Научная статья на тему 'Представления студенческой молодежи о роли отца в современной семье'

Представления студенческой молодежи о роли отца в современной семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
512
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ОТЦОВСТВО / ОТЦОВСКИЕ РОЛИ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / ЭГАЛИТАРИЗМ / PARENTHOOD / FATHERHOOD / FATHER'S ROLES / TRADITIONALISM / EGALITARIANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Надежда Юрьевна, Рябинская Елена Сергеевна

Рассматриваются представления молодых об отцовских ролях в условиях трансформаций межличностных отношений в семейной сфере. Подчеркивается, что изменения в рамках института семьи, ведущие к вариативности родительства и, как следствие, отцовства, актуализируют вопросы восприятия и закрепления новых отцовских практик, в том числе на уровне представлений и установок молодого поколения. На основании авторского исследования студентов нижегородских вузов в рамках гендерного и функционального подходов анализируются взгляды юношей и девушек на модели родительства в дихотомии «традиционализма» «эгалитаризма», мнения относительно обязанностей отца по воспитанию и уходу за ребенком на разных возрастных этапах, его качеств. Делается вывод о различиях и противоречиях во взглядах юношей и девушек относительно рассматриваемых вопросов, неодинаковой готовности молодых людей включаться в различные виды деятельности, связанные с отцовством. Несмотря на общее стремление к равенству, работу по реализации родительских функций можно разделить на «мужскую» и «женскую». Очевиден постепенный уход от традиционных представлений об отце, его качествах. От мужчины требуются б о льшая вовлеченность, гибкость в выстраивании отношений, умение сочетать иногда противоположные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW THE YOUNG STUDENTS PERCEIVE THE ROLE OF THE FATHER IN A MODERN FAMILY

The article discusses the ideas of the young people about father's roles in the context of transformations of interpersonal relations in family. It puts special emphasis on the fact that changes within the framework of the family institution resulting in parenthood variability and, as a consequence, paternity variability, raise the issues of perception and reinforcement of new paternal practices, including ideas and attitudes of the young generation. On the basis of the authors' study involving students from Nizhny Novgorod universities and using gender and functional approaches, the paper analyses the views of male and female students on the models of parenting in terms of dichotomy of «traditionalism»-«egalitarianism» as well as opinions on father's responsibilities for raising and caring for a child at different age stages and on his qualities. The authors reveal some differences and contradictions in the views of the young people of both sexes, their unequal readiness to engage in various types of paternity activities. Despite the common desire for equality, the work on implementing parental functions can be divided into «male» and «female». The gradual drift from traditional ideas about the father and his qualities is obvious. Males are required to show greater involvement, flexibility in building relationships, the ability to combine some opposite qualities.

Текст научной работы на тему «Представления студенческой молодежи о роли отца в современной семье»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (54), с. 99-105 99

УДК 316

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РОЛИ ОТЦА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

© 2019 г. Н.Ю. Егорова, Е.С. Рябинская

Егорова Надежда Юрьевна, к.соц.н.; доц.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского nadegorova@yandex. т

Рябинская Елена Сергеевна, магистрант кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского ryabinskaya95@mail. т

Статья поступила врадакцию 13.02.2019 Статья принята к публикации 29.04.2019

Рассматриваются представления молодых об отцовских ролях в условиях трансформаций межличностных отношений в семейной сфере. Подчеркивается, что изменения в рамках института семьи, ведущие к вариативности родительства и, как следствие, отцовства, актуализируют вопросы восприятия и закрепления новых отцовских практик, в том числе на уровне представлений и установок молодого поколения. На основании авторского исследования студентов нижегородских вузов в рамках гендерного и функционального подходов анализируются взгляды юношей и девушек на модели родительства в дихотомии «традиционализма» - «эгалитаризма», мнения относительно обязанностей отца по воспитанию и уходу за ребенком на разных возрастных этапах, его качеств. Делается вывод о различиях и противоречиях во взглядах юношей и девушек относительно рассматриваемых вопросов, неодинаковой готовности молодых людей включаться в различные виды деятельности, связанные с отцовством. Несмотря на общее стремление к равенству, работу по реализации родительских функций можно разделить на «мужскую» и «женскую». Очевиден постепенный уход от традиционных представлений об отце, его качествах. От мужчины требуются большая вовлеченность, гибкость в выстраивании отношений, умение сочетать иногда противоположные качества.

