2. Сулик А.Г., Бочаров В. А., Гладчук В.Е. Новые подходы к лечению больных хроническими дерматозами //Журнал дерматологии и косметологии им. И.А.Торсуева. - № 1- 2 (39), 2010. - 75-80 с.
3. Nakamura K., Saitoh A., Yasaka N., Furue M., Tamoki K. Molecular mechanism involved in the skin //J. Invest, Dermatol. Symposium Proceedings., 2009. - Vol.4. - 169-172 р.
4. Лебедюк М.Н., Ниточко О. И. Клиника эпидемиологических особенностей профессиональных дерматозов.// Досягнення бюлоги ma медицини., 2007.-№1. - 83-85 с.
Психология личности
Осипкова О. В.
Ориентация личности на здоровье: особенности проявления на этапе обучения в вузе
Студенчество - это особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. К системообразующим признакам студенчества различные исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора [1].
Современный темп и уровень экономических и психологических нагрузок значительно превышает адаптационные возможности основной массы студентов, что находит свое естественное отражение в ухудшении состояния их здоровья и негативно отражается на эффективности процесса обучения в вузе и приобретении профессиональных навыков. В период обучения в вузе активно происходит социализация молодых людей, расширяется спектр влияющих на нее факторов. В системе ценностей современной молодежи преобладают ценности сегодняшнего дня, получения удовольствий, чаще материальных уже сейчас, что объясняется отсутствием уверенности в завтрашнем дне, часто встречались такие слова: «Я хочу это сегодня, т.к. не знаю, что будет завтра» или «Мне сегодня хорошо, и я хочу жить сегодня, а завтра я не знаю, что со мной произойдет» [2].
Анализируя систему ценностей современного студента, Л. Р. Яруллина построила его обобщенный портрет: уверенный в себе, стремящийся к работе, отвечающей его интересам, успешный, заботящийся о своем развитии и самосовершенствовании; считающий конкурентоспособность, творчество и познание средствами для достижения более значимых целей; основными средствами для достижения успеха в жизни и уверенности в себе признающий образованность, эффективность и настойчивость; ценящий свободу, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость твердой воли, доброго отношения с другими людьми и отрицающий авторитаризм [3].
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В студенческом возрасте эта необходимость ощущается особенно остро.
Зубец О.П. характеризует студенческий возраст как период активной ценностно-созидающей деятельности, но объективная структура тех отношений, в которые включается молодой человек, структура его деятельности носят ограниченный характер и не могут служить основой для формирования системы ценностей именно как системы. В результате в сознании формируются идеальные конструкты, основанные на достаточно произвольном объединении, связывании и соподчинении различных ценностей. Подобная разорванность ценностного сознания определяет его неспособность обеспечивать мотивацию поведения человека, сформировать единую его линию.
Несомненно, студенческая среда относится к ситуациям повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высоко общественное значение. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению здоровья -социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки [5].
Проведенное Н. Г. Никифоровым исследование студенческой молодежи позволило уточнить, что здоровье входит в число основных ценностей, на которых строится понимание смысла жизни. Здоровье, как ценность, включено в общую структуру ценностных ориентаций, но доступность освоения «жизненных ценностей» в сознании личности весьма слабо связана с собственным здоровьем. И как ценность сама по себе, и как достижимая цель, здоровье оказалось теснее связанным с духовными ценностями.
В процессе обучения в вузе, студенты знают, что необходимо сохранять и укреплять здоровье, но не предпринимают никаких действий к этому, так как не осознают этого, что проявляется в распространенности первичных больших факторов риска для здоровья (курение, нерациональное питание, гиподинамия и психоэмоциональный стресс), эпизодах девиантного поведения, пропусках занятий, снижении успеваемости, наличии конфликтных ситуаций в учебном коллективе и с преподавателями, что свидетельствует о напряжении адаптационных процессов, что приводит к ухудшению здоровья обучаемых. Здоровье студентов ослаблено еще до поступления в вуз и в процессе обучения имеет тенденцию к ухудшению, нарастает доля хронической патологии на старших курсах [6]. Таким образом, в настоящее время образование для большинства студентов вузов продолжает оставаться здоровьезатратным.
