Научная статья на тему 'Представления о будущих городах в экспериментальных проектах студентов МАрхИ'

Представления о будущих городах в экспериментальных проектах студентов МАрхИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
346
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОГОРОД / ECO-CITY / БУДУЩЕЕ / FUTURE / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / REPRESENTATION / ФАНТАЗИИ / АРХИТЕКТОРЫ / ARCHITECTS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / IMAGINATIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Благовидова Наталья Георгиевна, Романова Александра Юрьевна

Overview of experimental designs, executed by students of a course of architectural ecology, shows their readiness for the solution of problems of sustainable development. The «Tourist Eco-city on the Tbilisi-Nazran Highway» project of S.Konchakov is based on the principle of balance between the nature and human activity. This balance is achieved mathematically, creation of a fractal city according to landscape structure. The other project «The City in Space» by A. Vorkacheva presents the future with cities of 3000 inhabitants with flora and fauna which are grown artificially and sent to space, leaving Earth as the natural reserve. Both realistic and fantastic approaches are presented in 25 creative ideas deserving further development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas about the Future Cities in Experimental Designs of Students of MArchl

Overview of experimental designs, executed by students of a course of architectural ecology, shows their readiness for the solution of problems of sustainable development. The «Tourist Eco-city on the Tbilisi-Nazran Highway» project of S.Konchakov is based on the principle of balance between the nature and human activity. This balance is achieved mathematically, creation of a fractal city according to landscape structure. The other project «The City in Space» by A. Vorkacheva presents the future with cities of 3000 inhabitants with flora and fauna which are grown artificially and sent to space, leaving Earth as the natural reserve. Both realistic and fantastic approaches are presented in 25 creative ideas deserving further development.

Текст научной работы на тему «Представления о будущих городах в экспериментальных проектах студентов МАрхИ»

Представления о будущих городах в экспериментальных проектах студентов МАрхИ

Н.Г.Благовидова, А.Ю.Романова

В Московском архитектурном институте студентам четвертого курса было предложено задание - эскизный проект на тему «Экогород - город будущего», - рассчитанное на творческий потенциал студента. Студенты должны были разработать проект-идею экогорода (поселка) в реальных или вымышленных условиях, а также, как вариант, - экологическую реконструкцию московской улицы или района.

Обзор эскизных проектов, выполненных студентами в рамках курса «Экологические основы архитектурного проектирования», показал их готовность к решению проблем устойчивого развития.

Все работы можно разделить на две основные группы: работы, посвященные реальному городу, поселку, району или улице, и работы, отражающие утопическое видение тех же объектов как экогородов.

Большинство выбрало тему города. Интересно, что те студенты, которые выбрали район или улицу, работали с реальными объектами, добровольно заключив себя в жесткие ситуационные рамки. Все варианты по поселкам создавались на реальных ситуациях, а относительно городов большая часть студентов предпочла реальной ситуации утопическую.

Рассмотрим каждую группу многочисленных работ по теме экогорода.

Город

Тема города показалась большинству студентов самой интересной и разнообразной, так как допускала не только традиционные решения возведения города на поверхности земли, но и освоение иной среды.

Еще один интересный проект - город на небоскребах. Главная его идея очень проста и прозрачна. Город расположен на крышах небоскребов и представляет собой платформу, по периметру которой расположена застройка, а в центре -зеленое общественное пространство. Небоскреб является своеобразным жизнеобеспечивающим органом, отвечающим за подачу и выработку электроэнергии, удаление мусора и коммуникации.

В некоторых работах предлагаются нестандартные идеи. Например, в проекте, посвященном будушему города Москвы, старая и новая Москва являются двумя отдельными городами, живущими по своим правилам. Старая Москва - это экогород материально обеспеченной и образованной интеллигенции, а новая открыта для всех остальных. Новая Москва станет «свалкой», городом с неблагоприятными условиями для

Рис. 1. Город-муравейник. О.Ивакина

Город на земле

Многочисленные работы, посвященные городам на земле, представили большое количество экотехнологий. Много внимания в них уделялось озеленению, зеленым экокоридорам, приоритету пешехода перед автомобилем и зонированию -как горизонтальному, так и вертикальному.

Были еще работы, которые можно выделить в категорию «новые формы города», а именно: город-муравейник, фрактальный город, город на небоскребах, город-лабиринт, город из мусора (рис. 1-4).

