Научная статья на тему 'Представления об оппозициях работа отдых» в образе мира людей, принадлежащих к разным культурам (на примере России и Южной Кореи)'

Представления об оппозициях работа отдых» в образе мира людей, принадлежащих к разным культурам (на примере России и Южной Кореи) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
190
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / РАБОТА / ОТДЫХ / ОБРАЗ МИРА / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / АССОЦИАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лю Александр Валерьевич

Приведена мысль о том, что труд и отношение к нему являются отражением мировоззренческих представлений народа. На примере сравнения результатов, полученных с помощью ассоциативного эксперимента на понятия «работа» и «отдых» россиянами и южными корейцами, рассмотрены особенности их культуры. Выявлены и описаны как специфические особенности, так и общие представления российских и южнокорейских респондентов на понятия «работа» и «отдых».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления об оппозициях работа отдых» в образе мира людей, принадлежащих к разным культурам (на примере России и Южной Кореи)»

— Психология —

УДК 159.922.4 А. В. Лю

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОППОЗИЦИЯХ «РАБОТА - ОТДЫХ > В ОБРАЗЕ МИРА

ЛЮДЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ

(на примере России и Южной Кореи)

Приведена мысль о том. что труд и отношение к нему являются отражением мировоззренческих представлении народа. На примере сравнения результатов, полученных с помощью ассоциативного эксперимента на понятия «работа» и «отдых» россиянами и южными корейцами, рассмотрены особенности их культуры. Выявлены и описаны как специфические особенности, так и общие представления российских и южнокорейских респондентов на понятия «работа» и «отдых».

Ключевые слова: труд, работа, отдых, образ мира, этнос, культура, ассоциативные универсалии, специфические особенности.

Труд является фундаментальной категорией любой культуры, ее неотъемлемой частью. Труд сопровождал человека с самого начала его существования. В труде совершенствуются физические и духовные качества индивида, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в труде создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект труда - человек. В этом плане с полным основанием можно сказать, что «труд создал человека». Труд, несомненно, присутствует в любой культуре, он является причиной существования человеческого общежития. Однако труд не единообразен в своем выражении и представлении. На особенность труда большое влияние оказал географический фактор. Ш. Монтескье говорил о высокой значимости климата, рельефа и почвы в формировании общественного строя народа [2]. Эти факторы влияли и на формирование особой формы труда, который является неотъемлемой частью общественного строя государства. Труд является призмой, через которую человек познает мир. Тем самым труд имеет свое индивидуальное выражение в различных культу рах.

Корейский и русский этнос исторически складывались в различных геополитических условиях, что не могло не повлиять на способы хозяйствования, традиции воспитания детей, закрепиться в мифологии, сказках, пословицах, крылатых выражениях. Так, о русских зачастую судят по такой пословице, как «работа не волк, в лес не убежит», по героям сказок. Например, Емеля из

ЛЮ Александр Валерьевич - аспирант кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск.

E-mail: sashalvu ajmail.ru

сказки «По щучьему веленью, по моему хотенью» всего добивается, не прилагая собственных усилий, а с помощью волшебства.

В корейской культуре также есть пословицы, отражающие отношение корейцев к труду, например: «работай как вол, а ешь как мышь», «и чужую работу делай, как свою», что отражает тот факт, что в Корее труд - один из важнейших жизненных смыслов. Это не просто источник дохода, это пульс и средоточие жизни. Все, чем кореец занимается помимо работы, так или иначе связано с карьерными соображениями. Можно сказать, что в Корее сложился культ труда, который является одним из основных факторов успешного развития страны.

Представление о «работе» должно рассматриваться в системном единстве с представлением об «отдыхе». Исторически сложившееся и закрепившееся на уровне мировоззрения отношение к «работе» и «отдыху» опосредует этнический образ мира. Исследование представлений о «работе» и «отдыхе» позволит глубже понять не только психологические особенности исследуемых куль-ту р, но и увидеть их отличия.