Ключавыа слова: родительство, отцовство, отцовские роли, традиционализм, эгалитаризм.

Введение

Трансформации, наблюдаемые в России в сфере брачно-семейных отношений на протяжении второй половины XX - начала XXI века, серьезно затронули структурные характеристики семьи. Динамика демографических показателей (низкая рождаемость и брачность, увеличение числа сожительств, высокие показатели внебрачной рождаемости, высокий уровень раз-водимости и, как следствие, увеличение числа неполных семей и повторных браков) позволяет сделать убедительный вывод об изменении состава семейной группы, нестабильности ее внешних границ [1, с. 34-53]. Но это только одна, наиболее очевидная и заметная сторона происходящих процессов, другая же, не менее важная, касается перестройки всей системы ролевого взаимодействия в современной семье. Движения в супружеской/родительской, роди-тельско-детской, родственной подсистемах характеризуются общим направлением - стремлением построить отношения на основе партнерства, эгалитаризма. В действительности это проявляется в вариативности образцов поведения [2, с. 56-57], которые могут стать источни-

ком новых проблем и противоречий, в том числе во взаимоотношениях полов. В контексте данной статьи речь пойдет в первую очередь о родительских ролях мужчины и женщины, также наполняющихся новым содержанием.

С точки зрения гендерного подхода, гендер-ные отношения реализуются по двум основным направлениям: традиционному, подразумевающему дифференциацию «мужского» и «женского», и эгалитарному, ориентирующемуся на принцип равенства между мужчинами и женщинами [3, 4]. Первую социологическую концепцию о разделении половых ролей выдвинул Т. Парсонс, один из основателей структурного функционализма. Согласно данной концепции, для существования любой социальной системы, в том числе семейной, необходимо исполнение инструментальной и экспрессивной функций, подразумевающих наличие противоположных качеств, в связи с чем один и тот же человек не может одновременно выполнять обе функции [5, с. 24]. В результате мужчина, обладающий такими качествами, как властность и жесткость, выполняет инструментальные роли в семье, а женщина, характеризующаяся такими качествами, как мягкость и умение погасить кон-

фликт, - экспрессивные [5, с. 24; 6, с. 49]. Структурный функционализм Т. Парсонса описывает традиционную модель семьи, в которой мужчина исполняет роль добытчика и кормильца семьи, а женщина - роль хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей. Однако, как было сказано выше, в современных условиях мы наблюдаем переход от традиционной модели семьи к эгалитарной, демократической, партнерской, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.

Размывание нормативов в сфере родитель-ства привело к многообразию родительских практик [7]. Изменения представлений о родительской, в том числе отцовской, роли предполагают появление и распространение новых моделей поведения современных отцов. Исследования демонстрируют большое разнообразие моделей отцовского поведения. Например, опираясь на критерии активности/пассивности отцов в поддержке матери, принятие/отвержение роли отца, О.Н. Безрукова разрабатывает следующую типологию отцовства: активно-принимающие, пассивно-принимающие, пассивно-отвергающие и активно-отвергающие отцы [8]. В соответствии с вкладом в содержание детей и степенью участия в их жизни И.О. Шевченко выделяет уникальный, активный, осведомленный и присутствующий типы поведения отцов [4]. С целью выявления стратегий активного участия отцов в уходе за детьми А.А. Темкиной и А.В. Авдеевой было проведено исследование, посвященное изучению модели «вовлеченного отцовства» в современной России [9].

Включение в родительство начинается с «теоретического уровня», предшествующего фактической реализации себя как родителя. Этот этап связан с формированием представлений, реализуемых потом в поведенческих аспектах родительства, важным структурным элементом которых выступают, в том числе, установки и ожидания относительно распределения родительских функций и ролей [10, с. 1027]. Молодой возраст, студенчество, является периодом активного осмысления себя не только как будущего профессионала, но и супруга, родителя. Учитывая существующее разнообразие моделей, закономерно поставить вопрос: насколько описанные выше тенденции и практики встраиваются в представления молодых о семье, роли отца в воспитании детей? Есть ли основания для утверждений о дальнейшем распространении инновационных пока практик «вовлеченного отцовства»? Данная проблема остается малоизученной и затрагивается в первую очередь в исследованиях по социальной

психологии, нося фрагментарный, локальный характер.

