Особенности современных реализуемых проектов «городов будущего»
А.Ю.Романова
«Город будущего» - тема, ставшая традиционной в теории градостроительства, ее история насчитывает уже не одно столетие, а развитие продолжается по сей день. Попытки создать идеальный город или город будущего существовали всегда (Пальма-Нуова, Ауровиль, Аркозанти), но в XXI веке они приобрели мировой масштаб по нескольким причинам, среди которых:
потребность создавать новые экономические «точки роста» не в рамках существующих городов;
необходимость реагировать на современные вызовы:
- созданием альтернативы крупным городам;
- решением экологических проблем;
- гуманизацией урбанизированной среды.
Концепций разной степени проработки, которые создаются для конкретной местности или конкретного государства, сегодня очень много. Особо стоит выделить страны Африки и Азии, где их число стремительно растет (Кигали - Руанда; Хо-уп-Сити, Акра, Апполония и Кинг-Сити - Гана; Вестаун и Истаун, Каир - Египет; Вескейп, Кейптаун и Модернфонтейн - ЮАР; Тату-Сити и Мачакос-Сити - Кения; Ситэ-ле-Флёв, Киншаса -Демократическая Республика Конго; Кигамбони - Танзания; Джиблохо - Экваториальная Гвинея; Бейтунь-Нью-Сити, Карамей-Сити, Биньхай-Экосити, Рижао-Интернэшнл-Оушен-Сити, Ланфан-Экосмарт-Сити, Лучао-Харбор-Сити, Грейт-Сити и Сечжон-Сити - Китай).
Однако рассмотрим примеры, которые превратились из концепций в реализуемые сейчас градостроительные проекты. Это совершенно новые города, которые возводятся на незастроенной территории и не являются реконструкцией района или квартала существующего города (табл. 1).
Лидером и одной из первых стран, начавших реализацию подобного рода проектов, стал Китай по той причине, что, во-первых, имеет вторую экономику мира, являясь крупнейшим производителем товаров, а во-вторых, реально страдает от серьезных экологических проблем, связанных с загрязнением воздуха и водных ресурсов, а также с эрозией почв, которые становятся непригодными для использования.
Эта страна имеет мотивацию как с экономической точки зрения (развитие новых производств, привлечение средств, увеличение темпов роста экономики), так и в связи с экологизацией и гуманизацией городской среды, тем более создаваемой на свободной территории. Для нового города важно, чтобы он мог обеспечить современные и привлекательные условия для труда и жизни не только местного населения (инженерная и социальная инфраструктура, безопасность). Это
подтверждают перспективные проекты, которые в настоящее время реализуются в разных провинциях Китая (рис.1-3).
Город Мейкси-Лейк-Сити создается в китайской провинции Хунань. Территория, отведенная под застройку, насчитывает 650 га, 40 из которых займет искусственное озеро. Ожидаемое население должно составить 180 тыс. человек, из которых 100 тыс. будут приезжать на работу. Проект является городом-спутником для города Чанша. В основе идеи нового города лежит кольцевая композиция вокруг серии искусственных озер и каналов. Мастер-план разрабатывался американской архитектурной компанией Kohn Pedersen Fox Associates (KPF). Большое внимание авторы уделили каналам, потому что они должны взять на себя часть транспортной нагрузки и тем самым уменьшить количество автомобилей на улицах города. Особый акцент сделан на устройстве разветвленной инфраструктуры для велосипедистов, которая позволит быстро добираться из одной точки города в другую.
Водное пространство в центре города образует ядро, вокруг которого развивается город из восьми кластеров с населением 10 тыс. человек каждый. Жилые кластеры в собственной архитектурной стилистике для создания «чувства места» будут иметь свои общественные центры со школой, магазинами и другими учреждениями. Районы будут отделены
Таблица 1. Проекты «городов будущего», реализуемые по всему миру
Название города Страна
Мейкси-Лейк-Сити Китай
Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити Китай
Каофидиан-Интернэшнл-Экосити Китай
Донгтан-Экосити Китай
Маздар ОАЭ
Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити Индия
Нью-Сонгдо Южная Корея
Эко-Атлантик-Сити Нигерия
Конза-Техно-Сити Кения
Медини-Искандер-Малайзия Малайзия
Иннополис Россия
Смарт-Сити-Казань, 2014 Россия
друг от друга буферными зонами, включающими территории для прогулок и природные территории без благоустройства. В центральной части разместится деловой центр, который будет доступен жителям любого района.
