DO110.26170/po20-06-23 ГРНТИ 15.21.51
УДК 159.922.736.4 ББК Ю941.5-72
Код ВАК 19.00.01
Захарова Елена Игоревна,
доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1; e-mail: [email protected]
Карабанова Ольга Александровна,
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1; e-mail: [email protected]
Старостина Юлия Андреевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1; e-mail: [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕР В ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНАХ ДЕВУШЕК В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жизненные перспективы; семейная карьера; профессиональная карьера; мо-тивационная сфера; девушки; взрослость.
АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования имеющихся в жизненных планах девушек ожиданий в отношении профессиональной и семейной карьер. Актуальность цели исследования определяется тем, что приобретающие определенность и конкретность жизненные планы в период вхождения во взрослость становятся побудительной и направляющей силой молодого человека. Задача самоопределения в отношении приоритетов жизненных целей всегда являлась одной из сложных, однако в современном мире ее решение осложняется наличием широкого спектра возможностей самореализации и существенным усилением ориентации на успешность, значимость личных достижений. С целью определения места, которое занимают в жизненной перспективе планы семейной и профессиональной карьер, было обследовано 88 девушек в возрасте от 18 до 20 лет. Разработанный для целей исследования опросник позволил зафиксировать стремление девушек в период вхождения во взрослость к построению сбалансированной жизненной перспективы. Отдавая приоритет семейной карьере, девушки уделяют большое внимание профессиональной, связывая с ее построением ближайшее будущее. Необходимость такого баланса обусловлена тем, что, по мнению участниц, два указанных вида карьер удовлетворяют разные потребности человека. К построению профессиональной карьеры девушек побуждает стремление к самореализации, удовлетворению личных интересов. Семейная карьера будет выстраиваться под влиянием мотивов обретения близких, доверительных отношений и защищенности. Приходится констатировать, что мотив создания семьи в целях рождения ребенка, реализации родительской роли выражен гораздо слабее остальных. Исследование временной перспективы показало, что построение семейной карьеры отложено на более далекую перспективу в сравнении с профессиональной. Участницы исследования не имеют четких и конкретных представлений о том, что надо предпринять для создания семьи, построения семейной карьеры. Тем не менее, у них существует уверенность в том, что им удастся построить гармоничные семейные отношения, они в значительно большей степени полагаются на собственные усилия, чем в отношении профессиональной карьеры.
Результаты исследования показали, что приоритеты в построении того или иного типа карьер определяются структурой мотивационно-потребностной сферы девушек. Приоритетная позиция семейной карьеры обусловлена высокой степенью выраженности мотивов достижения психологической интимности, воспитания детей, стремления к защищенности, избегания одиночества. Высокая степень выраженности мотивов самореализации и востребованности в профессии свойственна девушкам, планирующим посвятить себя построению профессиональной карьеры в ближайшее время.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Захарова, Е. И. Представленность семейной и профессиональной карьер в жизненных планах девушек в период вхождения во взрослость / Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, Ю. А. Старостина. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. -№ 6. - С. 203-209. - DOI: 10.26170/Р020-06-23.
Zakharova Elena Igorevna,
Doctor of Psychology, Associate Professor of Department of Developmental Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Karabanova Olga Aleksandrovna,
Doctor of Psychology, Professor of Department of Developmental Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State
University, Moscow, Russia
Starostina Yulia Andreevna,
Candidate of Psychology, .Associate Professor of Department of Developmental Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov
Moscow State University, Moscow, Russia
REPRESENTATION OF FAMILY AND PROFESSIONAL CAREERS IN THE LIFE PLANS OF YOUNG WOMEN DURING ADULT
KEYWORDS: life prospects; family career; professional career; motivational sphere; girls; maturity.
