Научная статья на тему 'Представления селькупов о происхождении жизни по данным мифологии и языка'

Представления селькупов о происхождении жизни по данным мифологии и языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
256
36
Поделиться
Ключевые слова
мифология / селькупский язык / происхождение жизни / картина мира

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Байдак Александра Владимировна

Проведен анализ мифологических представлений о происхождения жизни человека, содержащиеся в селькупских фольклорных источниках и в материалах этнографов. Показано как они отражаются в языке селькупов. Предположено, что языковой материал и мифологические сюжеты, зафиксированные у селькупов, отражают представления о сотворении жизни, как через верхний, так и через нижний мир.

The mythological ideas of human lie origin containing in Selkup folklore sources and materials of ethnographers have been analyzed. It is shown how they are reflected in Selkup language. It is supposed that language material and mythological subjects set by Selkup reflect the ideas of life creation both through upper and lower world.

Текст научной работы на тему «Представления селькупов о происхождении жизни по данным мифологии и языка»

Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6

вантно для выявления жанровой специфики научно-образовательного дискурса. Дальнейшее развитие заявленных в работе идей позволит более предметно изучить полидискурсивную природу совре-

менного университета, описать его дискурсивно-образующие концепты и те жанрообразующие признаки, которые будут являться сущностными для идентификации дискурса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаспаров Б.М. Лингвистика языкового существования // Новое литературное обозрение. - 1996. - № 9. - 352 с.

2. Арутюнова Н.Д. Дискурс / В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 682 с.

3. Кашкин В.Б. Сопоставительные исследования дискурса / В сб.: Концептуальное пространство языка / под ред. Е.С. Куб-ряковой. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2005. -С. 337-353.

4. Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. - 1994. - № 5. - С. 126-139.

5. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. -280 с.

6. Белозерова Н.Н. Когнитивные модели дискурса. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004. - 254 с.

7. Денисова Н.В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2008. - 22 с.

8. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. - М.: Флинта, 2006. - 224 с.

9. Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений. - М.: Изд-во «Языки славянской культуры», 2006. - 224 с.

10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -М.: Гнозис, 2004. - 390 с.

11. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. - Вып. 1. - С. 88-99.

12. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 307 с.

13. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium. -1995. - № 1-2. - С. 65-71.

14. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

Поступила 31.05.2010 г.

УДК 811.511.21

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЕЛЬКУПОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ ПО ДАННЫМ МИФОЛОГИИ И ЯЗЫКА

А.В. Байдак

Томский политехнический университет E-mail: aleksandrabaydak@mail.ru

Проведен анализ мифологических представлений о происхождения жизни человека, содержащиеся в селькупских фольклорных источниках и в материалах этнографов. Показано как они отражаются в языке селькупов. Предположено, что языковой материал и мифологические сюжеты, зафиксированные у селькупов, отражают представления о сотворении жизни, как через верхний, так и через нижний мир.

Ключевые слова:

Мифология, селькупский язык, происхождение жизни, картина мира. Key words:

Mythology, the Selkup language, the origin of life, the world view.

Значительная обособленность южных и северных моделей селькупского мироздания позволяет констатировать различные мифологические образы, объединенные функцией «подателей жизни». В данной статье анализируются мифологические представления о происхождения жизни человека, содержащиеся в селькупских фольклорных источниках и в материалах этнографов; проводится поиск отражений мифологических представлений в языке селькупов с привлечением этнонимов - самоназваний селькупских групп, а также уральских и самодийских реконструкций.

В традиционных представлениях селькупов, описанных этнографами, с «подачей» жизни соотносится верхний мир и мифологические персонажи, населяющие верхний мир, нижний мир соотносится со смертью. В вертикальной картине мира верхним миром является небо, нижним миром является, соответственно, подземелье. В горизонтальной (более ранней) картине мира селькупов верхним миром считается верховье реки, нижним миром - нижнее течение реки. Представленный в данной статье, мифологический и языковой материал свидетельствует о том, что жизнь может «за-

рождаться» как из верхнего, так и из нижнего мира (из-под земли, из нижнего течения реки).