Так, в исследовании Е.А. Чикаловой 2013 г. участие принимали только юноши в возрасте от 18 до 25 лет, не состоящие в браке и не имеющие детей, обучающиеся на технических и гуманитарных специальностях в университетах Смоленска и Санкт-Петербурга, что не позволило определить степень принятия эгалитарных установок молодыми людьми и девушками, выявить возможные противоречия во взглядах. Предметом изучения стали представления, установки и мнения юношей относительно отцовского поведения. Анализ результатов показал, что большинство опрошенных (54%) ориентированы на необходимость равной включенности обоих родителей в деятельность по уходу за маленькими детьми. Однако доля респондентов, считающих, что ухаживать за маленьким ребенком должна в большей мере мать, также велика (45%). Молодые люди придерживаются мнения, что отец должен непосредственно взаимодействовать с ребенком, иметь с ним общие интересы и проводить время вместе (73%). Спорным оказался вопрос, связанный с готовностью мужчины-отца жертвовать своими профессиональными интересами ради интересов ребенка (70% юношей затруднились ответить, 22% согласились, что важнее семья и дети, 8% решили, что важнее работа и профессиональный рост) [11]. Молодые люди выразили готовность принимать одинаковое участие в совместной деятельности как с сыном, так и с дочерью (70%) [3].

Вывод о том, что отец важен для ребенка, независимо от его пола (79%), подтверждается исследованием И.О. Шевченко «Отцы и отцовство», проведенным в 2014 г. среди россиян в возрасте от 18 до 60 лет [12]. Автор подчеркивает, что обязанности отца подразумевают всестороннее участие в жизни ребенка. По мнению респондентов, это совместная работа с ребенком, обсуждение важных проблем в его жизни, занятия спортом, игры, прогулки, помощь с выполнением домашних заданий, походы в кино и развлекательные центры, сопровождение ребенка в детский сад или школу, посещение врачей, приготовление еды, материальное обеспечение ребенка. В исследовании также затрагивается вопрос, касающийся образа хорошего отца. С точки зрения опрошенных, отец должен быть ответственным, умным, понимающим, заботливым, добрым, веселым, сильным, смелым и строгим. Не до конца ясными остаются ответы на вопросы, насколько одинаково данное мнение разделяется представителями обоих полов и какова готовность молодых людей

Таблица 1

Кто должен заниматься ребенком в семье, %_

Все Юноши Девушки

Только мать 0 0 0

В большей мере - мать 8 10 5

В большей мере - отец 1 2 0

Только отец 0 0 0

Мать и отец в равной мере 81 75 86

В зависимости от пола ребенка 8 11 6

Затрудняюсь ответить 2 1 2

принимать участие в различных видах деятельности. Очевидно одно: на уровне представлений фиксируется необходимость/значимость отца не только для выполнения традиционной инструментальной функции, наличие как эгалитарных, так и традиционных взглядов на семью и распределение родительских ролей.

Характеристики исследования

Попыткой ответить на поставленные выше вопросы стало исследование «Представления студентов о роли отца», проведенное авторами в 2017-2018 гг. методом анкетного опроса. Объект исследования - студенты 3-4-х курсов (#=283) очной формы обучения естественных/технических (59%) и общественных/гуманитарных (41%) специальностей нижегородских вузов: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ им. Р.Е. Алексеева и Высшей школы экономики. Доля юношей среди опрошенных составила 48%, девушек - 52%. Что касается семейного положения, большинство (57%) молодых людей были не женаты (не замужем), 29% имели постоянного партнера, но совместно с ним не проживали, 10% жили в так называемом «гражданском браке», и лишь 5% юношей и девушек состояли в официально зарегистрированных отношениях. Практически все молодые люди (99%) в момент опроса не имели детей, однако большинство в будущем планируют стать родителями: 8% - одного ребенка, 14% -одного-двух детей, 46% - двоих детей, 8% -двоих-троих, 14% - троих и более детей, а следовательно, задумываются о возможных вариантах распределения обязанностей по уходу и воспитанию ребенка в семье. Правда, 10% пока либо не хотят детей, либо не думали об этом. На последних курсах студенты, как правило, еще не работают (51%), однако треть опрошенных студентов подрабатывает время от времени (32%), а пятая часть - работает постоянно (18%).