В настоящее время категория образа мира широко исследуется в психологии в самых разных контекстах (ATI. Леонтьев [1]. B.C. Мухина [3], В.В. Петухов [5], С.Д. Смирнов [6], Ю.К. Стрелков [7] и др.). Каждый, кто обращается к проблеме образа мира, дополняет ее понимание с позиции собственных концепций и теорий.

В.В. Петухов утверждает, что образ мира отражает тот конкретно-исторический, экологический, социальный, культурный фон, на котором разворачивается вся психическая деятельность человека. В процессе жизни человек воссоздаёт мир внутри себя, выстраивает его образ, модель [5].

С.Д. Смирнов считает, что образ мира является тем постоянным и никогда не исчезающим фоном, который предваряет любое чувственное впечатление и на основе которого последнее только и может приобрести статус составляющей чувственного образа внешнего объекта [6].

В.П. Яссман пишет, что содержание образа мира определяет выбор способа поведения, формы отреаги-рования. То, что формируется в результате отображения мира, в другой терминологии, называют опыт, ментальный план, память, сознание, пятое квазиизмерение, система значений и смыслов, внутренний план, понятийная

система и т.д.[8].

Л.С. Обухов показывает, что специфичность образа

«своего» мира у определенного поколения и возраста -постоянно меняющаяся реальность. Именно «свой» образ мира, включающий осознаваемый и неосознаваемый уровень, непосредственно влияет на регуляцию всей жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в развитии. Понимание особенностей «своего» образа мира наиболее наглядно прослеживается через противопоставление с другим, в первую очередь, «чужим» образом мира. В этом контексте особенности образа мира более детально раскрываются через бинарную оппозицию «свой-чужой»[4].

Целью исследования стало предположение о том, что «труд» и отношение к нему является отражением мировоззренческих представлений народа. В статье представлены результаты исследования представлений о «работе» и «отдыхе» русских и южных корейцев.

Всего в исследовании приняли участие 100 респондентов: 50 россиян и 50 южных корейцев. Русскую группу составили респонденты, проживающие в г. Хабаровске, к ним относятся мужчины и женщины от 18 до 60 лет. Большую часть корейской группы составили граждане Республики Корея, находившиеся в момент эксперимента на родине, а также студенты, временно проживающие в России, в г. Хабаровске, изучающие русский язык. Возрастные рамки варьировались от 20 до 50 лет.

Всего получено 920 ассоциаций. Ассоциации были подвергнуты количественному и качественному анали-

зу. Количественный анализ заключался в определении ассоциативных универсалий по категориям «работа» и «отдых». Качественный анализ подразумевал группировку ассоциаций по тематическим группам, которые определялись нами в ходе анализа. Также мы произвели уровневое распределение универсалий согласно подходу, предложенному В.П. Яссманом [8].

На понятие «работа» российские респонденты дали 506 ассоциаций, корейские респонденты 414 ассоциаций. Иерархия ассоциативных универсалий представлена в табл. 1.

Из этой таблицы видно, что все респонденты связывают представление о «работе» с универсалией «деньги» (64% российских и 80% корейских респондентов). В остальном полученные результаты расходятся. Русские связывают работу с понятиями, которые составляют профессионально значимые смыслы, для них важен сам процесс и организация труда, что указывает на профессиональную ориентацию русских респондентов, принявших участие в исследовании. Для корейских респондентов значимыми смыслами выступают в первую очередь смыслы личностно значимые (семья, подработка, стресс, мечта).

При распределении ассоциаций по тематическим группам мы выделили следующие темы: 1 тема - эмоции или состояния, связанные с работой; 2 тема - атрибуты и реалии, связанные с работой; 3 тема - работа как процесс развития; 4 тема - работа как духовная ценность. Тематическое распределение ассоциаций представлено в табл. 2.