Рис. 1. Мейкси-Лейк-Сити. Перспективный вид сверху
от
ёШ-
тШ:
Г ^-ТТ %
п ттт
Инженерная защита окружающей среды, пешеходное движение, кластерное зонирование и интеграция зеленых насаждений стали частью целостной стратегии экологического развития города. Кроме того, радиальная геометрия его плана определяет эффективную транспортную систему, уменьшая потенциальное загрязнение и сокращая использование энергии. Другие экологические новации предполагают создание обширной системы переработки «серых» и «черных» сточных вод, системы фильтрации для поверхностных вод (чтобы уменьшить негативное воздействие на реку Сян), а также городского сельского хозяйства. Особое внимание уделено зданиям, которые должны соответствовать самым последним стандартам «устойчивого развития».
Один из наиболее известных новых городов Китая - город Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити. Его территория составляет 250 га, а ожидаемое население - 350 тыс. жителей (рис. 4, 5). Он является городом-спутником для города Тяньцзинь с численностью населения около 15 млн. человек. Новый город находится в 45 км от Тяньцзиня и характеризуется инновационными экологическими решениями городского пространства. Большинство инфрастуктурных проектов будет значительно отличаться от применяемых сейчас. Планируется использовать легкое метро, общественный транспорт, велосипеды и автомобили без водителя, которые смогут самостоятельно прокладывать маршрут. Для сокращения энергозатрат в масштабе города будут установлены системы освещения с малым энергопотреблением, а для решения проблемы мусора - мусорные контейнеры, способные перерабатывать отходы. Очистка воды от тяжелых металлов, использование геотермальной энергии, энергии ветра и воды,
Рис. 2. Мейкси-Лейк-Сити. Схема плана
Рис. 3. Мейкси-Лейк-Сити. Вид на канал
Рис. 4. Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити. Перспективный вид сверху
Рис. 5. Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити. Схема плана
Рис. 6. Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити. Транспортный коридор, проходящий через все зоны
Рис. 7. Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити. Схема жилого квартала
сбор дождевой воды, применение солнечных батарей - все это будет способствовать снижению нагрузки на окружающую среду (20% используемой энергии - возобновляемая). Кроме того, поскольку участок, выбранный под застройку, был сильно загрязнен из-за соседства с заводом, властям пришлось его очистить и восстановить. В этом месте большие проблемы с пресной водой, поэтому было принято решение использовать дождевую воду и опреснять морскую. Большое количество зеленых насаждений, бульваров и парков позволяет улучшать климат внутри города.
Особое внимание было уделено структуре плана - город вытянут вдоль канала, каждая из нескольких его зон выполнена в индивидуальном стиле. Все зоны объединены между собой центральным коммуникационным коридором (рис. 6). Такая структура называется «зеленым скелетом», на который нанизываются основные городские общественные зоны: административный и городской центр, вспомогательные центры и экофорум. Большое значение в планировочном решении имеет канал, который влияет на экологию и температурный режим, а также дает возможность создавать рекреационные зеленые зоны вдоль набережных.
В основу жилой застройки положен квадрат 400х400 м. Скомпонованные по два, такие квадраты образуют сообщество, а потом и район. Город спроектирован таким образом, чтобы жилье и рабочие места располагались в пешеходной доступности, особое внимание уделено именно пешеходному сообщению. В рамках каждого жилого сообщества реализуются все необходимые общественные функции - работают детские, образовательные и медицинские учреждения, магазины и парки (рис. 7).
Еще один китайский город, возводимый в настоящее время, называется Каофидиан-Интернэшнл-Экосити. Располагается он в 250 км к востоку от Пекина и в 120 км от города Тан-шань. Он запланирован на побережье во многом благодаря непосредственной близости к порту. По предварительным расчетам, население города составит 1-1,5 млн. человек (строительство поддерживается властями Китая и Швеции). Площадь, отведенная под городскую территорию, составляет 150 кв. км (15 тыс. га). Главная цель проекта - город, который не будет наносить вред окружающей среде, но в то же время станет привлекательным для жителей (рис. 8, 9).
Большое внимание в проекте уделено мероприятиям, связанным с решением существующих экологических проблем, таких, как засоление почв, опасность затопления, нехватка свежей воды, замутненность прибрежных вод, ухудшение вегетации и т.д.
