It is on the professionalism of the investigator that the scale of preventive activities carried out by different subjects will depend. Then the author voices the significance and ways of public influence on the number of accidents, how everyone can influence and prevent accidents.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОТКАЗОМ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)

УДК: 343.98

Мандарханова Людмила Михайловна,

адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России, ул. Лермонтова, 110, г. Иркутск, Россия, 664035, Lm.iv@mail.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОТКАЗОМ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Аннотация. В статье дается определение криминалистическому понятию содержания предупреждения преступности, рассматриваются основные аспекты криминалистического предупреждения ДТП, перечисляются государственные органы, организации и лица, которые могут осуществлять эту деятельность, рассмотрены возможные итоги профилактической деятельности предупреждения ДТП. Также раскрываются причины совершения дорожно-транспортных преступлений, в которых виновное лицо отрицает факт управления автомобилем, какие последствия наступают в данной ситуации. Следователь, осуществляющий предварительное расследование, данной категории преступлений, раскрывает все причины и обстоятельства, способствующие совершению преступлений, в связи с этим, на нем лежит огромная ответственность по доведению данной информации до всех, кто может в дальнейшем повлиять на предупреждение совершения дорожно-транспортных преступлений. Именно от профессионализма следователя будет зависеть масштаб профилактической деятельности, осуществляемой разными субъектами. Затем автор озвучивает значимость и способы общественного влияния на количество совершаемых ДТП, каким образом каждый может повлиять и предупредить ДТП.

Ключевые слова: криминалистическая профилактика, предупреждение, дорожно-транспортное происшествие, профилактика, транспортное средство.

Lyudmila Mikhailovna Mandarkhanova,

Adjunct of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

110 Lermontova str., Irkutsk, Russia, 664035,

Lm.iv@mail.ru

PREVENTION OF DRIVER RELATED ROAD CRIMES

BY VEHICLE

Annotation. The article defines the forensic concept of the content of crime prevention, discusses the main aspects of forensic prevention of road accidents, lists state bodies, organizations and persons that can carry out this activity, considers the possible outcomes of preventive activities to prevent road accidents. It also reveals the reasons for committing road traffic crimes, in which the perpetrator denies the fact of driving a car, what consequences occur in this situation. The investigator conducting the preliminary investigation of this category of crimes reveals all the causes and circumstances that contribute to the commission of crimes, in this regard, he has a huge responsibility to bring this information to everyone who can further influence the prevention of road traffic crimes. It is on the professionalism of the investigator that the scale of preventive activities carried out by different

subjects will depend. Then the author voices the significance and ways of public influence on the number of accidents, how everyone can influence and prevent accidents.

Key words: forensic prevention, prevention, traffic accident, prevention, vehicle.

Дорожно-транспортное преступление чаще всего относится к очевидным, поскольку большинство граждан являются сознательными лицами, и не отрицают факт управления автомобилем в момент совершения дорожно-транспортного

происшествия (Далее - ДТП). Но, как правило, всегда существует категория людей, которые под страхом наказания не желают нести уголовную ответственность за совершение преступления,

предусмотренного ст. 264 УК РФ и предпочитают предоставлять искаженную информацию правоохранительным

органам, вводя в заблуждение сотрудников, отказываясь от управления автомобилем и скрывая от них следы преступления. Одновременно с этим, ДТП скоротечно, совершается в доли секунд, обстановка места ДТП не сохраняется длительное время, так как движение по проезжей части продолжается и следы на месте происшествия уничтожаются проходящим транспортом и в результате воздействия окружающей среды [1, с. 45]. Данная категория преступлений является одной из наиболее сложных, так как процесс расследования включает в себя сбор следователем большого объема доказательств. Раскрытие дорожно-транспортных преступлений требует профессионализма от сотрудников, их грамотного взаимодействия,

своевременности проведения всех следственных и процессуальных действий.

Криминалистическое содержание понятия «предупреждения преступления» предполагает деятельность

государственных органов, общественных организаций и конкретных лиц по определению поведения лиц, управляющих ТС, проведению анализа и выявлению причин совершения преступлений, в целях дальнейшего недопущения ДТП.

Научно-методологические основы криминалистического предупреждения преступлений представляют собой единство способов и путей исследования социальных объектов, причин и условий, способствующих совершению ДТП-преступлений и связанных с ними иных антиобщественных проявлений, и разработке мер по их устранению, нейтрализации [2]. Эффективность криминалистических средств и методов предупреждения преступлений отражается в сфере правоприменительной

деятельности уголовного судопроизводства и осуществляется в активной практической деятельности органов предварительного следствия и суда.

