Научная статья на тему 'Представление студентов о религиозной вере и душе (на примере студентов и курсантов морского университета)'

Представление студентов о религиозной вере и душе (на примере студентов и курсантов морского университета) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
379
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА / ДУША / БОГ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПСИХОСЕМАНТИКА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марин Е.Б.

В работе представлены результаты эмпирического исследования элементов религиозного сознания студенческой молодежи одного из вузов Владивостока. Были исследованы представления студентов о религиозной вере, душе, Боге. Для выявления представлений были применены методы анкетирования и ассоциативного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление студентов о религиозной вере и душе (на примере студентов и курсантов морского университета)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

В результате можно сделать вывод, что студенты, избирающие гуманитарные профессии и поступаю щие на факультеты гуманитарной направленности склонны проявлять агрессивное поведение в такой же степени, как и студенты, избирающие негуманитарные профессии, и поступающие на факультеты естественнонаучной направленности.

На основе проведённого исследования мы утверждаем, что подробное исследование особенностей развития личности в юношеском возрасте и знание причин и факторов, провоцирующих агрессивные реакции, может помочь в качественной разработке большой базы методов профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст], том 4, ч. 2, Москва, 1984г.

2. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст], 2-е изд.,2012г.

3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст], Москва, 2003 г.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст], 4-е издание, Москва.

5. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Электронный ресурс] //Вопросы психологии», № 3, 1994 г./ Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1994/943/943061.htm

© Кузубова В.О., 2016 г.

УДК 159.9

Е.Б.Марин

к.и.н., доцент,

Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, Кафедра истории, политологии и государственно-правовых дисциплин. Владивосток

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ О РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЕ И ДУШЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

И КУРСАНТОВ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования элементов религиозного сознания студенческой молодежи одного из вузов Владивостока. Были исследованы представления студентов о религиозной вере, душе, Боге. Для выявления представлений были применены методы анкетирования и ассоциативного эксперимента.

Ключевые слова

Религиозная вера, душа, Бог, представление, психосемантика, религиозность, студенческая молодежь.

Актуальность темы. Современное общество в развитых странах переходит из разряда индустриального в постиндустриальное качество. Изменения затрагивают все стороны жизни человека, в том числе и религиозную сферу. Религиозная вера претерпевает различного рода воздействия со стороны общественных процессов и явлений, таких, как: усложнение социальных отношений, плюрализм, формирование рынка духовных услуг и эклектизм культуры, глобализация, формирование виртуальной реальности. Ряд факторов и процессов постиндустриального общества описывает Э. Тоффлер [5] Под воздействием всех факторов, характерных для современного общества, феномен веры значительно меняется.

По итогам ряда исследований проведенных в России с 90-х годов (постсоветский период) по настоящее время прослеживается резкий «лавинообразный» рост числа верующих среди студенческой молодежи, их количество превышает верующих среди 30-40-летнего населения России и приближается к числу религиозных людей 50-60-лет. В последние годы к изучению религиозной веры в нашей стране обращались

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

И. А. Гиндер, Е. Н. Чеснова, А. М. Двойнин [2,3,7]

С целью изучения религиозности студенческой молодежи и представлений о вере нами был проведен небольшой опрос в рамках изучения процессов в студенческой среде.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в форме социологического опроса молодых людей с 11 по 13 мая 2015 года. В анкетировании приняли участие 100 студентов МГУ им. адм. Г. И. Невельского (50 молодых людей, из которых 25 курсантов и 25 студентов, и 50 девушек) с 1 по 5 курс следующих факультетов: судомеханический, электроники и информационных технологий, психологии и социального управления. Использовался также метод интервью, были проинтервьюированы несколько учащихся, как верующих, так и неверующих

Личная религиозность учащихся. Как показало исследование, большая часть опрошенных студентов склонна считать себя верующими людьми (65%), из которых: 37% уверенно заявили о том, что они религиозны и 28% опрошенных, так или иначе, относят себя к таковым. Оставшиеся 18% — респондентов категорические атеисты.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что большая часть современной студенческой молодежи МГУ им. адм. Г. И. Невельского связывают себя с религиозным сознанием, нежели со светским.

Проинтервьюированы были как верующие, так и неверующие студенты. Все они указали, что важнейшую роль в их представлении о религиозных верованиях сыграли: семья, чтение библии, посещение церкви, обучение в университете и изучение иных источников информации (интернет).

