Научная статья на тему 'Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте'

Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
711
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фролова Анна Александровна

This article reflects the part of future-orientation in the realization personal potentialities in adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considers the problem of personal possibilities

This article reflects the part of future-orientation in the realization personal potentialities in adolescence.

Текст научной работы на тему «Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте»

• Умение подключаться к любой системе мировосприятия: «существуют на свете... такие лица, которые... полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них... закон не писан» [8, с. 252].

• Способность моделировать мысли и переживания человека: «Когда вы вашу ста-тейку-то сочиняли, - ведь уж быть того не может, хе, хе! Чтобы вы сами себя не считали... человеком «необыкновенным» и говорящим НОВОЕ СЛОВО» [8, с. 259].

• Способность к рефлексии: «Кто я?... Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий... кой-что и знающий» [8, с. 452].

• Способность прогнозировать поведение Раскольникова: «Статейку-то я вашу прочел... да и подумал: «Ну, с этим человеком так не пройдет!» [8, с. 444]; «А ну, как я убегу? - как-то странно усмехаясь, спросил Раскольников. - Нет, не убежите... вы страданье надумаетесь принять... в страдании есть идея» [8, с. 453]; «он у меня психологически не убежит» [8, с. 333].

• Притворство, позволяющее скрывать собственные мысли и провоцировать собеседника: «...едва ли тридцатилетний Порфи-рий Петрович действительно как будто вдруг весь состарился: даже голос его поменялся, и как-то весь он скрючился» [8, с. 335].

• Особенно часто студенты отмечают такие качества ума Порфирия Петровича, как аналитичность, синтетичность, гибкость и объективность [8, с. 262, 263].

• Знание психологии человека: «Эту ведь я психологию-то изучил всю на практи-ке-с» [8, с. 339].

Таким образом, составляющие феномена психологической проницательности и присущие личности Порфирия Петровича качества практически идентичны.

Систематическое использование в учебном процессе метода психологического анализа литературных персонажей способствует развитию психологической проницательности у будущих психологов, благодаря которой они начинают более глубоко понимать характеры, чувства, эмоциональные состояния и индивидуально-психологические особенности не только самих литературных персонажей, но и живых реальных людей.

1. Ерастов Н.П. // Проблемы индивидуального психолога. Ярославль, 1975. Вып. 2. С. 36-44.

2. Борисова А.А. Психологическая проницательность. Ярославль, 1997.

3. Зазыкин В.Г. Основы психологической проницательности. М., 1999.

4. Зазыкин В.Г., Коваль Н.А. Психология проницательности. Тамбов, 1999.

5. Корсунский Е.А. // Вопросы психологии. 1985. № 3. С.144-149.

6. Корсунский Е.А., Есманская НЕ. // Программы учебных дисциплин. Воронеж, 2005. С. 222-227.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Л., 1970.

Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

А.А. Фролова

Frolova A.A. Considers the problem of personal possibilities. This article reflects the part of future-orientation in the realization personal potentialities in adolescence.

Любой период жизни ставит перед человеком свои задачи развития, которые требуют для решения новых навыков и другого отношения. Но юношеский возраст становится особенно важным для личности, так

как именно в этом периоде человек осознанно подходит к пониманию себя, своих возможностей. Как отметил А.Н. Леонтьев, отрочество и юность считаются периодом «второго рождения» личности, и в первую

очередь открытия собственного «Я» [1]. Юноша начинает осознавать себя как устойчивый объект отношений со стороны других людей и одновременно выступает как активный субъект деятельности.

Главным новообразованием в мотивационной сфере юношества, по замечанию Л.И. Божович, является выдвижение на первый план мотивов, связанных с жизненными планами, намерениями в будущем, самоопределением [2]. Будущее как мотив деятельности становится достоянием юношеского возраста, оно часто выступает как сознательно поставленная цель, осознаваемый интерес [3-8].

Для юношей характерно расширение временной перспективы сознания, ориентация на далекую перспективу в жизни. Это подтверждается наблюдениями А.С. Макаренко, который отметил, что у юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка [9].

