Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПОМОЩЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / БЕЗВОЗМЕЗДНОСТЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева И.В., Чумаков М.В.

В статье на основе семантических ассоциаций рассматриваются представления студентов-психологов о волонтерской деятельности. Необходимость изучения этих представлений обусловлена социальной значимостью подобной деятельности, расширением волонтерских программ для населения в целом и студенчества в частности. Для сбора данных использовался метод свободных ассоциаций на термин «волонтерство». Сбор данных проводился в анонимном формате, на добровольной основе посредством google-forms. Выборку исследования составили 173 студента психолого-педагогических направлений Тюменского государственного университета (115) и Курганского государственного университета (58), из них 141 девушка, 32 юноши. Для обработки данных использовался частотный анализ. В результате были получены наиболее часто возникающие ассоциации и семантические группы ассоциаций, которые были проинтерпретированы по мере встречаемости. В представлениях студентов, волонтерская деятельность выступает как добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи. Наиболее выраженные смыслы в отношении волонтерской деятельности - помощь как основная функция волонтера, деятельная вовлеченность, безвозмездность, эмоциональный отклик, позитивная характеристика межличностных отношений, добровольность, ответственность, польза. Представления студентов раскрывают существенные характеристики волонтерской деятельности. Вместе с тем эти характеристики деятельности смешиваются с личностными особенностями волонтеров и параметрами межличностных отношений, приписываемых волонтерам. В структуре представлений можно выделить преимущественно поведенческий, деятельностный и эмоциональный компоненты. Представления о деятельности, отраженные в ассоциациях, более конкретны, чем представления об отношениях, которые ассоциируются с понятиями «любовь» и «дружба». Когнитивный компонент представлен значительно слабее, через ассоциацию «понимание». Волонтерство, согласно представлениям студентов, - это добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи, характеризующаяся эмоциональной вовлеченностью и положительными межличностными отношениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' PERCEPTIONS OF VOLUNTEERING

In the article, on the basis of semantic associations, the ideas of psychology students about volunteering are considered. The need to study these ideas is due to the social significance of this activity, the expansion of volunteer programs for the population in general and students in particular. Data collection methods: free association method on the term «volunteering». Data collection was carried out in an anonymous format, on a voluntary basis through google-forms. Study sample is 173 students of psychological and pedagogical areas of Tyumen State University (115) and Kurgan State University (58), including 141 girls, 32 boys. Data processing method: frequency analysis. As a result, the most frequently encountered associations and semantic groups of associations were obtained, which were interpreted as they occurred. In the views of students, volunteering acts as a voluntary activity to provide gratuitous assistance. The most pronounced meanings in relation to volunteering are: assistance as the main function of a volunteer, active involvement, gratuitousness, emotional response, positive characteristics of interpersonal relationships, voluntariness, responsibility, benefit. Students' submissions reveal the essential characteristics of volunteering. At the same time, these characteristics of activity are mixed with the personal characteristics of volunteers and the parameters of interpersonal relationships attributed to volunteers. In the structure of representations, one can distinguish mainly behavioral, activity and emotional components. The representations of activity reflected in associations are more specific than the representations of relationships that are associated with such concepts as love and friendship. The cognitive component is presented much weaker, through the association «understanding». Volunteering in students' minds is a voluntary activity to provide gratuitous assistance, characterized by emotional involvement and positive interpersonal relationships.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ О ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 159.9:370

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-161-169 EDN: т^ГО

Представления студентов-психологов о волонтерской деятельности Инна Витальевна Васильева113, Михаил Владиславович Чумаков2

1 Доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет». 625048, г. Тюмень, пр. 9 Мая, д. 5; профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России». 625000, г. Тюмень, ул. Амурская, д. 75

2Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет». 640000, г. Курган, ул. Советская, д. 63; профессор кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина». 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19 1i.v.vasileva@utmn.ruн, https://orcid.org/0000-0003-0740-7260 2mihailchv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0599-8629

Аннотация. В статье на основе семантических ассоциаций рассматриваются представления студентов-психологов о волонтерской деятельности. Необходимость изучения этих представлений обусловлена социальной значимостью подобной деятельности, расширением волонтерских программ для населения в целом и студенчества в частности.

Для сбора данных использовался метод свободных ассоциаций на термин «волонтерство». Сбор данных проводился в анонимном формате, на добровольной основе посредством google-forms. Выборку исследования составили 173 студента психолого-педагогических направлений Тюменского государственного университета (115) и Курганского государственного университета (58), из них 141 девушка, 32 юноши. Для обработки данных использовался частотный анализ. В результате были получены наиболее часто возникающие ассоциации и семантические группы ассоциаций, которые были проинтерпретированы по мере встречаемости.