По одной из версий, существующих в мифологических представлениях селькупов, люди произошли от «своей» земли. Они сами «вылезли» из земляного мха-травы наружу и, теперь они «как вши на голове, по земле бегают». Таким образом, считается, что людей породила земля-мать [1]. На языковом материале эти мифологические представления отражаются в самоназваниях локальных групп селькупов, которые, представляют собой атрибутивные словосложения или словосочетания, вторым компонентом которых является слово qum ~ qup 'мужчина, человек', а первым - имя со значением 'земля, глина'. Компонентный анализ позволяет выделить, по крайней мере, два этнонима -самоназвания, которые буквально могут быть переведены как 'земляной' человек' ('глиняный человек'): этноним t'uje-qum ~ t'Uj-qum и этноним cu-mil'-qup, где t'u, cu 'земля, глина'. Тюйкумы проживали согласно данным М.А. Кастрена и А.П. Дуль-зона в низовьях р. Чулыма. Однако отдельные примеры с употреблением такого самоназвания обнаруживаются и у информантов верховий Кети, возможно, приехавших туда с р. Чулым в середине XX в.: Лос. t'ujqulla qdnaksepal'd'uwat qannd 'Тюйку-лы на собаках зимой ездят'; t'ujqulla mat't'on mekwa-dat t'oj madila 'Тюйкулы строят в тайге берестяные чумы'. Чумылькупы проживают на притоках р. Оби - Тыме и Васюгане (до устья р. Чижапки), и на самой Чижапке - правом притоке Васюгана), Парабеле и на Оби в промежутке между устьем Ты-ма и средним устьем Кети. Приведем примеры с самоназванием «чумылькуп»: Нап. mat cumilqup 'Я -чумылькуп'; Чиж. cumdlqut tum nadiradit 'Чумыль-купы огонь любят'.

Что касается самоназвания северной этногруп-пы селькупов söl'-qup или sOl'-qup, то оно трактуется как результат контаминации двух основ: so- 'земля, глина' или sot- 'тайга, лес' и qum ~ qup 'мужчина, человек', соединенных между собой суффиксом прилагательного -l', при этом трактовка данного этнонима как 'таежный (лесной) человек' менее вероятна, поскольку северные селькупы как раз не являются таежными жителями [2]. Непосредственное сопоставление söl'-qup с самоназваниями, представленными у южных селькупов Sos-qup и sussd-qum, встречает трудности, связанные с тем, что в южных диалектах словообразовательнаямо-дель, которая позволяла бы видеть в sos-qup и sussd-qum дериват от основы sot-, sut- 'лес' или от основы sud- 'глина, земля', «неизвестна и непонятна» [3. C. 41].

О том, что земля осмысливалась селькупами как прародительница всего живого, свидетельствуют также речевые контексты из материалов М.А. Кастрена: cuec mundeng ima, mundeng apsetem-bad 'Земля - мать всех, земля кормит всех' (Die Erde ist die Mutter von allen, die Erde ernährt alle); mundeng apsetebel cuec mundeng ima 'Всех кормящая зе-

мля - мать всего' (Die alle ernährende Erde ist die Mutter von allen) [4]. Реликты подобных представлений сохранились и у других, родственных селькупам, народов. В частности, для мировоззрения нганасан характерно представление о том, что «Земля рождала самостоятельно, без участия мужского начала» [5. C. 21]. Интересно отметить, что представления о рождении человека «из земли» распространены в отдельных древневосточных (особенно месопотамской) традициях - шумерской, аккадской, хурритской (и под их влиянием попадающих в позднейшую хеттскую традицию). Этимологические тождества обозначений 'человека' и 'земли' обнаруживаются в индоевропейских языках, ср.: хет. tekan, др.-инд. ksam-, лат. humus, лит. zeme, латыш. zeme, ст.-слав. zemlja 'земля'; лат. homo, гот. gu-ma, ст.-лат. hemo, ст.-лит. zmuo, прус. smoy 'человек'^. C. 821].

