Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / ХУДОЖНИКИ / ПРОФЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вакарина Елена Алексеевна

Целью исследования является выявление и описание смысловых групп представлений художников о психологическом благополучии. Психологическое благополучие рассматривается как многокомпонентное понятие, которое включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В опросе приняли участие 55 художников в возрасте от 19 до 60 лет. Проведено структурированное интервью о психологическом благополучии. Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа. Выявлено восемь смысловых групп, связанных с представлением художников о психологическом благополучии: отношения с окружающими людьми, спокойствие, гармония, осознанность, удовлетворенность, психическое и физическое здоровье и финансовая обеспеченность. Смысловые группы представлений художников показывают, что эмоциональный компонент преобладает над когнитивным и поведенческим компонентами. При этом представители творческих профессий испытывают трудности в управлении и регуляции своего эмоционального состояния. Возможной причиной может выступать их высокая чувствительность. Для обретения опоры в жизни они прибегают к поддержке близкого окружения и установлению диалога со своей целевой аудиторией. Осмысленность становится источником понимания себя, своих мыслей и мотивов. Они становятся ответственными не только за себя и свою жизнь, но и за те культурные продукты, что создают. Представление своих работ, где качество преобладает над количеством, является частью их самопрезентации и самовыражения. Результаты исследования ориентируют на изучение обыденных представлений художников о психологическом благополучии и могут быть использованы преподавателями средних специальных и высших учебных заведений, которые взаимодействуют со студентами, психологами при работе со специалистами творческой сферы для разработки профилактических программ, направленных на повышение уровня благополучия и качества жизни художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTS' VIEWS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

The purpose of the study is to identify and describe the sense-groups of artists' views of psychological well-being. Psychological well-being is considered as a multicomponent concept, including cognitive, emotional and behavioral components. 55 artists aged between 19 and 60 took part in the survey. A structured interview about psychological wellbeing was conducted. Data processing was carried out by means of content analysis. Eight sense-groups related to artists' perceptions of psychological well-being were identified: relationships with others, calm, harmony, mindfulness, satisfaction, mental and physical health and financial well-being. The sense-groups of artists' representations show that the emotional component predominates over the cognitive and behavioral components. However, members of the creative professions find it difficult to manage and regulate their emotional state. Their high sensitivity could be a possible reason. In order to find a foothold in life, they resort to the support of their immediate environment and the establishment of a dialogue with their target audience. Meaningfulness becomes a source of understanding themselves, their thoughts and motives. They become responsible not only for themselves and their lives, but also for the cultural products they create. Presenting their work, where quality prevails over quantity, is part of their self-presentation and self-expression. The study results focus on artists' everyday perceptions of psychological well-being and can be used by psychologists and teachers at secondary and higher education institutions who interact both with students and creative professionals to develop preventive programs aimed at improving the well-being and quality of life of artists.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ2023112175-185

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ

ARTISTS' VIEWS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

Вакарина Е. А. Vakarina E. A.

Тюменский государственный университет' Тюмень* Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

Российская Федерация

Аннотация:

Целью исследования является выявление и описание смысловых групп представлений художников о психологическом благополучии. Психологическое благополучие рассматривается как многокомпонентное понятие, которое включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В опросе приняли участие 55 художников в возрасте от 19 до 60 лет. Проведено структурированное интервью о психологическом благополучии. Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа. Выявлено восемь смысловых групп, связанных с представлением художников о психологическом благополучии: отношения с окружающими людьми, спокойствие, гармония, осознанность, удовлетворенность, психическое и физическое здоровье и финансовая обеспеченность. Смысловые группы представлений художников показывают, что эмоциональный компонент преобладает над когнитивным и поведенческим

Abstract:

The purpose of the study is to identify and describe the sense-groups of artists' views of psychological well-being. Psychological well-being is considered as a multicomponent concept, including cognitive, emotional and behavioral components. 55 artists aged between 19 and 60 took part in the survey. A structured interview about psychological well-being was conducted. Data processing was carried out by means of content analysis. Eight sense-groups related to artists' perceptions of psychological well-being were identified: relationships with others, calm, harmony, mindfulness, satisfaction, mental and physical health and financial well-being. The sense-groups of artists' representations show that the emotional component predominates over the cognitive and behavioral components. However, members of the creative professions find it difficult to manage and regulate their emotional state. Their high sensitivity could be a possible reason. In