В.И. Новиков, изучая систему ценностей студенческой молодежи, выявил ранговые места 18 терминальных ценностей, в числе которых было и здоровье,
среди студентов с различной физкультурно-спортивной активностью. Он сопоставил группы трех уровней данной активности: 1) группу спортивного совершенствования; 2) группу подготовительного отделения; 3) группу студентов с ослабленным здоровьем. Было обнаружено, что «здоровье» как ценностная категория более значима для лиц, избирающих спорт как средство самосовершенствования. Автор пришел к выводу, что круг вопросов, связанных с заботой о своем физическом здоровье, для многих студентов не актуален. Только 15-20% студентов используют спорт как средство своего личностного самосовершенствования. При этом для большинства из них спорт является средством гармонического развития физических и духовных способностей и не выступает как самоценность. В начале жизненного пути здоровье не является столь же большой ценностью, как в последующие периоды жизни [7].
Поэтому знания о здоровье и оптимальных способах его укрепления и восстановления, полученные в студенческом возрасте, понимания основных факторов риска и психологическая готовность применять полученные знания играют огромную роль в обеспечении жизнедеятельности и долголетия человека.
Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников.
Все это ведет к возникновению стрессогенных ситуаций, а длительное или интенсивное воздействие стрессоров может вызывать серьезные нарушения в здоровье человека [8].
К факторам психического здоровья относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности. В случае отрицательных установок эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, не зависящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида [9].
Следующий важный фактор психического здоровья студентов -удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных
стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности. Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конструктивных стратегий преодоления стресса. Известная аксиома Томаса, автора ситуативных концепций, гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную для себя, то осознает также и реальность способов ее решения и вытекающих из этого последствий». Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов [10].
Подобную точку зрения на значение субъективной оценки эффектов деятельности разделяет Селигман в теории выученной беспомощности. Ожидания неконтролируемости значимых событий приводят к развитию отрицательных эмоций причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением. Перцепция собственного поведения является центральным аспектом теории эффективности собственных действий А. Бандуры. Именно перцепция эффективности собственных действий оказывает влияние на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, т. е. становится важным регулирующим механизмом преодоления стресса. Оценка эффективности собственных действий в различных ситуациях показала существование сильной зависимости от содержания ситуаций и незначительное влияние стабильных личностных черт. Активность личности варьируется от ситуации к ситуации и, в меньшей степени, определяется ее стабильными свойствами [11].
Сопоставляя концепцию эффективности собственных действий с теорией ожиданий, следует подчеркнуть, что представления об эффективности собственных действий не всегда совпадают с ожиданиями по отношению к последствиям своего поведения, особенно в ситуациях, не зависящих или только частично зависящих от самого субъекта. Различие между понятиями «эффективность» и «ожидания» заключается в следующем: первое описывает убеждение субъекта в том, что он справится с ситуацией, второе - его представление о том, что он считает вознаграждением за разрешение ситуации. В связи с этим следует вспомнить еще об одном факторе, который, несомненно, играет существенную роль в процессах эффективного преодоления трудных ситуаций. Им является так называемый кризис гратификации.
Кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению
мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Модель кризиса гратификации можно представить как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением, которое приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психического здоровья индивида. Выход из такой ситуации автор видит в повышении социального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредственного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен индивид [12].
В исследованиях причин студенческого стресса часто отмечается, что одна из них - недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Особенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новыми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсника особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жизни. Необходимую помощь в преодолении этого негативного явления может оказать психологическая служба вузов, предоставляя различного рода консультации и помощь в организации учебной деятельности.