В качестве рабочих были выдвинуты следующие гипотезы:

- нормативная модель современного отцовства в представлениях студентов предполагает

широкий набор обязанностей, подразумевающих активное участие мужчины и в воспитании ребенка, и в уходе за ним на разных возрастных этапах;

- представления юношей и девушек о роли отца в современной семье расходятся. Требования девушек выше, они чаще ориентированы на равенство в распределении родительских функций, более активное вовлечение мужчин во все виды обязанностей, связанных с родительством.

Результаты исследования:

каким должен быть современный отец?

По мнению большинства юношей и девушек, родительство является обязанностью обоих партнеров (81%), что свидетельствует о расположенности молодых людей к эгалитарной модели родительства. Необходимость разделения родительской ответственности наиболее выражена в представлениях девушек (86% и 75% соответственно). Каждый десятый опрошенный полагает, что это зависит от пола ребенка. Столько же молодых людей считают, что воспитание ребенка является обязанностью матери. Юношей, придерживающихся данных позиций, в два раза больше, чем девушек (11% и 6%, 10% и 5% соответственно) (табл. 1). Таким образом, представления юношей о родительстве оказываются более традиционными.

Результаты исследования показывают, что в целом уровень эгалитаризма выше, чем уровень традиционализма. Среднее по суждениям, характеризующим эгалитарную модель родительства, составляет 4.1, а среднее по суждениям, связанным с традиционной моделью, - 2.7. По мнению молодых людей, мужчина должен разделять с женщиной обязанности по уходу за ребенком. Степень вовлеченности отца в общение и игру с ребенком должна быть, как у матери. При этом мужчина должен оставаться лидером в семье. То есть в представлениях студентов доминирует эгалитарная модель родитель-ства с традиционными элементами. Значения средних показателей подтверждают вывод о большей расположенности девушек к эгалитарной модели родительства, а юношей - к традиционной (4.2 и 4.0 - ориентация девушек и

Таблица 2

Ориентация студентов на модели родительства (средний балл, где 1 - совсем не согласен, 5 - полностью согласен)_

Суждения | | Средний балл

Ориентация на традиционную модель родительства

Мужчина должен быть лидером в семье юноши 4.0 4.2*

девушки 3.9*

Отец не обязательно должен быть включен в повседневную заботу о ребенке, он воспитывает его своим примером юноши 2.8 3.0*

девушки 2.7*

Реальные взаимоотношения отца с ребенком по большей части осуществляются при посредничестве матери юноши 2.1 2.0*

девушки 2.3*

Отцу не следует открыто проявлять ласку и нежность к ребенку юноши 2.0 2.4*

девушки 1.6*

Ориентация на эгалитарную модель родительства

Отец должен оказывать эмоциональную поддержку матери и ребенку юноши 4.5 4.5*

девушки 4.6*

Отец должен заниматься совместной деятельностью с ребенком (прогулки, походы, игры, кино и т.п.) юноши 4.5 4.4*

девушки 4.6*

Отец всегда должен находить время на ребенка, когда ребенку это необходимо юноши 4.2 4.1*

девушки 4.4*

Мужчина должен разделять с женщиной обязанности по уходу за ребенком юноши 4.2 4.1*

девушки 4.3*

Степень вовлеченности отца в общение, игру с ребенком должна быть, как у матери юноши 3.9 3.7*

девушки 4.0*

*Разница статистически значима при р<0.05.

юношей на эгалитарную модель соответственно; 2.6 и 2.8 - ориентация девушек и юношей на традиционную модель соответственно) (табл. 2). Стоит обратить внимание, что во всех без исключения суждениях фиксируется статистически значимая разница во взглядах представителей разных полов. То есть демократизация семейных отношений происходит разными темпами в представлениях девушек и юношей.

Согласно результатам исследования, роль отца предполагает широкий набор функций, связанных с поддержкой женщины во время беременности и родов, а также включенностью в процесс воспитания ребенка на всех этапах его развития (младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возрасты).