В раннем юношеском возрасте неизбежно возникает проблема формирования идентичности, создания целостного Я [10]. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего, приводя личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями человека, а также помогает определить направление, цели будущей жизни [11, 12]. С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни помогает личности интегрировать и мобилизовать все его возможности, следуя своим задачам [13].

Открытие себя как неповторимой личности в ранней юности связано с открытием социального мира. М.Р. Гинзбург полагает, что в раннем юношеском возрасте личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, т. е. задает социальное самоопределение [14].

И.С. Кон отмечает, что юноши чаще задумываются о своих возможностях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее «Я» лишь как залог будущего, момент становления «Я - человек, но еще не Человек» [15]. Юноша ищет ответы на свои вопросы как внутри себя, так и в окружающем мире, в котором раскрываются его способности, внутренний потенциал. С.Л. Рубинштейн

подчеркивает, что «потенции человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает». Если возможности человека не реализуются, то они глохнут и отмирают. Причем С.Л. Рубинштейн обращает особое внимание на то, что человек не обязательно исчерпает себя в том деле, которое он сделал, в нем сохранятся внутренние силы для новых достижений. При этом С.Л. Рубинштейн отмечает, что в делах человека проявляется и совершенствуется его психическое, духовное развитие [16].

Особенно важным для юношества является выбор сферы трудовой деятельности. Исследования Е.А. Климова показали, что действенность мотивов, связанных с ориентацией юношей на будущее, проявляется в формировании планов профессионального самоопределения [17]. Старшеклассник в профессиональном отношении представляет собой «чистую потенцию». Юноша только начинает выявлять свой потенциал различными способами, подтверждая его наличие, или наоборот, собирает новые данные о своих пока не раскрытых возможностях. Естественным в таком случае является такая организация жизни, в которой регулятором выступают цели, формируемые для себя самим человеком. Сравнение результата с достигнутой целью позволяет либо повышать уровень требований к себе самому и ставить более сложные цели, либо развивать качества, необходимые для достижения еще нереализованных целей [18].

К.А. Абульханова определила механизм активности личности, который включает притязания (личностное выражение потребностей и мотивов), саморегуляцию (возможности самоорганизации) и удовлетворенность-неудовлетворенность (побудитель или блокатор активности). По ее предположению, наличие-отсутствие противоречий между возможностями, желаниями, удовлетворенностью-неудовлетворенностью и ориентацией в своих притязаниях на успех определяет личностный потенциал. По замечанию К.А. Абульхановой, преобладание возможностей над желаниями свидетельствует либо об отсутствии жизненной перспективы, либо о высокой внешней или внутренней ответственности [19].

Е.П. Белинская предлагает рассматривать образ «Я в будущем», включающий в

себя будущую персональную и социальную идентичность субъекта, который понимается как проспективная идентичность. При этом подчеркивается важность недостаточной информации о себе в будущем, именно в этом исследователь видит возможность максимального выигрыша в самоосуществлении человека [20].

Следовательно, образ Я-будущего может дать представление о том, насколько полно будет реализовываться личностный потенциал молодых людей на последующих этапах их жизненного пути.

С этой целью нами было проведено эмпирическое исследование. В нем приняло участие 190 человек в возрасте 17-23 лет.

Мы использовали методику, направленную на изучение личностных возможностей человека и степени их реализации в будущем. Опросник включал 18 пар незаконченных предложений, в которых респондентам предлагалось оценить в первой графе свои возможности, желания (могу, хочу), а в другой графе ими оценивалась те достижения, которые обследуемые хотели добиться в будущем (смогу, сделаю). Кроме того, оценивалась мера выраженности возможностей и степень реализации их в будущем (в полной мере, частично, в малой степени).

На первом этапе эмпирического исследования в результате статистической обработки данных было выявлено, что различия между оценкой собственных возможностей и степенью их реализации несущественны: разница между средними составляет 1,7 (среднее значение сферы возможностей составляет 49,8, а среднее значение сферы предполагаемой реализации 48,1). При этом можно отметить, что испытуемые оценивают свои возможности несколько выше, нежели предполагают возможность их реализации. Можно утверждать, что выборке свойственна тенденция оценивать свой личностный потенциал довольно высоко, но не реализовывать его до конца, не исчерпывать полностью.

