Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КАРЬЕРЫ ДЕВУШКАМИ В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ'

ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КАРЬЕРЫ ДЕВУШКАМИ В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная карьера / профессиональная карьера / тип привязанности / вхождение во взрослость / family career / professional career / attachment style / adulting

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карабанова Ольга Александровна, Захарова Елена Игоревна, Старостина Юлия Андреевна

Статья посвящена исследованию жизненных планов девушек в отношении самореализации в профессиональной и семейной сферах в период вхождения во взрослость. Предполагается, что тип привязанности в близких межличностных отношениях, сложившийся благодаря опыту детско-родительских отношений и отношений любви, обусловит место семейной карьеры в жизненных приоритетах личности. Выявлено пять типов планирования карьеры у девушек: 1) согласованность семейной и профессиональной карьер при их высокой значимости; 2) ориентация на профессиональную карьеру при значимости семейной карьеры; 3) приоритет семейной карьеры; 4) приоритет профессиональной карьеры и 5) негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам. Анализ характера привязанности в межличностных отношениях у выделенных групп подтверждает выдвинутую гипотезу: в случае сбалансированности и согласованности профессиональных планов и планов в отношении создания семьи зафиксирован надежный тип привязанности. В случае приоритета профессиональной карьеры проявляется избегающий тип привязанности, а в случае негативного или незаинтересованного отношения к созданию семьи и профессиональной карьере можно говорить о тревожно-амбивалентном типе привязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карабанова Ольга Александровна, Захарова Елена Игоревна, Старостина Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIP AS A FACTOR OF FAMILY CAREER PLANNING BY YOUNG WOMEN DURING ADULTING

The article investigates the life plans of young women with regard to self-realization in the professional and family spheres during adulting. It is assumed that the type of attachment in close interpersonal relationship, formed due to parent-child and love relationships, will determine the place of family career in the life priorities of the person. Five types of career planning for young women have been identified: 1) consistency between family and professional careers given that they are equally important; 2) focus on professional career with the importance of family career; 3) priority of family career; 4) priority of professional career and 5) negative/disinterested attitude towards professional and family spheres. The analysis of the attachment style in interpersonal relationship among the selected groups confirms the following hypothesis: in case of balanced and consistent professional plans and plans for creating a family, a secure style of attachment was revealed. In case the professional career is in priority, the avoidant style of attachment is revealed, and in case of a negative or disinterested attitude towards creating family and building professional career, one can speak of an anxious-ambivalent style of attachment.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КАРЬЕРЫ ДЕВУШКАМИ В ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ»

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 159.922.8

Карабанова Ольга Александровна Karabanova Olga Aleksandrovna

доктор психологических наук, профессор Doctor of Psychology, Professor Захарова Елена Игоревна Zakharova Elena Igorevna доктор психологических наук, доцент Doctor of Psychology, Assistant Professor Старостина Юлия Андреевна Starostina Yuliya Andreevna кандидат психологических наук, психолог PhD in Psychology, Psychologist Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Lomonosov Moscow State University

ХАРАКТЕР МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ КАРЬЕРЫ ДЕВУШКАМИ В ПЕРИОД

ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ

THE NATURE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIP AS A FACTOR OF FAMILY CAREER PLANNING BY YOUNG WOMEN DURING ADULTING

Аннотация: Статья посвящена исследованию жизненных планов девушек в отношении самореализации в профессиональной и семейной сферах в период вхождения во взрослость. Предполагается, что тип привязанности в близких межличностных отношениях, сложившийся благодаря опыту детско-родительских отношений и отношений любви, обусловит место семейной карьеры в жизненных приоритетах личности. Выявлено пять типов планирования карьеры у девушек: 1) согласованность семейной и профессиональной карьер при их высокой значимости; 2) ориентация на профессиональную карьеру при значимости семейной карьеры; 3) приоритет семейной карьеры; 4) приоритет профессиональной карьеры и 5) негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам. Анализ характера привязанности в межличностных отношениях у выделенных групп подтверждает выдвинутую гипотезу: в случае сбалансированности и согласованности профессиональных планов и планов в отношении создания семьи зафиксирован надежный тип привязанности. В случае приоритета профессиональной карьеры проявляется избегающий тип привязанности, а в случае негативного или незаинтересованного отношения к созданию семьи и профессиональной карьере можно говорить о тревожно-амбивалентном типе привязанности.

