Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О "КРИЗИСЕ ВТОРОКУРСНИКА": РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О "КРИЗИСЕ ВТОРОКУРСНИКА": РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КРИЗИС ВТОРОКУРСНИКА" / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТЫ-ВТОРОКУРСНИКИ / COGNITIVE MOTIVATION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / SOPHOMORE SLUMP / SECOND-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова С.В., Чернова А.А.

В статье поднимаются вопросы связанные со спецификой переживания так называемого «кризиса второкурсника», одним из негативных последствий которого является снижение учебной мотивации студентов; анализируются результаты, полученные в ходе проведения корреляционного анализа, позволившего выявить ряд взаимосвязей познавательной мотивации и индивидуально-психологических особенностей студентов второго года обучения, рассматриваемых в качестве возможных ресурсов выхода из данного кризиса и повышения продуктивности учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Акимова С.В., Чернова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATIONS OF COGNITIVE MOTIVATION WITH INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF SOPHOMORE STUDENTS

The issues associated with experiencing of a so called «sophomore slump» are discussed; one of the negative outcomes of this phenomenon is a decrease in educational motivation so the results obtained during correlation analyses that allowed us to reveal several correlations between cognitive motivation and individual characteristics of second-year students that are believed to be possible resources of coping with the identity crisis and increasing the effectiveness of learning activity are presented.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О "КРИЗИСЕ ВТОРОКУРСНИКА": РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

УДК 159.923:378.17

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О «КРИЗИСЕ ВТОРОКУРСНИКА»: РАЗРАБОТКА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

_ _ _ _ *

И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

С.В. Акимова, А.А. Чернова

Удмуртский государственный университет

В статье поднимаются вопросы связанные со спецификой переживания так называемого «кризиса второкурсника», одним из негативных последствий которого является снижение учебной мотивации студентов; анализируются результаты, полученные в ходе проведения корреляционного анализа, позволившего выявить ряд взаимосвязей познавательной мотивации и индивидуально-психологических особенностей студентов второго года обучения, рассматриваемых в качестве возможных ресурсов выхода из данного кризиса и повышения продуктивности учебной деятельности.

Ключевые слова: «кризис второкурсника», познавательная мотивация студенты-второкурсники, индивидуально-психологические особенности.

Второкурсники - это особая категория студентов: с одной стороны, считается, что они уже преодолели проблемы, связанные с вхождением в новую образовательную среду, с которыми неминуемо сталкиваются студенты, первого курса, и потому выпадают из поля внимания служб, отвечающих за психологическое сопровождение обучаемых; с другой, - как показывают наши исследования, именно на второй год обучения приходится пик кризисных переживаний, запускающихся в процессе личностного и профессионального самоопределения [1]. Проблема «кризиса» или «синдрома» второкурсника впервые была освещена в научной литературе еще в 50-е гг. прошлого столетия.

*

Исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 16-16-18013а(р).

© Акимова С.В., Чернова А.А., 2017

Результаты исследований зарубежных авторов указывают, что студенты второго года обучения неизбежно сталкиваются с необходимостью ответственного и осознанного выбора направления обучения, ассоциирующегося с будущей профессиональной деятельностью, поиском внутренних мотиваторов учебной активности в ситуации закономерной утраты новизны образовательно среды. Согласно результатам ряда зарубежных исследований, студенты второго курса более не удовлетворены собой и склонны тратить меньше времени на академические задачи, чем первокурсники, или студенты третьего курса. При этом некоторые из них могут испытывать трудности в связи с перестройкой ценностно-мотивационной сферы [5].