Кроме того, анализ данных показывает, что разброс результатов в сфере возможностей меньше, чем в сфере реализации (стандартное отклонение для сферы возможностей и сферы реализации различается примерно на 1,1 (3,57 и 4,67 соответственно)). Данные свидетельствует о том, что большая часть оценок испытуемыми своих возможностей однородна.

Анализ результатов показал, что обследуемые, главным образом, оценивали свой потенциал как присущий им в полной мере. Больший по сравнению со стандартным отклонением сферы возможностей разброс данных относительно сферы «Я смогу» указывает на то, что испытуемые давали разнородные ответы и оценивали степень реализации своего потенциала как в полной мере, так и частично, а также в малой степени.

С целью установления связи между двумя показателями в выборке (представлением о собственных возможностях и представлениями о степени их реализации) использовался параметрический метод расчета коэффициента Браве-Пирсона г. Величина г = 0,567 при р < 0,01 свидетельствует, что существует положительная корреляционная связь между двумя показателями. Это указывает на то, что увеличение одного показателя приведет к возрастанию другого показателя. Таким образом, можно утверждать, что расширение сферы возможностей неизменно повлечет за собой увеличение сферы реализации потенциала.

В результате количественной обработки данных были выделены три группы среди участников исследования. Для первой группы, составляющей примерно 56 %, характерно то, что они не используют полностью свой личностный потенциал в будущем. Определенные возможности они смогут реализовать в полной степени, но большей частью осуществят их только частично.

Для второй группы, составляющей примерно 21 % юношей, свойственно то, что они реализуют свои возможности в той мере, в которой они им присущи.

Для 24 % молодых людей, составляющих третью группу, присуща точка зрения, что в своей жизни добьются больших результатов, нежели позволяют их возможности («Я смогу» превышает «Я могу»).

Следует отметить, что для большинства юношей разница между оценками представлений «Каким я могу быть» и «Каким я буду» не является существенной. В то же время для 23,1 % респондентов из первой группы разница между субъективной оценкой себя и дальнейшей реализацией своих возможностей существенна: при довольно высокой оценке своих возможностей им свойственно стремление актуализировать свои возможности частично.

Для 12,5 % молодых людей из третьей группы характерно существенное различие между оценкой своих возможностей и их реализацией: при скромной оценке своих возможностей они предполагают в полной мере реализовать желаемые представления о будущем.

Таким образом, определенная часть молодых людей оценивает свои возможности довольно высоко и стремится реализовать их в полной мере. Таким юношам свойственно оптимистическое отношение к собственным возможностям и их реализации, что, скорее всего, является следствием юношеского максимализма. Другие молодые люди оценивают свои возможности в полной мере и частично, что свидетельствует об адекватной оценке себя, своего потенциала, четком представлении о себе в будущем. Четверть молодых людей оценивает свои возможности как присущие им только в частичной степени, полагают, что обладают средними способностями. Это может быть следствием как высокой критичности по отношению к себе, так и недостаточной веры в свои силы, низкой самооценки.

Для некоторых участников исследования были свойственны убеждения о том, что они будут успешны в будущем, несмотря на то, что свои способности они оценивают как недостаточные для планируемой реализации. Для этих юношей характерно довольно наивное представление о жизни, свойственна неадекватная оценка своих возможностей, что может являться результатом недостаточно четкого понимания способов реализации поставленных целей, недостаточного опыта для решения проблем, желания уйти от них.