ABSTRACT. This article represents the study results of the life plan expectations of young women in terms of professional and family careers. The research is relevant since life plans that acquire certainty and concretion during adult become an incentive and a guiding force for a young person. Self-determination with regard to life priorities has always been one of the difficult tasks, but in the modern world its solution gets complicated by a wide range of opportunities for self-realization with a constant growth of the orientation towards success and personal achievements. To determine the place that the family and professional careers occupy in the life plans, eighty-eight young women aged eighteen to twenty were surveyed. The questionnaire developed for the research, helped record the desire of young women during adult to build a balanced life outlook. Giving priority to a family career, young women tend to pay attention to building a professional career in the near future. According to the participants, the need for such balance is caused by the fact that these two types of careers satisfy different personal needs. Young women build a professional career to satisfy the desire for self-realization, fulfillment of personal interests. They build a family career, however, to gain a close and trust-based relationship and security. It must be admitted that the motive of a family creation to have a child and fulfill a parental role is expressed to a much lesser extent than the other motives.
The study of time perspective showed that building a family career is postponed to a more distant perspective compared to a professional one. The participants do not show a clear understanding of what they must do to build a family career. However, they have are confident that they will be able to build a harmonious family relationship. In this case, they much more rely on their own efforts than in the case of a professional career. The study results showed that the priorities of the young women in building one or another type of career are determined by their motivation and needs. The priority of a family career is based on the high degree of motivation to achieve psychological intimacy, raising children, striving for security, and avoiding loneliness. High degree of motivation to self-realization and to be in demand in profession is common to young women planning to devote their lives to building a professional career in the near future.
FOR CITATION: Zakharova, E. I., Karabanova, O. A., Starostina, Yu. A. (2020). Representation of Family and Professional Careers in the Life Plans of Young Women During Adult. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 203-209. DOI: i0.26i70/po20-06-23.
Одной из центральных задач, решаемых в период вхождения во взрослость, является личностное самоопределение [8; 10]. Мечтания юности начинают приобретать черты реальности в связи с выстраиванием жизненных планов в пространстве временной перспективы. Приобретающие определенность и конкретность планы, как элемент структуры личности, становятся побудительной и направляющей силой молодого человека, определяют уровень его личностной зрелости на данном этапе развития [5; 12]. В современном обществе самоопределение становится непростой задачей в связи с широким спектром открывающихся возможностей самореализации. Усиливает ее остроту и отличительная особенность актуальной социальной ситуации, в которой существенно усилилась ориентация на успешность, значимость личных достижений, что побуждает молодого человека не просто выбирать себе дело по душе, но и учитывать возможности построения профессиональной сферы деятельности, оставляя в тени семейную сферу самореализации [3; 13]. Тем не менее, построение семьи, рождение и воспитание детей в той же мере являются продуктивной сферой деятельности, предполагающей наличие достижений, которые являются показателем успешности человека [6]. Выявлению соотношения семейной и профессиональной карьер в жизненной перспективе современных девушек было посвящено эмпирическое исследование1.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ
Выборка: в исследовании приняли участие 88 девушек в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Большинство девушек воспитывается в полной семье (76,1%), 23,9% - в неполной.
Метод: для реализации целей исследования был разработан Опросник «Профессиональная и семейная карьера», содержащий 5 шкал - мотивационной направленности, карьерного плана, локуса контроля в отношении карьеры, временной перспективы (в шкалах выделены две субшкалы для профессиональной и семейной карьер) и шкала согласованности семейной и профессиональной карьер. Испытуемым предлагалось выразить согласие с 71 приведенным утверждением, исходя из 5-балльной шкалы (от 5 - «абсолютно согласен» до 1 - «совершенно не согласен»). Баллы, полученные в ответ на утверждения, принадлежащие к одной шкале, суммировались, становясь показателем выраженности характеристики.
Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о высокой степени ориентации участниц на семейную карьеру. Несмотря на то, что актуальная жизненная ситуация связана с профессиональным становлением (участницы - студентки вуза), девушки не считают профессиональную карьеру приоритетной. Они склоняются к вы-
(проект № 20-013-00819 «Личностные факторы согласования семейной и профессиональной карьер в построении жизненных планов во временной перспективе молодыми людьми в период вхождения во взрослость»).
© Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А., 2020
страиванию сбалансированной жизненной перспективы, где профессиональная карьера будет сочетаться с семейной. В тех случаях, когда девушки высказываются в пользу одной их карьерных линий развития, мы
4 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
видим явный приоритет семейной (1;-критерий 38,391 при р=0,000). Это свидетельствует о том, что семья остается важнейшей сферой самореализации женщины.
профессиональная
■семейная
отложенная неопределенная
близкая
Рис. 1. Средние значения выраженности намерения сосредоточиться на выстраивании семейной и профессиональной карьер в пространстве жизненной перспективы участниц исследования
На диаграмме видно, что в планах на построение семейной и профессиональной карьер существуют существенные различия. Близкая жизненная перспектива девушек связана с построением профессиональной карьеры. Несмотря на высокую значимость семейной карьеры, ее построение откладывается на более отдаленное будущее. В сознании современных девушек вхождение в профессию является первостепенной задачей, вероятно, в связи с необходимостью обеспечить необходимые материальные условия для будущей семейной жизни. Нельзя не обратить внимание и на достаточно высокую степень неопределенности в построении как семейной, так и профессиональной карьеры. Построение жизненной перспективы является важнейшей задачей развития и новообразованием юношеского возраста [9]. Отсутствие определенности жизненных планов свидетельствует о недостаточной личностной зрелости и напрямую связано с успешностью карьерного роста. Неясная жизненная перспектива, ощу-
15
щение того, что жизнь складывается под влиянием внешних обстоятельств, снижают шансы молодого человека на успешную реализацию личных интересов [11].
Еще одной возможной причиной того, что профессиональную карьеру девушки рассматривают как первостепенную задачу, может быть неуверенность в том, что они могут существенно влиять на успешность ее становления. Анализ того, как видится им возможность построения карьеры в связи с собственными усилиями и личностными качествами, показал, что в отношении профессиональной карьеры преобладает внешний локус контроля. Участницы исследования считают, что успешность ее построения в значительно большей степени зависит от внешних обстоятельств, чем от их собственных усилий. В отношении семейной карьеры они более уверены в том, что успешность ее становления связана с их собственными качествами, они в большей степени склонны принимать личную ответственность за развитие событий.
10 5 0
/,81 8,51
6,13 1 4,56 1
Проф. Семейная карьера карьера
Собственные усилия
Внешние
обстоятельств
а
Рис. 2. Соотношение представлений относительно характера управляемости семейной и профессиональной карьерами
Преобладающее влияние внешних обстоятельств на выстраивание профессиональной карьеры несколько не согласуется с высокой степенью конкретизации жизненных планов ее построения. Участницы исследования имеют более четкое и развернутое представление о том, что надо предпринять для профессионального становления, по сравнению с созданием семьи. Тем не менее, у них существует уверенность в том, что им удастся построить гармоничные семейные отношения - «Я смогу сделать свою семью счастливой». Это может определяться тем, что построение семейной карьеры
откладывается на более отдаленную перспективу и к конкретизации планов в ее отношении они еще не приступили.
Более глубокое представление о том, какое место в жизни девушек занимает профессиональная и семейная карьеры, какие потребности в них реализуются, мы получили в ходе анализа мотивационной направленности. В опроснике был предложен широкий список побудительных причин, позволивший выявить наиболее значимые для девушек в возрасте вхождения во взрослость.
Избегание одиночества Семейная самореализация Защищенность Родительство Быт, блага Любовь, доверие Востребованность Личные интересы Общение Материальное благополучие Социальное признание Самореализация 4
( 2 > 4 1 3 1 0 1 2 1
Рис. 3. Выраженность мотивов построения семейной и профессиональной карьер
у участниц исследования
На представленной диаграмме мы видим, что к созданию семьи и укреплению семейной системы девушек побуждает потребность в построении близких межличностных отношений. Семья остается основным социальным институтом, способным удовлетворить потребность человека в близких, доверительных отношениях. Участницы исследования ожидают получить в ней эмоциональную поддержку, избежать переживаний одиночества - «Семья позволит реализовать мое желание жить в окружении близких людей», «Супруг и дети станут для меня лучшим кругом общения». Большое значение для женской выборки получило ожидание безопасности, защищенности, связанное с семейными отношениями - «Очень ценю, что в семье супруги „друг за друга горой"». Основу семейных отношений участницы видят в отношениях любви и уважения - «Взаимопонимание и уважение - главное, что я хочу обрести в семье», «Семья, в которой нет любви, теряет свой смысл». В то же время обращает на себя внимание то, что мотивы
родительства выражены значительно слабее других побудительных к созданию семьи причин. Это еще раз подтверждает отмеченную в исследованиях [1; 3; 4] тенденцию к снижению привлекательности материнства у современных женщин на фоне иных имеющихся у них возможностей самореализации.
