Научная статья на тему 'Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальти психодинамическом подходах'

Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальти психодинамическом подходах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о развитии трезвеннической установки аддиктов в психоанализе, гештальти психодинамическом подходах»

ляется встречная активность в виде построения образа, уподобляющего воздействующий эффект. Построение уподобляющей модели (В.П. Зинченко) при восприятии объекта есть форма активности взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной позиции. В-третьих, это общеповеденческая активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что активность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе имеют качество субъектности.

Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая причинно-следственные, каузальные. Оно является основой любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь ее элементов, компонентов. Соответственно системность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют и формы этого взаимодействия, например сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в терапевтическом процессе. Взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии.

В процессе взаимодействия человека со значимыми, референтными людьми проявляется система целостных и устойчивых позиций личности, как совокупность принимаемых ею идей, т.е. представлений субъекта о возможном, необходимом, желаемом и недопустимом.

Таким образом, педагогическое взаимодействие не только двусторонний, двунаправленный процесс, в котором осуществляется обмен действиями, операциями и их вербальными и невербальными сигналами между участниками деятельности, это и обмен установок, эмоциональных состояний, смыслов, ценностей, т.е. всего того, что оказывает влияние на внутренний мир человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. БодалевА.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272с.

2. БодалевА.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 187с.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов н/Д, 1997. - 110с.

4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 509с.

5. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 144с.

6. Мясищев В.Н. Психологические отношения / Под ред. А.А. Бодалева. -М., 1995. - С.356.

7. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. - 151с.

8. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991. - 192с.

О.С. Канаркевич

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ АДДИКТОВ В ПСИХОАНАЛИЗЕ, ГЕШТАЛЬТ-И ПСИХОДИНАМИЧЕСКОМ ПОДХОДАХ

Начиная со второй половины XIX века по настоящее время, психологи-теоретики создали полярные концепции для объяснения психической жизни и пове-

дения аддиктивных субъектов. Выработка трезвеннической установки - наиболее значимая и трудно формируемая часть системы комплексной психотерапии хронических алкоголиков. В ее осуществлении уже давно сложились принципы поэтапности: нормализация психосоматоневрологического статуса; выработка отвращения или сенсибилизация организма к алкоголю; поддерживающее (противорецидивное лечение) и психологическая помощь, соответствующая субъектным параметрам аддикта.

В связи с этим конкретное содержание психотерапевтической работы с зависимой личностью можно условно разделить на три составные части: достигнуть по возможности адекватного отношения аддикта к своей зависимости как к реальной, серьезной проблеме, приводящей к соматической, психологической и социальной катастрофе; обучить «зависимого» основам адаптации к конкретной микросоциаль-ной среде с помощью антиалкогольных психотерапевтических методик по выработке отношения к спиртному и психотерапевтических проникновений в медикаментозные методики; провести поддерживающую психотерапию в целях полной стабилизации и формирования трезвеннической адаптации к алкогольному окружению.

Как показывают многочисленные клинические наблюдения, признание факта наличия у себя алкоголизма как заболевания часто не ведет к желаемым результатам, так как аддикты усваивают понятие хронического алкоголизма и находят в какой-то степени тождество между этим понятием и характером своего пьянства. Однако это не порождает у них мотивов и стремлений изменить свою установку по отношению к алкоголю.

До настоящего времени не выявлено, какая модальность терапии и какие ее элементы дадут лучший результат. Следует наблюдать за реакцией аддикта и гибко объединять терапевтические элементы, стремясь организовать работу с аддиктив-ными проявлениями на краткосрочной основе, а удовлетворение терапевтических потребностей - на основе более долгосрочной. Если пациенты настолько ригидны, что не способны преодолеть свои паттерны поведения, то следует планировать более длительное терапевтическое воздействие или активизировать программу самопомощи, а также предлагать психологическое обучение.

Выздоровление и психотерапевтические нужды пациентов лучше всего удовлетворяются творческим комбинированием различных терапевтических элементов. При этом не следует забывать о возможных «слабых местах» в структуре психики пациента, которые могут стать противопоказанием к использованию выбранного метода лечения. В этом случае их надо вовремя распознать, а затем рассмотреть альтернативные терапевтические подходы.