К методам криминалистического предупреждения по рассматриваемому виду преступлений можно отнести наблюдение, измерение, описание, фиксирование техническими средствами, сравнение, эксперимент.

Предупреждение данного вида преступлений представляет собой деятельность правоохранительных

органов, чаще всего осуществляемую инспекторами государственной

автоинспекции безопасности дорожного движения и следователями

специализированных следственных

отделов, нацеленную на гармонизацию общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения. Моральное, психологическое состояние общества способно минимизировать причины и условия, порождающие категорию дорожно-транспортных

происшествий, связанную с отказом водителя от управления автомобилем, устранить и нейтрализовать события, наступившие в результате нарушения правил дорожного движения, путем проявления активной гражданской позиции, как на месте происшествия, так и

на протяжении всего уголовного процесса. Установление истины по уголовному делу начинается с доследственной проверки и продолжается до вынесения решения судом РФ, выполнение своего гражданского долга требуется непосредственно на каждом этапе рассмотрения дела.

Предупреждение преступлений

представляет собой эффективный путь борьбы с преступностью в данной сфере, является абсолютно гуманным и экономичным для общества и государства. Следователь специализированного

следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных преступлений может достоверно и убедительно пояснить и показать последствия совершения подобных ДТП. Должностные лица видят, какие физические, моральные и нравственные страдания наносятся потерпевшим, чаще всего родственникам погибших участников ДТП, ожидающих окончание предварительного следствия и направления уголовного дела с принятым решением по делу прокурору для проверки законности принятого решения и в суд для рассмотрения дела по существу, вынесения приговора. Рассматриваемая категория дел подразумевает длительность сроков предварительного расследования,

поскольку раскрытие преступлений включает в себя несколько этапов проведения следственных действий, каждый из которых может занять несколько месяцев. В связи с чем, расследование уголовного дела по ст. 264 УК РФ в ситуациях, где водитель отказывается от управления транспортным средством в момент ДТП, не укладывается в предусмотренный уголовно-

процессуальным кодексом РФ срок 2 месяца.

Наиболее частыми причинами совершения данных дорожно-

транспортных происшествий является нахождение водителя и его пассажиров в состоянии опьянения. В результате данного состояния участники ДТП просто не помнят произошедшее событие, из-за этого

не могут принять факт того, что следователем установлена его вина, полагая, что не мог совершить подобное. Лица боятся понести наказание, представляющего собой, как правило, лишение свободы на длительный срок, лишение водительского удостоверения, лишение права занимать определенную должность, лишение определенного статуса и положения в обществе, возмещение материальных расходов, связанных с затратами на устранение последствий после ДТП.

Вышеуказанные причины связаны с физическим и психологическим развитием конкретного человека, его воспитанием, моральными и нравственными

принципами, окружением, уровнем его способности брать на себя ответственность за определенные действия, который зависит от качества воспитания лица, условий его роста. Поэтому важно, на первоначальной стадии предварительного расследования изучить личности всех участников дорожно-транспортного

происшествия, их ближайшее окружение, сферу деятельности, проводить анализ полученных данных и в дальнейшем выявлять, какая категория граждан наиболее подвержена к совершению данных ДТП.

Субъектом совершения ДТП является лицо, достигшее 16 лет, в большинстве случаев, поведение которого обусловлено его социальным окружением, что связывает социальную природу преступности и социальные меры борьбы с ней со стороны общества. Например, если сотрудник данной организации совершил ДТП, то, как правило, организации проводят свое служебное расследование, собрания, доводят информацию о ДТП с участием сотрудником до остальных, с целью предупреждения подобных случаев, поскольку организация, сотрудник который совершил ДТП, также привлекается к участию в проведении предварительного расследования, а именно, предоставляет характеристику на своего сотрудника, его

данные, результаты служебной проверки или служебного расследования. Если организация является собственником транспортного средства, на котором было совершено ДТП, оно несет гражданскую ответственность по ст. 1045 ГК РФ, согласно которой владелец источника повышенной опасности, возмещает материальные расходы потерпевших, затраченные в связи с ДТП. На основании гражданского иска о моральном ущербе организация может выплачивать и за моральный ущерб. Также в ходе расследования задействуются разные должностные лица данных организаций, которые отвечают за техническое состояние и обслуживание транспортного средства, медицинский персонал и сотрудники, непосредственно

представляющие интересы общественной организации на предварительном следствии и в суде.