Гендерные характеристики верующих студентов. Доля верующих молодых людей и девушек примерно равная: верующими являются 62% девушек и 68% — молодых людей. Но более уверенно о своей религиозности заявили молодые люди — 44% (девушки — 30%). Более половины (54%) девушек не имеют четкой позиции в отношении религиозной веры (молодые люди —36%). 16% девушек и 20% парней не относят себя к верующим.

Соотношение верующих среди студентов и курсантов. Исследование показало существенные различия во мнениях молодых людей: курсантов и студентов на тему отношения к религиозной вере. Так: 80% курсантов и 56% студентов дали положительный ответ на заданный вопрос о вере, из них 52% курсантов и 36% студентов без сомнений назвали себя верующими. Процент, показывающий отрицание религиозной веры, так же демонстрирует неравенство мнений, так: 12% курсантов и 28% студентов не считают себя верующими.

Конфессиональная принадлежность студентов. 67% опрошенных отнесли себя к православной вере, что почти совпадает с количеством верующих респондентов (Таблица 1). Среди опрошенных, так же встретились студенты, отнесшие себя к католикам (1%), мусульманам (2%), буддистам (4%), трое из которых — вьетнамцы, 1% назвал себя представителем пастафарианства — пародийной религии, основанной Бобби Хендерсоном в 2005 году. 25% опрошенных не отнесли себя ни к какой религии.

Из числа опрошенных не встретилось ни одного представителя протестантизма, что говорит об отсутствии влияния западных религиозных движений на студенческую молодежь вуза.

Попробуем сравнить данные нашего опроса со статистическими данными о религиозной принадлежности населения Дальнего Востока России [1, С.323]

Рассматривая данные о религиозных ориентациях населения Дальнего Востока, приходим к выводу, что преобладающее большинство опрошенных (46,6%) относят себя к православным верующим. Представители иных вероисповеданий представлены небольшими долями: католицизм — 0, 2%, протестантизм — 0,3%, ислам — 0,5%, буддизм — 0,2%, иудаизм — 0,3%. Таким образом, конфессиональная структура студенчества схожа с региональной.

С целью выявить представление студентов об истоках веры им был задан вопрос, что, по их мнению, лежит в истоке религиозной веры. Половина опрошенных студентов (50%) основой религиозной веры считает духовную поддержку. 20% — находят в ней морально-нравственные ориентиры, и лишь 5% считают, что в основе религиозной веры лежит необразованность. Еще 11,5% назвали стремление к возвышенному, а 10% страх и неуверенность. Респонденты, выбравшие вариант «другое» (3,5%) назвали основами религиозной веры надежду, поиск оправданий, развитие духовного «Я» и саморазвитие.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Оценка взаимосвязи религии и науки. Итак, большинство студентов считают религиозную веру и науку абсолютно разными или даже противостоящими способами познания мира, не способными взаимодействовать и взаимодополнять друг друга, так: 36% сказали, что религиозная вера и наука противостоящие друг другу способы познания мира, а 46% — что они существуют независимо друг от друга.

Вера в Бога. В результате исследования выяснилось, что 66% опрошенных студентов верят в Бога, а 34% — отрицают.

Число верящих в Бога совпадает с количеством верующих, что подтверждает убежденность религиозности одних и скептичности других студентов. Если говорить о конкретных ответах, то верящих в Бога студентов на 3% больше, нежели верующих (37%).

При интервью с четырьмя студентами, заполнившими анкеты, интервьюируемые дали совершенно разные ответы относительно веры в Бога и отношения к вере него. Один из них сказал, что в фигуре Бога нет никакой необходимости, потому что «его присутствие ограничивает человеческие возможности, ставит некие рамки перед людьми», а другой, напротив, сказал, что «вера в Бога — это чувство постоянной поддержки и защищенности».

Оценка восприятия личности Бога. С целью выявить уровень индивидуализации веры в Бога был задан вопрос о том един ли Бог для всех или у каждого свой Бог.

Мнения по данному вопросу разделились практически поровну: 40% убеждены ,что Бог един для всех, 42% — считают, что у каждого свой Бог, 18% полагают, что Бога нет.

Зачем людям Бог? При ответе на этот вопрос 29% респондентов ответили, что Бог необходим людям для избавления от неуверенности и страха, 23% видят Бога в роли верховного судьи. Еще 17% — считают его высшим идеалом, а 23% опрошенных предпочли вариант о необходимости Бога, как способа оправдать действия и поступки людей и 8% — считают, что Бог вообще не нужен людям.