Алкоголики, которые не чувствуют аномальности в своей жизни и поведении (отсутствие правильного отражения своего состояния в переживаниях) могут быть условно разделены на четыре категории. К первой относятся те, кто ничего не знают о хроническом алкоголизме как о болезни. Вторую группу составляют лица, у которых есть алкогольная доминанта, резко выражено влечение к алкоголю и имеют место значимые переживания (стыд, позор быть алкоголиком). Третью группу составляют лица, которые отличаются от предшествующей группы тем, что обладают склонностью к образованию сверхценных идей и вязким слабоподвижным мышлением. И, наконец, в четвертую группу входят деградированные аддикты, с которыми психотерапия затруднена.

Хронические алкоголики совершают проступки часто потому, что не видят в своих действиях ничего предосудительного. В связи с этим следует выделять особенности представлений аддикта о себе и об окружающем, корректировать их в нужном направлении. Ведь в большинстве случаев люди реагируют на собственные представления и на интерпретацию окружающих в большей степени, чем на непосредственную реальность. Способность замечать собственные недостатки, просчеты, поступки

у аддиктов выражена слабо. Эту способность нужно возрождать, тренировать, углублять, так как самокритичность может быть выражена у них в разной степени.

Необходимо совместными усилиями выявлять уровни сформированное™ трезвеннической установки, меру критичного отношения к себе, к своему поведению, к образу жизни, отношениям с людьми. В ряде исследований достаточно убедительно доказано, что нормы морального поведения у хронического алкоголика, претерпевают существенную трансформацию. Но этот процесс происходит у него незаметно, исподволь, неосознанно и соответствует изменившемуся под воздействием алкоголя поведению. Вследствие этого в большинстве случаев не возникают внутренние моральные конфликты. Наоборот, у аддиктов образуются особые моральные нормы и понятия. Задача психотерапевта - способствовать смене алкогольного стереотипа восприятия окружающей действительности на трезвенническое, убеждая, что любые торжества - это всего лишь дань каким - либо датам, а не повод для пьянства.

Как показывают исследования, эффективным является наступление на алкогольную позицию аддикта, объяснение следствий и потерь в случае дальнейшего продолжения пьянствования (деградация, соматические осложнения, потеря социального статуса, чувства собственного достоинства, смысла жизни, семьи и т.д. Целесообразным представляется нанесение «удара» по понятиям и мировоззрению, на которых держится алкогольная позиция. Хронические алкоголики очень часто считают себя знатоками жизни и смотрят на непьющих как на заблуждающихся, мало понимающих людей. Следует сформировать у них понятие об их образе жизни как об ущербном. Адаптация аддикта к нормальному уровню трезвенничества в его повседневном существовании в обществе означает начало перехода к более здоровому образу жизни.

Психотерапевтическую коррекцию следует проводить именно в сфере саморегуляции. Задачей терапевта является попытка понять и модифицировать психологические факторы, ведущие к возникновению зависимости. Несмотря на то, что концепция «зависимость - это болезнь» является основой программы Анонимных Алкоголиков, она в значительной мере психологична, ибо учит преодолевать психологические проблемы, обусловленные алкогольной зависимостью, специфическим стилем жизни. Однако успех этой программы обусловлен тем, что она усиливается программами самопомощи и психологического образования. Особенно позитивные сдвиги были получены при работе с аддиктами на начальной стадии алкоголизма. Они были, в основном, связаны с развитием потребности контролировать проявления зависимости. Специалисты высказывают суждения, что для получения позитивных эффектов в сфере саморегуляции алкогольно-зависимых необходимо соединить клинические и психотерапевтические методы, сделав особый акцент на формировании умений оказания самопомощи и самоподдержки.

Для эффективной организации работы между психотерапевтом и аддиктом должны быть установлены доверительные, доброжелательные отношения, которые являются целительными и используются для работы с психологической уязвимостью аддиктов. Отношения являются значимыми также для обеспечения безопасности и стабилизации аддиктов. В связи с этим должны быть использованы специфические, психотерапевтические интервенции. Аддикты согласны принять помощь и ощутить доверие к такому психотерапевту, который уверен в себе, внушает надежду, терпелив в процессе обучения, является эмпатийным, безоценочным, авторитетным. Поддерживающая терапия включает в себя не только участие в работе групп «Анонимных Алкоголиков», но и работу в группах супружеской терапии.