175

компонентами. При этом представители творческих профессий испытывают трудности в управлении и регуляции своего эмоционального состояния. Возможной причиной может выступать их высокая чувствительность. Для обретения опоры в жизни они прибегают к поддержке близкого окружения и установлению диалога со своей целевой аудиторией. Осмысленность становится источником понимания себя, своих мыслей и мотивов. Они становятся ответственными не только за себя и свою жизнь, но и за те культурные продукты, что создают. Представление своих работ, где качество преобладает над количеством, является частью их самопрезентации и самовыражения. Результаты исследования ориентируют на изучение обыденных представлений художников о психологическом благополучии и могут быть использованы преподавателями средних специальных и высших учебных заведений, которые взаимодействуют со студентами, психологами при работе со специалистами творческой сферы для разработки профилактических программ, направленных на повышение уровня благополучия и качества жизни художников.

order to find a foothold in life, they resort to the support of their immediate environment and the establishment of a dialogue with their target audience. Meaningfulness becomes a source of understanding themselves, their thoughts and motives. They become responsible not only for themselves and their lives, but also for the cultural products they create. Presenting their work, where quality prevails over quantity, is part of their self-presentation and self-expression. The study results focus on artists' everyday perceptions of psychological well-being and can be used by psychologists and teachers at secondary and higher education institutions who interact both with students and creative professionals to develop preventive programs aimed at improving the well-being and quality of life of artists.

Ключевые слова:

благополучие; художники; профессия; психология личности; контент-анализ

Keywords:

well-being; artists; profession; psychology of a personality; content analysis

Актуальность

Начиная с 1980-х гг. и по настоящий момент, исследователи сосредотачивают внимание на рассмотрении проблемы психологического благополучия личности как одного из приоритетных направлений. Растущий интерес связан с глобальными изменениями, происходящими в мире, которые затрагивают жизнь каждого человека. Данное явление связывают с ростом городов, избыточностью поступающей информации, цифровизацией, нестабильностью экономической и политической обстановки, заменой уникальности на стереотипность и массовость, дефицитом времени, неумением делегировать и расставлять приоритеты, низким уровнем критического мышления [1, 2].

Благополучие (Well-Being), по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), является многокомпонентным понятием, которое включает в себя как субъективные, так и объективные элементы [3]. Психологическое благополучие

выступает системным качеством личности, которое обеспечивает ее душевный комфорт и позитивное функционирование [4-6]. Представления исследователей о благополучии основываются на отношении человека к себе, к своей жизни, к социуму и окружающему миру в целом. Благополучие рассматривается как переживание удовлетворения от достижения человеком необходимых ему материальных и духовных благ [7].

Как отмечают Л. В. Карапетян и Г. А. Глотова, в обыденном сознании людей понимание психологического благополучия определяется социально-демографическими характеристиками: пол, возраст, особенности культуры, профессиональное деятельность и др., также исследователи отмечают, что благополучие в представлениях людей связано с удовлетворением потребностей, стремлением к получению удовольствия и получением пользы [7]. Обыденные представления позволяют переосмыслить понимание изучаемого явления в научной среде. Внимание исследователей привлекают различные возрастные группы, что позволяет изучить специфичность психологического благополучия для каждой категории испытуемых. Малоисследованными остаются представления тех, кто занимается творческой деятельностью на профессиональной основе. Изучение психологического благополучия через призму обыденных представлений людей, которые занимаются творчеством, созданием предметов искусства, позволит увидеть неоднородность явления и его вариативность. Несмотря на то, что художникам как социальной группе присуща эмоциональная и социальная зрелость, они остаются уязвимыми к вызовам окружающего мира, что приводит к изменению уровня их психологического благополучия [8]. Определение того, что художники закладывают в понимание «благополучия», поможет им конструктивно преодолевать личностные конфликты, кризисные ситуации и адаптироваться к ним с минимальными рисками для себя.

Исследовательский интерес усиливается тем, что творческий процесс составляет единое целое с жизнью самого художника. Они склонны к погружению в мир иллюзий, «склеиванию» со своими образами, исполнению нескольких ролей одновременно, что приводит и к развитию их воображения, и художественным открытиям. Перенос их театральности из созданных произведений искусства в обычную жизнь может сказаться на их общем состоянии психологического благополучия [9]. Поэтому важным становится понимание того, что наполняет не только их творческую жизнь, но и бытовую ее сторону. Художники находятся в зависимости от общественного мнения, существующих условий и обстановки вокруг. Они стремятся приносить пользу социуму, но велика вероятность, что художники, которые разочаровались в себе, отношениях и пребывают в состоянии конфликта с окружающими людьми, склонны к такой тенденции как «искусство для искусства» [10]. Происходит противопоставление себя обществу и его ценностям. Художники не чувствуют себя благополучными, что отражается в их творчестве, прибегают к компенсаторным стратегиям.

