Научная статья на тему 'Представления о головной боли в Древнем Египте и способы ее лечения (по материалам медицинских и магических папирусов)'

Представления о головной боли в Древнем Египте и способы ее лечения (по материалам медицинских и магических папирусов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
617
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древний Египет / головная боль / лекарственные средства / медицина / магия. / Ancient Egypt / headache / medicines / medicine / magic.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А. А. Бортулева

В статье представлено исследование медицинских и магических папирусов Древнего Египта XVI-XIII вв. до н.э. на предмет представлений египтян о головной боли. Целью данного исследования является анализ древнеегипетских представлений о головной боли, отразившихся в текстах медицинских и магических папирусов: определить ее характер, причины и способы лечения. В ходе исследования удалось проследить некоторые особенности медицинской и магической практики древнеегипетского врача, определить лекарственные средства, которые он использовал для излечения головной боли, а также убедиться в том, что медицина Древнего Египта – это синкретизм магического и медицинского подходов. Вместе с тем, однозначного ответа на ряд вопросов источники пока не дают. Отсутствие описаний диагностических процедур не позволяет надежно выявить понимание древнеегипетским врачом природы и характера головной боли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF HEADACHE IN ANCIENT EGYPT AND METHODS OF ITS TREATMENT (EVIDENCE FROM MEDICAL AND MAGIC PAPYRI)

The article presents a study of the medical and magical papyri of Ancient Egypt of the XVI-XIII centuries BC on the subject of headache as seen by the ancient Egyptians. The purpose of this study is to analyze the ancient Egyptian ideas about headaches, reflected in the texts of medical and magical papyri: to determine its nature, causes and methods of its treatment. During the study, it was possible to trace some features of the medical and magical practice of an ancient Egyptian healer, identify the medicines that he used to cure a headache, and also make sure that the medicine of Ancient Egypt is a syncretism of magical and medical approaches. At the same time, sources do not give a definite answer to a number of questions. The lack of descriptions of diagnostic procedures does not allow us to reliably reveal the understanding of the nature of the headache by an ancient Egyptian healer.

Текст научной работы на тему «Представления о головной боли в Древнем Египте и способы ее лечения (по материалам медицинских и магических папирусов)»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОЛОВНОЙ БОЛИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ЛЕЧЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕДИЦИНСКИХ И МАГИЧЕСКИХ ПАПИРУСОВ)

А.А. Бортулева, бакалавр

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10642

Аннотация. В статье представлено исследование медицинских и магических папирусов Древнего Египта XVI-XШ вв. до н.э. на предмет представлений египтян о головной боли. Целью данного исследования является анализ древнеегипетских представлений о головной боли, отразившихся в текстах медицинских и магических папирусов: определить ее характер, причины и способы лечения. В ходе исследования удалось проследить некоторые особенности медицинской и магической практики древнеегипетского врача, определить лекарственные средства, которые он использовал для излечения головной боли, а также убедиться в том, что медицина Древнего Египта - это синкретизм магического и медицинского подходов. Вместе с тем, однозначного ответа на ряд вопросов источники пока не дают. Отсутствие описаний диагностических процедур не позволяет надежно выявить понимание древнеегипетским врачом природы и характера головной боли.

Ключевые слова: Древний Египет, головная боль, лекарственные средства, медицина, магия.

Как справедливо заметил Дж. Нанн, нет ничего удивительного в том, что цивилизация, построившая пирамиды в третьем тысячелетии до н.э., внесла значительный вклад в развитие медицины на раннем этапе становления этой науки [10, с. 23]. Особый интерес в медицинской сфере Древнего Египта представляет лечение головных болей, точнее - заболеваний, основным симптомом которых является боль в области головы. Несмотря на многочисленность работ, посвященных изучению развития медицинского знания древних египтян, трудов, которые поднимали бы проблему представлений о головной боли, крайне мало. Между тем, предписания о лечении головной боли в медицинских и магических папирусах Древнего Египта оставляют после себя множество вопросов, предлагая исследователю широкое поле для изучения.

В нашем распоряжении имеется целый ряд информативных источников, прежде всего скорописные (иератические) медицинские и магические папирусы эпохи Среднего и Нового царств. Среди них наибольший интерес представляют медицинские папирусы Эберса, Эдвина Смита и

Херст (все рукописи XVI века до н.э.); магические папирусы: папирус Честера Бит-ти V и Лейденский папирус I 348 (обе рукописи XIII века до н.э.).