В новом городе будет использована интегрированная система управления водными ресурсами, электроэнергией, утилизацией отходов. Среди главных целей назовем сокращение выбросов парниковых газов, регулирование снабжения пресной водой, увеличение процента переработки мусора, внедрение повторного использования воды, энергии и бытовых отходов (вакуумный мусоропровод). Планируется
ввести замкнутые системы для производственных процессов и сельского хозяйства. Создание энергоэффективных зданий и систем позволит сократить расход электроэнергии. В качестве возобновляемых источников энергии будут использованы ветроустановки и продукты сгорания при переработке мусора, а также солнечные батареи и энергия морских приливов.
Каофидиан-Интернэшнл-Экосити имеет компактную и разнообразную многофункциональную структуру. Его транспор-тно-пересадочные узлы являются своеобразными центрами, наделенными разными функциями (торговля, наука, спорт и т.д.). Предпочтение отдано передвижению пешком, на велосипеде и общественном транспорте (рис. 10).
Сам по себе город компактный, каждый его район обслуживается собственным многофункциональным узлом, отличным от других, чем достигается эффект разнообразия. Стоит отметить большое количество зеленых территорий (около 35%) и интегрированную систему каналов, которая создает благоприятный визуальный и экологический эффект.
Единицей жилья в городе является типичный для китайской культуры дом с внутренним двором. Замкнутая структура квартала с центром позволяет уменьшить неблагоприятные климатические воздействия и способствует налаживанию общественных связей. Четкая форма обеспечивает более удобную транспортную доступность и сокращение транспортных заторов (рис. 11).
Рис. 8. Каофидиан-Интернэшнл-Экосити. Перспективный общий вид
Самый известный экогород Китая Донгтан-Экосити, рассчитанный на более чем 500 тыс. человек, располагается в юго-восточной части острова Чунмин недалеко от Шанхая, в устье реки Янцзы, и занимает 8600 га. Город будет состоять из трех поселений, большая часть жителей которых сможет работать без перемещения на большие расстояния (рис. 12). Это один из первых проектов экогородов с нулевым выбросом парнико-
Рис. 10. Каофидиан-Интернэшнл-Экосити. Городские зоны и транспорт
Рис. 9. Каофидиан-Интернэшнл-Экосити. Схема плана
Рис. 11. Каофидиан-Интернэшнл-Экосити. Функциональное наполнение квартала
вых газов. Он полностью автономен в области водоснабжения и энергетики. Его застройка будет формироваться зданиями с нулевым энергетическим балансом, что значительно снизит спрос на энергию по сравнению с другими городами Китая. Большая часть отходов будет перерабатываться (рис. 13, 14).
Зонирование экогорода позволяет сделать вывод, что значительную часть его земель займут сельскохозяйственные
Рис. 12. Донгтан-Экосити. Схема плана
Рис. 13. Донгтан-Экосити. Перспективный вид
Рис. 14. Донгтан-Экосити. Планировка первого поселения из трех
фермы, способные стать источником сельскохозяйственной продукции для жителей как самого нового поселения, так и близлежащих городов. Наличие продуктов питания в непосредственной близости приведет к сокращению транспортных перевозок и тем самым уменьшению выбросов парниковых газов при транспортировке продуктов питания от производителя к потребителю.
Большое внимание в проекте уделено энергопотреблению зданий. Так, по расчетам, ежегодные потребности в электроэнергии там будут сокращены на 66% по сравнению с традиционными зданиями, а выбросы С02 - на 350 тыс.т. Сокращению энергопотребления будут способствовать фильтрация воды, озеленение кровли, а также естественная вентиляция. Сточные воды будут очищаться и использоваться для орошения, а часть отходов пойдет на удобрения (органика). Основная идея состоит в 100-процентной переработке всех городских отходов и создании замкнутого цикла. Часть энергии будет вырабатываться ветрогенераторами и солнечными батареями.
Как и большинство экогородов, Донгтан-Экосити будет иметь компактную планировку, что минимизирует использование автотранспорта и даст возможность развиваться общественному и личному немоторизированному транспорту (велосипед), а также пешим передвижениям. Солнечные батареи в конструкции автобусов, водородные топливные элементы и водное такси позволят создать не только удобную сеть коммуникаций, но и благоприятную экологическую ситуацию в городе.
В Китае сегодня инициатива строительства подобного рода городов наиболее выражена. Но есть и примеры других стран.
Хорошо известный проект города нового поколения Маз-дар в ОАЭ в 15 км от столицы страны Абу-Даби и недалеко от ее международного аэропорта также находится на стадии реализации. Предполагается, что численность постоянного населения в городе общей площадью 600 га составит 50 тыс. человек и еще 40 тыс. будут приезжать на работу и учебу. Основной целью проектировщиков было создание безотходного города с нулевым выбросом СО2 (рис. 15, 16).