Выявлено, что у всех респондентов преобладают ассоциации, раскрывающие процесс и условия труда: «компьютер», «бумага» и т.д. (русские-48%, корейцы - 51%). У русских в большей степени, чем у корейцев представлены ассоциации, связанные с эмоциями или состояниями, вызванными «работой»: «интерес», «радость», «усталость», «активность» и т.д. (19% в сравнении с 10%). Русские также связывают «работу» с процессом развития: «продвижение», «деятельность», «успех», «карьера» и т.д. (русские - 19%, корейцы - 8%). Духовные ценности: «счастье», «любовь», «здоровье», «честь» - в большей степени преобладают у корейцев (31% в сравнении с 15% у русских).

Таблица 1

Иерархия ассоциативных универсалий на понятие «работа»

1

1

8

Русские

Деньги Ответственность

Компьютер Коллега

Интерес Общение Начальник

%

64

32 32

20

11 18

Корейцы

Деньги Семья Время

Подработка Профессия

Стресс

Жизнь

Мечта

%

80 18 16

16

16

16

14

А В Лю ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОППОЗИЦИЯХ «РАБОТА -ОТДЫХ» В ОБРАЗЕ МИРА ЛЮДЕЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ (на примере России и Южной Кореи)

Таблица 2

Тематическое распределение ассоциаций на понятие «работа»

1 тема -эмоции или состояния, связанные с работой 2 тема - атрибуты и реалии, связанные с работой 3 тема - работа как процесс развития 4 тема - работа как ду ховная ценность

Русские ✓ Корейцы Русские ¥ Корейцы Р\сские * Корейцы Русские ¥ Корейцы

19% 10° о 48% 51 % 19% 8% 15% 31 %

Корреляционный анализ выявил значимость различий при ркр = 0,78

В.П. Яссман [8] считает, что глубина видения предме- теории мы выделяем следующие уровни концептуально-

та деятельности выступает качественной характеристикой вовлечённости человека в деятельность и позволяет описывать разные стороны процесса взаимодействия человека в различных сферах и областях жизнедеятельности. Он считает, что раскрытие в ассоциативном эксперименте сущности понятий, отражающих предмет деятельности. происходит в определённом концептуальном ценностно-смысловом контексте. Соответственно смысл и значение предмета деятельности во внутреннем (субъективном) мире человека могут быть представлены на разных уровнях концептуального видения. Уровни указывают на глубину видения субъектом предмета своей деятельности в той или иной сфере жизнедеятельности; позволяют судить об особенностях и своеобразии образа мира и внутреннего мира человека, выступают концептуальной основой активности человека» [8]. На основе его

го видения:

Первый уровень - перцептивный, отражающий категорию «работа» через эквиваленты работы, такие как: «труд», «карьера», «бизнес», «фирма», или через атрибуты «работы»: «начальник», «коллега», «коллектив» и т.д.

Второй уровень - культурный, отражающий «работу» через категории, закрепленные в традиционных, культурных представлениях о ней, например, «ответственность,» «профессионализм», «обеспечение», «продвижение» и др.

Третий уровень составили те ассоциации, которые выражали духовные ценности относительно понятия «работа». К ним можно отнести, например, «самореализацию», «жизнь», «мечту», «честь», «любовь» и т.д. (рис. 1).

г

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Русски

о

Корейцы

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Рис. 1. Уровневое распределение ассоциаций по глубине понимания на понятие «работа»

ни, чем у русских, представлена как духовная ценность. Видимо, здесь сказывается влияние восточного стиля

Как видно из этого рисунка, первый уровень в большей степени преобладает у русских - 37% по сравнению с 32% всех ассоциаций у корейцев. Наименьшее отличие жизни, восточной философии. Восточному стилю жизни видно по второму уровню - 44% у корейцев и 42% у рус- прису ще перенесение духовного смысла на многие про-

ских. Третий, метафорический уровень больше выражен у корейцев - 28% в сравнении с 19% у русских.