Наиболее нетривиальным из этого списка можно считать город из мусора, пространственная структура которого собирается из прессованных мусорных блоков, за счет чего и происходит нарастание массы города. Несмотря на утопизм, идея переработки мусора здесь доведена до предела.

Работу выполнила студента Колооокш Марна 4 1

Рис. 2. Город на небоскребах. М.Колосовская

жизни (загрязнение окружающей среды, высокая плотность населения), куда будет выводиться промышленность и где можно будет использовать автомобиль (рис.5).

Рис. 3. Город-лабиринт

Рис. 4. Город из мусора. К.Шебанов

В другом проекте акцентируется внимание на будущем города как большой интерактивной сети. Информация, поступающая по сетям датчиков и камер, будет собираться и обрабатываться для оптимальной работы городских служб, что поможет оперативно и грамотно управлять городом. Это очень актуальная тенденция, так как сегодня подобные системы применяются пока не комплексно. Интересен проект города, который будет работать как большой П-организм.

Рис. 6. Город над рекой. А. Дмитриева

Рис. 5. Новая и старая Москва. Д.Алахверды

Рис. 7. Город с автомагистралью. Н.Улинич

Город над землей

Города над землей, как и города в космосе, представлены незначительным процентом работ, и их можно разделить на две категории:

- города-мосты, расположенные непосредственно на самом мосту через реку, либо их автомагистраль поднята над землей, а часть административных и общественных площадей находится в теле пилонов, на которые опирается конструкция автодороги (рис. 6, 7);

- города непосредственно над землей, то есть в них подняты и жилье, и инфраструктура (рис. 8).

Несмотря на хрестоматийность темы, студенты попытались внедрить в структуру своих проектов как можно больше

Рис. 8. Город над землей. Д.Тарнашевский

Рис. 9. Город под землей. И.Осипов

«экоархитектуры», предполагающей использование возобновляемых источников энергии, вакуумного мусоропровода, сбор и переработку дождевой воды и т.д.

Город под землей

Одиночный проект посвящен тематике подземного города. Студент размещает свой город в уступчатом углублении, накрывая его геодезическим куполом. Город рассчитан на 15 тыс. жителей и предусматривает вертикальное зонирование. По форме он представляет собой накрытую воронку алмазодобывающей шахты, куда вставлена 60-этажная башня с общественными и жилыми зонами. В результате получился сплав двух идей - вертикального города-квартала и города будущего в Восточной Сибири как города в алмазной шахте (рис. 9).

Город на воде

Города на воде можно определенным образом систематизировать.

Большинство студентов отдает предпочтение отдельному городу, но некоторые рассматривают целую сеть поселений на воде. Многие работы сразу определяют будущую функцию города, например «город здоровья», «город для туризма» или даже «город-ковчег» на случай бедственного положения. В каждой группе есть интересные решения.

В одной из работ предполагается реконструкция уже существующего поселения на острове Хасима в Японии. Это поселение, по мысли автора, нуждается в реорганизации, так как в свое время на острове добывался уголь, но после энергетического кризиса 1974 года все производства закрылись и жизнь там замерла. Но если учесть нехватку в стране селитебных территорий, такой подход очень актуален (рис.10).

Пять из двенадцати представленных работ имеют центрические композиции; это относится как к одиночным проектам городов-платформ, так и к их системам. Большинство

Рис. 10. Экоостров Хасима. К.Лебедева

городов на воде, за исключением города-ковчега (рис.11), имеют одну большую платформу, на которой расположена вся городская инфраструктура.

Город-ковчег предусматривает наличие подводного купола-щита, который при необходимости поднимается над водой и закрывает собой систему нескольких надводных платформ. Еще одним исключением можно считать проекты городов-островов с развитой многоуровневой подводной частью, не дрейфующих на поверхности воды, как в других работах (рис.12). Среди проектов, представляющих собой систему, а не одиночное образование, есть предложение, общей пространственной схемой отчасти напоминающее «города-амфибии» Ф. Лакруа и Л. Вердо (рис.13).

Три работы предусматривают наличие купола, который накрывает всю площадь города, защищая его от внешних неблагоприятных условий или накапливая солнечную энергию.

Транспорт в большинстве случаев экологичный (монорельс, трамваи, экомобиль, велосипед). В проектах, предпо-

лагающих связь с другими подобными городами, по подводным трубопроводам двигается рельсовый транспорт; в двух проектах предлагается аэротранспорт.

