Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК О ЖИЗНЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ И УСПЕШНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК О ЖИЗНЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ И УСПЕШНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / успешность обучения / феномен двуплановости самоопределения1 / professional self-determination / success in learning / the phenomenon of two-dimensional self-determination

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисичкина Алёна Геннадьевна, Трушина Ирина Александровна, Емельянова Лариса Алексеевна

Цель. Проанализировать и описать представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения. Процедура и методы. Исследование основано на данных разработанного нами интервью. Интервью фокусировалось на представлениях молодых людей о будущей жизни, о перспективах, планах относительно будущей жизни. В исследовании приняли участие 10 юношей и 22 девушки в возрасте 15–23 лет, средний возраст респондентов – 18 лет, 10 школьников, 22 студента. Результаты. Анализ результатов позволяет сделать предварительный вывод, что полученные результаты соответствуют описанному феномену двуплановости самоопределения в раннем юношеском возрасте. Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты позволяют предположить возрастную обусловленность динамики самоопределения, не зависящую от социально-экономических обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лисичкина Алёна Геннадьевна, Трушина Ирина Александровна, Емельянова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOYS’ AND GIRLS’ PERCEPTIONS OF LIFE ACHIEVEMENTS AND SUCCESS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Aim. To analyze and describe the ideas of young men and women about life achievements and success in the context of professional self-determination. Methodology. The research is based on the data of the interview developed by us. The interview focused on young people’s ideas about the future life, about prospects, plans for the future life. The study involved 10 boys and 22 girls aged 15-23 years old, the average age of the respondents is 18 years old, 10 schoolchildren, 22 students. Results. The analysis of the results allows us to make a preliminary conclusion that the results obtained correspond to the described phenomenon of the duality of self-determination in early adolescence. Research implications. The results obtained allow us to assume that the dynamics of self-determination is age dependent, independent of socioeconomic circumstances.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК О ЖИЗНЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ И УСПЕШНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

УДК 159.9.072

Б01: 10.18384/2310-7235-2023-2-87-98

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК О ЖИЗНЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ И УСПЕШНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Лисичкина А. Г.1, Трушина И. А.2, Емельянова Л. А.3

1 Психологический институт Российской академии образования 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Российская Федерация

2 Челябинский государственный университет

454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129, Российская Федерация

3 Оренбургский государственный университет,

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

462403, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, д. 15а, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Проанализировать и описать представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения. Процедура и методы. Исследование основано на данных разработанного нами интервью. Интервью фокусировалось на представлениях молодых людей о будущей жизни, о перспективах, планах относительно будущей жизни. В исследовании приняли участие 10 юношей и 22 девушки в возрасте 15-23 лет, средний возраст респондентов - 18 лет, 10 школьников, 22 студента.

Результаты. Анализ результатов позволяет сделать предварительный вывод, что полученные результаты соответствуют описанному феномену двуплановости самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты позволяют предположить возрастную обусловленность динамики самоопределения, не зависящую от социально-экономических обстоятельств.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, успешность обучения, феномен двуплановости самоопределения

© СС БУ Лисичкина А . Г. , Трушина И . А . , Емельянова Л . А . , 2023.

BOYS' AND GIRLS' PERCEPTIONS OF LiFE ACHIEVEMENTS AND SUCCESS

iN the context of professional self-determination

A. Lisichkina1, I. Trushina2, L. Emelyanova3

1 Psychological Institute of the Russian Academy of Education ul. Mokhovaya, 9, Moscow, 125009, Russian Federation

2 Chelyabinsk State University

ul. bratiev Kashirinykh 129, Chelyabinsk, 454001, Russian Federation

3 Orsk Humanitarian Technological Institute (branch) of the Orenburg State University pr-t Mira 15a, Orsk, 462403, Orenburg region, Russian Federation

Abstract

Aim. To analyze and describe the ideas of young men and women about life achievements and success in the context of professional self-determination.

Methodology. The research is based on the data of the interview developed by us. The interview focused on young people's ideas about the future life, about prospects, plans for the future life. The study involved 10 boys and 22 girls aged 15-23 years old, the average age of the respondents is 18 years old, 10 schoolchildren, 22 students.