На основании изучения понятия «работа» у русских и корейцев выявлены некоторые различия:

1. В образе мира русских работа - это, прежде всего, профессионализм. Причина этого может заключаться в том, что современная российская культура ориентирует-

цессы жизнедеятельности, к которым относится и «раоо-та». Примером может послужить тот факт, что практически каждый вид восточных единоборств обладает своей глубокой философией. Главной целью является не физическое развитие, а развитие духовного совершенства. Данный факт мы не найдем в европейских видах борьбы, где основной целью является совершенствование физи-

ся на западный стиль жизни, для которого духовная сто- ческих навыков.

рона отходит на задний план; работа - это процесс деятельности, главной целью которого является достижение материального благосостояния.

2. В образе мира корейцев работа в большей степе-

Все проявленное творение (мир. сущее), в котором находится человек, состоит из противоположностей или оппозиций: Плюс и Минус, Инь и Ян, Добро и Зло, Мужчина и Женщина и так далее. Также и любое поведение

человека предполагает два противостоящих элемента, качества или свойства. Например: любовь и ненависть, скупость и щедрость, веселый и грустный и т.д. Важно понять, что любое чрезмерное поведение создает свою противоположность, также как слишком большое усилие приводит к обратному результату. Например: слишком усердная попытка стать духовным является продвинутой формой эгоизма; одержимого жизнелюба отравляет страх смерти; постоянно жалующийся обречен на то. что «по-

мощь ему не светит»; желающего успеха и славы ждет бесславный финиш: богатому не хватает больше, чем бедному и т.п. Действительная реальность проявляется в единстве взаимодействующих противоположностей. Поэтому сравнение отношения к «работе» с отношением к «отдыху» позволяет увидеть соотношение этих двух сфер жизни в культу ре.

Иерархия ассоциативных универсалий на понятие «отдых» представлена в табл. 3.

Таблица 3

Иерархия ассоциативных универсалий на понятие «отдых»

Русские % Корейцы %

1 Море 60 Сон 46

2 11рирода 46 11утешествие 36

3 Сон 44 Музыка 28

4 Чтение 42 Море 26

5 Отпуск 30 Чтение 26

6 Солнце 30 Работа 22

7 Друзья 3 0 К и но 22

8 1 Ктешест вис * 22 Гора 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от категории «работа», где было зафиксировано лишь одно совпадение, понятие «отдых» изобилует большим количество общих ассоциаций, таких как «море», «сон», «чтение» и «путешествие». При этом абсолютной универсалией по русским является «море» - 60°о, а по корейцам «сон» - 46%. Помимо общих ассоциаций также есть индивидуальные универсалии как, например, «природа», «отпуск», «солнце», и «друзья» по русским и «музыка», «работа», «кино», «гора» по корейцам. По ассоциативным универсалиям можно сказать.

что российские и корейские респонденты имеют олизкую связь отражения категории «отдых», что в свою очередь свидетельствует о сближении российской и корейской форм образа мира по данной жизненной реалии.

При распределении ассоциаций по тематическим группам мы выделили следующие темы: 1 тема-отдых и природа; 2 тема - отдых через физическое расслабление; 3 тема - отдых как динамичный процесс; 4 тема - отдых как духовная ценность. Тематическое распределение ассоциаций представлено в табл. 4.

Таблица 4

Тематическое распределение ассоциаций на понятие «отдых»

1 тема-отдых и природа 2 тема - отдых через ф и з и чес кое рас с л абл е н и е 3 тема - отдых как д и нам и ч ны й п ро цесс 4 тема - отдых как духовная ценность

Русские Корейцы Русские Корейцы Русские Корейцы Русские т/ Корейцы

24% 6° о 26% 53% 35% 15° о 15% 26%

Корреляционный анализ выявил значимость различий при р

Как показывают материалы этой таблицы, распределение ассоциаций выявило, что показатели россиян и южных корейцев отличаются по всем параметрам.