Характерными особенностями Маздара стали прямоугольная геометрия плана с плотной невысокой застройкой и полное отсутствие автомобильного транспорта. С самого начала город задумывался как автономная единица, которая может сама себя обеспечить электроэнергией, получаемой от солнечных тепловых электростанций и фотогальванических установок (установка солнечных батарей планируется на крышах зданий), а также от размещенных по периметру ве-трогенераторов и водородной электростанции. Геотермальная энергия тоже рассматривается.
Надо отметить, что планировка города с учетом особенностей ветровых режимов и положения солнца повлекла за собой использование целого ряда архитектурных приемов, таких, как выступающие балюстрады, пологи и специальные конструкции, защищающие от солнца. Кроме того, они позволяют экономить энергию на кондиционировании, так
как уменьшают нагревание помещении и затеняют улицы (рис. 17-19).
Маздар предусматривает широкую программу по реци-клингу ресурсов, особенно воды, которая является ценностью в условиях пустыни. Она будет очищаться и опресняться. Мусор и другие отходы будут перерабатываться в специальном центре, где с помощью сортировки каждый их вид станет утилизироваться более эффективно.
Особое внимание в проекте уделено транспорту, который будет полностью автоматизирован и экологичен, поскольку является рельсовым. Целый ряд объектов в городе будет возведен в соответствии с зелеными стандартами (офисы, торговые центры, парки, инфраструктура и т.д.).
Далее рассмотрим проекты индийского города Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити и южно-корейского Нью-Сонгдо.
К индийскому проекту разработан довольно подробный и информативный мастер-план, который дает представление о
Рис. 15. Маздар. Перспективный общий вид
ЫЫбаг 1г»Ы1*е о15»впсо
им) ТесЬпЫоду Солипегсю!
% ПоккпьЫ
«¡у ш
характере застройки и назначении нового города. В основе его концепции лежит создание международного бизнесцентра - города, который должен стать инновационным поселением на территории более 220 га. Его преимущество
Рис. 16. Маздар. Схема плана
Рис. 17-19. Маздар. Перспективные виды
состоит в стратегическом расположении между двумя городами - Гандинагаром и Ахмедабадом, недалеко от международного аэропорта.
Население нового города, запроектированного в развитие агломерации Ахмедабада, предположительно будет составлять 400 тыс. жителей. Структуру города образует прямоугольная сетка улиц, план не имеет четко выраженной геометрии (рис. 20, 21).
Процентное соотношение площадей показывает, что жилье будет занимать менее 22% от всего фонда застройки, в то время как количество офисных площадей составит 60%. Это говорит о том, что город станет главным образом местом работы, а не проживания. Внимание заслуживает и то, что 33% его территории будет отведено под зеленые насаждения и водную рекреацию (рис. 22). Большое значение придается интеграции нового поселения в транспортную систему путем объединения имеющихся и создания нескольких новых транспортных коридоров, которые свяжут не только разные города и аэропорт, но и близлежащие населенные пункты. Интерес вызывает и подход к решению транспортных задач
Рис. 20. Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити. Схема плана
внутри города. Проект предусматривает самые актуальные и экологичные для этого мероприятия, обеспечивающие:
- частичное разделение пешеходного и автомобильного движения;
- преобладание общественного транспорта над частным (в соотношении 90:10);
- преимущество пешехода перед транспортом;
- вынесение транспорта под землю (парковки);
- пешеходную доступность;
- размещение крупных парковок по всем направлениям у границ города;
- установление системы видеонаблюдения на дорогах.
Рис. 22. Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити. Транспортная схема
Рис. 21. Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити. Функциональное соотношение застройки
Рис. 23, 24. Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити. Перспективные виды
Упоминания заслуживает конструкция моста для разделения пешеходных и транспортных потоков по вертикали, да и сам транспорт разнесен по вертикали, то есть общественный и личный транспорт имеют отдельные уровни и располагаются друг под другом.
Помимо автомобилей в качестве личного транспорта предлагается PRT (Personal Rapid Transport) - небольшие кабинки-вагонетки, которые передвигаются по рельсам. Эти автоматизированные интеллектуальные средства передвижения, доступные круглосуточно всю неделю, по специальной сети следуют до пункта назначения без остановок. Большое количество зеленых рекреационных зон дополнено водными пространствами, которые активно включены в планировочную структуру и влияют на климат внутри города. В проекте также предусматриваются повторное использование сточных вод, сбор дождевой воды.