Results. The analysis of the results allows us to make a preliminary conclusion that the results obtained correspond to the described phenomenon of the duality of self-determination in early adolescence.

Research implications. The results obtained allow us to assume that the dynamics of self-determination is age dependent, independent of socioeconomic circumstances. Keywords: professional self-determination, success in learning, the phenomenon of two-dimensional self-determination

Введение

Актуальность исследования проблемы профессионального самоопределения возрастает в связи со смещением возрастных границ, удлинением подросткового периода развития. В работах последних лет исследователи отмечают, что взрослые не имеют чёткого представления о том, каким сегодня должен быть подросток и что важнее всего у него развивать В последнее время в работах многих учёных (Е . Е . Данилова, С . К. Нартова-Бочавер, О . В . Силина, Н . Н . Толстых, Е . В . Шевкова,Е . М . Березина,О . И . Полянина, Дж. Арнетт, Дж. М . Твенг, С. М . Кэмпбел, Б . Дж . Хофман, С. Е . Ланс) фиксируется феномен «медленного

взросления» [5; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 18; 21; 24].

Основным содержанием по-требностно-мотивационной сферы личности в ранней юности является обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л И Божович подчёркивает, что профессиональное самоопределение не только основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, но и предполагает учёт собственных возможностей, опирается на формирующееся мировоззрение Данная потребность возникает на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возрастов [1].

Л . И . Божович отмечала, что «факт возникновения мировоззрения и его

особенности определяют не только содержательную характеристику личности и её отдельных свойств (например - содержание интересов и потребностей субъекта, содержание его переживаний и пр .), но и строение психических процессов, - психологические механизмы его поведения и деятельности» [1, с . 613]. Возникновение мировоззрения в старшем школьном возрасте обуславливает появление психологических новообразований, типичных для данного периода . Таким образом, старший подростковый возраст характеризуется своеобразной жизненной позицией, потребностью в самоопределении, возникновением новых по своему характеру интересов, а также переживаниями, связанными с вопросами мировоззрения В качестве побудительных сил развития в данном возрасте, как замечает Л . И . Божович, выступают потребности, интересы и стремления ребёнка [1].

Структура мотивационной сферы человека сложна и многогранна . С этой точки зрения можно говорить о преобладающих мотивах, создающих направленность личности в разных сферах её жизни и деятельности . По мнению Л . И . Божович, у школьников старшего подросткового возраста преобладает интерес к будущей профессии [1].

Обращение к мотивам деятельности и успешности её выполнения традиционно развивалось в работах Л . И . Божович, П . М . Якобсона, В . К . Вилюнаса, К. Изарда, А . М . Прихожан [1; 4; 7; 8; 9; 14; 19].

Исходным для эмпирического исследования и сравнительного анализа особенностей отношения к ситуации профессионального самоопределения на разных возрастных этапах молодых

людей послужил описанный в середине прошлого столетия Л И Божович феномен двуплановости самоопределения Опираясь на отечественные и зарубежные исследования, она отмечает философскую направленность личности в юношеском возрасте и потребность разобраться в смысле жизни и собственном предназначении в жизни Такой неконкретный характер философских исканий своей «миссии» в юношеском возрасте, «такого рода абстрактное "самоопределение" ничего общего не имеет с очень разумным, иногда даже с расчётливым выбором профессии» [1, с . 588]. Одной из причин двуплановости самоопределения она считает особенность мышления, связанную с трудностью конкретизации в этом возрасте Другая причина рассматривается автором как «предпосылка, позволяющая понять возможность существования у юноши указанной двуплановости перспектив Главная же причина заключается в том, что в старшем школьном возрасте лишь начинает становиться этот теоретический, философский контекст его мироощущения, его "отрыв" от реального плана взаимоотношений с окружающим и переход в план "идеальной среды"» [1, с 589] По мнению Л . И . Божович, данный феномен ликвидируется к концу юношеского возраста.