Annotation: The article investigates the life plans of young women with regard to self-realization in the professional and family spheres during adulting. It is assumed that the type of attachment in close interpersonal relationship, formed due to parent-child and love relationships, will determine the place of family career in the life priorities of the person. Five types of career planning for young women have been identified: 1) consistency between family and professional careers given that they are equally important; 2) focus on professional career with the importance of family career; 3) priority of family career; 4) priority of professional career and 5) negative/disinterested attitude towards professional and family spheres. The analysis of the attachment style in interpersonal relationship among the selected groups confirms the following hypothesis: in case of balanced and consistent professional plans and plans for creating a family, a secure style of attachment was revealed. In case the professional career is in priority, the avoidant style of attachment is revealed,

IVМеждународная научно-практическая конференция

and in case of a negative or disinterested attitude towards creating family and building professional career, one can speak of an anxious-ambivalent style of attachment.

Ключевые слова: семейная карьера, профессиональная карьера, тип привязанности, вхождение во взрослость

Key words: family career, professional career, attachment style, adulting

Трансформация роли женщины в обществе неуклонно приводит изменениям предпочтений и жизненных планов молодых женщин относительно своей профессиональной самореализации и семейной карьеры. Все больше девушек откладывают создание семьи и рождение детей на более старший возраст, предпочитая профессиональную карьеру семейной [1., 114]. Зафиксированы изменения представлений о будущем родительстве у девушек в юношеском возрасте: значительная часть девушек негативно относится к своему будущему родительству, для них характерно выраженное стремление к первоочередной реализации профессиональной карьеры, по сравнению с родительством, и ожидания трудностей в будущей семейной жизни, связанных с рождением и воспитанием детей, а их представления о родительстве не отличаются гармоничностью и существенно искажены [1., c.116; 3., с. 95]. Значительное влияние на профессиональное самоопределение, планирование будущей профессиональной карьеры оказывают детско-родительские отношения, семейный контекст воспитания, межличностное общение и взаимодействие с родителями. Так, девушки и юноши, имеющие различные статусы идентичности, по-разному воспринимают и переживают свои отношения с родителями [2., с.57]. В то же время, детско-родительское взаимодействие, тип привязанности и опыт эмоциональных отношений в собственной родительской семье также обуславливают и значимость родительства для юношества. Молодые девушки, оценивающие эмоциональные отношения в родительской семье как близкие и позитивные, обнаруживают высокую значимость ценности родительства, особенно по сравнению со сверстниками, чьи отношения с родителями были дистантными. [3., c. 93]. Принятие/отвержение в детско-родительских отношениях обусловливают тип отношения девушек к материнской роли на этапе вхождения во взрослость [4., c. 59].

Цель исследования - изучение связи планов девушек в отношении семейной карьеры и особенностей межличностных отношений. Мы исходили из гипотезы о том, что характер межличностных отношений является значимым фактором планирования создания семьи как задачи развития у молодежи на возрастной стадии вступления во взрослость. Соответственно при различных вариантах планирования семейной карьеры должны быть выявлены значимые различия в характере межличностных отношений у девушек. Были определены следующие задачи 1) выделение типов планирования семейной карьеры; 2) изучение особенностей межличностных отношений привязанности в зависимости от типа планирования семейной карьеры.

Методики и выборка. В исследовании были использован следующие методики: авторский опросник «Жизненные планы - семейная и

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

профессиональная карьеры» (СПК) и методика изучения привязанности взрослого человека (Attachment Style Questionnaire), разработанная J.Feeney, P.Noller, M.Hanrahan. Выборку составили 158 студенток вузов гг. Москвы и Пензы в возрасте 22-26 лет.

