Научная статья на тему 'Представление стратегий и профиля интегрированной компании в системе продуктово-рыночных координат'

Представление стратегий и профиля интегрированной компании в системе продуктово-рыночных координат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситникова Лариса Владимировна

Рассматривается подход к формализованному описанию стратегии развития и профиля интегрированной компании, формируемого в результате проведений интеграционного преобразования. Представлена система производственно-рыночных координат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of strategy and structure of integrated company in system of production-market coordinates

The approach, being formed as a result of carrying out integrated transformation, to formal description of integrated company development strategy and profile is considered. The production-market coordinate system is presented.

Текст научной работы на тему «Представление стратегий и профиля интегрированной компании в системе продуктово-рыночных координат»

ки инвестиционных проектов. Данная система предполагает разработку бизнес-планов создания инновационной продукции, в которых в соответствии с существующими нормативными актами РТ (в частности, Постановлением Кабинета министров РТ от 7.05.1999 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в РТ», «Положением о порядке и условиях заключения договора о реализации инвестиционного проекта между субъектом инвестиционной деятельности и уполномоченным органом Кабинета министров РТ», утвержденным Постановлением Кабинета министров РТ от 09.08.2004 г. N° 366), отражается состав инновационных ресурсов. Применение такого подхода не создает дополнительных трудностей для предприятий и отвечает целям их собственной экономической безопасности.

Разработка программ развития авиационных предприятий на основе программно-целевого подхода и внедрения методов ресурсосбережения. На основе программно-целевого подхода и методов ресурсосбереже-

ния разрабатываются программы развития предприятий авиационной промышленности. Предлагаются соответствующие механизмы повышения инвестиционной привлекательности предприятий на основе:

- внедрения современных финансовых инструментов, позволяющих снизить объемы привлекаемых финансовых ресурсов и сроки кредитования (создание пулов инвесторов - страховых компаний, кредитно-финансовых учреждений, договора цессии и другие);

- комплексного использования элементов государственной поддержки как федерального уровня, так и регионального (налоговые льготы, государственный заказ, субсидии на часть процентной ставки, по кредитам, привлекаемым у коммерческих банков и другие);

- снижения производственных издержек (опционы, аутсорсинг, кооперация и др.).

Это позволяет привлечь значительные инвестиционные ресурсы для реализации программ развития предприятий авиационной промышленности для освоения серийного производства современной авиационной техники.

G. F. Mingaleev, I. I. Bikmullin

INNOVATIVE ACTIVITY OF ENGINEERING-ECONOMICAL INSTITUTE AT KAZAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER A. N. TUPOLEV

It is examined a number of the priority directions of the innovation operations of the contemporary Russian higher educational institution, which prepares engineer-economists.

УДК 338

Л. В. Ситникова

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ И ПРОФИЛЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ ПРОДУКТОВО-РЫНОЧНЫХ КООРДИНАТ

Рассматривается подход к формализованному описанию стратегии развития и профиля интегрированной компании, формируемого в результате проведений интеграционного преобразования. Представлена система производственно-рыночных координат.

Реалией современного этапа развития новых организационно-экономических форм рыночной экономики стали структурные интеграционные преобразования, в результате которых в экономике России сформировался сектор крупных интегрированных компаний (ИК). Многие из них после преобразования укрепляют свои позиции на рынке и расширяют сферы деятельности. Нельзя не отметить и тот факт, что наряду с интеграционными процессами в экономике имеют место процессы дезинтеграции - разукрупнения предприятий с выделением самостоятельных производств, имеющих статус юридического лица, и нередко с сохранением контроля со стороны материнской компании. Независимо от конкретного вида и пути создания, интегрированные компании в целом и их структурные подразделения оперируют значительными ресурсами, потеря которых в случае неэффективного функционирования оказывается болезненной

не только для самой интегрированной программы по сырью (ИПС), но и для экономики региона в целом. Задачи повышения эффективности управления интегрированными структурами являются важной экономической проблемой, решение которой становится особенно актуальным в рыночных условиях хозяйствования [5].

Структурные преобразования являются способом формирования и путем развития ИК [1; 3]. Процессы структурных преобразований многовариантны: широкое разнообразие мотивов, способов и видов структурных преобразований, вариантов организационно-правового и организационно-экономического оформления, видов внутрисистемных структур организации ставит проблему согласованного изменения системообразующих параметров ИК: стратегии, организационно-правовой и организационно-экономической форм, организационной структуры ИК [1]. Многовариантность проведения струк-

турного преобразования ставит проблему построения комплекса моделей, позволяющих проиграть возможные варианты, и выбрать наиболее рациональный. Но построение моделей требует формализованного представления моделируемых объектов и процессов.