Нужно не забывать, что общественной организации тоже причиняется вред, например, когда лишается своего транспортного средства из-за ДТП, оплачивает его ремонт либо осуществляет покупку нового транспортного средства, оплачивает эвакуации деформированного транспортного средства с места происшествия до специализированной стоянки для хранения крупно-габаритных вещественных доказательств -

автомобилей, и другие. Данный факт способствует тому, что организация после получения данного опыта, будет более тщательно подходить к подбору своего персонала, обращая внимание на личные качества сотрудника.

Правовой основой

криминалистической профилактики

является уголовно-процессуальное

законодательство. Согласно ст. 158 УПК РФ следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона [3, с. 54].

По окончанию предварительного расследования следователем выносится представление о принятии мер по устранению обстоятельств,

способствующих, совершению

преступления. Если оно адресовано в организацию, сотрудник которой совершил ДТП, то руководство обеспечивает доведение информации до всех остальных сотрудников о недопущении подобных случаев во избежание получения травм и наказания, предъявляет дополнительные требования к своим сотрудникам с целью обеспечения безопасности. Так, по мнению Б.М. Ващенко, львиная доля ДТП происходит из-за халатности определенных должностных лиц, по причинам которые можно было бы предотвратить [4, с. 226].

Если установлены обстоятельства, способствующие преступлению, которые образовались в ходе недобросовестной работы государственных органов, например, дорожных служб, комитетов городского обустройства, учреждений, отвечающих за организацию дорожного движения на участке проезжей части, где произошло ДТП, например, отсутствие соответствующих дорожных знаков, дорожной разметки, то в представлении следователем указываются обстоятельства ДТП и факты, способствующие его совершению. Как правило, представления, связанные с отсутствием дорожных знаков или дорожной разметки, освещения, дефектов дорожного покрытия на месте ДТП, которые и в дальнейшем могут способствовать совершению

происшествий, направляются

незамедлительно, не дожидаясь окончания расследования.

Также, следователь вправе указать в представлении некоторые рекомендации по организации деятельности конкретного учреждения на основании анализа проведенного предварительного

расследования. Данные рекомендации следователь может написать после тщательного изучения участка дороги, где произошло ДТП, после анализа всего

проведенного расследования,

подразумевающего неоднократный выезд на место ДТП с целью дополнительного осмотра места дороги, получения исходных данных для проведения экспертиз, измерения ширины полос движения, тротуаров, перекрестков и т д. Так как лишь, побывав ни один раз на месте ДТП, можно высказаться о том, каким образом можно было бы оборудовать участок ДТП дополнительными предупреждающими знаками, например, если на месте ДТП опасный крутой поворот, спуск или подъем, снижение скорости,

установлением фото фиксации и т д.

Следователь может направить представление и в ГИБДД, в случаях, когда на месте ДТП никто не погиб, а тяжкий вред здоровью установлен только в конце проведения административного

расследования. Когда следователь получает в производство материал доследственной проверки, переданный по

подследственности, в связи с тем, что после проведения судебно-медицинской

экспертизы у пострадавших установлен тяжкий вред здоровью, однако согласно объяснениям участников ДТП, вину никто не признает, и при этом, качество проведения административного

расследования не отвечает должным требованиям. Как правило, подобные материалы поступают спустя определенное время, например, в случаях пока пострадавший не пройдет лечение в медицинском учреждении, либо если лицо скончалось спустя некоторое время после момента ДТП.

В указанных случаях у следователя остается меньше возможностей для изъятия биологических следов [5] из автомобиля, образцов для сравнительного анализа и других процессуальных и следственных действий, т.к. многие следы утрачиваются. Тогда в представлении следователь указывает все допущенные в процессе проведения проверки нарушения. Часто они касаются неполноты и поверхностного отбора объяснений участников ДТП, либо

