Научная статья на тему 'Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе'

Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
967
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE PARENTS / КОММУНИКАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COMMUNICATIVE-REFLEXIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдулмананова Зиля Ильнуровна

Возрастные психологические особенности у ребенка-дошкольника формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одним из таких условий в формировании психологической готовности ребенка к школе является психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка. Было проведено исследование по выявлению взаимосвязи психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка и психологической готовности детей к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка как условие психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ Абдулмананова З.И. Email: Abdulmanova643@scientifictext.ru

Абдулмананова Зиля Ильнуровна - студент, кафедра возрастной и педагогической психологии, Институт педагогики и психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: возрастные психологические особенности у ребенка-дошкольника формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одним из таких условий в формировании психологической готовности ребенка к школе является психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка. Было проведено исследование по выявлению взаимосвязи психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка и психологической готовности детей к школьному обучению. Ключевые слова: психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка, психологическая готовность ребенка-дошкольника к школе, эмоциональный компонент, мотивационно-волевой компонент, когнитивно-содержательный компонент, коммуникативно-рефлексивный компонент.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF PARENTS TO THE SOCIAL STATUS OF THE CHILD AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PRESCHOOL CHILDREN FOR SCHOOL Abdulmananova Z.I.

Abdulmananova Zilya Ilnurovna - Student, DEPARTMENT OF AGE AND PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION ORENBURG STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: Age psychological features of a preschool child are formed, first of all, under the influence of living conditions and purposeful family education. One of these conditions in the formation of the child's psychological readiness for school is the psychological readiness of parents to change the social status of the child. A study was conducted to identify the relationship between the psychological readiness of parents to change the social status of the child and the psychological readiness of children to school. Keywords: psychological readiness of the parents to the social status of the child, the psychological readiness of the preschool to the school, the emotional component, a motivational-volitional component to the cognitive-meaningful component of communicative-reflexive component.

УДК 331.225.3

Тема психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка дошкольного возраста в наше время очень актуальна, так как современное начальное обучение предъявляет высокие требования к дошкольной подготовке детей, а психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка является определяющим условием сформированности психологической

готовности ребенка к школьному обучению. Однако проблема влияния психологической готовности родителей к изменению социального статуса на психологическую готовность дошкольника изучена недостаточно как на теоретическом, так и практическом уровне.

В ряде современных исследований (У.Г. Черепановой, С.А. Горохова, У.Г. Егоровой и др.) под психологической готовностью родителей к изменению социального статуса ребенка понимают личностное образование, которое выступает результатом динамических изменений в психологической организации личности вследствие развития когнитивной, эмоциональной, мотивационно-волевой и коммуникативной сфер жизнедеятельности, обеспечивает принятие нового режима функционирования, а также вступления в новую жизненную сферу, каковой является изменение социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению в школу [2], [3], [4].

По мнению У.Г. Егоровой, психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка состоит из следующих компонентов: эмоционального, мотивационно-волевого, когнитивно-содержательного, коммуникативно-

рефлексивного [2].

Так, главной целью учебно-воспитательной работы детских дошкольных учреждений должна стать подготовка родителей к принятию социального статуса -родителя школьника. Для решения данной задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития родителя, вовремя диагностировать отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации работы с родителями в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность прохождения психологической адаптации ребенка к школьным условиям и успешность последующего обучения дошкольника в школе.

Все, это определило выбор темы, также было проведено эмпирическое исследование по изучению содержания психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка.

Исследование проводилась на базе МБДОО «Солнышко» п.Жилгородок, Сакмарского р-она, Оренбургской обл. в феврале 2018 г. у родителей в количестве 20 человек в возрасте от 25-до 38 лет.

Диагностическая программа была составлена из трех объемных методик: «Тест на эмоциональный интеллект» Холла, «Тест ВСК» А.Г.Зверкова и Е.В.Эйдмана, «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской и авторская анкета «Выявление уровня знаний о ребенке».

Проведенное исследование показало следующие результаты (Рисунок 1).

НВысокий уровень ЫСредний уровень В Низкий уровень

0%

Рис. 1. Уровневое распределение психологической готовности родителей к изменению

социального статуса ребенка

Мы выявили, что у значительной части родителей (45%) имеют средний уровень психологической готовности к изменению социального статуса ребенка. 23% составляют родители с высоким уровнем, а 32% - с низким.

Выше представленные данные в совокупности позволяют сформировать группы родителей с уровневыми различиями в психологической готовности к изменению социального статуса ребенка:

1 группа - родители с низким уровнем психологической готовности к изменению социального статуса ребенка;

2 группа - родители со средним уровнем психологической готовности к изменению социального статуса ребенка;

3 группа - родители с высоким уровнем психологической готовности к изменению социального статуса ребенке.

Так, значительное количество испытуемых - 45% составляют 2 группу со средним уровнем психологической готовности к изменению социального статуса ребенка. Таким родителям характерно наличие лишь начальных представлений об индивидуально-типологических особенностях и стилях семейного воспитания. Они имеют неполное представление о том, какие воспитательные условия необходимо создать для своевременного и качественного развития ребенка при подготовке к школьному обучению. Также такие родители испытывают сложности в управлении своих эмоций, в понимании и выражении эмоциональной поддержки своему ребенку. Такая группа характеризуется отсутствием положительного либо отрицательного отношения к изменению положения ребенка-дошкольника в связи с поступлением в школу. Данная выборка обуславливается следующими личностными характеристиками: сдержанность, быстрая мобилизация своих сил, непоследовательность в поведении и в использовании активного слушания.

