Научная статья
DOI: 10.15593/2224-9354/2023.2.8 УДК 316.473
И. В. Толстоухова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ МАГИСТРАНТОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Для общества, переживающего фундаментальные социальные трансформации, которым является современная Россия, особенное значение имеет специфика понимания жизненного успеха и успешности среди молодежи. В связи с этим значительный научный и практический интерес представляет изучение понимания молодого поколения содержательной стороны проблемы, связанной с представлением ими жизненного успеха. В статье предпринята попытка раскрыть критерии жизненного успеха глазами магистрантов и перспективы их самореализации. Рассмотрено содержание научных подходов отечественных и зарубежных исследователей к понятию «успех», «успешность», «успешность в личной и профессиональной жизни». При этом установлено, что успех соотносится с достижением поставленной цели, а успешность является сложным и многомерным конструктом, который присутствует во всех сферах деятельности субъекта. Цель исследования - изучение представления о жизненном успехе магистрантов первого курса. В статье приводятся результаты авторского социологического исследования 2022 г., организованного в Тюменском индустриальном университете. Данные социологического исследования позволили выявить ценностные доминанты, признаки, содержащиеся в представлении магистрантов о жизненном успехе. Были названы в рамках самопрезентации наиболее типичные для студентов социальные роли, которые определили на данный момент их собственное Я. Исследование также выявило взаимосвязь между жизненным успехом и профессиональным образованием. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что успешность жизнедеятельности молодежи на сегодняшний день зависит полностью от самой личности, способной анализировать социальную действительность, жизненную ситуацию, среду, в которой находится, учитывая возможности и перспективы.
Ключевые слова: успех, успешность, жизненный успех, молодежь, самореализация, магистранты, личность.
Сегодня жизненный успех играет важную роль в жизни человека. Человеческая жизнь выстраивается длинной цепочкой идущих друг за другом событий и решений, и никогда неизвестно, что произойдет в следующую минуту. Наряду с этим каждая личность связывает достигнутые успехи с возможно -стями имеющихся внутренних сил, внешних обстоятельств, индивидуальными и неповторимыми способностями, системой достижений и установок, которые отличаются от других людей, социальных групп и пр.
Человек, стремящийся к успеху, ориентируется на классические ценности, существующие во все времена (труд, игра, любовь, смерть, господство). Субъекты, обладающие сильным характером, силой воли и желанием достичь успе-
© Толстоухова И. В., 2023
Толстоухова Ирина Васильевна - канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», е-mail: [email protected].
ха, сами создают и находят пути достижений удовлетворения, к которым они стремятся. Такие личности определяют и ориентируют собственные стандарты достижения, прогнозируя внешние изменения и ситуационные моменты.
Современная молодежь свой жизненный путь, свое будущее соединяет с понятиями «счастье», «успех», «успешность». Истинный жизненный успех достигается человеком, когда во всех сферах деятельности у него есть чувство удовлетворения, и при этом он сохраняет доброжелательные отношения с другими людьми и социальными группами на разных уровнях [1, с. 136]. Поэтому, как считает автор статьи, истинный успех достигается в том случае, когда присутствует гармония в форме полного раскрытия различных потенций человека, удовлетворенность деятельностью, достижения высоких результатов. Очевидно, человек высокоинтеллектуальный способен мыслить шире, масштабней и тем самым у него больше возможностей найти свой путь достижения жизненного успеха.
В ХХ1 в. появляются новые модели построения жизненных стратегий подрастающего поколения. Социологические опросы показывают, что большая часть населения ориентированы на достижение жизненного успеха в виде высокого заработка, престижности, включенности в экономические, политические структуры и т.д. [2].
Следует отметить, что интерес к достижению личного успеха молодежи в современном обществе постоянно возрастает [3, с. 53]. Вследствие этого постоянно растет научно-практический интерес содержательной стороны проблемы, связанной с представлением студенчества с пониманием ими жизненного успеха. При этом нужно учитывать, что профессиональная и личностная самореализация -необходимое условие развития жизненного успеха молодежи.
