Представления младших школьников о содержании взаимоотношений между
взрослыми и детьми
Representations of the young schoolchildren on the content of the relationship between adults
and children
Голубь А.А.
Студент 5 курса, Институт гуманитарного образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия, г. Магнитогорск e-mail: golub.yana@bk.ru
Golub' A.A.
A fifth-year student, Institute of Humanities Education, Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk e-mail: golub.yana@bk.ru
Научный руководитель Шулева Е.И
кандидат педагогических наук, доцент ВАК, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,
Россия, г. Магнитогорск e-mail: lizunova07@rambler.ru
Scientific adviser Shuleva E.I.
candidate of pedagogical sciences, associate professor of VAK, Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk e-mail: lizunova07@rambler.ru
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования представлений о содержание взаимоотношений между взрослыми и детьми, характерных для современных младших школьников. В исследование был применен интерпретативный апперцептивный тест «Взрослые и дети». Выборка составила 79 человек, младшие школьники в возрасте 8-9 лет. Результаты исследования показали, что 70% детей имеют неблагоприятное представление о взаимоотношение взрослых и детей, 30 % - благоприятное представление.
Annotation.
The article presents the results of research on the concept of the content of relationships between adults and children, characteristic of younger schoolchildren: an unfavorable view prevails. The study was applied interpretative apperceptive test "Adults and children." The sample was 79 people, junior schoolchildren aged 8-9 years.
Ключевые слова: младшие школьники, взаимоотношения, взрослые и дети.
Keywords: younger schoolchildren, relationships between adults and children.
Взаимодействие между взрослыми и детьми, содержание, характер и особенности этих отношений, вызывают интерес у исследователей в разных сферах науки: психологии, педагогике, социологии и др. В отечественной психологии огромное внимание уделялось вопросу отношений между взрослыми и детьми, как необходимое условие и источник психического развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.)
Современное общество и современные люди изменяются под воздействием социальной, экономической, культурной среды. Эти изменения, которые накладывают отпечаток на психологическое и физическое состояние
людей, влияют на детей, младших школьников в частности. Различные исследования психологических особенностей младших школьников, проводимые в последнее время, указывают на изменения психических свойств современных детей в сравнении с детьми, родившимися в конце XX века. Актуальным представляется изучение взаимоотношений между взрослыми и детьми в современном обществе, как одного из условий, определяющих темп и результативность психического развития младшего школьника.
Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст имеет границы с 6,5-7 до 9-10 лет, и совпадает с обучением ребенка в начальной школе [10]. С поступлением в школу социальный статус ребенка меняется, он становится учеником. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность [11].
Успешность учебной деятельности детей постоянно оценивается взрослыми, она является не только критерием успешности или неспешности обучения ребенка, но и критерием, относительно которого ребенок воспринимает самого себя [5]. В этом оценивании зачастую протекают все взаимоотношения между взрослыми детьми. Качество полученных оценок от взрослых определяет отношение самого ребенка к себе и к окружающим людям.
В различных психологических исследованиях используются интерпретативные проективные методики, вскрывающие не осознаваемые мотивы испытуемого, значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. Суть таких методик заключается в том, что испытуемому предлагается составить краткий рассказ по предлагаемым картинкам. Испытуемый, описывая предлагаемую картинку, не подозревает, что он описывает свои внутренние субъективные переживания, поэтому не старается защитить и скрыть их.
С целью изучения представлений о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми, характерных для современных младших школьников, было проведено исследование с помощью апперцептивного теста «Взрослые и дети» [9, с. 12]. Выборка составила 79 человек, из них - 36 девочек и 44 мальчика. Возраст участников эксперимента 8 - 9 лет.
Детям было предложено рассмотреть 10 картинок с изображением взрослых и детей, и ответить на вопрос: «Что делают и чувствуют, о чем думают и говорят эти люди?».
Полученные ответы были отнесены к нескольким категориям: ответы положительного типа, ответы отрицательного типа, нейтральные высказывания. После обработки полученных данных, было сделано заключение по каждому респонденту: благоприятный или неблагоприятный результат. Результаты исследования, полученные по общей группе испытуемых, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми младших школьников в
общей группе
70%
30%
□ Благоприятный результат □ Неблагоприятный результат
В исследуемой группе младших школьников неблагоприятное представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми преобладает, оно составило 70%, благоприятное представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми составило 30%.
Анализируя результаты исследования по половому признаку, мы получили следующие данные: в группе девочек благоприятный результат у 41,67%, неблагоприятный результат у 58,33%. В группе мальчиков: благоприятный результат у 20,45%, неблагоприятный результат у 79,55%. Наглядно результаты представлены на рисунке 2.
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
41,67%
20,45%
79,55%
58,33%
□ Девочки
□ Мальчики
Благоприятный результат
Неблагоприятный результат
Рисунок 2 - Представление о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми младших школьников среди мальчиков и девочек
Благоприятные результаты преобладают в группе девочек, неблагоприятные результаты преобладают в группе мальчиков. Это может быть обусловлено тем, что девочки более успешно мальчиков принимают нормы и правила отношений сначала в семье, а потом в социуме, выстраивая более успешные отношения с взрослыми.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что для большинства девочек и мальчиков исследуемой группы взаимоотношения между взрослыми и детьми представляются неблагоприятно, содержат отчужденность, конфликт или угрозу со стороны взрослого. Взрослые и дети не сотрудничают, стремятся к противоположным целям, взрослый наказывает или грозит наказанием, подавляя волю ребенка. Учебная деятельность на фоне такого неблагоприятного восприятия затрудняется, становится менее успешной, нарушается контакт с учителем.
Результаты данного исследования обращают внимание на нарушение связи между взрослыми и детьми, на этическую, нравственную проблему передачи культуры детям, носителями которой являются взрослые.
В современном мире школьник попадает в ситуацию жесткого контроля со стороны взрослых, которые предъявляют требования и оценивают все действия ребенка. Дети, вынужденные постоянно соответствовать ожиданиям и амбициям взрослых людей, лишенные необходимой им эмоциональной составляющей общения, взаимоотношения между взрослыми и детьми воспринимают неблагоприятно. Позиция взрослого по отношению к ребенку неравноправна, дети находятся в зависимости от оценок взрослых. В таких неравных отношениях ребенок отдаляется от мира взрослых, теряет оптимизм и веру в себя, перестает доверять взрослому.
Полученные данные могут быть использованы в исследованиях, посвящённых изучению образа мира младшего школьника, в практической работе психологов и педагогов для установления доверительного контакта
и для организации плодотворной роботы с данной возрастной группой, учитываться для улучшения процесса обучения и воспитания младших школьников.
Список используемой литературы:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Спб.: 2009. -
398 с.
2. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений // Человек и образование. 2011. №1. С.69-73.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982— 1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — С. 376-385.
4. Жигалик М.А. Об особенностях детско-взрослых взаимодействий в трудных жизненных ситуациях // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. № 5 (96). С. 42-44.
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
6. Неупокоева Н.М. Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками // Психология формирования личности и проблемы воспитания.-М., 1980.
7. Смирнова А.Е. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. -1996. -№6. -С.76-87.
8. Швецова М.Н. Взаимоотношения младшего школьника с миром взрослых // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 2. С. 35-38.
9. Шулева Е.И. Психологическое сопровождение процесса становления гуманистического мировоззрения личности в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие/ Сост. Е.И. Шулева. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 81 с.
10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4, С. 6-20.
11. ЭльконинД.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. - М., 1989. - С. 223232.