1 группа - 32% родителя с низким уровнем психологической готовности к изменению социального статуса ребенка, что характеризуется неразвитым чувством сопереживания, отсутствием чувствительности к эмоциональным проявлениям других людей, отсутствие способности контролировать и предотвращать отрицательные эмоции, также таким родителям сложно выявить трудности и проблемы личности ребенка при взаимодействии с ним. Они также имеют лишь частичные и отрывистые знания о ребенке и о его воспитании.

И 3 группа - 23 % испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень психологической готовности к изменению социального статуса ребенка, что характеризуется наличием чувствительности к нуждам и проблемам детей, им свойственно умения выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку, разрешать конфликты, сопереживать ребенку. Таким родителям характерны такие качества, как сдержанность, спокойствие, уверенность в себе и в успехах своего ребенка, умение построить отношения сотрудничества с ребенком, высокий уровень децентрации и рефлексии.

В ходе нашего дальнейшего исследования возникла необходимость выявления взаимосвязи тех данных, которые были получены нами в результате анализа уровневых различий в психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка и уровнем психологической готовности детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами была проведена психодиагностическое исследование содержания психологической готовности детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим нами были использованы методика «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека и методика «Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткина).

В результаты были получены следующие данные (Рисунок 2).

Рис. 2. Уровневое распределение психологической готовности дошкольников к школе

Нами установлено, что значительное количество детей (45%) имеют средний уровень психологической готовности к школе. К этой группе относятся дети, стремление которых стать школьниками основано на поверхностном представлении о школе, на отдельных частных, конкретных впечатлениях. Да, желание учиться у таких детей есть, однако, мотивация может быть различной. «Внутренняя позиция» у детей этой группы сформирована, средний уровень организации действий, умения руководствоваться системой условия задачи, недостаточный уровень развития произвольного внимания.

25% выборки имеет высокий уровень психологической готовности. Дети-дошкольники данной группы характеризуется высоким уровнем организации действий, умением руководствоваться системой условий задачи, в своей работе они чаще руководствуются на образец, умеют точно скопировать его, на достаточно развитом уровне находится произвольное внимание, продолжительное время они могут продуктивно работать. Такие дети располагают ответственным, положительным и осознанным отношением к учебе. Им легко выстроить отношения сотрудничества, как с учителем, так и со сверстниками, достаточно легко вступать в контакт, не испытывая никаких затруднений при этом. Соответственно дети данной группы имеют необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития, который необходим для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

У 30% детей был определен уровень психологической готовности как низкий. У детей этой группы недостаточно сформирована «внутренняя позиция школьника», они не умеют работать согласно правилу, организовать свои действия, им трудно ориентироваться на образец, точно скопировать его, поскольку произвольное внимание у них никак не развито. Продуктивно работать достаточно длительное время они не могут. Эти дети психологически не готовы к школьному обучению, что приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения и дезадаптации. Здесь уместно обратить внимание на то, что причины несформированности психологической готовности ребенка к школе могут быть различными. К примеру, это воспитательные причины, которые связаны с неэффективной тактикой подхода к детям в дошкольном возрасте. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, что приводит к снижению уровня развития ребенка. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе.

Таким образом, проблема психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка весьма актуальна в настоящий момент. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что уровень психического развития у

дошкольника во многом формируется, прежде всего, под влиянием условий, созданных в семье. Главное условие - это психологическая готовность родителей к изменению социального статуса. Таким образом, если у родителей - высокий уровень психологической готовности к изменению социального статуса ребенка, где у родителей имеются знания об индивидуально-типологических и возрастных особенностей развития ребенка и стилях воспитания; высокий уровень эмпатии, эмоциональной поддержки и гибкости; обладание волевым самоконтролем, самообладанием, высоким уровнем рефлексии и децентрации, умением построения отношений сотрудничества с ребенком, то у таких детей высокий уровень психологической готовности к школе. Такие дети характеризуются позитивным отношением к школе, к учителям, сверстникам и к себе; сформированностью волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности; развитой учебной мотивацией; сформированностью позиции школьника; эмоциональной зрелостью; умением выстраивания отношений сотрудничества с окружающими. У родителей, имеющих низкий содержательный уровень психологической готовности к изменению социального статуса ребенка, и дети имеют низкий уровень психологической готовности к школе.

Список литературы /References

1. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Щадриков. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.

2. Егорова У.Г. Психологические аспекты готовности родителей к изменению социального статуса ребенка/ У.Г.Егорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 5 (7). С. 1201-1203.

3. Черепанова У.Г. Содержание психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу/ У.Г.Черепанова // МИТС-наука: международный научный вестник. 2016. № 4. С. 25.

4. Горохова С.А. Психологическая готовность родителей к обучению в школе и психологическая готовность детей// С.А.Горохова, О.М.Макушкина// Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 591-2. С.148-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.