У южных селькупов мифологическим воплощением земли как прародительницы жизни является персонаж paja или pajaga 'старуха, старуха Земли', присутствующий в ряде фольклорных текстов. По представлениям селькупов люди вылезли на свет из болотной кочки n'aril ol букв. 'болотная голова', являющейся головой Старухи Земли [7]. N'aril ol -это языковая метафора, участвующая в процессах «вторичной номинации» - переносе названия одного явления на другое, использование внутренних ресурсов языка. Мышление человека устроено таким образом, что всякое новое явление познается через старое, уже знакомое. В первую очередь происходит сравнение внешнего мира с самим собой, то есть человек, видя новое, подбирает для этого явления нечто похожее из того, что имеет сам.

По данным мифологии селькупов 'Старуха Земли' живет в низовье реки, герои фольклорных произведений попадают к ней, спускаясь вниз по течению реки [7. C. 236]. Данное представление следует соотнести с одной из возможных этимологических трактовок самоназваний селькупов, предложенных Е.А. Хелимским. Он полагает, что основа *s'öSd сопоставима с нган. Kin's'i-: kin's'ini 'ниже по реке', kin's'id 'низовской, область нижнего течения реки'. Общесамодийская праформа реконструируется как *künsi или *künsd [3]. Если принять данную этимологию (тем более что обозначение «низовский человек» в качестве самоназвания в полной мере отражает этническую историю селькупов, включавшей в себя миграцию из районов исходного расселения «Томск - Красноярск -Енисейск»), то становится понятной локализация персонажей, выполняющих в мифологических представлениях селькупов функцию подателя жизни, в нижнем течении реки.

В мифологии северных селькупов функции тво-рительницы жизни приписывают персонажу ilintil' kota imil'a 'живущая старуха-бабушка', 'жизненная старуха'. Этот мифологический персонаж выявлен только на северноселькупском материале. Ilintil' kota imil'a - одно из главных действующих лиц в

Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 31б. № б

пантеоне северных селькупов, старуха-прародительница, распоряжающаяся жизнью и смертью человека, рождением детей. В сюжетах селькупских фольклорных текстов она выступает в разных персонажах. На основании этих сюжетов прослеживаются основные функции ¡Until' kota: она хранит души еще не родившихся людей в огромном железном доме или в дупле семикорневого дерева и посылает их из верхнего мира на землю на кончиках солнечных лучей, ведет записи в книге судеб, дает березу для первой люльки новорожденному и кедр для гроба умирающему, следит за воспитанием девушек до замужества, выдает шаману его атрибуты. В одном из преданий рассказывается об установлении ilintil' kota брачных норм и обычаев «стыдиться». На южноселькупском языковом материале данная мифологема не зафиксирована.

По мнению Е.Д. Прокофьевой, селькупы придают определению ilintyl' значение 'вмещающая жизнь', 'обладающая жизнью' и т. п. Действительно, ilintyl' kota давала жизнь людям, посылая людские души из верхнего мира в средний мир на кончиках солнечных лучей. Луч солнца и душа называются одним словом - ilsat [7]. Представления о зарождении жизни посредством солнечного луча близки представлениям, записанным у ваховских хантов, которые считали, что Пугос лунг 'Мать-дух' «маленьких ребят выкачивает» в колыбели на крыше своего жилища, «таких маленьких, что и на глаз не видно», а при восходе солнца с первым лучом посылает их на землю; «куда этот луч попадает впервые, там и родится ребенок - все равно остяк ли, русский ли» [8].