Город будет оснащен автоматической системой сбора и транспортировки мусора, что минимизирует его воздействие на окружающую среду и уменьшит влияние на здоровье. В качестве инновации предлагается ввести централизованную систему кондиционирования, что, по мнению разработчиков, повлечет за собой много положительных моментов. Оснащенность города разнообразными ICT-технологиями позволит поставить его в один ряд с такими развитыми и прогрессивными городами, как Токио, Сингапур и Дубай (рис. 23, 24).
В Южной Корее «градостроительство будущего» представлено проектом Нью-Сонгдо. Он рассчитан на 300 тыс. жителей, находится в 65 км от Сеула и в 12 км от международного аэропорта Инчхон. После окончания строительства город займет территорию более 600 га (рис. 25). Ранее она представляла собой болота, которые никак не использовались.
Город имеет развитую систему общественного транспорта (метро, автобусы, велосипеды). Предполагается объединить системы метрополитенов Сеула и Нью-Сонгдо. В качестве личного транспорта будут использованы электромобили и машины, работающие на водородном топливе. Большинство стоянок будет располагаться под землей, чтобы максимально предоставить наземное пространство жителям.
Большое внимание уделено экологии, в частности эффективному использованию водных ресурсов (сбор дождевой воды, очищение). Вторичная переработка отходов достигнет 75%, а при строительстве будут использоваться материалы с низким содержанием летучих органических веществ. Вопрос с ТБО решен вакуумным мусоропроводом, который способен минимизировать вмешательство человека в процесс переработки мусора. Здания, возводимые на территории нового города, будут экологичными и энергоэффективными, смогут способствовать сокращению энергопотребления, о чем свидетельствует сертификация LEED. ICT-технологии будут внедрены в разные сферы инфраструктуры, что позволит оптимизировать ситуацию на дорогах и создать удобные системы социально-бытового обслуживания. Значительная часть территории города (40%) будет отдана под открытые
рекреационные пространства. Центральный парк с его системой искусственных каналов интегрирует водное пространство в городскую планировку (рис. 26).
Город будет оснащен полным спектром зданий социальной инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для жизни. Несмотря на все экологические аспекты, Нью-Сонгдо ориентирован прежде всего на бизнес, это свободная экономическая зона, которая должна способствовать привлечению крупных компаний, высокообразованных кадров, создавать интеллектуальную среду для развития наукоемких производств, связанных с современными телекоммуникационными и компьютерными технологиями (рис. 27, 28).
Африканский континент также предлагает несколько проектов уже на стадии реализации: Эко-Атлантик-Сити в Нигерии и Конза-Техно-Сити в Кении. Первый предположительно должен стать новым финансовым центром Нигерии. Он будет располагаться на искусственном основании, которое, по мнению разработчиков, позволит решить экологические проблемы этой территории, такие, как береговая эрозия и чрезмерная перегруженность самого Лагоса - сегодня крупнейшего мегаполиса Африки с населением около 15 млн. человек (рис. 29). Город будет использовать экологически чистые материалы и технологии. В отличие о других проектов, Эко-Атлантик-Сити
Рис. 25. Нью-Сонгдо. Перспективный общий вид
Рис. 26. Нью-Сонгдо. Схема плана
станет новым районом Лагоса. Разработчики проекта стремятся создать в африканском регионе современные города, соответствующие определенному уровню жизни, качественно отличному от существующего (рис. 30, 31).
Кенийский Конза-Техно-Сити будет находиться в 60 км от Найроби и в 50 км от международного аэропорта. Территория под него уже выделена. Очень удачное местоположение «умного города» в западной части Кении в 500 км от портов, по мнению разработчиков, позволит новому образованию стать своего рода хабом и аккумулировать развитие бизнеса в этой части Африки. Кроме того, город по аналогии с Силиконовой долиной в США (рис. 32, 33), будет оснащен новыми информационными и коммуникационными технологиями (1СТ). Используя международный опыт и помощь экспертов, он сможет превратиться в современный конкурентоспособный город
на территории Африки, центр высокотехнологичных производств. Проект, рассчитанный на создание благоприятной деловой и образовательной среды, предполагает наличие экологических коридоров, которые будут занимать до 600 га, для сохранения природы саванны, а также формирование вокруг города буферной зоны для обеспечения экологического равновесия и снижения нагрузки на окружающую среду. В городе планируется использовать возобновляемые источники энергии, ветряки и солнечные батареи, активно применять технологию озеленения кровель для снижения энергозатрат (рис. 34, 35).