На втором этапе эмпирического исследования рассматривалось качественное содержание ответов участников исследования. Можно выделить несколько направлений, отражающих предполагаемые сферы возможностей и сферы предполагаемой реализации. Внимание молодых людей концентрируется на образовании, самосовершенствовании, выборе профессиональной деятельности, социальном признании, установлении оптимальных межличностных отношений, спортивных достижениях, семейных ценностях, получении новых навыков. Также выявилась тенденция к достижению материального благополучия, приобретению матери-

альных ценностей. Кроме того, можно отметить высказывания, направленные на желание принести пользу стране и обществу (27 %). Юноши упоминали о службе в Вооруженных силах (45 %). Помимо этого, молодые люди озабочены развитием своих внутренних качеств, преодолением собственных недостатков, приобретением положительных качеств и др.

В графе «Каким я могу быть» испытуемые указали на представления о себе, своих качествах, мотивах и целях деятельности.

В сфере личностных возможностей опрашиваемые, прежде всего, отметили возможности в профессиональной области, которую для себя выбрали. Довольно часто они упоминали важность для них межличностного общения, включающего любовь, эмоциональные привязанности, семейные, родительские, дружеские и иные чувства.

Особый акцент юноши сделали на личностный аспект (73,6 % молодых людей). Были отмечены качества, которые входят в личностные возможности опрашиваемых, например, волевые («ответственность», «самообладание», «самоконтроль»), нравственные («открытость», «честность»); деловые («амбициозность», «трудолюбие», «добросовестность», «работоспособность»), коммуникативные («дружелюбие», «общительность», «добродушие», «обаяние»), склонность к научному мышлению («склонность к различным отраслям наук», «сообразительность», «практический склад ума», «высокое умственное развитие»).

Большое значение имели такие качества, как «рационализм», «умение ставить задачи», «гибкость», «умение контролировать свои эмоции», «умение отстаивать свои интересы» (54 % юношей). Одним из главных стремлений является тяга к независимости, свободолюбие.

Кроме того, молодые люди отмечали, что обладают «способностью и стремлением активно преодолевать различные трудности», «умением переступить через свои слабости», а также «выносливостью», «хладнокровием», «терпеливостью», «выдержкой». Опраши-

ваемые отмечали важность для них способности к саморегуляции, самоконтролю (31 % молодых людей).

Помимо этого была выявлена направленность на самосовершенствование (71,1 %).

Молодые люди стремятся к прогрессу, саморазвитию, намерены работать над собой, преодолевать недостатки, стремятся к «совершенству духа». Только 3 % участников исследования выразили стремление сохранить неизменными свои личностные качества. Для них выражена тенденция к стабильности собственной идентичности.

Для 22,7 % опрошенных свойственна альтруистическая направленность, выраженная в ответах типа: «оказать помощь другим людям», «сделать других счастливыми»,

«приносить пользу обществу и себе», «желание хотя бы часть мира сделать счастливее».

Около 60 % молодых людей отметили свои способности к обучению, возможности учиться, развиваться, стремление овладеть новыми знаниями. Многие намереваются закончить вуз с красным дипломом (20 %). Примерно 10 % юношей решили продолжить обучение и получить второе высшее образование, около 11 % приняли решение поступать в аспирантуру. У некоторых респондентов (среди студентов) уже есть навыки работы по специальности, обращения с техникой, электроникой.

38,1 % опрошенных выделили качества, позволяющие завоевать авторитет и уважение окружающих. Многих молодых людей привлекает возможность стать известными, они стремятся в будущем занять высокое положение в обществе, завоевать авторитет среди окружающих. Не менее важна для них успешная социальная адаптация. Около 45 % молодых людей отмечают, что соблюдают законы и правила, принятые в обществе, стараются жить по «совести и справедливости».

Чуть более 24 % молодых людей присуще умение жить в гармонии с окружающими людьми и самим собой. Для большинства других характерно стремление к активной жизненной позиции, т. е. желание прожить долгую насыщенную жизнь. Важны такие качества, как динамичность, активный образ жизни. Сильно выражено стремление жить достойно, ярко, успешно (62 %).

Более половины обследуемых (55,7 %) считают, что обладают большим творческим потенциалом. Среди молодых людей 40 % опрошенных в самоописаниях указали на свои индивидуальные возможности и способности, выделяющие их среди других (музыкальные, артистические, художественные,

литературные). Около 30 % оценили свои возможности как средние.

