3. Данные годовых отчетов к собранию акционеров ОАО «Ижорские заводы» за 1992-2006 гг
4. Вествуд Дж. Маркетинговый план. СПб.: Питер, 2001. 256 с.
5. Еремин Ю. А. Методика сегментирования рынка продукции производственного назначения (основ-
ное технологическое оборудование) // Маркетинг в России и за рубежом. № 1 (27) 2002. 3-14 с.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. 736 с.
7. Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001. 432 с.
Л.В. Ситникова
Согласование системообразующих параметров при формировании интегрированных производственных систем
Конкурентоспособность предприятий и экономики в целом во многом определяется инновационным потенциалом, который создает основу для устойчивого и стабильного роста в условиях рыночных отношений. Многие исследователи отмечают, что предпосылкой формирования инновационного потенциала и дальнейшего инновационного развития является укрепление ресурсного и финансового потенциала предприятий, что на современном этапе достигается путем формирования и организационно-экономического построения интегрированных производственных систем (ИПС) [2].
Несмотря широкое в целом освещение в научной литературе вопросов становления и формирования ИПС в экономике, остается много нерешенных проблем. Это объясняется объективной сложностью такого объекта управления как ИПС.
Определение ИПС как многомерной и муль-типространственной системы [4] предполагает ее идентификацию в ряде структурированных пространств - экономических организаций, юридических лиц, технологий, производимых продуктов, рынков и других. Согласно системной методологии ИПС не содержится полностью ни в одном из идентификационных пространств и должна рассматриваться комплексно. Положение ИПС в каждом идентификационном пространстве можно определить соответствующим системообразующим параметром.
ИПС создаются и трансформируются в процессе интеграционных и дезинтеграционных структурных преобразований, связанных с изменением состава и структуры экономических субъектов, развитием связей и углублением взаимодействий между структурными составляющими. Управление структурными преобразова-
ниями будем называть структурным управлением. Сущность структурного управления заключается в воздействии на совокупности подсистем и внутрисистемные связи с целью перевода ИПС в новое качественное состояние, характеризующееся согласованным изменением всех или части системообразующих параметров, позволяющих снять противоречие между изменениями, происходящими во внешней среди внутренними возможностями эффективного функционирования. Структурное управление сложный процесс, требующий принятия серии взаимосвязанных решений по изменению системообразующих параметров.
Определяя качественное состояние ИПС, системообразующие параметры сами могут быть представлены базовыми векторами формального описания. Элементами этих векторов в общем случае являются характеристики, определяющих значение системообразующего параметра и условия, при которых системообразующий параметр может принимать определенное значение. Если несколько базовых векторов описания имеют общие характеристики, то между соответствующими системообразующими параметрами устанавливается определенный механизм согласования (рис. 1).
Реализуемая стратегия развития ИПС, задающая тип процесса интеграционно-дезинтегра-ционного преобразования, связана с положением потенциальных объектов интегрирования и формируемой ИПС в определенной зоне системы производственно-рыночных координат1 .
Формализованное описание стратегий можно представить в виде вектора:
1 Подробно система производственно-рыночных координат и характеристика ее зон представлены в [5]
Рис. 1. Механизм согласования системообразующих параметров ИПС
St = {P, M, Th, O, Op}, (1)
где St - стратегия, P - подмодель описания производимых продуктов, M - подмодель описания рынка, как совокупности существующих или потенциальных покупателей со сходными потребностями и продавцов продуктов, позволяющих удовлетворить эти потребности, Th - подмодель описания технологии, O - подмодель описания отрасли, как совокупности всех производителей или продавцов какого-либо продукта или группы продуктов, полностью заменяющих друг друга, Op - подмодель описания положения ИПС внутри отрасли, определяющее закрепление на определенной стадии отраслевой цепи создания продукта.
Подмодели Р и М задают положение ИПС в системе производственно-рыночных координат (РМС) и определяют ее тип, характеризуя номенклатуру, ассортимент, связанность выпускаемых продуктов и рынки, на которых присутствует компания:
P = {Nom, Ass}, (2)
M = {Mar, Terr}, (3)
где Nom, Ass, Mar, Terr - подмодели описания номенклатуры продукции, ассортимента, освоенных рынков и территорий соответственно.
Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции и рынок являются элементами вектора описания организационной структуры (табл. 1), определяющими условия выбора определенного варианта структуры.