В Малайзии «градостроительство будущего» представлено крупнейшим проектом города Медини-Искандер-Малайзия в районе Джохорского пролива, отделяющего Малайзию от Сингапура. Город будет состоять из пяти экономических зон - каждая со своим внутренним делением. Проект в настоящее время реализуется. Новый город расположен в 30 км от
Рис. 27, 28. Нью-Сонгдо. Перспективные виды
Рис. 30, 31. Эко-Атлантик-Сити. Перспективные виды
международного аэропорта Сенай, в 15 км от порта Танджунг-Пелепас, в 30 км от порта Джуронг, в 50 км от порта Сингапур и в 70 км от его международного аэропорта. Площадь города
Рис. 32. Конза-Техно-Сити. Перспективный общий вид
Рис. 33. Конза-Техно-Сити. Схема плана первой очереди строительства
составит 930 га, а ожидаемое население - 400 тыс. человек. В плане город имеет продолговатую форму и делится на четыре части (кластера), в каждой из которых преобладает та или иная функция - бизнес, логистика, досуг или жилье (рис. 36, 37).
Множество зеленых насаждений и интегрированные в ткань города водные каналы расположены по всей территории. Жилая застройка, которая должна способствовать созданию городских сообществ, представлена разными типами домов, от индивидуальных вилл до многоквартирных корпусов (рис. 38, 39). Развитая социальная инфраструктура включает все необходимое - от учреждений здравоохранения до территорий для проведения досуга (гольф-клуб, парк развлечений и т.д.).
Рис. 36. Медини-Искандер-Малайзия. Схема плана
Рис. 34, 35. Конза-Техно-Сити. Перспективные виды
Рис. 37. Медини-Искандер-Малайзия. Схема основных функциональных зон
В городе будет преобладать общественный транспорт, акцент делается на пешеходную доступность и систему скоростного железнодорожного транспорта, который свяжет новый город с Сингапуром и аэропортами, предлагается также организовать водный транспорт (водное такси). В энергетическом отношении планируется использование возобновляемых источников (биогаз, солнечная энергия), а также энергии от переработки мусора. Намечена программа по внедрению новых технологий при строительстве жилья и офисов, которые обеспечат:
- ориентацию окон таким образом, чтобы уменьшить солнечный нагрев;
- двойные стекла в конструкции окон;
- уменьшение толщины стен (200 мм);
- естественную вентиляцию;
- использование солнечного света для освещения рабочих мест;
- интеграцию солнечных панелей в здания;
- сбор дождевой воды и последующее ее использование.
В России в последнее время были приняты к реализации
два проекта «Иннополис» и «Смарт-Сити-Казань» в одном регионе недалеко друг от друга на свободной территории.
Строительство инновационного города Иннополиса с численностью населения 155 тыс. человек началось в 2012 году. Общая территория для развития города составляет 1200 га. Новый город находится в 40 км от Казани и приблизительно в 70 км от ее аэропорта (рис. 40, 41). Главной целью проекта было формирование наукограда по аналогии с Силиконовой
Рис. 38, 39. Медини-Искандер-Малайзия. Перспективные виды
долиной, где смогут жить, обучаться и работать студенты, молодые ученые и специалисты в сфере 1Т-технологий. Инфраструктура предусматривает развитие центрального ядра, состоящего из технопарков, центров разработок и многофункциональных кластеров, а также университета. Кроме того, новое поселение будет обеспечено жильем и социальной инфраструктурой (рис. 42, 43). Особого внимания заслуживает то, что, в отличие от азиатских и африканских проектов, в Иннополисе не будет высотного жилищного строительства. Новые жилые комплексы оборудуют индивидуальными системами теплоэнергосбережения, что позволит уменьшить энергопотребление. Планируется также использовать биогаз, который будет вырабатываться при переработке отходов сельскохозяйственного производства и деревообрабатывающей промышленности. Экологическими преимуществами города можно считать возможность создания там системы водо-
Рис. 40. Иннополис. Общий вид
Рис. 41. Иннополис. Схема плана
емов, а также расположение на территории с розой ветров, защищающей воздушный бассейн от негативного влияния столицы Татарстана. Из-за небольшого размера город обладает хорошей пешеходной доступностью, в нем планируется создать систему велодорожек. Межгородская коммуникация будет налажена с помощью шаттлов (небольшие автобусы), которые будут курсировать между Казанью и новым городом.