С . П . Крягжде отмечал в своих работах: «ни в психологической, ни в социологической литературе нет ответа на вопрос, как же происходит переход от романтической направленности к реальному выбору» [6, с . 28].

В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной психологии стали появляться работы, в которых

изучаются представления старшеклассников и студентов о том, что для них значит успешность обучения [19; 20] Данное исследование является поисковым, в нём проводится качественный и содержательный анализ ответов респондентов, целью которого является выработка гипотез для дальнейшего проектирования количественных исследований На материалах интервью со старшими подростками и юношами мы попытались рассмотреть ситуацию профессионального самоопределения, связанную с необходимостью выбора дальнейшей жизненной перспективы

Организация исследования

Исследование основано на данных разработанного нами интервью Интервью фокусировалось на представлениях молодых людей о будущей жизни, о перспективах, планах относительно будущей жизни

Интервью включало в себя следующие блоки:

1. Представление современных молодых людей о будущей жизни (Каким Вы представляете своё будущее? Ваши планы относительно будущей жизни в ближайшей и долгосрочной перспективе? Чем Вы думаете заняться после окончания школы (вуза, колледжа)?)

2. Профессиональное самоопределение (Кто оказывал наибольшее влияние на профессиональный выбор? Необходимо ли получать образование для получения профессии? Необходимо ли учиться, для того чтобы зарабатывать деньги? Источники получения информации о профессиях? Что самое главное в выборе профессии? На что Вы ориентируетесь в выборе профессии?)

3. Представления молодых людей о достижениях (Что такое достижение? Что необходимо для достижения целей? Чего бы Вы хотели достичь в жизни? Что такое карьера?)

4. Представления молодых людей об успехе и успешности (Что такое успех? Какими видят современные молодые люди успешных людей? Можно ли стать успешным человеком без получения образования?)

Выборка. Всего было проведено 32 интервью с учащимися 9-11 классов и студентами первых и четвёртых курсов вузов г Москвы, Московской области, г Орска, г Челябинска В исследовании приняли участие 10 юношей и 22 девушки в возрасте 15-23 лет, средний возраст респондентов - 18 лет, 10 школьников, 22 студента . Участие в интервью было добровольным

Методики. Были проведены частотный и содержательный анализ ответов, тематический анализ, представляющий собой последовательное, многоступенчатое кодирование и обобщение, раскрывающее полученные данные [2; 3; 20; 22; 23]

Каждое интервью длилось около 60 минут Присутствовали только информант и интервьюер, участники (или их представители) подписывали информированное согласие, велась запись на диктофон

Результаты исследования

С помощью тематического анализа мы проанализировали понимание школьниками и студентами представлений о будущем, о достижениях, об успешности и выделили тематические категории, которые достаточно полно описывают представления респондентов Опишем первичные коды темати-

ческого анализа представлений современных молодых людей о будущей жизни разных возрастных категорий .

Полученные результаты показали, что представления о будущем у молодых людей различны по своему содержанию в соответствии с возрастной категорией Среди старших подростков 60% респондентов затруднились сформулировать ответ о своём будущем («О будущем пока не думала, ближайшие планы: хочу закончить школу и после окончания школы планирую пойти в колледж»), 40% учащихся рассматривают будущую деятельность как успешное хобби («Я вижу своё будущее ... успешным музыкантом, и после школы, ну и колледжа, я буду упорно заниматься музыкой»), имеют идеалистическое и оптимистическое представление по данному вопросу («В жизни я бы хотела достичь максимальной реализации во всех её сферах», «Я представляю своё будущее так: я дипломированный специалист, который будет решать проблемы людей и помогать им в их начинаниях») . Иначе звучат ответы респондентов юношеского возраста, относительно которых можно говорить о попытках осмысленности и конкретизации сфер деятельности («Интересуюсь биологическими и сельскохозяйственными науками Мои ближайшие планы - продолжить работу в научной области и обзавестись семьёй», «Мои ближайшие планы: освоиться на новой работе, поучаствовать в конференции, получить права После окончания магистратуры я буду готовиться к поступлению в аспирантуру»)

Среди планов на будущее у всех категорий респондентов в ближайшей перспективе рассматривается завершение образования (85% опрошенных)