Л. В. Куликов и Р. М. Шамионов говорили о том, что психологическое благополучие является элементом субъективного благополучия [11, 12]. Противоположной точки зрения придерживались E. Diener и C. D. Ryff, которые

177

доказывали, что субъективное благополучие включено в структуру психологического благополучия [13, 14]. Психологическое благополучие представляет собой широкое понятие, которое включает когнитивный (личностный рост, осознанность), эмоциональный (позитивные отношения с окружающими людьми, баланс эмоциональных переживаний) и поведенческий (достижение желаемых результатов в деятельности) компоненты [14]. Когнитивный компонент выражается в оценке удовлетворенностью жизнью, то есть способностью к осмыслению своего бытия, его качества [15]. Удовлетворенность собственной жизнью отражает актуальное состояние личности художника и перспективы его развития через поиск смыслов. Процесс творчества представляет собой напряженную не только внешнюю, но и внутреннюю деятельность, которая становится отправной точкой в познании себя и тех предметов, что изучают художники в моменте их создания [16]. Осознанность и рациональность сменяются эмоциональными переживаниями окружающих событий. Они неотделимы от личности художников, так как их вовлеченность в происходящее вокруг позволяет проникать в суть, становится отражением действительности. Посредством своих произведений художники говорят с целевой аудиторией от первого лица, то есть дают оценку собственной личности, действительности через систему ценностей, которая превалирует в художественном творчестве [17]. Эмоциональный компонент, который является составляющей психологического благополучия, не препятствует человеку в том, чтобы дать адекватную оценку в отношении его удовлетворенности качеством жизни и социальными взаимодействиями [18]. Наоборот, согласованность двух компонентов позволяет контролировать свои действия, достигать целей и сохранять целостность личности, что способствует поддержанию третьего компонента — поведенческого. Художники, в силу развитости конкуренции в творческой среде, особенно нацелены на получение желаемого результата и внешних оценок. Для того чтобы оставаться востребованными и поддерживать собственный имидж, они вынуждены принимать решения относительно их будущего и карьеры, но в соответствии с собственными предпочтениями, что может оказывать влияние на их психологическое благополучие в целом. Благодаря нахождению эмоционального баланса, пониманию себя и образов, что создаются в процессе творчества, художники обретают опоры в жизни [19].

Художники стремятся к поиску смыслов, проникновению в глубинную суть действительности, удовлетворенности жизнью и отношениями с окружающими людьми, а также достижению поставленных целей, что является неотъемлемыми составляющими психологического благополучия. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты находят свое отражение в жизнедеятельности художников, но остается неясным, в каком отношении данные компоненты находятся между собой. В ходе исследования выясняется, какие смысловые группы входят в психологическое благополучие художников.

Цель

Выявление и описание смысловых групп представлений художников о психологическом благополучии.

Материалы и методы

Нами проведено структурированное интервью о психологическом благополучии среди художников. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов о том, что входит в понятие «психологическое благополучие», как они понимают, что психологически благополучны/неблагополучны, что влияет на их состояние и т. д. Сбор данных проводился путем заполнения google-forms.

Участниками исследования выступили 55 человек в возрасте от 19 до 60 лет. В критерии отбора выборки входило наличие профильного художественного образования, полученного в среднем специальном или высшем учебном заведении. Так, в интервью приняли участие художники-живописцы, художники-графики, художники-иллюстраторы, художники-иконописцы и другие из Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Новосибирска, Тольятти, Перми, Уфы, Нижнего Новгорода и т. д.

Обработка данных осуществлялась методом контент-анализа.

Результаты и их обсуждение

В ходе проведенного исследования выявлены представления художников о психологическом благополучии. Результаты исследования, которые представлены в таблице 1, показывают, что, по мнению художников, психологическое благополучие включает 8 основных смысловых групп: отношения с окружением, спокойствие, гармония, осознанность, удовлетворенность, психическое и физическое здоровье и финансы.