Тема города на искусственном основании развивается уже довольно длительное время, однако каких-либо радикально новых идей студенты предложить не смогли, не считая, может быть, «города для здоровья», где представлена четкая модульная схема с жестким функциональным делением и единой оздоровительной функцией.

Город под водой

Город под водой был избран только одним студентом, который предлагает пространственную подводную конструкцию с вертикальными и горизонтальными связями, напоминающими молекулярную кристаллическую решетку. Роль атомов в этой системе выполняют индивидуальные жилые ячейки на 2 - 6 человек. Вся конструкция жестко закреплена на морском дне (рис. 14).

Рис. 13. Система, напоминающая «города-амфибии»

Рис. 11. Город-ковчег. С.Кемеж

Рис. 12. Город-остров. Д. Преображенская

Рис. 14. Город под водой. С.Пытаева, Т.Вахитов

Город в космосе

Трое студентов выбрали для своего города будущего космическое пространство, но при этом их проекты имеют разную форму и даже разную перспективу для потенциального размещения. Это город на планете Марс, город-платформа, двигающаяся по орбите Земли, а также лабораторно созданный город, дрейфующий в космосе (рис. 15, 16). Причины возникновения таких городов связаны с различными факторами, от поиска новых источников энергии до неблагоприятных условий жизни на планете Земля. Самым футуристическим и самым необычным проектом стали города, созданные на «фабрике» Земля как природном заповеднике, «штампующем» своеобразные градостроительные клоны, способные объединяться в группы.

Район

Студенты, выбравшие формат района, работали с конкретными территориями в основном в Москве, однако были

Рис. 15. Город на Марсе. А.Материкина, В.Солдатов

Рис. 16. Город-платформа на орбите. Д.Малышев

и другие города, например Хайфа, Сидней, Ярославль. Все работы, посвященные реконструкции, активно использовали достаточно известные приемы для улучшения экологической ситуации в рамках города, а именно: ресайклинг (сбор и вторичное использование дождевой воды); сортировку и переработку мусора, иногда для фасадных облицовочных материалов; шумозащиту (специальные экраны, обваловка, буферные зеленые зоны); источники возобновляемой энергии (солнечные батареи, уличные фонари на солнечных батареях, геотермальная энергия, биотопливо и биогаз, энергоэффективная плитка, преобразующая кинетическую энергию в электрическую, ветрогенераторы); увеличение процента зелени в городе (озеленение кровель и фасадов, увеличение зеленых парковых зон, малоэтажные теплицы, вертикальные фермы, покрытие для экопарковки); реорганизацию городского пространства (реновация промышленных зон и возвращение к жизни «неработающих» территорий, организация дворовых пространств, создание искусственных водоемов, подземные парковки, в том числе механические); экотранспорт (трамвай, метро, фуникулер, монорельс); введение в эксплуатацию «умных домов»; использование экоматериалов.

В той или иной степени все студенты использовали что-то из этого списка, пытаясь улучшить существующее положение в районе.

Тема купола-колпака нашла применение и в этой категории работ, но в каждой из них купол имеет разные размеры и возводится над разными участками. Например, «экоколпак» накрывает весь район Бережковской набережной или находится только над промышленной зоной; купол скрывает общественное здание или застройка спрятана под «зеленым куполом», ограждающим ее от токсичных веществ. Функция купола сводится к защите или сохранению нормальной среды обитания.

Многие студенты уделили внимание разделению транспортных и пешеходных потоков, использовали вертикальное деление с помощью плиты-платформы, в которой проложена транспортная инфраструктура и по которой передвигаются пешеходы. Но были и более простые варианты, когда полное разделение происходило в одном уровне горизонтальной плоскости.

В работах этой группы, выполненных примерно в одной стилистике, есть отдельные интересные фрагменты, например структура городского района для Бережковской набережной. Этот район в работе отделен специфической стеной - «мебиусом», где расположены парковки, а внутри его сконцентрировано жилое и рекреационное пространство (рис. 17).

В других работах используется идеальная форма круга, но даже при круглой, а не квадратной форме их структура отсылает нас к образу оуэновских городов-коммун. Такие автономные кварталы, по замыслу авторов, объединяются в группы и могут формировать систему расселения или город (рис. 18).