Второй блок ответов, касающихся вопросов профессионального самоопределения, представлен следующим образом:

• информацию о профессиях современные молодые люди черпают из источников интернета, вне зависимости от возрастной категории (85% респондентов);

• респонденты, вне зависимости от возраста, главным при выборе профессии считают получение удовольствия от деятельности и удовлетворение интереса («Самое главное в выборе профессии - твоё влечение к ней», «Самое главное в выборе профессии - не расценивать её как обязательную работу Нужно любить то, чем ты занимаешься Иначе может произойти эмоциональное выгорание», «Самое главное -к профессии должна лежать душа», «Самое главное в выборе профессии -это нравится она тебе или нет, и какая там зарплата»);

• не обнаружено различий среди респондентов в вопросе «Что является самым важным ориентиром в выборе профессии?» . У современных молодых людей таковым выступает интерес к будущей деятельности и материальный доход (85% респондентов);

• учащиеся школ и студенты высших учебных заведений в большинстве случаев согласны с необходимостью получения профессионального образования (70% респондентов), 30% респондентов не видят в этом необходимости;

• современные молодые люди 1522 лет отмечают, что важно быть хорошим специалистом в выбранной сфере деятельности (90% респондентов), связывая это с будущим материальным благополучием («Важно быть

хорошим специалистом, чтобы работа доставляла удовольствие, а клиенты были положительного мнения о Вас», «Хорошим специалистом быть важно, такие специалисты ценятся очень», «Хорошим специалистом быть очень важно в наше время, так как всегда можно найти своё место и заработать на кусок хлеба»);

• вне зависимости от возраста, при выборе профессии современные молодые люди в большинстве случаев (80% респондентов) ориентируются на себя и свои интересы («Нужно самому себе прокладывать дорогу», «На меня никто не оказывает влияния, я сама решаю, кем я хочу быть», «При выборе профессии я ориентируюсь на то, чтобы мне самой нравилась эта профессия») Таким образом, современные молодые люди рассматривают выбор профессии с позиции интереса и удовольствия от выполняемой деятельности;

• мнения разделились при ответах на вопрос: «Как Вы думаете, необходимо ли учиться, чтобы заработать деньги?» Около 30% респондентов разных возрастов придерживаются позиции, выраженной в высказывании старшеклассника: «Надо учиться, чтобы зарабатывать деньги Но сколько ты будешь зарабатывать денег, учитывая, как ты будешь учиться? Ты можешь выучиться, получить максимальное количество баллов на экзаменах, получить красный диплом и в итоге работать в каком-нибудь задрипанном офисе за 40 тысяч в месяц» В то же время 70% юношей и девушек вне зависимости от возрастной категории отдают предпочтение получению образования и связывают высокий доход с «достойным» образованием

Третий блок - представления молодых людей о достижениях. Опишем первичные коды тематического анализа представлений молодых людей о достижениях разных возрастных категорий

Половина старших подростков не имеют чёткого представления о достижениях либо затрудняются ответить на данный вопрос (50% школьников)

Представление о достижениях как результате труда имеются только у респондентов юношеского возраста («Достижение - это то, что ты сегодня делаешь лучше, чем вчера», «Достижения - результаты труда, к которым пришел человек») . Достижение как открытие представлено только в ответах студентов («Достижения - какие-то открытия, важные для человека», «Достижения - это открытия, совершённые для блага человечества и позволяющие расширить его кругозор») Достижение как проявление способностей также наблюдается только в группе студентов («Достижение -определённый момент, который ты достигнул за счет своей решимости», «Достижения - оценённые по достоинству навыки, благодаря чему ты можешь получить какие-нибудь дополнительные навыки и поощрения этих навыков») .Достижение как успех представлено в категории ответов старших подростков («Достижение - это то, чего ты хочешь достигнуть, войти в историю как великий программист», «Достижения - то, чего я достигну в процессе развития своей карьеры»)

Представления о карьере схожи у всех возрастных категорий, 90% респондентов считают карьерой продвижение по служебной лестнице