Определяя качественное состояние ИПС, системообразующие параметры в то же время сами могут быть представлены базовыми векторами формального описания. Элементами этих векторов в общем случае являются совокупность характеристик, определяющих значение системообразующего параметра и условия, при которых данный параметр может принимать определенное значение. Базовые векторы описания различных системообразующих параметров имеют общие характеристики, что устанавливает определенный механизм согласования между ними.

Представлен один из возможных подходов к построению формализованного представления и описанию стратегий развития ИК и профиля формируемой ИК.

Обусловленные концентрацией и централизацией капитала и производства процессы структурных интеграционных преобразований являются способом формирования и роста ИК через приобретение, слияние, объединение функционирующих компаний. При этом состав объектов интегрирования и профиль образуемой ИК определяется реализуемой стратегией роста.

Различные подходы к росту и развитию определяют хорошо известные эталонные или базисные стратегии развития: концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста и сокращения [2; 4]. Формализованное описание этих стратегий можно представить в виде вектора

St = {P,M, Th, O, Op}, (1)

где St - стратегия, P - продукт, M - рынок как совокупность существующих или потенциальных покупателей со сходными потребностями и продавцов продуктов, позволяющих удовлетворить эти потребности, Th - технология, O - отрасль как совокупность всех производителей или продавцов какого-либо продукта или группы продуктов, полностью заменяющих друг друга, Op - положение внутри отрасли, определяющее закрепление на определенной стадии отраслевой цепи создания продукта.

Реализация стратегий связана с изменением (var) или сохранением (const) значений переменных вектора формализованного описания (табл. 1).

Выбранная и реализуемая стратегия развития ИК, в рамках которой реализуется процесс структурного интеграционного преобразования, определяет тип структур-

ного преобразования и задает общие требования к объектам интегрирования [1].

Горизонтальная интеграция предполагает объединение компаний, работающих на одном рынке (в одной отрасли) и специализирующихся на производстве сходной продукции или оказании услуг. Главная цель - это увеличение своего сегмента рынка, а значит концентрация и, как следствие, вытеснение с рынка конкурентов. Достижение этой цели возможно через реализацию стратегий захвата или развития рынка или развития продукта.

Вертикальная интеграция - это интеграция, при которой операционная деятельность в результате объединения компаний расширяется либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до поставщиков сырья, либо на последующие производственные стадии - вплоть до доведения продукции до конечных потребителей продукции. Основным признаком вертикальной интеграции является положение интегрируемых компаний в отраслях, тесно связанных снабженческо-сбытовыми связями.

Связанная диверсификация связана с объединением компаний с целью расширения ассортимента и номенклатуры продукции, освоения новых отраслей, имеющих стратегическое соответствие. Достижение данной цели осуществляется через реализацию стратегий центрированной или горизонтальной диверсификации.

Несвязанная диверсификация, реализуемая в рамках стратегии конгломеративной диверсификации, предполагает объединение компаний с целью расширения ассортимента и номенклатуры продукции, освоения новых отраслей, не имеющих стратегического соответствия.

Процессы структурных интеграционных преобразований дополняются процессами дезинтеграционных преобразований, которые реализуются в рамках стратегии сокращения, предполагающих закрытие, выделение или продажу одного из направления деятельности (один из бизнесов), осуществляемых в интегрированной компании.

То, какая стратегия будет выбрана и реализована, может изменить профиль и тип компании. Рассмотренные безотносительно компаний, в которых они реализуются, стратегии однозначно задают направления развития и определяют типы структурных интеграционных преобразований, но не дают полного представления о типе формируемой интегрированной компании. Для этого необходимо знать положение ИПС в окружающей среде, которое можно представить в системе продуктово-рыночных координат (PMC), описывающих степень диверсификации ИК с точки зрения широты ассортимента и номенклатуры производимой

Таблица 1

Описание эталонных стратегий развития

St P M Op O Th

Захват рынка (ЗР) Const Const Const Const Const

Развитие рынка (РР) Const Var Const Const Const

Развитие продукта (РП) Var Const Const Const Const

Прямая и обратная вертикальная интеграция ВИ) Const Const Var Const Const

Центрированная диверсификация (ЦД) Var Var Var Var Const

Горизонтальная диверсификация (ГД) Var Const Var Var Var

Конгломеративная диверсификация (КД) Var Var Var Var Var

продукции и с точки зрения рынков и охваченных территорий (см. рисунок).

Ось «продукт» определяет степень диверсифициро-ванности компании с точки зрения широты ассортимента и номенклатуры производимой продукции.