Основной сферой, позволяющей удовлетворить потребность в самореализации, участницы исследования считают профессиональную деятельность. Именно в ней они ожидают найти удовлетворение своих личных интересов, раскрыть имеющийся творческий потенциал - «В профессии главное -возможность саморазвития», «Важно, чтобы профессиональная деятельность позволяла удовлетворить имеющиеся у меня личные интересы». Полученный профиль мотивации к построению профессиональной карьеры свидетельствует о том, что основным является стремление заниматься интересным, увлекательным делом, дающим простор для совершенствования. В гораздо меньшей степени девушки ориентируются на социальное
признание и материальное благосостояние -«Профессия, в первую очередь, должна обеспечивать материальное благополучие», «Я бы никогда не выбрала для себя малопрестижную профессию». Остается открытым вопрос, является ли преобладание возможности удовлетворения личных интересов над материальной обеспеченностью специфической чертой юного возраста, в котором девушки находятся в достаточно устойчивой и защищенной в материальном плане позиции, особенностями выборки исследования (студенческая молодежь), или эти ценностные приоритеты становятся отличительной чертой современной социокультурной ситуации [7]. Однако мы видим явно выраженную установку на удовлетворение в профессиональной деятельности, в первую очередь, потребностей в творческой самореализации.
В целом можно констатировать, что семейная и профессиональная карьеры будут выстраиваться для удовлетворения разных потребностей, что подтверждает представление об их значимости и взаимодополняемости. Кроме того, полученные данные свидетельствуют о том, что возможности самореализации видятся девушками главным образом в профессиональной деятельности. Стремление к семейной самореализации выражено в гораздо меньшей степени.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что специфика мотивацион-ной сферы девушек в возрасте вхождения во взрослость является значимым условием становления как профессиональной, так и семейной карьер. Так, сила выраженности лидирующих мотивов построения профессиональной карьеры значимо связана с характером временной перспективы жизненных планов. Высокая степень выраженности мотивов самореализации и востребованности в профессии свойственна девушкам, планирующим посвятить себя построению профессиональной карьеры в ближайшее время (близкая перспектива) -г=0,445 при р=0,000 и г = 0,365 при р=0,000 соответственно. Кроме того, мы видим, что успешность конкретных планов построения профессиональной карьеры также определяется силой выраженности мотивов самореализации и удовлетворения личных интересов (г=0, 353 при р=0,001, г=0,з88 при р=0,000). Важным для нас результатом исследования оказалась значимая связь выраженности мотивов построения семейной карьеры с приоритетной ориентацией на ее построение. Высокая степень выраженности мотивов достижения психологической интимности (г=0,414 при р=0,000), воспитания детей (г=0,517 при р=0,000), защищенности, безопасности (г=0,49б при р=0,000), семейной самореа-
лизации (г=0,310 при р=0,003), избегания одиночества (г=0,359 при р=0,001) определяет приоритет семейной карьеры перед профессиональной. Девушки с высокой степенью выраженности названных мотивов выделяют семейную сферу в качестве основы своего карьерного развития, что отражается как на особенностях временной перспективы, так и на степени конкретности жизненных планов. Близкая перспектива построения семейной карьеры значимо связана с мотивом реализации родительства (воспитания детей) - г=0,490 при р=0,000 и мотивом поиска безопасности, защищенности - г=0432 при р=0,000. Стремление к освоению родительской позиции диктует необходимость рассмотрения возможного рождения ребенка в ближайшей жизненной перспективе. Девушки отдают себе отчет в том, что молодой возраст матери является важнейшим условием благополучного развития ребенка в пренатальном периоде и создает благоприятные условия для сопровождения подрастающего ребенка. Приоритетное положение семейной карьеры значимо связано также с наличием конкретных планов ее осуществления (г=0,428 при р=0,000). Мы видим, что конкретное планирование карьеры связано с возможностью ее построения в ближайшем будущем.