Ответы на вопрос «Чего бы Вы хотели достичь в жизни?» имеют значимые различия в представлениях респондентов старшего подросткового и юношеского возраста Старшеклассники и студенты первых курсов хотят получить удовольствие и удовлетворение каких-либо потребностей («От жизни я хочу получить максимум всего положительного, построить успешную карьеру и создать счастливую семью», «От жизни я хотел бы получить удовольствие», «Я хочу получить от жизни много ярких моментов», «В жизни мне хотелось бы достичь материального благополучия, а также построить дружную и крепкую семью») Совсем иную картину мы наблюдаем в представлениях у студентов четвёртых курсов, молодые люди связывают жизненные достижения с конкретными результатами в профессиональной сфере («Я бы хотела стать кандидатом химических наук . Для этого необходимо освоиться в лаборатории комплексного анализа химических соединений, научиться работать со всеми приборами, поступить в аспирантуру», «От жизни я бы хотел получить место работы, которое позволяло существовать и быть востребованным») .

Таким образом, можно констатировать, что старшие подростки имеют абстрактное представление о том, чего бы они хотели получить от жизни Высказывания студентов четвёртых курсов отличаются конкретизацией и реальным профессиональным выбором

Анализируя представления о достижениях, в целом можно выделить 3 группы тематических категорий:

Достижение как результат собственного труда. В эту тему мы объ-

единили высказывания, характеризующие достижения как результат упорного труда В эту категорию также относим высказывания, характеризующие достижения как открытие чего-то уникального или важного на благо человечества

Достижение как успешное саморазвитие. В данную группу вошли следующие представления о достижениях: описание ощущения комфорта, саморазвитие, самосовершенствование, личностное развитие

Достижение как способность. В данную категорию мы относим представления молодых людей о достижении как признании каких-то способностей

Четвёртый блок - представления молодых людей об успехе и успешности. Переходим к рассмотрению представлений об успехе и успешности, которые имеют значимые различия в представленных возрастных категориях Так, 40% школьников и 25% студентов первого курса не имеют представления об успехе, в отличие от респондентов юношеского возраста Примеры первичных кодов тематического анализа представлений молодых людей об успехе и успешности по категориям:

• успех как достижение цели и результат труда представлен только в ответах студентов четвёртых курсов («Успех - это достижение поставленной цели», «Успех - это способность выполнять какие-либо задачи за короткий срок благодаря своему профессионализму»);

• представления об успехе как везении имеют старшеклассники и студенты первых курсов («Я так представляю себе успешного человека - это тот, который где-то подсуетился, может, он

не хорошо учился, даже очень плохо, возможно», «Для меня успех - достижение чего-то большого в жизни»);

• успешность человека как развитие способностей представлена в ответах старшеклассников и студентов первых курсов («Успешный человек - это человек, занимающийся собой, своим развитием», «Успешный молодой человек

- неопытен Далее человек набирается опыта и приобретает необходимые знания», «Молодой успешный человек

- человек, у которого есть хороший потенциал»);

• успешность как получение удовольствия от жизни представлена только в ответах школьников («Успешный человек - это человек, получающий удовольствие и удовлетворение от того, что он делает, это тот, который не тратит время впустую, каждый день узнает что-то новое, читает книги, помогает нуждающимся»);

• успешность как достижение цели в профессиональной деятельности представлена только в ответах студентов четвёртых курсов («Успешным заставляют меня чувствовать мои достижения в учёбе», «Молодой успешный человек - это человек, который в молодости понял, кем он хочет стать», «Успешный человек - тот, кто в состоянии добиться своих целей», «Успешный человек - профессионал своего дела»)

Представления об успехе группируются в следующие тематические категории:

• успех как развитие способностей;

• успех как везение;

• успех как хорошая успеваемость;

• успех как достижение поставленной цели в профессиональной деятельности

Заключение

Опираясь на результаты данного пилотажного исследования, мы выдвинули предположение о том, что представления о своём будущем старших подростков соответствуют феномену, описанному Л . И . Божович о двупла-новости самоопределения в ранней юности, что позволяет предположить возрастную обусловленность динамики самоопределения, не зависящую от социально-экономических обстоятельств Как отмечала Л И Божович, двуплановость самоопределения исчезает к концу данного возрастного периода, что наглядно отражено в полученных ответах представителей юношеского возраста, студентов четвёртых курсов обучения .