Одним из механизмов идентификации со средой деятельности становится чувство когерентности, описанное в концепции психического здоровья А. Антоновского [13]. Согласно концепции автора, оно связано с положительной оценкой возможностей разрешения проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий ее преодоления, положительной жизненной установкой. Чувство когерентности складывается из трех основных компонентов:
1. Понимания ситуации как меры предсказуемости ее развития;
2. Способности к преодолению стрессовых ситуаций, осознания возможности управления ходом событий как проявление личностной и социальной компетентности индивида;
3. Переживания значимости и смысла ситуации, т. е. восприятие собственной жизни как полной смысла и значения, приводящее к активному поиску решения трудных ситуаций.
Чувство когерентности как механизм преодоления стресса, включенный в процесс идентификации со средой, влияет на формирование положительных ожиданий успешности собственной деятельности, гарантирует рациональное использование своих возможностей и, тем самым, благоприятствует сохранению психического здоровья[14].
По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным следующей таблицы:
Таблица 1.
Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности (%)
Субъективные фикторы Курс
1 11 111 IV
] Удовлетворение 57,8 50,1 43,5 1 6,К
2 Соответствие эстатическим вкусам 51,7 42,3 30,4 21,9
3 Понимание личной значимости занятий 37/, 24,0 1,5 8>3
4 Понимание значимости занятии для коллектива 54,0 22Л 14,1 9,6
5 Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4
6 Духовное п-богащснкс 13,2 10,4 5,6 3,1
7 Развитие познавательных способностей ]2,9 9,8 7,1 6,2
Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.
Тревожным выводом из данной таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий [15].
Анализируя все вышесказанное, приходим к выводу, что студенческий возраст характеризуется как период активной ценностно-созидающей деятельности, но объективная структура тех отношений, в которую включается молодой человек, структура его деятельности носят ограниченный характер и не могут служить основой для формирования системы ценностей именно в направлении ценностно-целевых ориентаций в отношении к здоровью. Образование для большинства студентов вузов продолжает оставаться здоровьезатратным. Студенты подвержены различным эмоциональным переживаниям, ведущими к стрессу, аберрации неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов, в то же время, при понимании ценности здоровья в студенческий период, обладают низкой мотивацией здорового поведения. Этот факт позволяет говорить о необходимости активизации целевого вектора пассионарности личности студента как внутреннего стремления
(осознанного или неосознанного) к деятельности, направленной на
осуществление какой-либо цели - в нашем случае данная цель - это здоровье,
нуждающееся в сохранении и поддержании.
Литература
1. Философия образования ценностных ориентаций современных студентов О. Ю. Маркова, Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцвания В. В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 232 - 239 с.
2. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. [Текст] / В.П. Казначеев.
- Новосибирск, 1980. - 83 - 92 с.
3. Яруллина Л. Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений [ Текст] / Л.Р. Яруллина // Прикладная психология.
- 2002. - № 5/6. - 140-144 с.
4. Зубец О. П. Профессия как явление ценностного сознания [Текст] / О.П. Зубец // Этическая мысль. М.,ИФРАН, 2003. - 64 - 65 с.
5. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 504 с.
6. Камаев И. А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов[Текст] / И.А. Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохр. Рос. Федер. - 2002. №1. - 32 - 34 с.
7. Новиков В. И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей студенческой молодежи [Текст] / В.И. Новиков // Физическая культура и здоровье студентов. М., 1988. - 186 с.
8. Секач М. Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. [Текст] / М.Ф. Секач. - 2-е изд. - М. Академический проект: Гаудеамус, 2005. - 192 с.
9. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр «Академии», 2001. - 352 с.
10. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И. Н. Гурвич и др. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2000. - 504 с.
11. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. - 1977.
12. Siegrist J. Soziale Kriesen und Gesundheit. - Gnttingen; Hogrefe, 1966.
13. Antonovsky A. Unraveling the mystery of health. How people manage stress and stay well. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1987.
14. Психология здоровья/ Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
15. Ильинич В. И. Физическая культура студента. [Текст] / В.И. Ильинич. - М., 2002. - 130 - 204 с.