Согласно другой версии подателем жизни у селькупов является Нум (Ном, Ноп) 'Бог'. Через своего посланника Ноп Куллу Сулл 'Крылатого духа' Бог внедряет душу родившемуся человеку. Точно также Ноп через отверстие в небе посылает на землю шерстинки и семена, из которых появляются звери и ягоды для пропитания людей [7]. Селькупское слово num обнаруживается уже в самых ранних исторических и лексикографических источниках, например в записях Ф. Страленберга (1730 г.) в районе п. Нарым зафиксирован вариант nop, а в районе п. Чулым - num в значениях 'бог', 'погода'. В других самодийских языках это слово представлено в аналогичных значениях в словниках XVII-XVIII вв., например в нен. num, км. num, кб. num, в мт. num [9]. Данное слово относится к прауральскому лексическому пласту. Этимологический ряд прауральской реконструкции *nu-, *no-, *num3- по данным этимологического словаря Б. Коллиндера складывается из обско-угорских и самодийских данных: мс. num, numi 'верх, верхняя часть, расположенный на вершине, наивысший', numi-taárem 'бог небес', numen 'над, на, сверху'; х. num 'верхний , вершина, небеса, небо'; нен. num 'небо, небеса, воздух, бог', ск. nom, nop, num 'небо, бог'; км. num 'небо, небеса, гром'; кб., мт., тг. num 'небо, небеса, бог' [10]. Для прасамодийского со-

стояния Ю. Янхуненом реконструирована прафор-ма *num 'небо, погода, бог'. Эта реконструкция опирается на данные ненецкого, селькупского, ка-масинского, маторского и койбальского языков [11. С. 104]. У нас есть все основания полагать, что представление о Нуме как о божестве - подателе жизни не является исконным в картине мира селькупов. На это обстоятельство указывала Е.Д. Прокофьева в своей работе «Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана»: «HyM - божество, мало вмешивающееся в жизнь смертных людей. К нему непосредственно не обращались. Лишь в шаманских песнях начала XX в. имеется непосредственное обращение к богу (nyMmbi). Шаман поет и плачет ... он бога молит ...о людских душах» [12. С. ЗЗб]. По-видимому, такое представление развилось на основе влияния русской (христианской) культуры (XYII в.).

Семантический анализ селькупского слова num позволяет выявить следующий путь развития его значения: пространство горизонтальное ^ внешнее, верхнее пространство, верхний мир, небо ^ сверхъестественное активное начало, податель погоды ^ дух, бог. Характерно, что все предыдущие значения не снимаются в конце. Данные этапы семантического развития соответствуют трем периодам культурного развития селькупов (доанимисти-ческому, анимистическому, христианскому) [1З]. Значение слова num 'бог, распоряжающийся жизнью человека, высшее существо' реализуется в следующих речевых контекстах: таз. nop qdtqolamty 'Бог (меня) убить собрался'; imaty nik kdtynyty : «tan ird, kosnyj cely yky koraläs, nom nil'cik sinty mdnty». 'Жена так сказала: «Ты, муж, каждый день не ходи на охоту, бог так тебя сделал»; nomty lagkysäsyk, mol mat kin'cap 'Богу кричи, мол (это) мой запор'; los-ira lagkyn'n'a: «nop n'i qajym assa kdtyty» 'Черт-старик кричит: «Бог ничего не сказал»'; nom ej ukkyr, nom ej ukkyr 'Боже, еще один (кусочек)!'; об.с. qun qwej nomnd wazedikuq 'Человеческая душа к богу улетает'; Ласк. nop enne warga, tab wes' konZirnit 'Бог наверху живет, он все видит'.