Данное поисковое исследование позволило сформулировать гипотезы для дальнейшего проектирования количественных исследований Учитывая связи параметров внутренней позиции и характеристик профессионального самоопределения, для диагностики динамики самоопределения планируется использовать методики исследования профессиональной и личностной идентичности, феномена интерналь-ности, опросники, направленные на изучение субъектной позиции .

Анализ результатов позволяет сделать предварительный вывод, что полученные результаты соответствуют феномену, описанному Л . И . Божович, - двуплановости самоопределения в раннем юношеском возрасте . Это позволяет предположить возрастную обусловленность динамики самоопределения, не зависящую от социально-экономических обстоятельств Как отмечала Л . И . Божович, данный

феномен исчезает к концу юношеско- полученных нами ответах студентов го возраста, что наглядно отражено в четвёртых курсов обучения

Статья поступила в редакцию 21.02.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И . Личность и её формирование в детском возрасте . СПб . : Питер, 2008. 400 с.

2. Бусыгина Н. П . Качественные и количественные методы исследований в психологии . М. : Юрайт, 2019. 423 с.

3. Бусыгина Н. П . Ракурсы интерпретации в качественных исследованиях // Вопросы психологии . 2017. № 2. С. 121-133.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб . : Речь, 2006. 458 с.

5 . Гаврилова Т. А. , Швец Ф. А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подрост-

ка»: теоретическое и психометрическое обоснование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 87-100. Б01: 10.18384/2310-7235-2020-2-87-100.

6 . Гинзбург М . Р. Психология личностного самоопределения: дис. ... д-ра психол . наук .

М. , 1996. 261 с.

7 . Данилова Е . Е . Особенности мотивационной сферы современных российских школь-

ников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10 . № 1. С. 6 . Б01: 10.26795/2307-1281-2022-10-6.

8 . Изард К. Э. Психология эмоций / пер . с англ. СПб . : Питер, 2012. 464 с.

9 Кондратюк Н Г , Бурмистрова-Савенкова А В , Моросанова В И Шкала карьерно-адаптационных способностей М Савикаса и Э Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов Серия: Психология и педагогика 2021 Т 18 № 3 С. 555-575. Б01: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575.

10 Лисичкина А Г , Трушина И А , Емельянова Л А Эмоциональные характеристики профессиональных установок старшеклассников // Научный результат Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8. № 3 . С. 95-107. Б01: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-9.

11. Манукян В . Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18-27 лет // Психологическая наука и образование . 2022. Т. 27. № 3. С. 129-140. Б01: 10.17759/р8е. 2022270310.

12 Митрофанова Е С (Не)время взрослеть: как меняется возраст наступления дебютных биографических событий у россиян // Демографическое обозрение 2020 Т 7 № 4. С. 36-61.

13 Нартова-Бочавер С К , Силина О В Психологические границы личности: взросление и культура. М. : Памятники исторической мысли, 2018. 120 с.

14 Прихожан А М Диагностика личностного развития детей подросткового возраста М. : АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.

15 Толстых Н Н Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015 . Т. 23. № 4. С 7-24. Б01: 10,17759/срр. 2015230402.

16 Шевкова Е В , Березина Е М , Полянина О И Современные практики развития взрослости: философские и психологические аспекты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018 . № 2. С. 221-228. Б01: 10.17072/20787898/2018-2-221-228

17. Шилова Н . П. , Владыко А. К. Этапы взросления в российском современной культуре // Сибирский психологический журнал . 2021. № 82. С. 37-53. DOI: 10.17223/17267080/82/317.

18 . Шинина Т. В . , Митина О . В. Разработка и апробация опросника «Готовность под-

ростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование . 2019 . Т. 24. № 1. С. 50-68. DOI: 10.17759/ pse .2019240104.