Как не странно, многие верующие выбрали отрицательные варианты ответов на данный вопрос, так 17 человек, положительно ответивших на вопрос о личной вере, считают, что бог нужен людям для оправдания их действий и поступков. Положительные ответы неверующих, которые так же присутствуют в результатах (Бог как высший идеал — 12 человек).

Сравнивая данный вопрос с вопросом об основе религиозной веры, приходим к выводу, что в первом случае необходимость Бога как избавителя от страха и неуверенности отметили гораздо больше человек (34, во втором случае 12), что говорит о мотивах надежд, возлагаемых на Бога верующими людьми.

На данный вопрос неверующий участник интервью сказал: «Мне Бог не нужен, но если говорить о людях, которые являются верующими, то, скорее всего, они воспринимают его как верховного судью, в первую очередь, так как нуждаются в оценке своих поступков», один из верующих пояснил, что Бог нужен людям как высший идеал, как ориентир, к которому всегда нужно держать направление.

Ассоциативный эксперимент. С целью глубже изучить представления студентов о Боге мы использовали методы психосемантики [4, 6]. При исследовании представлений о «Боге» и «душе» был применен метод ассоциативного эксперимента. Метод ассоциативного эксперимента позволяет раскрыть структуру индивидуального и группового семантического пространства. В качестве слов-стимулов были использованы понятия «Бог» и «душа». Давая инструкцию участникам, мы попросили их записать первые пришедшие в голову ассоциации к понятиям «Бог» и «душа» (2-3 ассоциации). Многие из опрашиваемых столкнулись с затруднениями, в связи с чем, с задачей справилось меньше половины студентов.

Анализ первичных данных производился методом экспертных оценок. Это ряд эмпирических процедур, с целью оценки объекта в определенной шкале путем его рассмотрения экспертами с последующей регистрацией их оценочных суждений. В качестве эксперта выступал сам автор.

Набор первичных суждений (дескрипторов) был редуцирован в два этапа. На первом этапе суждения, близкие по смыслу, были исключены или объединены. Всего было получено 113 ассоциаций со словом «Бог».

На втором этапе полученный список редуцированных суждений был проанализирован на предмет связи, с какой-то центральной темой. Далее были выделены темы, каждой из которых соответствовала группа суждений.

Темы, выделенные при ассоциативном эксперименте на слово стимул «Бог» следующие: 1. «Чувства»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

(34). 2. «Религиозные атрибуты и понятия» (27). 3. «Роль и функции» (26). 4. «Личные качества и ценности» (15). 5. «Природа» (6). 6. «Негативные оценки» (5).

Таблица 1

Ассоциации с понятием «Бог»:

Категория ассоциаций: Ассоциации: Количество:

1.Чувства Любовь(9), вера(15), надежда(6), страх(1), спокойствие(1), радость(1), чувство возвышенности(1) 34

2.Религиозные атрибуты и понятия Церковь(6), мечеть(1), святой дух(1), Иисус(1), голгофа(1), заповеди(1) Ре-лигия(2) Крещение(1), пасха(1), икона(4), крестик(2) Создатель(З), тво-рец(1), всевышний(1), спаситель(1) 27

З.Роль и функции Священник(2), пастырь(1), святой отец(1) Отец (2), сын(1) Управление(1), защита(1), помощь(2), верховенство(1), глава(1), всевластие(1), дающий жизни(1), правитель(1), начало (2), конец (1), идеал (2) 26

4.Личные качества и ценности Доброта(2), мощь(1), величие(1), воля(1), сила(1), чистота(1), светлый(1), справедливый(1), добродетель(1), ответственность^), свобода(2), зна-ние(1), познание(1) 15

5. Природа Небо(2), солнце(1), мир(1), космос(1), вселенная(1) 6

6. Негативные оценки Ложь(1), бред(1), несуществующий(1), галлюцинация(1), отсутствие(1) 5

Большинство студентов (34 человека) ассоциируют Бога с чувствами, (вера, надежда, любовь, страх, спокойствие, радость, чувство возвышенности).

Так же, использовались ассоциации связанные с ролью и функциями: управление, защита, помощь, верховенство, глава.

Следует отметить, что некоторые опрошенные (15 человек) говорят о личных качествах Бога, которые характеризуют его исключительно с положительной стороны (доброта, всепрощение, сила, мощь, чистота).

