Научная статья на тему 'Представления младших школьников о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми'

Представления младших школьников о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ / RELATIONSHIPS BETWEEN ADULTS AND CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубь А. А.

В статье представлены результаты исследования представлений о содержание взаимоотношений между взрослыми и детьми, характерных для современных младших школьников. В исследование был применен интерпретативный апперцептивный тест «Взрослые и дети». Выборка составила 79 человек, младшие школьники в возрасте 8-9 лет. Результаты исследования показали, что 70% детей имеют неблагоприятное представление о взаимоотношение взрослых и детей, 30 % благоприятное представление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of the young schoolchildren on the content of the relationship between adults and children

The article presents the results of research on the concept of the content of relationships between adults and children, characteristic of younger schoolchildren: an unfavorable view prevails. The study was applied interpretative apperceptive test "Adults and children." The sample was 79 people, junior schoolchildren aged 8-9 years.

Текст научной работы на тему «Представления младших школьников о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми»

Представления младших школьников о содержании взаимоотношений между

взрослыми и детьми

Representations of the young schoolchildren on the content of the relationship between adults

and children

Голубь А.А.

Студент 5 курса, Институт гуманитарного образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск e-mail: golub.yana@bk.ru

Golub' A.A.

A fifth-year student, Institute of Humanities Education, Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov,

Russia, Magnitogorsk e-mail: golub.yana@bk.ru

Научный руководитель Шулева Е.И

кандидат педагогических наук, доцент ВАК, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

Россия, г. Магнитогорск e-mail: lizunova07@rambler.ru

Scientific adviser Shuleva E.I.

candidate of pedagogical sciences, associate professor of VAK, Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov,

Russia, Magnitogorsk e-mail: lizunova07@rambler.ru

Аннотация.

В статье представлены результаты исследования представлений о содержание взаимоотношений между взрослыми и детьми, характерных для современных младших школьников. В исследование был применен интерпретативный апперцептивный тест «Взрослые и дети». Выборка составила 79 человек, младшие школьники в возрасте 8-9 лет. Результаты исследования показали, что 70% детей имеют неблагоприятное представление о взаимоотношение взрослых и детей, 30 % - благоприятное представление.

Annotation.

The article presents the results of research on the concept of the content of relationships between adults and children, characteristic of younger schoolchildren: an unfavorable view prevails. The study was applied interpretative apperceptive test "Adults and children." The sample was 79 people, junior schoolchildren aged 8-9 years.

Ключевые слова: младшие школьники, взаимоотношения, взрослые и дети.

Keywords: younger schoolchildren, relationships between adults and children.

Взаимодействие между взрослыми и детьми, содержание, характер и особенности этих отношений, вызывают интерес у исследователей в разных сферах науки: психологии, педагогике, социологии и др. В отечественной психологии огромное внимание уделялось вопросу отношений между взрослыми и детьми, как необходимое условие и источник психического развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.)

Современное общество и современные люди изменяются под воздействием социальной, экономической, культурной среды. Эти изменения, которые накладывают отпечаток на психологическое и физическое состояние

людей, влияют на детей, младших школьников в частности. Различные исследования психологических особенностей младших школьников, проводимые в последнее время, указывают на изменения психических свойств современных детей в сравнении с детьми, родившимися в конце XX века. Актуальным представляется изучение взаимоотношений между взрослыми и детьми в современном обществе, как одного из условий, определяющих темп и результативность психического развития младшего школьника.

Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст имеет границы с 6,5-7 до 9-10 лет, и совпадает с обучением ребенка в начальной школе [10]. С поступлением в школу социальный статус ребенка меняется, он становится учеником. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность [11].

Успешность учебной деятельности детей постоянно оценивается взрослыми, она является не только критерием успешности или неспешности обучения ребенка, но и критерием, относительно которого ребенок воспринимает самого себя [5]. В этом оценивании зачастую протекают все взаимоотношения между взрослыми детьми. Качество полученных оценок от взрослых определяет отношение самого ребенка к себе и к окружающим людям.

В различных психологических исследованиях используются интерпретативные проективные методики, вскрывающие не осознаваемые мотивы испытуемого, значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. Суть таких методик заключается в том, что испытуемому предлагается составить краткий рассказ по предлагаемым картинкам. Испытуемый, описывая предлагаемую картинку, не подозревает, что он описывает свои внутренние субъективные переживания, поэтому не старается защитить и скрыть их.

