Научная статья на тему 'К вопросу о «Кризисе второкурсника» как одном из этапов академической адаптации студентов'

К вопросу о «Кризисе второкурсника» как одном из этапов академической адаптации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КРИЗИС ВТОРОКУРСНИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова Оксана Вячеславовна, Вьюжанина Светлана Александровна

Акцентируется внимание на так называемом «кризисе второкурсника», являющимся одним из важных этапов адаптации студентов к обучению в вузе. Анализируются результаты зарубежных исследований по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевникова Оксана Вячеславовна, Вьюжанина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Кризисе второкурсника» как одном из этапов академической адаптации студентов»

международный научный журнал «символ науки» УДК 159.9.07

№7/2015

ISSN 2410-700Х

Кожевникова Оксана Вячеславовна

канд. психол. наук, доцент УдГУ, г. Ижевск, РФ E-mail: oxana.ko7bevnikova@gmail.com Вьюжанина Светлана Александровна канд. психол. наук, ст. преподаватель УдГУ, г. Ижевск, РФ

E-mail: svalmy@mail.ru

К ВОПРОСУ О «КРИЗИСЕ ВТОРОКУРСНИКА» КАК ОДНОМ ИЗ ЭТАПОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Акцентируется внимание на так называемом «кризисе второкурсника», являющимся одним из важных этапов адаптации студентов к обучению в вузе. Анализируются результаты зарубежных исследований по данному вопросу.

Ключевые слова

Академическая адаптация, кризис второкурсника, высшее образование.

В настоящее время анализ проблем психологической адаптации учащихся различных уровней образовательной системы - от дошкольного до послевузовского - привлекает внимание многих ученых и педагогов-практиков. Результаты исследований, осуществляемых в различных высших учебных заведениях в РФ и за рубежом, свидетельствуют о наличии у студентов первого курса значительных затруднений на начальном этапе обучения в вузе, являющемся важной ступенью становления личности будущего профессионала и гражданина [1, с. 64]. Процесс вхождения в новую образовательную среду осложняется несовершенством механизмов обеспечения преемственности между ступенями образовательной системы [2], несформированностью профессиональных предпочтений и представлений о будущей профессии, ригидностью структуры учебно-познавательной активности обучаемых [3] и др. Не вызывает сомнения тот факт, что успешность начального этапа академической адаптации в значительной степени определяет качество полученного образования, и в конечном итоге, возможность достижения успеха в профессиональной деятельности в будущем. Для оптимизации адаптационного процесса в вузах предпринимаются различные меры: от издания и распространения информационно-просветительских материалов до организации специальных форм психологического сопровождения в случаях осложненной адаптации и дезадаптации первокурсников.

В то же самое время психологическим и академическим проблемам студентов-второкурсников внимание практически не уделяется ни на уровне учебного заведения, ни в плане осуществления соответствующих исследований. В западной, прежде всего, американской педагогике принято рассматривать так называемый «кризис» или «синдром» второкурсника, специфика которого, по мнению ряда ученых, недостаточно изучена, а негативное влияние на процесс и результаты учебной деятельности студентов существенным образом недооценивается. В ряде исследований (Tinto, 1993; Berger, 1997; Gardner 2000; Graunke, 2005; Sanchez-Legueniel, 2008; McBurnie, 2012 и др.) установлено, что студенты второго года обучения испытывают затруднения в связи со снижением мотивации и интереса к учебе, повышением неуверенности в собственных личных и профессиональных целях, сомнениями относительно связи университетского образования с реальной жизнью (в российских вузах к этим пунктам, вероятнее всего, можно было бы добавить неуверенность в правильности выбора направления подготовки / факультета), снижением социальной активности по сравнению с выпускными классами школы и первым годом обучения в университете. Бесспорно, что каждый новый год студенческой жизни ставит перед молодыми людьми новые сложные задачи: на третьем курсе студенты погружаются в изучение дисциплин специализации и начинают взаимодействовать с научным руководителем, а на четвертом - вынуждены совмещать учебу с подготовкой к итоговому госэкзамену и защите дипломной работы. Но именно на втором курсе в силу сложившихся традиций их проблемы чаще всего остаются нерешенными, а сами студенты, по меткому

176

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

выражению авторов коллективной монографии «Visible solutions for invisible students», по сути, «невидимы» для системы [4, с. 5].

В региональном вузе описываемая ситуация усугубляется еще и тем, что многим студентам, в частности, приехавшим на обучение из сельской местности, приходится адаптироваться не только к новой образовательной среде, но и к иному социокультурному окружению города. В национальных республиках добавляется этнокультурный и языковой аспект, когда представители компактно проживающих национальных меньшинств погружаются в русскоязычное информационное и коммуникативное пространство университета, ориентированного на общероссийские и общемировые ценности и смыслы. Мы полагаем, что игнорирование проблемы «кризиса второкурсника» может привести к усугублению ряда социальных проблем, связанных с академической дезадаптацией и увеличением процента отчислений из высших учебных заведений до получения законченного высшего образования.

Список использованной литературы:

1. Кожевникова О.В. Взаимосвязь социальной адаптации с личностными особенностями студентов-первокурсников // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире / отв. ред. В. В. Константинов. М.: Перо, 2014. С. 64-69.

2. Кожевникова О.В. Преемственность в образовании: представления участников образовательной системы о выпускнике школы // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 86-93.

3. Хотинец В.Ю., Мышкина С.А. Психологические особенности учебно-познавательной активности студентов разных этнических групп // Психологический журнал. 2012. №6. С. 60-72.

4. Visible solutions for invisible students: Helping sophomores succeed / Ed. by L.A. Schreiner, J. Pattengale. University of South Carolina. 2000. 152 p.

© О.В. Кожевникова, С.А. Вьюжанина, 2015

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.