Кроме того, в этот период работают все творческие любительские коллективы, что дает возможность студентам колледжа пройти активную практику по профилю специальности.
При прохождении педагогической практики студенты формируют и развивают такие профессиональные качества как работоспособность, самостоятельность, настойчивость, педагогический такт и др.
Так, например, у студентов специализации «Народное хоровое творчество» вырабатываются умения работы с хоровым коллективом, ансамблем, солистом. А студенты специализации «Театральное творчество», готовят мероприятие по «Актерскому мастерству», «Сценической речи», «Режиссуре». В этих видах деятельности и происходит проявление и развитие организаторских способностей студентов. Поэтому, производственная практика в колледже искусств и культуры является главным полигоном профессиональной подготовки будущих специалистов.
Also it is considered the role of productivity practice in forming students' organizational abilities of collage of arts and culture. The key words: abilities, of organizational abilities, organizational activity, social and culture activity.
Список литературы
1. Батаршев А.В.Психодиагностика способностей к общению М., 2001
2. Платонов К.К., Голубев Г.Г.Психология М.,1973
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.,1989
4. Теплов Б.М.Избранные трудыТ.1.М.,1985
5. Уманский Л.И. «Кто хочет стать организатором», «Молодой коммунист» 1966 г.№9, стр.80
6. Уманский Л.И.Психология профессиональной деятельности школьников М.,1980
7. Шадриков В.Д. Введение в психологию способности человека М.,2002
8. Шадриков В.Д. «Психологические способности», Психологический журнал том 27 №1 2006, стр.34
Об авторе
Левит В.М. - заведующий производственной практикой Брянского областного колледжа искусств и культуры
УДК: 159.9.072
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Е.С.Новицкая
В статье описывается опыт исследования родительских представлений в структуре готовности ребенка к школе. В результате исследования автором выделяются группы представлений, которые дают дополнительную информацию об отношении родителей к понятию «готовность ребенка к школе» в современном мире, затрагивают актуальные переживания родителей и проблемы, с которыми они связывают поступление ребенка в первый класс. Ключевые слова: готовность к школе, детско-родительские отношения, родительские представления о готовности ребенка к школе.
Готовность к школе у ребенка складывается под воздействием целого ряда факторов, которые могут быть сгруппированы в зависимости от того, развитие каких компонентов готовности к школьному обучению они определяют. Широко признанным является мнение, согласно которому развитие ребенка определяется непосредственным общением ребенка с близкими ему взрослыми. Возрастные особенности ребенка развиваются в семье под влиянием условий жизни, психологического климата [10, с. 23], поэтому исследование семьи как фактора формирования психологической готовности ребенка к школе является приоритетным в нашей работе. Главным изменением в жизни ребенка является его поступление в школу. От того, как воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому социальному этапу, зависит характер его дальнейшего развития, отношение к школе, учению. Ребенок дошкольного возраста строит свои взаимоотношения с людьми вне семьи по образцу наиболее близких ему семейных отношений. То, как ребенок входит в детский коллектив, какие отношения устанавливаются с детьми, в значительной мере является отражением его отношений с членами семьи. Различия в этих проявлениях детей обусловлены особенностями семейного воспитания [10, с. 24].
Детско-родительские отношения в семье представляют при этом существенный интерес для нашего исследования, так как именно семья первоначально является для ребенка тем буфером, через который проходит и воспринимается им вся информация о самом себе и окружающем мире. В рамках исследования дет-ско-родительских отношений в последнее время уделяется все больше внимания изучению и описанию таких категорий, как «родительская позиция» [1, c. 10], [9, c. 112], «семейные представления» [1, c. 10], [6,
с. 115], «образ ребенка» [4, с. 248], «родительская установка» [12, с. 320], [2, с. 105], «родительское отношение» [11, с. 14], [1, с. 10], «мотивы воспитания и родительства» [4, с. 216], [3, с. 1].
