конференции, первое место присуждено студентке 5-го курса факультета ГМУ Д. Фоминой, выступившей с докладом «Особенности формирования гражданственности государственных и муниципальных служащих»; ее однокурсница А. Алпатова заслуженно получила почетную грамоту Центра психолого-экономических исследований СНЦ РАН «За лучшую публичную защиту». За высокий профессионализм и системное понимание научной проблемы был отмечен доклад магистранта первого курса магистерской программы «Экономико-психологическое конструирование организаций и бизнес-процессов» из Республики Крым С.В. Дудушкиной.
Результаты работы секции свидетельствуют о больших перспективах научных исследований сферы государственного и муниципального управления на стыке экономической психологии и поведенческой экономической теории.
В целом, конференция прошла на высоком научно-теоретическом, методическом и организационном уровне, что отмечено участниками, ее организаторами и представителями администрации Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.
Итогом работы конференции станет одноименный сборник научных работ.
Организационный комитет конференции выражает благодарность зарубежным и отечественным молодым ученым и надеется на дальнейшее сотрудничество.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КАФЕДРУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Поволжского института управления
имени П.А. Столыпина -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Кафедра экономической психологии и психологии государственной службы стала первым в России профильным научно-образовательным подразделением, которое специа-
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 13 7
We Presentthe Economics and Public Service Psychology Chair of Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
лизируется на проблемах психологии государственной службы, и вторым в стране, специализирующимся на одном из самых актуальных междисциплинарных направлений современной гуманитарной науки - экономической психологии и поведенческой экономической теории. Кафедра была сформирована на базе кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности в ноябре 2013 г. по целому ряду причин.
Во-первых, в связи с переходом к новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в обучении бакалавров, специалистов и магистрантов серьезно возрос уровень требований к экономико-психологической подготовке выпускников. Эти изменения касаются организации учебного процесса, его содержания и функционального расширения образовательных программ. Одним из приоритетов профессиональной подготовки становится формирование компетенций в сфере интеграции знаний о процессах взаимодействия людей, массовых психологических процессах и поведении отдельных экономических агентов. В свою очередь, это меняет требования к построению организационно-методического и кадрового сопровождения учебного процесса в аспекте перехода от психолого-педагогической подготовки к психолого-экономической. Психолого-экономические компетенции имеют особое значение для подготовки высококвалифицированных государственных служащих, деятельность которых связана с постоянным взаимодействием и решением проблем различных групп граждан, что требует реализации междисциплинарного подхода при подготовке специалистов.
Во-вторых, существует серьезный запрос на формирование экономико-психологических компетенций со стороны современного рынка труда. В ответ на данный запрос уже открылись близкие по профилю кафедры в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (г. Москва), Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова (г. Москва), Байкальском государственном университете экономики и права (г. Иркутск), ведется профильная подготовка магистров в Балтийском федеральном университете имени И. Канта, Кубанском государственном университете, Брянском государственном техническом университете. В Поволжском регионе также существует запрос на реализацию подобного рода программ на всех уровнях образования и в экспертной деятельности. В связи с этим требуется усиление работы в данном направлении с целью обеспечения потребностей рынка труда Поволжского региона в специалистах, обладающих соответствующими компетенциями.
В-третьих, формирование таких компетенций, как готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; компетенций, связанных с пониманием психологических аспектов взаимодействия власти и бизнеса, экономико-психологических механизмов реализации политических интересов различных групп общества и ряда других, в ведущих европейских университетах (Венский университет (Австрия), Университет Тилбурга (Нидерланды), Лондонская экономическая школа (Великобритания), Университет Констанца (Германия)) осуществляется кафедрами экономической психологии и поведенческой эконо-
1 3 8 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
мики. В связи с этим преобразование кафедры создало все условия для формирования новых направлений интеграции Поволжского института управления имени П.А. Столыпина в европейское образовательное пространство.
В-четвертых, переименование кафедры обеспечило фундамент для открытия направления подготовки «Психология». Экономико-психологическое направление в вузе имеет большие перспективы в плане открытия магистерских программ мирового уровня по экономической психологии и поведенческой экономике совместно с ведущими западноевропейскими и американскими университетами, а также институтами Российской академии наук.
