Научная статья на тему 'Представления студентов о здоровье и условиях его сохранения (на примере Кызылского педагогического института ТувГУ)'

Представления студентов о здоровье и условиях его сохранения (на примере Кызылского педагогического института ТувГУ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / STUDENT HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / INFLUENCE FACTORS / МЕТОДИКА "ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ" / THE METHOD OF "ATTITUDE TO HEALTH"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фрокол А.С., Уланова Г.С.

В статье подняты вопросы о здоровье и условиях его сохранения в период обучения в ВУЗе. Выделены основные факторы, влияющие на физическое и психологическое здоровье студентов. Представлены результаты исследования об отношении студентов к здоровью на когнитивном и поведенческом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRESENTATION OF STUDENT HEALTH AND THE CONDITIONS OF ITS PRESERVATION

The article raises questions about health and the conditions of its preservation during ones time of study at a university. The major factors influencing the physical and psychological health of students are also discussed along with the results of research on the relation of students to health on the cognitive and behavioral levels.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о здоровье и условиях его сохранения (на примере Кызылского педагогического института ТувГУ)»

. vtl "Hi

Тувинский государственный университет________

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЗДОРОВЬЕ И УСЛОВИЯХ ЕГО СОХРАНЕНИЯ (на примере Кьпылского педагогического института ТувГУ)

А.С. Фрокол, Г.С. Уланова

TyewtCKuii государственный университет, г. Кызыл

A PRESENTATION OF STUDENT HEALTH AND THE CONDITIONS OF ITS PRESERVATION

(in the case of the Kyzyl Institute of Pedagogy of the Tuvan State University)

A.S. Frokol, G.S. Ulanova

Tuvan state university, Kyzyl

В статье подняты вопросы о здоровье и условиях его сохранения в период обучения в ВУЗе. Выделены основные факторы, влияющие на физическое и психологическое здоровье студентов. Представлены результаты исследования об отношении студентов к здоровью на когнитивном и поведенческом уровнях.

Ключевые слова: здоровье студентов, физическое здоровье, психологическое здоровье, факторы влияния, методика «Отношение к здоровью».

The article raises questions about health and the conditions of its preservation during ones time of study at a university. The major factors influencing the physical and psychological health of students are also discussed along with the results of research on the relation of students to health on the cognitive and behavioral levels.

Key words: student health, physical health, psychological health, influence factors, the method of "attitude to health".

Цель исследования - изучить отношения студентов к здоровью на когнитивном и поведенческом уровнях.

В настоящее время в учебных заведениях существенно возросла нагрузка на студентов, как учебная, так и внеучебная. Интенсивность и динамичность жизни учащихся в высших учебных заведениях могут приводить к увеличению частоты стрессовых реакций, которые, в свою очередь, ведут за собой ряд других проблем. Снижается работоспособность и показатели психических процессов (память, внимание, мышление), повышается утомляемость, ухудшается соматическое здоровье.

«Проблема здоровья и вопросы предупреждения неблагополучия развития личности стали предметом наиболее пристального внимания в конце 60-х -начале 70-х годов XX века» [8: 17]. Как отмечает Никифоров Г.С., актуальность исследований психического здоровья

студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемый стресс и его последствия представляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем [4, 7].

В трудах отечественных и зарубежных авторов показано, что в силу своей распространённости стресс представляет реальную угрозу генофонду человеческой популяции. По мнению исследователей, это обусловлено требованиями, предъявляемыми к личности социально-экономическими условиями

современной жизни, которая формирует множество перманентных стресс-факторов. Данная ситуация касается и такой социальной категории населения как студенты. В настоящее время феномен стрессоустойчивости в учебной деятельности ещё недостаточно изучен. Однако имеются сведения о том, что у студента от влияния стресса в условиях интеллектуальных испытаний снижается мотивация к учению и уровень самореализации, создаётся угроза его психологическому здоровью, возникают предпосылки для его будущей профессиональной стагнации [9].

На состояние физического и психологического здоровья влияют различные факторы:

- условия труда;

- уровень развития здравоохранения;

- установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями;

- удовлетворенность результатами своей деятельности;

- удовлетворенность жизнью, условиями жизни, удовлетворенность основными жизненными потребностями (уровень реальных доходов, уровень питания, жилищные условия и т.д.);

- кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Модель кризиса гратификации можно представить как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением;

- недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной [1,7].

Под психологическим здоровьем чаще всего понимают динамическое состояние внутреннего баланса (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастные

возможности на любом этапе развития [8: 28].

Васильева О.С. выделяет пять обобщенных показателей «внутриличнос-тного рассогласования», свидетельствующих о нарушении душевного благополучия субъекта или психологического здоровья:

1. Страх или тревога.

2. Немотивированная агрессия и деструктивность.

3. Локализованная боль или размытые болевые ощущения, при отсутствии соматической причины.

4. Чрезмерная выраженность определенной ориентации или установки сознания при подавлении альтернативной ей (например, чрезмерная интроверсия при подавлении экстраверсии).

5. Фиксация сознания на определенных психических содержаниях (фиксированные идеи, навязчиво повторяющиеся переживания и т.д.) [2: 274].

