Научная статья на тему 'О некоторых инструментах формирования вектора развития интегрированной компании'

О некоторых инструментах формирования вектора развития интегрированной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ / СТРАТЕГИИ РОСТА / ИНТЕГРАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / НЕЧЕТКИЕ МНОЖЕСТВА / INTEGRATED COMPANY / GROWTH STRATEGY / INTEGRATION / DIVERSIFICATION / FUZZY SETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситникова Лариса Владимировна

Один из путей развития компаний через реализацию стратегий роста связан с их участием в процессах слияний и поглощений в рамках горизонтальной, вертикальной интеграции или диверсификации. В статье представлены некоторые инструменты, позволяющие формировать вектор развития компании. Предложен подход к формализованному описанию профиля интегрированной компании в координатах «продукт - рынок» и изменения его положения при реализации различных стратегий роста. Рассмотрено применение теории нечетких множеств для анализа изменений профиля по координате «продукт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the ways of development companies through the implementation of growth strategies associated with their participation in the processes of mergers and acquisitions in the framework of horizontal, vertical integration or diversification. In this paper are shown some of the tools to generate a vector of development of the company. An approach to formalized description of the profile of integrated company in the coordinates "product - the market" are offered. Changes their positions during the various growth strategies are offered. The application of fuzzy set theory to analyze the changes the profile of the coordinate "product " are shown.

Текст научной работы на тему «О некоторых инструментах формирования вектора развития интегрированной компании»

Ситникова Л.В. О некоторых инструментах формирования вектора развития интегрированной компании

Дата: 31/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011

Аннотация: Один из путей развития компаний через реализацию стратегий роста связан с их участием в процессах слияний и поглощений в рамках горизонтальной, вертикальной интеграции или диверсификации. В статье представлены некоторые инструменты, позволяющие формировать вектор развития компании. Предложен подход к формализованному описанию профиля интегрированной компании в координатах «продукт - рынок» и изменения его положения при реализации различных стратегий роста. Рассмотрено применение теории нечетких множеств для анализа изменений профиля по координате «продукт».

Ключевые слова: интегрированные компании, стратегии роста, интеграция, диверсификация, нечеткие множества.

Abstract: One of the ways of development companies through the implementation of growth strategies associated with their participation in the processes of mergers and acquisitions in the framework of horizontal, vertical integration or diversification. In this paper are shown some of the tools to generate a vector of development of the company. An approach to formalized description of the profile of integrated company in the coordinates "product - the market" are offered. Changes their positions during the various growth strategies are offered. The application of fuzzy set theory to analyze the changes the profile of the coordinate "product " are shown.

Keywords: integrated company, growth strategy, integration, diversification, fuzzy sets.

Ситникова Лариса Владимировна кандидат экономических наук, доцент Уфимский государственный авиационно-технический университет

s-larissa.@yandex.ru

Выходные данные статьи: Ситникова Л.В. О некоторых инструментах формирования вектора развития интегрированной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Одной из особенностей современного этапа развития экономики являются активно протекающие процессы слияний и поглощений, в результате которых в экономике России сформировался сектор крупных интегрированных компаний (ИК). Многие из них после преобразования укрепляют свои позиции на рынке и расширяют сферы деятельности. Нельзя не отметить и тот факт, что наряду с интеграционными процессами в экономике имеют место процессы дезинтеграции - разукрупнения предприятий с выделением самостоятельных производств, имеющих статус юридического лица и нередко с сохранением контроля со стороны материнской компании. Интеграционные и дезинтеграционные структурные преобразования являются способом формирования вектора развития ИК [2].

Содержание структурных преобразований определяется выбранной стратегией роста и характеристиками участвующих в этом преобразовании экономических объектов (рис.1).

РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ

Захвата рынка Развития рынка Развития продукта Прямой вертикальной интеграции Обратной вертикальной интеграции Центрированной диверсификации Горизонтальной диверсификации Конгломеративной диверсификации

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНТЕГРИРУЕМЫМ КОМПАНИЯМ

Объединение компаний, выпускающих однородную продукцию Объединение компаний одной или различных отраслей по принципу технологического единства производственных процессов Объединение компаний различных отраслей, имеющих стратегическое соответствие Объединение компаний различных отраслей,не имеющих стратегического соответствия

Рисунок 1 -Типы интеграционных процессов и стратегий роста

Анализ стратегий роста с учетом их направленности позволят ввести в рассмотрение систему производственно рыночных координат (PMC) для формализованного описания стратегий роста и связанных с ними типов процессов структурных преобразований (рис.2).