Негативных оценок скептически настроенных студентов оказалось сравнительно немного (5): ложь, бред, несуществующий.

Таким образом, образ Бога в представлении студентов таков: это вера, любовь, надежда.

Вера в душу. В результате исследования выяснилось, что большинство опрошенных студентов (84%) верят в существование души и лишь 16% скептически относятся к данной части человеческого «я». Из них: 62% точно уверены в наличии души у каждого человека и 6% полностью отрицают ее.

Полученные данные показывают существенный разрыв между количеством верующих (65%) и верящих в Бога студентов (66%) ,что говорит о том, что многие неверующие, все таки, принимают идею души и, более того, верят в ее существование. Такое положение вещей доказывает то, что многие представители современной студенческой молодежи не связывают понятия «вера», «Бог» и «душа», а представляют их как отдельные объекты, способные существовать независимо друг от друга. Это, скорее всего, связано с оценкой души как собственного «Я», как особенности характера или даже как части тела, о чем свидетельствуют названные студентами ассоциации с понятием «душа».

Бессмертие или смертности души. Исследование показало, что большинство опрошенных студентов (48%) считают душу бессмертной субстанцией, 36% затруднились ответить и лишь 16% склоняются к мнению, что душа, проходит жизненный путь, подобно человеческому телу и, в конечном итоге, принимает неминуемую смерть.

Представление об участи души после смерти. Большинство студентов затруднились точно определить, какая участь ожидает душу после смерти. Наиболее распространенным оказалось представление, что душа обретает вечный покой (22,5%), так же значительная часть респондентов считают, что душе после смерти телесной оболочки человека предстоит суд Божий (18%), душа попадает в другое измерение — 18%, реинкарнирует — 17%, и 6% считают что душа умирает вместе с человеком. Эти ответы показали размытость и разнородность представлений студентов об участи души.

Проанализировав ответы студентов, считающих себя православными, выяснилось, что не все они представляют судьбу, ожидающую душу после смерти человека в рамках христианства, так: трое православных студентов посчитали, что душа умирает вместе с человеком, 20 человек думают, что она попадает в другое измерение. В реинкарнацию верят 26 православных студентов, (из них 10 выбрали ответ «душе предостав

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

ляется шанс исправить ошибки прошедшей жизни и обрести новый опыт путем перерождения», еще 16 считают, что «реинкарнация — вечная участь души»). Трое православных отметили, что они вообще не верят в душу. Можно предположить, что большинство из тех, кто считает себя православным, практически не знаком с православным учением.

Ассоциативный эксперимент. С использованием слова-стимула «душа» был проведен ассоциативный эксперимент. При редуцировании списка ассоциаций было выделено 5 тем: 1. «Качественные характеристики» (29). 2. «Органы человеческого тела и характеристики психики» (20). 3. «Чувства и личностные характеристики» (14). 4. «Религиозные имена и символы» (14). 5. «Природные объекты и вселенная» (7).

Таблица 2

Ассоциации с понятием «душа»

Категория ассоциаций: Примеры: Колич.

1. Качественные характеристики Что-то невидимое(2), беззаветность (1), бессмертие (3), спасение (1), прозрачная (3), хрупкая (2), ранимая (1), что-то неощутимое (1), невесомость (1), внутренний мир (2), свобода (3), легкость (1) бескорыстие (1), духовность (1) бесконечность (4), вода в сосуде (1), вечность (1) 29

2. Органы человеческого тела и характеристики психики Характер (2), тело(4), разум (1), второе «Я»(1), сердце(1), сущность человека(1), кровь(1), плоть(1), импульсы внутри мозга(1), сознание (1), внутренности(1), развитие (1), оболочка (1), энер-гия(2), аура(1) 20

3. Чувства и личностные характеристики Доброта(3), чистота(1), любовь(2), вера(1), покой(1), умиротворение^), стремление(1), мораль(1), нравственность(2), сострада-ние(1), 14

4. Религиозные имена и символы Бог(1), раскаяние(1), Иисус(1) Рай(2), ад(1), иной мир(1) Дух(2), связь с Богом(1), религия(4) 14

5. Природные объекты и вселенная Жизнь(5), звездная пыль(1), космос(2) 7

Итак, большинство полученных ассоциаций (29), относятся к категории качественных характеристик души, ее образ характеризуется с помощью отвлеченных категорий (что-то невидимое, беззаветность, бессмертие, спасение), или характеристик ощущений. Студенты описывают цвет («прозрачная»), вес («легкая»), устойчивость («хрупкая»), степень осязаемости («что-то неощутимое»).