Ассортимент определяется как группа продуктов, схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворения которых их покупают. Ассортимент может быть узким или широким. Расширение ассортимента происходит одним из двух способов:

- наращиванием за счет улучшения качества и соответствующего увеличения цены. В этом случае продукты ориентированы на разные эшелоны рынка;

- насыщением за счет добавления новых товаров в существующих ассортиментных группах, поставляемых на один и тот же рынок.

Номенклатура - совокупность ассортиментных групп. Может быть связанной - при производстве взаимодополняющих товаров, поставляемых на один рынок, и несвязанной - при производстве разных товаров, продаваемых на разных рынках.

Ось «рынок» определяет степень диверсифицирован-ности компании с точки зрения рынков. Компания может работать на одном рынке, продавая свои продукты одной определенной группе потребителей, или нескольких рынках, продавая разные продукты разным группам потребителей. С точки зрения охваченной территории рынок может быть узким или широким.

В каждой точке системы РМС позиционируются интегрированные компании, имеющие определенный про-

филь (табл. 2). В рассматриваемом варианте системы РМС можно выделить четыре характерные зоны.

Первая зона определяет интегрированные компании, производящие узкую номенклатуру изделий, поставляемых на один рынок. Изменение положения внутри этой зоны возможно за счет реализации стратегии развития продукта, направленной на модификацию продукта, приводящую к расширению ассортимента взаимозаменяемых продуктов, стратегии развития рынка, направленной на расширение территорий, охваченных деятельностью ИПС или при сочетании стратегий развития продукта, развития рынка, сокращения.

Стратегии захвата рынка, вертикальной интеграции, развития рынка (при условии охвата широкой территории), развития продукта (при условии выпуска широкого ассортимента) позволяют сохранить текущее положение в первой зоне.

Вторая зона определяет компании, производящие широкий ассортимент изделий узкой номенклатуры, поставляемых на разные рынки. Такое сочетание значений продуктово-рыночных координат имеет место в ситуации, когда производимые изделия различаются ценой и качеством и ориентированы на разные эшелоны рынка. Переход во вторую зону обязательно требует хотя бы однократной реализации стратегии центрированной диверсификации, связанной с вхождением в верхние и нижние эшелоны рынка, либо ее сочетания со стратегиями сокращения и развития рынка.

Изменение положения внутри зоны возможно за счет реализации стратегии развития рынка, связанной с рас-

узкая/ узкая/ широкая/ широкая/ номенклатура/

узкий широкий узкий широкий ассортимент

Система продуктово-рыночных координат

Таблица 2

Характеристика профилей ИК по зонам системы РМС

Зона РМС ПРОФИЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ

номенклатура ассортимент рынок

1 У У О У Производство специализированного продукта, продаваемого на едином рынке на узкой территории

У У О ш Производство специализированного продукта, продаваемого на едином рынке на широкой территории

У ш О У Производство широкой группы взаимозаменяемых товаров, продаваемых на одном рынке на узкой территории

У ш О ш Производство широкой группы взаимозаменяемых товаров, продаваемых на одном рынке на широкой территории

2 У ш м У Производство широкого ассортимента товаров узкой номенклатуры, различающихся ценой и качеством и продаваемых на разных рынках на узкой территории

У ш м ш Производство широкого ассортимента товаров узкой номенклатуры, различающихся ценой и качеством и продаваемых на разных рынках на широкой территории

3 ш У О У Производство различных взаимодополняющих товаров, продаваемых на одном рынке на узкой территории, номенклатура связанная

ш У О ш Производство различных взаимодополняющих товаров, продаваемых на одном рынке на широкой территории, номенклатура связанная

ш ш О У Производство товаров широкой номенклатуры и ассортимента, продаваемых на одном рынке на узкой территории. В рамках ассортиментных групп товары являются взаимозаменяемыми, а в пределах номенклатуры - взаимодополняющими, то есть номенклатура является связанной

ш ш О ш Производство товаров широкой номенклатуры и ассортимента, продаваемых на одном рынке на широкой территории. В рамках ассортиментных групп товары являются взаимозаменяемыми, а в пределах номенклатуры - взаимодополняющими, то есть номенклатура является связанной

4 ш У м У Производство товаров широкой номенклатуры, продаваемых на разных рынках на узкой территории, номенклатура несвязанная

ш У м ш Производство товаров широкой номенклатуры, продаваемых на разных рынках на широкой территории, номенклатура несвязанная