Результаты. На основе кластерного анализа были выделены пять типов планирования семейной карьеры: 1) согласованность семейной и профессиональной карьер при их высокой значимости (19,0% респондентов), 2) ориентация на профессиональную карьеру при значимости семейной карьеры (20,9%), 3) приоритет семейной карьеры (20,9%), 4) приоритет профессиональной карьеры (23,4%) и 5) негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам (15,8%). Критериями выделения типов планирования карьер стали планы в отношении профессиональной и семейной карьер, локус контроля, временная перспектива (неопределенная, отложенная и близкая) и карьерные приоритеты или их отсутствие. Отметим, что ведущими мотивами для создания семьи респонденты всех групп признавали мотивы любви, безопасности и избегания одиночества. Респонденты, обнаружившие приоритет семейной карьеры, оценивали мотив избегания одиночества как более значимый, по сравнению с группами, отдающими предпочтение профессиональной карьере (Т-критерий, р=0.01). Высокая значимость мотивов воспитания детей и родительства была характерна как для девушек, отдающих предпочтение семейной карьере, так и для респонденток, стремящихся гармонично согласовать карьерные планы в профессиональной и семейной сферах, в отличие от остальных групп (Т-критерий, р=0.01). Для этих групп семья выступает как важнейшая сфера самореализации, в отличие от групп, отдающих предпочтение планам карьерного развития в профессиональной сфере (р=0.01).

Характеристики близких межличностных отношений привязанности для каждого из выделенных кластеров, различающихся по типу планирования семейной карьеры (СК) и ее согласования с профессиональной карьерой (ПК), представлен ниже (табл.1).

Таблица 1.

Характеристики близких межличностных отношений у девушек с разными типами планирования семейной и профессиональной карьеры.

Тип Приоритет Согласованность Приоритет ПК Негативизм к Ориентация

планирования СК СК и ПК СК и ПК на ПК при

карьер значимости

N 37 СК

N 33 N 30 N 25 N 33

Характе- средн ст. средн. ст. отк средн. ст. средн. ст. средн. ст. отк.

ристики отк. отк. отк.

привязанности

Доверие 4,00 0,86 4,08 0,51 3,54 0,59 3,59 0,52 3,99 0,57

Дискомфорт 3,55 0,56 3,60 0,45 3,85 0,59 3,67 0,58 3,56 0,64

Вторичность 2,42 0,53 2,76 0,78 2,84 0,76 2,23 0,52 2,44 0,80

отношении

IVМеждународная научно-практическая конференция

Продолжение таблицы 1

Потребность в 3,03 0,72 2,73 0,79 3,21 0,82 3,48 0,97 2,74 0,89

одобрении

Поглощенность 3,51 0,80 3,33 0,78 3,51 0,70 3,83 0,81 3,60 0,98

отношениями

Избегание 3,34 0,42 3,47 0,38 3,50 0,37 3,29 0,29 3,42 0,59

Тревожность 3,29 0,48 3,07 0,57 3,26 0,57 3,52 0,22 3,21 0,81

Попарное сравнение значимости различий между группами по шкалам привязанности обнаружил следующее. Самые высокие показатели благополучия привязанности у групп с согласованностью семейной и профессиональной карьер и с ориентацией на профессиональную карьеру при высокой значимости семейной карьеры. В этих случаях наблюдаются самые высокие показатели по шкале «доверие», по сравнению с группой с приоритетом профессиональной карьеры и негативной установкой в отношении планирования карьер (здесь и далее Т-критерий для независимых выборок, р<0.01), а также меньшую потребность в одобрении (р<0.025). Респонденты из группы с приоритетом семейной карьеры, по сравнению с группой с приоритетом профессиональной карьеры, обнаруживают более высокие оценки по шкале «доверие», (р=0.008) и более низкие по шкалам «дискомфорт» и «вторичность межличностных отношений» (р<0.03), что, в целом, характеризуют их отношения привязанности в межличностных отношениях как надежные. Группа с приоритетом профессиональной карьеры отличается меньшими оценками по шкале «доверие», по сравнению со всеми группами за исключением «негативистов» (р<0.01), большей выраженностью дискомфорта, по сравнению с группами с согласованностью карьер и группой с приоритетом семейной карьеры (р<0.04) и вторичности межличностных отношений как менее значимых, по сравнению с другими интересами личности (р<0.05). Вместе с тем для этой группы, по сравнению с группами со сбалансированными карьерными устремлениями, более важным является одобрение (р<0.025), а, по сравнению с группой «негативистов» - более характерно избегание (р=0.021). Таким образом, «дефицит» доверия, высокий уровень дискомфорта, вторичность межличностных отношений и выраженное избегание позволяет квалифицировать тип привязанности этой группы как «избегающий». Для группы «негативистов» характерен более низкий уровень доверия в межличностных отношениях, по сравнению с группами с согласованностью карьер (р<0.002), более высокая потребность в одобрении (р=0.015), поглощенность отношениями при их вторичности (р=0.024) и тревожность (р=0.022). Особенности межличностных отношений и их противоречивость, характерные для данной группы дают основание предполагать тревожно-амбивалентный тип привязанности.