С формальным введением христианства в селькупскую среду слово num вошло в обороты, связанные со служением церкви: nomd omtang '(Я) богу молюсь (Ich bete zu Gott)' [4]; Ив. nomdigu 'помолиться'; man ilam, nelam nomn aza nomdikwat 'Мои сыновья, дочери богу не молятся'; об.с. man d'at nomt nomtik 'За меня богу помолись!'; кет. nunni as nomittiq 'Богу не молится (он)'; Вольд. ukkir idi ukki-rin nomn omta, tab onz pirimdi krostaye mespat ' Один сын все богу молится, он все крестится (букв. сам себя крестом делает)'; nuun-maat 'церковь (букв. бога дом)'; Ласк. nobtispigu 'богохульствовать' и т. д. Таким образом, для современной картины мира селькупов характерно «христианское» представление о боге, как о высшем существе, распоряжающемся жизнью человека.

Итак, мифологические сюжеты и языковой материал свидетельствуют о том, что «творение жиз-

ни» может осуществляться как через верхний, так и через нижний мир. С выполнением данной функции через верхний мир связана североселькупская мифологема Илынтыль-кота, а также представление о Нуме как о подателе жизни, которое развилось на основе влияния русской (христианской) культуры. Доказательством того, что жизнь может происходить и через нижний мир являются представления о способности «самой земли» «рожать» людей и все живое. Отражение таких представле-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. - 424 с.

2. Хайду П. Селькупский язык // Уральские языки и народы. -М.: Прогресс, 1985. - С. 132-137.

3. Хелимский E.A. Schosselgub у Г.Ф. Миллера и самоназвания селькупов // Г.Ф. Миллер и изучение уральских народов. -Гамбург: Ин-т уралистики и финно-угроведения, 2005. -C. 41-46.

4. Castren M.A., Lehtisalo T. Samojedische Sprachmaterialien. - Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1960. - 462 S.

5. Грачева Г.И. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. - Л.: Наука, 1983. - 172 с.

6. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. - Благовещенск: БГК им. Бодуэна де Кортенэ, 1998. - 420 с.

7. Тучкова H.A., Кузнецова A.K, Казакевич O.A., Ким-Мало-ни A.A., Глушков С.В., Байдак A.B. Мифология селькупов. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 382 с.

8. Шатилов М.Б. Ваховские остяки. Этнографические очерки. Труды Томского краевого музея. - Томск, 1931. - Т. 4. - 174 с.

9. Donner K. Samojedische Worterverzeichnisse. - Helsinki, 1932. -T. 54. - 307 S.

ний сохраняются на языковом уровне в этнонимах - самоназваниях t'ujequm ~ t'üjqum и cu-mil'qup 'земляной человек, в самых ранних текстовых материалах М.А. Кастрена. Кроме того, мифологическим воплощением земли как прародительницы жизни у южных селькупов является персонаж paja 'старуха Земли', которая локализируется не в верхнем, а в нижнем течении реки, что соответствует представлениям о нижнем мире в горизонтальной модели.

10. Collinder B. An etymological dictionary of the Uralic languages. -Stockholm, 1955. - 211 p.

11. Janhunen J. Samojedischer Wortschatz. Gemeinsamojedische Etymologien. - Helsinki, 1977. - 185 S.

12. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского шамана) // Сборник музея археологии и этнографии. - 1949. -Т. 11. - С. 335-375.

13. Ким А.А. Очерки по селькупской культовой лексике. - Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - 219 с.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

гот. - готский язык, др.-инд. - древне-индийский, Ив. -Иванкино, кет. - кетский диалект селькупского языка, кб. -койбальский язык, км. - камасинский язык, Ласк. - Ласкино, лат. - латинский язык, латыш. - латышский язык, лит. - литовский язык, Лос. - Лосиноборское, мс. - мансийский язык, мт. - моторский язык, Нап. - Напас, нган. - нганасанский язык, нен. - ненецкий язык, об.с. - говор обских сюсюкумов, прус. - прусский язык, ск. - селькупский язык, ст.-лат. - старо-латышский язык, ст.-лит. - старо-литовский язык, ст.-слав. - старо-славянский язык, таз. - тазовский диалект селькупского языка, тг. - тавгийский язык, х. - хантыйский язык, хет. - хетский язык, Чиж. - Чижапка.

Поступила 18.03.2010 г.