Выбор способа проведения структурного преобразования диктуется интересами его потенциальных участников и степенью их согласованности, а также финансовыми ресурсами, определяющими возможность провести процесс преобразования путем слияния, поглощения, присоединения и т. д., которые различа-
ются схемой передачи прав и ответственности и тем, как меняется состав юридических лиц [1, 3] (рис. 2).
Для слияния, например, характерно полное обновление состава юридических лиц и полная передача всех прав и ответственности вновь образующимся юридическим лицам. Для присоединения характерно частичное изменение состава юридических лиц. Поглощение можно рассматривать как случай неполного присоединения, когда часть прав и ответственности сохраняются у поглощаемого предприятия. Сопоставление характеристик способов структурных преобразований и организационно-правовых форм с характеристиками организационно-экономической формы и стратегиями развития позволяет установить соответствие между указанными системообразующими параметрами (табл. 2).
Слияние и присоединение приводит к образованию ИПС с единым капиталом. Это характерно для таких организационно-экономических форм, как трест и комбинат, которые специализированы на выпуске одного или нескольких аналогичных видов продуктов, что ограничивает возможность применения этих форм первой и второй зонами системы РМС.
В результате поглощения образуются ИПС в форме концернов или конгломератов. Область применения горизонтальных и вертикальных концернов, создаваемых в результате горизонтальной и вертикальной интеграции - первая и вторая зоны, связаннодиверсифицированных конгломератов, создаваемых в результате связанной диверсификации - третья зона, несвязаннодиверсифициро-ванных конгломератов, создаваемых в результате несвязанной диверсификации - четвертая зона системы РМС. Не противоречиво, если связанная
Описание типов организационных структур
Тип структуры Функцио- Дивизиональная Матричная
нальная Продуктовая Географиче- Рыночная
Элементы вектора описания (ус- Дивизиональная Командная Многодиви- ская
ловия применения и характери- зиональная
стики)
Тип производства единичное мелкосерийное среднесерийное среднесе- среднесе- среднесе- массовое
рийное - рийное - рийное
массовое массовое
Номенклатура / Ассортимент узкая / узкий узкая / широкий широкая / широкая / узкая / широкая / ши-
узкии узкии широкии рокии
специализированный + + + +
к связанно + + + +
ы о диверсифицированный
я несвязанно диверсифицированный + +
Рынок: количество / террито- один /уз- один / широкая несколько / много / много / раз- несколько много / разные
рия кая широкая разные ные / узкая
Территориальное размещение 0 1 1 1,2 2 0, 1 1,2
Иерархические уровни управления 1. КУ 2. ФО 1. КУ 2. ФО 1. КУ 2. ФО 1. КУ 2. ПО 1. КУ 2. ПО 1. КУ 2. ПО 1. КУ 2. ФО, ПО,
3. ПУ 3. КРП 4. ПУ 3. ФО 4. ПУ 3. ФО 4. ПрУ 3. ФО 4. ПрУ КРП
Уровень специализации высокий, продукт высокий, средний, средний, высокий, низкий,
продукт продукт продукт покупатель продукт, территория
Уровень централизации централизация всех функциональных отделов централизация в рамках общей стратегии гибкая центра-
лизация всех
функциональ-
ных отделов
Самостоятельность подразде- зависимые зависимые отделы и подразделения производственные отделения независимые подразделения
лении отделы производственные зависимые, са- и самодостаточные независимые,
участки (продуктовые модостаточные самодостаточ-
группы) команды ные команды
Примечание: КУ — корпоративный уровень управления. ФО — функциональные отделы, ПУ — продуктовые участки, КРП - команды по развитию продук-
та, ПО — производственные отделения, ПрУ — производственные участки
0- управление, производства и реализации продукции расположены вблизи, 1 - управление, производства расположены вблизи, места реализации продук-
ции удалены, 2 - управление, производства и реализации продукции территориально удалены
Характеристика типов организационно-экономических форм
сл со
ОЭФ Цель объединения Характеристика продукции Зона РМС Наличие производственной общности Степень объединения хозяйственной деятельности Типы интеграционного преобразования Юридическая самостоятельность подразделений Участие подразделений в собственности друг друга Способы преобразования
при формировании ипс не приводящие к изменению ОЭФ действующей ИПС при формировании ИПС действующей ИПС
Трест Создание производственного комплекса Аналогичные продукты 1 Есть Объединение большинства сторон деятельности ги ги Полная потеря при объединении Полное объединение капиталов Слияние, присоединение Слияние, присоединение
Модификации продукта, различающиеся качеством и ценой 2 ги, сдэ ги, сдэ
Комбинат Аналогичные продукты 1 ви ви, ги
Модификации продукта, различающиеся качеством и ценой 2 ви, ги
Вертикальный концерн Производственное сотрудничество Аналогичные продукты 1 ви ви, ги Частичная потеря некоторыми подразделениями 20-100% уставного капитала Поглощение Поглощение, слияние и присоединение (при реализации стратегий развития дивизионов)
Модификации продукта, различающиеся качеством и ценой 2 ви, ги
Горизонтальный концерн Аналогичные продукты 1 ги ги
Модификации продукта, различающиеся качеством и ценой 2 ги, сдэ ги, сдэ
Связанноди-версифициро-ванный конгломерат Эффективное вложение капитала Продукты, имеющие рыночное соответствие 3 Объединение отдельных видов деятельности сдр ги, ви, сдр
Продукты, имеющие производственное соответствие 4 сдп ги, ви, сдп
Несвязанноди-версифициро-ванный конгломерат Несвязанные продукты, имеющие или не имеющие производственное соответствие 4 Нет нсд ги, ви, сдп, сдр, сдэ, нсд Сохранение
Рис. 2. Способы интеграционных структурных преобразований
диверсификация в рамках реализации стратегии центрированной диверсификации в различные эшелоны рынка будет проведена путем слияния или присоединения с образованием треста.