19 . Якобсон П . М. Психология чувств и мотивации: избранные психологические труды /

под ред. Е . М. Борисовой. Воронеж: МОДЭК, 1998. 304 с.

20 . Ярошевская С. В . , Сысоева Т. А. Представления студентов об успешности обучения:

темы, ориентиры и противоречия // Психологическая наука и образование . 2021. Т. 26 . № 1. С. 92-101. DOI: 10,17759/pse. 2021260106. 21. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through thetwenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55 . № 5 . P. 469-480. DOI: 10.1037/0003-066x.55. 5.469.

22 . Braun V. , Clarke V Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3. № 2. P. 77-101. DOI: 10,1191/1478088706qp063oa.

23. Braun V. , Clarke V , Hayfield N. Thematic Analysis // Handbook of Research Methods in Health Social Sciences . Singapore: Springer, 2019 . P. 843-860. DOI: 10.1007/978-981-10-2779-6_103-1.

24. Twenge J. M. , Campbell S . M. , Hoffman B. J. Generational differences in work values: leisure and extrinsic values increasing, social and intrinsic values decreasing // Journal of Management. 2010 . Vol. 36 . № 5 . P. 1117-1142. DOI: 10.1177/0149206309352246.

REFERENCES

1. Bozhovich L. I . Lichnost' i eyo formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation

in childhood], St . Petersburg, Piter Publ. , 2008. 400 p . 2 . Busygina N . P. Kachestvennye i kolichestvennye metody issledovanij v psihologii [Qualitative

and quantitative research methods in psychology], Moscow, Yurajt Publ. , 2019. 423 p. 3. Busygina N. P. [Perspectives are found in observations]. In: Voprosypsihologii [Questions of psychology], 2017, no . 2, pp . 121-133.

4 . Vilyunas V K. Psihologiya razvitiya motivacii [Psychology of development of motivation],

St. Petersburg, Rech' Publ. , 2006. 458 p.

5 . Gavrilova T. A. , Shvec F. A. [Questionnaire "Age-status self-awareness of a teenager": theoreti-

cal and psychometric justification]. In: Vestnik Moskovskogogosudarstvennogo oblastnogo uni-versiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow Regional University. Series: Psychological sciences], 2020, no. 2, pp. 87-100. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-87-100.

6 . Ginzburg M . R. Psihologiya lichnostnogo samoopredeleniya: dis. ... d-ra psihol. nauk

[Psychology of personal self-determination: Dr Sci thesis in Psychology] Moscow, 1996 261 p.

7 . Danilova E . E . [Features of the motivational environment of modern Russian schoolchildren:

content, age dynamics, the role of the educational environment]. In: VestnikMininskogo uni-versiteta [Bulletin of the Minin University], 2022, vol. 10, no. 1, p. 6 . DOI: 10.26795/23071281-2022-10-6

8 . Izard K . E . Psychology of emotions (Rus . ed . : Psihologiya emocij. St . Petersburg, Piter Publ . ,

2012. 464 p . ).

9 Kondratyuk N G , Burmistrova-Savenkova A V , Morosanova V I [M Saviks's and E Porfely's career-adaptive abilities: psychometric characteristics of the Russian-language ver-

sion on a sample of adolescents]. In: Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2021, vol. 18, no . 3, pp. 555-575. DOI: 10. 22363/2313-16832021-18-3-555-575.

10 . Lisichkina A. G . , Trushina I . A . , Emel'yanova L . A. [Emotional characteristics of high school students' professional attitudes]. In: Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika ipsihologiya obrazovani-ya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2022, vol. 8, no. 3, pp. 95-107. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-9.

11. Manukyan V R. [Growing up of youth: separation from parents, subjective adulthood and psychological well-being at the age of 18-27 years]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2022, vol. 27, no. 3, pp. 129-140. DOI: 10.17759/ pse . 2022270310.

12. Mitrofanova E . S. [(No) time to grow up: how the age of onset of debut biographical events among Russians changes]. In: Demograficheskoe obozrenie [Demographic Review], 2020, vol 7, no 4, pp 36-61

13. Nartova-Bochaver S . K. , Silina O. V. Psihologicheskie granicy lichnosti: vzroslenie i kul'tura [Psychological boundaries of personality: growing up and culture], Moscow, Monuments of Thoughts Publ. , 2018. 120 p.