Семейная подготовка ребенка к начальному обучению должна развиваться в единстве с психолого-педагогической работой по подготовке к школе в рамках общественных дошкольных образовательных учреждений и отражать реальные возможности развития дошкольника. Мы считаем, что существенно помочь в этом может изучение родительских представлений о готовности их детей к школе.
В процессе эмпирического исследования мы предприняли попытку выявить особенности родительских представлений о готовности ребенка к школьному обучению, решив при этом ряд частных задач: 1) выделение групп родительских представлений о готовности ребенка к школе; 2) определение выраженности взаимосвязи данных представлений с уровнем готовности ребенка к школьному обучению; 3) определение влияния особенностей родительских представлений (включая родительское отношение) на уровень готовности ребенка к школе и успешность в обучении. При этом мы исходили из предположения о том, что значимым фактором школьной успешности ребенка (в том числе его адаптации к школе) являются представления его родителей о готовности к школе.
Исходя из этого было проведено эмпирическое исследование, которое позволило получить данные а) о группах родительских представлений; б) о качественной взаимосвязи особенностей родительских представлений с уровнем готовности ребенка к школе и о влиянии родительских представлений на уровень готовности ребенка к школе и успешность школьного обучения.
В исследовании групп родительских представлений методом ассоциативного эксперимента приняли участие 54 человека: студенты заочной формы обучения (30 человек) и специалисты СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» (24 человека).
Мы предложили респондентам написать не менее 15 слов (выражений), которые ассоциируются у них с понятием «готовность ребенка к школе». Для нас было важным проанализировать семантическое поле понятия готовности ребенка к школе в представлениях взрослых и выделить следующие параметры: знание о компонентах готовности ребенка к школе (интеллектуальной, личностной, физической, эмоциональной); содержательное наполнение представлений родителей о различных компонентах готовности к школе; значение (оценка) отдельных компонентов готовности в представлениях родителей.
Характеризуя представления о компонентах готовности ребенка к школе, 100% опрошенных связывают понятие готовности ребенка к школе с интеллектуальной готовностью (в разной степени); 42,5% опрошенных данное понятие ассоциируется, в первую очередь, с представлениями о психологической готовности; 39% отмечают важность физической готовности ребенка; 28% опрошенных в основе готовности ребенка к школе выделяют мотивацию, при этом под мотивацией понимают «желание учиться», «желание ходить в школу с удовольствием».
В содержании выявленных ассоциаций данные компоненты готовности к школе включают в себя различные свойства, знания, умения, психологические проявления. Так, 57% опрошенных подразумевают под интеллектуальной готовностью к школе знание букв, цифр, умение логически мыслить, умение читать и писать; 41% - ориентацию в пространстве и времени; 18,5 % - «логику»; 5,5% - развитую речь.
В структуре психологической готовности респонденты выделяют: собственно психологическую готовность - 42,5%; умение общаться, коммуникабельность - 24%; эмоции («развитие чувств») - 5,5%.
Физическая готовность ассоциируется с хорошим здоровьем («физическая подготовленность», «крепкое здоровье», «должен мало болеть») - 15%; развитием мелкой моторики - 9%; усидчивостью - 7%; умением выдерживать физические нагрузки - 7%.
Помимо этого, 54% опрошенных отмечают важность школьной формы, школьных принадлежностей в структуре готовности ребенка к школе; 31% опрошенных «готовность к школе» предполагает самостоятельность ребенка, умение слушаться, дисциплину, ответственность, терпеливость, т.е. все, что связано со способностью к саморегуляции. Проблемой выбора учителя и отношения к учителю обеспокоены 18,5% опрошенных, которые отмечают в своих анкетах: «Учитель - каким он будет?». 13% опрошенных выражают готовность к дополнительной подготовке ребенка к школе, в их ответах готовность к школе ассоциируется с «репетиторством», «начальной педагогической подготовкой», «дополнительными курсами».
Таким образом, анализ ассоциаций выявил в представлениях взрослых о готовности ребенка к школьному обучению достаточно обширный блок, характеризующий актуальные компоненты готовности к школе, с которыми современные родители чаще всего связывают поступление ребенка в первый класс.