Российским респондентам в большей степени, чем корейцам свойственно ассоциировать «отдых» с реалиями природы, такими как: «море», «природа», «солнце», «пляж», «река», «пальмы» (24% в сравнении с 6%). Корейцы же превосходят русских, ассоциируя «отдых» через физическое расслабление: «сон», «тишину», «кровать», «спиртное», «музыку» (53% и 26% соответствен-

= -0.12

но). Русские же превосходят корейцев, связывая отдых с движениями и динамикой (путешествие, спорт, поезд, свобода, прогулка и т.д.) - 35% и 15% у корейцев. Корейцы больше, чем русские связывают отдых с нематериальными ценностями (друг, здоровье, счастье, дом. любовь, радость и т.д.) - 26% и 15% соответственно.

Исходя из этого можно сделать вывод, что русские представляют «отдых» в большей степени как динамический, подвижный процесс. В представлениях корейцев «отдых», наоборот, выступает по большей части как

А В Лю ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОППОЗИЦИЯХ «РАБОТА - ОТДЫХ» В ОБРАЗЕ МИРА ЛЮДЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ (на примере России и Южной Корен)

статичный процесс и также как метафоричная категория.

Что касается уровневого распределения ассоциаций относительно глубины понимания, мы выделили следующие три уровня.

Первый уровень определяет «отдых» через понятия перцептивного отражения, являющиеся эквивалентами «отдыха», такие, как: «сон», «досуг», «спокойствие», «тишина» и т.д.

Видно, что как у русских (54%), так и у корейцев (57%) преобладает второй уровень отражения. Значительные расхождения были зафиксированы по первому уровню отражения (русские - 37%, корейцы - 26%). Третий уровень также имеет расхождения (9% у русских и 17% у корейцев).

Из приведенных выше материалов видно, что имеются некоторые различия в универсалии «отдых»:

1. Для русских и корейцев универсальными категориями отражения «отдыха» являются понятия, закрепленные в российской и корейской культурах. Современное общество обладает едиными универсалиями, едиными представлениями об «отдыхе», которые доминируют над другими. К таким универсалиям можно отнести, например, «море», «путешествие», «солнце», «пляж» и т.д.

2. Русские в большей степени, чем корейцы ассоциируют «отдых» со статичными, неактивными процессами, такими как «спокойствие», «тишина», «сон» и т.д. Данный факт можно объяснить с позиции исторически сложившейся и отраженной в русском фольклоре слабости русского человека перед ленью. Можно предположить, что данный архетипичный компонент российского менталитета оказывает влияние и на мироощущение современных россиян.

3. В культуре корейцев сложился устойчивый стереотип классического «отдыха», который связан с походом их в горы. Данный тип проведения досуга очень популярен среди пожилого населения корейцев.

4. Корейцы больше, чем русские ассоциируют «отдых» с нематериальными ценностями. Как уже говорилось выше, влияние восточного стиля жизни и восточной философии определили специфику ценностной направленности людей, одной из главных особенностей кото-

Второй уровень характеризуется культурными стереотипами, отражающими категорию «отдых» через понятия: «море», «солнце», «пляж», «путешествие» и т.д.

Третий уровень составляют метафорические, абстрактные и нематериальные категории. К ним можно отнести такие понятия как: «здоровье», «свобода», «семья», «дети» и т.д.

Уровневое распределение ассоциаций на стимул «отдых» выглядит следующим образом (рис. 2).

I

I

рой является предрасположенность к нематериальному и духовному развитию.

В ходе исследования мы выявили различия в представлении о «работе» и «отдыхе» россиянами и южнокорейскими респондентами.

1. Иерархия ассоциативных универсалий показала, что «деньги» являются абсолютным критерием и выразителем «работы». Также было выявлено, что русские больше, чем корейцы связывают «работу» с реалиями классической производственно-трудовой деятельности. В свою очередь, корейцы видят в «работе», абстрактные и философские категории, например, такие как: «жизнь», «мечта», «семья», «время». В этом случае мы можем говорить о специфичности образа мира корейцев, большое влияние на формирование которого оказала философская мысль востока.