Примерно 24,2 % молодых людей, зная, что у них есть возможности в других непрофессиональных сферах, развивают их, но не в полной мере, как свои возможности в профессии, а частично. Эта деятельность переходит в разряд хобби.

Часто молодые люди в самоотчетах писали, что стремятся стать положительными людьми. Это отмечено многими исследователями, в частности, И.С. Кон полагал, что тяга к положительному образу «Я» является результатом предпочтения высокого самоуважения низкому.

Приблизительно 45,2 % юношей отметили у себя качества, необходимые для того, чтобы быть хорошим другом. Они отметили наличие вокруг них любящих и уважающих их людей (хорошие друзья, родители, преподаватели). В семейных отношениях 52,6 % опрошенных полагают, что могут стать хорошим семьянином, способны сделать счастливыми своих близких.

Помимо вышеперечисленных особенностей в сфере присущих возможностей 25,2 % молодых людей отмечают хорошие физические данные (природная ловкость, сила), достигнутые спортивные результаты (победы на соревнованиях, достижение определенных спортивных титулов), 13,6 % юношей отмечают хорошее здоровье.

В большинстве случаев испытуемые предполагают раскрыть свой потенциал в тех сферах, которые они для себя выделили.

Сфера «Я каким могу быть» в большинстве случаев полностью соответствует графе «Каким я смогу быть», противоречия здесь незначительны. Тем не менее, можно выделить те сферы, в которых юноши обладают возможностями, но не упоминают о них в сфере реализации, в частности, к ним относятся «здоровье», «знание иностранных языков». Скорее всего, эти показатели для молодых людей являются ресурсами, которые в дальнейшем станут средством для реализации возможностей в других сферах. Так, например, знание иностранных языков станет необходимым в таких сферах реализации, как стажировка за границей, получение престижной работы.

Можно проследить и другую тенденцию. Например, стремление продвигаться по слу-

жебной лестнице характерно для 5 % опрошенных, в то время как уже 11 % молодых людей отмечают, что обязательно успешно сделают карьеру. Это может являться следствием того, что на данный момент для молодых людей карьера не является приоритетным мотивом, в то же время, они полагают, что в будущем карьера может выйти на первый план. Мотив карьеры отдвигается в далекую перспективу и на данный момент не является значимым для испытуемых.

Около 61,8 % молодых людей уверены, что их возможности позволят им добиться собственного благополучия, успеха в жизни. Среди обследуемых 62,4 % отмечают наличие некоторого имущества, материальных благ, которые уже имеют, а также полагают, что могут приобрести желаемые материальные блага. Около 59 % опрошенных упомянули о том, что добьются материального благополучия.

Более трети юношей полагают, что их возможности позволят им устроиться на работу, в том числе высокооплачиваемую, достигнуть в работе успеха. Для отдельных молодых людей, составляющих примерно 16,8 %, сферой их деятельности станет бизнес, где они планируют реализовать такие свои возможности, как «деловая хватка», «умение руководить другими людьми», «организаторские способности» и т. д.

Проведенное исследование показало, что для юношей характерно стремление реализовать свои возможности, причем при расширении, обогащении сферы возможностей неизменно возрастает и их реализация, что свидетельствует о преобладающем активном образе жизни молодых людей.

Многие из них стремятся реализовать свой потенциал лишь частично, что является следствием их веры в то, что их возможности безграничны, другие молодые люди стремятся реализовать свой потенциал в той степени, в которой он им присущ, третьи обладают нереалистической картиной своего будущего -предполагают успешно реализоваться в будущем, несмотря на недостаточные для этого возможности, что может являться следствием общей незрелости, несформированности самосознания.

Для большинства испытуемых представления о своих возможностях и о степени их реализации является характерными для юношеского возраста. Они продемонстриро-

вали достаточную сформированность представлений о собственном Я, реализовали ряд своих способностей и возможностей, свойственных данному возрасту.