14 . Prihozhan A . M . Diagnostika lichnostnogo razvitiya detejpodrostkovogo vozrasta [Diagnostics

of personal development of adolescent children], Moscow, Ano Peb Publ. , 2007. 56 p.

15 . Tolstyh N . N . [Modern adulthood]. In: Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya

[Counseling psychology and psychotherapy], 2015, vol. 23, no. 4, pp. 7-24. DOI: 10.17759/ cpp. 2015230402.

16 Shevkova E V , Berezina E M , Polyanina O I [Modern development of the practice of adulthood: philosophical and psychological aspects]. In: Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya [Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2018, no. 2, pp. 221-228. DOI: 10.17072/2078- 7898/2018-2-221-228.

17 . Shilova N . P. , Vladyko A . K. [Stages of growing up in modern Russian culture]. In:

Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian Journal of Psychology], 2021, no. 82, pp. 37-53. DOI: 10.17223/17267080/82/317.

18 . Shinina T. V , Mitina O. V [Development and approbation of the questionnaire "Readiness

of teenagers for independent life": assessment and development of life skills]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2019, vol . 24, no. 1, pp. 50-68. DOI: 10,17759/pse.2019240104.

19 . Yakobson P. M. Psihologiya chuvstv i motivacii: izbrannyepsihologicheskie trudy [Psychology

of feelings and motivations: selected psychological works], Voronezh, Modek Publ. , 1998. 304 p

20 . Yaroshevskaya S . V. , Sysoeva T. A . [Students' perceptions of learning success: topics, guide-

lines and contradictions]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2021, vol. 26, no. 1, pp. 92-101. DOI: 10,17759/pse .2021260106.

21 Arnett J J Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through thetwenties. In: American Psychologist, 2000, vol. 55, no. 5, pp. 469-480. DOI: 10.1037/0003-066x.55. 5.469.

22 Braun V , clarke V Using thematic analysis in psychology In: Qualitative Research in Psychology, 2006, vol. 3, no. 2, pp. 77-101. DOI: 10,1191/1478088706qp063oa.

23. Braun V , Clarke V , Hayfield N . Thematic Analysis . In: Handbook of Research Methods in Health Social Sciences. Singapore, Springer, 2019, pp. 843-860. DOI: 10.1007/978-981-10-2779-6_103-1.

24. Twenge J. M. , Campbell S . M. , Hoffman B. J. Generational differences in work values: leisure and extrinsic values increasing, social and intrinsic values decreasing. In: Journal of Management, 2010, vol. 36, no. 5, pp. 1117-1142. DOI: 10.1177/0149206309352246.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лисичкина Алёна Геннадьевна - научный сотрудник Психологического института

Российской академии образования;

e-mail: al1975@spartak. ru; ORCID: 0000-0002-5411-2396

Трушина Ирина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, директор Института образования и практической психологии Челябинского государственного университета;

e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5001-5927

Емельянова Лариса Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета;

e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7837-637X

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Alena G. Lisichkina -Research Assistant, Psychological Institute of RAE; e-mail: al1975@spartak. ru; ORCID: 0000-0002-5411-2396

Irina A. Trushina - Cand . Sci . (Pedagogy), Assoc . Prof. , Head of the Institute of Education and

Practical Psychology, Chelyabinsk State University;

e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5001-5927

Larisa A. Emelyanova - Cand . Sci . (Psychology), Assoc . Prof. , Orsk Humanitarian Technological

Institute (branch) of Orenburg State University,

e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7837-637X

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Лисичкина А . Г. , Трушина И. А. , Емельянова Л. А. Представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 2. С. 87-98. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-2-87-98

FOR CITATION

Lisichkina A . G . , Trushina I . A. , Emelyanova L. A . Boys' and girls' perceptions of life achievements and success in the context of professional self-determination . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2023, no. 2, рр . 87-98. DOI: 10.18384/2310-7235-2023-2-87-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.