Следующий российский перспективный градостроительный проект носит название «Смарт-Сити-Казань». Как и Иннополис, город расположен в Татарстане в 3 км от аэропорта Казани и в 15 км от самой столицы. Его территория составит 650 га, а численность постоянного населения - 75 тыс. человек, количество рабочих мест предполагается довести до 160 тыс. Город позиционируется как технополис, новое городское пространство для развития деловой, образовательной и научно-исследовательской активности людей (рис. 44). В отличие от Иннополиса, он не имеет центра как такового, а вытянут вдоль коммуникации и условно может быть разделен на три зоны:
- общественно-деловую;
- научно-образовательную;
- парковую и жилую.
Рис. 42. Иннополис. Спортивный комплекс
Рис. 43. Иннополис. Первый технопарк
Парковая зона в центре города разделяет его на две смысловые части. Кроме нее предусмотрен еще ряд территорий с рекреационными зелеными зонами (рис. 45).
В рамках технополиса будут развиваться четыре основных направления: медицина (биомедицина, больница, медицинский исследовательский центр), туризм (деловой, медицинский, образовательный, урбанистический), высокотехноло-
Рис. 44. Смарт-Сити-Казань, 2014. Перспективный общий вид
Рис. 45. Смарт-Сити-Казань, 2014. Схема плана
Рис. 46. Смарт-Сити-Казань, 2014. Перспективный вид
гичное производство (площадка ОЭЗ, чистое производство, разработка сложных систем), образование (международные школы и факультеты, научно-исследовательские центры). Реализации проекта будет способствовать развитая социальная инфраструктура.
На основе ряда экотехнологий в городе будут осуществляться: сбор и использование дождевой воды, внедрение методов возведения энергоэффективных и пассивных сооружений, сертифицированных системами LEED и BREEM, использование эко- и энергоэффективных материалов, в том числе фотопанелей.
Проект предусматривает внедрение IT-технологий и автоматизированных систем управления, обеспечивающих хозяйственную жизнь города (единая система мониторинга и управления инженерными сетями, центр управления городом и общественным транспортом, система городского сервиса). Пешеходная доступность и сеть велодорожек позволят удобно
передвигаться по городу, не используя автотранспорт. Общественный транспорт будет представлен электромобилями и автобусами с газовыми двигателями (рис. 46).
На базе описательной части проекта составлена таблица 2, позволяющая выделить общие признаки новых городов, которые утверждают прогрессивные тенденции в градостроительстве и служат рекламной витриной для страны. В связи с этим вполне вероятным станет превращение их в свободные экономические зоны, привлекающие международные компании очень лояльной налоговой политикой. Большинство проектов ориентировано на бережное отношение к окружающей среде.
Все рассмотренные проекты являются экспериментальными, и пока нет полной уверенности в их перспективности, однако они иллюстрируют основные тенденции, связанные с разными аспектами современной жизни. Это и глобализация, и развитие технологической мощи, и конкуренция за высококва-
Название города город-спутник население до 500 тыс. человек компактная планировка расположение на берегу водоема наличие рядом транспортного узла ортогональная планировка идентичность вода в структуре плана строительство на сложной территории наличие экоприемов
Мейкси-Лейк-Сити - + + - + - - + - +
Сино-Сингапур-Тяньцзинь-Экосити + + + + + + - + + +
Каофидиан-Интернэшнл-Экосити + - + + + + - + + +
Донгтан-Экосити + - - + + + + + + +
Маздар + + + + + + - - - +
Гуджарат-Интернэшнл-Финанс-Тексити + + + + + + - + - +
Нью-Сонгдо + + + + + + - + + +
Эко-Атлантик-Сити - + - + + + - + + +
Конза-Техно-Сити + + + - + + - - - +
Медини-Искандер-Малайзия + + + + + + - + - +
Иннополис + + + + + + - + - +
Смарт-Сити-Казань, 2014 + + - - + + - - - +
Таблица 2.
Результаты сравнительного анализа «городов будущего» по ряду их особенностей
лифицированные человеческие ресурсы на уровне не только городов, но и стран. Осознание того, что человек - прежде всего часть природы, экосистемы, а не ее потребитель, тоже повлияло на образ «города будущего». Любопытны в этом контексте прогнозы, еще в 1983 году сделанные Питером Расселом в его книге «Глобальный мозг».