В представлениях студентов, волонтерская деятельность выступает как добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи. Наиболее выраженные смыслы в отношении волонтерской деятельности — помощь как основная функция волонтера, деятельная вовлеченность, безвозмездность, эмоциональный отклик, позитивная характеристика межличностных отношений, добровольность, ответственность, польза.

Представления студентов раскрывают существенные характеристики волонтерской деятельности. Вместе с тем эти характеристики деятельности смешиваются с личностными особенностями волонтеров и параметрами межличностных отношений, приписываемых волонтерам.

В структуре представлений можно выделить преимущественно поведенческий, деятельностный и эмоциональный компоненты. Представления о деятельности, отраженные в ассоциациях, более конкретны, чем представления об отношениях, которые ассоциируются с понятиями «любовь» и «дружба». Когнитивный компонент представлен значительно слабее, через ассоциацию «понимание».

Волонтерство, согласно представлениям студентов, — это добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи, характеризующаяся эмоциональной вовлеченностью и положительными межличностными отношениями.

Ключевые слова: волонтерская деятельность; студенты; помощь; добровольчество; безвозмездность; представления

Для цитирования: Васильева И. В., Чумаков М. В. Представления студентов-психологов о волонтерской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 161-169. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-161-169. https://elibrary.ru/rmtjjo

© Васильева И. В., Чумаков М. В., 2022

Original article

Students' perceptions of volunteering Inna V. Vasilieva1®, Mikhail V. Chumakov2

:Doctor of psychological sciences, head of the department of general and social psychology, Tyumen state university. 625048, Tyumen, May 9 avenue, 5; professor of the department of philosophy, foreign languages and humanitarian training of employees at Tyumen institute for advanced training of employees of the Ministry of internal affairs of Russia. 625000, Tyumen, Amurskaya st., 75

2Doctor of psychological sciences, head of the department of psychology, Kurgan state university. 640000, Kurgan, So-vetskaya st., 63; professor of the department of general and social psychology, Ural federal university named after B. N. Yeltsin. 620002, Yekaterinburg, Mir st., 19 H.v.vasileva@utmn.ruH, https://orcid.org/0000-0003-0740-7260 2mihailchv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0599-8629

Abstract. In the article, on the basis of semantic associations, the ideas of psychology students about volunteering are considered. The need to study these ideas is due to the social significance of this activity, the expansion of volunteer programs for the population in general and students in particular.

Data collection methods: free association method on the term «volunteering». Data collection was carried out in an anonymous format, on a voluntary basis through google-forms. Study sample is 173 students of psychological and pedagogical areas of Tyumen State University (115) and Kurgan State University (58), including 141 girls, 32 boys. Data processing method: frequency analysis. As a result, the most frequently encountered associations and semantic groups of associations were obtained, which were interpreted as they occurred.

In the views of students, volunteering acts as a voluntary activity to provide gratuitous assistance. The most pronounced meanings in relation to volunteering are: assistance as the main function of a volunteer, active involvement, gratuitousness, emotional response, positive characteristics of interpersonal relationships, voluntariness, responsibility, benefit.

Students' submissions reveal the essential characteristics of volunteering. At the same time, these characteristics of activity are mixed with the personal characteristics of volunteers and the parameters of interpersonal relationships attributed to volunteers.

In the structure of representations, one can distinguish mainly behavioral, activity and emotional components. The representations of activity reflected in associations are more specific than the representations of relationships that are associated with such concepts as love and friendship. The cognitive component is presented much weaker, through the association «understanding».

Volunteering in students' minds is a voluntary activity to provide gratuitous assistance, characterized by emotional involvement and positive interpersonal relationships.

Keywords: resource; dynamic; socio-psychological adaptability; conflict-resistance; student; learning; communication; conflict; activity

For citation: Vasileva I. V., Chumakov M. V Students' perceptions of volunteering. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(5): 161-169. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-161-169. https://elibrary.ru/rmtjjo

Введение

Волонтерская деятельность становится все более значимой в жизни современного общества [Проказина, 2019; Касьянов, 2020; Антонова, 2020; Haski-Leventhal, 2020; Geng, 2022]. В нее вовлекаются люди всех возрастных периодов, разного социального положения и профессиональной принадлежности [Кузнецова, 2021; Шульгина, 2020; Чуйков, 2021]. Значительную группу волонтеров составляют студенты университетов, поскольку волонтерская деятельность часто сопряжена с наработкой практических умений в той профессиональной области, в которой обучаются студенты [Шульгина, 2020; Чуйков, 2021; Evans, 2022]. Мотивация к участию в

волонтерской деятельности может быть основана не только на получении профессиональных умений, но и на расширении коммуникаций, приобретении дополнительных смыслов в жизни, наработке социального капитала [Буякова, 2021; Шульгина, 2020; Чуйков, 2021; Haski-Leventhal, 2020; Mariшca, 2020].