В связи с этим цель статьи - определить позицию молодежи в лице магистрантов в понимании ими жизненного успеха, а также определить, как соотносятся представление о жизненном успехе с профессиональной самореализацией и образованием.
Феномен успеха в той или иной степени изучают многие науки - социология, психология, экономика. И в научных источниках чаще всего встречается определение успеха как самоутверждение и самореализация человека в окружающем мире.
Рассматривая различные точки зрения исследователей, можно констатировать, что «жизненный успех» ближе всего к ценностным установкам, как фактор самореализации личности, направленный на поиск новых жизненных ориентиров, как взаимодействие индивидуального и социального [4, с. 58]. Безусловно, каждая личность имеет свое представление о «жизненном успехе», которое зависит от уровня его личностного развития, воспитания и преобладания определенных ценностей.
Е.М. Корж называет успехом «достижение поставленных целей в жизни, имеющих значение для общества и группы, которые обеспечивают определенный
уровень положения, положительного отношения со стороны окружающих и личное удовлетворение» [5, с. 32]. О.И. Ефремова и В.А. Лабунская определяют успех как «положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества» [6, с. 324].
Группа отечественных ученых считают, что понятие успеха - это результат какой-либо деятельности, а понятие успешности - психологические свойства личности [7]. Например, И. Л. Кордубан и Л.А. Лазаренко определяют успешность как «социально-психологическую характеристику личности, предполагающую наличие социально признанных достижений, направленность на успех, собственную удовлетворенность процессом и результатами своей жизни» [8].
Исходя из философской концепции нравственности, Т.Н. Катаева [9] считает, что жизненный успех - это результат слаженной работы человека и общества, это точка оптимального соединения, желаемого и должного, одновременно «себя ради» и «во благо других».
Зарубежные исследователи M.M. Shoja, R. Shane Tubbs и D. O'Brien, проанализировав успешность как понятие, охарактеризовали его как состояние, когда субъект ощущает, кто он есть, и понимает, что образы себя в прошлом, настоящем или будущем соответствуют тому, кем человек стремится быть [10].
Другие ученые (A.P. Whitehall, L.G. Hill и D.M. Yost) исследовали влияние жизненных навыков, включая умение управлять конфликтными ситуациями, гибкость в реагировании на изменения и эффективное общение, на успешность в обучении и на работе. Они пришли к выводу, что люди с повышенной адаптацией к происходящим изменениям способны не только к академической успешности, но и достижению высоких результатов в других сферах деятельности [11].
Индийские исследователи B. Balachander и U. Sadasivan в ходе эксперимента выявили, что студенты с сопереживанием относились к проблемам других, для них восприятие образа успешности сопоставляется со смыслом жизни, а материальная составляющая не имела значения [12].
По мнению ученого B. Johnson именно личностные качества важны для достижения успешности в личной и профессиональной жизни. В качестве прогнозирования успешности он выделяет такие свойства, как «внутренняя мотивация», «критическое мышление», «стойкость», «настойчивость», «уверенность в себе» и «самосознание» [13].
В свою очередь J. Lesha акцентирует внимание на то, что коэффициент эмоционального интеллекта человека является важным показателем успешности, как и шкала IQ. Развивая навыки и способности, полученные в результате совершенствования эмоционального интеллекта, а также применяя их в различных сферах деятельности, люди повышают уровень успешности в различных аспектах жизни [14].
Подводя итог исследованиям отечественных и зарубежных специалистов, можно отметить, что успех в большей степени связан с достижением постав-
ленной цели, а успешность является сложным многосторонним объектом, который существует во всех сферах деятельности субъекта.
Итак, все представленные научные точки зрения, раскрывающие важные факторы жизненного успеха, имеют право на существование. Причем, все они подчеркивают, что важно в жизни к чему-то стремиться, ставить перед собой цели и достигать их, использовать все свои возможности и обретать новые знания. При этом отмечено, что успех и успешность человека - это как интегральное свойство личности, в котором отражается комплексное субъективное восприятие своего актуального статуса в системе сфер жизнедеятельности и его сравнение с желаемым и/или социально обусловленным статусом [15, с. 192].