С целью изучения представлений о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми, характерных для современных младших школьников, было проведено исследование с помощью апперцептивного теста «Взрослые и дети» [9, с. 12]. Выборка составила 79 человек, из них - 36 девочек и 44 мальчика. Возраст участников эксперимента 8 - 9 лет.

Детям было предложено рассмотреть 10 картинок с изображением взрослых и детей, и ответить на вопрос: «Что делают и чувствуют, о чем думают и говорят эти люди?».

Полученные ответы были отнесены к нескольким категориям: ответы положительного типа, ответы отрицательного типа, нейтральные высказывания. После обработки полученных данных, было сделано заключение по каждому респонденту: благоприятный или неблагоприятный результат. Результаты исследования, полученные по общей группе испытуемых, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми младших школьников в

общей группе

70%

30%

□ Благоприятный результат □ Неблагоприятный результат

В исследуемой группе младших школьников неблагоприятное представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми преобладает, оно составило 70%, благоприятное представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми составило 30%.

Анализируя результаты исследования по половому признаку, мы получили следующие данные: в группе девочек благоприятный результат у 41,67%, неблагоприятный результат у 58,33%. В группе мальчиков: благоприятный результат у 20,45%, неблагоприятный результат у 79,55%. Наглядно результаты представлены на рисунке 2.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

41,67%

20,45%

79,55%

58,33%

□ Девочки

□ Мальчики

Благоприятный результат

Неблагоприятный результат

Рисунок 2 - Представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми младших школьников среди мальчиков и девочек

Благоприятные результаты преобладают в группе девочек, неблагоприятные результаты преобладают в группе мальчиков. Это может быть обусловлено тем, что девочки более успешно мальчиков принимают нормы и правила отношений сначала в семье, а потом в социуме, выстраивая более успешные отношения с взрослыми.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что для большинства девочек и мальчиков исследуемой группы взаимоотношения между взрослыми и детьми представляются неблагоприятно, содержат отчужденность, конфликт или угрозу со стороны взрослого. Взрослые и дети не сотрудничают, стремятся к противоположным целям, взрослый наказывает или грозит наказанием, подавляя волю ребенка. Учебная деятельность на фоне такого неблагоприятного восприятия затрудняется, становится менее успешной, нарушается контакт с учителем.

Результаты данного исследования обращают внимание на нарушение связи между взрослыми и детьми, на этическую, нравственную проблему передачи культуры детям, носителями которой являются взрослые.

В современном мире школьник попадает в ситуацию жесткого контроля со стороны взрослых, которые предъявляют требования и оценивают все действия ребенка. Дети, вынужденные постоянно соответствовать ожиданиям и амбициям взрослых людей, лишенные необходимой им эмоциональной составляющей общения, взаимоотношения между взрослыми и детьми воспринимают неблагоприятно. Позиция взрослого по отношению к ребенку неравноправна, дети находятся в зависимости от оценок взрослых. В таких неравных отношениях ребенок отдаляется от мира взрослых, теряет оптимизм и веру в себя, перестает доверять взрослому.

Полученные данные могут быть использованы в исследованиях, посвящённых изучению образа мира младшего школьника, в практической работе психологов и педагогов для установления доверительного контакта

и для организации плодотворной роботы с данной возрастной группой, учитываться для улучшения процесса обучения и воспитания младших школьников.

Список используемой литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Спб.: 2009. -

398 с.

2. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений // Человек и образование. 2011. №1. С.69-73.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982— 1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — С. 376-385.

4. Жигалик М.А. Об особенностях детско-взрослых взаимодействий в трудных жизненных ситуациях // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96). С. 42-44.

5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

6. Неупокоева Н.М. Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками // Психология формирования личности и проблемы воспитания.-М., 1980.

7. Смирнова А.Е. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. -1996. -№6. -С.76-87.

8. Швецова М.Н. Взаимоотношения младшего школьника с миром взрослых // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С. 35-38.

9. Шулева Е.И. Психологическое сопровождение процесса становления гуманистического мировоззрения личности в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие/ Сост. Е.И. Шулева. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 81 с.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4, С. 6-20.

11. ЭльконинД.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. - М., 1989. - С. 223232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.