Таблица 1. Смысловые группы представлений художников о психологическом благополучии

Ранги Группы Количество упоминаний

1 Отношения с окружением («Поддержка родных и близких»; «отклик публики») 21

2 Спокойствие («душевное спокойствие»; «внутреннее ощущение спокойствия») 20

3,5 Гармония («из гармонии во всех сферах жизни — семья, здоровье, профессиональной деятельности») 13

3,5 Осознанность («осознанно и ответственно создавать свою жизнь») 13

5,5 Удовлетворенность («чувство удовлетворения от того, чем занимаешься»; «чувство удовлетворения собственной жизнью») 11

5,5 Психическое здоровье («отсутствие неврозов, депрессии»; «когда не бывает срывов и депрессий мешающих творчеству») 11

7 Физическое здоровье («хорошее физиологическое здоровье») 9

8 Финансы («финансовое благополучие и успехи на работе») 8

179

Смысловая группа «Отношения с окружением» (21), по мнению художников, представляет собой благоприятные социальные взаимодействия. Обязательным условием является ощущение поддержки со стороны близких (семьи, друзей), коллег, клиентов и потенциальной целевой аудитории. Цель и результат, к которым стремятся художники, могут различаться. Например, получение признания, известности, автономности, реализация собственного потенциала, самовыражение, духовное и материальное обогащение и т. д. Тем не менее, в основе любого творчества художников — воплощение идеи, создание произведения искусства для общества, его процветания, культурного наполнения. С одной стороны, отклик от публики помогает им совершенствоваться, находить новые концепции. Безмолвие и безразличие, напротив, приводит к замешательству, сомнениям, непониманию, как действовать дальше, какое выбрать направление, и, как следствие, у художников истощается источник для вдохновения и идей.

С другой стороны, нарушение спокойного течения жизни вынуждает художников работать с удвоенной силой, сопротивляться, бороться, соперничать с конкурентами. Важно отметить, что умеренная и здоровая конкуренция приветствуется в любой сфере деятельности, поэтому творческая среда не является исключением. Художники в таком случае попадают в среду единомышленников, которые видят в нем такого же, как они сами, но непременно с «изюминкой», то есть своим уникальным видением. В коллаборациях они получают больше выгоды, потому что обмениваются знаниями, генерируют идеи, учатся друг у друга и стремятся к достижению совместной цели — пропаганда духовных ценностей и служение обществу.

При рассмотрении группы «Спокойствие» (20) видно, что психологическое благополучие художники связывают с внутренним ощущением спокойствия и удовлетворения, умиротворения, покоя, тепла, уюта. Они говорят о готовности получать энергию от внешнего мира и делиться ею взамен, то есть происходит обмен, который позволяет адекватно оценивать окружающую обстановку, не поддаваться на провокации, принимать рациональные решения. Художники не исключают, что возможны сложные жизненные ситуации. В данном случае диапазон достаточно широкий — от нормативных (возрастных) до ненормативных (смерти близких, развод, переезды, творческие застои и т.д.) кризисов. При возникновении критических моментов они считают, что психологически благополучный человек способен спокойно, взвешенно и уверенно справляться с ними. Две составляющие психологического благополучия как отношения с окружением и спокойствие занимают в иерархии верхние позиции, так как взаимосвязаны между собой. Художники подчеркивают, что для них важны не только контакты сами по себе, а их наполненность. Любовь, поддержка, доброжелательность, которые являются основой отношений с окружающими, в свою очередь, обеспечивают внутреннюю опору для состояния спокойствия, надежности и уверенности.

Следующие группы «Гармония» (13) и «Осознанность» (13) представляют как эмоциональную, так и когнитивную сферы жизнедеятельности художников. Люди творческих профессий стремятся к достижению равновесия и баланса между

180

эмоциями, чувствами, их настроением и мыслями, рациональностью. Сомнения и критика возможны в профессиональной деятельности, как мы писали ранее, они являются двигателем, который способствует движению в одном ритме со временем и эпохой. Изменения в окружающем мире происходят стремительно, именно они вынуждают художников соответствовать требованиям общества и моды, чтобы оставаться востребованными. Погоня за идеалами, постоянное доказательство того, что работы являются уникальными, выгодно отличаются от других, приводит к эмоциональному выгоранию. Полный отказ от выполняемых ролей и «масок» тоже не всегда приводит к желаемой цели, скорее всего, к отстранению, отсутствию желания вообще что-то создавать, прокрастинации. По мнению художников, любознательность, самовыражение и открытость к получению нового опыта позволяют достигнуть ощущения гармонии между внешним и внутренним миром, их согласованности. Отсюда, инструментом по сохранению ощущения психологического благополучия становятся осознанность и гармония как внутри себя, так и с окружающим миром.