Тема автономности разрабатывалась в некоторых проектах не в пространственном, а энергетическом плане, когда район за счет разнообразных ресурсов (возобновляемые источники энергии, ресайклинг, рекуперация тепла, вторичное использование дождевой воды и т.д.) полностью независим от городских сетей. В одном из предложений даже конструкция здания способствует оптимальной инсоляции внутри района.

Группа работ по району, в целом выполненная довольно предсказуемо и равномерно, не показала особого разнообразия в решениях локальных территорий.

Улица (площадь)

Авторов данной группы работ интересовали изменения на самом небольшом участке городского пространства в анализируемой классификации. Улица или площадь стали центральной темой клаузур для 20 из 169 человек. В основном рассматривались улицы и площади города Москвы, но есть проекты для Химок и Красногорска.

Занимаясь улицами, многие студенты предпочли вертикальное зонирование и разделение пешеходных и автомобильных путей, однако была работа, посвященная реорганизации набережной и превращения ее в рекреационную зону.

Рис. 17. Район-мебиус. А. Митунова

Рис. 18. Круглый район. Д. Чернов

Многих студентов волновали проблемы загруженности дворовых пространств автомобилями, шумового воздействия и эффективности источников возобновляемой энергии. Были предложения по внедрению подземных стоянок, очистке дворов от машин и дополнительному озеленению, а также активному использованию зеленых кровель и фасадов. Предлагалась замена автодороги водными каналами по аналогии с Венецией, однако автор не учел несостоятельности такого решения в московских климатических условиях.

Анализ данной группы проектов показал пути усовершенствования затесненных и скудно озелененных придомовых территорий, особенно в центральной части города Москвы, способы борьбы с неблагоприятным воздействием транспорта на городских площадях.

Поселок

Самая малочисленная группа работ была посвящена экопоселкам - всего десять человек взяли эту тему для реализации идей экогорода будущего. Экопоселок в нашей стране - относительно новое направление, не имевшее столь большого эволюционного развития, как, например, район.

Все проекты поселков создавались авторами заново, не было ни одного, который бы предлагал реконструкцию, расширение или переосмысление какого-то уже существующего поселка.

Надо отметить, что в этой группе семь человек из десяти заявили количество жителей экопоселения как важный критерий для реальной жизни, который помогает грамотно распределить имеющийся ресурс. В проектах этой группы преобладает малоэтажная застройка разных типов: индивидуальный дом, блокированный дом, реже многоквартирный. Это довольно предсказуемые решения, поскольку поселки создаются на свободном участке и легко проследить их композиционное развитие. Около 70% работ основаны на полицентрической схеме, позволяющей развивать поселение более гармонично и разнообразно.

Функциональное зонирование в большинстве случаев горизонтально, но есть проект с вертикальным вариантом.

В одной из работ предлагается поселение, основанное на круглом плане и даже названное «идеальным поселеним», но за счет формы его планировочное решение представляется однообразным и монотонным.

Большое внимание студенты уделяли внедрению эко-технологий. Среди самых популярных тем можно выделить возобновляемые источники энергии - солнечные батареи, ветрогенераторы, геотермальную энергию, зеленые фасады и кровли, вторичную переработку мусора и внедрение «умных домов».

Конкурс показал, что общий уровень представлений о том, из чего складывается экогород, у студентов есть. Это подтверждают не только рассуждения о традиционных на данный момент приемах и средствах по улучшению жизни в городе, но и осведомленность о таких новаторских идеях,

как использование водорослей в качестве «радиаторов» или особых покрытий, преобразующих энергию. Интерес вызвала работа, где на фоне вполне традиционной реконструкции улицы выдвигается идея о «растущих домах», которые можно выращивать, задавая им на клеточном уровне свой функционал. По оригинальности замысла она конкурирует с лабораторией по созданию городов, описанной ниже.

Итогом творческой работы студентов стал внутривузов-ский конкурс, в котором были отобраны по три работы в двух номинациях.

В номинации «Экогород как творческая фантазия автора» первую премию получила А.Воркачева за работу на тему «Город в космосе». Основная ее идея заключается в сохранении планеты Земля как чуда живой природы. Планета как бы превращается в заповедник. На ее поверхности через каждые 5009 км располагаются лаборатории, которые «выращивают» города. Город на 3000 человек в совокупности с растительным и животным миром буквально «выдувается» из лаборатории, после того как набрал необходимые компоненты, перемещаясь по конвейеру. Отделившись от лаборатории, город продолжает расти. Когда его численность достигает 300-500 тыс. жителей, город объединяется с другими, аналогичными ему. Рост города, его масса, обеспечивается за счет переработки мусора, который поступает по специальным трубам в подземный завод и там прессуется. Затем специальные устройства («подушки») вдавливают отходы в тело города. Зеленые центры располагаются по спирали и формируют общественные пространства с фруктовыми садами и ягодными полянами.