Но перечисленные выше показатели, не обязательно являются проявлениями болезни. Обычно они выступают в качестве предпосылок нарушения здоровья. «Здоровая личность характеризуется упорядоченностью и соподчиненностью составляющих ее элементов, с одной стороны, и согласованию процессов, обеспечивающих ее целостность и гармоничное развитие, с другой» [2: 277].

В качестве критериев психологического здоровья выступают:

- осознанность и осмысленность человеком самого себя, своей жизни в мире,

- полнота «включенности», переживания и проживания настоящего;

- способность к совершению наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом;

- чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояния осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации;

- ощущение собственной дееспособности «Я могу»;

- социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то

Тувинский государственный университет _____

есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постепенное внимание к тому, что рядом живые люди;

- состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегрированное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности. Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, зашоренности стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамическом, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире» [8: 24].

Кузнецова Л.Б., Медведев A.B. выделяют еще один критерий - адекватную внутреннюю картину здоровья, которая представлена на когнитивном,

эмоциональном и поведенческом уровнях самосознания студента [6].

Исследование было проведено на базе КПИ ТувГУ. Количество респондентов составило более 60 человек. Использован следующий диагностический инструментарий: опросник «Ваше самочувствие» О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, методика «Отношение к здоровью» P.A. Березовской [3, 5].

По методике «Отношение к здоровью» были получены следующие результаты. В определении здорового образа жизни все респонденты указали, что это спорт, занятия физической культурой, отказ от алкоголя, наркотиков и других вредных привычек. Таким образом, основное представление о здоровье у студентов в большей степени связано с физическим здоровьем. Зависимость между стрессом и нарушениями здоровья в студенческих ответах не прослеживается,

что свидетельствует о недостаточном осознании данного фактора в качестве причины нарушения здоровья.

При изучении поведенческого уровня в системе отношения к здоровью студентов было выявлено: 57,2 % респондентов занимаются физическими упражнениями, заботятся о режиме дня и отдыха, избегают вредных привычек; 35,3 % - ничего не предпринимают для сохранения своего здоровья; 7,5 % - затруднились ответить. Полученные данные позволяют сделать вывод: у студентов недостаточно сформированы представления о необходимости активного отношения к сохранению

своего здоровья.

Опросник «Ваше самочувствие» позволяет осуществлять комплексный подход к оценке психоэмоционального напряжения человека и измеряет различные его аспекты. В него входят методы экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения человека и связанных с ним факторов: самооценка здоровья; шкала психосоциального стресса (Л. Ридер); шкала удовлетворенности жизнью (О.С. Копина); шкала удовлетворенности условиями жизни (О.С. Копина); шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей (О.С. Копина).

Результаты исследования показали, что более половины студентов оценивают свое здоровье как хорошее. При этом по шкале психосоциального стресса 82,5 % респондентов имеют высокий уровень. По шкале удовлетворенности жизнью у 7,9 % -высокий уровень (рис. 1). Таким образом, высокий уровень стресса связан с низким уровнем удовлетворенности жизнью в целом. Высокий уровень стресса и низкая удовлетворенность жизнь, скорее всего, обусловлены условиями обучения в ВУЗе.

Уровень пснхосоцнального стресса и удовлетворенности жизнью

100 80 60 40 20 0

OJ

J3 ^

х =г о ¡о

Ш ° О U

m £ ? у

О О X £

О- * £ &

> g ^ О

с

ш

CL

м о

X СО OJ hm <и о с:

О со >-

Рис. 1

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Респонденты оценивают только физический аспект состояния своего здоровья, не уделяя должного внимания психологическому.

2. Высокий уровень стресса обусловлен у студентов низким уровнем удовлетворенности жизнью в целом, что в итоге может привести к нарушениям соматического и психологического здоровья.

3. Наблюдается рассогласование между когнитивным и поведенческим компонентами представлений студентов о здоровье.

4. Необходима разработка комплексных программ социально-культурного развития студенчества, ориентированных на формирование здорового образа жизни; развитие стрессоустойчивости у студентов.

Литература:

\.Артюхоса Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников

образовательного процесса / T.IO. Артюхова // Сибирский психологический журнал. 2005. - № 22. - С. 49 - 53.

2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия. 2001. - 352 с.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь. 2007. - 950 с.

4. Катунин Л. П. Стрессоустойчнвость как психологический феномен / А. П. Катунин // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246.

5. Копии а О.С. Экспресс диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников / О.С. Копнна, Е.А. Суслова, Е.В. Заики н // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 119 - 128.

6. Кузнецова Л.Б. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза / Л.Б. Кузнецова. A.B. Медведев ; БслГУ // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. -2010. - №1. — С. 117-123. /http://hdl.handle.net/123456789/1576.

1. Никифоров ГС. Психология здоровья: учебник для вузов / Г.С. Никифоров. - СПб: Питер. 2006. - 607 с.

8. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

9. Хуторная М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: диссертация... кандидата психологических наук. 19.00.13 / М.Л. Хуторная - Тамбов, 2007. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.