Терапевт-клиницист и аддикт могут стать «терапевтической диадой», взаимодействие которой может привести к излечению. Однако эти отношения складываются не сразу, требуются наблюдения за реакциями аддикта, за теми изменениями, которые наступают в результате лечебного воздействия, т.е. необходимо ос-

мысление динамики развивающихся психотерапевтических отношений между терапевтом и аддиктом. Следовательно, терапевт одновременно является психологом-наблюдателем, координатором воздействий, направленных на удовлетворение потребностей аддикта в контроле, контакте, комфорте, контейнировании. Построение позитивных отношений является особо необходимым на начальных этапах лечения. Впоследствии они могут стать более дистантными. Шаги, предпринятые терапевтом на первом этапе, определяют продолжительность лечения, эффективность, смену лечебных подходов, выбор новых и т.д.

Многолетние работы психотерапевтических клиник убеждают, что алкоголики нуждаются в помощи и поддаются изменению. Это мнение противоположно широко распространенному в обыденном сознании суждению, что алкоголики не соглашаются на лечение, так как не получают от него никакой пользы. Взгляды нынешних психотерапевтов достаточно оптимистичны, многие из них утверждают, что алкоголизм поддается лечению в индивидуальных и групповых формах.

Результаты психотерапевтического лечения оказываются положительными у тех лиц, которые осознали и поняли недостатки их психики. В связи с этим в клиниках все время меняются психотерапевтические техники. Поиск техник привел к резкой критике психоаналитического подхода. Был сделан вывод, что строгая интерпретация, пассивность, применяемые при лечении аддиктов, не годятся для их понимания и трансформации.

Было установлено, что люди, страдающие химической зависимостью, очень нуждаются в психологической поддержке, структурности, эмпатии, человеческом контакте. В процессе терапии потребовалось более активное вмешательство в характер самооценки, в межличностные отношения, в аффективную сферу аддиктов. Наблюдения позволили установить явный дефицит заботы о себе. Как показал опыт, они испытывают острую потребность в постоянном выявлении, прояснении и преодолении саморазрушающих защит, которые используются ими для маскировки и отрицания собственной уязвимости.

Идея работы ряда терапевтов (Кристала, Вернсера, Дотса и др.) состоит в фокусировке на глубинном и ядерном уровне уязвимости, т.е. этот подход делает основной упор на психологические факторы, на качество и природу аддиктивных расстройств и сопровождающих их переживаний. Особое внимание уделено эмоциональному дефициту. Так, Кристал пришел к выводу, что терапевт должен активно объяснять аддикту, что они по-разному воспринимают эмоции и потому он должен помочь терапевту распознать и выразить свои эмоции.

Исследования позволили выделить ядерные темы конфликтных отношений. Было выделено четыре области уязвимости сферы саморегуляции: область аффектов, самооценка, сфера межличностных отношений, способность позаботиться о себе. Установлено, что дисфункция этих областей провоцирует и поддерживает химическую зависимость. В связи с этим была предложена терапия, основанная на активности, поддержке, эмпатии. В связи с этим активно поддерживающие методы психотерапевты совмещают с экспрессивными подходами при анализе защит и областей психической уязвимости, которые аддикт скрывает или маскирует.

Так как нельзя предсказать, какая модальность психотерапии и какие ее элементы дадут лучший результат, следует наблюдать за реакцией аддикта и гибко объединять терапевтические элементы, стремясь организовать работу с аддиктив-ными проявлениями на краткосрочной основе, а удовлетворение терапевтических потребностей - на основе более долгосрочной.

Если аддикты ригидны и не способны преодолеть свои паттерны поведения, то следует планировать более длительное терапевтическое воздействие или активизировать программу самопомощи, а также предлагать психологическое обу-

чение. Выздоровление и психотерапевтические нужды аддиктов лучше всего удовлетворяются творческим комбинированием различных терапевтических элементов. При этом не следует забывать о возможных «слабых местах» в структуре психики, которые могут стать противопоказанием к использованию выбранного метода психотерапии. В этом случае их надо вовремя распознать, а затем рассмотреть альтернативные терапевтические подходы.

До современного представления о природе химической зависимости поведение аддиктивных личностей и реакция на них определялись ранними теориями влечения, которые ставили во главу угла стремление к удовольствию или деструктивные мотивы аддиктивного поведения. Психоаналитические теории сформировали неуважительное, если даже не уничижительное отношение к алкоголикам. Ими был сделан однозначный вывод: аддиктивными личностями движут удовольствия или деструктивные тенденции. Мнение об этих людях основывалось на их поведении и эгоцентризме, связанных с сильной интоксикацией или с психологической регрессией.