Система городского транспорта решена в виде подземных двухуровневых тоннелей по типу решетки. По тоннелям курсируют сверхскоростные капсулы с максимальным временем в пути не более 2-3 минут. Доступ к междугородным космическим капсулам обеспечивается системой городских каналов, которые поддерживают необходимый уровень влажности. Город снабжается энергией солнца. Для имитации ночи солнечные батареи автоматически перекрывают небосвод, оставляя отверстия, иллюзорно напоминающие звездное небо. Местная энергия дополняет солнечную. В общественных местах тротуары покрыты плитками, преобразующими механическую энергию. Центр города решен в форме огромных лепестков с балконами и мостиками, вмещающими всех жителей (рис. 19).

Вторая премия в номинации «Экогород как творческая фантазия автора» присуждена Ю.Ребровой за работу «Экогород - город будущего (с эле-

ментами исследования)». Работа состоит из двух частей - проекта-идеи экогорода и исследования. Автор творчески осмыслила и комплексно воплотила в утопическом проекте экогорода в Индийском океане многие технологии, применяемые в проектировании соответственно зеленым стандартам. В основе концепции экогорода лежит бионическая компонента - цветок лотоса или любое водное растение наподобие плавающего на поверхности воды цветка или листа. Экогород состоит из трех «лепестков» - жилых секторов, объединенных платформой. И лепестки, и соединяющая их круглая платформа имеют несколько уровней, в том числе подводный. В подводном уровне размещены все коммуникации, транспортная система для электромобилей и общественных 10-местных экомобилей. Велосипедные дорожки находятся на верхнем, наземном уровне. Жилые секторы с домами террасного типа, спускающиеся к центру, расположены в трех «лепестках», внешние края которых оборудованы солнечными батареями, а внутренние, куда спускаются дома-террасы, превращены в зеленые парки с мини-фермами для разведения птиц и кроликов. Три порта объединены кольцевым зеленым бульваром. В высотной срединной части острова находятся центры медицинский с озелененными фасадами и общественно-развлекательный.

В исследовательской части определено место плавучего экогорода - Индийский океан из-за возможного и доступного жителям рыбного рациона. В качестве строительных материалов для конструкций острова могут использоваться экологически чистый «геокар» и сменные прессованные блоки мусора. Для отделки помещений автор предлагает всем известные

Рис. 19. Город в космосе. А.Воркачева

и широко используемые бумажные обои под покраску водоэмульсионной краской, пробковые покрытия и ламинат. Большое внимание она уделяет источникам энергии, поскольку понимает, что необходимо искать альтернативу исчерпаемым природным ресурсам. Кроме солнечных батарей для экогорода предлагается целый спектр источников энергии, что показывает углубленное изучение данной проблемы. Так как город в океане, то логично использовать энергию волн, а на основе водорослей вырабатывать биотопливо. На обогрев помещений идет энергия, получаемая при сжигании мусора. Тротуары освещают сами себя при помощи специальной энергосберегающей плитки. Волнует автора также проблема истощения ресурсов пресной воды и ухудшения ее качества. В работе предложены системы сбора дождевой воды в каждом доме, опреснения морской воды, очистки сточных вод, а также приборы, позволяющие уменьшать использование воды на 50%. Проблема отходов решена сортировкой и переработкой мусора. Вызывает интерес и подход автора к флоре и фауне на островном городе как экосистеме, обеспечивающей питание всех живых организмов, его обитателей (рис. 20).

Третью премию в номинации «Экогород как творческая фантазия автора» получили студенты М.Шварцман и М.Салимгареева за работу на тему «Город здоровья».