2. Относительно категории «отдых» абсолютной универсалией по российским респондентам является ассоциация «море», по корейским испытуемым ассоциация «сон». Русские и корейцы имеют общее выражение «отдыха» через такие ассоциации, как «море», «сон», «чтение», «путешествие».

3. Тематический анализ показал, что российские респонденты связывают «работу » с эмоциональным и физическим состоянием. Корейцы же, наоборот, в меньшей степени ассоциируют «работу» с эмоциями. Объяснением этому может быть стиль жизни восточных лю-дей, который является результатом влияния восточной философии. Между тем, россияне в большей степени, чем корейцы понимают «работу» как процесс развития. Корейцы в большей мере, чем русские ассоциируют «работу» с нематериальными ценностями, такими как «жизнь», «здоровье», «воля», «любовь», «родина». Данный факт также может говорить о своеобразном подходе

60и,

/ /и

40%

20%

0%

1 уровень

2 уровень

Русски

е

Корейцы

3 уровень

Рис. 2. Уровневое распределение ассоциаций по глубине понимания на понятие «отдых»

корейцев к «работе», как к определенной философской категории.

4. Относительно категории «отдых» русские представляют данную реалию в большей степени как динамический, подвижный процесс. В представлениях корейцев «отдых», наоборот, выступает по большей части как статичный процесс и также как метафоричная категория.

5. Уровневое распределение ассоциаций показало, что для русских «работа» - это процесс по большей части не духовного, а материального развития. Корейцы, наоборот, сопоставляют работу с ценностями нематериального смысла, такими как «жизнь», «честь», «мечта», «любовь».

6. По категории «отдых» как у русских, так и у корейцев преобладает второй уровень отражения. Это говорит о том, что современное общество обладает едиными универсалиями, едиными представлениями об «отдыхе», закрепленными в культуре народов. По первому уровню преобладание было выявлено по российским респондентам, тогда как корейцы показали высший показатель по третьему уровню отражения.

С помощью полученных результатов мы выявили, что культурно-исторические различия России и Кореи влияют на специфику образа мира русских и корейцев. В свою очередь каждый из образов мира выражает свое видение категорий «работа» и «отдых» посредством ин-

дивидуальных инструментов, закрепленных в культуре народа и являющихся призмой, через которую познается объективный мир. Мы увидели, что восточный стиль жизни и мышления, представителем которого является Южная Корея, отличается от западного стиля, к которому принадлежит Россия.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагог ика, 1983. - 316 с.

2. Монтескье III. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. - 366 с.

3. Мухина B.C. Картина мира: индивидуальные различия Н Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. - М., Воронеж, 1999. - С. 445-452.

4. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. - 2003. - № 4. - С. 51 -68.

5. Петухов В В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. - 1984. -№ 4. - Серия 14.-С. 13-20.

6. С мирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. - 1981. - № 2. - Серия 14. - С. 15-29.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология // Высшее профессиональное образование. - М.: Академия. 2005. - 360 с.

8. Яссман В.П. Уровневый подход к исследованию глубины понимания человеком предмета деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2009. - № 4. -С. 31-35.

A. V. Liu

Conceptions "work - rest" in the image of peoples of different cultures (on the example of

Russia and South Korea)

I he article presents an idea that labor and labor attitude is a reflection of philosophical ideas of peoples. Comparing results obtained with the help of associative experiment on the concepts "work" and "rest" conducted among the Russians and South Koreans there has been studied peculiarities of their cultures. The author determines and describes specific features and general perceptions of Russian and South Korean respondents to the concepts of "work" and "rest".

Key w ords: labor, work. rest, world image, ethnicity, culture, association universal, specific features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.