Такие группы, как «Удовлетворенность» (11) и «Психическое здоровье» (11), для художников имеют одинаковое значение. Профессиональная деятельность, которую они выбрали, раскрывает их как личность. Они становятся более чувствительными, восприимчивыми, чем представители других профессий, потому что буквально посвящают себя творчеству, растворяются в нем. Вспомним биографии Винсента Ван Гога, Сальвадора Дали, Поля Гогена, которые пребывали в пограничных состояниях, эмоционально растрачивались, наносили вред своему здоровью [20-22]. Художники становятся зависимыми от творчества, они часто оказываются на «эмоциональных качелях», их тревожность повышается, они проваливаются в состояние депрессии, нередки случаи психических нарушений, которые мешают их развитию, профессиональной деятельности. Их работы теряют прежнюю привлекательность, из-за чего пропадает чувство удовлетворения от того, чем они занимаются, а также чувство нужности и полезности. Они становятся заложниками уже не только своих амбиций, что поддерживают их в начале карьеры, но и попадают под влияние стремительно надвигающегося кризиса, одиночества, в ряде случаев отстраненности и затворничества. Получение положительных эмоций (радости, воодушевления, удовлетворенности, предвкушения, восторга и др.), понимание своего предназначения, достижение целей, воплощение идей приносят удовольствие и оказывают благотворное влияние на психическое здоровье и его поддержание.

Смысловая группа «Физическое здоровье» (9) подразумевает заботу не только о своем физическом состоянии и показателях, приближенных к норме, но и о здоровье близких. Художники отмечают, что физическое здоровье, как и психическое являются для них важными для успешного и продуктивного функционирования в профессиональной деятельности, потому что ухудшение состояния не должно влиять на их результативность и мешать творческому порыву. Также видно, что художники склонны испытывать сильные эмоциональные переживания из-за друзей и близких людей, в большинстве своем они подчеркивают значимость семьи, так как им важны

181

тесные отношения с окружением. Благоприятные социальные взаимодействия, благополучие близких — неотъемлемые элементы психологического благополучия художников. Они нуждаются в постоянном подкреплении и поддержке и, потеряв опору в виде значимых лиц, они становятся еще более уязвимыми, порой менее приспособленными, не готовыми к сильным эмоциональным и жизненным потрясениям. Они погружаются в мир иллюзий и растрачивают энергию. Прослеживаются тенденции к замещению реальности на иные более удобные и менее затратные состояния. Отсюда апатия, повышенная усталость, безразличие, лень, опустошенность, разочарование. Возвращение к действительности может сопровождаться потерей интереса к текущим занятиям и отсутствием смысла и целей жизни, обострением хронических заболеваний, самоповреждениями, разрушением художников как личности.

В группу «Финансы» (8) включены материальная обеспеченность, достаток, которые сопровождают успехи художников на работе, то есть становятся подтверждением их результативности и окупаемости личных (интеллектуальных, духовных, творческих) вложений. Художники стремятся к свободе и независимости, они хотят пробовать что-то новое, совершенствовать приобретенные навыки, но для движения вперед необходима и финансовая составляющая, которая обеспечит им возможность планировать будущее, создавать безопасное пространство для экспериментов и новаторских идей. Художникам, как и представителям других профессий, важно понимание того, для чего они выполняют ту или иную деятельность. В первую очередь, значимыми являются процесс создания культурного продукта, наполнение его глубинными смыслами и отклик от публики, диалог с ней. Финансы отходят на второй план, но не теряют своей актуальности, потому что это результат работы, востребованности и конкурентоспособности.

Таким образом, обыденные представления художников о психологическом благополучии позволяют выделить основные его смысловые группы.

Выводы

Выявленные смысловые группы включены, в свою очередь, в три основных компонента психологического благополучия: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Отношения с окружением, спокойствие, гармония, психическое и физическое здоровье, удовлетворенность входят в эмоциональный компонент, который преобладает над когнитивным (осознанность) и поведенческим (финансы) компонентами.