Для студентов разных профессиональных направлений участие в волонтерской деятельности имеет разную значимость. Для студентов технических, естественно-научных направлений это преимущественно мотивы общесоциальные, тогда как для студентов помогающих профессий — это, прежде всего, наработка профессиональных компетенций. Например, студентам пе-

дагогических направлений подготовки педагогическое волонтерство позволяет приобрести знания, умения и навыки в профессиональной педагогической деятельности с теми категориями людей, доступ к которым в обычное время обучения может быть затруднен [Crone, 2020; Lili, 2020]. Для студентов медицинских специальностей во-лонтерство в условиях пандемии стало не только проверкой профессиональной пригодности, но и способом оперативного вхождения в профессию, профессионального самоопределения [Chawlow-ska, 2021; Domaradzki, 2021; Bazan, 2021]. Для студентов-психологов волонтерство является как способом приобретения профессиональных знаний, умений, навыков под руководством опытных специалистов, так и возможностью наработки клиентской базы для будущей частной практики в качестве психолога-консультанта [Вихман, 2021].

Для студентов, чья будущая специальность относится к помогающим профессиям, волонтер-ство — важный ресурс формирования профессионально важных качеств, выработки адекватной профессиональной позиции [Evans, 2022; Haski-Leventhal, 2020; Domaradzki, 2021; Bazan, 2021; Geng, 2022; Marinica, 2020]. Волонтерство предполагает безвозмездную поддержку позитивных социальных проектов, идей на добровольной основе, в том числе оно направлено на помощь другим людям, попавшим в трудные жизненные ситуации [Morawski, 2022; Bazan, 2021]. Участие в волонтерском движении формирует установку на бескорыстную помощь, гуманизацию межличностных отношений, эмпатию. Все это в целом приводит к позитивным изменениям на микросоциальном и макросоциальном уровнях, стабилизирует настроения населения, что особенно важно в условиях пандемии, экономических кризисов [Haski-Leventhal, 2020; Geng, 2022].

Важно прояснить, каким образом студенты представляют себе волонтерство, что позволит формировать их понятийный аппарат, в процессе обучения исходя из реальных когнитивных оснований. Для адекватной организации волонтерской деятельности важно понимать, как люди себе ее представляют. Это позволит более точно выстраивать стратегии привлечения будущих волонтеров, способы поддержания вовлеченности в волонтерскую деятельность, формировать профессиональное мышление [Кашапов, 2021], а также корректировать представления при необ-

ходимости. Следует отметить, что термин «волонтерство» начал употребляться сравнительно недавно, в связи с чем необходимо прояснить, какой смысл вкладывают в него студенты.

Как отмечают В. А. Мазилов и Ю. Н. Слепко [Мазилов, 2020], студенты университетов нуждаются в фундаментальной психологической подготовке для развития социальной компетентности. Вовлечение студентов в волонтерскую деятельность требует предварительных психологических исследований для обеспечения фунда-ментализации их подготовки.

Поскольку волонтерская деятельность является социально одобряемой, прямой опрос может дать социально положительные ответы от участников исследования. Поэтому использование психосемантических методов, позволяющих выявлять не в полной мере сознательно контролируемые представления о феномене, видится нам более приемлемым, чем прямой опрос. Психосемантический подход продуктивно применяется в различных отраслях психологических исследований [Петренко, 2018; Абдуллаева, 2021; Свид-зинская, 2021; Трусов, 2020; Васильева, 2020; ^ишакоу, 2019], это позволяет нам рассматривать его как продуктивный способ изучения представлений о волонтерской деятельности.

Исследование представлений участников волонтерской деятельности реализовано преимущественно в рамках социологического подхода [Шульгина, 2020; Чуйков, 2021; Кузнецова, 2021]. Отметим, что в рамках социологического подхода к исследованию вскрываются осознаваемые представления, тогда как психосемантический подход позволяет дополнить и углубить понимание не только осознаваемых, но и неосознаваемых, неконтролируемых с позиций социальной желательности представлений о данном феномене.

Цель работы — исследование представлений студентов-психологов о волонтерской деятельности.

