Научная статья на тему 'Особенности мотивации обучения у младших школьников'

Особенности мотивации обучения у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
738
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION OF TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ И НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SECURITY AND INSECURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ускова Екатерина Сергеевна

Рассматривается проблема мотивации к познавательной и учебной деятельности младших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования мотивации обучения младших школьников в зависимости от переживания защищенности или незащищенности образовательной среды. Выявлено, что защищенные младшие школьники чувствуют себя безопасно в среде от различных угроз, ориентированы на познавательную деятельность, для них характерен более высокий уровень мотивации обучения, а незащищенные совсем иначе, подвержены возникновению сложностей в овладении учебными программами, взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и снижению работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ускова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации обучения у младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ Ускова Е.С. Email: Uskova17102@scientifictext.ru

Ускова Екатерина Сергеевна - магистрант, кафедра научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, направление программы: психология безопасности в образовании, Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: рассматривается проблема мотивации к познавательной и учебной деятельности младших школьников. Представлены результаты эмпирического исследования мотивации обучения младших школьников в зависимости от переживания защищенности или незащищенности образовательной среды. Выявлено, что защищенные младшие школьники чувствуют себя безопасно в среде от различных угроз, ориентированы на познавательную деятельность, для них характерен более высокий уровень мотивации обучения, а незащищенные совсем иначе, подвержены возникновению сложностей в овладении учебными программами, взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и снижению работоспособности.

Ключевые слова: мотивация обучения, психологическая безопасность образовательной среды, психологическая защищенность и незащищенность.

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF EDUCATION FOR JUNIOR

SCHOOLCHILDREN Uskova E.S.

Uskova Ekaterina Sergeevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SCIENTIFIC FUNDAMENTALS OF EXTREME PSYCHOLOGY,

FACULTY OF EXTREME PSYCHOLOGY, THE FOCUS OF THE PROGRAM: PSYCHOLOGY OF SECURITY IN EDUCATION, MOSCOW CITY PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the problem of motivation to cognitive and educational activity of younger schoolchildren is considered. The results of an empirical study of the motivation for teaching younger schoolchildren are presented, depending on the experience of protection or the insecurity of the educational environment. It is revealed that the protected younger schoolchildren feel safe in the environment from various threats, are oriented to cognitive activity, they have a higher level of motivation for learning, and those who are not protected in quite different ways are prone to difficulties in mastering educational programs, relationships with peers, teachers and reducing efficiency. Keywords: motivation of training, psychological security of the educational environment, psychological security and insecurity.

УДК 373

Младший школьный возраст - очень сложный и фундаментально-важный период в жизни школьников и их родителей. Именно на данном этапе происходит формирование мотивации к познавательной и учебной деятельности. Начальная школа закладывает дальнейшее успешное развитие и становление личности ребенка, и от того, насколько обеспечена безопасность образовательной среды образовательных учреждений, зависит мотивация обучения и успешное освоение учебных программ.

Формирование мотивации к обучению у школьников - это одна из наиболее важных психолого-педагогических задач начального образования. Условия современного социального мировоззрения настоятельно требуют подготовки активного человека, мотивированного на успех и умеющего самостоятельно устраивать свою жизнь. Достижение этой цели требует формирования у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний в течение всей жизни (lifelong learning) [1, с. 73]. Однако развитие школьников в процессе обучения, интересы родителей и педагогов оказываются разнонаправленными. У педагогов более выражены требования к получению знаний, результату обучения, развитию способностей обучающихся. Требования родителей ограничиваются психологическим комфортом пребывания ребенка в школе, воспитанием самостоятельности, дисциплинированности и развитию коммуникативных навыков [2, с. 358].

Несмотря на разные целеполагания всех участников образовательного процесса, основная задача начальной школой, состоит в том, чтобы мотивировать обучающихся на учебную деятельность, воспитать у них широкие познавательные потребности и интерес к знаниям, к процессу дальнейшего обучения. Для успешного начала обучения важно наличие положительной мотивации, ведь младший школьный возраст - именно тот период, который закладывает желание к познавательному учению. «Овладение учебной деятельностью существенно изменяет мотивы действий и поступков ребенка, открывает новые возможности развития, познавательных и нравственных сил, произвольного поведения» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

«Проблему мотивации обучения школьников исследовали многие отечественные психологи и педагогики, такие как (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.)» вот и сегодня проблема мотивации обучения исследуется, чтобы было возможным нормальное развитие личности.

Итак, цель нашего исследования состояла в определении особенностей мотивации обучения младших школьников, в зависимости от уровня психологической безопасности образовательной среды. В исследовании приняли участие 45 первоклассников образовательной организации г. Балашиха Московской области.

Для выявления уровня психологической безопасности учащихся нами была использована методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы». В соответствии с теоретическими положениями уровень психологической безопасности складывается из двух параметров: защищенность от психологического насилия и удовлетворенность средой [4, 10.05.2017]. Результаты по данным шкалам служили основанием для разделения испытуемых на группы, которые были названы «защищенные» и «незащищенные». Выявлено, что у 57,6% обучающихся преобладает более высокий уровень психологической безопасности (группа «защищенные»), а у 42,4% проявляется более низкий уровень (группа «незащищенные»).