Так же почти не отстает по объему полученных ассоциаций и категория «Органы человеческого тела и характеристики психики» (20), так, некоторые опрошенные говорят о том, что душа представляет собой сердце, кровь, плоть, многие даже сравнивают изучаемый объект с телом в общем. Из вышесказанного можно сделать вывод: ряд студентов связывают образ души с чем-то материальным, имеющим видимый и ощутимый облик, что сказывается на их представлениях о сущности души и ее назначении.

Так же, большое количество ассоциаций представлено в категории «Чувства и личностные характеристики» (14), респонденты назвали такие качества души, как доброта, чистота, среди чувств были упомянуты следующие: вера, любовь, сострадание. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что опрошенные, как и в случае с Богом, характеризуют образ души с помощью, чувств, вызываемых у них данным объектом.

Выводы. В ходе эмпирического исследования выяснилось, что 2/3, то есть, 65% молодых людей МГУ им. адм. Г. И. Невельского относят себя к верующим, что означает, что студенческая молодежь склонна к религиозной идентификации. Процент верующих примерно совпадает с процентом верящих в Бога (2/3 респондентов).

Две трети опрошенных (67% от общего числа опрошенных) причисляют себя к православию. Ко всем другим конфессиям относятся 7%. Это примерно соответствует данным по религиозности жителей Дальнего Востока России. Опрос показал наличие 4% верующих буддистов, это связано с наличием в университете иностранных студентов из Вьетнама.

Верят в душу 84% опрошенных студентов. Значительный перевес числа верящих в душу (84%) по сравнению с теми, кто определяет себя как верующих (65% молодых людей), говорит о том, что понятия веры, Бога и души, по мнению некоторых студентов, не взаимосвязаны. Причиной такого мнения, как показал анализ ассоциаций, является нерелигиозное понимание души, как объекта, который неразрывно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

связан с человеческим телом.

Многие опрошенные православные (26 человек) поддерживают идею реинкарнации в качестве участи души после смерти телесной оболочки человека, хотя такая трактовка противоречит учению церкви. Это показывает их слабое знакомство с церковным учением и влияние на религиозные представления восточных культов и мистических учений. Данное обстоятельство показывает синкретичность религиозных представлений многих молодых людей.

В ходе исследования удалось выявить ряд представлений студентов о сущности и функциях религиозной веры: Большая часть (50%) опрошенных связывают нужду в вере с потребностью людей в духовной поддержке и морально-нравственных ориентирах (20%). 29% студентов описывают Бога, как избавителя от неуверенности и страха, так же многие (23%) охарактеризовали его «личностью», способной оправдать действия и поступки людей, и 23% присвоили Богу роль верховного судьи.

В результате исследования выяснилось, что верящих в душу респондентов гораздо больше, нежели верящих в Бога и верующих вообще. Такое положение дел объясняется тем, что не все представители современной молодежи связывают эти понятия. Это, скорее всего, связано с оценкой души как особенности характера или даже как части тела, о чем свидетельствуют названные студентами ассоциации с понятием «душа».

Интересны результаты, касающиеся участи, ожидающей душу после смерти. Так, 26 из православных верующих верят в реинкарнацию, как вечную участь души, что полностью противоречит православию и христианству в целом. Такой результат свидетельствует о невоцерковленности студентов и неглубокой изученности данного вопроса.

Список использованной литературы:

1. Бляхер П. Л. Религиозные общины на Дальнем Востоке России. Хабаровск: Вестник ТОГУ — 2013г. №1 (28) С. 321-324.

2. Гиндер И. А. Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации / История образования и науки в Сибири. Вып. №3. — Красноярск, КГПУ, 2009г. - 288 с. - С. 23-28.

3. Двойнин А. М. Психологическое исследование феномена веры. СПбу: — 2005г, № 2. С. 96-111.

4. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. 378 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ — 2009г. 639с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

7. Чеснова Е. Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности и перспективы//Научный диалог — 2013г. №11 (23) История. Социология. Философия С. 164-176.

© Марин Е. Б., 2016.

УДК 308

Р.С. Мельников, В.А. Новичков

Студенты Д. А. Чурянина

Ассистент кафедры педагогики и психологии КубГАУ, г. Краснодар, Российская Федерация

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация

В данной статье рассматривается коммуникативная компетентность как фактор повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.