УДК 159.9
Nguyen V.L., psychologist, educator (Moscow, Russia), E-mail: Victoria-Light@mail.ru
Tkachenko G.A., Cand. of Sciences (Psychology), clinical psychologist, Russian Cancer Research Center
n.a. N. N. Blokhin (Moscow, Russia), E-mail: mitg71@mail.ru
A CANCER PATIENT'S THOUGHTS OF HIS OWN CHILD IN FUTURE. The article presents results of a study of an image of a child in the mind of a parent, who suffers from cancer. The study is conducted on the basis of comparing the image of the child in the minds of a cancer patient and a healthy parent. The research has been accomplished at the Russian Cancer Research Center n.a. N. N. Blokhin, as well as via social networks. The similarity between the image of the preschool age children in the minds of cancer patients and healthy parents was determined during the study. The authors conclude that if a specialist does not conduct psychological work with families who suffer from the problem of cancer, kids will continue their lives in a negative aspect, they are alone with their internal problems. When conducting a competent work in supporting the sick parents, they may feel healthier psychologically and physiologically.
Key words: image of child, consciousness, parent-child relationship, cancer disease.
В.Л. Нгуен, психолог, психолог-педагог, г. Москва, Е-mail: Victoria-Light@mail.ru
Г.А. Ткаченко, канд. психол. наук, медицинский психолог Российского онкологического научного центра
им. Н.Н. Блохина, г. Москва, Е-mail: mitg71@mail.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В СОЗНАНИИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО СВОЕГО РЕБЁНКА В БУДУЩЕМ
В статье представлены результаты исследования проблемы образа ребёнка в сознании родителя, страдающего онкологическим заболеванием. Изучение проводилось посредством сравнения данного представления в сознании родителей, страдающих онкологическим заболеванием, и в сознании здоровых родителей. Исследование проводилось на базе Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина, а также дистанционно через социальные сети. Определена схожесть между представлением образа ребёнка дошкольного возраста в сознании онкологического больного родителя и здорового родителя. Авторы делают вывод о том, что если не проводить психологическую работу с семьями с онкологией, дети будут продолжать жизнь своих родителей в негативном её аспекте, они будут одни со своими внутренними проблемами. При проведении грамотной работы у родителей может появиться возможность чувствовать себя здоровее психологически и физиологически.
Ключевые слова: образ ребёнка, сознание, детско-родительские отношения, онкологическое заболевание.
Проблема семейного воспитания во все времена привлекала к себе внимание теоретиков и практиков-психологов. При этом затрагиваются различные аспекты детско-родительских отношений: особенности воспитания ребёнка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребёнка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений, родительские установки и др. Исследования Э.Г. Эйдемиллера, и других показали, что на характер детско-родительских отношений оказывает влияние тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье, а также личность самих родителей. Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру. В последние годы будущее становится все более непредсказуемым, а его видение трудно определяемым. И мы надеемся своей работой привлечь внимание к данному вопросу, так как понимание содержания и структуры образа ребёнка позволит детальней определить содержание психокоррекции детско-родительских отношений [1 - 4].
В.Л. Ситников [5] уже говорил об образе ребёнка в сознании педагога, мы в связи с намеченной работой уделили большее внимание проблеме этого образа в сознании родителя. Например, считается, что образ ребёнка - это совокупность доступных человечеству знаний и представлений о ребёнке, то есть некий структурированный комплекс социальных установок на ребёнка, формирующихся в сознании человека (родителя) и актуализирующихся в процессе изучения поведения ребёнка, его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром. Образ ребёнка, на самом деле, является центром структуры профессионального педагогического и психологического сознания. Конкретная структура и содержание каждого отдельного образа зависят от конкретных условий, в которых происходит его актуализация.