Город здоровья - это плавучая конструкция в Черном море неподалеку от берегов Сочи, на которой располагается крупнейший в мире больничный комплекс, предназначенный преимущественно для медицинского туризма. Рынок медицинского туризма очень велик, в мире ежегодно до шести миллионов человек покидают свои родные страны в поисках лучшей медицинской помощи. В этой ситуации мегабольница, способная единовременно принимать до миллиона пациентов, может быть крайне востребована, поскольку территория города будет объявлена особой экономической зоной с либеральным законодательством, с врачами и пациентами

со всего мира и курортом международного уровня. Проект также включает небольшие плавучие острова, функции которых различны. Они расположены у береговой линии или пристыкованы к больничному комплексу (рис. 21).

В номинации «Экогород в конкретных условиях реальной ситуации» лидировала группа студентов в составе Д.Ильичевой, М.Щербаковой, Е.Зубашевой, Е.Сарибжановой с работой на тему «Экопоселок в Волоколамском районе Московской области».

Рис. 20. Экогород - город будущего. Фрагмент. Ю.Реброва

Рис. 21. Город здоровья. М.Шварцман

За основу клаузуры взят поселок на 3000 человек, который студенты разрабатывали на третьем курсе в качестве учебного курсового проекта. Однако там экологическая составляющая не прорабатывалась, и авторам конкурсного проекта показалось интересным заново создать поселок с акцентом на экопоселение. На разработанной функциональной схеме генплана территории застройки показано, что промышленная зона фокусирует технологии по переработке отходов и очистке воды. Жилая зона разделена на две части зеленым бульваром, обеспечивающим непрерывную связь с окружающими город зелеными территориями. Двух- и трехэтажные дома оснащаются «дождевыми» крышами, позволяющими собирать, а затем очищать и использовать ливневый сток. Повторное использование очищенного стока предлагается и в реконструированной системе канализации. Особое внимание уделено солнечной энергии - собирающие ее установки могут размещаться на крышах зданий или представлять собой фотоэлектрические стенды и матрицы. Авторы считают, что поселок в транспортном отношении должен обеспечиваться электромобилями и велосипедами, для чего предлагают систему велосипедных дорог и парк по сервисному обслуживанию электротранспорта (рис. 22).

Вторую премию в номинации «Экогород в конкретных условиях реальной ситуации» получила Ю. Дорофеева за работу на тему «Проект преобразования района Первомайский города Королев Московской области в общественный экоцентр». В работе проведен анализ территории подмосковного города Королева и выявлены экологически неблагополучные ее участки: торговая площадь района Первомайский; проход между складом и Фабрикой им. Первого мая от торговой площади к реке; пешеходный мост через реку, соединяющий район Первомайский и поселок Старые Горки; неблагоустроенный берег реки Клязьмы, используемый жителями города как пляж. Отмечена необходимость реконструкции фабрики и изменения функций участка складов как наиболее экологически напряженных объектов. В результате исследования стало понятно, что территория, ограниченная с одной стороны улицей Советской и рекой Клязьмой, с другой - фабрикой и складом, активно используется населением района как рабочая, торговая, общественная и рекреационная зоны, поскольку является его центром,

Рис. 22. Экопоселок в Волоколамском районе. Фрагмент. Д.Ильичева

пусть и не имеющим связи с рекой и жилыми кварталами, между которыми расположен. Идея автора заключается в создании общественного центра по принципу экологической устойчивости. В клаузуре показан комплексный подход к преобразованию (благоустройству) территории. Главный источник ее загрязнения - Фабрика им. Первого мая - преобразован и исключает вредное воздействие на окружающую среду. Участок складов превращен в парк с различными функциями, отвечающими интересам всех возрастных групп населения, - детский развлекательный комплекс, скейт-парк, танцплощадка для пенсионеров. От жилых кварталов к пешеходному мосту через Клязьму ведут аллеи с велодорожкой и пешеходной тропой. Экостоянки для автомобилей локализованы между улицей Советской и парком. Торговая площадь с разрозненными палатками стилизована под гостиный двор с арочными проходами, а освободившееся пространство площади получило озеленение. Благоустроенная зона пешеходного моста ведет через реку на пляж, образуя непрерывную зеленую полосу (экокоридор) между жилыми кварталами и поселком Старые Горки на другом берегу Клязьмы (рис.23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В номинации «Экогород в конкретных условиях реальной ситуации» третья премия была присуждена студенту МИИГАиКа С.Кончекову за работу на тему «Туристический экогород на магистрали Тбилиси - Назрань». В основе проекта экогорода лежит принцип равновесия между природой и деятельностью человека, так как проблема их дисбаланса стоит наиболее остро. Автор считает, что сбалансированные системы современного города стоит искать во фрактальной геометрии, которая свойственна и природному ландшафту. Фрактальный город предполагает воспроизведение природных форм в объемно-планировочном и градостроительном решениях. На примере Ассинского ущелья в Республике Ингушетия, где планируется создание рекреационно-туристического кластера «Цори», автор рассматривает строительство экогорода по принципу фракталов ландшафта. Центром такого ландшафта является