По мнению большинства молодых людей, мужская поддержка во время беременности партнерши должна заключаться в проявлении терпения и заботы (96%), выполнении домашних обязанностей (82%), совместных прогулках (84%) и посещении детских магазинов и врачей (64%). Многие также считают, что будущему отцу следует помогать своей партнерше с выбором родильного дома и акушерки (47%). Однако молодые люди редко называют обязанности, непосредственно связанные с родами (подготовка к рождению ребенка в семейных группах (27%), совместный просмотр обучающих фильмов (14%), присутствие при родах (18%)). Стоит отметить, что девушек, считающих необходимой подготовку к рождению ребенка в семейных группах, в два раза больше, чем юно-

шей (35% против 18%). В свою очередь, юношей, считающих необходимым присутствие мужчины при родах, почти в три раза больше, чем девушек (27% против 10%). То есть девушки считают, что женщина нуждается в поддержке на протяжении всей беременности, а по мнению юношей, помощь беременной партнерше необходима непосредственно во время родов (табл. 3).

Отец должен уделять внимание ребенку независимо от его пола. Так как серьезных различий в воспитании дочери и сына выявлено не было, рассмотрим обязанности отца по отношению к дочери.

По мнению большинства опрошенных студентов, в период младенчества и раннего детства отец должен играть с ребенком (средний балл - 4.4), учить читать (средний балл - 4.3), укладывать спать (средний балл - 4.2), вставать ночью, когда ребенок проснулся (средний балл - 4.1), кормить (средний балл - 3.9), купать (средний балл - 3.9) и пеленать (средний балл - 3.8), а также взять отпуск по уходу за ребенком, если этого не может сделать мать (средний балл - 3.7).

В период дошкольного и школьного возрастов отец должен участвовать в процессах обсуждения вопросов и принятия решений об образовании и развитии ребенка (средний балл -4.5), интересоваться жизнью ребенка (средний балл - 4.5), играть с ним в различные игры (средний балл - 4.5), гулять на свежем воздухе (средний балл - 4.5) и ходить в кино (средний балл - 4.5), отводить его в детский сад и за-

Таблица 3

Восприятие студентами необходимости мужской поддержки при беременности и родах, %

Поддержка Все Юноши Девушки

Проявление терпения, заботы и т.п. 96 93 99

Совместные прогулки 84 85 82

Выполнение домашних обязанностей 82 79 84

Совместное посещение детских магазинов, обсуждение детских товаров 64 61 67

Совместное посещение врачей 55 57 53

Выбор родильного дома, врача, акушерки 47 50 45

Подготовка к рождению ребенка в семейных группах (освоение техники дыхания, приемов обезболивания родов и т.п.) 27 18 35

Присутствие при родах 18 27 10

Совместный просмотр обучающих фильмов про беременность и роды 14 13 14

Разница статистически значима с использованием критерия %-квадрат при р<0.05.

бирать из школы (средний балл - 4.3), взять больничный по уходу за ребенком, если этого не может сделать мать (средний балл - 4.2), общаться с педагогами ребенка (средний балл -4.0) и ходить на родительские собрания (средний балл - 4.0), посещать врачей вместе с ребенком (средний балл - 4.0).

И снова девушки оказываются более требовательны к родительской роли мужчины. Они чаще отмечают, что отец должен играть с ребенком (средний балл - 4.5 и 4.3 соответственно), укладывать его спать (средний балл - 4. 4 и 4.1 соответственно), кормить (средний балл -4.1 и 3.7 соответственно), купать (средний балл -4.0 и 3.7 соответственно) и пеленать ребенка (средний балл - 4.0 и 3.5 соответственно). Девушки в большей степени убеждены, что отец должен интересоваться увлечениями, успехами и проблемами своего ребенка (средний балл -4.6 и 4.4 соответственно), играть с ним в настольные и развивающие игры (средний балл -4. 6 и 4. 4 соответственно), ходить в кино, цирк и т.п. (средний балл - 4. 6 и 4. 4 соответственно).

Необходимо отметить, что деятельность, связанная с организацией досуга ребенка и в период младенчества и раннего детства, и дошкольного и школьного возрастов, гораздо чаще рассматривается как подходящая для отца, чем рутинная, ежедневная, обеспечивающая постоянный уход за маленькими и подрастающими детьми. Так, среди возможных обязанностей игры с маленьким ребенком имеют наибольшее среднее значение (4.4), чем его кормление, купание и пеленание (средний балл - 3.9, 3.9 и 3.8 соответственно), а в более старшем возрасте прогулки на свежем воздухе, походы в кино и цирк (средний балл - 4.5) являются более популярными видами деятельности, чем общение с воспитателями и учителями, посещение родительских собраний (средний балл - 4.0) (табл. 4).