В-пятых, переименование позволило создать условия для формирования на базе кафедры поволжской научной школы экономической психологии и поведенческой экономики. Экономическая психология как новое направление в нашей стране зародилась в стенах Академии народного хозяйства в 1986 г. по инициативе профессора А.И. Китова. В подобном направлении сегодня в России работают четыре научно-образовательных коллектива: в Москве - НУИ -ВШЭ (А.В. Белянин), РЭУ (С.Р. Демидов); в Санкт-Петербурге - СПбГЭУ (Э.Х. Локшина); в Иркутске - БГУЭП (А.Д. Карнышев). Существующие научные и научно-образовательные разработки в настоящее время обеспечивают Поволжскому институту управления имени П.А. Столыпина статус одного из ведущих научно-образовательных центров России в указанной сфере.
В 2013-14 учебном году был организован и проведен ряд масштабных научно-образовательных мероприятий, в числе которых - выездное заседание постоянно действующего семинара Института экономики РАН, II Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее», международная научная школа для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Методы психологических и нейроэкономи-ческих исследований», заседания методологического семинара Научного совета Российской академии образования по проблемам экономической социализации и профессионального самоопределения молодежи, чемпионат для школьников «Экономические таланты - 2014», серия проблемных семинаров по внедрению Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и т.д.
В рамках организации учебной деятельности кафедры с 2014 г. открыта и функционирует новая магистерская программа международного уровня «Экономико-психологическое конструирование организаций и бизнес-процессов» (в рамках направления «Экономика»). Особенностью программы выступает междисциплинарность, а также эксклюзивное использование уникального психолого-экономического тренажера, разработанного в Центре психолого-экономических исследований Саратовского научного центра РАН. Большая часть дисциплин программы построена на проектном методе, что позволяет магистрантам за два года не только выйти на новый образовательный уровень, но и разработать реальные бизнес-проекты. Сегодня магистерская программа не имеет аналогов в России, конкурируя только с программами американских и западноевропейских университетов.
Кафедра продолжает традиции, заложенные кафедрой психологии и педагогики профессиональной деятельности в сфере поддержания высокого методи-
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 13 9
ческого уровня коллектива и содействия повышению этого уровня у профессорско-преподавательского состава института. Так, учебно-методические разработки кафедры получили признание в рамках общеакадемических конкурсов «Образовательные инновации» и «Практики карьеры». В частности, проект «Экономико-психологическое моделирование» занял второе место в номинации «Игры в обучении». Все сотрудники кафедры успешно проводят открытые занятия. По инициативе профессора А.Ю. Маркелова в рамках обучения методике преподавания реализована серия бинарных лекций. В процессе преподавании социальной психологии, методики преподавания высшей школы и социальной психологии организационной культуры реализуется проектное обучение и уникальная методика оценки уровня компетенций. Так, студенты, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Психология управления»), при изучении технологии формирования организационной культуры разрабатывают дорожные карты по развитию данного явления на уровне муниципального образования, а магистранты и аспиранты, обучаясь методике преподавания, готовят и защищают проекты образовательных бизнес-программ.
Кафедра активно осуществляет профориентационную деятельность с целью формирования позитивного образа кафедры и института. В рамках такой работы были организованы и проведены психологические тренинговые занятия в Дни открытых дверей института, областной чемпионат среди школьников «Экономические таланты - 2014». Совместно с центром довузовской подготовки проведена серия семинаров по особенностям работы в условиях действия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для директоров школ г. Саратова и г. Энгельса. Открыты две базовые кафедры: в кадетской школе «Патриот» (г. Энгельс, Саратовская область) и школе № 10 (г. Ялта, Республика Крым).
Таким образом, в настоящее время в рамках деятельности кафедры экономической психологии и психологии государственной службы функционируют базовые кафедры, открытые в соответствии с соглашениями о сотрудничестве между институтом и образовательными, научными организациями и государственными учреждениями. Целями базовых кафедр является научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения молодежи, содействие созданию стратегий экономической социализации на разных уровнях личностного и профессионального развития, а также разработка и экспериментальная проверка технологий, инструментов и методов формирования гражданственности.