Ось «продукт» определяет степень диверсифицированности компании с точки зрения широты ассортимента и номенклатуры

производимой продукции.

Ассортимент определяется как группа продуктов, схожих по своим функциям, характеру потребительских нужд, для удовлетворения которых их покупают. Ассортимент может быть узким или широким. Расширение ассортимента происходит одним из двух способов:

• наращиванием - за счет улучшения качества и соответствующего увеличения цены. В этом случае продукты ориентированы на разные эшелоны рынка;

• насыщением - за счет добавления новых товаров в существующих ассортиментных группах, поставляемых на один и тот же рынок.

Рисунок 2 -Система продуктово-рыночных координат (РМС)

ЗР - захват рынка, РР - развитие рынка, РП - развитие продукта, ВИ - вертикальная интеграция прямая и обратная, ЦЦЭ -центрированная диверсификация в верхние и нижние эшелоны рынка, ЦЦ - центрированная диверсификация, ГЦ - горизонтальная

диверсификация, КД - конгломеративная диверсификация

Номенклатура - совокупность ассортиментных групп, которая может быть связанной (при производстве взаимодополняющих товаров, поставляемых на один рынок) и несвязанной (при производстве разных товаров, продаваемых на разных рынках).

Ось «рынок» определяет степень диверсифицированности компании с точки зрения рынков. Компания может работать на одном рынке, продавая свои продукты одной определенной группе потребителей, или нескольких рынках, продавая разные продукты разным группам потребителей. С точки зрения охваченной территории рынок можно рассматривать как узкий или широкий.

В каждой точке системы РМС позиционируется интегрированные компании, обладающие определёнными характеристиками (табл.1). В первой зоне позиционируются интегрированные компании, производящие узкую номенклатуру изделий, поставляемых на один рынок. Изменение положения внутри этой зоны возможно за счёт реализации стратегии развития продукта, направленной на модификацию продукта, приводящую к расширению ассортимента взаимозаменяемых продуктов, стратегии развития рынка, направленной на расширение территорий, охваченных деятельностью компании или при сочетании стратегий развития продукта, развития рынка, сокращения.

Стратегии захвата рынка, вертикальной интеграции, развития рынка (при условии охвата широкой территории), развития продукта (при условии выпуска широкого ассортимента) позволяют сохранить текущее положение в первой зоне.

Во второй зоне позиционируются компании, производящие широкий ассортимент изделий узкой номенклатуры, поставляемых на разные рынки. Такое сочетание значений продуктово-рыночных координат имеет место в ситуации, когда производимые изделия различаются ценой и качеством и ориентированы на разные эшелоны рынка. Переход во вторую зону обязательно требует хотя бы однократной реализации стратегии центрированной диверсификации, связанной с вхождением в верхние и нижние эшелоны рынка, либо её сочетания со стратегиями сокращения и развития рынка.

Изменение положения внутри зоны возможно за счет реализации стратегии развития рынка, связанной с расширением территорий, на которых представлена компания. Реализация стратегий захвата рынка, вертикальной интеграции, развития рынка (при условии охвата широкой территории), центрированной диверсификации в различные эшелоны рынка позволяет сохранить текущее положение во второй зоне.

Третья зона определяет компании, производящие широкую номенклатуру взаимодополняющих изделий, реализуемых на одном рынке. Переход в эту зону связан с реализацией стратегии горизонтальной диверсификации, либо её сочетания со стратегиями сокращения, развития рынка, развития продукта.

Изменение положения внутри зоны достигается за счёт реализации стратегий развития продукта, развития рынка, сочетания стратегий развития продукта, развития рынка, сокращения.

Стратегии захвата рынка, горизонтальной диверсификации, развития рынка (при условии охвата широкой территории), развития продукта (при условии широкого ассортимента) и стратегия вертикальной интеграции (для отдельных направлений деятельности) в развитии отдельных дивизионов позволяют сохранить текущее положение в третьей зоне.

Четвертая зона определяет интегрированные компании, производящие широкую номенклатуру несвязанных изделий, реализуемых на разных рынках. Переход в эту зону требует хотя бы однократной реализации стратегии конгломеративной диверсификации или центрированной диверсификации (за исключением центрированной диверсификации в различные эшелоны рынка), или их сочетания с другими стратегиями.

Изменение положения внутри зоны достигается за счёт реализации стратегий развития продукта, развития рынка, сочетания стратегий развития продукта, развития рынка, сокращения.

Реализация стратегий захвата рынка, развития рынка (при условии охвата широкой территории), развития продукта (при условии широкого ассортимента), конгломеративной диверсификации, и стратегий вертикальной интеграции, горизонтальной, центрированной диверсификации в развитии отдельных дивизионов позволяют сохранить текущее положение в четвертой зоне.

Таким образом, в результате реализации структурного преобразования в рамках выбранной стратегии роста или их определенной комбинации происходит изменение положения компании в системе РМС. В табл.2 представлены возможные стратегии перемещения ИК в системе РМС.

Перемещение по оси «продукт» связано с сохранением, прекращением или началом производства продуктов, что во многом определяется этапами их жизненных циклов. Для принятия соответствующих решений необходимо оценить динамику жизненных циклов отдельных продуктов.

По классической концепции, одним из основных и очевидных признаков, характеризующих стадии жизненного цикла, является изменение объема продаж. Однако, такие характеристики объемов продаж на стадиях внедрения, роста, зрелости и спада, как слабый, медленнорастущий, быстрорастущий, стабильный, падающий соответственно, не задают количественную меру, позволяющую установить границу между отдельными стадиями жизненного цикла и имеют контекстную зависимость. Решить эту проблему можно путем применения теории нечетких множеств, методы которой позволяют построить функциональное соответствие между нечеткими лингвистическими описаниями («медленный рост», «быстрый рост», «близкий к нулевому рост», «отрицательный рост») и специальными функциями, выражающими степень принадлежности значений измеряемого параметра - темпа прироста объема продаж - упомянутым нечетким описаниям.

Таблица 1 - Описание интегрированных компаний в системе РМС (фрагмент)

Зона PMC Характеристика компании

Номенклатура Ассортимент Рынок

1 У У О У Производство специализированного продукта, продаваемого на едином рынке на узкой территории

У У О ш Производство специализированного продукта, продаваемого на едином рынке на широкой территории

У ш О У Производство широкой группы взаимозаменяемых товаров, продаваемых на одном рынке на узкой территории

У ш О ш Производство широкой группы взаимозаменяемых товаров, продаваемых на одном рынке на широкой территории

2 У ш м У Производство широкого ассортимента товаров узкой номенклатуры, различающихся ценой и качеством и продаваемых на разных рынках на узкой территории

У ш м ш Производство широкого ассортимента товаров узкой номенклатуры, различающихся ценой и качеством и продаваемых на разных рынках на широкой территории

3 ш У О У Производство различных взаимодополняющих товаров, продаваемых на одном рынке на узкой территории, номенклатура связанная

ш У О ш Производство различных взаимодополняющих товаров, продаваемых на одном рынке на широкой территории, номенклатура связанная

ш ш О У Производство товаров широкой номенклатуры и ассортимента, продаваемых на одном рынке на узкой территории. В рамках ассортиментных групп товары являются взаимозаменяемыми, а в пределах номенклатуры - взаимодополняющими, то есть номенклатура является связанной.

ш ш О ш Производство товаров широкой номенклатуры и ассортимента, продаваемых на одном рынке на широкой территории. В рамках ассортиментных групп товары являются взаимозаменяемыми, а в пределах номенклатуры - взаимодополняющими, то есть номенклатура является связанной.

4 ш У м У Производство товаров широкой номенклатуры, продаваемых на разных рынках на узкой территории, номенклатура несвязанная

ш У м ш Производство товаров широкой номенклатуры, продаваемых на разных рынках на широкой территории, номенклатура несвязанная

Примечание: У - узкий ассортимент Ш - широкий ассортимент О - один рынок М - много рынков

Таблица 2 - Стратегии перемещения в системе РМС (фрагмент)

Текущая координата Новая координата

УУОУ ууошушоу ушош ушму ушмш шуоу шуош шшоу шшош шуму шумш шшму шшмш

УУОУ ЗР, ВИ РР РП РП+РР ЦДЭ ЦДЭ+РР ГД ГД+РР ГД+РП ГД+РП+ РР ЦД, КД ЦД+РР, КД+РР КД+РП, ГД+ЦД, КД+ЦД КД+РП+РР, ГД+ЦД+РР, КД+ЦД+РР

УУОШ С ЗР, ВИ, РР РП+С РП ЦДЭ+С ЦДЭ ГД+С ГД ГД+РП+С ГД+РП ЦД+С, КД+С ЦД, КД КД+РП+С, ГД+ЦД+С, КД+ЦД+С КД+РП, ГД+ЦД, КД+ЦД

УШОУ С С+РР ЗР, ВИ, РП РР ЦДЭ ЦДЭ+РР ГД+С ГД+С+РР ГД+РП ГД+РП+ РР ЦД+С, КД+С ЦД+С+ РР, КД+С+ РР КД+РП, ГД+ЦД, КД+ЦД КД+РП+РР, ГД+ЦД+РР, КД+ЦД+РР

УШОШ С С С ЗР, ВИ, РР, РП ЦДЭ+С ЦДЭ ГД+С ГД+С ГД+ ГД+РП ЦД+С, КД+С ЦД+С, КД+С КД+РП+С, ГД+ЦД+С, КД+ЦД+С КД+РП, ГД+ЦД, КД+ЦД

ШУМУ С С+РР С+РП С+РП+РР С+ЦДЭ С+ЦДЭ+ РР С+ГД С+ГД+РР С+ГД+ РП С+ГД+ РП+РР ЗР, ВИ, КД, ЦД, ГД РР РП РП+РР

ШУМШ С С С+РП С+РП С+ЦДЭ С+ЦДЭ С+ГД С+ГД С+ГД+ РП С+ГД+ РП С ЗР, ВИ, КД, ЦД, РР, ГД РП+С РП

ТТТТТТМУ С С+РР С, С+РП С+РР, С+РП+РР С+ЦДЭ С+ЦДЭ+ РР С+ГД С+ГД+РР С+ГД+ РП С+ГД+ РП+РР С С+РР ЗР, ВИ, КД, ЦД, РП, ГД РР

ШШМШ С С С, С+РП С, С+РП С+ЦДЭ С+ЦДЭ С+ГД С+ГД С+ГД+ РП С+ГД+ РП С С С ЗР, ВИ, КД, ЦД, РП, РР, ГД

ЗР - захват рынка, РР - развитие рынка, РП - развитие продукта, ВИ - вертикальная интеграция прямая и обратная, ЦДЭ -центрированная диверсификация в верхние и нижние эшелоны рынка, ЦД - центрированная диверсификация, ГД - горизонтальная диверсификация, КД - конгломеративная диверсификация

В качестве критерия, позволяющего установить границы между отдельными стадиями жизненного цикла, примем изменение темпов прироста объема продаж в натуральном выражении. Целесообразность данного выбора объясняется следующим:

• темп прироста не только косвенно характеризует отношение двух сравниваемых уровней объемов продаж, но и абсолютный прирост в относительных величинах, который может быть как положительным, так и отрицательным;

• натуральные измерители объема продукции позволяют оценить реальные объемы реализации продукции, исключив влияние ценового фактора.

Пусть в нашем случае и - универсальное множество значений темпов прироста объемов продаж, изменяющихся в некоторых пределах от -ир до +ир. Понятия «отрицательный рост», «близкий к нулевому рост», «медленный рост», «быстрый рост» характеризуют темпы прироста объемов продаж на стадиях спада, зрелости, внедрения, и роста, и могут быть представлены нечеткими множествами К1, К2, КЗ, К4 соответственно. Эти нечеткие множества являются подмножествами множества и и определяются через функции принадлежности цКУ(и), цК2(Ц), ЦК3(Ц), цК4(Ц). Указанные функции отображают элементы ш множества и на множество вещественных чисел интервала [0, 1], которые указывают степень принадлежности каждого элемента соответствующему нечеткому множеству, определяющуюся в процессе опроса экспертов. Функции принадлежности элементов множества и к понятиям, представленным нечеткими множествами К1, К2, КЗ, К4 показаны на рис.З.