Так, Дж. Паттенгейл, перечисляя основные академические трудности, характерные для студентов второго года обучения (низкий уровень академической вовлеченности; проблемы, препятствующие удовлетворительному прогрессу в течение второго года), упоминает и низкую познавательную мотивацию, в результате чего второкурсник осваивает значительно меньший объем информации по сравнению с учащимися других курсов [6]. Доказано, что становлению мотивации профессионального учения в студенческом возрасте содействует ряд индивидуальных особенностей обучаемых, а именно: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; изменение учебной мотивации объясняется потребностью в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самоосознании своей жизненной позиции; принятием решений, касающихся не только себя, но и других; устойчивостью интересов, их относительной независимостью от мнения окружающих [3]. Однако эти данные получены на выборках первокурсников, а также студентов третьего и пятого годов обучения [2, 3, 4 и др.], что свидетельствует о недостаточной изученности специфики познавательной мотивации студентов-второкурсников. Между тем, именно ценностные ориентации и мотивационные установки личности являются потенциальными источниками благополучного разрешения кризиса идентичности, переживаемого студентами на втором году обучения в вузе.

Целью нашего исследования, таким образом, стало выявление возможных личностных ресурсов, способствующих выходу из кризиса, а именно индивидуально-психологических особенностей студентов-второкурсников положительно взаимосвязанных с уровнем познавательной мотивации.

В исследовании приняли участие 127 студентов-второкурсников Удмуртского государственного университета. Использовались следующие методики: «Шкала академической мотивации», авторы Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин; многофакторный личностный опросник 16 РБ (форма С), автор Р. Кеттелл; тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантилеев; методика диагностики самоактуализации личности, автор А.В. Лазукина, в адаптации Н.Ф. Калина.

Для решения поставленной задачи - анализа взаимосвязей познавательной мотивации и индивидуально-психологических особенностей второкурсников - был проведен корреляционный анализ по Спирмену, который позволил выявить значительное количество как положительных, так и отрицательных корреляционных связей между изучаемыми показателями (см. таблицу).

Показатель «Познавательная мотивация» положительно связан со шкалами «Ориентация во времени», «Шкала ценностей», «Взгляд на природу человека», «Потребность в познании», «Стремление к творчеству», «Контактность», «Общительность», «Эмоциональная устойчивость», «Экспрессивность», «Высокая нормативность поведения», «Смелость», «Глобальное самоотношение», «Шкала самоуважение», «Шкала аутосимпании», «Шкала самоинтересов», «Шкала самоуверенности», «Шкала отношения других», «Шкала самопонимания».

Установлено, что внутренняя направленность на познание нового и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий тем выше, чем более реалистичные планы, связанные с целями, которые студенты ставят на данный момент, при этом не сравнивая их с прошедшим и с будущим, чем точнее они следуют ценностям, которые свойственны самоактуализирующейся личности (добро, порядок, самодостаточность, справедливость, простоту, истину, целостность) и стремятся к гармонии в отношениях с другими людьми, не пытаются

ими манипулировать, чем более они открыты к получению новой информации и новым интересам, не связанными с удовлетворением потребностей данной личности, чем более творчески развиты студенты и умеют устанавливать и поддерживать отношения с окружающими.

Таблица. Значимые корреляционные связи познавательной мотивации с показателями индивидуально-психологических особенностей второкурсников

Методика Показатели г Р

№ Методика диагностики самоактуализации личности Ориентация во времени 0,365 0,000

1 Шкала ценностей 0,328 0,000

2 Взгляд на природу человека 0,222 0,013

3 Потребность в познании 0,357 0,000

4 Стремление к творчеству 0,247 0,005

5 Контактность 0,254 0,004

6 Многофак-торныи личностный опросник 16 РЕ Общительность 0,360 0,000

7 Эмоциональная устойчивость 0,285 0,001

8 Экспрессивность 0,202 0,024

9 Высокая нормативность поведения 0,221 0,013

10 Смелость 0,243 0,006

11 Прямолинейность -0,188 0,035

12 Тест-опросник самоотношения Глобальное самоотношение 0,373 0,000

13 Шкала самоуважение 0,390 0,000

14 Шкала аутосимпании 0,185 0,038

15 Шкала самоинтересов 0,268 0,002

16 Шкала самоуверенности 0,384 0,000

17 Шкала отношения других 0,282 0,001

18 Шкала самопонимания 0,225 0,012

19 Методика исследования тревожности Ситуативная тревожность -0,392 0,000

20 Личностная тревожность -0,354 0,000

* Примечание: в таблице приведены только те показатели, по которым выявлены достоверные корреляции