Для сбора данных использовался метод свободных ассоциаций. Испытуемым было предложено дать три ассоциации в форме глагола, три — в форме прилагательного и три в форме существительного на термин «волонтерство». Сбор данных проводился в анонимном формате, на добровольной основе посредством google-forms. Участие в исследовании никак не финансировалось и не поддерживалось. Выборку со-

163

ставили 173 студента психолого-педагогических направлений Тюменского государственного университета (115) и Курганского государственного университета (58), из них 141 девушка, 32 юноши. Для обработки данных использован частотный анализ.

Таблица 1

Частотный анализ ассоциаций на слово «волонтерство»_

Ассоциации Абсолютная частота встречаемости в выборке Ранг встречаемости ассоциаций

Помощь (помогать, помогающий) 297 1

Доброволец (добровольный) 75 2

Дело (делать, деятельный) 45 3

Поддержка (поддерживать, поддерживающий) 40 4

Безвозмездность (безвозмездный) 38 5

Бескорыстный 31 6

Ответственность (ответственный) 26 7,5

Польза (полезный) 26 7,5

Отзывчивость (отзываться, отзывчивый) 23 9,5

Спасение (спасать, спасающий) 23 9,5

Активность (активный, активничать) 22 11

Работа(работать) 21 12

Организация (организовать) 19 13

Действие (действовать, действующий) 17 14

Благородство (благородный) 14 16,5

Дружба (дружить, дружелюбный) 14 16,5

Милосердие (милосердный) 14 16,5

Сочувствие (сочувствовать, сочувствующий) 14 16,5

Понимание (понимать, понимающий) 13 19

Искренность (искренний) 12 22

Любовь (любить, любящий) 12 22

Бесплатный 12 22

Труд (трудиться, трудолюбивый) 12 22

Участие (участвовать, участник) 12 22

Выручать 11 25,5

Отдавать 11 25,5

Результаты и обсуждение

Проведенный частотный анализ позволил выделить наиболее часто встречающиеся ассоциации на понятие «волонтерство» (см. Таблицу 1).

В Таблице 1 мы обобщили однокоренные слова в одну группу, без дополнительного смыслового анализа. Центральным понятием, связанным с волонтерством, является помощь. Вторая по частоте упоминания ассоциация — доброволец (добровольный). Исходя из этого, можно кратко определить волонтерство, в представлениях студентов, как добровольную помощь.

С нашей точки зрения, в выделенных в Таблице 1 наиболее частотных ассоциациях с волон-терством можно выделить по смыслу определенные группы.

Первую группу составляют слова, характеризующие помощь как основную функцию волон-терства. В этом контексте наши данные комплиментарны результатам социологических опросов [Проказина, 2019]. Помимо, собственно помощи, сюда входят поддержка, спасение и соответствующие прилагательные и глаголы, а также глагол

«выручать». Совокупная частота ассоциаций этой категории составляет 371 единицу.

Следующей категорией, объединяющей по смыслу ассоциации на плонятие «волонтерство», выступает деятельная вовлеченность. В эту категорию входят такие ассоциации, как дело, труд, участие, активность, работа, действие, организация и соответствующие им прилагательные и глаголы. Совокупная частота ассоциаций этой категории составляет 148 единиц. Эти данные релевантны исследованиям субъектной позиции студентов-волонтеров [Буякова. 2021].

Следующая обобщенная смысловая категория — безвозмездность. В нее, помимо собственно безвозмездности, входят прилагательные «бескорыстный», «бесплатный» и глагол «отдавать». Совокупная частота ассоциаций этой категории составляет 92 единицы.

Следующая смысловая категория характеризует эмоциональный отклик, эмоциональную вовлеченность, эмоциональное отношение. В нее входят отзывчивость, сочувствие, понимание и милосердие, вместе с соответствующими прилагательными и глаголами. Совокупная частота ассоциаций этой категории составляет 64 единицы.

Еще одной обобщающей категорией является характеристика межличностных отношений. Она включает любовь, благородство, дружбу и искренность, а также соответствующие им глаголы и прилагательные. Совокупная частота ассоциаций этой категории составляет 52 единицы.

Из ассоциаций, не включенных нами в какую-либо категорию, можно выделить ассоциацию доброволец (добровольный), которая сама по себе является высочастотной. Кроме нее, оказались не включенными в различные категории ассоциации ответственность и польза.

Таким образом, волонтерство, в представлениях студентов, можно кратко охарактеризовать как добровольную деятельность по оказанию безвозмездной помощи, характеризующуюся эмоциональной вовлеченностью и положительными межличностными отношениями.