Появление новых моделей построения жизненных стратегий молодежи подтолкнуло автора провести социологический опрос среди обучающейся молодежи в высшем учреждении. Именно в студенческие годы личность активно строит свои жизненные планы, прогнозирует будущее, стремится к самореализации [16], воплощенной в жизненном успехе.
Анкетирование проходило осенью 2022 г., среди магистрантов первого года обучения по направлению «Нефтегазовое дело» Тюменского индустриального университета. Опросу подлежали 93 респондентов в возрасте от 22 до 29 лет. Социологический опрос включал в себя помимо вопросов, метод свободных ассоциаций и тестовую методику суждения. Среди респондентов диплом бакалавра по направлению «Нефтегазовое дело» имеют 69 % опрошенных магистрантов. У остальных 31 % респондентов образование непрофильное, ближе к естественно-научному. Группу работающих составляют 53 % студентов, из них по профильному образованию работают 42 %.
Сложившиеся экономические, политические, социальные преобразования сильно повлияли на переоценку ценностей, пересмотр новых моделей социальных действий и отношений. Внедряемые и реализуемые социальные проекты привели к непрогнозируемым последствиям и породили специфическую социальную реакцию на современную молодежь [17]. Именно эта реакция повлияла на изменение внутреннего мира, мировоззрения и на личный успех молодежи.
Проведенное авторское исследование среди магистрантов первого курса направления «Нефтегазовое дело» имело цель изучить мнения респондентов о жизненном успехе и успешности. Следует отметить, что направление «Нефтегазовое дело» очень высоко ценится в Тюменском регионе и в связи с этим полученное образование является престижным.
Первоначально проблема решалась известным науке методом свободных ассоциаций, позволяющим респондентам выйти за рамки заранее сформулированного исследователями при необходимости репрезентации собственного Я.
Понятие Я является старейшим философско-психологическим термином, его категориальный статус остается до сих пор неопределенным и употребляя-ется в самых различных значениях. Данное понятие рассматривали как зару-
бежные (И.С. Кон, Р. Декарт, У Джеймс, Т. Шибутани, М. Розенберг, А.А. Ре-ан и др.), так отечественные ученые (С.А. Куненков, Е.В. Чернышева, Т.Л. Григорьева, М.Р. Душкина и др.).
В результате можно констатировать и согласиться с точкой зрения отечественных ученых, которые интерпретируют «Я-концепцию» как систему психологических процессов, обладающую различными аспектами социального взаимодействия; относительно устойчивую и осознанную систему представлений, жизненных установок [18].
В представленном исследовании обучающиеся в рамках самопрезентации называли наиболее типичные для себя социальные роли, которые на данный момент вывели на определение набора доминирующих в студенческой среде ценностей. Полученные результаты отразили традиционную направленность магистрантов. В таблице указано, что для них сущность понятия «Я» взаимодействует с ценностным набором из четырех основных составляющих: самореализация, учеба, семья, призвание.
Оценка суждений на «Я-образ»
Суждения, высказанные студентами % Ценности
«Я - Личность», «Я - Человек» 51 Самореализация
«Я - студент(ка)» 40 Учеба
«Я - сын (дочь)», «Я - сестра (брат)» 34 Семья
«Я - работник», «Я - специалист» 29 Призвание
Как видим, в процентном соотношении на первом месте респонденты раскрывают себя как человека, обладающего индивидуальными, неповторимыми, уникальными характеристиками личных качеств. Затем они ассоциируют себя с обучающимися, и это объяснимо, потому что они являются студентами магистратуры. Далее семейные ценности и работа.