В современном мире условия жизнедеятельности семей абсолютно различны по своей структуре и пониманию; будущее на современном этапе становится все более непредсказуемым. Это даёт нам право предположить, что семьям и психологам, работающим с ними, необходимы новые разработанные техники, углубленные знания и уникальное понимание того, каким образом помочь родителям в воспитании ребёнка. Тема образа ребёнка в будущем на данном этапе изучена мало, несмотря на её зна-
чимость. Еще меньше информации дано о том, каковы условия становления этого образа. Кроме того, актуальность и значимость нашей работы определяются как раз той ролью, которую играют образы объектов деятельности в повышении ее эффективности. Изучение проблемы адекватного восприятия родителями детей и адекватного восприятия его будущего, возможная помощь в его становлении - это важный шаг в решении вопроса детско-родительских отношений. Данный факт указывает на большую практическую значимость, т. к. позволяет приблизиться к созданию эффективных коррекционных программ детско-роди-тельских отношений, которые могут найти широкое применение в практике дошкольной и школьной психологических служб.
Исследовательская работа велась в течение 2014 - 2015 гг., исследование являлось пилотажным. Выборку составили 52 человека, 29 из которых являлись родителями детей-дошкольников, 15 - родителями детей-подростков и 8 человек экспериментальной группы (родители с онкологическими заболеваниями, имеющие детей - дошкольников и подростков).
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении, что образ ребёнка в будущем в сознании родителей зависит:
- от возраста ребёнка и, соответственно, отличаться в разных возрастных группах: образ дошкольника в будущем будет менее детализированный и рассматриваться в более дальней перспективе, образ подростка в будущем будет более детализированным и рассматриваться в ближней перспективе;
- от здоровья родителей (или одного из них): здоровый родитель смотрит на будущее своего ребёнка в более ближней перспективе, детализированней и материалистичнее, нежели чем родитель с онкологическим заболеванием.
В исследовании включены две контрольные группы (норма): частично в домашних условиях, частично дистанционно и экспериментальная группа (родители с онкологическими заболеваниями, проходящие лечение в Российском онкологическом научном центре им. Н.Н. Блохина, а также дистанционно через социальные сети). Нами были использованы следующие методики: Личностный Семантический Дифференциал (ЛД); Тест Лири; Модифицированный вариант проективного рисуночного теста Г.Г. Филипповой «Я и мой ребёнок»
Мы получили данные, позволившие описать становление образа ребёнка в будущем - от ближней перспективы для дошкольника к её увеличению для подростка; от целостного в
дошкольном периоде к детализированному в подростковом; от идеализированного к более критичному и реалистичному; от качеств взаимодействия (Обаятельность, Альтруизм) как самых значимых для дошкольника к качествам личностным (Уверенности, Доминированию и Дружелюбию); от значимости телесного контакта с ребёнком к значимости совместной деятельности с ребёнком; от низких значений по Шкале Силы к большему значению в будущем. Эти данные подтвердили первую часть выдвинутой нами гипотезы.
Вторая часть гипотезы относительно фактора болезни, как оказывающего влияние на формирование образа ребёнка в будущем, подтвердилась частично - действительно, для болеющих родителей характерен целостный и метафоричный образ-картинка. Однако вторая часть гипотезы о перспективе образе не подтвердилась - болеющие родители, наоборот, видят будущее своего ребёнка в более ближней перспективе или же смотрят в прошлое. Мы можем говорить о том, что образ ребёнка в будущем болеющих родителей схож с образом ребёнка в будущем у родителей дошкольников. Отличие в высоких значениях по шкале Силы, т. е. родители с онкологическим заболеванием по предварительным данным видят своих детей достаточно сильными, чтобы справляться с различными проблемными ситуациями. В то время как родители детей-дошкольников видят детей слабее.