Люди творческих профессий, в том числе художники, которые часто становятся объектом всеобщего внимания (публики, СМИ), испытывают трудности в управлении, контроле и регуляции своего эмоционального состояния из-за возможной высокой чувствительности. Они нуждаются в опорах извне, например, поддержке близких и диалоге с аудиторией, которые помогают укрепить чувства полезности и идентичности, справляться с одиночеством, что так присуще представителям творческих профессий.

182

Несмотря на преобладание эмоциональных переживаний при восприятии художниками действительности, их импульсивности, они отмечают, что осознанность приближает их к глубинному понимаю себя, своих мыслей, эмоций, поступков, мотивов через самовыражение в искусстве. Посредством осмысления они презентуют не только свое творчество, но и себя. Принятие многовариантного решения ситуации позволяет объективно оценивать происходящее, корректировать свои действия, получать опыт и быть ответственным за создание как культурных продуктов, так и планирование жизни в целом. Финансовое обеспечение становится результатом их деятельности и выбора инструментов при достижении поставленных целей. Финансы не характеризуют их как личность, но они служат доказательством их продуктивности, востребованности, работоспособности.

Результаты исследования ориентируют на изучение обыденных представлений художников о психологическом благополучии и могут быть использованы преподавателями средних специальных и высших учебных заведений, которые взаимодействуют со студентами, а также психологами при работе со специалистами творческой сферы для разработки программ повышения их уровня благополучия и качества жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Акопов Г.В. Социально-психологические последствия и факторы современной глобализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 39-44.

2. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142-147.

3. ВОЗ. Европейского регионального бюро. Измерение показателей и постановка целевых ориентиров в области благополучия: инициатива Европейского регионального бюро ВОЗ: второе совещание группы экспертов; Париж, Франция, 25-26 июня 2012 г. Доступно по: https://apps.who.int/iris/handle/10665/352695?local e-attribute=ru&. Ссылка активна на 15.03.2023.

4. Ryff C.D., Singer B.H. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research // Psychotherapy and Psychosoma-tics. 1996. Vol. 65, No. 1. P. 14-23. doi: 10.1159/000289026

5. Deci E.L. The Effects of Contingent and noncontingent rewards and controls on intrinsic

REFERENCES:

1. Akopov GV. Socio-psychological Consequences and Factors of Modern Globalization. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Novaya Seriya. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014;14(1):39-44. (In Russ).

2. Voronina AV. The problem of mental health and human wellbeing. Concept overview and experience of level-structure analysis. Siberian Journal of Psychology. 2005;(21):142-7. (In Russ).

3. WHO. Europe Regional Bureau. Izmereniye pokazateley i postanovka tselevykh oriyentirov v oblasti blagopoluchiya: initsiativa Evropeyskogo regional'nogo byuro VOZ: vtoroye soveshchaniye gruppy ekspertov: Parizh, Frantsiya, 25-26 June 2012. Available at: https://apps.who.int/iris/handle/ 10665/352695?locale-attribute=en&. Accessed: 2023 March 15. (In Russ).

4. Ryff CD, Singer BH. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research. Psychotherapy and Psychosomatics. 1996;65(1):14-23. doi: 10.1159/000289026

5. Deci EL. The Effects of Contingent and noncontingent rewards and controls on intrinsic

183

motivation // Organizational Behavior and Human Performance. 1972. Vol. 8, No. 2. P. 217-229. doi: 10.1016/0030-5073 (72)90047-5

6. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 4. C. 132-138.

7. Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Внутренне благополучие человека. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России; 2020.

8. Горская Г.Б., Егорова В.С. Социально-средовые регуляторы включения художника в процесс творческой самореализации // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 4. С. 103-117.

9. Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект Пресс; 2000.

10. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь. М.: Московский институт журналистики; 1922.

11. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. В кн.: Общество и политика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; 2000. С. 476-510.

12. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Издательство Саратовского университета; 2004.

13. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95, No. 3. P. 542-575.

14._Keyes C.L.M., Shmotkin D., Ryff C.D. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82, No. 6. P. 1007-1022. doi: 10.1037/0022-3514.82.6.1007

15. Inglehart R. Modernization and Post -modernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton, New Jersey: Princeton University Press; 1997.

16. Золотарева Л.Р. Концепт «Творчество» в изобразительном искусстве // Universum: филология и искусствоведение. 2013. № 1 (1). С. 8. Доступно по: https://7universum.com/ru/philology/ archive/item/44. Ссылка активна на 15.03.2023.