Включенное на втором этапе в тестовую методику суждение «Личность -это ...» поделило респондентов на две группы. Одна группа (55 %) считает, что личность - это прежде всего сознательный человек, обладающий совокупностью индивидуальных черт, личными качествами и чертами характера. Вторая группа (40 %) считает, что личность - это человек, который умеет ставить цели и достигать их, отстаивает свою точку зрения, выражает свои мысли и умеет себя реализовать. Как мы видим, первая группа дала обобщающую характеристику понятия с теоретической точки зрения, а вторая - с практической -что конкретно должен делать человек как личность.
Учитывая тот факт, что для молодежи важное значение имеют сведения из неофициальных источников информации (чаще всего интернет и социальные сети), далее был предложен вопрос: «Какие источники формируют представление людей о жизненном успехе?». Ответы респондентов распределились следующим
образом: родители и родственники - 58 %, интернет - 43 %, друзья - 40 %, знаменитости - 25 %, СМИ - 12 %, сам себе формирую - 5 %. Как видим, несмотря на все происходящие преобразования, семейный образ жизни имеет первостепенное значение в формировании жизненного успеха магистранта.
Это подтвердили и следующие ответы. По мнению респондентов, крепкая семья является одним из основных признаков жизненного успеха (63 %), далее: свобода выбора образа жизни (58 %), возможность путешествия по миру (55 %), материальная обеспеченность (50 %), профессиональное мастерство (38 %) и наличие полезных связей (25 %).
На вопрос об удовлетворенности жизни, большая часть респондентов (83 %) отметили, что удовлетворены, как складывается их жизнь, и они способны достичь главных целей в жизни.
На вопрос: «Какие личностные качества необходимы для достижения жизненного успеха?» ответы распределились следующим образом: умение общаться и работать с людьми - 78 %, трудолюбие и настойчивость - 70 %, дисциплинированность - 58 %, умение бороться за себя, защищать интересы - 53 %, умение учиться - 48 %, практичность и дальновидность - 45 %, способностью целесообразно распоряжаться деньгами - 43 %, умение действовать в ситуации неопределенности - 40 %, привлекательностью и обаятельностью - 15 %.
Как показывает опрос, большинство половины респондентов видят жизненный успех в умении выстроить общение с людьми, трудолюбии, дисциплинированности, умении постоять за себя и отстоять свои интересы.
Далее мы выяснили, какое значение для магистрантов имеет образование в жизненном успехе. Для большинства (70 %) образование имеет важное значение, оно необходимо, но гарантий на успех не дает. Никто из респондентов не отметил, что образование не оказывает никакого влияния на достижение успеха. Следовательно, образовательная среда, существующая в стенах вуза, способствует приобретению магистрантами новых знаний, опыта, а также профессиональной самореализации.
Это подтвердили и ответы на вопрос, что для обучающихся значит учебный процесс. Для магистрантов первого курса полученная профессия является перспективной областью самореализации (57 %), оставшаяся часть студентов считает, что высшее образование - это шаг в будущее с хорошей перспективой (43 %).
Дискуссионным стал вопрос «Имеет ли значение профессиональная самореализация при достижении успеха?». Больше половины опрашиваемых (55 %) ответили, что профессиональная самореализация дает возможность для достижения успеха, но не решающее.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно констатировать, что самореализация составляет одну из сторон жизнедеятельности человека и занимает особое место в развитии и становлении личности. Фиксированные данные в источниках свидетельствуют об успешной самореализации
человека, о высоких достижениях в профессиональной деятельности, удовлетворенности в личной жизни, в общественной деятельности, творчестве и т.д.
Самореализация чаще рассматривается как процесс постоянного развития и самосовершенствования человека как личности, раскрывая его самостоятельный путь, который у большей части современной молодежи ассоциируется с карьерой.
Предложенная на третьем этапе исследования задача подготовки эссе на тему «Как я вижу перспективы своей самореализации» раскрыла их взгляды на построение ближайшего будущего. Стремление молодежи занять в обществе достойное место предполагает определенную зрелость личности в плане сформированных психологических образований и механизмов, обеспечивающих субъекту возможность непрерывного личностного роста [19]. Анализируя рассуждения магистрантов о самореализации, можно выделить такие часто встречающиеся формулировки, как «карьерный рост и востребованная работа», «наличие достойного заработка», «занимать руководящую должность». Это показывает «социальное признание» как необходимый атрибут саморегуляции, объективирует в таком перечне осознанные молодежью смысловые критерии-стимулы, что давно вошло в анналы управленческих прерогатив. Треть респондентов отметила такие элементы самореализации, как «крепкая семья», «удовлетворенность от работы».