Папирус Эберса, являясь самым большим и наиболее хорошо сохранившимся письменным документом, признан одним из важнейших папирусов древнеегипетской медицины, в тексте которого можно найти рецепты от многочисленных заболеваний, в том числе - 13 предписаний по лечению головных болей. Папирус Херст, который являет параллели к нескольким рецептам папируса Эберса, помогает разрешить некоторые вопросы относительно транслитерации и понимания данных рецептов. Хирургический папирус Эдвина Смита - один из древнейших и важнейших папирусов, найденных на территории Древнего Египта, в котором описано 48 случаев, связанных с травмами, переломами, вывихами и опухолями.

Текст папируса Честера Битти V содержит в себе тексты магических заклинаний от головной боли. Лейденский папирус I 348 является одним из самых необычных древнеегипетских манускриптов, основная часть которого посвящена древнему ближ-

невосточному демону Саману, который хорошо известен по шумерским и аккадским заклинаниям и медицинским текстам [2, 3].

Характер и описание головной боли

В египетских медицинских и магических текстах мы не наблюдаем попыток как-то систематизировать виды головной боли, а также назвать их причины. Рецепты папируса Эберса, идентичные по структуре, выглядят примерно следующим образом:

ЕЬ 257

Другое (средство) для оздоровления головы, когда она болит. Тростник 1, можжевельник 1, рАагЛ 1, ладан 1, жир 1, размельчить и нанести на голову.

Медицинские тексты ничего не говорят о том, что при тех или иных заболеваниях чувствовал больной. В таблице № 1 представлено разнообразие обозначений головной боли в медицинских и магических текстах. Вариации в названии головной боли были связаны с ее локализацией и, по-видимому, с внешними симптомами, сопровождающими ее. Однако в египетских рецептах не встречаются конкретные описания боли: была ли она, как мы описываем ее сейчас, острой, пульсирующей, сжимающей, резкой, хронической или эпизодической. Складывается впечатле-

Кроме того, скорее всего, мы также имеем дело с мигренью «половина

головы»), как отождествил ее Ч. Гудвин с современным термином [5, с. 14]. Однако, как заметили А. Каренберг и К. Лейц, головная боль, согласно современной терминологии, это всего лишь один из симпто-

ние, что для древнеегипетского врача подобные описания были излишни. По характеру головной боли врачи сегодня определяют ее причины и способы лечения, поэтому такое всестороннее описание боли важно для нас. В случае с древнеегипетскими медицинскими текстами, лишь в одном случае говорится о «нагревании» головы (Eb 259), один раз боль описывается как «дрожь в голове» (Eb 252) и в двух случаях головная боль сопровождается рвотой (p Beatty V Rs. 6, 5-6; Oracular Amuletic Decrees L5 Rs. 49) [7, с. 912]. По данным примерам мы видим, что внешние сопутствующие симптомы, в отличие от внутренних, отмечались и фиксировались древнеегипетскими врачами. Кроме того, по тексту рецепта Eb 625 (о «дрожи во всех частях тела») мы можем сделать вывод, что «дрожь» (dAw.t) это не столько болезненное состояние, присущее голове (т.е. не головная боль как таковая), сколько недуг, который может также охватить любую часть тела. Возможно, в данном случае мы можем говорить о «треморе». Что касается «болезни HA.w-snf», которая, как мы видим по рецепту из папируса Херст H 75, была связана с головой и головными болями, то здесь снова, по всей видимости, идет речь о внешних симптомах, сопровождающих головную боль, в данном случае - о кровотечении.

мов того или иного расстройства, в то время как мигрень - это именно заболевание, характеризующееся резкими приступами головной боли [7, с. 913]. Причины головной боли Складывается впечатление, что врач Древнего Египта, не зная физиологии че-

Таблица 1. Обозначения головной боли в медицинских папирусах

Египетское название Перевод

tp mr=f ssA.t xd.w голова, когда она болит

tp mr=f ssA

mr.t m tp боль / болезнь в голове

(mr.t m) gs-tp мигрень / боль в половине головы

(mr.t m) gs-mAa мигрень / боль в половине виска (?)

mr.t imj.t tp(.t) боль, которая находится в голове

is.t-a m tp воздействие (возможно божественное) в голове

dAw.t m tp дрожь в голове

HA.w-snf болезнь НА^-бпТ / кровотечение (?)