Чем больше второкурсники ориентированы на сотрудничество, совместную работу, проявляют дипломатичность в общении, эмоциональную яркость в отношениях с людьми, общи-

тельны, легко устанавливают межличностные контакты; чем выше уровень эмоциональной сдержанности, спокойствия, устойчивости в интересах и настроении и экспансивности; чем более студенты стремятся к соблюдению общепринятых норм и правил, настойчивы в достижении целей, уравновешены, предприимчивы, умеют находить выход из сложных ситуаций, проницательны и осторожны, тем более постоянна их нацеленность на получение новых знаний.

Студенты тем более вовлечены в учебный процесс, получают удовольствие от самой учебной деятельности, чем больше верят в свои силы, способности, возможность контролировать собственную жизнь, доверяют себе, проявляют одобрение себя в целом и в частностях; чем выше интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других, ожидание как позитивного, так и негативного отношения к себе окружающих; чем выше степень принятия себя, удовлетворенность своими личностными особенностями, уровнем индивидуального развития в настоящий момент.

Показатель «Познавательная мотивация» отрицательно связан со шкалами «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Прямолинейность».

Чем выше напряжение, нервозность, беспокойство, проявляемые в настоящий момент, чем более пподвержена личность воздействию различных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей, чем выше уровень наивности, прямолинейности и бестактности во взаимоотношениях с окружающими, недисциплинирован, отсутствие проницательности, навыков анализировать мотивы другого человека простота вкусов, довольствие имеющимся, тем меньше у студентов проявляется желание узнавать новое, анализировать полученные знания и продолжать успешное обучение.

Таким образом, установлено, что познавательная мотивация взаимосвязана с показателями, отражающими состояние эмоциональной сферы (эмоциональная стабильность, экспансивность, устойчивости в интересах и настроении положительно взаимосвязаны с показателями познавательной мотивации), и с показателями, описывающими самоотношение и специфику социаль-

ного взаимодействия (обнаружены положительные взаимосвязи с большинством анализируемых показателей). Следующим этапом нашего исследования станет изучение влияния вышеописанных факторов на уровень познавательной мотивации студентов второго года обучения для выявления внутренних ресурсов выхода личности из «кризиса второкурсника».

Библиографический список

1. Вьюжанина С.А., Кожевникова О.В. «Кризис второкурсника»: особенности академической адаптации в поликультурной среде регионального вуза // Понять другого: межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире: сб. материалов пятой Всерос. науч.-практ. конф. «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (20-21 ноября 2015 г.) М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 25-26.

2. Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Муталимова А.М. Индивидуально -психологические особенности студентов с различным уровнем профессиональной мотивации учения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 3(28). С. 14-17.

3. Головешкина Н.В., Головешкин И.Д. Взаимосвязь индивидуально -психологических характеристик студентов и мотивация их обучения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2008. № 2 (Психология). С. 48-83.

4. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 83-89.

5. Helping sophomores succeed: Understanding and improving the second-year experience / ed. by M.S. Hunter, B.F. Tobolowsky,

J.N. Gardner, S.E. Evenbeck, J.A. Pattengale, M.A. Schaller, L.A. Schreinder. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2010. 336 p.

6. Visible solutions for invisible students: Helping sophomores succeed / ed. by L.A. Schreiner, J. Pattengale. Columbia: University of South Carolina, 2000. 152 p.

CORRELATIONS OF COGNITIVE MOTIVATION WITH INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF SOPHOMORE STUDENTS

S. V. Akimova, A.A. Chernova

Udmurt State University

The issues associated with experiencing of a so called «sophomore slump» are discussed; one of the negative outcomes of this phenomenon is a decrease in educational motivation so the results obtained during correlation analyses that allowed us to reveal several correlations between cognitive motivation and individual characteristics of second-year students that are believed to be possible resources of coping with the identity crisis and increasing the effectiveness of learning activity are presented.

Keywords: sophomore slump, cognitive motivation, second-year students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.