Рис. 23. Преобразование Первомайского района города Королева. Ю.Дорофеева

хребет Цорей - Лоам. С юга он ограничен рекой Гулойхи. Весь южный склон изрезан треугольниками водоразделов, в остриях которых находятся исторические памятники.

В проекте предлагается город на 30 тыс. жителей, представляющий собой большой треугольник, в углах которого расположены ТПУ, административные и бизнес-центры, жилье социального уровня. Стороны треугольника дробятся новыми осями - основными местами расселения. Это оси второго порядка, центр которого подчиняет себе центры третьего порядка с минимальной миграцией. Каждый центр любого порядка подчиняет себе два подцентра. Это позволяет избежать большой плотности населения, обеспечить гармонию с экосистемами и сохранить структуру города, не рассыпав его на мелкие куски. Город использует геотермальную энергию. Транспортная его инфраструктура имеет три уровня. Автомобильный и железнодорожный транспорт обслуживает центры первого порядка (стороны треугольника в 24 км), канатная дорога - центры второго порядка (деревни-районы), фуникулер и пешеходные маршруты - центры третьего порядка (в масштабе дома) (рис. 24).

В заключение можно сказать, что решение экологических проблем, в частности и архитектурно-градостроительными средствами, в настоящее время востребовано всеми отраслями деятельности человеческого общества. Именно поэтому студенты с энтузиазмом отнеслись к выражению экологических идей средствами эскизного проекта (клаузуры). Такая форма учебной работы рассчитана на подготовку студента к внедрению природных процессов в структуру архитектурно-градостроительных объектов. На градостроительном уровне студенческие проекты должны формировать экологические коридоры за счет создания непрерывных систем озелененных территорий, создания открытых общественных пространств, регенерации ландшафтов, а также сочетать их с транспортными схемами инновационного типа и с комплексным ис-

пользованием различных источников энергии, в том числе возобновляемых. Формируя новую застройку, архитектор должен на основе принципов экологии предлагать инновационные инженерно-технические решения в оборудовании зданий, разрабатывать способы накопления и использования дождевой воды, вводить ветровые турбины или фотоэлектрические установки для осуществления взаимосвязи элементов экологизации и архитектурного решения зданий. Сложность новых задач экологизации проектирования требует предварительной подготовки студента, формирования его мировоззрения и навыков в реализации инновационных решений. Лучшим способом такой подготовки является разработка экспериментальных эскизных проектов экологического направления.

Литература

1. Микулина Е.М., Благовидова Н.Г. Архитектурная экология: учебник. М., 2013.

2. Ruano M. OkoLogisher Stadtebau. Karl Kramer Verlag Stuttgart + Zurich, 1999.

3. ДжекобсДж. Смерть и жизнь больших американских городов. М., 2011.

4. McHargI. Design with Nature. NY, 1969.

Literatura

1. Mikulina E.M., Blagovidova N.G. Architecturnaya ecologia: uchebnic. М., 2013.

3. Jackobs J. Smert i jizn bolshih amerikanskih gorodov.M., 2011.

Ideas about the Future Cities in Experimental Designs of

Students of MArchI. By N.G.Blagovidova, A.Yu.Romanova

Overview of experimental designs, executed by students of a course of architectural ecology, shows their readiness for the solution of problems of sustainable development. The «Tourist Eco-city on the Tbilisi-Nazran Highway» project of S.Konchakov is based on the principle of balance between the nature and human activity. This balance is achieved mathematically, creation of a fractal city according to landscape structure. The other project «The City in Space» by A. Vorkacheva presents the future with cities of 3000 inhabitants with flora and fauna which are grown artificially and sent to space, leaving Earth as the natural reserve. Both realistic and fantastic approaches are presented in 25 creative ideas deserving further development.

Ключевые слова: экогород, будущее, представление, фантазии, архитекторы, студенты.

Key words: eco-city, future, representation, imaginations, architects, students.

Рис. 24. Туристический экогород. С.Кончеков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.