Принадлежность к нечеткому множеству К1, соответствующему понятию «отрицательный рост», составляет 1 для темпов прироста ы1 и меньше. Принадлежность к нечеткому множеству К2, соответствующему понятию «близкий к нулевому рост», составляет 1 для темпа прироста м2=0. Принадлежность к нечеткому множеству КЗ, соответствующему понятию «медленный рост», составляет 1 для темпа прироста м3. Принадлежность к нечеткому множеству К4, соответствующему понятию «быстрый рост», составляет 1 для темпов прироста ш4 и более.

Иг

]

0,8

0,1

И

Рисунок 3 - Функции принадлежности

Темп прироста и5 можно отнести к нечеткому множеству К2, поскольку степень принадлежности этому нечеткому множеству выше степени его принадлежности нечеткому множеству К1.

Точки пересечения функций принадлежности определяют пограничные значения темпов прироста и6, и7, и8, которые разделяют стадии жизненного цикла. Рассмотрим порядок определения этих значений на примере пересечения двух функций принадлежности цК1(Ц) и цК2(Ц) (рис.4).

Поскольку функция принадлежности строится на основе опроса экспертов, она представляет собой кусочно-линейную функцию. Отрезки, пересечение которых определяет пограничное значение темпа прироста и', принадлежат прямым у1(и) и у2(и), где в качестве аргумента выступают элементы ш множества и, а в качестве значений функции выступают степени принадлежности соответствующих элементов ш соответствующие нечетким множествам. Прямая у1(и) проходит через две точки с координатами (и1; СП2) и (и4; СП1). Прямая у2(и) проходит через две точки с координатами (и2; СП1) и (и3; СП2). Уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, образующие своим пересечением пограничные значения, можно представить в следующем виде:

1)

, ч СП2-СП1 СП2-СП1

[и) ------х и + СП1 - и1 ----------

(2)

Пограничное значение темпа прироста определяется из условия равенства: V, (а')= V- Ы)

(3)

Рисунок 4 - Определение пограничных значений темпов прироста

Для идентификации стадии жизненного цикла по фактическим значениям темпов прироста объемов продаж необходимо сформировать систему правил. Анализ функций принадлежности (рис.3) позволяет сформулировать следующие очевидные утверждения:

П.1

ЕСЛИ темп прироста объема продаж <и(, ТО стадия жизненного цикла = спад

П.2:

ЕСЛИ темп прироста объема продаж >и, & темп прироста объема продаж < и-ТО стадия жизненного цикла = зрелость

П.3

П.4:

ЕСЛИ темп прироста объема продаж >и^ & темп прироста объема продаж < и-,

ТО стадия жизненного цикю = внедрение

ЕСЛИ темп прироста объема продаж > и-, ТО стадия жизненного цикю — рост

Однако этот набор правил требует уточнений и дополнений с учетом ряда соображений:

• в реальных условиях в пределах одной стадии жизненного могут иметь место колебания объемов продаж. Следовательно, в систему правил необходимо включить условия, позволяющие отличить ситуацию отклонения темпа прироста объема продаж от основной тенденции, характерной для данной стадии и представляемой типичной кривой жизненного цикла, от ситуации, когда изменение темпа прироста объема продаж связано с переходом к следующему этапу жизненного цикла (рис.5), иными словами необходимы правила, позволяющие идентифицировать моменты перехода от одной стадии жизненного цикла к другой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• для пограничных значений темпов прироста объемов продаж необходимо предусмотреть дополнительные условия, позволяющие сделать однозначный вывод относительно стадии жизненного цикла;

• на практике кривые жизненного цикла могут не иметь отдельных ярко выраженных стадий. Следовательно, в системе должны присутствовать правила, позволяющие выявить такие случаи.

Обратим внимание на то, что следует различать случаи, когда темпы прироста фактических значений объемов продаж в точках отклонения от кривой жизненного цикла на определенной стадии не выходят за пределы пограничных значений темпов прироста, отделяющих данную стадию от смежных с ней (рис.5, ситуация 1), и случаи, когда темпы прироста фактических значений объемов продаж в точках отклонения от кривой жизненного цикла на определенной стадии выходят за указанные пределы (рис.5, ситуация 2). Если на всем протяжении жизненного цикла отсутствуют отклонения второго вида, то имеет место типичная кривая жизненного цикла. В противном случае на протяжении жизненного цикла имеют место повторы основных стадий жизненного цикла. По оценкам специалистов изменение продаж происходит в соответствии с типичной кривой жизненного цикла в 90% случаев.