17. Боброва Е.В. Отображение личности художника в его живописном творчестве на примере автопортретов некоторых омских художников // Вестник славянских культур. 2021. № 61. С. 308-316. doi: 10.37816/2073-9567-2021-61-308-316

18. Машарина А.Ф. Взаимосвязь показателей саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности // Личность в меняющемся мире:

motivation. Organizational Behavior and Human Performance. 1972;8(2):217-29. doi: 10.1016/00305073 (72)90047-5

6. Fesenko PP. Is the concept of psychological well-being culturally and socially specific? Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2005;2(4):132-8. (In Russ).

7. Karapetyan LV, Glotova GA. Vnutrenne blagopoluchiye cheloveka. Ekaterinburg; 2020. (In Russ).

8. Gorskaya GB, Egorova VS. Social and environment modulators of an artist's involvement into the process of creative self-realization. Human. Community. Management. 2014;(4):103-17. (In Russ).

9. Krivtsun OA. Estetika. Moscow: Aspekt Press; 2000. (In Russ).

10. Plekhanov GV. Iskusstvo i obshchestvennaya zhizn'. Moscow: Moskovskiy institut zhurnalistiki; 1922. (In Russ).

11. Kulikov LV. Determinanty udovletvorennosti zhizn'yu. In: Obshchestvo i politika. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta; 2000. P. 476-510. (In Russ).

12. Shamionov RM. Psikhologiya sub"yektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta; 2004. (In Russ).

13. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin. 1984;95(3):542-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Keyes CLM, Shmotkin D, Ryff CD. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions. Journal of Personality and Social Psychology. 2002;82(6):1007-22. doi: 10.1037/00223514.82.6.1007

15. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton, New Jersey: Princeton University Press; 1997.

16._Zolotareva LR. The concept «creativity» in fine arts. Universum: Filologiya i Iskusstvovedenie. 2013;(1):8. Available at: https://7universum.com/ru/ philology/archive/item/44. Accessed: 2023 March 15. (In Russ).

17. Bobrova EV. Reflection of the artist's personality in his pictorial work by the example of the self-portraits of some Omsk artists. Vestnik Slavianskikh Kul'tur. 2021;61:308-16. (In Russ). doi: 10.37816/2073-9567-2021-61-308-316

18. Masharina AF. The relationship between self-regulation indicators and spiritual and moral qualities of the personality. Personality in a changing

184

здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 3 (38). С. 21 1-222. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id = 533. Ссылка активна на 15.03.2023. doi: 10.23888/humT2022103211-222

19. Клищевская О.Н. Рефлексия как источник развития личности художника и его творчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 226-229.

20. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Серия: Жизнь в искусстве. М.: АСТ; 1955.

21. Декс П. Поль Гоген. Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия; 2003.

22. Нюридсани М. Сальвадор Дали. Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия; 2015.

world: health, adaptation, development. 2 0 2 2; 10 ( 3 ) : 2 1 1-2 2 . Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=533. Accessed: 2 0 2 3 March 15. (In Russ). doi: 10.23888/humT2022103211-222

19. Klischevskaya ON. Reflection as a source of development of the personality of the artist and his work. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2016;5(2):226-9. (In Russ).

20. Perryusho A. Zhizn' Van Goga. Seriya: Zhizn' v iskusstve. Moscow: AST; 1955. (In Russ).

21. Deks P. Pol' Gogen. Seriya: Zhizn' zamechatel'nykh lyudey. Moscow: Molodaya Gvardiya; 2003. (In Russ).

22. Nyuridsani M. Sal'vador Dali. Seriya: Zhizn' zamechatel'nykh lyudey. Moscow: Molodaya Gvardiya; 2015. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Вакарина Елена Алексеевна — аспирант, ассистент кафедры общей и социальной психологии. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-3508-8690. E-mail: ms.elenaflower@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Elena A. Vakarina — Postgraduate Student, Lecturer of the Department of General and Social Psychology. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3508-8690. E-mail: ms.elenaflower@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 15.03.2023. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 31.05.2023. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.06.2023.

PAPER RECEIVED: 15.03.2023. PAPER REVISED: 31.05.2023. PAPER ACCEPTED: 01.06.2023.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Вакарина Е.А. Представления художников о психологическом благополучии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 2 (41). С. 175-185. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ш/art&id=568. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888^ит12023П2175-185

FOR CITATION:

Vakarina EA. Artists' views of psychological well-being. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023; 11(2):175-85. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=568. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2023112175-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.