Если в совокупности рассмотреть написанное эссе, то большая часть магистрантов начинает писать о выстраивании карьеры, о престижной, достойной работе и только в конце суждения упоминается о семье. Для создания крепкой семьи, по их мнению, нужно иметь хорошо оплачиваемую работу.
При этом не стоит забывать, что понимание жизненного успеха обусловлено множественностью факторов объективного и субъективного порядка, начиная от типа общества, этапа его развития и заканчивая социальными и материальными условиями жизни индивида, особенностями его воспитания и социализации [20, с. 507].
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что магистранты жизненный успех и успешность видят в крепкой семье и свободе выбора образа жизни. Установлено, что для достижения жизненного успеха им необходимо обладать умением общаться и работать с людьми; трудолюбием и настойчивостью. Наряду с этим самореализация у них будет осуществляться через карьеру и достойную работу. Следует отметить, что магистранты высоко оценивают высшее образование и считают, что полученное образование - это будущее карьерного роста.
В связи с этим полученные результаты позволяют сделать вывод, что жизненный успех и успешность личности зависит полностью от нее самой, способной анализировать социальную действительность, жизненную ситуацию, среду, в которой находится, а также учитывать свои стремления и возможности.
Список литературы
1. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Жизненный успех в современном российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - № 2. - С. 136-143.
2. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Типология форм жизненного успеха и самореализации человека // Социология образования. - 2013. - № 4. -С. 84-93.
3. Щербакова Л.Н. Компетентность студентов в разработке стратегии жизненного успеха // Вестник Российского университета дружбы народов. Психология и педагогика. - 2008. - № 3. - С. 53-60.
4. Диева А.В. Диспозиционный характер категории «жизненный успех» // Рационализм на пороге третьего тысячелетия: материалы III Всерос. филос. конгр.: в 3 т. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002. - Т. 3. - С. 57-58.
5. Корж Е.М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2008. - № 1. - С. 31-47.
6. Ефремова О.И., Лабунская В.А. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах. - М., 1999. -С. 321-338.
7. Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - № 1. - С. 41-48.
8. Кордубан И.Л., Лазаренко Л.А. Психологическая характеристика феноменов «успех» и «успешность» [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Гуманитарные науки. - 2007. - № 5. - URL: http://science. ncstu.ru/articles/hs/2007_05/psychology/09.pdf/file_download (дата обращения: 26.09.2022).
9. Катаева Т.Н. «Жизненный успех» как комплексное понятие бытия человека // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2014. - № 36. - С. 59-63.
10. Shoja M.M., Shane Tubbs R., O'Brien D. Defining and Re-Defining Success // A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing, 2019. - P. 1-13.
11. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course / A.P. Whitehall, L.G. Hill, D.M. Yost, K.K. Kidwell // The Journal ofGeneral Education. - 2018. - Vol. 65/3-4. -P.241-263.
12. Balachander B., Sadasivan U. Situational contingencies and its effect on behavior - a study of student perceptions towards success // Journal of critical reviews. - 2020. - Vol. 7. - P. 101-109.
13. Johnson B. Soft Skills-Essential for Success // BMH Medical Journal. -2021. - Vol. 8/3. - P. 99-102.
14. Lesha J. Emotional intelligence to achieve success: a theoretical approach// European Journal of Social Sciences Studies. - 2020. - Vol. 5/5. - URL: https://oapub.org/soc/ index.php/EJSSS/article/view/929
15. Коршиков Б.Н. Современные зарубежные исследования феномена успешности // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27, № 4. - С. 189-193.
16. Гетманова С.Л. Социализация студенчества как важный фактор развития инновационного общества // Инновации в науке. - 2014. - № 34. - С. 42-46.
17. Тутова Л.Н. Трансформация стратегий жизненного успеха российской молодежи на рубеже 1990-2000-х гг. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 12. - С. 129-133.
18. Блохина Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ Я» // Ак-меология. - 2017. - № 3(63). - С. 23-28.
19. Джумабаева М. Представления о жизненном успехе, как регулятор профессионального выбора в юношеском возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 5-4. - С. 120-124.
20. Седова Н.Н. Жизненный успех молодежи - от Москвы до самых до окраин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6(154). - С. 505-529.
References
1. Zobov R.A., Kelas'ev V.N. Zhiznennyi uspekh v sovremennom rossiiskom obshchestve [Life success in Russian society]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 12. Psikhologiia. Sotsiologiia. Pedagogika, 2013, no. 2, pp.136-143.
2. Zobov R.A., Kelas'ev V.N. Tipologiia form zhiznennogo uspekha i samorealizatsii cheloveka [Typology of forms of life success and self-actualization of a human being]. Sotsiologiia obrazovaniia, 2013, no. 4, pp. 84-93.
3. Shcherbakova L.N. Kompetentnost' studentov v razrabotke strategii zhiznennogo uspekha [The competence of students in the development of the strategy of life success]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Psikhologiia i pedagogika, 2008, no. 3, pp. 53-60.
4. Dieva A.V. Dispozitsionnyi kharakter kategorii "zhiznennyi uspekh" [The dispositional nature of the category "life success"]. Ratsionalizm naporoge tret'ego tysiacheletiia. Proc. 3rd All-Russian Philosophical Congress (Sep.16-20, 2002). Rostov-on-Don, SFEDU, 2002, vol. 3, pp. 57-58.
5. Korzh E.M. Nekotorye kriterii otsenki dostizheniia zhiznennogo uspekha [Some criteria to assess achievements of life success]. Sovremennaia sotsial'naiapsikhologiia: teoreticheskiepodkhody iprikladnye issledovaniia, 2008, no. 1, pp. 31-47.
6. Efremova O.I., Labunskaia V.A. Psikhologiia uspeshnogo povedeniia lichnosti [Psychology of successful personality behavior]. Sotsial'naia psikhologiia lichnosti v voprosakh i otvetakh, Moscow, 1999, pp. 321-338.
7. Rikel' A.M. Nekotorye aspekty sotsial'no-psikhologicheskoi problematiki uspekha [Some aspects of success socio-psychological problems]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 14: Psikhologiia, 2012, no. 1, pp. 41-48.
8. Korduban I.L., Lazarenko L.A. Psikhologicheskaia kharakteristika fenomenov "uspekh" i "uspeshnost"' [Psychological characteristics of the phenomena "success" and "successfolness"]. Sbornik nauchnykh trudov SevKavGTU. Gumanitarnye nauki, 2007, no. 5, available at: http://science.ncstu.ru/articles/hs/2007_05/psychology/09.pdf/ file_download (accessed 26.09.2022).
9. Kataeva T.N. "Zhiznennyi uspekh" kak kompleksnoe poniatie bytiia cheloveka ["Success in life" as a complex notion of human existence]. Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiia, politologiia, filosofiia, istoriia, 2014, no. 36, pp. 59-63.
10. Shoja M.M., Shane Tubbs R., O'Brien D. Defining and re-defining success. A Guide to the Scientific Career: Virtues, Communication, Research and Academic Writing, 2019, pp. 1-13.
11. Whitehall A.P., Hill L.G., Yost D.M., Kidwell K.K. Being smart is not enough to ensure success: Integrating personal development into a general education course. The Journal of General Education, 2018, vol. 65/ 3-4, pp. 241-263.
12. Balachander B., Balachander U. Situational contingencies and its effect on behavior - a study of student perceptions towards success. Journal of critical reviews, 2020, vol. 7, pp. 101-109.