ш ш м У Производство товаров широкой номенклатуры и ассортимента, продаваемых на разных рынках на узкой территории. Возможны варианты продажи производимых продуктов на каждом рынке: - в рамках ассортиментных групп товары являются взаимозаменяемыми, номенклатура в целом является несвязанной - на каждый рынок поставляется одна номенклатурная позиция в широком ассортименте; - в рамках ассортиментных групп товары различаются ценой и качеством, номенклатура в целом является связанной - на каждый рынок поставляется группа взаимодополняющих товаров определенного уровня качества и цены; - в рамках ассортиментных групп товары различаются ценой и качеством, номенклатура в целом не является связанной - каждый рынок поставляется продукт одной номенклатурной позиции с определенным уровнем качества и ценя

ш ш м ш Производство товаров широкой номенклатуры и ассортимента, продаваемых на разных рынках на широкой территории. Возможны варианты продажи производимых продуктов на каждом рынке: - в рамках ассортиментных групп товары являются взаимозаменяемыми, номенклатура в целом является несвязанной - на каждый рынок поставляется одна номенклатурная позиция в широком ассортименте; - в рамках ассортиментных групп товары различаются ценой и качеством, номенклатура в целом является связанной - на каждый рынок поставляется группа взаимодополняющих товаров определенного уровня качества и цены; - в рамках ассортиментных групп товары различаются ценой и качеством, номенклатура в целом не является связанной - каждый рынок поставляется продукт одной номенклатурной позиции с определенным уровнем качества и ценя

Примечание. У - узкий ассортимент; Ш - широкий ассортимент; О - один рынок; М - много рынков.

ширением территорий, на которых представлена компания. Реализация стратегий захвата рынка, вертикальной интеграции, развития рынка (при условии охвата широкой территории), центрированной диверсификации в различные эшелоны рынка позволяет сохранить текущее положение во второй зоне.

Третья зона определяет компании, производящие широкую номенклатуру взаимодополняющих изделий, реализуемых на одном рынке. Переход в эту зону связан с реализацией стратегии горизонтальной диверсификации, либо ее сочетания со стратегиями сокращения, развития рынка, развития продукта.

Изменение положения внутри зоны достигается за счет реализации стратегий развития продукта, развития рынка, сочетания стратегий развития продукта, развития рынка, сокращения.

Стратегии захвата рынка, горизонтальной диверсификации, развития рынка (при условии охвата широкой территории), развития продукта (при условии широкого ассортимента) и стратегия вертикальной интеграции (для отдельных направлений деятельности) в развитии отдельных дивизионов позволяют сохранить текущее положение в третьей зоне.

Четвертая зона определяет интегрированные компании, производящие широкую номенклатуру несвязанных изделий, реализуемых на разных рынках. Переход в эту зону требует хотя бы однократной реализации стратегии конгломеративной диверсификации или центрированной диверсификации (за исключением центрированной диверсификации в различные эшелоны рынка) или их сочетания с другими стратегиями.

Изменение положения внутри зоны достигается за счет реализации стратегий развития продукта, развития рынка, сочетания стратегий развития продукта, развития рынка, сокращения.

Реализация стратегий захвата рынка, развития рынка (при условии охвата широкой территории), развития продукта (при условии широкого ассортимента), конгломе-ративной диверсификации, и стратегий вертикальной

интеграции, горизонтальной, центрированной диверсификации в развитии отдельных дивизионов позволяют сохранить текущее положение в четвертой зоне.

Таким образом, изменение положения ИК в системе РМС и ее профиля происходит в результате реализации структурного преобразования в рамках выбранной стратегии развития или определенной комбинации нескольких стратегий, применяемых в отношении различных направлений деятельности. Формализованное описание типа формируемой ИК можно представить в виде вектора

PIK = {PMC, St}. (2)

Представление профиля ИК и стратегии развития в системе производственно-рыночных координат создает основу для построения формализованных схем анализа, которые могут быть использованы в системе управления структурными преобразованиями при обосновании выбора типа процесса интеграционного преобразования.

Библиографический список

1. Аистова, М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегия, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям / М. Д. Аистова. М. : Альпина Паблишер, 2002. 287 с.

2. Ефремов, В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах / В. С. Ефремов. М. : Изд-во «Финпресс», 2001. 240 с.

3. Иванов, Ю. В. Слияние, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса / Ю. В. Иванов. М. : Альпина Паблишер, 2001. 224 с.

4. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : пер. с англ. / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд ; под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.

5. Утверждая научные принципы управления интегрированными компаниями // Российский экономический журнал. 2001. № 10. С. 3-24.

L. V. Sitnikova

REPRESENTATION OF STRATEGY AND STRUCTURE OF INTEGRATED COMPANY IN SYSTEM OF PRODUCTION-MARKET COORDINATES

The approach, being formed as a result of carrying out integrated transformation, to formal description of integrated company development strategy and profile is considered. The production-market coordinate system is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.