В настоящее время большой авторитет среди специалистов получил психодинамический подход объяснения химической зависимости. В его основе лежат Я-объектные структурные теории, а также теории развития. Представителями этого направления были выделены основные факторы, препятствующие или способствующие возникновению зависимости. С их помощью алкоголики были как бы реабилитированы. Стало понятно, что если основные аспекты психической жизни человека не нарушены, то человек не склонен к химической зависимости.

Исследования показали, что взаимосвязь психологических и биологических факторов создает благоприятные условия для психологической уязвимости. Одним из наиболее сильных факторов возникновения алкогольной зависимости является травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное отношение близких людей, особенно родителей. При этом было выявлено, что психические травмы и повреждения подкрепляются факторами биологической или генетической восприимчивости, определенными культурными нормами, угнетающими социальными условиями.

Отсюда был сделан вывод, что взаимосвязь психологических и биологических факторов создает благоприятные условия для психологической уязвимости. Люди, имеющие психологическую уязвимость, начинают использовать алкоголь, как, впрочем, и другие химические вещества, для облегчения своего состояния и получения хотя бы кратковременного, но позитивного эффекта.

Э.Дж. Ханзян не стремится противопоставить свой подход другим концепциям, рассматривающим «аддиктивные расстройства как заболевание», а пытается доказать, что психодинамический подход имеет веские основания для вмешательства в психическое развитие алкоголика и что он простирается дальше обычного контроля над ходом заболевания. Для уменьшения психической уязвимости им предложены хорошо апробированные средства, которые уменьшают предрасположенность к ад-диктивным расстройствам и не дают возможности им превратиться в хронические. Предлагаются различные формы индивидуальной и групповой работы с пациентами, имеющими алкогольную зависимость. Клинические данные по аддиктам дали материал о наличии у них серьезных проблем в психическом развитии. Прежде всего, это касается наличия острого структурного дефицита личности. Следствиями употребления алкоголя явилось неумение управлять своими аффектами, поддерживать здоровые отношения с окружающими, адаптивно изменяться и контролировать свое поведение.

Индивидуальный психодинамический психотерапевтический подход концентрирует внимание на «ядерных темах конфликтных отношений», т.к. именно они тесно связаны с появлением и поддержанием алкогольной зависимости. Наряду с индивидуальной работой был разработан модифицированный, динамический, групповой терапевтический подход к лечению химических зависимостей. Авторами

этого подхода стали: Э. Ханзян, Хеллидей, М. Олифф. Они исходили из того, что групповой опыт дает возможность понять, каким образом происходит уязвимость функций саморегуляции, включающая проблемы аффективной сферы, отношения с людьми, самооценку и проявление заботы о себе. Было также выявлено, какие формы защиты предрасполагают индивида к химической зависимости и рецидивам в ходе лечения. Известно, что обычно пациенты пытаются скрыть или скомпенсировать свою уязвимость, но выдают себя характерными защитами и манерой поведения.

Эти реакции отыгрываются с помощью группового лидера или с помощью других членов группы. При этом появляется возможность распознать самопора-жающие паттерны у себя и у других, затем прервать бесконечную череду их повторения или модифицировать, развивая более зрелые и менее стереотипные реакции, которые уже не требуют использования химических веществ. Следовательно, психодинамический подход уделяет особое внимание личностной организации человека. Было установлено, что у аддиктов существует дефицит в Эго-Я, которое отражается, прежде всего, на аффективной стороне жизни и способности заботиться о себе. Названными авторами были получены различные диагностические и эмпирические данные, которые дополняют психодинамическое видение проблемы.

В ходе диагностики получены данные, что аддиктивные индивиды страдают, так как не чувствуют себя «хорошими» и не способны удовлетворить свои потребности, установить позитивные отношения с другими людьми. Основным препятствием для стабильной оценки является их необычайная непоследовательность в ходе удовлетворения своей зависимости. Они мечутся между самопожертвованием и эгоцентризмом. Ожидающая и требующая позиция быстро сменяется ими на презрительное отвержение помощи и отказ признать свою потребность. Под холодностью и отчуждением скрываются более глубинные стыд и чувство собственной неадекватности, способность различных химических веществ изменять чувства притягивает их. Алкоголь служит надежным средством против внутреннего чувства пустоты, дисгармонии и душевной боли и становится магическим средством для людей, которые не признаются ни себе, ни другим в потребности комфорта и контакта.