ловеческого тела так хорошо, как знаем ее мы сейчас, обращался лишь к той видимой части тела, на которую жаловался больной, по большей части не связывая заболевание одной части тела с проблемой в другой (за редким исключением, когда мы видим, что заболевания глаз они связывали с виском (mAa) [6, с. 25]). Нам может казаться, что подход к осмотру и восприятию недугов и их лечения в Древнем Египте разительно отличался от нашего только потому, что все известные нам медицинские тексты посвящены, как правило, отдельным проблемам. Как же дело обстояло на самом деле, мы, строго говоря, не знаем.

Исходя из этого, нам трудно определить, в чем древние египтяне видели причины головных болей. В тексте папируса Эдвина Смита видно, что врач видел связь между травмированной шеей и головной болью: здесь она была очевидна. Во всех же остальных случаях египтяне, по-видимому, видели источник всех бед в так называемом «болевом веществе» (wxd), который вызывал боль, или в злонамеренных воздействиях демонов. Имеющиеся в нашем распоряжении письменные документы свидетельствуют о том, что чаще всего демонизировались такие болезни, которые не имеют никаких явных внешних симптомов, в том числе и головная боль [9, с. 55].

А. Каренберг и К. Лейц утверждают, что на раннем этапе становления медицинского знания древние египтяне всевозможные виды боли и болезни приписывали демонам. И только позже болезни подверглись определенному логическому объяснению: например, когда случалось несварение желудка, появлялось некое болевое вещество (wxd), которое распределялось в организме по сосудам и, в конце концов, вызывало различные болезненные недуги [7, с. 914].

Нам известно изображение демона, олицетворяющего головную боль. Он изображен на остраконе из Лейпцига (Ostracon Leipzig, Ägyptisches Museum № 5152) в виде юноши, руками закрывающим свое лицо [8, 4]. Рука, которую он держит на голове, может указывать на го-

ловную боль или кошмар, которые его преследуют; также можно предположить, что закрытые глаза рукой могут свидетельствовать об охватившей его мигрени, так как она делает глаза чрезвычайно чувствительными к солнечному свету.

Лечение головной боли

Нам сейчас трудно представить то, насколько тонка была в древнем мире грань между доказательной медициной и магическими ритуалами. Для исцеления пациента врач мог прибегать как к исцелению лекарственными препаратами, так и к вере в магические силы, создавая магические амулеты и произнося заклинания над охваченным недугом человеком. Кроме того, нередко эти два способа лечения совмещались, и наряду с лечением снадобьями и бальзамами врач обращался к магическим словам.

Для приготовления снадобий целитель использовал множество ингредиентов растительного, животного и минерального происхождения. Это могли быть лук, клещевина, мед, тростник, малахит, галенит, жир осла, череп сома и т.д. Мы не находим ни одного рецепта, в котором предписывается применить лекарство внутрь. Наоборот, все инструкции по излечению головной боли заканчиваются примерно одинаково: «приложить к голове», «мазать голову», «обвязать голову» и т.д. Создается впечатление, что древнеегипетский врач воздействовал прямо на ту часть тела, которая болела, и не имел представления о том, что некоторые лекарства оказывают более действенный эффект именно тогда, когда их принимают внутрь.

Р. Парк считает, что древнеегипетскому врачу была известна ихтио- или физиотерапия, когда голову электрического сома прикладывают к голове больного [11, с. 129].

Магические практики древние египтяне воспринимали как способ борьбы со злом: для этого маг выполнял конкретный ритуал, требующий произнесения заклинания, а также совершения практического акта, состоящего из приготовления «магико-медицинского» лекарственного средства и в своем роде защитного амулета - льняной повязки на голову. В своих магических за-

клинаниях египтяне обращались к демо- стью мироздания и правильного порядка нам, заставляя их покинуть голову больно- вещей (Маат), что отличает их концепт го, при этом нередко угрожая им. С раз- мировосприятия от концепта монотеисти-личными целями египтяне обращались и к ческих религий. В магических заклинани-своим богам: их призывали (по отдельно- ях мы иногда встречаем выражение, под-сти или вместе) для усиления целительной тверждающее их действенность: «Поисти-силы лекарств; они выступали в роли ав- не действенна, миллион раз» (Ss mAa HH тора-составителя рецепта; и даже испраж- n.j sp). Такое утверждение, по мнению Р. нения богов использовались в качестве ин- Фредерика, заставляет задуматься об эф-гредиента в одном из лекарственных фективности данного средства, проверен-средств [3, с. 39]. ной и доказанной эмпирическим путем [4,