Содержательная наполненность образов «Я могу» и «Я смогу» является типичной для общества, в котором воспитываются молодые люди, что распространяется на учебу в вузе, работу, семью. Среди многих участников исследования отмечается стремление к развитию воли, самостоятельности, саморегуляции. Молодые люди отмечают важность для них установления и поддержания межличностных контактов, обогащения связей с миром. Преобладающее большинство ответственно относятся к обществу, хотели бы сделать что-то полезное на благо своей страны.

Проведенное исследование показало, что современные молодые люди с высоким уровнем осознанности своего потенциала, знающие свои возможности, имеют более сформированные представления о своем будущем, адекватнее оценивают степень реализации своих способностей в отличие от юношей с невысокой степенью осознанности своих возможностей.

Некоторые молодые люди недостаточно осознают способы и сферы реализации своего потенциала в будущем, имеют довольно нереалистичное представление о нем, что, скорее всего, является следствием инфантильности поведения и социальных ориентаций, тенденцией к потребительскому отношению к жизни (отрицание проблем, желание уклониться от их решения и т. п.).

Выявленные особенности формирования представлений о будущем свидетельствуют о том, что большинство юношей осознают себя в будущем соответственно возрастному периоду, строят свою жизнь в соответствии с нормами и стереотипами, сложившимися в обществе. Проведенное исследование позволило прийти к выводу о том, что представления о будущем играют важную и неоднозначную роль в реализации личностных возможностей у юношей. Показано, что ориентация на будущее, традиционно считающаяся одной из первостепенных характеристик юношеского возраста, имеет неоднородный характер.

1. Леонтьев А.Н. // Психология личности. Тексты / отв. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. М., 1982. С. 152.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967. С. 418.

3. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 1998.

4. Головаха Е.И Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

5. Ковалев В. И. // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179-185.

6. ТолстыхН.Н. // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 79-86.

7. Яничев П.И. // Наш проблемный подросток / отв. ред. Л.А. Регуш. СПб., 1999. С. 50-60.

8. Nuttin J. Future time Perspectives and Motivation. 1985.

9. Макаренко A.C. Собр. соч.: в 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 75.

10. КрайгГ. Психология развития. СПб., 2002. С. 19.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

12. Waterman A.S. // New Directions for Child Development. 1985. V. 50. P. 483-494.

13. Обуховский К // Психология формирования развития личности. М, 1981. С. 45-67.

14. Гинзбург М.Р. // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

15. Кон ИС. В поисках себя. М, 1984.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2006. С. 640.

17. Климов Е.А. Путь в профессию. Л, 1974.

18. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб, 2003. С. 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Абулъханова КА. Стратегия жизни. М, 1991.

20. Белинская Е.П. // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.

Поступила в редакцию 11.09.2006 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕНЩИН-БЕЗРАБОТНЫХ

О.Б. Завалишина

Zavalishina O.E. Psychological peculiarities of unemployed women’s professional self-determination. The article deals with the problem of individual’s professional self-determination from the point of changing the profession as the continuation of their professional activity. Professional self-determination of unemployed women from the point of gender is characterized as a contradiction between biologically and socially determined development tendencies inside the personality. The author defines the psychological features of gender difference: gender identity, professional orientation to the definite type of activity, individual’s values in their work and family life, style peculiarities of behaviour self-regulation, cognitive peculiarities of decision-making.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так, говорят о самоопределении личности социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном.

С точки зрения социологического подхода, самоопределение личности характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни; виды самоопределения соответствуют видам этих структур и сфер жизни. На основе этого критерия большая часть имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено. Ис-

следования В.Н. Шубкина, В.В. Водзинской, М.Х. Титмы, Т.И. Заславской, В.А. Ядова и других посвящены изучению влияния престижа и привлекательности профессии на выбор субъекта деятельности.

Социально-экономический аспект предусматривал постановку проблемы выбора профессии с точки зрения потребностей общества и выработку соответствующих механизмов рационального распределения (как было принято в условиях плановой экономики) трудовых ресурсов, которые исследовались в работах отечественных социологов (В.Л. Оссовский, В.И. Паниотто, М.Н. Рут-кевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.