В категорию помощи включается не только собственно помощь, но и такие протектирующие функции, как спасение, возможность выручить, поддержать. Мы полагаем, что основной смысл этой категории заключается именно в протекции задач в жизнедеятельности субъекта, которые он может сам реализовать, но в настоящий момент не имеет для этого ресурсов.

Вторая по числу ассоциаций семантическая группа подчеркивает активный, деятельный характер помощи, а также то, что это работа и труд, требующие усилий и организации.

Третья семантическая группа отражает безвозмездный характер деятельности по оказанию помощи, то есть участники действуют бескорыстно и не ожидают монетизированного вознаграждения за свой труд.

Эти три группы — характеристика собственно волонтерской деятельности. К ним следует добавить добровольность, которая занимает весомое место по количеству ассоциаций. Следующие две семантические группы отражают особенности межличностных отношений и субъекта волонтерской деятельности.

Четвертая категория касается эмоциональных отношений и особенностей волонтера, отражает способность эмпатийно включаться во взаимодействие с тем, кому нужна помощь, проявлять отзывчивость, сочувствие, понимание, милосердие. Эти качества воспринимаются как необходимые для волонтера. Полагаем, что эти результаты согласуются с исследованиями о волонтерской деятельности как ресурсе повышения социального здоровья [Касьянов, 2020].

Пятая группа характеризует отношения, с которыми ассоциируется волонтерство. Это исключительно позитивные отношения, нормативные идеалы, к которым люди стремятся: любовь, дружба, благородство, искренность.

Результаты семантической группировки представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Структурный анализ ассоциаций на слово «волонтерство»

Семантические группы ассоциаций Ассоциации Абсолютная частота встречаемости в выборке Абсолютная частота/ранг встречаемости ассоциаций

Помощь как основная функция волонтера Помощь (помогать, помогающий) 297 371/1

Поддержка (поддерживать, поддерживающий) 40

Спасение (спасать, спасающий) 23

Выручать 11

Деятельная вовлеченность Дело (делать, деятельный) 45 148/2

Труд (трудиться, трудолюбивый) 12

Участие (участвовать, участник) 12

Активность (активный, активничать) 22

Работа(работать) 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действие (действовать, действующий) 17

Организация (организовать) 19

Безвозмездность Безвозмездность (безвоз- 38 92/3

Семантические группы ас- Ассоциации Абсолютная частота Абсолютная частота/ранг

социаций встречаемости в выборке встречаемости ассоциаций

мездный)

Бескорыстный 31

Бесплатный 12

Отдавать 11

Эмоциональный отклик, Отзывчивость (отзываться, 23 64/4

эмоциональная вовлечен- отзывчивый)

ность, эмоциональное отно- Сочувствие (сочувствовать, 14

шение сочувствующий)

Понимание (понимать, понимающий) 13

Милосердие (милосердный) 14

Характеристика межлич- Любовь (любить, любящий) 12 52/5

ностных отношений Благородство (благородный) 14

Дружба (дружить, дружелюбный) 14

Искренность (искренний) 12

Доброволец (добровольный) 75 6

Ответственность (ответ- 26 7,5

ственный)

Польза (полезный) 26 7,5

Представления студентов о волонтерской деятельности отражают ее направленность на деятельную, безвозмездную помощь, осуществляемую по собственной воле. Волонтерские отношения характеризуются как благородные и искренние и ставятся в один ряд с любовью и дружбой. Волонтер ассоциируется с человеком отзывчивым, способным к сочувствию, пониманию и милосердию.

Заключение

Семантическое поле представлений студентов о волонтерах содержит существенные характеристики волонтерской деятельности, а также характеристики самого волонтера.

В структуре представлений можно выделить преимущественно поведенческий, деятельност-ный и эмоциональный компоненты. Когнитивный компонент представлен значительно слабее — через ассоциацию «понимание».

Представления о деятельности, отраженные в ассоциациях, более конкретны, чем представления об отношениях, которые ассоциируются с такими понятиями, как любовь и дружба.

Ограничения исследования нам видятся в том, что данные представлены студентами-психологами, реализующими по профессиональному признаку помогающую деятельность, это могло отразиться на структуре их ассоциаций.

Предполагаем следующие возможности развития дальнейших исследований: расширение выборки студентов за счет других направлений подготовки и сравнение групп студентов по при-

знаку вовлеченности в волонтерскую деятельность.

Выводы

Представления студентов о волонтерской деятельности, выражающиеся в ассоциациях, адекватно отражают характер деятельности в ее существенных признаках.

В представлениях студентов собственно характеристики деятельности смешиваются с личностными особенностями волонтеров и характеристиками межличностных отношений.