Заключение. Лечение головных болей с. 30]. в Древнем Египте представляло собой со- Поэтому, чтобы успешно лечить своих

вокупность «рационального» и «иррацио- пациентов от головной боли, лекарь в нального» подходов. Многие тексты неиз- Древнем Египте должен был сочетать в менно указывают на то, что медицина бы- себе умения врача, сведущего в медицин-ла неразрывно связана с магией, и в этом ской сфере, жреца, который умел общаться мы не должны видеть противоречия: в по- с богами, и мага, способного провести це-нимании древних египтян магия была ча- лый обряд по изгнанию демона [7, с. 915].

Библиографический список

1. Стучевский И.А. Научная мысль в Древнем Египте. - М.: Наука, 1976. - С. 250-260.

2. Beck S. Exorcism, Illness and Demons in an Ancient Near Eastern Context. The Egyptian magical Papyrus Leiden I 343 + 345. - Sidestone Press, 2018. - 217 p. - (Papers on Archaeology of the Leiden Museum of Antiquities 18).

3. Bryan C.P. The Papyrus Ebers / transl. by C. P. Bryan; with an introd. by G.E. Smith. -London: Bles, 1930. - P. 39-41.

4. Frédéric R. Les ingrédients dans les prescriptions médico-magiques égyptiennes // Égypte Afrique et Orient. - 2013. - №71. - P. 23-32.

5. Goodwin C.W. Notes by C.W. Goodwin / Hrsg. von R. Lepsius // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. - 1873. - №11. - P. 14.

6. Grapow H. Anatomie und Physiologie // Grundriss der Medizin der Alten Ägypter I. - Berlin: Akademie-Verlag, 1954. - 102 p.

7. Karenberg A. Headache in magical and medical papyri in Ancient Egypt / A. Karenberg, C. Leitz // Cephalalgia. - 2001. - №21. - P. 911-916.

8. Lucarelli R. Demons (benevolent and malevolent) / R. Lucarelli, ed. by J. Dielman, W. Wendrich // UCLA Encyclopedia of Egyptology. - Los Angeles, 2010. - 10 p.

9. Lucarelli R. Illness as Divine Punishment: The Nature and Function of the Disease-Carrier Demons in the Ancient Egyptian Magical Texts / R. Lucarelli, ed. S. Bhayro // Demons and Illness from Antiquity to the Early-Modern Period. - 2017. - vol. 5. - P. 53-60.

10. Nunn J.F. Ancient Egyptian Medicine. - Norman: University of Oklahoma Press, 1996. -240 p.

11. Park R. Ichthyo - or electrotherapy? / R. Park, ed. by J. Cockitt, R. David // Pharmacy and Medicine in Ancient Egypt. Proceedings held in Cairo (2007) and Manchester (2008). - 2010. -P. 127-131.

12. Scurlock J. Ancient Mesopotamian Medicine / J. Scurlock, ed. by D.C. Snell // A Companion to the Ancient Near East. - Malden: Blackwell Publishing, 2005. - P. 302-315.

13. H. von Deines - Übersetzung der medizinischen Texte / H. von Deines, H. Grapow, W. Westendorf // Grundriss der Medizin der Alten Ägypter IV. - Berlin: Akademie-Verlag, 1958. - Bd. I-II.

CONCEPTS OF HEADACHE IN ANCIENT EGYPT AND METHODS OF ITS TREATMENT (EVIDENCE FROM MEDICAL AND MAGIC PAPYRI)

A.A. Bortuleva, Bachelor St. Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents a study of the medical and magical papyri of Ancient Egypt of the XVI-XIII centuries BC on the subject of headache as seen by the ancient Egyptians. The purpose of this study is to analyze the ancient Egyptian ideas about headaches, reflected in the texts of medical and magical papyri: to determine its nature, causes and methods of its treatment. During the study, it was possible to trace some features of the medical and magical practice of an ancient Egyptian healer, identify the medicines that he used to cure a headache, and also make sure that the medicine of Ancient Egypt is a syncretism of magical and medical approaches. At the same time, sources do not give a definite answer to a number of questions. The lack of descriptions of diagnostic procedures does not allow us to reliably reveal the understanding of the nature of the headache by an ancient Egyptian healer.

Keywords: Ancient Egypt, headache, medicines, medicine, magic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.