В то же время есть некоторые вопросы, в большей степени приближенные к повседневной жизни и реалиям другого характера. Так, «города будущего» африканских стран нельзя назвать «будущим урбанизации», так как для их региона бесперебойная подача воды и электричества уже само по себе новаторство. Рассмотренные же выше проекты представляют не бесконтрольную сверхуплотненную застройку с качественной инфраструктурой и транспортным сообщением, а благоустроенный современный город, ставший традиционным для других континентов. В африканских проектах изобилие высотных бизнес-центров и офисов напоминает о типичном модернистском городе в Америке, представляет ценности других культур и другого образа жизни, не свойственных народам Африки. Стремление повторить опыт Сингапура, Шанхая или Нью-Йорка требует не только инвестиций, но и понимания того, в какой местности создается новый город, кто будет его жителем и потребителем его благ. В обширном докладе, посвященном процессам урбанизации в африканских странах, Ванесса Уотсон, участник программы по городскому и региональному планированию, профессор Кейптаунского университета, говорит, что подобного рода проекты могут усилить сегрегацию и враждебность в местном обществе в связи с тем, что большинство населения крупных городов Африки обитает в «неформальном» жилье за чертой бедности. Более того, когда расчет делается на способность местного среднего класса купить жилье в новом городе, прогноз чаще не оправдывается и город не может полноценно существовать. Уже сегодня критикуют практику создания таких «городов-призраков», где при наличии жилья и инфраструктуры нет жителей.
Еще один момент обращает на себя внимание - то, что все рассмотренные проекты новых городов предполагают занятость людей в отраслях, где отсутствуют какие-либо крупные производства, например добывающие. Таким образом, если в XX веке город обычно возникал в промышленном районе и развивался вокруг отраслевого производства, то в настоящее время главная его перспектива связана с высокоточными производствами.
Сегодня строительство «городов будущего» главным образом ведется в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатическом поясе, то есть в теплом климате, без сильных перепадов температур, мороза и снега. Такое географическое положение изначально дает ряд преимуществ как при строительстве города, так и при его дальнейшей эксплуатации. И это очень важно для экономической составляющей, поскольку большую часть подобного рода объектов финансируют частные и международные компании и только в редких случаях власти страны. Это отчасти объясняет тот
факт, что при строительстве некоторых из описанных выше городов выбирались сложные территории, которые не сразу можно было использовать под застройку.
В данном контексте отдельных исследований заслуживают перспективы освоения недостаточно благоприятных районов и климатических зон, а также возможность создания единого урбанизированного пояса вдоль экватора.
Литература
1. Официальный сайт проекта Eko Atlantic City: http:// www.ekoatlantic.com/.
2. Официальный сайт проекта Konza Techno City: http:// www.konzacity.go.ke/.
3. Официальный сайт проекта Innopolis: http://innopolis.
ru/.
4. Официальный сайт проекта Smart City Kazan: http:// kazansmartcity.com/.
5. Официальный сайт проекта Gujarat International Finance Tec-City: http://giftgujarat.in/home.aspx.
6. Официальный сайт проекта Medini Iskander Malaysia: http://www.medini.com.my/.
7. Официальный сайт проекта New Songdo: http://www. songdo.com/.
8. Официальный сайт проекта Masdar: http://www.masdar. ae/.
9. HaldM. Sustainable Urban Development and the Chinese Eco-City: Concepts, Strategies, Policies and Assessments. Norway: Fridtjof Nansen Institute, 2009. P. 48; http://www.fni.no/ doc&pdf/FNI-R0509.pdf.
10. Официальный сайт проекта Tianjin Eko City: http:// www.tianjinecocity.gov.sg/.
11. Furuto A. KPF Releases Masterplan for Chinese City Built From Scratch // http://www.archdaily.com/306906/kpf-releases-masterplan-for-chinese-city-built-from-scratch/.
12. Официальный сайт проекта Caofeidian International EcoCity: http://en.tswstc.gov.cn/.
Features of the Modern Realized Projects of 'the Cities
of the Future'. By А.Yu.Romanova
The article attempts by giving an overview of modern urban projects that are being built around the world as part of the ideology of 'urban planning of the future' to evaluate this approach, to identify common features of such cities, to identify their place in the system of further settlement, to determine their prospects and versatility for different countries. The main purpose of this article is to highlight the main principles, which are incorporated in these projects in relation to the planning structure, building typology and function.
Ключевые слова: градостроительство, «город будущего», технологии, экополис, город-хаб.
Key words: town-planning, 'city of the future', technologies, eco-polis, city-hub.