По результатам сопоставления результатов ассоциативного эксперимента с результатами методик изучения родительских установок (PARY), родительского отношения (ОРО), а также изучения уровня готовности ребенка к школе («Диагностика умственного развития дошкольников Л.А.Венгера», «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбурга, «Стандартная беседа Нежновой», са-
мооценочные методики, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой и т.п.) представления родителей были разделены на шесть групп (в кавычках приведены буквальные фразы респондентов из заполненных ими анкет):
1. Представления о психологической готовности детей к обучению в школе, включающие следующие компоненты:
а) представления об интеллектуальной готовности и развитии познавательных процессов («внимание», «память», «мышление», «ориентация в пространстве и времени»), включая достаточно высокий уровень развития речи; «умение читать, писать, считать»; речевая готовность;
б) представления о личностной готовности, включающие представления о развитии мотивации («желание учиться», «желание ходить в школу с удовольствием»); оценки и самооценки; произвольной и волевой регуляции поведения («усидчивость», «стрессоустойчивость», «терпеливость», «дисциплина»);
в) представления об эмоционально-коммуникативной готовности, включая коммуникабельность («умение находить общий язык со сверстниками, учителем»), развитие эмоций и чувств (например, «эстетические чувства»).
2. Представления, связанные с внеучебными сторонами школьной жизни: наличие школьной формы, школьных принадлежностей, возможность посещать кружки, секции, наличие «питания в школе», а также такие вопросы как «дорога в школу», «безопасность ребенка», материальные сборы в школе, организация досуга ребенка.
3. Представления о готовности к школе, связанные с необходимостью дополнительных занятий, включая участие родителей в подготовке ребенка к школе, их вклад в его развитие, ответственность родителей, «подготовительные курсы», «репетиторство», «начальная педагогическая подготовка родителей».
4. Представления о физической и физиологической готовности: нагрузки, «режим дня», «адаптация организма», здоровье, «усидчивость».
5. Представления о будущих взаимоотношениях с учителем, о выборе учителя.
6. Проблемы начального этапа обучения: проблема возраста («С какого возраста отдавать ребенка в школу - с 6 или 7 лет?»), «желание ребенка получать только хорошие оценки»; проблемы, связанные с развитием ребенка; школьная программа.
Опираясь на работы В.П. Серкина, посвященные методам психосемантики, в которых используется понятие «лемма» - утверждение, что «если в группе из 20-30 человек ассоциация при описании какого-либо стимула использована тремя или большим количеством испытуемых, то она использована не случайно» [7, с. 76], мы можем утверждать, что приведенные нами ассоциации и представления можно включить в семантическую универсалию стимула для данной группы испытуемых, т.е. данные представления, построенные на основе ассоциаций, не случайны, а, следовательно, результаты проведенного нами исследования являются достаточно достоверными, репрезентативными и информативными.
Качественная обработка полученных результатов показала, что помимо основных компонентов школьной готовности, традиционно выделяемых зарубежными и отечественными исследователями, таких как интеллектуальная, личностная, эмоциональная, физическая готовность к школе и т.п., в структуру родительских представлений о готовности ребенка к школе входят представления о внеучебных сторонах школьной жизни, об организации подготовки к школе и дополнительных занятиях, о взаимоотношениях с учителем и проблемах начального этапа обучения ребенка.
Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что представления родителей о готовности ребенка к школьному обучению представляют собой в современных условиях весьма сложное образование, включающее помимо традиционных представлений о готовности к школе, целый круг представлений, которые отражают родительские переживания и связаны с такими вопросами, как вопросы транспортной доступности, обусловленные увеличивающейся урбанизацией и, соответственно, увеличивающимся расстоянием между школой и домом, выбора учителя, выбора школы и школьной программы, материальные трудности в силу появления и развития платного образования и т.п.