Такие результаты ведут нас к прямому вопросу о том, каким должен быть такой образ для наиболее благополучного влияния на ребёнка и на отношения родителей? Детализированный и критичный образ может приводить к конфликту с ребёнком, но тут же и образ-картинки могут привести к застреванию на настоящем и «нереальном». Однако мы можем сделать вывод о том, что неБиблиографический список
обходима обязательная работа в семейной системе с ребёнком в зависимости от его возраста и становления образа у родителя. Понимание того, как этот образ строится у каждого родителя, в зависимости от условий его становления, ведет нас к решению глобальных задач. Каким образом работать именно с родителем в зависимости от его образа ребёнка в будущем и состояния его здоровья, какие способы решения конфликта мы можем найти в таких случаях, как работать с ребёнком, его развитием при соответствующем образе у родителя относительно ребёнка и его будущего. И, в конце концов, какие нововведения мы сможем внести с нынешнюю семейную систему, в психолого-педагогическую поддержку семей со временем после тщательной работы и использования всех перспектив. А именно: увеличение выборки испытуемых, анализ иных условий, влияющих на становление образа ребёнка в будущем, разработка содержания психокор-рекционной работы в зависимости от выявленных особенностей становления образа ребёнка. Мы надеемся, что эта работа послужит не только развитию нашего дальнейшего исследования, но за ней последуют другие работы на данную тематику. Существует необходимость изучения данных вопросов, ответы на которые могут привести к тому, что особенно онкологическим больным будет оказываться эффективная и реальная помочь в психологической борьбе с болезнью. Для родителей и их детей это особенно важно, ведь если не проводить психологическую работу с семьями с онкологией, дети будут продолжать жизнь своих родителей в негативном её аспекте, они будут одни со своими внутренними проблемами. Так же, как и их родители, у которых может появиться возможность чувствовать себя здоровее психологически, а впоследствии, возможно, и физиологически.
1. Дорохов М. Б. Эмпирическое исследование изменения временных перспектив в психотравматической ситуации. Научно-исследовательские публикации. 2014; 1 (5): 86 - 102.
2. Кроник А.А., Ахмеров РА. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва, 2008.
3. Нюттен Ж.Н. Мотивация, действие и перспектива будущего. Москва, 2004.
4. Шапатина О.В., Согласование родительских позиций как условие развития личности ребёнка в семье. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2001.
5. Ситников В.Л. Образ ребёнка в сознании детей и взрослых. Санкт-Петербург, 2001.
References
1. Dorohov M. B. 'Empiricheskoe issledovanie izmeneniya vremennyh perspektiv v psihotravmaticheskoj situacii. Nauchno-issledovatel'skie publikacii. 2014; 1 (5): 86 - 102.
2. Kronik A.A., Ahmerov R.A. Kauzometriya: metody samopoznaniya, psihodiagnostiki i psihoterapii v psihologii zhiznennogo puti. Moskva, 2008.
3. Nyutten Zh.N. Motivaciya, dejstvie iperspektiva buduschego. Moskva, 2004.
4. Shapatina O.V., Soglasovanie roditel'skih pozicij kak uslovie razvitiya lichnosti rebenka v sem'e. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2001.
5. Sitnikov V.L. Obraz rebenka vsoznanii detej i vzroslyh. Sankt-Peterburg, 2001.
Статья проступила в редакцию 21.09.16
УДК 159.9
Serdyukova E.F., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: hellin33@mail.ru
RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS THROUGH PSYCHOLOGICAL SUPPORT. The article presents results of use of correctional and development program with convicts serving sentences for crimes against property. The program is developed with the aim of re-socialization of this category of prisoners through the review of value orientations and life meaning, the actualization of personal resources, elaboration of negative life experiences, leading to distortions in the picture of the world, through the formation of skills of goal setting and building algorithm for solving life problems, the construction of temporary future prospects and production skills to resist the negative effects. The paper also gives the characteristic of personal and psychosocial characteristics of prisoners serving sentences for crimes against property, made up, including through the use of metaphorical associative cards.
Key words: re-socialization, metaphorical associative maps, projective methods of diagnosis, personal resources.
Е.Ф. Сердюкова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Чеченский государственный университет, г. Грозный,
Е-mail: hellin33@mail.ru
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЁННЫХ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В статье представлены результаты реализации коррекционно-развивающей программы с осуждёнными, отбывающим наказание за преступления против собственности. Данная программа была разработана с целью ресоциализации указанной категории заключенных через пересмотр ценностных ориентаций и жизненных смыслов, актуализацию личностных ресур-