Обсуждение результатов. Проведенное исследование позволило выявить характерные для девушек в период вхождения во взрослость особенности построения планов карьерного развития. Оказалось, что девушки, будучи в большей степени ориентированы на построение семейной карьеры, ближайшее свое будущее связывают с профессиональной деятельностью. Семейная сфера не потеряла своей актуальности и является источником удовлетворения важнейших человеческих потребностей во взаимодействии с близкими людьми, обеспечивающем ощущение ценности, защищенности, взаимопонимания, эмоциональной поддержки. Однако семья воспринимается не столько сферой самореализации, сколько источником эмоционального благополучия (психотерапевтическая функция). Уверенность в том, что построение семейной системы в большей степени зависит от самой девушки, чем от внешних обстоятельств, не поддерживается наличием конкретных планов относительно способов достижения благополучия. Это связано с тем, что на фоне высокой значимости построения семейной карьеры ее построение откладывается на долгосрочную перспективу. Ближайшая перспектива связана с построением профессиональной карьеры, вероятно, в связи с тем, что она обеспечивает материальную независимость. В отношении построения профессиональной карьеры у
девушек имеются более определенные и конкретные планы, однако присутствует ощущение, что успешность ее построения в большей степени определяется внешними обстоятельствами.
Приоритетность семейной или профессиональной карьер, временная перспектива и степень конкретизации планов построения профессиональной карьеры определяются особенностями мотивационно-потребностной сферы участниц. Степенью выраженности мотивов самореализации и удовлетворения личных интересов, поиском интимности в отношениях и защищенности определяется ориентация девушек на построение той или иной карьеры. Направление же ориентации на семейную или профессиональную карьеру определяет их место в жизненной перспективе (близкая или отдаленная) и степень конкретизации их построения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Построение семьи, развитие семейных отношений является важнейшей задачей
развития девушек в возрасте вхождения во взрослость. Они не готовы отказываться от перспективы построения семейной карьеры в пользу профессиональной деятельности, планируют сочетать обе сферы самореализации. В случае невозможности гармоничного сочетания профессиональной и семейной карьер они склонятся в пользу последней.
2. Построение профессиональной и семейной карьер отвечает разным потребностям девушек. Возможности саморазвития и самореализации они связывают в первую очередь с профессиональной сферой, в то время как семейная карьера отвечает реализации потребности в психологической близости, защищенности.
3. Ближайшее будущее девушки связывают с построением профессиональной карьеры, что, вероятно, обусловлено подготовкой прочной материальной базы для своей будущей семейной жизни.
4. Приоритетность построения той или иной карьеры определяется содержанием мо-тивационно-потребностной сферы девушек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурменская, Г. В. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству / Г. В. Бурменская, О. В. Алмазова, О. А. Карабанова [и др.] // Культурно-историческая психология и психотерапия. - 2018. -Т. 26, № 4. - С. 46-64.
2. Васягина, Н. Н. Репрезентация образа матери в российской ментальности / Н. Н. Васягина, Ю. С. Газизова. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 181 с.
3. Жданович, А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Жданович А. А. - М., 2008. - 20 с.
4. Захарова, Е. И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли / Е. И. Захарова / / Культурно-историческая психология и психотерапия. - 2015. - Т. 11, № 1. - С. 44-49.
5. Коньшина, Т. М. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект / Т. М. Коньшина, Н. С. Пряжников, Т. Ю. Садовникова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - № 3. - С. 37-59.
6. Костромина, Е. А. Современное понимание карьеры: анализ результатов исследования / Е. А. Костромина // Кадровик. - 2011. - № 1. - С. 144-153.