При кафедре успешно функционирует межвузовский студенческий научный кружок «Психология инноваций и государственной службы», под руководством преподавателя Г.Г. Губайдуллиной, где было подготовлено четыре заявки на общеакадемический конкурс студенческих работ. Кроме того, совместно с деканатом факультета магистратуры и аспирантуры был организован постоян-нодействующий межвузовский методологический семинар для аспирантов, магистрантов и студентов. Одним из результатов является выход в финал конкурса работ студентов, аспирантов и магистрантов «Устойчивое будущее России» проекта Д.В. Абрамова и Г.Г. Губайдуллиной.
1 4 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
Научно-исследовательская деятельность кафедры в 2013/14 учебном году велась по трем направлениям: «Психологическое обеспечение государственной политики»; «Развитие коммуникативной компетентности в процессе социализации»; «Психолого-экономическое конструирование организаций и бизнес-процессов». Поданы одна заявка в РГНФ, три заявки в РФФИ (одна из них поддержана), три заявки в РНФ, одна заявка на программу «Erasmus +».
Сотрудники кафедры активно сотрудничают с открытым на базе института Центром психолого-экономических исследований СНЦ РАН. При этом кафедра выступает одним из операторов экспериментальной площадки «Научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения молодежи» Федерального института развития образования и министерства образования Саратовской области. С 1 сентября 2014 г. открыты еще две экспериментальные площадки ФИРО по проблеме формирования гражданственности у обучающихся.
Научно-издательская деятельность кафедры представлена выпуском кафедрального сборника «Историческая психология государственного управления» (объемом 15 печатных листов), сборника «Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее» (20 печатных листов) и публикацией научных статей, две из которых проиндексированы в международных системах цитирования Web of Science и Scopus.
За прошедший год усилен профессорско-преподавательский состав кафедры, который в настоящее время полностью укомплектован штатными преподавателями: трое из них являются докторами наук, двое - профессорами. Тем самым созданы все предпосылки для дальнейшего развития кафедры.
Основной стратегической целью кафедры экономической психологии и психологии государственной службы является формирование единого междисциплинарного научно-образовательного, учебно-методического и консультационно-экспертного центра в области экономической психологии и поведенческой экономической теории, психологии служебной деятельности, теории и методики профессионального образования, педагогической, политической, социальной психологии и психологии профессионального становления личности.
Миссия кафедры заключается в подготовке профессионалов для работы в отраслях государственной и муниципальной службы, экономики и народного хозяйства, в бизнес-структурах всех форм собственности, в сфере науки и образования на основе реализации междисциплинарного синтеза в построении образовательных программ и технологий.
В соответствии с миссией и стратегической целью общее направление эволюции кафедры связано с обеспечением всех необходимых условий для приобретения обучающимися междисциплинарных компетенций, дающих возможность выпускникам кафедры разрабатывать и внедрять современные технологии управления и профессиональной деятельности, результативно работать в сферах, связанных с интеграцией психологии, экономики и государственного управления.
В связи с этим на среднесрочную перспективу перед коллективом кафедры ставятся следующие основные задачи:
- построение полного цикла подготовки по всем уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура (PhD));
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 141
- совершенствование учебно-методических комплексов по закрепленным за кафедрой дисциплинам с целью приведения их в соответствие международным стандартам;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий (в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), игровых и дистанционных форм обучения);
- проведение научных исследований по профилю кафедры, в том числе через реализацию экспертных и консультационных услуг;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших преподавателей кафедры, других вузов, оказание методической помощи начинающим преподавателям в овладении образовательными технологиями;
- взаимодействие в рамках осуществляемых кафедрой образовательных программ с организациями-работодателями для оценки ими качества подготовки специалистов и согласования содержания образовательных программ;
- проведение работы по профориентации и развитию навыков профессионального самоопределения и экономической социализации у молодежи.
Стоящие перед коллективом кафедры экономической психологии и психологии государственной службы амбициозные задачи требуют последовательной работы и высокой самоотдачи от каждого сотрудника. При этом решение данных задач - обязательное условие повышения качества российского образования и главный фактор обеспечения устойчивого развития нашей страны.
А.Н. Неверов,
доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической психологии и психологии государственной службы;
А.В. Латков,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической психологии и психологии государственной службы;
А.Ю. Маркелов,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической психологии и психологии государственной службы
1 4 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС