ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ В ЮНОШЕСТВЕ
Н.П. ШИЛОВА*
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Москва
В статье описаны результаты исследования представлений юношей и девушек о масштабе собственного жизненного пути. Были изучены 1394 юноши и девушки от 14 до 28 лет. Показано, что представления юношей и девушек о масштабе своего жизненного пути напрямую взаимосвязаны с содержанием важных событий. Масштаб значительно шире у юношей и девушек, для которых в текущем времени важны учеба и профессиональная деятельность; в прошлом важным является саморазвитие, а не отдых и развлечения; а в будущем же - отношения с людьми и материальные ценности, в меньшей степени - отдых, учеба и работа.
Ключевые слова: юношеский возраст, жизненный путь, жизненные события, юноши и девушки, временная перспектива, жизненное пространство, юношество, биография.
Введение
В последнее время в психологии все чаще рассматриваются категории личностного аспекта времени и осмысления собственной жизни через построение жизненного пути личности, а также влияние культурных норм и возрастных периодизаций на интерпретацию жизненных событий и этапов жизненного пути. Одним из первых заниматься изучением жизненного пути человека в отечественной психологии начал Л.С. Рубинштейн. Он ввел понятие «субъекта жизни» и, по его мнению, понимание личностью своей роли в планировании и осуществлении жизненного пути способствует стремлению ставить серьезные цели и достигать их [10]. Для Б.Г. Ананьева проблема жизненного пути также стала актуальной уже в начале 1930-х годов. Он обосновал научный проект о целостном развитии человека в едином жизненном
© Шилова Н.П., 2020
* Для корреспонденции:
Шилова Наталья Петровна
канд. психол. наук, заместитель начальника Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора E-mail: npshilova@outlook.com
цикле и выделил два подхода к развитию человека, и, соответственно, две исследовательские стратегии: изучение онтогенеза индивида и исследование жизненного пути человека [1]. К. Левин, изучая пространство жизни и тот путь, по которому идет человек, указывает, что жизненный путь - это цепь событий, которые происходят с ним или вокруг него [6]. В таком ключе значимость события для человека определяется степенью влияния этого события на него, а представление о протяженности собственного жизненного пути определяется временем значимых жизненных событий.
В психологической науке существует большое количество подходов к исследованию биографий. Так, М.С. Егорова анализирует связи между различными событиями жизни в соответствии с оценками событий испытуемым. Такой анализ позволяет получить субъективную картину жизненного пути человека, биографию основных событий его жизни и их взаимосвязь. В основе предложенного ею анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронометрического возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определя-
ют системообразующие свойства личности [4]. Н.А. Логинова предлагает изучать человеческую жизнь на основе продуктов деятельности, конкретных эмпирических срезов развития отдельных сторон, на основе осознания связи, существующей между событиями собственной жизни. По ее мнению, этот подход ориентирован на создание целостного образа человека и его жизни (биографии) [7]. Нужно отметить, что в психологии биографический материал довольно часто привлекался в качестве иллюстрации для общей характеристики того или иного периода развития, в том числе анализа юношества. В контексте данного исследования биография отдельного человека рассматривается как преломление биографического опыта через интерпретацию значимых событий прошлого и конкретное наполнение ожиданиями событий будущего.
Жизненный путь человека подчинен определенным законам, общим для всех людей. И.С. Кон анализирует влияние культуры на характер построения жизненных планов и указывает на то, что возрастные особенности обуславливают нормативные критерии развития человека в ходе жизненного пути [5]. В.В. Нуркова исследует так называемые культурные жизненные сценарии, которые функционируют как идеальные формы проектирования, переживания и осмысления индивидуальных событий жизни в горизонте целостного жизненного пути. Обычно культурные жизненные сценарии включают в себя преимущественно социально желательные, позитивные события. В.В. Нуркова пишет о том, что периоды молодости и юности носят позитивную окраску [8]. В ее исследовании в среднем в качестве значимых для жизни типичного человека указывалось около 15 событий, относящихся к трем основным тематическим блокам: родительская семья, своя семья и трудовая деятельность [8]. В многообразии зарубежных биографических исследований также выделяются исследования социальной обусловленности
жизненных путей. Исследователи изучают жизненные пути через профессиональные траектории, используя возрастную дифференциацию, социально-классовое расслоение, общественные циклы и кризисы, а также исторические события [12], или через убеждения, установки и ожидания молодых людей в отношении долгосрочных семейных отношений, оказывающих первостепенное влияние на построение жизненного пути [15, 17, 18]. Соответственно, представления о протяженности жизненного пути и масштабе собственной биографии в контексте этих исследователей зависят от значимых жизненных событий в профессиональной сфере и сфере семейных отношений.
Возраст юности и возраст молодости являются наиболее важными периодами для построения собственного будущего, жизненного пути и биографии. С социальной точки зрения юноши и девушки поставлены в ситуацию выбора перспективы своего образования и профессии. Такая необходимость взаимосвязана с определением перспектив семейной жизни, поиском типов партнеров и форм семейных отношений [2]. Разделение ближайшей и отдаленной перспективы является важнейшим моментом развития личности в юношеском возрасте и показывает способность к решению важнейших задач жизнеустройства, к выбору жизненного пути. Расширение временной перспективы характеризует уровень развития личности, где основными критериями развитой временной перспективы выступают ее продолжительность, оптимистичность, реализм, а также степень дифференцированности и согласованности. Это показывает, что для анализа временной перспективы необходимо использование дополнительных тематик событий, например, категорий содержательного анализа, используемых Ж. Нюттеном для анализа временной перспективы [9].
Ранее в исследовании, проведенном Д. Рубеном, Е. Скоттом и Р. Небесом, было установлено, что даты событий, вошед-
ших в культурные жизненные сценарии, образуют эффект «пика» и шесть из семи наиболее часто упоминаемых событий относятся к возрасту 16-30 лет [16]. Объясняя, как различные взгляды на жизнь формируют текущее благополучие и адаптацию юношей и девушек к зрелой жизни, в зарубежных исследованиях приводятся различные концептуальные подходы, которые подчеркивают, как ожидания будущего могут объяснить текущее поведение [11]; кроме того, согласование желаний, времени исполнения желаний и критериев готовности к исполнению желаний [14, 15]. Таким образом, юношеский возраст - это период, в котором формируется пространство жизни и появляются представления о собственном жизненном пути.
Итак, руководствуясь всеми перечисленными выше научными выводами, можно заключить, что изучение целостного развития личности в юношеском возрасте возможно через исследование жизненного пути, который может быть определен через содержание и время значимых жизненных событий, взаимосвязь которых между собой на сегодняшний день не выявлена.
Целью настоящего исследования стало изучение взаимосвязи того, как содержание значимых жизненных событий влияет на масштаб жизненного пути в представлениях юношей и девушек, а гипотезой исследования - предположение о том, что существует значимая взаимозависимость между временными и содержательными аспектами жизненного пути юношей и девушек.
Методика
Выборка исследования. Участниками исследования были подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет. Выборка составила 1394 подростка, юношей и девушек вышеуказанной возрастной группы, из них: 14-летних - 157, 15-летних - 120, 16-летних - 313, 17-летних - 255, 18-летних - 161, 19-летних - 102, 20-летних - 85, 21-летних - 107, 22-летних - 43, 23-лет-
них - 51. Среди них были 462 школьника (33,1% от выборки), в том числе 251 девушка, 211 юношей; 454 студента системы СПО (32,6%), в том числе 253 девушки, 201 юноша; 478 студентов вузов (34,2%), в том числе 312 девушек, 166 юношей.
Приглашение к участию в исследовании осуществлялось по принципу «снежного кома», где ряд образовательных организаций самостоятельно привлекали к исследованию как можно большее количество участников. Мы рассылали в образовательные организации России ссылку на исследование по электронной почте. Желающим принять участие были описаны условия участия в исследовании.
Особенности методики. Применялся метод «Прошлое, настоящее, будущее», который разработан А.Л. Венгером, Ю.М. Де-сятиковой в 1995 г. [3]. Испытуемым было предложено написать по пять самых важных событий их прошлой, настоящей и будущей жизни. Дополнительно мы просили испытуемых указать временной период, в котором это событие произошло или произойдет. Всего участниками исследования было названо 20910 значимых событий собственной жизни.
При содержательном анализе значимых событий была использована типология, предложенная Ж. Нюттеном [9]. Его теория предполагает использование только тех категорий, которые характерны для конкретной выборки, и наши испытуемые использовали шесть категорий значимых событий:
1. Тот или иной аспект личности самого субъекта, это собственное рождение, а также события как-то меняющие человека: сделал тату, сильно обжегся, изменил прическу и т.д.
2. Активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или каких-либо ее сторон.
3. Всякая активность, направленная на то, чтобы что-то сделать: в эту категорию входит вообще и профессиональная деятельность, и учеба.
4. Все, что касается контактов с другими людьми, общения.
5. Стремление к обладанию определенными материальными ценностями.
6. Активность, связанная с отдыхом, развлечениями.
Часть событий, называемых участниками исследования, не могла быть однозначно отнесена к одной из выделенных категорий; поэтому в анализе было учтено 17958 характерных значимых событий собственной жизни юношей и девушек.
Временной анализ различий временной перспективы жизненного пространства изучался при помощи таких характеристик, как временная удаленность событий прошлого относительно настоящего, временная удаленность событий будущего относительно настоящего и масштаб жизненного пути, который включает в себя все события прошлого, настоящего и будущего.
Для определения значимости связей между содержательными и временными характеристиками жизненных событий юношей и девушек мы провели корреляционный анализ взаимосвязей содержательных и временных особенностей выделенных важных событий при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Коэффициент Пирсона был выбран, поскольку обе переменные измерены по интервальной шкале. Для анализа были использованы уровни значимости р - 0,05 и 0,01.
Результаты и обсуждение
Для того чтобы определить, какие события называются испытуемыми чаще всего, значимые события были распределены по тематикам в процентном соотношении; эти данные показаны на рисунке 1.
Рис 1. Тематическое распределение значимых событий, в процентах
бытия во временном промежутке около 15 лет, вне зависимости от их возраста. Выше были показаны результаты исследований Д. Рубена, Е. Скотта и Р. Небеса, которые сделали вывод, что чаще всего как «важные» упоминаются события, относящиеся к возрастному интервалу 16-30 лет [16]. Соответственно, масштабы жизненного пути, обозначенного значимыми событиями, приблизительно равны в обоих исследованиях. Более того, испытуемые нашего исследования находятся внутри обозначенного возрастного интервала, что дало уникальную возможность оценить многогранность формирования жизненного пути через значимые события.
Согласно обозначенной выше гипотезе, протяженность жизненного пути зависит от содержания значимых событий. Руководствуясь этим предположением, был проведен корреляционный анализ полученных данных. В результате проведенного анализа были получены значимые взаимосвязи между содержательными критериями и временными характеристиками важных событий жизненного пути юношей и девушек, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Статистические связи между содержательными критериями и временными характеристиками важных событий
Критерий временная удаленность прошлого относительно настоящего уровень значимости временная удаленность будущего относительно настоящего уровень значимости масштаб жизни уровень значимости
Прошлое 11 0,3570** 0,0000 0,0599* 0,0378 0,2296** 0,0000
2 -0,0161 0,5591 0,0574* 0,0466 0,0602* 0,0248
3 0,0010 0,9706 -0,0515 0,0745 0,0158 0,5555
4 0,0012 0,9649 -0,0184 0,5239 0,0414 0,1224
5 -0,0295 0,2830 0,0424 0,1418 0,0284 0,2894
6 -0,1363** 0,0000 -0,0539 0,0621 -0,0737* 0,0059
Настоящее 1 0,0947** 0,0006 0,1237** 0,0000 0,1363** 0,0000
2 0,0083 0,7628 -0,0537 0,0629 -0,0111 0,6784
3 0,0430 0,1179 -0,0159 0,5830 0,0665* 0,0131
4 -0,0290 0,2914 0,0124 0,6689 0,0569* 0,0338
5 -0,0201 0,4646 -0,0034 0,9071 0,0083 0,7559
6 -0,0139 0,6143 0,0245 0,3955 0,0347 0,1962
На диаграмме видно, что основной темой значимых событий, называемых участниками исследования, является профессиональная деятельность и учеба (более 35%). На втором месте - события, связанные с контактами и общением с другими людьми (более 25%). На третьем месте - события, связанные с отдыхом и развлечениями (13,5%). Наименее значимой оказалась тема материальных ценностей (около 5,5%), а также события, связанные с тем или иным аспектом самого участника исследования (около 9%). Полученные данные подтверждают результаты исследования В.В. Нурковой, которая выделяет тематические блоки семьи и трудовой деятельности в перечне значимых жизненных событий [8]. В рамках проведенного исследования большая часть значимых событий также связывается с этими тематиками; к ним были добавлены дополнительные тематические блоки, имеющие значение для гипотезы, поставленной в исследовании.
В результате проведенного анализа было зафиксировано, что в среднем испытуемые указывают значимые для себя со-
1 0,0540* 0,0494 0,1481** 0,0000 0,1237** 0,0000
2 0,0106 0,6993 0,0048 0,8667 0,0280 0,2968
£ 3 -0,0056 0,8387 -0,1588** 0,0000 -0,0310 0,2476
4 0,0201 0,4643 0,1633** 0,0000 0,1936** 0,0000
5 0,0303 0,2698 0,0628* 0,0296 0,0815** 0,0023
6 -0,0220 0,4229 -0,1276** 0,0000 -0,0792** 0,0031
Примечания: * - корреляции значимы на уровне р<0,05; ** - корреляции значимы на уровне р<0,01. Категории:
1. Тот или иной аспект личности самого субъекта.
2. Активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или каких-либо ее сторон.
3. Всякая активность, направленная на то, чтобы что-то сделать: в эту категорию входит вообще и профессиональная деятельность, и учеба.
4. Все, что касается контактов с другими людьми, общения.
5. Мотивация, связанная со стремлением к обладанию определенными материальными ценностями.
6. Активность, связанная с отдыхом, развлечениями.
Все три анализируемые нами характеристики временной перспективы имеют значимую положительную связь с содержательным критерием важных событий «тот или иной аспект личности самого субъекта». Соответственно, чем больше испытуемым называлось важных событий, связанных с ним самим, тем большую протяженность имеет его жизненная перспектива.
Между всеми выделенными в рамках исследования характеристиками временной перспективы и содержательным критерием важных событий «активность, связанная с отдыхом и развлечениями» была получена значимая отрицательная взаимосвязь. Если для юноши или девушки только в будущем много значимых событий, связаны с отдыхом и развлечениями, то у них короче временная удаленность будущего относительно настоящего. Например, юноша или девушка, мечтающие сыграть в интересную компьютерную игру, не видят себя в отдаленной перспективе, а соответственно, наполняя свой жизненный путь отдыхом и развлечениями, «планируют свои цели» на более короткий срок, в терминологии Л.С. Рубинштейна. Если же для юноши или девушки только в прошлом много значимых событий связано с отдыхом и развлечениями, то у него короче временная удаленность прошлого относительно настоящего. Масштаб жиз-
ненного пути существенно короче у тех испытуемых, у кого много значимых событий связано с отдыхом и развлечениями, как в прошлом, так и в будущем. Закономерно, что юноши и девушки, не выделяющие как значимые события, связанные с отдыхом и развлечениями, имеют более протяженный масштаб жизненного пути.
Значимая взаимосвязь была выявлена между критерием «активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или каких-либо ее сторон» в событиях прошлого с увеличением масштаба жизненного пути за счет увеличения временной удаленности будущего относительного настоящего. Так, если испытуемый среди значимых событий прошлого называет «научился плавать» или «победила на художественном конкурсе», то его временная перспектива будущего простирается на более отдаленный промежуток времени.
Значимая взаимосвязь была выявлена между критерием «активность, связанная с контактами с другими людьми» и «активность, связанная со стремлением к обладанию определенными материальными ценностями» в событиях будущего с увеличением масштаба жизненного пути за счет увеличения временной удаленности будущего относительного настоящего. Так, если испытуемый среди значимых событий
будущего называет «встреча с любимым человеком» или «появление мопеда», то его временная перспектива будущего простирается на более отдаленный промежуток времени.
Две следующих взаимосвязи существенно уточняют проанализированные нами в начале статьи представления о зависимости протяженности жизненного пути от значимых жизненных событий в профессиональной сфере и сфере семейных отношений [2, 8, 11, 12, 15].
Во-первых, если для испытуемых в будущем много значимых событий, связанных с профессиональной деятельностью и учебой, то у них короче временная удаленность будущего относительно настоящего. Такой тип событий в будущем приближает горизонт неопределенности. Отсутствие корреляционных взаимосвязей значимых событий будущего, связанных с контактами, общением и определением перспектив семейной жизни с временной удаленностью будущего относительно настоящего, говорит нам о видении этих событий испытуемыми в сформировавшемся горизонте.
Во-вторых, масштаб жизненного пути существенно длиннее у тех испытуемых, у кого в текущем времени много значимых событий связано с профессиональной деятельностью и учебой, а также событий, связанных с общением и контактами с другими людьми, включающими в себя семейные отношения. Соответственно, наши испытуемые ожидают от будущего больше, если в настоящем они много учатся, работают и строят межличностные отношения.
Заключение
Основываясь на анализе теории и полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Протяженность жизненного пути в представлениях подростков, юношей и девушек зависит от содержания тех событий собственной жизни, которые они считают наиболее значимыми для себя.
2. Масштаб жизненного пути существенно больше в представлениях юношей и девушек, для которых в настоящем много значимых событий касаются учебы и профессиональной деятельности; в прошлом у них много событий, связанных с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности, а в будущем много событий, связанных с контактами с другими людьми и материальными ценностями. Кроме того, у этих подростков, юношей и девушек много событий, связанных с их собственной личностью.
3. Масштаб жизненного пути существенно короче в представлениях подростков, юношей и девушек, у которых много значимых событий связано отдыхом и развлечениями в прошлом и будущем, а также у тех, у кого в будущем много событий, связанных с учебной и профессиональной деятельностью.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1980. - Т. 1. - 232 с.
2. Васильева Н.П. Динамика юношеского возраста. - Красноярск: Издательство СФУ, Федеральное агентство по образованию, Сибирский федер. ун-т, Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. - 102 с.
3. Венгер А.Л., Десятникова А.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 25-33.
4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.
5. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
6. Левин К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ. Е. Сурпина. - СПб: Сенсор, 2000. - 368 с.
7. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и количества личности: Учебное пособие. - Алмааты: Казак университету 2001. - 172 с.
8. Нуркова В.В. Жизнь - инструкция по применению: результаты графической экспликации культурного жизненного сценария // Международный журнал исследований культуры. - 2018. - № 1(30). - С. 55-73.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
- СПб: Издательство Питер, 2002. - 720 с.
11. Boyd J.N., Zimbardo P. G. Time perspective, health and risk taking / In A. Strahman & J. Joireman (Eds.), Understanding behavior in the context of time: theory, research and applications. - 2005. - С. 85-107.
12. Bude H. Rekonstruktion von Lebenskonstruktionen - eine Antwort auf die Frage, was die Biographieforschung bringt // Kohli M., Robert G. (Hrgs): Biographie und soziale Wirklichkeit. Neue Beitrage und Forschungsperspektive. - Stuttgart: Metzler, 1984.
- P. 7-28.
13. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung. - Leipzig: Hirzel. 5 Mai 1933. - Band 37. - Heft 15. - S. 253-255.
14. Carroll J.S., Badger S., Willoughby B.J., Nelson L.J., Madsen S.D., Barry C.M. Ready or not? Criteria for marriage readiness among emerging adults // Journal of Adolescent Research. -2009. - Vol. 24(3). - P. 349-375.
15. Carroll J.S., Willoughby B., Badger S., Nelson L.J., Barry C.M., Madsen S.D. So close, yet so far away: The impact of varying marital horizons on emerging adulthood // Journal of Adolescence. - 2007. - Vol. 31(4). - Р. 451-467.
16. Rubin D.C., Scott E.W., Nebes R.D. Autobiographical memory across the lifespan. Autobiographical memory. - Cambridge, 1986. - P. 202-221.
17. Willoughby B.J. Associations between sexual behavior, sexual attitudes and marital horizons during emerging adulthood // Journal of Adult Development. - 2012. - Vol. 19. - P. 100-110.
18. Willoughby B.J., Dworkin J. The relationship between emerging adults' expressed desire to marry and frequency of participation in risk-taking behaviors // Youth & Society. -2009. - Vol. 40(3). - P. 426-450.
References
1. Anan'yev BG. Izbrannyye psikhologicheski-ye trudy: v 2 t. Moscow, 1980. 1: 232 (in Russian).
2. Vasil'yeva NP. Dinamika yunosheskogo voz-rasta. Krasnoyarsk: Izdatel'stvo SFU, Feder-al'noye agentstvo po obrazovaniyu, Sibirskiy feder un-t, In-t yestestvennykh i gumani-tarnykh nauk, 2007: 102 (in Russian).
3. Venger AL, Desyatnikova AM. Gruppovaya rabota so starsheklassnikami, napravlennaya na ikh adaptatsiyu k novym usloviyam. Vo-prosy psikhologii 1995; 1:25-33 (in Russian).
4. Yegorova MS. Psikhologiya individual'nykh razlichiy. Moscow: Planeta detey, 1997: 328 (in Russian).
5. Kon IS. Otkrytiye «YA». Moscow: Politizdat, 1978: 367 (in Russian).
6. Levin K. Teoriya polya v sotsial'nykh nauka-kh. Per s angl Ye Surpina. St. Petersburg: Sensor, 2000: 368 (in Russian).
7. Loginova NA. Psikhobiograficheskiy metod issledovaniya i kolichestva lichnosti: Ucheb-noye posobiye. Almaaty: Kazak universiteti, 2001: 172. (in Russian).
8. Nurkova VV. Zhizn' - instruktsiya po prime-neniyu: rezul'taty graficheskoy eksplikatsii kul'turnogo zhiznennogo stsenariya. Mezh-dunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury 2018; 1(30):55-73. (in Russian).
9. Nyutten ZH. Motivatsiya, deystviye i perspek-tiva budushchego. Pod red DA Leont'yeva. Moscow: Smysl, 2004: 608. (in Russian).
10. Rubinshteyn SL. Osnovy obshchey psik-hologii. St. Petersburg: Izdatel'stvo Piter, 2002: 720 (in Russian).
11. Boyd JN, Zimbardo PG. Time perspective, health and risk taking. In A Strahman & J Joireman (Eds), Understanding behavior in the context of time: theory, research and applications 2005: 85-107.
12. Bude H. Rekonstruktion von Lebenskonstruktionen - eine Antwort auf die Frage, was die Biographieforschung bringt. Kohli M, Robert G (Hrgs): Biographie und soziale Wirklichkeit. Neue Beitrage und Forschungsperspektive. Stuttgart: Metzler, 1984: 7-28.
13. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Schweizerische Lehrerinnenzeitung. Leipzig: Hirzel. 5 Mai 1933; 37(15): 253-255.
14. Carroll JS, Badger S, Willoughby BJ, Nelson LJ, Madsen SD, Barry CM. Ready or not? Criteria for marriage readiness among emerging adults. Journal of Adolescent Research 2009; 24(3):349-375.
15. Carroll JS, Willoughby B, Badger S, Nelson LJ, Barry CM, Madsen SD. So close, yet so far away: The impact of varying marital horizons on emerging adulthood. Journal of Adolescence 2007; 31(4):451-467.
16. Rubin DC, Scott EW, Nebes RD. Autobiographical memory across the lifespan. Autobiographical memory:mbridge, 1986: 202221.
17. Willoughby BJ. Associations between sexual behavior, sexual attitudes and marital horizons during emerging adulthood. Journal of Adult Development 2012; 19:100-110.
18. Willoughby BJ, Dworkin J. The relationship between emerging adults' expressed desire to marry and frequency of participation in risk-taking behaviors. Youth & Society 2009; 40(3):426-450.
IDEAS ABOUT LIFE IN ADOLESCENCE N.P. SHILOVA
Federal Service for Supervision in Education and Science (Rosobrnadzor), Moscow
The article describes the results of a study of the ideas of young men and women about the scale of their own life path. 1394 boys and girls from 14 to 28 years old were studied. It is shown that the ideas of boys and girls about the scale of their life path are directly interconnected with the content of important events. The scale is much wider for boys and girls, for whom studies and professional activities are important at the current time; in the past, self-development is important, not rest and entertainment; and in the future - relationships with people and material values, and to a lesser extent - rest, study and work.
Keywords: adolescence, life path, life events, boys and girls, time perspective, living space, youth, biography.
Address:
Shilova N.P., Ph.D.
Deputy Head of the Department for Organization
and Conduct of State Final Attestation of Rosobrnadzor
E-mail: npshilova@outlook.com