ИПС, находящиеся в третьей и четвертой зонах могут реализовывать стратегии развития отдельных бизнесов, приводящие к горизонтальной или вертикальной интеграции в этих бизнесах, как путем поглощения, так и путем слияния или присоединения.
Рассмотрение стратегий развития ИПС и анализ различных зон системы РМС [5] позволяют выделить стратегии, являющиеся условием вхождения в ту или иную зону, и стратегии, позволяющие сохранить положение ИПС в определенной зоне. Аналогично можно определить типы процессов интеграционных преобразований, являющиеся условием создания ИПС с заданной организационно-экономической формой, и типы процессов интеграционных преобразований, не приводящие к изменению организационно-экономической формы.
ИПС в форме треста образуется в результате горизонтальной интеграции в первой или второй зоне или в результате связанной диверсификации в различные эшелоны рынка во второй зоне путем слияния или присоединения. Повторная реализация указанных процессов интеграционных преобразований приводит к росту ИПС в рамках данной организационно-экономической формы.
Горизонтальная интеграция или связанная диверсификация в разные эшелоны рынка в указанных зонах путем поглощения приводит к образованию горизонтального концерна. В рамках этой организационно-экономической формы возможно неоднократное повторение этих процессов в рамках реализации стратегии развития всей
ИПС в целом или отдельного дивизиона. В последнем случае интеграционный процесс может проходить также путем слияния или присоединения.
Вертикальная интеграция в первой или второй зонах системы РМС в результате слияния или присоединения приводит к образованию комбината. Возможно проведение повторной вертикальной интеграции, распространяемой на предшествующие или последующие стадии процесса изготовления продукта. Не приведет к изменению организационно-экономической формы и горизонтальная интеграция путем слияния или присоединения других компаний. Горизонтальная интеграция может проходить в пределах отдельных производственных стадий, либо с компаниями, реализующими тот же состав производственных стадий. В результате вертикальной интеграции в первой или второй зонах, проведенной путем поглощения, образуется вертикальный концерн. Дальнейший рост в рамках вертикального концерна возможен в результате реализации интеграционных процессов, как и в случае с комбинатом. Основной способ проведения - поглощение. Если интеграционное преобразование осуществляется в рамках реализации стратегии развития одного из дивизионов, то интеграция может быть проведена путем слияния или присоединения.
ИПС в форме связанно диверсифицированного конгломерата образуется в третьей зоне системы РМС в результате связанной диверсификации в отрасли, имеющие рыночное соответствие путем поглощения или в четвертой зоне в результате связанной диверсификации в отрасли, имеющие производственное соответствие. Возможна повторная реализация указанных интеграцион-
ных процессов в соответствующих зонах. Не повлечет изменения организационно-экономической формы горизонтальная или вертикальная интеграция, проводимая в рамках реализации стратегий развития отдельных дивизионов, путем поглощения, слияния или присоединения.
ИПС в форме несвязанно диверсифицированного конгломерата образуются в четвертой зоне системы РМС в результате несвязанной диверсификации путем поглощения. В рамках данной организационно-экономической формы возможно неоднократное повторное проведение несвязанной диверсификации, а также интеграционного преобразования любого типа в рамках реализации стратегий развития отдельных дивизионов.