7. Могилевкин, Е. А. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза / Е. А. Могилевкин, А. С. Новгородов // Теория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 1. - С. 61-78.
8. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста / С. В. Молчанов. - М. : Юрайт, 2016. - 351 с.
9. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 812 с.
10. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт ; пер. с нем. Г. И. Лойдиной ; под ред. Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 319 с.
11. Тихомандрицкая, О. А. Социально-психологические факторы успешности карьеры / О. А. Тихо-мандрицкая, А. М. Рикель. - Текст : электронный // Психологические исследования. - 2010. - № 2. -URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2- 10/296-tikh0mandritskaya10_ (дата обращения: 22.03.2014).
12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. -
560 с.
13. Molchanov, S. V. The level of moral consciousness and the personal professional perspective of adolescents / S. V. Molchanov, N. S. Priazhnikov, O. B. Chesnokova, et al. // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. - 2019. - № 56. - P. 430-435.
REFERENCES
1. Burmenskaya, G. V. Almazova, O. V., Karabanova, O. A., et al. (2018). Emotsional'no-smyslovoe otnoshenie devushek k materinstvu [Emotional and semantic attitude of girls to motherhood]. In Kul'turno-istoricheskayapsikhologiya ipsikhoterapiya. Vol. 26. No. 4, pp. 46-64.
2. Vasyagina, N. N., Gazizova, Yu. S. (2019). Reprezentatsiya obraza materi v rossiyskoy mental'nosti [Representation of the image of a mother in the Russian mentality]. Moscow, INFRA-M. 181 p.
3. Zhdanovich, A. A. (2008). Kar'ernye orientatsii v strukture professional'noy Ya-kontseptsii studentov [Career orientations in the structure of students' professional self-concept]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 20 p.
4. Zakharova, E. I. (2015). Usloviya stanovleniya negativnogo otnosheniya sovremennykh zhenshchin k materinskoy roli [Conditions for the formation of a negative attitude of modern women to the maternal role]. In Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i psikhoterapiya. Vol. 11. No. 1, pp. 44-49.
5. Kon'shina, T. M., Pryazhnikov, N. S., Sadovnikova, T. Yu. (2018). Lichnaya professional'naya perspektiva sovremennykh rossiyskikh starshikh podrostkov: tsennostno-smyslovoy aspekt [Personal professional perspective of modern Russian older adolescents: value-semantic aspect]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. No. 3, pp. 37-59.
6. Kostromina, E. A. (2011). Sovremennoe ponimanie kar'ery: analiz rezul'tatov issledovaniya [Modern understanding of career: analysis of research results]. In Kadrovik. No. 1, pp. 144-153.
7. Mogilevkin, E. A., Novgorodov, A. S. (2011). Issledovanie vedushchikh motivov kar'ernogo samoopredeleniya u studentov vuza [Research of the leading motives of career self-determination among university students]. In Teoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. No. 1, pp. 61-78.
8. Molchanov, S. V. (2016). Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence]. Moscow, Yurayt. 351 p.
9. Rays, F., Doldzhin, K. (2010). Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence] / ed. by E. I. Nikolaeva. 12 edition. Saint Petersburg, Piter. 812 p.
10. Remshmidt, Kh. (1994). Podrostkovyy i yunosheskiy vozrast. Problemy stanovleniya lichnosti [Adolescence and adolescence. Problems of personality formation] / transl. by G. I. Loydina, ed. by T. A. Gudkova. Moscow, Mir. 319 p.
11. Tikhomandritskaya, O. A., Rikel', A. M. (2010). Sotsial'no-psikhologicheskie faktory uspeshnosti kar'ery [Social and psychological factors of career success]. In Psikhologicheskie issledovaniya. No. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2- 10/296-tikhomandritskaya10 (mode of access: 22.03.2014).
12. El'konin, D. B. (1989). Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogika. 560 p.
13. Molchanov, S. V., Priazhnikov, N. S., Chesnokova, O. B., et al. (2019). The level of moral consciousness and the personal professional perspective of adolescents. In European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. No. 56, pp. 430-435.