Группа защищенных учащихся характеризуется удовлетворенностью значимыми характеристиками образовательной среды и защищенностью от психологического насилия. К значимым характеристикам образовательной среды относится взаимоотношения с учителя и одноклассниками, возможность получить помощь и высказать свое мнение, проявить инициативу, право на уважительное отношение к себе, на неприкосновенность личного достоинства, а также учет личных проблем и трудностей. Все это свидетельствует о наличии уважительных и доверительных (положительных) отношений между участниками образовательного процесса, о соблюдении прав учеников, о возможности проявлять свою инициативу и активность.

Группа незащищенных учащихся характеризуется неудовлетворенностью образовательной среды - не образовательным учреждением как таковым, а сложностями в личностных взаимоотношениях среди сверстников, слабой дошкольной подготовкой, отсутствием системности и наличием трудностей в выполнении заданий и требований учителя.

Показатель незащищенности от психологического насилия, подразумевает, чувство уязвимости в процессе общения, наличие принуждения и давления. Психологическая незащищенность обуславливается слабыми личными ресурсами сопротивляемости, либо вовсе их отсутствием к негативному воздействию, что может способствовать снижению работоспособности учащихся или полной потери способности к обучению.

Таблица 1. Средние показатели результатов сформированности школьной мотивации у «защищенных» и «незащищенных» учащихся

Средний показатель по выборке у «защищенных» и «незащищенных» учащихся «Защищенные» «Незащищенные»

Высокая мотивация 16,19±11,23 4,59±2,27

Средняя 21,4±3,9 17,56±12,27

Низкая мотивация 16,28±13,59 19,50±17,03

Высокое стандартное отклонение свидетельствует о значительном разбросе результатов.

Данные результаты говорят нам об общей несформированности мотивации у младших школьников, однако, у «незащищенных» обучающихся мотивация гораздо ниже, чем у «защищенных». Как уже было сказано ранее, у большинства школьников мотивация обучения присутствует, но носит неустойчивый характер [3, с. 32]. Данные различия, могут объясняться

тем, что защищенные младшие школьники чувствуют себя безопасно в среде от различных угроз, следовательно, они более ориентированы на познавательную деятельность.

Установлено, что в целом первоклассники имеют средний уровень мотивации к обучению. Низкий уровень мотивации выявлен у 15% испытуемых. Уровень внутренней мотивации еще не достаточно развит. Преобладают игровые мотивы к обучению и приобщению к школьной жизни. Проведённое исследование выявило наличие группы с отсутствием мотивации к обучению (около 30% от общего количества учащихся), демонстрирующих низкий и даже отрицательный уровень мотивации и именно они входят в группу «незащищенных» детей.

Для незащищённых детей характерна неуверенность в себе, напряженность, нерешительностью, тревожность, замкнутость и отстраненность от окружающих. Во взаимодействие с окружающими они испытывают трудности, так как изначально боятся что-то сделать, или сказать не так. На малейшие неудачи, замечания или ошибки они реагируют повышенным чувством вины.

Полученные результаты демонстрируют, что обучающиеся с низкой мотивацией обучения нуждаются в системно организованной психологической помощи по формированию у них мотивации обучения, устойчивому эмоциональному поведению, возникновению интереса к учёбе, выстраиванию дружеских отношений в коллективе, а также изменению отношения к психологической безопасности образовательной среды.

Список литературы / References

1. Беляева П.И. Психологическая безопасность школьника как психическое состояние / П.И. Беляева // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология, 2011. № 64. С. 73-76.

2. Литвинова А.В. Социализация личности на микроуровне детерминации //Социальная психология. Москва: Издательство Юрайт, 2015. 442 с.

3. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие. Москва: Фолиум, 1999. 32 с.

4. Баева И.А. Психологические ресурсы защищённости студентов как показатель психологической безопасности личности. [Электронный ресурс]: Н.Н. Баев, И.А. Баева // Психологическая наука и образование psyedu.ru., 2013. № 1. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59061/ (дата обращения: 26.05.2017).

5. Баева И.А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе / И.А. Баева // Известие Российского государственного университета им. А.И. Герцена, 2013. № 155. С. 5-16.

ВВЕДЕНИЕ БАЗОВОГО КУРСА АНГЛИЙСКОГО ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ШКОЛЫ (EAP) Тыртова Е.Д. Email: Tyrtova17102@scientifictext.ru

Тыртова Евгения Дмитриевна - бакалавр лингвистических наук, учитель английского языка,

Лицей № 1547, магистрант,

кафедра методики преподавания иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в эпоху всемирной глобализации обучение в школах должно соответствовать международным стандартам, чем было обосновано введение курса английского для академических целей в старших классах лицея № 1547, в частности академического письма. Навыки и технологии работы с академическим письмом снимут трудности у учеников при дальнейшем обучении в вузах и помогут им при сдаче международных и отечественных экзаменов. Методика обучения академическому письму на начальном этапе заключает в себе разбор текстов разного формата, их жанровые и стилистические особенности, как с точки зрения грамматики, так и лексики, обобщение прочитанных текстов, их перефразирование, изучение связывающих конструкций и, в конечном итоге, воспроизведение своего собственного продукта письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.