Характеристиками организационной структуры, определяющими вариант ее построения, являются состав и специализация подразделений, число уровней иерархии, степень централизации и децентрализации видов деятельности и функций. Остальные элементы вектора переменных, описывающего организационные структуры (табл. 1), определяют условия, при которых структура интегрированной компании будет строиться по определенной схеме.
Функциональная департаментализация предполагает деление организации на элементы, каждый из которых имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности. По мере диверсификации и расширения номенклатуры продукции и рынков функциональная структура трансформируется в дивизиональную и далее в многоди-визиональную. Суть такой трансформации заключается в создании дивизионов, имеющих в своей структуре некоторый состав функциональных подразделений. Какие именно виды деятельности и функции будут децентрализованы, а какие останутся централизованными в рамках всей ИПС во многом определяется значением производственно-рыночной координаты формируемой интегрированной компании, реализуемой стратегией развития и принимаемой организационно-экономической формы и характеристиками интегрируемых объектов.
Например, работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования требуют децентрализации в следующих случаях: в дивизионах установлено принципиально различное оборудование, используемое при изготовлении технологически разных продуктов, или на технологически разных стадиях единой производственно-технологической цепи, а также в случае, когда дивизионы территориально удалены друг от дру-
га. Полная централизация и создание единого в рамках всей интегрированной компании подразделения может иметь место в случаях, когда обслуживается однотипное оборудование (при изготовлении технологически родственных изделий) и когда дивизионы расположены в непосредственной близости.
Бизнес-планирование и учет - функции, которые полностью централизованы, если в структуре интегрированной компании нет юридически и хозяйственно самостоятельных дивизионов. В противном случае дивизионы, также как и компания в целом имеют отделы, выполняющие эти функции.
Производство централизовано, то есть в структуре компании имеется одно производственное подразделение (возможно со своей внутренней структурой), только в одном случае, когда выпускается ограниченная номенклатура технологически однородных изделий, поставляемых на один рынок, и в структуре компании нет территориально удаленных дивизионов.
Результаты проведенного анализа представлены в виде таблицы выбора степени централизации и децентрализации функций (табл.3).
Характер централизации функций и видов деятельности на уровне интегрированной компании в целом и их децентрализации по дивизионам позволяет сформировать типовые организационные структуры интегрированной компании, соответствующие ее положению в системе РМС, принимаемой организационно-экономической форме и характеристикам объектов интегрирования (табл.4, рис. 3).
Самостоятельные структурные подразделения ИПС - дивизионы концернов и конгломератов - также могут осуществлять интеграционные преобразования любого типа в рамках реализации стратегии развития дивизиона. Для каждой типовой организационной структуры можно сформировать варианты, отражающие особенности внутренней структуры дивизиона при различных стратегиях его развития. Процесс формирования вариантов структур дивизионов аналогичен процессу формирования структуры ИПС в целом, с сохранением порядка централизации и децентрализации функций по уровням и специализации производственных отделений в зависимости от характеристик дивизиона и объектов интегрирования и способа реализации процесса интеграционного преобразования.
Таблица 3
Характер централизации функций (фрагмент)
Функция Зона РМС Организационно-экономическая форма Расположение интегрируемых объектов Специализация интегрируемых объектов Централизация, децен-трализа-ция
Техническое обслу-жива-ние и ремонт оборудования 1 Трест Горизонтальный концерн Удалены Аналогичные продукты Д
Комбинат Вертикальный концерн Любое Любая
2 Трест Горизонтальный концерн Удалены Модификации продукта, разные по качеству и цене
Комбинат Вертикальный концерн Любое Последовательные стадии изготовления продукта
3 Связанно диверсифицированный конгломерат Любое Взаимодополняющие продукты
4 Связанно диверсифицированный конгломерат Удалены Продукты, имеющие производственное соответствие
Несвязанно диверсифицированный конгломерат Любое Разные продукты
1 Трест Горизонтальный концерн Близко Аналогичные продукты Ц
2 Трест Горизонтальный концерн Модификации продукта, разные по качеству и цене
Бизнес-планирование 1, 2 Трест Комбинат Любое Любая Ц
1, 2 Вертикальный концерн Горизонтальный концерн Ц-Д
3, 4 Любая
2 Вертикальный концерн Комбинат Последовательные стадии изготовления продукции
Трест Горизонтальный концерн Близко Модификации продукта, разные по качеству и цене
2 Трест Горизонтальный концерн Удалены Д
4 Любая для данной зоны1 Любое Любая
Производство 1 Трест Близко Аналогичные продукты Ц
1 Трест Удалены Д
Комбинат Горизонтальный концерн Вертикальный концерн Любое
2, 3, 4 Любая для данной зоны Любое Любая
2 См. табл. 2.