Все это формирует также и родительское отношение к готовности ребенка к школе в целом, которое, как мы предполагаем, передается ребенку и может служить одним из факторов его школьной готовности и школьной успешности. Первый ассоциативный образ, который возникает в сознании родителя при упоминании понятия «готовность ребенка к школе», - будь то выполнение домашнего задания, праздник 1 сентября с цветами и первыми учебниками, первый ответ у доски перед всем классом, заполнение прописей, чтение по слогам, тяжелый портфель со школьными принадлежностями, - помимо того, что является отражением его личного опыта, также часто служит основой неосознаваемых установок, оценок и стереотипов восприятия школьной жизни первоклассника, учителя, и вносит немаловажный вклад в особенности поведения родителей первоклассника.
На основе полученных результатов мы разработали специальную анкету для изучения пред-
ставлений родителей о готовности ребенка к школе, которая позволяет получить дополнительную информацию о родительских представлениях, связанную с теми особенностями отношения к школьной готовности ребенка, которые не затрагиваются, либо мало затрагиваются в других методиках.
Кратко опишем результаты анкетирования родителей, которым были охвачены 37 семей (дети и родители) на базе Образовательного центра №1881 г. Москвы. По итогам исследования были выявлены следующие особенности: около половины опрошенных родителей (57%) оценивают интеллектуальную готовность своих детей к школе на высоком уровне, чего нельзя сказать о представлениях родителей о личностной готовности - высокий показатель только у 3% от общей выборки, остальные считают, что личностно их ребенок готов к школе на среднем или низком уровне (имеются в виду, прежде всего, показатели мотивации, способностей к оценке и самооценке, волевой произвольной регуляции поведения); высокий уровень эмоциональной готовности детей обнаружен в представлениях 86% родителей. У 16% опрошенных выявляется повышенная заинтересованность внеучебными сторонами школьной жизни, повышенный уровень тревожности по вопросам организации досуга, питания, материальных затрат на ребенка, беспокойство относительно безопасности ребенка, в отдельных случаях являющееся следствием гиперопеки (по результатам наших наблюдений), при этом 84% родителей считают, что их ребенок проявляет нормальный интерес к различным атрибутам и внеучебным сторонам школьной жизни. Стоит отметить, что 86% опрошенных родителей испытывают беспокойство относительно физических возможностей и здоровья ребенка, стараются оберегать ребенка от всевозможных нагрузок, слабо понимают изменения, происходящие при перестройке организма ребенка и адаптации в первом классе.
Кластерный анализ по результатам анкеты представлений родителей показывает взаимосвязь родительских представлений об интеллектуальной и личностной готовности ребенка, также они связаны с представлениями о роли учителя в подготовке к школе. Удалось проследить и взаимосвязь родительских представлений о внеучебных сторонах школьной жизни в первом классе и дошкольной подготовке к школе. Процедура факторизации показала, что родители считают, что дошкольная подготовка, в первую очередь, связана с интеллектуальной и физической готовностью к школе.
При сопоставлении и качественном анализе выявленных представлений родителей с реальными показателями интеллектуальной готовности, личностной готовности и тревожности их детей на начальном этапе школьного обучения, нами были сделаны следующие выводы.
Большая часть представлений родителей об интеллектуальной готовности детей к школе совпадает с реальным уровнем интеллектуальной готовности их детей (примерно 67,5%), однако, часть родителей оценивают данный тип готовности своих детей ниже, чем он есть на самом деле (около 9%). В представлениях всего 2% родителей умственная готовность их детей к школе выше среднего, а на самом деле это не так (обнаруживается соответствие возрастной норме на среднем уровне).
Что касается личностной готовности, то мы сравнивали с родительскими представлениями сразу три показателя: мотивацию, сформированность внутренней позиции школьника и уровень самооценки, в целом, определяя общий уровень личностной готовности ребенка как высокий, средний либо ниже среднего. Таким образом, сравнение родительских представлений о личностной готовности с уровнем данной готовности у детей, показало, что 22% родителей имеют заниженные оценки о личностной готовности своих детей; всего у 5% родителей выявляются завышенные представления (ожидания) в отношении своих детей; 73% имеют представления, адекватные уровню личностной готовности ребенка.