В рамках исследования молодым людям было предложено с помощью метода семантического дифференциала определить качества «хорошего» отца, оценив предложенные пары антонимов по 7-балльной шкале. Большинство студентов отметили, что отец должен быть надежным (средний балл - 1.5) и сильным (средний балл - 1.6), отзывчивым (средний балл - 1.7) и заботливым (средний балл - 1.9), активным (средний балл - 2.0) и внимательным (средний балл - 2.0), терпеливым (средний балл - 2.1), хозяйственным (средний балл - 2.3), добрым (средний балл - 2.5) и чутким (средний балл -2.5). По мнению молодых людей, отец скорее должен быть требовательным, чем снисходительным (средний балл - 2.8), ласковым, чем суровым (средний балл - 3.0). Следовательно, образ авторитарного, жесткого, сурового отца постепенно уходит в прошлое. От мужчины требуют эмоциональной включенности, вовлеченности в жизнь ребенка, в процесс воспитания. Несмотря на допустимость проявления теплых чувств, отец должен оставаться требовательным, гибко сочетая такие качества, как мягкость и жесткость (средний балл - 3.6), властность и демократичность (средний балл -3.9), эмоциональность и сдержанность (средний балл - 4.0), что очень не просто и предполагает постоянную работу над собой, умение управлять своими эмоциями, оценивать и контролировать свои поступки и поведение как родителя.

Девушки чаще юношей отмечают, что отец должен быть внимательным (средний балл - 1.8 и 2.2 соответственно) и заботливым (средний балл - 1.6 и 2.2 соответственно), добрым (средний балл - 2.1 и 2.8 соответственно), чутким (средний балл - 2.4 и 2.7 соответственно), ласковым (средний балл - 2.5 и 3.6 соответственно), мягким (средний балл - 3.3 и 3.9 соответственно) и эмоциональным (средний балл - 3.7 и 4. 4 соответственно).

Таблица 4

Обязанности отца по отношению к дочери (средний балл, где 1 - совсем не согласен, 5 - полностью согласен)_

Суждения 1 Пол | Средний балл

Младенчество, раннее детство

Играть с ребенком юноши 4.4 4.3*

девушки 4.5*

Учить читать ребенка юноши 4.3 4.2

девушки 4.3

Укладывать ребенка спать, читать сказки юноши 4.2 4.1*

девушки 4.4*

Вставать ночью, когда ребенок проснулся юноши 4.1 4.0

девушки 4.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кормить ребенка юноши 3.9 3.7*

девушки 4.1*

Купать ребенка юноши 3.9 3.7*

девушки 4.0*

Пеленать, переодевать ребенка юноши 3.8 3.5*

девушки 4.0*

Взять отпуск по уходу за ребенком после его рождения, если этого не может сделать мать юноши 3.7 3.6

девушки 3.7

Дошкольный, школьный возраст

Интересоваться жизнью ребенка (увлечениями, успехами, проблемами и т.п.) юноши 4.5 4.4*

девушки 4.6*

Играть с ребенком в настольные, развивающие игры юноши 4.5 4.4*

девушки 4.6*

Гулять с ребенком на свежем воздухе (во дворе, в парке и т.п.) юноши 4.5 4.4

девушки 4.6

Ходить с ребенком в кино, цирк, музеи, театры и т.п. юноши 4.5 4.4*

девушки 4.6*

Участвовать в процессах обсуждения вопросов и принятия решений об образовании и развитии ребенка юноши 4.5 4.5

девушки 4.5

Забирать ребенка из детсада, школы, кружков юноши 4.3 4.2

девушки 4.3

Взять больничный по уходу за ребенком, если этого не может сделать мать юноши 4.2 4.1

девушки 4.3

Общаться с педагогами (воспитателями, учителями и т.п.) юноши 4.0 4.1

девушки 4.0

Ходить на родительские собрания юноши 4.0 4.0

девушки 4.0

Посещать врачей с ребенком юноши 4.0 4.0

девушки 4.0

*Разница статистически значима при p<0.05.

Выводы

Результаты исследования показывают, что представления молодых о распределении родительских обязанностей в семье существенно отходят от традиционного восприятия отцовства. И юноши, и девушки выступают за равное участие в процессе воспитания ребенка, чаще ориентируясь на эгалитарную модель выстраивания отношений в родительской сфере. Отец должен присутствовать в жизни ребенка на всех этапах взросления, в том числе во время беременности поддерживать партнершу, что не может не радовать. В сравнении с традиционной роль отца значительно расширяется и требует от мужчины иных качеств: чуткости, внимания, заботы, эмоциональной вовлеченности, причем в сочетании с требовательностью и силой.