Волонтерство в представлениях студентов — это добровольная деятельность по оказанию безвозмездной помощи, характеризующаяся эмоциональной вовлеченностью и положительными межличностными отношениями.

Библиографический список

1. Абдуллаева М. М. Возможности психосемантического подхода для анализа профессиональной активности современных специалистов // Вестник МГУ Серия 14: Психология. 2021. № 2. С. 100-122.

2. Антонова Т. В. Волонтерская деятельность в молодежной среде: расширение границ / Т. В. Антонова, Т. В. Игнатова // Известия Тул-ГУ Гуманитарные науки. 2020. № 2. С. 72-81.

3. Буякова К. И. Диагностика субъектной позиции участников волонтерской деятельности в образовании / К. И. Буякова, И. Ю. Малкова, А. В. Будакова // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 467. С. 55-63.

4. Васильева И. В. Психосемантическое исследование представлений студентов о дистанционном образовании в период пандемии COVID-19 /

И. В. Васильева, Л. Е. Дерягина, Ю. В. Чуманов // Экология человека. 2020. № 12. С. 45-51.

5. Вихман А. А. Студенты-психологи в волонтерской деятельности: опыт создания отряда мобильных психологов // А. А. Вихман, Д. О. Смирнов // Духовно-нравственные аспекты формирования гражданственности : коллективная монография / под общей редакцией А. А. Лисенковой, М. Г. Писманика, П. Ф. Сироткина, А. А. Субботиной. Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2021. С. 326-335.

6. Касьянов В. В. Волонтерская деятельность как ресурс повышения социального здоровья российской молодежи / В. В. Касьянов, А. Т. Латышева, Н. Х. Гафиатулина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 2. С. 61-66.

7. Кашапов М. М. Функции экспликации в условиях профессионализации мышления // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 15. № 1 (55). С. 100-109.

8. Кузнецова Н. Ф. «Серебряное» волонтерство как фактор социального благополучия людей пенсионного возраста (на примере республики Хакасия) / Н. Ф. Кузнецова, Е. А. Кочина, А. В. Осколков // Социология. 2021. № 6. С. 138-143.

9. Мазилов В. А. Социальная компетентность и фундаментальная психологическая подготовка студентов / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Социальная компетентность личности / под науч. ред. Т. Н. Гущиной. Ярославль : РИО ЯГПУ 2020. С. 94-101.

10. Петренко В. Ф. Политическая психология / В. Ф. Петренко, О. В. Митина. Москва : Наука, 2018. 590 с.

11. Проказина Н. В. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России / Н. В. Проказина, Н. Ю. Бобылева, Н. Н. Хатнюк // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 5 (2). С. 47-56.

12. Свидзинская Г. Б. Исследование отношения сотрудников МЧС России к чрезвычайным ситуациям и риску с использованием методов психосемантики / Г. Б. Свидзинская, Т. В. Иванова // Пожарная и техно-сферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2021. № 1 (8). С. 355-361.

13. Трусов В. П. Психосемантические измерения понятия «творчество» в имплицитных теориях креативности // Развитие человека в современном мире. 2020. № 1. С. 27-40.

14. Чуйков О. Е. Деятельность волонтеров-медиков в период пандемии СОУГО-19 (на примере работы штаба добровольческих отрядов Курского государственного медицинского университета) / О. Е. Чуйков и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 29 (спецвыпуск). С. 662-666.

15. Шульгина Т. А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтеры / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова // Высшее образование в России. 2020. № 1. С. 116-124.

16. Bazan D., Nowicki M., Rzymski P. Medical students as the volunteer workforce during the COVID-19 pandemic: Polish experience // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2021. Vol. 55. P. 102109.

17. Chawlowska E., Staszewski R., Lipiak A., Giernas B., Karasiewicz M., Bazan D., Nowosadko M., Cofta M., Wysocki J. Student Volunteering as a Solution for Undergraduate Health Professions Education: Lessons From the COVID-19 Pandemic // Frontiers in Public Health. 2021. № 8. P. 633-888.

18. Chumakov M., Chumakova D. Parents' Personality, Marriage Satisfaction, Stress, and Punishment of Children in the Family // Behavioral Sciences. 2019. № 9 (12). С. 153.

19. Crone C., Angel Z., Isemann S., Norberg M. M. Clutter-Buddies: A volunteer program to assist clients undergoing group cognitive behavioural therapy // Journal of Obsessive-Compulsive and Related Disorders. 2020. Vol. 27. P. 100-559.