вовсе их отсутствие. Неустановление очевидцев ДТП, отсутствие

своевременного изъятия видеозаписей с места ДТП и мест, откуда водитель выехал, либо заезжал, с целью отследить маршрут транспортного средства, влечет невосполнимую утрату вещественных доказательств, так как, например видеозаписи с АЗС, магазинов, где приобреталось спиртное, жилищных комплексов, как правило, хранятся несколько дней, а затем автоматически удаляются из-за короткого срока хранения. На примере одной ситуации, водитель сбежал с места ДТП, отрицал факт управления автомобилем, ссылаясь на то, что был пассажиром, указывал, что водителем являлся неизвестный ему мужчина, который скрылся. Благодаря камерам наружного наблюдения, в точности до минуты были установлены все обстоятельства и маршрут передвижения автомобиля, на котором было совершено ДТП. С камер наружного наблюдения, установленных в развлекательных учреждениях и жилищного комплекса, где проживал подозреваемый, были вовремя изъяты видеозаписи, в ходе их осмотра, установлено, кто садился за управление автомобилем непосредственно перед моментом ДТП. В дальнейшем в совокупности с полученными

доказательствами, такими как допросы свидетелей, заключения судебных экспертиз, осмотры предметов, была определена картина совершения дорожно-транспортного преступления.

Еще одним важным аспектом в предупреждении подобных ДТП является взаимодействие правоохранительных

органов со средствами массовой информации, где в новостях освещаются событие ДТП, ход его расследования, причины и решение по делу, вызвавшему общественный резонанс.

Большинство сознательных граждан, видя, какой общественный резонанс вызывает то или иное дорожно-транспортное происшествия с

трагическими последствиями,

сопереживают пострадавшим. Они начинают проявлять свою активную гражданскую позицию, могут объединяться в сообщества, группы, проводить живые встречи, обсуждать, предлагать в социальных группах идеи об улучшении обстановки на дорогах и в обществе, вызываются сами свидетелями по резонансным ДТП. Желая оказать помощь сотрудникам полиции в проведении расследовании, охотно дают показания и иным образом содействуют

правоохранительным органом. Таким образом, они чувствуют свой вклад в установлении справедливости и исполнении своего гражданского долга, что, безусловно, объединяет и сплачивает людей в борьбе с правонарушениями, обеспечивая безопасность дорожного движения. Данная позиция должна быть присуще большинству нашего общества, так как каждый гражданин, даже тот, кто никогда не управляет ТС, способен своим неравнодушным отношением к данной проблеме, предотвратить наступление негативных последствий.

Также, в СМИ необходимо акцентировать внимание граждан, что распивание спиртных напитков компанией, управление чужим ТС, несоблюдение ПДД РФ, может привести к трагическим последствиям, после которых дружеское общение может перейти в

противопоставление интересов и вражду вроде бы близких людей. Необходимо напоминать, что каждый человек должен понимать, какая ответственность на нем лежит, если он принимает решение сесть за управление автомобиля и перевозить других людей, подробно рассказывать на других примерах что это за последствия.

Как указывает профессор

А.В. Варданян, важно найти оптимальный баланс в целях разработки мер именно криминалистического предупреждения преступлений между потребностями в различных мерах реагирования

различными субъектами гражданского

общества и реальными полномочиями сотрудников следственно-судебных

органов [6, с. 5].

Таким образом, предупреждение данной категории преступлений в широком смысле слова представляет собой систему экономических, политических,

культурных, правовых и иных социальных мероприятий. Т.е. предупреждение составляет множество различных элементов, складывающихся в блоки, которые в свою очередь образуют соответствующие направления

предупредительной деятельности.

Эффективное проведение

предупредительной деятельности может устранить либо снизить до минимального количества случаев ДТП, после совершения которых, лицо откажется от управления ТС.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Демидова Т. В. Качественный осмотр места происшествия по делам о ДТП как одно из условий предупреждения экспертных ошибок // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 45-47.

2. Комаров И. М., Ян Е. И. Исторические и некоторые теоретические аспекты криминалистического предупреждения преступлений // Вестник ВСИ МВД России. 2019. № 2 (89). С.182-192.

3. Грибунов О. П., Залескина А. Н. Некоторые аспекты криминалистической профилактики мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. № 2 (32). С. 52-62.

4. Ващенко Б. М. Профилактическая деятельность следователя при расследовании ДТП // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран : сборник материалов VII Международной научно-практической

конференции. Иркутск : Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2018. С. 226-228.

5. Грибунов О. П. Совершенствование правового регулирования геномной регистрации в контексте предупреждения преступности // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. № 1. С. 101-110.

6. Варданян А. В. Современные проблемы учения о криминалистическом предупреждении преступлений: гносеологические и правовые аспекты // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики : сборник трудов участников Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону : Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.