Высокую оценку в области Я-психологии получили работы Хайнца Кохута. Они были особенно полезны для понимания того, каким образом дефицитарность структуры и развитие конкретного индивида влияет на поддержание самооценки и как аддиктивные личности используют алкоголь в целях компенсации. Он замечал, что наркотик и алкоголь служат не заменителем любимых и любящих объектов или отношений с ними, а замещением дефекта в психологической структуре.

Аддикты страдают не только вследствие переживаний внутренней дисгармонии, дискомфорта и фрагментации или из-за неспособности думать хорошо о себе и о других. Гораздо большие мучения им доставляют собственные защиты, с помощью которых они пытаются скрыть свою уязвимость. Аддиктивная личность защищает поврежденное и уязвимое Я с помощью саморазрушающих защит: отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады.

За это аддикту приходится платить чувством изоляции, обеднением его эмоциональной сферы и неустойчивостью взаимоотношений с людьми. Пациенты с химической зависимостью часто жалуются на свою склонность к крайним проявлениям эмоций. В одной крайности их переполняют непереносимые чувства и потому для облегчения страданий используются алкоголь или наркотики. В другой крайности им кажется, что чувства отсутствуют вовсе или ощущаются смутно. Основной мотивацией сохранения алкогольной зависимости является использование алкоголя для облегчения или трансформации чувств, которые переживаются ими как болезненные и непереносимые.

Проведенный анализ показал, что ни одна из существующих концепций не

дает ясного ответа на вопрос, как формируется и поддерживается та или иная зависимость, что порождает их взаимосвязь. Невыявленными остаются также вопросы о стадийности и последовательности психотерапевтических мероприятий, а также проблема выделения критериев психологического выздоровления аддиктов.

М.И. Мельникова

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Известно, что культурно-исторический подход в отечественную психологию ввел Л.С. Выготский. Он исходил из необходимости признания социальной и исторической преемственности в развитии структур сознания человека, влияния на его психику предметно-практической деятельности. К сожалению, Л.С. Выготский не успел распространить свою теорию на процесс профессионального и духовнонравственного развития взрослого человека.

Логическая незавершенность культурно-исторического подхода привела к тому, что теорию и практику управления персоналом, психологии труда монополизировали бихевиористские технологии. В популярных сейчас тренингах личностного и профессионального роста, продаж, переговоров, - нет и намека на культурноисторические традиции. Считается, что у человека можно сформировать любой навык в течение двух-трех дней. Личность рассматривается как белый лист, на котором умелый мастер пишет свои программы, а процесс обучения каждый раз начинается с нулевой отметки (в лучшем случае признается влияние прошлого опыта). В этой связи попытки найти научные аргументы в пользу культурно-исторического подхода в профессиональной и трудовой деятельности современных россиян приобретают особое теоретическое и практическое значение. Одним из интереснейших культурно-исторических явлений, нуждающихся в осмыслении психологической наукой, является феномен крестьянской ментальности.

Крестьянская ментальность - это своеобразный психологический феномен, интегративная характеристика архетипических форм коллективного сознания: коллективные представления, ценности и нормы, система базовых установок крестьян по отношению к значимым сторонам жизнедеятельности. Эти формы психической деятельности человека усваиваются им в период освоения родного языка, идентификации со своим социальным окружением, сельскохозяйственным образом жизни и освоением различных видов труда.

Именно крестьяне, вплоть до 60-х годов ХХ века, составляли основную часть населения России. Долгий опыт хозяйствования на земле большей части россиян способствовал формированию национально-специфических черт русского народа, лежащих в основании российской ментальности. К изучению специфических психологических черт русского крестьянства обращались многие отечественные философы, историки, филологи, политические и общественные деятели.

Интерес к крестьянской теме был достаточно выражен в 60-80-е годы ХХ века. В тот период он активизировался и направлялся во многом партийными запросами, а также низкой продуктивностью сельскохозяйственного производства. Партийные и государственные ведомства ставили перед учеными-социологами, политологами, философами, психологами - задачу по изучению различных факторов, влияющих на производительность труда, на выбор сельскохозяйственных профессий молодежью, на отношение к различным формам собственности, на особенности протекания бытовых условий в сельских семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.