Рисунок 5 - Типичная кривая жизненного цикла и изменение фактических объемов продаж

Сформулированные правила П.1-П.4 позволяют по точечным значениям темпов прироста объемов продаж в конкретный момент времени провести предварительную идентификацию стадии жизненного цикла, при этом темпы прироста укладываются в следующие диапазоны для разных стадий:

для стадии спада (С)

для стадии зрелости (3) -

для стадии внедрения (В)

[«;:и7] [ы-1иг]

для стадии роста (Р)

Это значит, что в пределах отдельных этапов жизненного цикла в последовательные моменты времени возможны следующие типы колебаний в изменении темпов прироста объемов продаж:

• на стадии внедрения: В - В - В/Р - В- 3/В - В/Р - 3/В,

• на стадии роста: Р - Р - В/Р - Р,

• на стадии зрелости: 3 - 3 - С/3 - 3 - 3/В - С/3 - 3/В,

• на стадии спада: С - С - С/3 - С,

где В, Р, 3, С - значения темпов прироста объемов продаж, в большей степени принадлежащие нечетким множествам, характеризующим стадии внедрения, роста, зрелости, спада, В/Р, С/3, 3/В - пограничные для двух смежных нечетких множеств значения темпов прироста. С учетом этого можно принять правила, определяющие порядок смены стадий.

Если на стадии внедрения в некоторый момент времени X зафиксировано любое из двух возможных для данной стадии пограничных значение темпов прироста (рис.3), то считаем, что смены стадии не происходит, если в следующий момент времени х+1 темп прироста в большей степени соответствует стадии внедрения. Если в момент времени X зафиксировано пограничное значение темпа прироста «внедрение/рост» и в следующий момент времени х+1 темп прироста в большей степени соответствует стадии роста, то считаем, что в момент времени X произошел переход к стадии роста. Учитывая то, что нечеткое множество темпов прироста, характерных для стадии внедрения граничит не только с нечетким множеством темпов прироста, характерных для стадии роста, но и с нечетким множеством темпов прироста, характерных для стадии зрелости (рис.3), то необходимо предусмотреть ситуацию перехода со стадии внедрения к стадии зрелости без быстрого роста. В этом случае условие перехода следующее: если в момент времени X зафиксировано пограничное значение темпа прироста «внедрение/зрелость» и в следующий момент времени х+1 темп прироста в большей степени соответствует стадии зрелости, то считаем, что в момент времени X произошел переход к стадии зрелости.

Аналогично формулируются правила для стадии зрелости. Если на стадии зрелости в некоторый момент времени X зафиксировано любое из двух для данной стадии пограничных значений темпов прироста, то считаем, что смены стадии не происходит, если в следующий момент времени t+1 темп прироста в большей степени соответствует стадии зрелости. Если в некоторый момент времени X зафиксировано пограничное значение «спад/зрелость» и в следующий момент времени t+1 темп прироста в большей степени соответствует стадии спада, то считаем, что в момент времени X произошел переход к стадии спада. Нечеткое множество темпов прироста, характерных для стадии зрелости граничит не только с нечетким множеством темпов прироста, характерных для стадии спада, но и с нечетким множеством темпов прироста, характерных для стадии внедрения (рис.3). Если в некоторый момент времени X зафиксировано пограничное значение «зрелость/внедрение» и в момент времени t+1 темп прироста в большей степени соответствует стадии внедрения, то имеет место нетипичная кривая жизненного цикла, которая в данном случае не рассматривается.