При сопоставлении показателей уровня детской тревожности с представлениями родителей об эмоциональной готовности к школе было замечено, что дети 32% родителей, в чьих представлениях у ребенка сформирована данная готовность на высоком уровне, обнаруживают также высокий уровень тревожности. Остальные 68% родителей имеют представления об эмоциональной готовности своих детей, которые совпадают с реальным уровнем данной готовности, выявленным у первоклассников.
Подводя итог вышесказанному, надо заметить, что проведенное нами исследование позволило выявить высокую значимость умственной и физической готовности, а также роли учителя в представлениях родителей, и определить, что понятие «готовность ребенка к школе» в представлениях родителей отражает нечто большее, чем просто сформированность психических структур, совокупность умений, запас знаний, отношение ребенка к школе, но и некое отношение родителей к возможным проблемам адаптации ребенка в первом классе, интерес к внеучебным сторонам школьной жизни, тревогу по поводу выбора учителя, уровень педагогической подготовленности самих родителей и, в целом, отношение самого родителя к школе, ребенку, образованию.
The article describes the research of parents' views on the structure of child's readiness for school. As the result of this research, author lists the groups of ideas, which give the additional information on parents' attitude to the term "child's readiness for school" in the modern world. They speak about parents' actual feelings and problems, that parents associate with their child entering first grade. Based on the author's research the questionnaire of parents' view on the child
school readiness was drawn. It gives an opportunity to determine if the parent's expectations coincide with the actual level of the child' readiness.
The key words: school readiness, parent-child relations, parent's views, the questionnaire ofparents' view on the child school readiness.
Список литературы
1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. СПб.: Речь, 2001. 127 с.
2. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т.А. Думитрашку // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104.
3. Емельянова Т.П.Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества / Т. П. Емельянова; Российская акад. наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2004. 320 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
6. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 189 с.
7. Серкин В.П. Методы психосемантики / В.П.Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. 207 с.
8. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
9. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви / А.С. Спива-ковская. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
10.Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе / К.Е. Чуганова; Моск. открытый соц. ун-т, Каф. соц. психологии. М.: МОСУ, 2005. 58 с.
11.Шефер Е. А.Психология / Е. А. Шефер. Шадринск: Шадринский Дом печати, 2007.
12. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
Об авторе
Новицкая Е. С. - аспирант ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования, spiritearth@mail.ru.
УДК: 659.13
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ КОМПАНИИ «БРЯНСКИЕ КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ» ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.А. Петроченко
В данной работе приведен краткий обзор истории развития анимационных технологий от конца XIX века по наши дни, в том числе компьютерных программ для создания анимации. Было проведено исследование предпочтений целевой аудитории тарифа «Всё включено» компании «Брянские Кабельные Сети» методом интернет-опроса, на основе полученных данных разработан анимированный ролик и баннер.Изученные особенности использования анимации в рекламе и технологии разработки анимационной рекламы позволяют создать конкурентоспособный и эффективный рекламный продукт.
Ключевые слова: анимация, баннер, трехмерная графика, генеральная совокупность, семья
Использование анимации в рекламе является мощным и эффективным приемом рекламного воздействия на потребителя. В настоящее время у большинства населения России уже сформировался устойчивый негативный образ рекламы. В связи с этим всё больше внимания со стороны специалистов в области рекламы уделяется нестандартным способам продвижения рекламного продукта, одним из которых и является анимационная реклама, позволяющая привлечь потенциального потребителя за счет использования динамичного видеоряда и креативного сюжета.
Актуальность исследования обуславливается перспективностью использования технологии анимационной рекламы как уникального инструмента реализации рекламной стратегии.
Анимация (от фр. animation — одушевление) — технический приём получения движущихся изображений, иллюзий движения и изменения формы (морфинг) разнообразных объектов живой и не живой природы, в частности персонажей или сцен кино- или телефильмов. [1, с. 103]
Можно выделить два основных метода создания объемной анимации в конце XIX-начале XX века - в одном используются куклы, в другом пластилиновые модели, и каждый метод прошел свой процесс становления.