Обсуждение результатов. Снижение привлекательности семейной карьеры, роли супруги и матери при возрастании стремления молодых женщин к самореализации в профессиональной сфере порождает ряд проблем в сфере брачно-семейных отношений и родительства: сдвиг возраста заключения брака

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

к более поздним срокам; осознанный отказ от материнства и создания семьи; снижение рождаемости; девиантное материнство; дисгармоничность воспитания ребенка в семье и пр. Актуальность исследования жизненных планов девушек в отношении самореализации в профессиональной и семейной сферах в период вхождения во взрослость обусловлена необходимостью выявления причин низкого приоритета материнства. Полученные результаты могут стать основой для программ психологической поддержки гармоничного согласования планов профессионального роста и развития и планов создания семьи и родительства. Исходной гипотезой для нашего исследования стало предположение о том, что тип привязанности в близких межличностных отношениях, сложившийся благодаря опыту детско-родительских отношений и отношений любви, обусловит место семейной карьеры в жизненных приоритетах личности. Результаты обнаружили, что лишь 61% обследованных девушек обнаруживают стремление согласовать планы в отношении профессии и семьи, либо отдают приоритет семейной самореализации, в то время как 39% не уделяют должного внимания планам в отношении семейной жизни, отдавая первенство профессиональной карьере (23%), либо занимают позицию негативизма в отношении построения жизненных планов (16%). Анализ характера привязанности в межличностных отношениях у выделенных групп подтверждает выдвинутую гипотезу. В случае сбалансированности и согласованности профессиональных планов и планов в отношении создания семьи мы констатировали надежный тип привязанности с достаточно высоким уровнем доверия, низкими показателями переживания дискомфорта, тревожности и избегания. В случае приоритета профессиональной карьеры избегающий тип привязанности нашел проявление в низком уровне доверия партнеру, переживании дискомфорта, низкой значимости близких межличностных отношений и стремлении к их избеганию. Вероятно, стратегия избегающего типа привязанности подталкивает респондентов к уходу от близких отношений и компенсации посредством повышенного внимания к формированию планов профессиональной карьеры. В случае «негативизма» и низкой заинтересованности в каких-либо планах в отношении профессии и создания семьи противоречивость привязанности в форме сосуществования поглощенности отношениями при оценке их как вторичных, а также высокий уровень тревожности позволяет отнести ее к тревожно-амбивалентному типу. Перспективой дальнейшего исследования является задача дифференциации опыта привязанности в асимметричных детско-родительских отношениях, где родитель удовлетворяет потребность ребенка в безопасности, и опыта отношений любви, определяющих характер привязанности в симметричных отношениях психологической интимности, где каждый из партнеров оказывает поддержку, проявляя заботу и обеспечивая безопасность партнера.

Выводы.

Анализ типов построения девушками планов в отношении семейной карьеры в период вхождения во взрослость обнаруживает вариативность, находящую проявление в стремлении согласовать жизненные планы в области профессиональной самореализации и создания семьи (35% выборки), в

IVМеждународная научно-практическая конференция

приоритетности семейной карьеры (21%), в приоритете профессиональной карьеры (24%) и в «негативизме» в отношении планирования как профессиональной, так и семейной карьер (15%).

Надежная привязанность в межличностных отношениях составляет основу приоритетного отношения к созданию семьи и стремления согласовать планы в отношении профессионального развития и карьеры, и создания семьи.

В случае приоритета профессиональной карьеры и недостаточного внимания к планам создания семьи привязанность в межличностных отношениях характеризуется как избегающая.

Незаинтересованное и негативное отношение к жизненным планам характерно для девушек с тревожно-амбивалентным типом привязанности.

Библиографический список:

1. Захарова Е. И., Карабанова О. А., Старостина Ю. А., Долгих А. Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. - 2019. - Т. 16. - N0 2. - С. 103-122. ёо1: 10.21702^.2019.2.6

2. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2016. -№ 3 - С. 54-62

3. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2 (26). - С. 92-97.

4. Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В. и др. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 9. - С. 52-61.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-01300819 «Личностные факторы согласования семейной и профессиональной карьер в построении жизненных планов во временной перспективе молодыми людьми в период вхождения во взрослость»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.