Согласование системообразующих параметров ИПС (фрагмент)
РМС ОЭФ Расположение интегрируемых объектов Специализация интегрируемых объектов Вид организационной структуры Характеристика варианта организационной структуры
Зона 1 Трест Близко Аналогичные продукты Функциональная Традиционная функциональная структура. Схема 1.
Удалены Дивизиональная продуктовая Продуктовые дивизионы выпускают аналогичную продукцию. Схема 2.
Горизонтальный концерн Близко Юридически самостоятельные продуктовые дивизионы выпускают аналогичную продукцию. Схема 3.
Удалены Юридически самостоятельные территориально удаленные продуктовые дивизионы выпускают аналогичную продукцию. Схема 4.
Комбинат Близко Последовательные производственные стадии Продуктовые дивизионы специализированы по технологическим стадиям. Схема 5.
Удалены Территориально удаленные продуктовые дивизионы специализированы по технологическим стадиям. Схема 6.
Вертикальный концерн Близко Последовательные производственные стадии Дивизиональная продуктовая Юридически самостоятельные продуктовые дивизионы специализированы по технологическим стадиям. Схема 7.
Удалены Территориально удаленные юридически самостоятельные продуктовые дивизионы специализированы. Схема 8.
Обозначения, принятые на схемах организационных структур: MFU° — продуктовый дивизион, MFUPB - дивизион, специализированный на технологической стадии, MFUP0B — дивизион, специализированный на обслуживании группы клиентов, PrU — производственное подразделение, MU — техническое обслуживание и ремонт оборудования, PerU — отбор и обучение персонала, CTU — конструкторско-технологическое обеспечение, RDU — НИОКР, MRU — рыночные исследования, SPU — стратегическое планирование, BPU — бизнес-планирование, AcU — учет, PucU — снабжение, SU — продажи, LU — юридическо-равовое обеспечение, HQ - дирекция
от со
Рги I I Реги I I Ми
[сти] ^ ^ ^ ^вР^ ^леи^ [р! ^ ^ ^ ьи ^
Рги I I Реги I I ми
С мп^ ) ...... £
[рег^] [ми] [с!,] [к,>^ [м!^ [к^] ^БРи] ^Лс^ ^ ^^
^ р.,] ^ВР^ ^Лси^ ^Рг^ ^БРи] [л!и]
[с!^ ^КР^ [м.к] ^КР^ ^БР^ [л!^ [риси] ^ ^ ^ ьи ^
й с^ с^ сл!и)
[ми] (РЗ [ми]
^ р.,] ^ст^ (^и] ^РгЗОТ^^З
^ ^КР^ ^мк I ^ ^ ^БР^ [Ри!^ ^ ^ ьи ]
^ .г) [сти] [ми] [реги] ^ [с!^ ^ ми] [реги]
[к!^ [мК и ^ ^ ^БР^ ^Лс^ ^Рие^ ^ ^ ьи ]
Рис. 3. Типовые схемы структур ИПС
Ну
мри.
мри.°
Схема 3
ну
ид
Схема 4
Схема 5
но
Схема 6
но
Окончание рис. 3
Проведенный анализ механизма согласования позволяет говорить о существовании объективных закономерностей формирования, функционирования и развития ИПС [6]. Эти закономерности определяют траекторию изменения поло-
жения ИПС в идентификационных пространствах и позволяют сформулировать методологию их исследования и системообразования и разработать методы моделирования и алгоритмы структурного управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аистова М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегия, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. М.: Альпина Паблишер, 2002. 287с.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007. 583 с.
3. Иванов Ю. В. Слияние, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2001. 244 с.
4. Клейнер Г. Системная парадигма и теория пред-
приятия/ Вопросы экономики, 2002, № 10, с. 47-69.
5. Ситникова Л. В. Формализованное описание стратегий и профиля интегрированных компаний в системе продуктово-рыночных координат / Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2006, № 6, т. 2, с. 175-183.
6. Ismagilova L., Sitnikova L. System Modelling in Structural Management of Integrated Production Systems Proceedings of 7th Int. Workshop on Computer Science and Information Technologies (CSIT'2005), Ufa, September 18-21, 2005. Ufa State Aviation Technical University, 2005 / Vol. 2, p.117-121.