Исследование показало, что не во все виды деятельности молодые люди готовы включаться одинаково охотно. Современный отец должен скорее организовывать досуг ребенка, развлекать его, а не ухаживать за ним. Несмотря на декларируемое стремление к равенству, обязанности по уходу за ребенком остаются все же за женщиной. Таким образом, деление работы на «мужскую» и «женскую», в том числе в сфере родительства, никто не отменяет.

Анализ результатов четко выявил тендерный аспект в восприятии отцовских функций. Мужчины не очень стремятся отказываться от лидерства в семье, считая необходимым включаться в процесс взаимодействия с ребенком, но не так активно, как этого требуют девушки. По отдельным вопросам их мнения могут серьезно

отличаться, создавая поле для новых противоречий и конфликтных ситуаций.

Безусловно, движение к равенству, партнерству и, как следствие, к большей ответственности отцов однозначно стоит оценивать как положительное. Но требования к современному отцу высокие и иногда противоречивые. Вопрос, как современный мужчина будет выстраивать свою стратегию в стремлении к идеалу, пока остается без четкого ответа.

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый РФФИ совместно с субъектами Российской Федерации. Тема: Здоровьесбе-режение в практиках современной нижегородской семьи. Номер темы - 18-411-520002. Руководитель -З.Х. Саралиева.

Список литературы

1. Саралиева З.Х., Воронин Г.Л., Судьин С.А., Шпилев Д.А. [и др.]. Семейная экосистема человека: Монография. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2018. 225 с.

2. Саралиева З.Х., Блонин В.А., Егорова Н.Ю. [и др.]. Жизненные миры современной российской семьи: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2015. 264 с.

3. Чикалова Е.А. Представления молодежи об отцовском отношении к дочерям и сыновьям // Социологические аспекты трансформации российского общества: Материалы региональной молодежной научной конференции. Санкт-Петербург, 20-21 июня 2013 г. / Отв. ред. К.С. Дивисенко, О.В. Озерова, П.И. Лешуко-ва. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 6-15.

4. Шевченко И.О. Институт отцовства: состояние, тенденции, проблемы // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. №3. С. 278-286.

5. Социология гендерных отношений: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. З.Х. Саралиевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 270 с.

6. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2016. 210 с.

7. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

8. Безрукова О.Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов // СОЦИС. 2013. №11. С. 118-130.

9. Авдеева А.В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // СОЦИС. 2012. №11. С. 95-104.

10. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.

11. Чикалова Е.А. Мнения молодых мужчин относительно поведения в рамках отцовской роли // Мужское и женское: сотрудничество и конфронтация: Сборник научных трудов Международной научной конференции 3-4 марта 2016 года / Под общ. ред. В.Е. Быданова, Н.А. Вахнина, О.А. Штайн. СПб.: Горный университет, 2016. С. 316-322.

12. Шевченко И.О. Представления россиян об отцах и отцовстве // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7. С. 144-152.

HOW THE YOUNG STUDENTS PERCEIVE THE ROLE OF THE FATHER IN A MODERN FAMILY

N.Yu. Egorova, E.S. Ryabinskaya

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article discusses the ideas of the young people about father's roles in the context of transformations of interpersonal relations in family. It puts special emphasis on the fact that changes within the framework of the family institution resulting in parenthood variability and, as a consequence, paternity variability, raise the issues of perception and reinforcement of new paternal practices, including ideas and attitudes of the young generation. On the basis of the authors' study involving students from Nizhny Novgorod universities and using gender and functional approaches, the paper analyses the views of male and female students on the models of parenting in terms of dichotomy of «traditionalism» -«egalitarianism» as well as opinions on father's responsibilities for raising and caring for a child at different age stages and on his qualities. The authors reveal some differences and contradictions in the views of the young people of both sexes, their unequal readiness to engage in various types of paternity activities. Despite the common desire for equality, the work on implementing parental functions can be divided into «male» and «female». The gradual drift from traditional ideas about the father and his qualities is obvious. Males are required to show greater involvement, flexibility in building relationships, the ability to combine some opposite qualities.

Keywords: parenthood, fatherhood, father's roles, traditionalism, egalitarianism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.