Каждое из нечетких множеств темпов прироста объема продаж, характерных для стадий роста и спада, в отличие от стадий внедрения и роста граничит только с одним нечетким множеством. Если на стадии роста в некоторый момент времени X зафиксировано пограничное значение темпов прироста (для типичной кривой жизненного цикла это может быть только «внедрение/рост»), то считаем, что смены стадии не происходит. Смена стадии произойдет только в тот момент времени, когда будет зафиксирован темп роста, характерный для стадии зрелости (включая пограничные значения), либо для стадии спада (случай неявно выраженной стадии зрелости). Если на стадии спада в некоторый момент времени X зафиксировано пограничное значение темпов прироста (для типичной кривой жизненного цикла это может быть только пограничное значение «спад/зрелость»), то считаем, что смены стадии не происходит.

Все остальные варианты переходов нехарактерны для типичной кривой жизненного цикла.

Таким образом, система правил может быть дополнена условиями, позволяющими идентифицировать границы стадий жизненного цикла. Эти условия обосновывают вывод о принадлежности некоторого значения темпа прироста объема продаж одному из нечетких множеств К1, К2, КЗ, К4 на основе сравнительного анализа значений темпов прироста объемов продаж в предшествующие и последующие моменты времени. Предлагаемая система правил представлена в таб.З.

Таблица 3 - Система правил определения границ стадий жизненного цикла по значениям темпов прироста объемов продаж

№ Содержание правила

2

П.1 Если (в момент времени ї темп прироста объема продаж < иб), то (стадия жизненного цикла предварительно = спад)

П.2 Если (в момент времени ї темп прироста объема продаж > и6) & (темп прироста объема продаж <и7), то (стадия жизненного цикла предварительно = зрелость)

П.3 Если (вмомент времени ї темп прироста объема продаж > и7) & (темп прироста объема продаж <и8), то (стадия жизненного цикла предварительно = внедрение)

П.4 Если (в момент времени ї темп прироста объема продаж > и8), то (стадия жизненного цикла предварительно = рост)

П.5 Если (в момент времени ї темп прироста объема продаж = и6), то (предварительно пограничное значение = спад/зрелость)

П.6 Если (вмомент времени ї темп прироста объема продаж = и7), то (предварительно пограничное значение = зрелость/внедрение)

П.7 Если (в момент времени ї темп прироста объема продаж = и8), то (предварительно пограничное значение = внедрение/рост)

П.8 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = внедрение) & (в момент времени ї пограничное значение = внедрение/рост или зрелость/внедрение) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = внедрение), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = внедрение)

П.9 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = внедрение) & (в момент времени ї пограничное значение = внедрение/рост) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = рост), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = рост)

П.10 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = внедрение) & (в момент времени ї пограничное значение = зрелость/внедрение) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = зрелость), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = зрелость)

П.11 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = зрелость) & (в момент времени ї пограничное значение = спад/зрелость или зрелость/внедрение) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = зрелость), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = зрелость)

П.12 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = зрелость) & (в момент времени ї пограничное значение = спад/зрелость) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = спад), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = спад)

П.13 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = рост) & (в момент времени ї пограничное значение = внедрение/рост) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = рост), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = рост)

П.14 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = рост) & (в момент времени ї пограничное значение = внедрение/рост) & (в момент времени ї+1 (стадия жизненного цикла предварительно = зрелость или спад) или (пограничное значение = зрелость/внедрение или зрелость/спад)), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = зрелость)

П.15 Если (в момент времени ї-1 стадия жизненного цикла предварительно = спад) & (в момент времени ї пограничное значение = спад/зрелость) & (в момент времени ї+1 стадия жизненного цикла предварительно = спад), то (в момент времени ї стадия жизненного цикла = спад)

Пример применения системы правил представлен в [1]. Представленная система правил является открытой и при необходимости может быть дополнена новыми правилами, учитывающими, в том числе, и особенности нетипичных кривых жизненного цикла.

Представленные инструменты создают основу для построения формализованных схем анализа, позволяющих формировать вектор развития интегрированной компании, о чем подробнее написано в [2].

Библиографический список:

1. Бастрикова О.И., Ситникова Л.В. Анализ жизненных циклов на основе применения теории нечетких множеств // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - N° 4. - С. 77-86.

2. Исмагилова Л.А., Гилева Т.А., Ситникова Л.В. Управление развитием производственно-экономических систем: интегративный и интеллектуальный аспекты. - М.: Экономика, 2010. - 527 с.

№ гос. рег. статьи 0421100034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал

http://uecs.mcnip.ru

ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ш/modules.php?name=News&file=artide&sid=318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.