13. Johnson B. Soft skills-essential for success. BMHMedical Journal, 2021, vol. 8/3, pp. 99-102.
14. Lesha J. Emotional intelligence to achieve success: A theoretical approach. European Journal of Social Sciences Studies, 2020, vol. 5/5, available at: https://oapub.org/soc/ index.php/EJSSS/article/view/929.
15. Korshikov B.N. Sovremennye zarubezhnye issledovaniia fenomena uspeshnosti [Modern foreign studies of the phenomenon of successfulness]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Psikhologiia. Sotsio-kinetika, 2021, vol. 27, no. 4, pp. 189-193.
16. Getmanova S.L. Sotsializatsiia studenchestva kak vazhnyi faktor razvitiia innovatsionnogo obshchestva [Socialization of student body as an important factor of innovative society development]. Innovatsii v nauke, 2014, no. 34, pp. 42-46.
17. Tutova L.N. Transformatsiia strategii zhiznennogo uspekha rossiiskoi molodezhi na rubezhe 1990-2000-kh gg [Transformation of strategies of vital success of Russian young people on border of 1990^ - 2000.]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2017, no. 12, pp. 129-133.
18. Blokhina T.S. Sootnoshenie poniatii "Ia-kontseptsiia" i "obraz Ia" [The interrelationship between "self-conception" and "self-image" concepts]. Akmeo-logiia, 2017, no. 3 (63), pp. 23-28.
19. Dzhumabaeva M. Predstavleniia o zhiznennom uspekhe, kak reguliator professional'nogo vybora v iunosheskom vozraste [Ideas about success in life as a regulator of professional choice in adolescence]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, no. 5-4, pp. 120-124.
20. Sedova N.N. Zhiznennyi uspekh molodezhi - ot Moskvy do samykh do okrain [Youth's life success: From Moscow to the outskirts]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 2019, no. 6 (154), pp. 505-529.
Оригинальность 78 %
Поступила 05.12.2022 Одобрена 27.12.2022 Принята к публикации 11.05.2023
I.V. Tolstoukhova
INTERPRETATIONS OF LIFE SUCCESS BY MASTER'S DEGREE STUDENTS: THE SOCIOLOGICAL ASPECT
For a society undergoing fundamental social transformations, which is modern Russia, the specifics of understanding life success and success among young people are of particular importance. In this regard, of considerable scientific and practical interest is the study of the problem essence as perceived by the younger generation. The article attempts to reveal the criteria of life success through the eyes of the undergraduates, and the prospects for their self-realization. In this regard, the content of scientific approaches of domestic and foreign researchers to the concept of "success", "successful-ness" and "successfulness in personal and professional life" is considered. At the same time, it is established that success correlates to the achievement of the set goal, and successfulness is a complex and multidimensional concept that is present in all spheres of the subject's activity. The purpose of the study is to study the idea of the life success of first-year undergraduates. The article presents the results of the author's sociological study of 2022, organized at the Tyumen Industrial University. The presented data of the sociological research made it possible to identify the value dominants, the signs contained in the undergraduates' idea of life success. Within the framework of self-presentation, the most typical social roles for students were named, which determined their own "I" at the moment. The study also revealed the relationship between life success and vocational education. The results obtained allow us to conclude that the successfulness of the life of young people today depends entirely on the personality itself, which is able to analyze the social reality, the life situation, the environment in which to be, taking into account opportunities and prospects.
Keywords: success, successfulness, life success, youth, self-realization, master's degree students, personality.
Irina V. Tolstoukhova - Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Humanities and Technologies, Tyumen Industrial University, Tyumen, e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-2176-8014.
Received 05.12.2022 Approved 27.12.2022 Accepted for publication 11.05.2023
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад автора 100 %.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Толстоухова, И.В. Представления о жизненном успехе магистрантов: социологический аспект / И.В. Толстоухова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2023. - № 2. - С. 107-118.
Please cite this article in English as:
Tolstoukhova I.V. Interpretations of life success by masters' degree students: the sociological aspect. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 2, pp. 107-118 (In Russ.).