20. Domaradzki J., Walkowiak D. Medical Students' Voluntary Service During the COVID-19 Pandemic in Poland // Frontiers in Public Health. 2021. № 9. P. 618608.

21. Evans C., Yusof Z. N. Volunteering: Aviable alternative work experience for university students? Industry and Higher Education. April 2022.

22. Geng Y., Huang C. C., Deng G., Cheung S. P., Liao J. Volunteering and psychological wellbeing in college students in China // Asian Social Work and Policy Review. 2022. № 16. P. 185-196.

23. Haski-Leventhal D., Paull M., Young S., Mac-Callum J., Holmes K., Omari M., Scott R., Alony I. The Multidimensional Benefits of University Student Volunteering: Psychological Contract, Expectations, and Outcomes // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. № 49 (1). P. 113-133.

24. Lili L., Yingjin C. An Empirical Investigation of Chinese College Students in Volunteer Teaching Activities: Dilemmas, Challenges, and Solutions // SAGE Open. April 2020.

25. Marinica B. V., Negru-Subtirica O. Relationships between volunteering functions and vocational identity in emerging adult volunteers // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2020. № 20. P. 591-611.

26. Morawski L., Okulicz-Kozaryn A., Strzelecka M. Elderly Volunteering in Europe: The Relationship Between Volunteering and Quality of Life Depends on Volunteering Rates // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2022. № 33. P. 256-268.

Reference list

1. Abdullaeva M. M. Vozmozhnosti psihoseman-ticheskogo podhoda dlja analiza professional'noj ak-

tivnosti sovremennyh specialistov = The possibilities of a psychosemantic approach for analyzing the professional activity of modern specialists // Vestnik MGU. Serija 14: Psihologija. 2021. № 2. S. 100-122.

2. Antonova T. V. Volonterskaja dejatel'nost' v mo-lodezhnoj srede: rasshirenie granic = Volunteering in the youth environment: expanding borders / T. V. Antonova, T. V. Ignatova // Izvestija TulGU. Gumanitarnye nauki. 2020. № 2. S. 72-81.

3. Bujakova K. I. Diagnostika sub#ektnoj pozicii uchastnikov volonterskoj dejatel'nosti v obrazovanii = Diagnosis of the subject position of participants in education volunteer activities / K. I. Bujakova, I. Ju. Malkova, A. V. Budakova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 467. S. 55-63.

4. Vasil'eva I. V. Psihosemanticheskoe issledovanie predstavlenij studentov o distancionnom obrazovanii v period pandemii COVID-19 = Psychosemantic study of students' ideas about distance education during the COVID-19 pandemic / I. V. Vasil'eva, L. E. Derjagina, Ju. V. Chumanov // Jekologija cheloveka. 2020. № 12. S. 45-51.

5. Vihman A. A. Studenty-psihologi v volontjorskoj dejatel'nosti: opyt sozdanija otrjada mobil'nyh psiholo-gov = Psychological students in volunteer activities: experience in creating a detachment of mobile psychologists / A. A. Vihman, D. O. Smirnov // Duhovno-nravstvennye aspekty formirovanija grazhdanstvennosti : kollektivnaja monografija / pod obshhej redakciej A. A. Lisenkovoj, M. G. Pismanika, P. F. Sirotkina, A. A. Subbotinoj. Perm' : Permskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2021. S. 326-335.

6. Kas'janov V V Volonterskaja dejatel'nost' kak resurs povyshenija social'nogo zdorov'ja rossijskoj mo-lodezhi = Volunteer activities as a resource for improving the social health of Russian youth / V V Kas'janov, A. T. Latysheva, N. H. Gafiatulina // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2020. № 2. S. 61-66.

7. Kashapov M. M. Funkcii jeksplikacii v uslovijah professionalizacii myshlenija = Explication functions in conditions of professional thinking // Vestnik Jaro-slavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demi-dova. Serija: Gumanitarnye nauki. 2021. T. 15. № 1 (55). S. 100-109.

8. Kuznecova N. F. «Serebrjanoe» volonterstvo kak faktor social'nogo blagopoluchija ljudej pensionnogo voz-rasta (na primere respubliki Hakasija) = «Silver» volunteering as a factor in the social well-being of retirement age people (on the example of the Republic of Khakas-sia) / N. F. Kuznecova, E. A. Kochina, A. V. Oskolkov // Sociologija. 2021. № 6. S. 138-143.

9. Mazilov V A. Social'naja kompetentnost' i funda-mental'naja psihologicheskaja podgotovka studentov = Social competence and fundamental psychological training of students / V A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Social'naja kompetentnost' lichnosti / pod nauch. red. T. N. Gush-hinoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. S. 94-101.

10. Petrenko V. F. Politicheskaja psihologija = Political psychology / V. F. Petrenko, O. V. Mitina. Moskva : Nauka, 2018. 590 s.

11. Prokazina N. V. Realizacija dobrovol'cheskogo (volonterskogo) potenciala v Rossii = Realization of volunteer potential in Russia / N. V. Prokazina, N. Ju. Bobyleva, N. N. Hatnjuk // Nauchnyj rezul'tat. Sociologija i upravlenie. 2019. № 5 (2). S. 47-56.

12. Svidzinskaja G. B. Issledovanie otnoshenija sotrudnikov MChS Rossii k chrezvychajnym situacijam i risku s ispol'zovaniem metodov psihosemantiki = Study of the attitude of EMERCOM employees to emergencies and risk using psychosemantic methods / G. B. Svidzinskaja, T. V Ivanova // Pozharnaja i tehnosfernaja be-zopasnost': problemy i puti sovershenstvovanija. 2021. № 1 (8). S. 355-361.

13. Trusov V. P. Psihosemanticheskie izmerenija ponjatija «tvorchestvo» v implicitnyh teorijah kreativnos-ti = Psychosemantic dimensions of the «creativity» concept in implicit theories on creativity // Razvitie chelove-ka v sovremennom mire. 2020. № 1. S. 27-40.

14. Chujkov O. E. Dejatel'nost' volonterov-medikov v period pandemii COVID-19 (na primere raboty shtaba dobrovol'cheskih otrjadov Kurskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta) = The activities of medical volunteers during the COVID-19 pandemic (using the example of the work of the headquarters of volunteer detached units in Kursk State Medical University) / O. E. Chujkov i dr. // Problemy social'noj gigieny, zdra-voohranenija i istorii mediciny. 2021. № 29 (specvypusk). S. 662-666.

15. Shul'gina T. A. «Ty zapisalsja dobrovol'cem?», ili Zachem studenty idut v volontjory = «Have You Signed Up as a Volunteer?», Or why students volunteer / T. A. Shul'gina, N. A. Ketova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. № 1. S. 116-124.

16. Bazan D., Nowicki M., Rzymski P. Medical students as the volunteer workforce during the COVID-19 pandemic: Polish experience // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2021. Vol. 55. P. 102109.

17. Chawlowska E., Staszewski R., Lipiak A., Giernas B., Karasiewicz M., Bazan D., Nowosadko M., Cofta M., Wysocki J. Student Volunteering as a Solution for Undergraduate Health Professions Education: Lessons From the COVID-19 Pandemic // Frontiers in Public Health. 2021. № 8. P. 633-888.

18. Chumakov M., Chumakova D. Parents' Personality, Marriage Satisfaction, Stress, and Punishment of Children in the Family // Behavioral Sciences. 2019. № 9 (12). S. 153.

19. Crone C., Angel Z., Isemann S., Norberg M. M. Clutter-Buddies: A volunteer program to assist clients undergoing group cognitive behavioural therapy // Journal of Obsessive-Compulsive and Related Disorders. 2020. Vol. 27. P. 100-559.

20. Domaradzki J., Walkowiak D. Medical Students' Voluntary Service During the COVID-19 Pandemic in

Poland // Frontiers in Public Health. 2021. № 9. P. 618608.

21. Evans C., Yusof Z. N. Volunteering: Aviable alternative work experience for university students? Industry and Higher Education. April 2022.

22. Geng Y., Huang C. C., Deng G., Cheung S. P., Liao J. Volunteering and psychological wellbeing in college students in China // Asian Social Work and Policy Review. 2022. № 16. P. 185-196.

23. Haski-Leventhal D., Paull M., Young S., Mac-Callum J., Holmes K., Omari M., Scott R., Alony I. The Multidimensional Benefits of University Student Volunteering: Psychological Contract, Expectations, and Outcomes // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. № 49 (1). P. 113-133.

24. Lili L., Yingjin C. An Empirical Investigation of Chinese College Students in Volunteer Teaching Activities: Dilemmas, Challenges, and Solutions // SAGE Open. April 2020.

25. Marinica B. V., Negru-Subtirica O. Relationships between volunteering functions and vocational identity in emerging adult volunteers // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2020. № 20. P. 591-611.

26. Morawski L., Okulicz-Kozaryn A., Strzelecka M. Elderly Volunteering in Europe: The Relationship Between Volunteering and Quality of Life Depends on Volunteering Rates // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2022. № 33. P. 256-268.

Статья поступила в редакцию 21.07.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The article was submitted on 21.07.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication on 22.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.